Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСЕНЕФА АСЕНЕФА (Клементьева Раиса Михайловна; 29.06.1802, имение Несвойское в 30 верстах от Вологды - 19.04.1892, Горицкий мон-рь), мон. Горицкого в честь Воскресения Господня жен. мон-ря в Новгородской губ., юрод., сестра игум. Арсении (Клементьевой) . Летом 1816 г. поступила в Горицкий мон-рь. Ревностно исполняла различные послушания: писала иконы, пела и читала в церкви, ежедневно приносила до 40 ушатов воды, поднимаясь в гору по крутому берегу р. Шексны, несла суровый пост, не вкушая пищи иногда в течение 12 дней. После 13 лет послушнического искуса игум. Маврикией (Ходневой) пострижена в мантию с именем А., после чего приняла подвиг юродства, благословение ей дал задонский затворник Георгий Машурин . Одежду и обувь А. меняла раз в год - в день своего рождения, в остальные дни ходила оборванной, часто босой. Спала на голом полу, большую часть ночи проводила в сыром подвале. Пищу, к-рую ей приносили с игуменского стола, отдавала старицам и птицам, сама же питалась скудно. А. часто уходила молиться на гору Мауру и подолгу стояла на камне, на к-ром сохранился след стопы прп. Кирилла Белозерского . В конце жизни А. была парализована, лишилась зрения, после чего приняла на себя подвиг старчества : к ней приезжали за советом монахини и миряне, блаженная получала множество писем с просьбой о молитвенной помощи, в к-рой она никому не отказывала. А. удостоилась дара прозорливости: предвидела убийство имп. Александра II и смерть своей сестры игум. Арсении, предсказала закрытие мон-ря в 1929 г. Воспитанница А. мон. Асенефа (Корчагина) стала игуменией Горицкого мон-ря (1910-1920). Отпевал А. многочисленный сонм священнослужителей при большом стечении народа. Подвижница похоронена с сев. стороны Воскресенского собора. Свидетельства о блаженной жизни А. записал архим. вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря Неофит (Следников), впосл. еп. Измаильский, присутствовавший при встрече св. прав. Иоанна Кронштадтского с блаженной старицей в 1891 г. Лит.: Иоанн (Калинин), инок. Воскресенский Горицкий девичий мон-рь Новгородской епархии и его подвижницы. Кириллов, 1914; Неофит (Следников), еп. В дар Христу: Восп. о юродивой мон. Асенефе Клементьевой. Серг. П., 1917; Летопись Горицкого мон-ря//Кириллов: Ист.-краеведч. альманах. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 314, 327, 332. Е. Р. Стрельникова Рубрики: Ключевые слова: АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/text/76598.html

