LXXIII. Поучение при освящении церкви в Рижской тюрьме 77 . О пользе устроения храмов Божьих при тюрьмах Всякое доброе дело имеет значение и заслугу пред Богом и людьми. Но устроение храма Божья в тюрьме имеет особое значение и есть истинно-благотворное дело и душеспасительное. Вообще для христианина храм есть драгоценное сокровище: в нём совершаются главные события духовной, религиозно-нравственной жизни христианина; на всю жизнь для него храм есть место общественного богослужения и молитвы и училище благочестия. Но для заключённых в тюрьме, кроме того, храм имеет особое значение. Устроение храма в тюрьме свидетельствует о том, что заключённые в ней, лишённые свободы и подвергаемые каре закона за преступления, не лишены общехристианского достояния – храма Божия, и что, напротив, в устройстве храма в тюрьме обнаруживается особая забота правительства и общества об удовлетворении религиозных нужд заключённых и о духовном просвещении их и спасении. Если храм свят и дорог для свободного христианина, то, как же он должен быть свят и дорог для заключённого? Лишённый свободы, общения с родными и ближними и других утешений в жизни, при тяжёлом своём положении, в храме, устроенном в тюрьме, в богослужении, в нём совершаемом, и молитве он может находить и, действительно, находит единственное утешение и отраду. В храме Божьем – при богослужении, пешим священных песней, чтении слова Божия и наставлении пастырском, умягчаются и жестокие сердца. Поэтому храм Божий, устроенный в тюрьме, со всем тем, что будет совершаться в нём и совершается, может содействовать раскаянию и исправлению заключённых. Наконец, заключённые в тюрьме в храме лучше всего могут сознавать себя, что они, как и свободные христиане, не лишены искупительных заслуг Спасителя и права на получение спасения, что и для них на литургии произносятся слова Спасителя: «Приимите ядите – сие есть тело Моё.. и пийте от неё вси – сия есть кровь Моя..., что они не лишены участия в божественной трапезе – в причащении пречистых спасительных тела и крови Господа нашего Иисуса Христа – им что каждый из них, подобно крестному разбойнику, при раскаянии, может получить прощение согрешений и услышать глас благословения на страшном суде Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Не в праве-ли теперь, усопший Император, которого ныне Россия погребает, призвать на суд своих подданных, поставить их перед лицом Божьим, спросить их: «Люди Мои! Что Я сделал для вас худого? Почто вы воздали Мне за благая злая? Я дал вам свободу, это высочайшее благо для человека; Я дал вам скорый, правый, и по совести суд и самоуправление; Я излил свои милости на бедных и несчастных: Я облегчил участь преступников; Я просветил вас светом науки, ускорил вам пути сообщения, оживил вашу торговлю, обеспечил земледелие и проч., и все это Я сделал для вашего благосостояния. И за все это претерпел поносную мученическую смерть. В том только разве и было Моё несчастье, что вы не умели воспользоваться дарованными Мной вам благами, и самое добро обратили в зло. Люди Мои, что Я сделал для вас худого, почему вы Мне воздали за добро – злом; дайте Мне ответ: придите истяжемся... На этот голос усопшего праведника, мученика – Императора, несомненно вся Россия, как один человек, отозвалась бы: «Благочестивейший Государь, возлюбленный Монарх наш! За Твои благодеяния мы любили Тебя, как Отца, мы благоговели перед Тобой, как перед Помазанником Божиим, мы благословляли Бога за Тебя и Твои великие дела, но злодеи опозорили нас, помрачили нашу любовь к Тебе, отняли Тебя у нас самым бесчеловечным образом». «Верю», сказал бы на это усопший Монарх. Но откуда взялись эти злодеи? Где они выросли, на какой ниве? Где они воспитались? Не сыны ли они России? Не ваши ли они сыновья, братья и сестры? Не ваш ли долг был исторгнуть из среды своей эти зловредные плевелы, обезопасить и сохранить жизнь своего Царя«? Что-то мы ответим на этот вопрос усопшего Императора? .. Не останется ли Россия безответной перед Ним?... Да, братья, не без причины Господь посетил нас тяжким посещением; много раз Он спасал драгоценную жизнь усопшего Императора от угрожавших опасностей, но теперь видно, по грехам нашим Он наказал нас великим горем, взял от нас нашего Ангела Хранителя; допустил тяжкую – мученическую кончину нашего возлюбленного Монарха от злодейской руки нашего же соотечественника.