Следующия слова: восприят мя от вод многих, суть метафорическия, или преносныя. Ибо сравнивая лютость врагов с сильным стремлением водных потоков, коими тысящекратно мог быть поглощен, яснее изображает великость опасности, аки бы сказал, что он от самаго бедственнейшаго потопления сверх всякаго чаяния исхищен был. В следующем стихе о том же самом просто и без фигуры повествует, то есть, что избавлен был от врагов сильных, которые его смертельно ненавидели и гнали: ибо отсюду возвеличивает Божие всемогущество и силу, что со стороны людей никакия силы не могли ему, в крайнем отчаянии находившемуся, спасения подать. Оныя конечныя слова: яко утвердишася паче мене, показывают, что враги Давидовы были гораздо сильнее его. Примечания 1 Будущее вместо прошедшаго. Пс.17:19 . Предвариша мя в день озлобления моего: и бысть Господь утверждение мое. Пс.17:20 . И изведе мя на широту: избавит мя, яко восхоте мя. Паки повторяет вышереченное повествование о избавлении своем от врагов, дабы показать, что благодеяние Божие глубоко в памяти его впечатленно пребывает. Враги мои, глаголет, во время несчастия моего единодушно согласились погубить меня, и прежде, нежели мог я предостеречься от них, напали на меня, в неосторожности суща: но Господь попечеся о мне, и милостию Своею соделал то, что усилия и коварства их никакого вреда причинить мне не могли. Господь изведе мя на широту, то есть, от оных вражиих наветов, коими отвсюду был я стеснен, рукою Своею исхитив, аки на широкое поле извел, дабы мог я свободно ходить и дышать без всякаго страха наветующих. Избави мя, яко восхоте мя, то есть, свободил меня от всех предлежавших опасностей и страхов: сие же сотворил того ради, понеже возлюбил меня по безпримерной милости Своей. Пс.17:21 . И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми, Пс.17:22 . яко сохраних пути Господни и не нечествовах от Бога моего. Пс.17:23 . Яко вся судьбы его предо мною, и оправдания его не отступиша от Мене. Пс.17:24 . И буду непорочен с ним и сохранюся от беззакония моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Послушание бо есть паче жертвы благи, и покорение паче тука овня ( 1Цар. 15:22 ). Наконец, призови Мя в день скорби твоея. Якоже в день радости должен ты признавать, что вся благая твоя от Мене источника всех благ ниспосылаются: тако в день скорби должен ко Мне прибегать, и во Мне всю надежду твою полагать. Аз изму тя от всякия скорби, и ты взаимно прославиши Мя жертвою хвалы и благодарения. Пс.49:16 . Грешнику же рече Бог: Вскую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими? Пророк, преподав наставление благочестивым, здесь приступает к обличению беззаконных лицемеров, кои по внешнему токмо виду благочестивыми казались. Грешнику же рече Бог, то есть Бог повелел мне тебе грешнику сказать: вскую ты поведаеши оправдания Моя? и проч.; то есть, почто ты говоришь, что знаешь закон Мой и заповеди Моя, в которых вся содержится правда, когда не исполняешь их делом? Почто так же говоришь, что завет Мой, учиненный со Авраамом, к тебе принадлежит, когда ни закона Моего не хранишь, ни завета не соблюдаешь, ни стопам Авраама не последуешь? Пс.49:17 . Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса моя вспять. Здесь первее описывает внутренние пороки беззаконных лицемеров; потом в следующих стихах исчисляет грехи, бывающие делом и словом. Ты же, глаголет, возненавидел еси наказание Мое, то есть, ты совсем презрел наставление закона Моего. И отвергл еси словеса Моя вспять, то есть, ты сделался таким, как бы совсем забыл заповеди Моя, оставя их созади себя. Пс.49:18 . Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси: Сими словами Пророк изображает, что от забвения и презрения закона Божия раждаются грехи деятельные, каковы суть татьбы и прелюбодеяния. И как два сии греха весьма часто случаются, и происходят от сребролюбия и любострастия, сего ради о сих токмо двух упоминает, глаголя: аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси. И не глаголет, крал еси, или блудодействовал еси, но текл еси с татем, и участие твое полагал еси с прелюбодеем: понеже меньший есть грех красть или блудодействовать (хотя впрочем и то непростительно), нежели тещи вместе с ворами, и полагать участие с прелюбодеями; поскольку первое обыкновенно творится втайне, и по подстреканию похоти, а последнее явно и от развратной паче воли, нежели от нужды или от похоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Но так ли христианин познает Его, чтобы Его единого токмо любить? Так ли