Высокопреосвященнейший Арсений (Брянцев) Архиепископ Харьковский и Ахтырский. (†28 апреля 1914 г.). Прот. П.Фомин В Бозе почивший Высокопреосвященнейший Арсений, Архиепископ Харьковский и Ахтырский, по продолжительности и характеру своей кипучей и неустанной деятельности принадлежал к числу выдающихся и заслуженнейших святителей отечественной Церкви и в частности святителей Харьковских. В течение долгой его жизни пред ним сменился целый ряд поколений и эпох в развитии нашей церковно-общественной жизни. Нести бремя своего служения ему приходилось при резко изменявшихся, а иногда и необычайных условиях деятельности. Понятно, поэтому, что его жизнь и деятельность на поприще нашей отечественной Церкви не могли не сложиться в жизнь историческую, отпечатлевшую на себе черты бытовой жизни нашего духовенства и широких церковно-общественных течений за свыше полувековой период времени; она становится, поэтому, в высшей степени поучительной для всякого православного, а тем более для всякого церковно-общественного деятеля. Архиепископ Арсений, в миру Александр Дмитриевич Брянцев, родился в 1839 году 27 августа в селе Волста-Пятница, Юхновского уезда, Смоленской губернии и происходил из бедной семьи причетника Димитрия Аверкиевича Брянцева. Родители его были люди простые, не получившие школьного образования, но отличавшиеся высокими благочестием, преданностью долгу и чрезвычайным трудолюбием. Они сами занимались обработкой земли и с утра до вечера в летнюю пору были в поле и огороде. Труженическая жизнь этой семьи была полна лишений и материальной необеспеченности, домашняя обстановка самая простая и скудная: чаю здесь не знали, и пшеничного хлеба в доме не едали. Но несмотря на это отец Александра Дмитриевича в высшей степени любил грамотность и книжное научение, сам много читал в часы досуга, пополнял свои знания самообразованием, в осеннее и зимнее время он собирал к себе в дом детей прихожан и вместе со своими детьми обучал их чтению, письму и правилам веры. Все грамотеи прихода были делом рук его. Несмотря на скромную должность свою, причетника, Дмитрий Брянцев пользовался среди прихожан и духовенства искренней любовью и глубоким уважением. Его кончина была тихая и мирная, истинно христианская. Главная забота родителей Брянцевых заключалась в том, чтобы несмотря на скудость средств дать всем детям своим доброе, церковное направление и полное образование. Как отец, так в особенности после его смерти мать прилагали все свои силы и непрестанно хлопотали о том, чтобы довести дело школьного образования детей до конца. Не смотря на отличные природные дарования и успешную подготовку Александр Брянцев долгое время оставался дома вследствие скудости родительских средств и вследствие того, что два старшие его брата учились в Вяземском Духовном Училище на собственном отцовском иждивении.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Арсений (Брянцев Александр Димитриевич), архп. Харьковский и Ахтырский Родился 27 августа 1839 года в семье дьячка Смоленской епархии, с.Волсты-Пятницы, Юхновского уезда. День Ангела 8 мая. Детство его и годы учения протекли в крайней бедности и нужде и навсегда оставили в душе его заметный след, научили понимать впоследствии, когда он был уже совершенно обеспечен, чужую нужду, чужую бедность. Дело в том, что отец его был в очень бедном приходе, семья же была большая. Два старших брата были отвезены в Вяземское духовное училище и воспитывались там на средства отца; когда же настало время везти в училище третьего сына Александра, то средств уже не хватало совсем, и потому решено было, чтобы не оставить его вовсе без всякого образования, поместить в какой-либо монастырь, где бы он мог хотя практическим только путем обучаться пению и вообще церковному обиходу. Но к счастью, как раз в это время старший брат, только что перешедший в семинарию, ввиду, с одной стороны, крайней бедности, а с другой – хороших успехов, был принят, хотя и не был сиротой, на казенное содержание. Обрадованный отец тотчас же отправил Александра в Вязьму в духовное