V. Речь при первом посещении Казанской Духовной Семинарии 10 . О подготовке воспитанников к просветительной деятельности среди инородцев При своем первом посещении Казанской Семинарии, я хотел бы остановить ваше внимание на задачах именно этой школы. Семинария для Епархиального Архиерея должна быть предметом особенно внимательных забот. Если другое, близкое к семинарии, духовно-учебное заведение – академия – имеет значение для всей России и даже вселенской Церкви, то назначение семинарии гораздо уже, исчерпывается нуждами местной епархии. Поэтому-то семинария и особенно дорога для Епархиального Архипастыря. Особенность Казанской епархии – разноверность и разноплеменность ее населения требует особого направления пастырской деятельности в епархии; служение пастыря в Казанской епархии есть по преимуществу служение миссионерское. Поэтому еще в семинарии учащиеся должны готовиться к своему служению особенным образом, должны по преимуществу воспитывать в себе миссионерское направление. Сколько из вас природных черемис, чуваш и татар, и сколько русских, изучающих эти языки в семинарии? (О. ректор доложил Его Высокопреосвященству о количестве учащихся инородцев). Не напрасно я задаю эти вопросы. По опыту служения в Рижской епархии, имеющей значительное сходство с Казанской по разноплеменности населения, я знаю, как ценят инородцы богослужение и проповедь на их наречиях. Я сам помню, как они, не исключая и женщин, целовали после этих богослужений мне руки и плача и со слезами радости говорили: «он нас не чуждается». Не следует забывать о продолжающемся отпадении старокрещенных татар в мусульманство. В этом зле может быть не мало виноваты пастыри и ближайшим образом те, которым вверены эти татарские приходы и которые недостаточно заботились о просвещении своих прихожан. Эта-то просветительная деятельность среди инородцев и есть главная задача, к которой должна готовить семинария. Священник не есть только религиозный руководитель: он есть просветитель. Просветительная деятельность, в частности учительство в церковно-приходских школах, – это главное призвание всякого, кто учился в семинарии, выходит ли он из нее по окончании полного курса, или же, по разным причинам, ранее. И это учительство непременно должно соединяться с служением Церкви в должностях, псаломщика или диакона. Служение псаломщика и диакона не состоит только в отправлении богослужения; главное их назначения – обучение детей в школах грамоты и непременно церковному пению. Эти занятия им дают такое авторитетное положение в приходе, что они делаются предметом уважения прихожан и их ближайшими советниками по всем нуждам. Им доверяют иногда более, чем своему священнику. Не могу вспомнить своего почившего родителя-псаломщика, который еще в то давнее время занимался в церковной школе, не смотря на бедность и величину сельского прихода, и оставил после себя в приходе до 800 грамотных, в том числе до 20 девочек, и пользовался величайшим уважением всех прихожан... Господь да благословит вас!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XCVI. Речь при открытии курсов для учащих в церковных школах Казанской епархии 100 . О пользе педагогических курсов Мы знакомы с курсами много лет. Думаю и вы отчасти знакомы с ними, так как вы собрались из тех мест, где живут учителя, уже бывшие на педагогических курсах, которые вам, вероятно, рассказывали, что такое курсы, как живут и что делают на курсах. Педагогические курсы, как по своей задаче, так и по постановке учебно-воспитательного дела, имеют весьма благодетельное и полезное значение. Нельзя не пожалеть, что не всем учителям и учительницам можно одновременно участвовать на курсах, потому что сделать это трудно и даже невозможно... Поэтому счастливы вы, что проведете теперь несколько недель на курсах и сами увидите, насколько они благодетельны и полезны для вас. Часто приходится слышать, что у нас слишком велики вакации, что учащиеся слишком долго отдыхают и многое в течение этого времени забывают и даже отвыкают от школы. И это в действительности так бывает. Правда, такие длинные каникулы являются делом необходимости, потому что дети-ученики участвуют в полевых работах своих родителей, а работы эти начинаются ранней весной и оканчиваются иногда поздней осенью. Но для того, чтобы дети не совсем отвыкли от школы, не забыли изученного, а главное того, чтобы не выдохся у них дух церковности за продолжительное свободное от влияния школы лето, весьма полезно собирать детей хотя несколько раз за лето в здание школы и вести с ними соответственные беседы. Пять месяцев вакационного времени слишком большой период, не только для учеников, но даже и для учителя; за такой период времени можно отвыкнуть от школы и самому учителю. Вот здесь-то и сказывается благодетельное и полезное влияние педагогических курсов. Курсы – это оазис, и оазис цветущий для учителя среди бесцветного продолжительного лета. Курсы берут вас из далеких и разных частей епархии в большой город, ставят вас лицом к лицу с высшими лицами управляющими и участливо относящимися к вверенному вам делу, возбуждают в вас оживление, интерес и энергию к делу, знакомят с практической и теоретической сторонами учебно-воспитательного дела, дают вам возможность ознакомиться с святынями, историческими и другими достопримечательностями города и т.