Его единого любит, чтобы для очей его всегда Он был прекраснейшим, для уст наисладчайшим, для сердца возлюбленнейшим? Ах, нет! И человецы возлюбиша паче тьму нежели свет ( Ин. 3:19 ). Кажется, Спаситель взывает к человеку с небесного Своего трона: Я творец твой, но ты Меня не слушаешь; Я отец тебе, но ты Меня не любишь; Я царь твой, но ты Мне не покоряешься; Я первосвященник твой, но ты ко Мне не приходишь. Делаюсь лозой виноградной, но ты не вкушаешь Моего плода; источником воды живой, но ты не пиешь от сего источника, который один источает для меня жизнь, хлебом животным, но ты не насыщаешься Мною. Что же Мне сделать для человека? Человецы возлюбиша паче тьму, нежели свет. Корысть, гордость, зависть, мщение, коварство, лесть, – словом – все дела темные, как едкие пары вышли из-под земли в мир сей от тесноты мрачного ада; и человеки, бедные человеки – охотнее вбирают в себя сей яд, нежели кровь Спасителя, лиющуюся с высоты креста во оставление грехов и в жизнь вечную. Впрочем, как бы мы далеко ни уклонились от Отца светов, какая бы тма ни лежала на душе нашей, не отнята еще надежда к прозрению, к животу, к славе. Потеря чистоты совести возвращается раскаянием в мертвых делах, причиняющих смерть. Истинное сознание греховной своей слепоты есть как бы раскрытие сердца для приятия света небесного. Если врачи болезней наших не прежде дают нам свое врачевство, как когда расскажем все причины оных: как же Врач душ и телес наших снимет с нас слепоту нашу, когда мы не сознаемся в оной искренно? Как сам грешник может войти со грехами туда, где обитает святость? Недостатки наши знает Господь и видит болезни, однако же вопрошает, дабы показать, что Ему приятно слышать в молитвах нужды наши, не взирая на то, что Он знает их лучше нас самих. Что хощеши, вопрошает слепца, да ти сотворю? Господи, да прозрю ( Лк. 18:41 ). Вопрошает потому, дабы свободно исповедался. Вспомните, какой вопль извлекает целительную силу даже из края ризы Христовой? Помилуй мя, Господи! Какой вопль отверзает разбойнику врата царствия Божия? Помяни мя, Господи! Какой глас понуждает раздраженного отца облещи в одежду брачную погибшего своего сына? Согреших, Отче!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

К чему и нас примером своим возбуждает: аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были ( 1Кор. 11:31 ). То есть: аще бы сами себя осуждали и наказывали, то не были бы осуждени и наказани от Господа: щадит бо Господь не щадящих себе. Глаголет убо: утрудихся воздыханием моим, то есть: чувствуя всю тяжесть грехов моих, изнемогох от стенания и плача, но и еще стенати и плакати не престану; измыю бо на всяку нощь ложе мое, то есть: во время нощное, когда все спят и покоятся, я, вместо сна и покоя, грехи мои изобильными слезами на ложе моем омывати буду, и ту постелю мою, на нейже беззаконие содеях, потоком тех же слез омочу, и притом не единожды, или дважды, но на всяку нощь сие творити буду. Здесь заметить должно, во-первых, множество слез, излиянных Давидом: ибо вместо глагола измыю, в Еврейском тексте читается: плавати сотворю, как перевел Иероним. Да и самый Славянский глагол измыю немалых слез излияние являет, когда самая постеля оными измыта была. Равным образом, и глагол омочу означает великое множество слез, текущих на подобие источника. Во-вторых долговременность или продолжение слез: ибо оныя слова: на всяку нощь, суть обоюдныя, то есть, двоякое знаменование имеющия. Ибо могут означить: чрез всю нощь, как перевел Иероним, и: на всяку нощь, как перевели седмьдесят толковников. И то, и другое удивительно, и купно истинно: то есть, что и чрез долгое время, и притом на всякую нощь изливал Пророк изобильныя слезы. В котором зерцале должны усматривать себя те, которые, соделав премногие и зело тяжкие грехи, едва малыя капли слез испускают, когда отпущения грехов у Бога просят. Пс.6:8 . Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих. Сии слова относятся ко изъявлению того, что произошло от превеликаго онаго излияния слез, то есть, что от слез повредилось зрение. Ибо в Еврейском, вместо смятеся, читается потемне, и разум имеет следующий: око мое, по причине плача и слез, родившихся во мне от гнева и негодования на гнусность греха, или от воображения ярости гнева Твоего, изменися и потемне.