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Но, быть может, разлука с нашим Великим Императором облегчится мыслью о том, что Он отошёл к Господу в преклонности лет, в глубокой старости, что, при этом, смерть есть неизбежный удел всех смертных царей и рабов. О, если бы так было! Мы легче бы примирились с мыслью о разлуке с нашим Царём, мы утешились бы той мыслью, что Он, после продолжительных и великих трудов, в старости лет, уснул сном смерти, и наша скорбь о разлуке с Ним легче и естественнее перешла бы в тихую молитву об упокоении души Его. Но нет, наш возлюбленный Император Александр Николаевич отошёл к Господу, если не в цвете лет, то в крепости сил. Он ещё мог бы править Русским Государством много лет. Он ещё не успел насладиться плодами своих великих дел, своих преобразований; Он взят от нас, когда мы ещё не вполне сознали и оценили великие дела и преобразования нашего усопшего Монарха; когда Россияне ещё не успели воспользоваться, как должно, великими благодеяниями усопшего Императора, сознательно и разумно ввести их в свою жизнь. Да, горька разлука с нашим Благодетелем, когда мы видим, что Он ещё не успел видеть полного осуществления своих великих идей в жизни своего народа, когда Он нужен был для нас, как Отец и Руководитель для своих детей, когда Он по крепости сил своих, ещё многое мог сделать для блага России. Но, быть может, наш усопший Император, если и скончался в крепости сил, то после продолжительной и тяжкой болезни: часто бывает, что смерть похищает людей и во цвете лет, и в крепости сил. Пусть бы так было: мы успели бы приготовиться к роковой вести, и легче могли бы перенести своё горе. Ещё году нет, как Россия похоронила Благочестивейшую Супругу усопшего Императора, Императрицу Марию Александровну; Россия беспредельно любила Её. Но Она скончалась, после продолжительной и тяжкой болезни; мы знали Её страдания; ожидали Её кончины. И когда Она мирно почила о Господе, подготовленная скорбь наша о потери Матери Царицы, легко перешла в тихую печаль и тёплую молитву об упокоении чистой души Её. Не то теперь: не более пяти месяцев назад мы видели нашего возлюбленного усопшего Монарха в пределах нашего Крыма бодрым и здоровым; ежедневно мы слышали и читали о Его Царских трудах и подвигах на благо России, знали о Его цветущем здоровье почти до самого дня Его кончины; мы и не думали о Его смерти. Вот почему внезапная, беспредельно печальная весть о кончине возлюбленного Монарха, как ударом грома, поразила Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Прибегнут ли к Ней грешные и хотящие жить свято. Она и им всем поможет: грешникам, кающимся во грехах своих, поможет умилостивить за грехи их Сына своими молитвами и предстательством, поможет и хотящим жить свято избавиться от греховных утешений и достигнуть большей степени нравственного совершенства, ибо Она есть Невеста – красителъница душ святых. Обратятся ли к Ней со своими нуждами земледельцы и ремесленники, Она и их не оставить Своей помощью: кому, как не Ей, более известны нужды их и трудность занятий. Сама Она, родившись и воспитавшись в бедности и нужде, обручена была также бедному старцу Иосифу-древоделу. Наконец, прибегнут ли к Ней с молитвой на закате дней своей земной жизни старые и умирающие. Она Своим блаженным успением подаст им назидательный пример христианской кончины безболезненной, непостыдной и мирной, и не оставит их Своим ходатайством и предстательством пред престолом грозного Судьи всех живых и мёртвых, когда предстанут они по смерти на страшном судище Христовом. Если и на небе нельзя ничего сделать без молитвы, если для честнейшей Херувимов, славнейшей без сравнения Серафимов, нужна молитва; то, как необходима поэтому молитва для нас грешных, и как много теряют те, которые небрегут о сем даре Божьем. Но мы оскорбили бы нашу святейшую Покровительницу, если бы подумали, что Она покровительствует всем равно. Есть люди, которым Она не может оказать никакой помощи. Будет ли, например, упование на Матерь Божью разумным, если бы кто обратился к ней с таким прошением, с каким нельзя предстать и пред человеком добродетельным, с прошением несправедливым или для целей нечестных? Так, например, если бы кто просил у Ней богатства, имея сильное желание начать жизнь роскошную и порочную; или если бы кто молил о возвращении ему здоровья, чтобы немедленно, по выздоровлении, возвратиться к худым делам, то такие и подобные им прошения были бы оскорблением честнейшей Херувимов. Все сии и подобные им просители пусть знают, что они не получат просимого. Поэтому должно просить благ более духовных и вечных, нежели временных и телесных. И благ временных нужно просить не для удовлетворения плоти, а для усовершенствования себя чрез них в добродетели. Вот что внушает нам настоящий праздник. Зная сие, будем несомненно прибегать под покров преблагословенной Девы Марии, но не будем приносить под сей покров Её вместе с немощами нашими грехов наших, твёрдо памятуя и истинно веруя, что Матерь Божия уврачует все наши немощи, утолит всякие наши скорби, покроет самые грехи наши, если только они соединяемы с сокрушением сердца нашего. Мати Божия, все упование наше на Тя возлагаем, сохрани нас под кровом Твоим. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XXIX. Речь пред третьим собеседованием протоиерея Ксенофонта Крючкова 29 . О необходимости твёрдо знать вероучение Духовная любовь моя по отношению к вам – моим духовным чадам, живущим на окраинах града сего, привлекла меня в этот храм ваш. Забота о вашем духовном просвещении и ревность о вашем спасении внушили мне предложить и вам слово назидания. В двух храмах, пред великим множеством народа, уже предложены были духовные беседы посетившим нас достопочтенным миссионером о. Ксенофонтом Крючковым. Как же оставить ваш храм, или, лучше, вас без духовного назидания?.. Ваш приход, сравнительно с другими, обширный; к тому же вы живёте в ближайшем соседстве с глаголемыми старообрядцами; а потому вам более других нужна духовная пища: наставления в истинах православной веры п доброй и христианской жизни; вы скорее других можете вступать в общение по житейским делам, а быть может и в религиозные беседы, с глаголемыми старообрядцами. Поэтому вам больше других нужно знать и все вероучение, дабы твёрже стоять в православии и понимать ошибки своих соседей, чтобы уметь, в случае нужды, вести с ними религиозную беседу. Могу думать: и теперь – в нашем храме они присутствуют и слушают нас. Если так, радуюсь; пусть знают и они, что любовь наша и ревность о спасении простирается и на них. В своих беседах о. миссионер предлагаешь вниманию слушателей самые необходимые истины для спасения, как-то: истинное учение о Церкви, о церковной иерархии, о св. таинствах и друг. Как страшно подумать о тех людях, которые или не признают учения об этих предметах, или неверно понимают их: ведь, они заграждают себе этим самым двери царства небесного. Прошу вас, возлюбленные братья, со всем вниманием выслушать беседу о. протоиерея, облегчить вашу душу разрешением тех сомнений, которые тяготят вас, не стесняясь обращаться к нему за разрешением ваших сомнений. Все полезное и необходимое с любовью будет выслушано и разъяснено. Да благословит Господь Бог наше святое дело добрым успехом. Благословение Божье вам, слушатели, и о. протоиерею, трудящемуся на апостольской ниве, проповедания слова Божья. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LXVII. Слово при освящении церкви в Рижской Свято-Троицкой женской общине 69 . Условия, при которых возможны развитие и процветание св. обители Ещё году не прошло, как избрано было место, на котором ныне созидается эта святая обитель; ещё девяти месяцев нет, как положено было основание сему, освящённому ныне нами, св. храму и тем жилищам, которые построены вблизи этого храма и при самом храме. Какая великая радость в нынешний день торжества освящения сего храма для тех лиц, которые заботились и заботятся о построении сей обители и которые ныне видят, хотя ещё в малых размерах, осуществление благого намерения своего – основания в сем обширном и многолюдном граде св. обители... Благодарение Господу Богу за Его великую милость и скорую помощь, явленные в сем святом деле. Он – всеблагой и благопромыслительный о спасении людей – вложил благую мысль благочестивым лицам устроить в сем граде св. обитель и растворил сердца милостью многих благотворителей на основание и благоустроение сей обители. Благодарная молитва к Господу Богу возносится уже и будет возноситься не только живущими и имеющими жить в сей обители, но и всеми лицами, радеющими о православной вере в сем крае и в сем граде, за Благочестивейшего Государя, даровавшего значительные средства на построение сей обители, а равным образом и за всех прочих благотворителей; вечная будет здесь благодарная память о тех лицах, которые прилагали и прилагаюсь свои заботы о ней!... Но настоящую обитель вместе с сим освящённым ныне храмом можно назвать ещё малым зерном, посеянным на благоплодной почве сего града, только что взошедшим и быстро поднявшимся из земли, но которому ещё надобно расти немало, чтобы дойти до цветения и приношения ожидаемых от него плодов. Но Бог богат Своей милостью к достойным оной! Верующему сердцу нашему представляется, что юная обитель сия имеешь все задатки и залоги к тому, чтобы ей расти в обширное благосенолиственное дерево, для той цели, чтобы в этом граде и стране многие и многие находили в ней пристанище необуреваемое, душевный покой, отраду и утешение среди многоразличных житейских треволнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Нам известны твои труды и подвиги, понесенные тобою на дело воспитания