п., словом ваша духовная жизнь явится наполненной.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XX. Речь при открытии Попечительства при церкви Чистопольского духовного училища о бедных учениках 24 . Неотложная надобность в открытии Попечительства. Я очень счастлив и рад, что мне пришлось ознаменовать свое первое посещение и служение в училищной церкви добрым делом – открытием Попечительства о бедных учениках. Открытие таковых попечительств для помощи бедным ученикам я всегда и везде ставил в своем служении первой задачей; облегчить получение образования бедным ученикам – первая и главная моя забота. Бедность нашего духовенства, особенно низших членов причта, известна всем; я знаю эту бедность, знаю ее не только по своему служебному положению, но и по личному опыту; я сам ее испытал. Я сам сын бедного дьячка, следовательно сам прошел суровую школу жизни... В училище я бегал босиком, в одном крашенинном халате, питался самым неприхотливым образом. Поступив в академию, я получал от отца на свое содержание 9 р. в год, чтобы поступить в академию я шел 700 верст пешком, пользуясь по временам услугами какого-либо крестьянина, попадавшегося на пути, и который посадит, бывало, меня на какой-нибудь куль или мешок, и подвезет некоторое расстояние... Все эти лишения и материальные невзгоды так мне памятны, что я дал себе слово, когда это сделается для меня возможными, избавлять от них других. Вот почему и теперь, в своем служении, я и поставил своей первой задачею и целью помогать и облегчать нуждающимся детям доступ к получению образования. До сих пор Господь везде благословлял мои искренние труды и старания. Надеюсь, что Он не оставит меня и здесь своим благословением. К сему приглашаю всех здесь присутствующих, а особенно духовных лиц, которых дело это касается ближе всех. Надеюсь, что здешнее духовенство приметь самое деятельное участие в судьбах вновь открываемого Попечительства. Итак объявляю Попечительство открытым. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Священная история, обогащая ум познаниями о величайших мировых событиях, предлагает детям высокие образцы веры и нравственности в виде сонма великих праведников ветхого и нового завета. Объяснение богослужения вводит учащихся в сокровенные таинства нашей спасительной веры, а прохождение краткого катехизиса в школе систематически влечет детей к сознанию необходимости для человека праведной жизни. Таким образом, на прохождение в школах Закона Божия должно быть обращено особенное внимание, и вас – наблюдателей, я призываю следить, чтобы этот предмет всегда был в школе на должной высоте. Для этого вы должны всеми мерами убеждать о. о. законоучителей вести преподавание Закона Божия с должным вниманием и усердием. Побуждать их вы всегда имеете возможность по-братски, в частных беседах, не прибегая без нужды к жалобам, ибо эти доносы порождают только кляузничество и не приносят пользы делу. Укажу вам на близкий, известный мне пример, моего родного брата который был благочинным в течение 33 1 /2 лет и он во все время не писал ни одного доноса на подведомое ему духовенство, а его благочиние, несмотря на это, было всегда одним из лучших. А что его духовенство любило и ценило, это оно выразило после его смерти, съехавшись на его погребение из отдаленных от места его смерти селений. Я уже вам говорил, что близость школы к церкви есть непременное условие полезности ее существования и благотворного воздействия на население. Чем же всего лучше приблизить школу к церкви? Какое средство должно вернее вести к этой цели? Одним из главных предметов обучения в церковных служит церковное пение и славянское чтение. Где же должны иметь применение эти предметы, как не в церкви? Участие школьников в церковном, чтении и пении имеет большое значение как для самих учащихся, так равно и для их родителей. Чрез участие в церковном чтении и пении учащиеся сродняются с церковью и стремление к участию в них нередко остается в бывших