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Повторяет те же самыя слова, которыя выше о уповании сказал, подтверждая оныя самым опытом, аки бы сказал: из благодеяний Твоих, Боже, имею причину благонадежен быть на Тя. Итак, не словами токмо объявляет, что уповал на Бога, но к сему присовокупляет и дело, признаваяся, что он от юности имел доказательства Божией к себе милости, из которых научился уповать на единаго Бога и ожидать помощи Его во всякое время. Хотя же причину упования производит от действий или от самаго опыта, однако отсюду заключить можно, колико и воспоминание Божиих благодеяний содействовало к тому, чтоб мог он питать в сердце своем надежду на Бога. С сим стихом непосредственную имеет связь и следующия за сим, в котором еще далее поступает Давид. Ибо прославляет благодеяния, оказанныя ему не токмо в юности, но и в самом младенчестве. Сему подобное нечто читаем и во псалме 21 ( Пс. 21:10 ), где сильно проповедует он чудную Божию силу и непостижимую благость, проявляемую при рождении людей, коего образ внимания нашего зело достоин. Мы, читая историю о потопе, о котором повествует Моисей, чудимся, каким образом Ной, живучи со всем семейством чрез десять месяцев в толикой нечистоте, какова была в ковчеге ( Быт. 8:13 ), не задохся: не паче ли должны почудиться, каким образом младенец, во утробе матерней заключенный, может жить в такой нечистоте, которая в одну минуту могла бы задушить самых крепчайших мужей? Но таковыя чудеса, поскольку ежедневно случаются, не производят в нас надлежащаго внимания. Дух Святый не без причины укоряет нас за сию неблагодарность, напоминая о благости Бога, проявляемой в рождении нашем. Хотя в ту минуту, в которую происходим на свет, много и мать помогает нам, и предстоят повивальныя бабки, и другие многие; однако ежели бы Бог некоторым образом не подлагал руки Своея, и не воспринимал нас в недро Свое, то что бы воспоследовало с нами? и какая была бы надежда к продолжению жизни? Исхождение из утробы матерней, конечно, было бы совозследствуемо смертию. Посему не без причины нарицается здесь Бог покровителем от чрева матере. Чему соответствуют и заключительныя слова: о Тебе пение мое выну. Ибо Пророк означает, что он праведную имел причину безпрестанно хвалить Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Объясним сие примером. Послужит ли в пользу отцовское богатство глупому сыну? он расточит его и погубит самого себя. Послужит ли к благу буйному рабу, если дадут ему свободу? Когда он под управлением господина и надзором не может сделаться кротким и послушным: то сделается ли таковым, получив вольность? Итак, воля Божия, святая и благая, да будет волею нашею. Он знает и видит, что нам на пользу и что нужно. Чрез сие мы избежим упрека, которому некогда подпали двое из Апостолов, просивших себе первых мест в Царствии Небесном. Им было сказано: не веста чесо просита (Мк. 10:38). Тоже скажет Раздаятель даров и нам, если будем просить чего по своим видам и целям, сверх сил и меры. Просите общих даров – духа веры, духа любви, необходимых для спасения каждого. Что выше сего – да будет в том воля Божия! Второе условие. Кто хочет получить какой-либо дар благодати, тот должен сознать и восчувствовать свою немощь и бессилие. Господь, говорит Св. Иаков, гордым противится, смиренным же дает благодать ( Иак. 4:6 ). Сознание и раскаяние в грехах есть, так сказать, отверзтие дверей у храмины, которая заключена самонадеянностию и кичением, а излияние слез по сокрушенному сердцу есть то же, что очищение храмины. Кто просит к себе гостя в запертые двери? и как примет его в дом, не приготовив и не очистив места, где нужно его поместить? Подобно сему, и мы можем ли просить себе даров Святого Духа, когда двери сердец замкнуты нашею нераскаянностию? и где приимем Его, если сердце нечисто? Правда, первое сообщение благодати Св. Духа бывает без всякого условия, туне. Никто же может приити ко Мне, говорит Иисус Христос, аще не Отец пославый Мя привлечет его ( Ин. 6:44 ). Посему, сознание во грехах, плач и сокрушение сердца суть первые действия Св. Духа. Он нисходит к нам прежде, нежели помыслим о Нем, – нисходит то в обличениях совести, то в неожиданных приключениях жизни, то в наставлениях и увещаниях пастырей Церкви, начальников, родителей, друзей и проч. Но в раздаянии даров последующих Господь соблюдает некую меру, то есть, Он изливает их с большим обилием там, где с большим желанием ищут их, и где приобретение оных почитается величайшим благом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Сими словами обещает принесть благодарение Богу, и что плод оправдания отнесется к славе Его и послужит к пользе многих, аки бы сказал: Господи, ежели Ты услышишь меня и, после толь тяжких грехопадений, паки