юношества в стране, требующей особых забот о распространении св. православной веры Христовой и о просвещении ей неверных; известны также твои труды для приготовления будущих миссионеров из питомцев того учебного заведения, которое благоустроено было твоим старанием. Не безызвестно мне и то, что ты работал там даже в ущерб своему здоровью. Но мы веруем, что благодать Св. Духа, сугубо дарованная тебе в таинстве архиерейства, немощное уврачует и оскудевающее восполнит в тебе. А предстоящий тебе здесь труд, сродный с тем, который ты нес на юге России, будет для тебя приятен и посилен, как труд знакомый и возлюбленный тобой раньше, на прежнем твоем служении. И здесь, в стране нашей, возлюбленный брат, много иноверных и разнопленных народов, в отношении к которым надобно принимать особые труды и заботы об их просвещении св. верой Христовой и об укреплении их в православии. На твою долю даже выпадает особый труд по миссионерскому делу и забота о здешних инородцах. Ты, возлюбленный брат, будешь заведывать делами Братства Святителя Гурия, первого Архиепископа Казанского: увидишь, как важно это дело. В успешном выполнении оного мы можем являться смиренными, хотя слабыми, продолжателями святого дела миссионерства великого нашего предшественника по Казанской пастве, отца, покровителя и молитвенника, Богом посланного – Святителя Гурия. Но и кроме того, я засвидетельствую пред тобой, что Казанская паства вообще и богоспасаемый град Казань имеют много религиозных потребностей. Всегда будет здесь настоять надобность в обозрении Архиереем приходов и школ, особенно среди инородцев, в совершении богослужений и проповедании слова Божия, и в сем граде и по всей епархии. Та отдаленная местность г. Казани, где находится врученная твоему правлению и указанная для твоего жительства Кизическая обитель, населенная и еще более населяющаяся, очень нуждается в благолепном и благоговейном богослужении и духовном просвещении. Несомненно она сочтет себя счастливою, что будет иметь возможность присутствовать при архиерейском богослужении и поучаться его словом назидания.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Аминь. XXIV. Беседа с о. о. законоучителями светских учебных заведений г. Харькова, произнесенная в Крестовой церкви Архиерейского дома в собрании о. о. законоучителей 22 О желательной постановке Закона Божия в светских учебных заведениях Я пригласил вас сегодня, о. о. законоучители, во исполнение Указа Св. Синода от 18-го августа 1910 года, касающегося законоучительского дела в светских средне-учебных заведениях. Предварительно я должен сказать следующее: По благословению Св. Синода в 1909 году в С.-Петербурге состоялся всероссийский Съезд законоучителей светских средне-учебных заведений для выработки мер к улучшению и объединению религиозно-нравственного обучения и воспитания учащихся в этих заведениях. Выработанные Съездом заключения по этому делу были рассмотрены Св. Синодом, который, приняв их во внимание, и составил в результате свои определения, касающимся постановки религиозно-нравственного обучения и воспитания в светских учебных заведениях. Особым Указом Св. Синод объявил свои определения по этому предмету всем Епархиальным преосвященным для зависящих распоряжений законоучителям их епархий. Указ сей мною был получен в сентябре 1910 г. Необходимо было собрать всех законоучителей средних учебных заведений по крайней мере г. Харькова и установить, какие меры надобно принять к наилучшему осуществлению в законоучительской деятельности определении Св. Синода, чтобы потом, в печатном виде, наши пожелания по этому предмету сделались известными законоучителями всей Харьковской епархии. После сентября месяца прошлого года, когда уже учебные занятия начались, сделать это не пришлось. Сделать же это теперь я нахожу совершенно благовременным и целесообразным, ибо к началу следующего учебного года можно будет многое из определении. Св. Синода относительно законоучительства привести в осуществление. С этой целью я и пригласил вас, о. о. законоучители, в настоящее собрание. Дело, о котором я буду беседовать с вами, для меня весьма близкое. Я сам был шесть лет законоучителем мужских гимназий в м.