Воздержание в пище – это одна сторона поста. Но есть другая сторона, духовная – это воздержание от дурных слов и дел и усиленная молитва . Я не могу допустить, чтобы у вас были великие грехи, а малых, конечно, много. Кто скажет, что между вами не бывает вражды, зависти, или ссоры? Кто скажет, что вы воздерживаете свой язык? Кто скажет, что вы не обижаете других? От этих то малых грехов и нужно воздерживаться. Пост сопровождается упражнением в добродетели, что до некоторой степени можете делать и вы. Что же касается молитвы, то ее вы должны творить наивозможно чаще. Вы, может быть, скажете, что и молитва у вас, можно сказать, казенная, и молитесь – то вы всего несколько минут; едва настроишься на молитву, а она уже окончена. Но нельзя, ведь, ограничиваться только этой общей молитвой, у каждой из вас должна быть своя, возможно частая молитва. Как за этой молитвой, так и за, так сказать, казенной должна непременно читаться такая покаянная молитва, как «Господи и Владыко живота моего... », которая читается почти за всеми службами Великого Поста. Все великопостные службы возбуждают в нас особенное молитвенное настроение, сокрушение о грехах и обращают к Господу, правда, они не отличаются такою торжественностью, как прочие службы, но за то имеют великое покаянное значение. Каким молитвенным настроением мы проникаемся, напр., при совершении Литургии Преждеосвящённых Даров? Сколько здесь глубоко умилительного, назидательного и возвышенно таинственного? В предшествующие годы я не раз выяснял вам великое значение Литургии Преждеосвященных Даров, особенно её возвышенных и умилительных песнопений. Всегда хочется и помолиться за этой Литургией с воспитанниками духовно-учебных заведений. Вот и к вам я прибыл сегодня за этим. Время мое уже прошло, настала старость. Быть может, эта Литургия Преждеосвящённых Даров уже последняя моя служба у вас. Благодарю вас за доставленное религиозно-духовное утешение! Благословение Господне на вас всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь. XII Речь, пред открытием и освящением Общества скорой медицинской помощи в несчастных случаях, сказанная в Харьковском Кафедральному Соборе 12

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Ведь и Спаситель наш – что сказал о детях? «Оставите детей и не возбраняйте им приити ко Мне: таковых бо есть Царство Небесное» ( Мф.21:14 ). Слышите: Господь Спаситель не возгнушался их малым возрастом; не сказал, что дети так еще малы и несмысленны, что не следует их пускать к Нему. Напротив, Он – Сердцеведец даже еще больше сказал: «Если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 ), т. е. поставил детей в пример взрослым для достижения Царства Небесного. В чем же дети могут служить образцом для взрослых, которые даже могут лишиться Царствия Божия, если не будут подражать детям? О, много, возлюбленные, есть черт в душевных расположениях детей, достойных нашего подражания! Всем, напр., известны: детская чистота, бескорыстная любовь, незлобие, невинность, отсутствие зависти. Посмотрите, как пленительна детская любовь, детское незлобие! Если вы дитя хотя бы немного согрели и приласкали и если вы отнесетесь к нему с любовью, и дитя чувствует искренности вашей любви, – то, хотя бы вы его наказали и огорчили, дитя уже в следующее мгновение все забыло и простило вам, готово снова обнимать вас своими руками и по прежнему вас любит и ласкается к вам. – То ли мы видим между взрослыми? Такая ли царит среди них доверчивость, отзывчивость на искреннюю любовь и такое же ли незлобие? О, сколько умножилось ныне среди нас злобы, ненависти, коварства и себялюбия, которые делают нас так далекими от заветов нашего Спасителя и недостойными Царства Небесного! Дети, далее, до известного возраста остаются чистыми и невинными и этим – кажется – более всего пленяют нас. То ли бывает среди взрослых? Тяжело говорить об этом; но как повинны ныне все взрослые в отсутствии у них этой чистоты и невинности! Много ли найдется ныне среди них таких, которые бы украшались столь высокими качествами, необходимыми для вступления в Царство Божие? У детей, наконец, нет почти зависти: им по большей части не свойственен этот порок. Но что мы напротив видим ныне среди взрослых? Люди в погоне за наживою, за устроением своего внешнего благополучия, готовы устранять всеми способами с своего пути даже таких своих ближних, которые вовсе не мешают им достигать своих целей; но если замечают кого-либо выше себя, богаче и знатнее, то готовы все меры употребить к тому, чтобы своего ближнего извести, с света сжить, лишь бы освободить себе дорогу к славе или богатству! Это ли исполнение нами заветов нашего Спасителя? Это ли жизнь истинно-христианская? О, если бы мы – взрослые – подражали в своей жизни