приимешь в милость Твою, то я и словами, и делами потщуся научить людей путям Твоим, то есть, милости и истине Твоей: вси бо путие Господни милость и истина ( Пс. 24:10 ). В самом деле, поступок Давидов послужил для всего потомства знаменитым примером милости и правосудия Божия: милости, понеже и после толь тяжких преткновений, как скоро сказал, согреших Господеви ( 2Цар. 12:13 ), тотчас получил отпущение грехов, правосудия, понеже весьма тяжкия наказания понес от Бога. Ибо и сын, рожденный от прелюбодеяния, вскоре умер, и сам, не много после, свержен был с царскаго престола; жены его всенародно обруганы от сына; Амнон и Авессалом, два сына его, убиты. Сей пример милости и правосудия Божия воспользовал не токмо людей века того, но будет полезен и впредь для всех, даже до скончания мира. Ибо псалом, на сей случай Давидом сложенный, повсюду читается и будет читаться, доколе состояние воинствующия церкви продолжится. Таким образом Давид исполнил свое обещание; ибо научил беззаконных путем Господним, так что многие грешники обратилися к Богу, а другие впредь, без сомнения обратятся. Пс.50:16 . Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде твоей. Пс.50:17 . Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою. Немного выше молился Давид о разрешении греха своего: а здесь молится об избавлении от казни, или от мщения, котораго требовала кровь Урии, неправедно пролиянная, и обещает хвалить Божию правду. Имя кровей положено во множественном числе, по свойству Еврейскаго языка, для означения многаго излияния крови. И, как Быт. 4:10 , сказано: глас крове брата твоего вопиет ко мне от земли (где в Еврейском тексте читается глас кровей, то есть, глас многия излиянныя крови): так и в сем месте говорится: избави мя от кровей, – то есть, от гласа многия крови Уриины, которая, будучи неправедно мною излиянна, вопиет к Тебе и отмщения требует. И праведно глаголет: избави мя, понеже видел кровь оную, яко воина вооруженнаго против него стоящую. Прилично присовокупляет и оныя слова: Боже, Боже спасения моего, ибо Богу единому свойственно избавлять и спасать от належащия опасности. За сим паки свидетельствует, что не будет неблагодарен пред Богом, но имеет памятовать благодеяние Его; ибо не с другим намерением просит принять себя в милость, как чтоб быть громогласным проповедником Божией правды: проповесть язык мой правду Твою. В том же разуме говорит и следующия за сим слова: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою. Сие непосредственно следует за совершенным оправданием и избавлением грешника, что уста, заключенныя прежде грехом, паки отверзаются на благодарение и прославление Избавителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.139:9 . Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. Здесь в первом члене просит Бога, дабы Он обуздав стремление нечестивых, соделал тщетными все намерения и предприятия их. Ибо твердо был удостоверен, что во власти Бога состоит, когда только Ему угодно, злыя намерения злых людей соделать тщетными, и беззаконныя их надежды в ничто обратить. Во втором члене то же самое другими повторяя словами, просит Бога, дабы не попустил помышлению грешника исполниться, и вскоре оное рузрушил. Следующия за сим слова, да не когда вознесутся, означают, что нечестивые, надменные высокомерием своим, превыше облаков возносятся: ибо мнят, что ничего противнаго приключиться им не может, и потому, презрев Божий промысл, все случаи под ноги свои повергают, так как бы они единым мановением своим управляли мир, и все случающееся в нем. Пс.139:10 . Глава окружения их, труд устен их покрыет я. Пс.139:11 . Падут на них углия огненная, низложиши я во страстех, и не постоят. Под именем главы окружения, или окружающих, без сомнения разуметь должно главнаго начальника вражескаго скопища Саула. И дабы яснее были слова, сказанныя по свойству Еврейскаго штиля, надлежит дополнить так: глава окружающих мя есть главный враг мой Саул; развращение устен его да покрыет его. Таким образом Давид предсказывает казнь Саулу, и что не так ясно в стихе сем сказал, то яснее выразил инде: обратится болезнь его на главу его. Ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. ( Пс. 7:16–17 ). За сим следует общее пророчество против всего сонмища врагов: падут на них углия огненная. Здесь, как кажется, приспособляет слово к ужасному оному наказанию Содома и Гоморра. И мы инде видели, что Дух Божий обыкновенно употребляет сей пример казни для устрашения всех нечестивых. По сих предвозвещает, что Господь низложит врагов его в ров глубокий, откуду они никогда не выйдут. Давид отъемлет у нечестивых всю прощения надежду, потому что грехи их были неисцельны: иначе пощадил бы, ежели бы предвидел расположение их к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.139:12 . Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление. Здесь под именем мужа языческаго Давид разумеет вообще людей лукавых, которые коварством и клеветами более, нежели открытою силою воюют, так как и выше сказал о них: яд аспидов под устнами их. Во втором члене под другим видом изображает их, показывая, что враги его не одну токмо хитрость и вероломство употребляли, но и насилие: и тако львам и лисицам уподобляет их. Подобие, взятое от ловитвы, весьма прилично употреблено. Ибо как ловец, отвсюду распростирающий сети, никакого не оставляет убежища зверю, тако и нечестивые, колико бы не удалялися от Бога, не могут избежать суда Его, но злая уловят их во истление: ибо чем более мечтают о ненаказанности, тем скорее низвергаются в погибель. Пс.139:13 . Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим. Пс.139:14 . Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим. Давид, оканчивая молитву свою, сам с собою разсуждает здесь о промысле и о суде Божием, и потом говорит как о вещи ему известной и опытом изведанной, что нельзя статься, чтоб Бог страждущим людям не помог когда-нибудь. А как нередко до времени молчит и добрым людям страдать попускает: сего ради благоразумно искушению сему противополагает щит, показывая, что Бог творит сие с тем намерением, дабы скорбящих утешить, и угнетенных возставить. По сей причине ясно глаголет: яко сотворит Господь суд нищим, месть убогим. А сим образом как себя, так и других к терпению воодушевляет, Дóндеже приидет благовременная свыше помощь, аки бы сказал: хотя ныне все почитают меня за беднаго и презреннаго человека (ибо будучи предан насилию врагов, не скоро усретаю Божию помощь), но я не отчаиваюся, ибо ведаю, что Бог никогда беднаго и несчастнаго человека не оставляет. Отсюду заключает, что праведные люди будут благодарить Бога, и при помощи Его всегда пребудут невредимы. Во втором члене дает причину, чего ради имеют благодарить и прославлять Божие имя, понеже восчувствуют, что Бог о спасении их печется: ибо жить или вселяться пред лицем Божиим – не что иное есть, как наслаждаться Его отеческим промыслом.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Направление главного удара – Слуцк, Лисино, Тосно. Продолжительность операции – 29–31 августа 1941 г. – три дня. Обеспечение рубежа Колпино, Слуцк до 31 августа – полк 3 гв. рабочей дивизии. После 31 августа 1941 г. – 10 ск. Задача 48-й армии – упорно обороняясь, не допускать противника продвигаться на ст. Мга. Если противник станет перебрасывать силы в район Тосно, хотя и ограниченными силами, перейти в наступление. 2-й этап – овладение Любанью. Задача – совместно с 48А разгромить любанскую группировку противника и овладеть Любань. Силы – те же и резерв, прибывающий из состава 10 ск, и создается резерв танков за счет поступления из промышленности. Направление главного удара – через Тарасово, Каракино на Померанье. Продолжительность – 2–4 сентября – три дня. 3-й этап – овладение Чудово. Этот этап планируется в процессе развития осуществления 1 и 2 этапов, к этому времени должны быть восстановлены 311 сд и 128 сд. Нарастание сил необходимо, т. к. противник к этому времени может стянуть за счет перегруппировки даже между фронтами значительные силы. 6 . Материальное обеспечение. Отдельной разработкой 43 . Командующий войсками Ленинградского фронта генерал-лейтенант ПОПОВ Член Военного совета фронта корпусной комиссар КЛЕМЕНТЬЕВ Начальник штаба фронта полковник ГОРОДЕЦКИЙ ЦАМО РФ. Ф. 217. Оп. 201172. Д. 2. Л. 139–143. О задачах отряда кораблей р. Невы УКАЗАНИЕ Военного совета Краснознаменного Балтийского флота командующему морской обороной Ленинграда и Озерного района контр-адмиралу Ф. И. Челпанову 1 сентября 1941 г. В связи с продвижением противника и выходом его 30 августа 1941 г. на левый берег реки Невы в районе Ивановское коммуникации, соединяющие Ленинград с центром страны и по реке Неве с Ладожским озером, прерваны. Создалась непосредственная угроза форсирования противником Невы и выхода его на правый берег. Для объединения руководства кораблями и частями, действующими на реке Неве от Шлиссельбурга до Ленинграда, моим приказом 002/пох создан отряд кораблей реки Невы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010