учениках на всю жизнь. Население же, слыша церковное чтение и пение учащихся, воочию убеждается в пользе школы и приобретает расположение к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В практике нашего церковного пения в настоящее время почти совершенно отсутствует обиходное пение; между тем, древние напевы – знаменный, Киевский и греческий, действуют самым желательным образом на души молящихся, и поэтому восстановление этих напевов я признаю необходимыми. Восстановление это возможно при помощи церковных школ, учителями которых назначаются в настоящее время бывшие ученики второклассных школ, в которых они получают довольно хорошую подготовку по церковному пению и в состоянии вводить обиходное пение и в церквах епархии. Таким образом, праздничное утро будет освещаться у всех прихожан должным образом, но остается еще вечер. Где может провести время с пользой наш русский крестьянин в праздничный вечер? Представленный сам себе крестьянин будет проводить время или в бесполезной беседе, или же предаваться крайне вредному пороку – пьянству. Отвратить от этого порока может и должна та же школа. Для осуществления этой цели весьма полезно и желательно вводить во всех школах, где это окажется удобным, по праздничным и воскресным дням религиозно-нравственные чтения, сопровождаемые пением. Такие чтения, отвлекая народ от праздного времяпровождения и соединенных с ним дурных наклонностей, в то же время действуют развивающим образом на простой народ. В чтениях народ может получать сведения по религиозно-нравственным вопросам и, таким образом, школа будет и в этом отношении помощницей церкви. Вот те главные средства, которыми располагает школа для образования народа в духе православия, церковности, преданности Престолу и любви к родине. Благословляя вас на ваши занятия, я предлагаю вам стремиться к проведению посредством церкви и школы – этих главных оснований благоденствия русского народа. Каждому из вас, наблюдатели, вверен целый уезд, и вы должны в нем проводить все мои предначертания, клонящиеся к улучшению положения школьного дела в епархии. Это дело дорого моему сердцу, и я придаю школам громадное значение для просвещения крестьянского населения. Чрез вас я имею возможность знать все, что делается во всей епархии, и чрез вас я всегда делаю надлежащий распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LXIX. Речь при вручении жезла ректору семинарии, архимандриту Иоакиму 73 . О свойствах, составляющих истинный жезл правления Новопосвящённому архимандриту положено вручать жезл; но, ведь, ты, при настоящем твоём положении, не будешь управлять монашеской обителью: надобно ли тебе вручать оный? Но тебе высшей духовной властью вверено управление духовно – учебным заведением, хотя не обставленным монашескими правилами, но имеющим одинаковую задачу – развитие религиозно – нравственное – с монашескими обителями и требующее даже большей мудрости и опытности в управлении. Зачем даётся жезл архимандриту? Для почётного отличия, свойственного сану его, в богослужении и для выражения власти его в управлении вверенной ему обителью. Если так, то благопотребно вручить жезл и тебе. Тебе уже даны отличия архимандритского сана – крест, митра и мантия со скрижалями; прими и жезл. Пусть все эти отличия выражают и торжественность отправляемого тобой богослужения и твой авторитет пред теми лицами, над которыми ты поставлен. Но внешние преимущества и отличия мало принесут пользы, если не будет личных свойств, потребных для мудрого управления порученной твоему водительству юной паствой. Поэтому внешние твои отличия, а равно жезл сей должны напоминать тебе о тех свойствах, которые ты должен стяжать и постоянно иметь в себе Эти свойства: постоянное стояние на страже своей собственной жизни, чтобы всегда и во всём являть собой добрый пример для своих подчинённых, справедливость к действительным заслугам, строгость во взысканиях и наказаниях, растворенная милостью – любовь, но без потворства слабости и тем более пороку, – спокойствие и равность в словах, действиях и отношениях к другим, без гнева и запальчивости, но с должным авторитетом, чтобы неисправный мог понять свою погрешность и подвигнуться на исправление. Вот те свойства, которые составляют истинный жезл правления. И этот жезл ещё более благопотребен для архимандрита, поставленного не во главе монашеской обители, а во главе учебного заведения для управления юношеством. Прими же этот жезл и пусть он напоминает тебе о том, каково должно быть твоё управление вверенной тебе учебно-воспитательной обителью. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