училище, где и поместил на свой счет на частную квартиру – с платой – 50 копеек в месяц! Более или менее благополучно, при 50-копеечной плате, протекли годы ученья в духовном училище, но затем, по переходе в семинарию, положение опять весьма осложнилось. Жизнь в Смоленске значительно дороже, чем в Вязьме, принять на казенное содержание второго брата, не сироту, когда уже принят первый, было невозможно; между тем, отцу необходимо было везти еще и следующего младшего брата в духовное училище. Тогда с молчаливого согласия семинарского начальства, устроился такой 2 почивший архиепископ поселился, как он сам впоследствии всегда любил вспоминать, в семинарском корпусе, в качестве «зайца». Начальство делало вид, что его не замечает, он же устраивался где-нибудь на свободной койке заболевшего товарища, питаясь чем случится также от товарищей ит.п. Собственной койки или прибора за столом ему, конечно, не полагалось. Однако через год начальство, видя его прилежание и любовь к учению и входя в крайне бедственное положение, нашло возможным принять его «вне правил» на полуказенное содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(К тридцатилетию его святительства) 17-го мая 1912 г. исполняется тридцать лет служения Святой Православной Церкви и родине в святительском сане Высокопреосвященного Арсения, Архиепископа Харьковского и Ахтырского. В сонме здравствующих святителей Российской церкви Харьковский Архиепископ Арсений – один из старейших: 27 августа этого года ему исполняется 73-й год от рождения. По продолжительности и характеру своей удивительно кипучей и неустанной деятельности в столь высоком сане он принадлежит к числу выдающихся и заслуженнейших святителей отечественной церкви и, в частности, святителей Харьковских. в течение столь долгой его жизни пред ним сменился целый ряд поколений и ряд эпох в развитии нашей церковно-общественной жизни – шестидесятые, восьмидесятые годы и годы начала этого XX столетия. Нести святое бремя своего служения ему приходилось при резко изменявшихся, а иногда и необычайных условиях деятельности. Понятно поэтому, что его жизнь и деятельность на поприще нашей отечественной Церкви не могла не сложиться в жизнь историческую, отпечатлевшую на себе черты бытовой жизни нашего духовенства, отдельных епархий и широких церковно-общественных течений за свыше полувековой период времени; она становится, поэтому, в высшей степени поучительной для всякого православного, а тем более для всякого церковно-общественного деятеля. Не нам и не время еще подводить итоги замечательным трудам нашего маститого Архипастыря. Но раскрыть красноречивые страницы его жизни, углубиться в них, по ним воспроизвести удивительную картину его жизни, начиная от лачуги бедного сельского причетника и до прославленной кафедры Харьковских святителей, – это так поучительно и так благовременно в виду исполняющегося тридцатилетия его святительского служения. Высокопреосвященный Арсений, в миру Александр Димитриевич Брянцев, родился в 1839 году, 27 августа, в селе Волста-Пятница, Юхновского уезда, Смоленской губернии и происходит из бедной семьи причетника Димитрия Аверкиевича Брянцева. Родители его были люди простые, не получившие школьного образования, но отличавшиеся высоким благочестием, преданностью долгу и чрезвычайным трудолюбием.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

III. Слово при втором служении в Казанском Кафедральном соборе пред панихидой об усопших Архипастырях Казанских 8 . Воспоминания о почивших, архипастырях Казанских: Антонии, Павле и Владимире. Архипастырские воспоминания и задушевные пожелания Казанской Академии На святой Руси есть добрый обычай предварять свои важнейшие жизненные предприятия молитвой: прежде всего о помощи Божией и св. угодников, а потом об упокоении своих родителей и других близких. С особенным тщанием исполняется русскими людьми этот добрый обычай при существенных переменах в их жизни: пред браком, переселением, поступлением на должность. Они руководятся при сем неложным упованием на то, что преставившиеся их