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Вот вы прекрасно знаете учение сектантов и умело опровергаете его, но что же? выходит, что все ваши труды в этом отношении напрасны? Зачем все это вам, если вы по окончании курса уходите на светскую службу? Конечно, как сказал один из вас, и на светской службе можно быть православным миссионером, и в настоящее время существуют уже в разных местах кружки ревнителей православия из светских лиц, которые ведут борьбу с сектами. Но у таких лиц миссионерство является делом второстепенным, между прочим, а у пастыря церкви миссионерство есть дело первой важности, прямой его долг. И вот вы то, владея богатым запасом знаний, в роли пастырей церкви и можете принести плод мног. А между тем, что мы видим? Весьма и весьма немногие из оканчивающих курс семинарии принимают сан священства, приходится посвящать во священники лиц, не получивших полного богословского образования – диаконов, хотя от них и требуется предварительный экзамен по богословским предметам. Вынужден делать это, потому что жатва много, а делателей мало: нельзя оставлять приходы без пастырей особенно теперь, при такой широкой пропаганде сектантства. Говорят, что служение пастыря в настоящее время особенно трудно и не так обеспечено в материальном отношении, что будто бы и служит причиною бегства семинаристов от духовной службы. Но мне странным кажется, почему это теперь именно так страшит пастырское служение, всегда бывшее трудным и мало обеспеченным: почему в мое время на духовную службу шли охотно и не только худшие или средние воспитанники семинарии, но и лучшие? И сколько вышло из духовной школы великих людей, полезных деятелей на ниве Христовой! Очевидно, в доброе старое время питомцы духовной школы воспитывали в себе дух церковности и проникались еще с детства горячим желанием служить своей матери церкви, не опасаясь тех трудностей, какие могут встретиться им на пути их пастырской деятельности. Уходили и в наше время некоторые в высшие светские учебные заведения, но таковых было немного; теперь же замечается чуть ли не поголовное бегство и в светские учебные заведения и на гражданскую службу. Думаю и верю, что явление это носит временный характер. Упадок духа церковности в обществе вообще отразился в частности и в духовной школе. Но ныне, благодарение Господу, всюду мы замечаем отрезвление, и в связи с ним усиление упавшей религиозности, тяготение к церкви и её заветам. Все это должно коснуться и нашей духовной школы и её питомцев. Во всяком случае помните, что служение пастыря всегда было и будет самым высоким и важным служением. XIV. Речь окончившим курс Харьковской Духовной Семинарии, при прощании их с Владыкой в Его архиерейских покоях 14

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

I. Слово, сказанное на храмовой праздник в Харьковском Училище слепых детей 1 В чем проявляется особая любовь Божия к слепым и заботы о них со стороны ближних Поздравляю вас, братья, с храмовым праздником! Благодать Господа нашего Иисуса Христа в сей радостный праздник для всех вас и особенно для призреваемых слепых да умудрит вас во спасение. В сегодняшнем евангельском чтении вы слышали о великому чуде: исцелении слепорожденного. От века не слыхано, чтобы было даровано зрение слепорожденному. Из этого и из многих других евангельских повествований видно, что особенная любовь Божия простирается на всякого рода несчастных. Мы видим исполнение слов псалмопевца: «Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженные, Господь любит праведники». Слепые лишены великого дара Божественного: они не видят красот мира сего. Но помните, слепцы, что Господь с благой, особенной целью лишил вас дара зрения. Он чрез это сохранил вас от многих грехов и соблазнов мира. Вы имеете даже преимущество перед другими, если безропотно пере­носите ваше несчастие, в получении Царства небесного. Кроме того, известно, что если слепцы лишены дара зрения, то у них изощрены другие чувства на счет зрения, например осязание, слух, память. При помощи осязания слепые могут отлично читать, мы и сегодня за богослужением слышали прекрасное чтение и пение слепцов. Осязание, слух, способности соображения и памяти особенно развиты у слепых. К этим то чувствам и способностям и относятся слова псалмопевца «Господь умудряет слепцов». В этом – особенная забота Бога по отношению к слепым. Кроме того, вы, слепые, прекрасно сознаете и любовь ближних к вам. Сколько прилагается попечений и забот, чтобы обеспечить ваше существование и сделать вашу жизнь как можно счастливее! Сегодня во всех храмах проповедуется то же самое, что я сейчас говорю вам, и производится сбор пожертвований на улучшение вашей жизни. Вследствие такого попечения о слепых – во многих местах нашего отечества устроены дома для слепцов и в них прекрасно устроены храмы с благоустроенными училищами для слепых. В них приложено все старание для обучения слепых и грамоте и рукоделиям, а так как «Господь слепцов умудряет», – дает им особые дарования, то дело их обучения, требующее большого искусства, идет с полным успехом и преподаваемое усвояется в совершенстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010