чистым и высоким чертам в сердечных расположениях детей! Тогда бы жизнь наша не была бы столь греховной и тогда бы мы действительно были близки ко спасению и к Царству Небесному! Так, возлюбленные, аще не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XI. Речь перед молебствием по случаю болезни Государя Императора Александра Александровича 11 Евангельские примеры исцеления по молитвам верующих должны побуждать всех верноподданных Государя Императора молиться о Его выздоровлении Вести, идущие к нам и во все концы России из Крыма, о тяжкой болезни Государя Императора, в некоторой степени утешительны, но ещё далеко не успокоительны. По всеобщему сознанию болезнь Государя тяжёлая и опасная: те явления, в состоянии здоровья Государя Императора, которые свидетельствуют о некотором улучшении оного, ещё далеко не говорят того, что опасность миновала, будем продолжать молиться о выздоровлении Государя. Если мы достойны милости Божьей, то Господь услышит нас, исполнит наше прошение и воздвигнет от одра болезненного возлюбленного Государя нашего, а если нет, то нам придётся испытать глубокую чашу горести и покориться всеблагой воле Божьей, праведно нас карающей. В Евангелии есть несколько примеров, как к Господу обращались за исцелением больных присные их: они неотступно просили Господа, кланялись Ему, становились на колена, припадали к ногам Спасителя, громко кричали в след Его; их вера в могущество Спасителя была беспредельна. Они говорили Ему: мы не достойны, чтобы Ты вошёл в наш дом прикоснуться к больному, но только скажи слово и выздоровеет он – и услышали от Господа похвалу за веру их и молитву, и получили, в утешение, просимое. Такова должна быть наша молитва. Не думайте, братья, что мы раз-два помолились, и дело сделано; да ещё Бог ведает, с каким расположением и с какой верой мы молились; быть может, только для видимости, для успокоения своей совести, чтобы исполнить свой долг... В таком случае, не привлечёт наша молитва милости Божьей... Но, с другой стороны, быть может, молитвы целой России уже дошли до Бога, угодны Ему, и Он уже посылает нам некоторое утешение в облегчении болезни страждущего Государя нашего. Будем все более и более усиливать наши молитвы к Богу об исцелении нашего возлюбленного Монарха: будем молиться молитвами жены Хананейской, Иаира и других евангельских просителей, получивших милость от Господа, будем молиться не раз и не два, а постоянно, неослабно, с верой и дерзновением, до тех пор, пока Господь откроет свою волю в жизни или смерти возлюбленного Монарха, и в ожидаемой радостной или печальной участи России и всех нас. Помолимся и теперь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Что касается самого письма, то в нём поставлено много таких вопросов, которые уже несколько раз разбирались и основательно решены были в прежних беседах, как, напр., вопрос о Церкви Христовой, о таинствах и др. Но есть в письме и насмешки над православными... Сохрани Бог насмехаться друг над другим! Я строго запрещаю своим миссионерам прибегать к насмешкам. Вот и теперь при мне был взрыв смеха... Нельзя насмехаться над ближним- заблуждающимся; он заблуждается в вероучительно-догматическом отношении, а нравственно он быть может лучше многих других – это Бог ведает. В письме старообрядцев есть такого рода укоризна православным: вы, православные, преклоняете колена (во время пения: «Да исправится молитва моя» и на Троицкой вечерне) без преклонения главы своей на землю и через это вы уподобляетесь тем, которые надевши на Христа багряницу, прегибающе колена, ругались над Спасителем и говорили: радуйся, Царю иудейский! Вот какая злая насмешка! Грешно истолковывать в этом смысле православное коленопреклонение при молитве. Разве старообрядцы не знают, что Сам Спаситель молился коленопреклонённый в Гефсиманском саду до того, что кровавые капли пота капали на землю, как об этом свидетельствует Евангелист Лука? Далее, на всех иконах, писанных до патриарха Никона , когда ещё не было раскола, на иконах, написанных в Греческой церкви, в то время, когда свет православной веры ещё не озарял нашу Русь, – Спаситель, молящийся в саду Гефсиманском, изображается коленопреклонённым. Преклонение колен при молитве – естественное выражение молитвенного настроения. Человек, по природе своей, существо двухчастное, состоящее из тела и души. Душа человека, стремясь к Богу, воспламенившись благоговейными мыслями к Нему, горя чувствами благодарности, непременно требует соответствующих телесных движений. Поэтому, человек во время искренней, тёплой молитвы повергается ниц, падает на колена, простирает свои руки к небу, выражая тем своё молитвенное настроение. Затем, старообрядцы пишут: «в таком великом таинстве, как двуперстное сложение, что