После этого нельзя не посоветовать нашему учащемуся юношеству взять школьную жизнь празднуемых святителей за образец для своей школьной жизни. Это было бы весьма полезно. При таком серьёзном труде и образе жизни, и при такой вере в Бога и благочестии, какими отличались празднуемые ныне святители, несомненно не было бы тех печальных явлений, какие ныне часто встречаются среди нашей учащейся молодёжи. Мы не станем перечислять этих печальных явлений: они почти всем известны; а только спросим, чем объяснить эти печальные явления? Ведь всякому известно, что наука в школе и постановка самой школы в настоящее время несравненно выше, чем в прежнее время; любознательному и пытливому молодому уму есть чем удовлетвориться. Причины, значит, не в школе, а в жизни. Верно можно сказать, не было бы этих печальных явлений, если бы наши юноши вступали в школу c такой подготовкой, с какой поступили в оную празднуемые ныне святители. Они так хорошо были направлены в семье, в отношении развития чувства благочестия, любви и уважения к родителям, почтения к старшим, усердия к труду, что языческие школы и их учением, и учителями, и среда товарищей не испортили их. А у нас как-то мало обращается внимания на эти свойства. Мы заботимся больше о внешнем приличии; что называется «гуманно» смотрим на воспитание детей; приучаем их рано обращаться с нами, как с равными, не развиваем у них чувства уважения к старшим; мало заботимся о развитии религиозного чувства, не питаем сердца юношей чтением Евангелия, уроками благочестия, заимствованными из житий святых, и другими нравственными уроками, заимствованными из истории. Отсюда и выходит, что дети наши рано получают право голоса, суждений, противоречий, рано начинают сознавать себя чем-то в роде гражданина, члена общества и деятеля в сем последнем. Часто, поэтому, бывает, что многие из нашего учащегося юношества, едва переступив порог высшего учебного заведения, задаются задачами и стремлениями, к делу не относящимися, противными закону и власти, пристают к неблагонамеренным личностям; производят беспорядки и нарушают общественное спокойствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Вот, почтенные мужи, как смотрит на вас и чего ожидает от вас здешнее общество! Вот какая ответственность ваша пред обществом и правительством. Но ещё большая ответственность ваша пред Богом. Конечно, один Бог только всеведущ и бесконечно справедлив: Он один ведает не только все изгибы сердца человеческого, а потому Его только суд праведен. Что же касается суда человеческого, – то он тем вернее бывает, чем больше приближается, по свойству своему, к суду Божью. Что же нужно для этого? Вот что можно посоветовать вам, почтенные мужи: имейте Бога в сердцах ваших, или как говорит слово Божье: судите праведно... яко суд Божий есть... Не человеческий суд вы творите, но Господень, и ныне да будет страх Господень на вас! Живущий в сердцах ваших Бог и никогда не оставляющий вас в ваших делах страх Божий научит вас творить суд правый, ничего не боясь и ничем не стесняясь – ни дружбой, ни родством, ни знатностью, ни великими мира сего, ни корыстью, потому что боящиеся Господа ничего не боится и никого не устрашится. Тот же страх Господень поруководит вас быть сколько осмотрительными и обстоятельными при рассмотрении вами дел и справедливыми при произнесении решений, столько же и сострадательными и человеколюбивыми по отношению к подсудимым, потому что боящийся Господа знает, что будет суд Божий; а суд Божий – без милости – для нетворящих милость... Тот же страх Божий внушит вам всеми мерами стараться вести суд неутомительный, необременительный и немедлительный, столь тяжкий при противоположных свойствах, особенно для бедности и простоты. Но кроме страха Божия, для правоты и милости суда человеческого надо ещё одно условие: иметь в сердце своём любовь к ближнему. Но надобно иметь не ту любовь, которая в современном мире называется гуманность, а в житейском отношении честностью. Эта любовь, называемая гуманностью и честностью, часто оправдывает явных преступников. Нет, для правоты суда надобно иметь любовь христианскую, евангельскую, которая, по слову Апостола: не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправды, радуется же о истины. Эта любовь – такая сила, такое свойство, по которому судья, искореняя зло, наказывая преступление, щадит ближнего от погибели и предохраняет общество от соблазна. Имейте, почтенные мужи, эту христианскую любовь к ближнему в своих сердцах...