присные, утешаемые их любовью, сами молятся Господу о помощи живущим. Следуя сему обычаю, и я, смиренный, придя в сей св. град для служения архипастырского, возжелал после первой молитвы ко Господу, после поклонения местной святыне, помолиться вместе с вами, братья, об упокоении своих предшественников по святительскому здесь седалищу, как о своих духовных родителях или старшей братии, несомненно веруя в силу их молитвы за меня грешного, и не за меня только. Не для меня только полезно и сие заупокойное моление: оно спасительно и назидательно и для вас, братья. Вы составляете паству последних из усопших здесь иерархов, вы потомки паствы здешних иерархов древнейших, а потому вовсе не чужие для тех и других, но напротив, самые близкие им по духу чада. Когда вы поминаете их здесь, они там на небе ходатайствуют о вас пред Спасителем нашим, и, конечно, мы грешные еще более нуждаемся в их святых молитвах, нежели они, богатые всякими добродетелями, – в нашем поминовении. Я назвал святителей Казанских своими отцами: такое наименование особенно приличествует Владыке Антонию и Владыке Павлу, которые особенно были близки мне и которых, как я знаю, так высоко чтит паства Казанская, так горячо их любит. При всяком напоминании о них мысль моя переносится в далекое прошлое, к годам моей юности, ко времени воспитания моего в Смоленской духовной семинарии, когда оба эти святителя, один в звании Смоленского архипастыря, а другой – моего ректора, принимали отеческое участие в моем положении. Так Владыка Антоний следил за моими успехами в семинарии и указал мне путь в Киевскую академию. Только благодаря его рублям мог я добраться до Киева и содержаться там во время экзаменов, а потом приезжать к своим во время вакаций. Когда я был на службе священником в Киевском институте, то имел счастье видеть святителя Антония на юбилее академии. «А я слежу за вами», ласково говорил он мне. А потом еще чрез несколько лет, по принятии мною монашества, он снова приветствовал меня. Как теперь, помню благостный, светоносный лик его, его глубокий, ласкающий взор, его назидательную, его искреннюю одушевленную проповедь , его святолепное служение! Как любил я посещать собор во время его службы, вдохновляться его благоговейной молитвой, услаждаться его мудрыми, действенными поучениями!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

IX. Слово на день св. Благоверного и Равноапостольного князя Владимира – 15 июля, о бедствиях славянских народов под игом турок, и приглашение к пожертвованиям на помощь страждущим 15 О бедствиях славянских народов под игом турок, и приглашения к пожертвованиям на помощь страждущим Мы совершаем, братья, память святого благоверного и равноапостольного великого князя Владимира, просветившего наше отечество православной верой Христовой; воспоминаем само событие крещения великого князя Владимира на том самом месте, на котором принял св. Владимир крещение, в той обители, в которой находится купель его крещения; воспоминаем торжественно, с крестным ходом, при собрании многочисленного православного русского народа и христолюбивого воинства. О чём же свидетельствует так торжественно совершаемая память в честь св. благоверного и великого князя Владимира? Свидетельствует о торжестве и свободе христианской веры в нашем отечестве. Достойно почтен св. благоверный и великий князь Владимир за просвещение России христианством. Отрадно для сердца представлять, как наше обширное отечество усеяно многочисленными храмами, этими видимыми памятниками торжества веры православной, насаждённой св. Владимиром. Но, к сожалению, радость наша помрачается печальными вестями о бедствиях наших братьев славян, с которыми мы получили из одного источника и веру Христову, принятую св. Владимиром и всей Россией, и священное писание, и богослужебные книги на родном нашем языке, так что мысль наша при настоящем торжестве невольно обращается к ним; невольно рождается вопрос, что у них делается, так ли свободно они живут и исповедуют свой веру, как мы? .. Увы!... Более четырёх сот лет прошло с того