могло быть возведено на лучшее, чтобы требовалось исправлять и изменять его». Двуперстие у старообрядцев величайшая тайна! Как будто перстосложение может составлять тайну – догмат! Братья-старообрядцы, двуперстие – не догмат, а обряд и служит только для символического обозначения догматов о Св. Троице и о двух естествах во Христе. Изменение перстов для означения сих догматов не означает искажения или изменения самих догматов. Дело не в перстах, а в правильности веры. Если мы право веруем в Бога и исполняем Его заповеди, то спасёмся независимо от того, тремя или двумя перстами будем креститься. Старообрядцы же, из-за перстов, потеряли православную веру и средства ко спасению–священство и таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Не менее чтения, при богослужении важно и пение. Со стороны поющего требуется то же внимание, благоговение и молитвенность, как и со стороны читающего. Как уже выше было мной замечено, что отличительная черта в пасомых Рижской епархии та, что они любят пение и принимают участие в церковном пении. Священно-церковно-служители должны с любовью пользоваться этой чертой по отношению к богослужению. И надо правду сказать, что многие пользуются этой особенностью, во многих приходах Рижской Епархии введено в храмах общенародное пение: и в некоторых приходах (Кокенгузенском, Кароленском, Таккерортском, Гутмансбахском, Нитауском, Тальсенском и др.,) оно устроено весьма хорошо. Кроме того, нельзя не указать на другое обстоятельство, особенно способствующее развитию церковного пения в Рижской епархии – это церковно-приходские школы. Из учащихся в сих школах детей легко составлять певческие хоры. К утешению своему скажу, что при обозрении церквей своей епархии, я видел, почти при каждом храме, хоры певчих. Вся сила в том, чтобы были лица, способные составить хоры певчих. Мной обращено особое внимание на то, чтобы в тех учебных заведениях наших, откуда выходят кандидаты священства и псаломщики, воспитанники не только изучали церковное пение, но и умели обучать оному детей церковно-приходских школ, составлять из них и прихожан, хотя незатейливые, хоры певчих и управлять ими. Для этой цели мною строго обращается внимание при раздаче мест окончившим курс в сих учебных заведениях на то: изучали ли они церковное пение, умеют ли обучить оному других и хотя мало-мальски управлять хором? В самих же приходах на это должны обращать строгое внимание настоятели церквей, заставлять псаломщиков и учителей с особенным усердием заниматься церковным пением и образовывать церковные хоры. В некоторых приходах, при церквах которых имеются певческие хоры, мне приходилось слушать довольно сложные и трудные для изучения концерты. Дело похвальное, но нельзя не сказать, что это роскошь и необязательная для церковного богослужения. Нам нужно пение – церковное–располагающее к молитве, питающее религиозное чувство, а не услаждающее только слух, такое же пение – есть пение простое, общепринятое, только благоговейно и стройно исполняемое. Такого пения настоятели церквей обязательно должны требовать от певцов, а певцы, преимущественно должны заботиться о пении такого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Впрочем, кроме стяжания в себя пастырем-миссионером надлежащих миссионерских свойств и соблюдения потребных для сего отношений к обращению в православие иноверных, требуются ещё особые миссионерские труды. 3) Вообще, успех во всяком деле зависит от таких или иных трудов, а самые успешные труды обусловливаются любовью и усердием к труду. Если же любовь и усердие для успеха требуются во всяком деле, то, тем более, в деле пастырства, и ещё более – в деле миссионерства. Без любви и усердия к своему делу, пастырь превращается в наёмника, или ещё хуже – в волка, распугивающего стадо ( Ин.10:12 ). А без любви и усердия к миссионерскому делу лучше не браться за это дело: об успехах здесь и речи не может быть. Между тем, если труды пастыря, вообще, нелегки, а они ограничиваются только пределами своего прихода и касаются только прихожан – овец своего стада, то труды пастыря-миссионера бывают всегда велики и нередко превращаются в подвиги; только любовь и усердие, соединённые с самоотвержением, соделывают миссионерскую деятельность успешной. Здесь требуются, прежде всего, посещения заблуждающихся, путешествия к ним с миссионерской целью, часто отдалённые, а нередко – весьма далёкие; а в самых местах миссионерской проповеди приходится претерпевать разные неудобства: голод и холод, и вместе с трудами – болезни, нерасположения окружающих, отвержение и даже изгнание. На все это пастырю-миссионеру надобно быть готовым и запастись терпением. В самом же прохождении миссионерского служения пастырь-миссионер должен, прежде всего, со