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Далее, в своей молитве о возлюбленном Царе нашем, мы должны благодарить Господа Бога за то, что Он даровал нам Царя по сердцу Своему и нашему, что Он хранит Его жизнь и наставляет на благие деяния, и что Он дарует ещё новый год нашему возлюбленному Монарху для блага России. Наконец, в своей молитве мы должны просить Бога, чтобы Он сохранил драгоценную жизнь Царя нашего не на сей только год, но и далее – на многие годы; укрепил Его силы, помог Ему проходить высокое царское служение с добрым успехом; умудрил Его и наставил на деяния благи и проч. т. п. Но молитвы одной о Благочестивейшем Государе нашем без собственной нашей деятельности в помощь Ему и на пользу отечеству недостаточно. Радуясь благоденствию своего Государя и выражая свою радость в молитве о Нём, мы должны помогать Ему в деле государственного благоустройства своей деятельности. Государство есть великий организм, в котором Царь есть глава, а мы все члены этого организма. И как в организме все члены постоянно, точно и согласно совершают свои отправления, чем и свидетельствуют о благосостоянии организма, а при недеятельности какого-либо члена страдает весь организм: так точно в государственном строе – все мы, как члены сего великого организма, каждый на своём поприще, обязаны постоянно и неослабно трудиться, трудиться честно, согласно, имея одну общую цель – благосостояние нашего отечества. При таком только условии возможно процветание государства; в противном случае в нём бывает то, что бывает в живом организме с больными членами. Как бы ни был мудр Законодатель, как бы ни были благотворны Его предначертания и учреждения, но они не достигнут своей цели, если исполнение их не будет проникнуто той же благотворной целью, какую имел Он в виду, издавая законы и вводя преобразования и улучшения. А исполнение высочайшей и благой воли Законодателя лежит, прежде всего, на тех лицах, которым вверяются бразды правления, а затем и на всех подданных. Несомненно, братья, что наш возлюбленный Монарх ничего столько не желает от нас, своих верноподданных, как только усердного и неуклонного исполнения Его высочайшей и благой воли, ведущей ко благу народа и процветанию государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Укажем, наконец, на то, что патриарх Кирилл Лукарис ревностно занимался благоустройством своей церкви и назиданием своей паствы. С истинно отеческою любовию он умолял своих пасомых блюсти себя от преткновений в вере и не иметь общения с еретиками. 304 Сильное слово его почти не умолкало. Из уст его на церковной кафедре слышались постоянно святые истины веры, правила христианской жизни и обличение неправомыслящих. Самые грамоты его свидетельствуют о твердости его православия. 305 В этом отношении особенно замечательна грамота Кирилла Лукариса, данная им иеремонаху Иосифу при отсылке его в Белую Русь, прибывшему в Москву в 1622 году, 8 марта. Из этой грамоты открывается, что патриарх Лукарис смотрел на протестантство, как на богохульное и опасное вероучение. 306 Грамота эта писана была патриархом Кириллом Лукарисом пред самым вступлением его на константинопольскую кафедру (от 3 июня 1620 г.) Другая грамота, писанная Кириллом Лукарисом, от 1626 года 5 апреля, к царю московскому Михаилу Федоровичу, ясно свидетельствует, в частности, о глубоком почитании им святых икон. Есть и еще много грамот Кирилла Лукариса, писанных им в Россию и свидетельствующих о его почитании святых икон, угодников Божиих, 307 о почитании св. мира и св. мощей, 308 о почитании и заботе о православном богослужении и обрядах церковных. 309 Все это, взятое вместе, убеждает нас, что патриарх Кирилл Лукарис, находясь в близких сношениях с протестантами, оставался ревностным поборником православия. Глава вторая. Несправедливость обвинений, возводимых на Кирилла Лукариса по поводу появления под его именем исповедания веры Что же касается до исповедания веры, явившегося под именем Кирилла, – то оно, как сейчас увидим, не принадлежит ему. Исповедание веры, явившееся под именем Кирилла Лукариса, состоит из 18-ти членов и 4-х вопросов с ответами на них. Оно все написано в духе кальвинистов. 310 Излагать здесь подробно содержание каждого члена его порознь – мы находим излишним. Исповедание это, по свидетельству западных писателей, написано Кириллом, вскоре по вступлении его на константинопольскую кафедру, на латинском языке, и раздаваемо было им в рукописях всем, как православным митрополитам, епископам и народу, так латинянам и реформатам. Оно было напечатано в первый раз в Женеве на латинском языке. 311 Так говорят западные писатели; из свидетельства же восточных писателей достоверно известно только то, что оно напечатано кальвинистами в Женеве и принесено в Грецию в 1632 году. 312

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010