времени, как турки овладели православным востоком, простёрли свою власть на южных славян и владеют ими доселе. Много бед вытерпели братья наши славяне в продолжения этого долгого времени: они лишены своего правления, обложены тяжёлой данью; у них стеснена свобода богослужения и вероисповедания; их постоянно грабят, убивают, отнимают имущество, жён и детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LIII. Слово, сказанное в Пюхтицком монастыре в храмовой праздник Успения Пресвятой Богородицы 52 Предсмертные заветы и блаженная кончина Божьей Матери Во успении мира не оставила еси, Богородице! Когда умирает человек святой жизни, великим утешением для нас служит воспоминание о его блаженной жизни, как примере для нашего подражания, особенно же его последние заветы и слова. Светло празднуя ныне преславное успение Матери Божьей, обратим внимание, для общего нашего назидания и духовного утешения, на Её блаженную кончину, и особенно на предсмертные заветы и слова Божией Матери, и на слова Иисуса Христа к Царице Небесной. Пресвятая Богородица, утешившись быстрым распространением по вселенной, ещё при Её жизни, Божественного учения возлюбленного Сына Своего, Иисуса Христа, и чувствуя приближение Своего блаженного успения, в последние годы и дни Своей земной жизни ничего так сильно не желала, и ни о чем так слёзно не молилась возлюбленному Сыну Своему, как о том, чтобы Он скорее взял Её пречистую душу из сей юдоли плача к Себе в горние обители, где она всегда могла бы видеть Сына Своего, сидящего одесную Бога-Отца на небесах. Вот первый завет нам Божией Матери и первый урок назидания, который мы должны вывести для себя из последних дней Ее земной жизни! Постоянное памятование о своей смерти и непрестанная, усердная молитва к Богу о скорейшем разрешении от уз греховной плоти нашей и о теснейшем соединении со Христом, Спасителем нашем. И как спасительно было бы для нас это непрестанное памятование наше о своей смерти, от какого множества грехов оно удержало бы нас!.. Помни последняя твоя, и во веки не согрешивши! Когда Матерь Божия, получивши во время молитвы своей на горе Елеонской от Архангела Гаврила радостную весть о приближении Ее блаженной кончины, возвестила о сем Апостолам, и когда об этом узнали от Апостолов жившие в Иерусалиме и его окрестностях христиане, все начали горько плакать и молить Владычицу не оставлять их в сиротстве, тогда Матерь Божия заповедала им не только не плакать, но радоваться, потому что Она, представши по своём успении ближе к престолу Божию, получит большее дерзновение молить Бога о всех, и, по Своём прославлении, не только их не оставит в сиротстве, но и весь мир христианский. Она будет посещать, надзирать и помогать бедствующим. Сколько радости и утешения для скорбящих христиан в этом обетовании Царицы Небесной! Воистину, Ты и во успении мира не оставила еси, Богородице!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LVII. Речь при прощании с Рижской паствой 55 Воспоминания о добрых отношениях с паствой и молитвенное ей благожелание Последний раз я совершил богослужение в сем кафедральном соборе Рижской епархии. Господь указывает мне другое место служения, куда я и должен идти. Живо припоминаю, как я, десять с половиной лет назад, смущённый страхом предстоящего трудного служения на Рижской пастве, первый раз вступил в сей храм, окинул его взором своим и сказал сам себе: « Слава Богу! Будет где помолиться». И любил я совершать богослужение в сем прекрасном храме и молиться здесь вместе с вами... Теперь приходится расстаться с этим дорогим сокровищем. Говорят, для человека, прослужившего долгое время на одном месте, полезно перемещение на другое место служения, эта перемена обновляет его дух и подкрепляет силы... Так ли будет со мной, Бог ведает! Но уже одно долголетнее пребывание на одном месте создаёт привычку, а привычка – привязывает человека к месту. Моё десятилетнее служение в Рижской епархии, несмотря на трудности его, утешало и радовало меня и, поистине, сделало для меня Рижскую епархию дорогой и родной. В настоящее