всем тщанием готовиться к собеседованиям с неправоверующими и вести собеседования в течение долгого времени, быть терпеливым при выслушивании их возражений, кротким в ответах, не ослабевать и не малодушествовать при неуспехе своей проповеди, но, при своих усилиях, возлагать надежду на помощь Божию и действия благодати Божией, старательно восполнять свои недостатки в миссионерских познаниях и исправлять таковые, замечаемые в себе и в своей жизни, для безукоризненного и успешного сношения с оглашаемыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В ранней юности Григорий вынужден был оставить свою родную семью и поступить на службу к богатому и знатному в то время князю Ивану Пенькову. Поселившись в доме князя Пенькова, умный, честный, вполне усердно исполнявший лежавшие на нем обязанности, во всем верный, всегда и всякому готовый оказать возможную услугу, и в тоже время тихий, кроткий, незлобивый и вполне благонравный Григорий скоро приобрел себе у всех, начиная с самого князя и оканчивая слугами, искреннее благорасположение. Но недолго ему пришлось пользоваться этим благорасположением. Ценя благоразумие, верность и усердие Григория, князь Пеньков приблизил его к себе и поручил ему управление всем своим домом. Это обстоятельство быстро заставило многих из служивших при дворе князя Пенькова изменить свое отношение к Григорию. Некоторые же из последних, более завистливые, считая себя по возрасту и по продолжительности службы у князя Пенькова несравненно достойнее Григория, стали искать случая, чтобы погубить его. Но, не находя ничего предосудительного в жизни Григория, они возвели на него, как некогда на Иосифа при дворе египетского вельможи Пентефрия, невыносимо обидную для князя Пенькова клевету и заставили последнего поверить ей. Страшно раздраженный князь Пеньков хотел немедленно умертвить Григория. Только заступничество сына князя, вполне убежденного в невиновности Григория, спасло его от смерти. Но спасенный от смерти Григорий не имел возможности оправдаться перед князем Пеньковым в возведенном на него обвинении. Клевета так хитро была сплетена, что князь Пеньков легко поверил ей и не захотел даже произвести надлежащего исследования. Даровав жизнь Григорию, князь Пеньков приказал заключить его в темницу. Для Григория настало чрезвычайно тяжелое время. Обесславленный невинно и всеми оставленный, он должен был к тому же страшно страдать и от темничной обстановки. Раздраженный князь Пеньков сделал все возможное со своей стороны, чтобы темничное заключение для Григория было особенно тяжким. Темница, в которую заключен был Григорий, представляла собой почти лишенную света с деревянными стенками землянку.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В 1551 году, с целью упросить его принять настоятельство, из Старицы прибыли в Волоколамск уполномоченные от братии. Долго инок Герман, не имевший еще тогда никакой священной степени, отказывался исполнить просьбу Старицких иноков. Но просьба выражалась так настойчиво и так неотступно, что, наконец, он вынужден был согласиться исполнить ее. В том же году с некоторыми из братии Старицкого монастыря он отправился в Тверь к архиепископу Акакию для посвящения. Встреченный в высшей степени ласково прозорливым архиепископом Акакием, предсказавшим своему ученику Варсонофию, что он будет его преемником, и, несомненно, провидевшим дальнейшую судьбу смиренного инока Германа, он вскоре возведен был архипастырем в сан архимандрита. По посвящении, архимандрит Герман поспешил отправиться в Старицкую обитель. Братия Старицкого монастыря с искренней радостью и сыновней преданностью встретила своего нового настоятеля архимандрита. Вступив в управление обителью, архимандрит Герман обратил свое внимание на все стороны монастырской жизни. Заботясь о внешнем благоустройстве еще созидавшейся только обители, возводя разного рода необходимые постройки, благоукрашая храмы и проч., он главное свое внимание обратил на внутреннюю жизнь Старицких иноков. Представляя лично собою для всей братии живой пример искренней набожности и самого ревностного несения иноческих подвигов молитвы, воздержания и поста, образец кротости и смирения, при всегдашней готовности быть всем вся, он, как настоятель монастыря, особенно заботился о том, чтобы Старицкие иноки, приняв строгий устав Волоколамской обители, охотно, с полным усердием во всем исполняли его. Видя непрестанно перед глазами достойный пример для подражания, все иноки старались во всем точно исполнять волю своего любимого настоятеля. Но не долго пришлось им пользоваться опытным руководством в духовной жизни архимандрита Германа. Оставив дом родителей, чтобы можно было в тиши монастырской кельи, ничем не развлекаясь, всецело посвятить себя на служение