скорбное время моего расставания с нею, все неровности, трудности и неприятности исчезают в моей памяти, а остаётся во мне одно радостное, приятное и утешительное. А это я встречал везде и всегда среди обширной Рижской епархии. И прежде всего: в этом храме и во всех храмах града сего, при своих богослужениях, я всегда видел множество народа, полное внимание к моему богослужению, проповедованию слова Божия. И всегда, и во всех местах, когда я посещал города и веси, при обозрении епархии, я видел тысячи народа, встречавшего и сопровождавшего меня. Мне вспоминается теперь множество религиозных торжеств при совершении крестных ходов, основаниях и освящениях храмов Божьих, перенесении чудотворных икон, при храмовых праздниках и прочее, к которым православные жители с воодушевлением готовились, старательно принимали участие, и при которых, в бесчисленном множестве, присутствовали. Не могу умолчать при сем о тщательном отправлении духовенством богослужения, усердном проповедовании ими слова Божия, толковом чтении и прекрасном пении в храмах, все это меня утешало и радовало. А умножение храмов Божьих и православных училищ, открытие новых приходов и увеличение числа православных в крае составляло счастье и успех моего служения в сей епархии. Вот что меня привязало к сему краю, сроднило меня с ним и сделало его дорогим для меня!..

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LVII. Слово в 7-ю неделю по Пасхе 58 . Связь и глубокий назидательный смысл священных событий, воспоминаемых в 7-ю неделю по Пасхе Вчерашний день, в виду краткости времени, остававшаяся до начала всенощная бдения, я не мог долго беседовать с вами о религиозных предметах, и потому отложил свою беседу до сего дня. В настоящий же день я побеседую с вами о тех священных событиях, какие св. православная Церковь наша воспоминает и предлагает для нашего назидания в сей воскресный день. В настоящий, седьмой после Пасхи, воскресный день, ничем, по-видимому, не отличающийся от прочих воскресных дней, святая православная Церковь воспоминает и предлагает для нашего назидания, – как вы слышали из читанных сегодня апостола и евангелия, а также из церковно – богослужебных песней, – трогательные и глубоко поучительные священные события, которые и по времени происходили именно в настоящие дни. События эти следующие: а) прощальная беседа св. апостола Павла с предстоятелями Церкви Ефесской – епископами, пресвитерами и прочими духовными детьми своими в Милете, слышанная вами сегодня в чтении апостольском; б) молитва Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа к Отцу Своему Небесному о Себе Самом, о Своих ближайших учениках, как преемниках и продолжателях Его дела спасения рода человеческого, и о всех верующих в Него, – слышанная в сегодня читанном Евангелии и в) воспоминание в священных песнопениях о св. отцах Церкви Христовой, присутствовавших на первом вселенском соборе и утвердивших торжество святой веры Христовой на земле. Эти три, по-видимому, совершенно различные, священно-исторические события имеют, не смотря на видимое своё различие, не только тесную внутреннюю связь между собой, но они даже и по времени, в которое происходили, совпадают, как я сказал, именно с настоящим воскресным днём, а потому и воспоминаются св. православной Церковью именно в настоящий, седьмой после Пасхи, воскресный день, как и вообще в нашей православной Церкви – во всём круге воспоминаемых ей священных событий и праздников – нет ничего такого, что не имело бы священно – исторического основания и глубокого нравственно назидательного для православного христианина значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LV. Речь при пострижении в монашество студента С.– Петербургской духовной академии 1-го курса Алексея Турбина 75 О значении пострига в иночество Приветствую тебя, возлюбленный брат-инок Сергий, с принятием монашеского звания! Но сегодняшнее пострижение тебя в монашество не произвело перемены во внешнем виде твоём. Уже несколько лет ты носишь монашеское одеяние; ты свыкся с ним. И лица, видевшие тебя раннее нынешнего дня, увидевши тебя после настоящего пострижения, не найдут в тебе перемены. Что же ныне совершилось с тобой?... Может быть, в тебе совершилась внутренняя перемена вместе с совершившимся над тобой обрядом пострижения – перемена состояния души, перемена мыслей, чувств и образа жизни? Не думаю, чтобы и это произошло в тебе, потому что ты уже несколько лет ведёшь иноческий образ жизни, питаешься духовной и материальной монашеской пищей, давно определился твой взгляд на монашескую жизнь, давно ты полюбил её и по ней направил свою жизнь. Какое же значение имеет для тебя совершённое сейчас над тобой пострижение в монашество? Большое, возлюбленный брат!... До сего времени ты только приготовлялся к монашеской жизни: ты хотя носил монашеское одеяние, хотя вёл монашеский образ жизни, но ещё носил мирское имя, не давал монашеских обетов и не принимал присяги перед св. крестом и Евангелием. До сего времени, следовательно, не согрешая, ты мог бы возвратиться к мирской жизни и переменить монашескую одежду на одежду мирянина. Теперь же ты этого не можешь сделать: ту жизнь, которую ты давно уже избрал, ныне ты принял торжественно, дал обеты перед св. крестами и Евангелием, перед Господом Богом, невидимо здесь присутствующим, до конца жизни своей быть верным твоему новому званию. Тебе дано новое имя. Это значит, что как будто в лице твоём не стало прежнего мирского человека с мирскими задачами и целями, а с пострижением твоим в монашество в лице твоём родился новый человек, с целями и задачами, исключительно, служить Богу и Его святой церкви, на спасение души своей и ближнего. Самое монашеское одеяние ныне тебе преподано властью церкви, как бы от руки самого Бога и указанием каждой одежде на образ новой твоей жизни. Вот какое значение имеет для тебя нынешнее пострижение в монашество!...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LXII. Беседа в Ключищинском храме, Свияжского уезда 66 . О разных истинах христианской веры Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Православные! Я к вам прибыл не наслаждаться красивым расположением вашей местности, и не любоваться только благолепием вашего храма, а помолиться с вами, преподать вам благословение, наставить вас на путь истины и преподать вам уроки спасительной жизни и благочестия. Вот мы уже и помолились вместе с вами Богу, а так как через молитву низводится на нас благодать Божия, то значит, по молитве, мы удостоились сегодня благодати Божией и благословения. А часто ли вы посещаете храм Божий? Молитесь ли вы Богу? Почитаете ли праздники, говеете ли? Каетесь ли во грехах и приобщаетесь ли Св. Христовых Таин?.. Как вы молитесь Богу, какие читаете молитвы?.. Вот скажи мне, указывая на близ стоящего мужичка, произнес Владыка: «какую ты знаешь молитву?» – .. Господи Иисусе Христе... – ответил тот. Как ты ее читаешь? Прочитай и перекрестись! – (крестясь двуперстно) Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. А как ты крестишься, как знаменуешь себя? – Тот поднимает двуперстие. – А разве так следует? А я вот как крещусь! – поднимая троеперстие, произнес Владыка. – А вы почему так? – Мы по старине, был ответ. – Допустим, так... сказал Владыка, – но правильнее троеперстие. А что означают три перста, сложенных вместе и два перста, у меня пригнутых, а у вас протянутых?». – Молчание. – А вот что: три перста – три лица Св. Троицы, соединены вместе –означают едину Св. Троицу, единого Бога, а два остальных перста означают два различных естества в Иисусе Христе: Божество и человечество. Теперь какой у вас главный храмовой праздник, в честь кого устроен храм? – Ивана Предотечи! – отвечает тот же мужичок. – Как? – переспросил Владыка, не расслышав ответ – Ивана Предотечи! – повторил тот. – Не слышу не понимаю: громче скажи? – Иоанна Предтечи! – поправил ответ мужичка стоящий впереди г. исправник. – Ну, вот так: в честь Иоанна Предтечи. Но в честь какого события из его жизни устроен этот храм? – В честь Усекновения Главы его! – отвечают Владыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010