Богу, он вскоре почувствовал всю тяжесть бремени, какое он возложил на себя, приняв настоятельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LIX. Слово в день св. равноапостольного князя Владимира 60 . Чистая истина – только в православии В день праздника насадителя и распространителя св. веры Христовой в России св. равноапостольного князя Владимира благовременно сказать несколько слов о самой вере. Христианство есть религия божественная, принесённая на землю Господом нашим Иисусом Христом, распространённая Его святыми учениками, преемниками их и последователями. Кто верует в Божество Иисуса Христа, тот верует в божественность и, следовательно, в истинность христианской религии, –тот не станет, с целью отыскания религиозной истины, изучать разного рода религии, существующие на земле, а разве – для любознательности и науки. Но если незнающие божественности христианской веры и неверующие в Иисуса Христа, или короче: незнающие ни христианства, ни Иисуса Христа, начнут изучать христианство , а равно и другие религии и сравнивать их между собою: то познают религиозную истину, познают Единого Истинного Бога и уверуют в Него и в Единородного Сына Его Иисуса Христа. Так бывает, так и есть. Мы знаем, что образованные и просвещённые народы на земном шаре – христиане. Язычество есть удел народов невежественных, непросвещённых и рабских – что магометанство есть принадлежность таких же народов, и – кроме того – плотских, чувственных и сладострастных, – что иудейство есть жалкое искажение ветхозаветной религии. Кто знает хорошо христианство и знаком с упомянутыми нами религиями, тот не скажет, что религиозная истина в какой-либо из сих последних. Нет основания также предполагать, чтобы эти религии распространялись по земному шару более и более, хотя религии – языческая и магометанская очень многочисленны по числу своих исповедников. Но есть несомненная надежда, что христианство распространится по всему миру, и что, по мере распространения просвещения в странах невежественных, насадится и распространится там христианство. Таково пророческое учение Спасителя о будущей судьбе христианства. Но в само христианство вкрались заблуждения, ереси и расколы. Поэтому в самом христианстве надобно искать истины, а, нашедши, надобно дорожить ею и держать её крепко.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Скончался 28 апреля 1914 г. после непродолжительной болезни в Харькове . По личным качествам он отличался своей глубокой христианской верой, доброжелательством ко всем, особенно к людям бедным и любовью к народу. Отличительной чертой характера владыки была простота обращения. Это был человек старого закала, старой школы, который любил действовать напрямик, апеллировать прямо к совести, к человеческому сознанию своего собеседника, безо всякой официальности. На подчиненных, на духовенство, особенно на студентов, когда был ректором, он любил покричать, " постращать " как следует. Редко к кому обращался официально на " Вы " , обычная манера его была говорить всем, особенно своим ученикам " ты " ; но это не было у него ни грубо, ни оскорбительно, а выходило как-то, хотя подчас и ворчливо, но по-отечески, по-стариковски. В случае какого-либо проступка со стороны подчиненных, учеников и т.п., владыка также не любил вести дело официально, но позовет к себе, покричит, постучит посохом, пригрозит и с миром отпустит. Студентам это нравилось, и они знали, что чем больше накричит о. ректор, тем скорее пройдет его гнев и дело забудется. Но когда нужно, умел быть и строгим. Особенно строг и требователен всегда был владыка к своим ближайшим помощникам и сотрудникам, в том числе и к своим викариям, руководствуясь, очевидно, в этом случае правилом: " кому много дано, с того много и взыщется " . Простота, прямота и непосредственность его натуры также сказывались и в проповедях, которые владыка обычно говорил почти при всех богослужениях, в которых принимал участие. Он любил беседовать с простым народом и народ любил слушать его проповеди, они были вполне доступны пониманию каждого; мысли в них изложенные, нередко иллюстрировались примерами и образами из повседневной будничной жизни прихожан. В своих последних, предсмертных распоряжениях владыка повелел также совершить погребение его, как можно проще, без всякой пышности и торжественности; запретил возлагать на гроб венки, нести в процессии знаки отличия, даже просил не произносить надгробных речей. Труды Литература Использованные материалы   Состав. Св. Синода... на 1912 г., 37, цит. по http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_6131 Редакция текста от: 30.10.2014 12:28:49 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8216.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010