Асенефа (Клементьева) (1802 - 1892) — монахиня Горицкого Воскресенского женского монастыря, Христа ради юродивая, блаженная. В миру Клементьева Раиса Михайловна, родилась 19 июня 1802 года в имении Несвойском в 30 верстах от Вологды, сестра игум. Арсении (Клементьевой). Летом 1816 года поступила в Горицкий Воскресенский монастырь Новгородской губернии. Ревностно исполняла различные послушания: писала иконы, пела и читала в церкви, ежедневно приносила до 40 ушатов воды, поднимаясь в гору по крутому берегу р. Шексны, несла суровый пост, не вкушая пищи иногда в течение 12 дней. После 13 лет послушнического искуса игум. Маврикией (Ходневой) пострижена в мантию с именем Асенефа, после чего приняла подвиг юродства, благословение ей дал задонский затворник Георгий Машурин. Одежду и обувь Асенефа меняла раз в год - в день своего рождения, в остальные дни ходила оборванной, часто босой. Спала на голом полу, большую часть ночи проводила в сыром подвале. Пищу, которую ей приносили с игуменского стола, отдавала старицам и птицам, сама же питалась скудно. Асенефа часто уходила молиться на гору Мауру и подолгу стояла на камне, на котором сохранился след стопы прп. Кирилла Белозерского. В конце жизни Асенефа была парализована, лишилась зрения, после чего приняла на себя подвиг старчества: к ней приезжали за советом монахини и миряне, блаженная получала множество писем с просьбой о молитвенной помощи, в которой она никому не отказывала. Блаженная удостоилась дара прозорливости: предвидела убийство имп. Александра II и смерть своей сестры игум. Арсении, предсказала закрытие монастыря в 1929 году. Воспитанница Асенефы мон. Асенефа (Корчагина) стала игуменией Горицкого монастыря (1910-1920). Блаженная Асенефа скончалась 19 апреля 1892 года в Горицком монастыре. Отпевал её многочисленный сонм священнослужителей при большом стечении народа. Подвижница похоронена с сев. стороны Воскресенского собора. Свидетельства о её блаженной жизни записал архим. вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря Неофит (Следников), присутствовавший при встрече прав. Иоанна Кронштадтского с блаженной старицей в 1891 году. Известные монахини [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Цари и царицы русские знали и уважали Горицкую игуменью. А она, приснопамятная подвижница, до конца жизни оставалась той же смиренной и простодушной инокиней, как и при начале монашеской жизни! Пятьдесят лет управляла Маврикия Горицкой обителью. Постоянные труды истощили силы ее, она чувствовала недуги старости и решилась, наконец, сложить с себя игуменство. Преосвящ. митрополит Никанор желал удержать Маврикию в настоятельской должности до конца жизни ее, предлагал дать ей помощницу по ее выбору, но, наконец, должен был уступить неотступным слезным молениям старицы, лежавшей у ног его. Согласившись на просьбу Маврикии, архипастырь просил ее указать на достойную ей преемницу и притом сказал: «Не затрудняйте себя сдачей монастыря по описи: все вами приобретено. Не только кто другой, но и я сам не могу ничего от вас требовать». Желанный указ об увольнении Маврикии и назначении игуменьей (согласно ее указанию) монахини Арсении Клементьевой последовал 23 декабря 1855 года. Бывшей настоятельнице «во внимание к многолетнему служению и неутомимо-ревностным попечениям о благосостоянии обители» назначено от монастыря: полное содержание, необходимая прислуга и пенсия по 150 р. серебром в год. Последние годы многотрудной жизни своей старица провела в небольшой келлии того же Горицкого монастыря. Постоянным занятием ее была молитва . Замечали иногда, что во время молитвы она совершенно забывала все земное, даже самое тело свое: случалось келейнице доложить ей, по окончании правила, не угодно ли покушать? «Разве я не обедала», отвечала старица, насыщенная неземной пищей. Так, она, стоя на молитве, не замечала, если кто подойдет и станет подле нее, не чувствовала, как осыпали и жалили ее комары и другие насекомые. В 1858 году престарелая подвижница, изнемогая в силах телесных, приняла великую схиму и наречена Марией – тем именем, которое получила при крещении. Как гаснет солнце на западе небосклона, посылая последние лучи во внутренность великолепного храма, воздвигнутого игуменьей Маврикией, так мирно угасала многоплодная жизнь досточтимой схимонахини. Летом 1867 года она слегла и уже не вставала. Предлагали врачи и лекарства, но старица обратилась к небесному Врачу душ и телес, многократно сподобилась приобщения Тела и Крови Христовых и таинства елеосвящения. Во все время болезни, несмотря на лихорадочное состояние, она сохраняла полное сознание и мирно предала дух свой Господу, Которому послужила более 60 лет в монашеских подвигах, настоятельстве и схиме, 18 июля 1867 года на 84 году от рождения. Смертные останки приснопамятной игуменьи-схимонахини преданы земле в прекрасном храме, ею воздвигнутом, на южной стороне 22 . Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков:/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск: Введен. Оптина пустынь, 1994-./Июль. - 1994. - 588, II с. ISBN 5-86594-018-Х. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Далее на южной стороне икона Св. Троицы, а на северной - Св. Вел. Екатерины, Варвары и Димитрия Царевича. На обеих этих иконах имеются также серебряныя ризы, из коих одна весит 1 п. 1 фун. 18 зол., а другая - 1 п. 2 ф. 32 зол. Обе эти ризы - дар московской купчихи Наталии Соколовой. Кроме сего, могут быть упомянуты еще следующия иконы, находящияся в разных местах Троицкаго храма. Так, замечательна икона, находящаяся на восточной арке, по одной линии с иконостасом, снятие со креста Господа нашего Иисуса Христа, имеющая 2 1/2 ар. высоты. На южной стене икона Иверской Божией Матери - дар Кириллова монастыря архимандрита Иннокентия, перемещенного потом в Валдайский Иверский монастырь. Икона эта имеет 1 1/2 ар. высоты, помещена в простой деревянной раме, по усердию сестер горит пред нею неугасимая лампада. На колонне, по правую сторону, икона Тихвинской Божией Матери, в сребропозлащенной ризе и особом резном киоте. Вообще все стены и колонны храма украшены множеством различных икон, из коих, кроме вышеупомянутых, многия отличаются как по богатству убранства и украшений, так и по особому почитанию их. Придел во имя Владимирской Божией Матери На южной стороне храма, на хорах, устроен придел во имя Владимирской Божией Матери; этот придел сооружен в 1821 году иждивением монахинь Арсении и Асенефы Клементьевых. Иконостас здесь одноярусный с тремя фронтонами, поддерживаемыми шестью колонками, украшен приличною резьбою, вызолоченною на полимент. Св. иконы писаны самими сестрами монастыря. В средине царских врат в круглом клейме изображено поклонение волхвов, царския врата из резных узких брусков, разветвленных в виде древа. Придел во имя Всех Святых Этот придел находится на северной стороне храма, на хорах. Он устроен в том же году иждивением монахини Феофании Готовцей. Иконостас такой же, что и в приделе Владимирской Божией Матери; царския врата состоят из сияния, устроеннаго вокруг клейма, находящагося в средине врат, с изображением Сретения Господня. Иконы также своего письма.

http://sobory.ru/article/?object=04074

Лит.: Краткое сказание о жизни блаж. памяти о. Феофана, Кирилло-Новоозерской пустыни священноархимандрита, с присовокуплением нравственно-духовных его поучений. М., 1853; Пимен (Мясников), архим. Воспоминания//ЧОИДР. 1876. Кн. 3. С. 3-72; Нарцизова А. Ф. Письма о путешествиях с о. Иоанном Кронштадтским на его родину и в др. места. СПб., 1894; Духовное торжество в Воскресенской обители//Новгородские ЕВ. 1895. 13; Архим. Иаков (Поспелов) и его письма к игум. Арсении (Корчагиной). Серг. П., 1907; Иоанн (Калинин), мон. Воскресенский Горицкий девичий мон-рь Новгородской епархии и его подвижницы. Кириллов, 1914; Макаренко Н. Путевые заметки и наброски о рус. искусстве. СПб., 1914. Вып. 1: Белозерский край. С. 10-15; Неофит (Следников), еп. В дар Христу: Восп. о юрод. мон. Асенефе Клементьевой. Серг. П., 1917; Копанев А. И. История землевладения Белозерского края XV-XVI вв. М.; Л., 1951. С. 150; Маясова Н. А. Мастерская худож. шитья князей Старицких//Сообщ. Загорского музея-заповедника. 1960. Вып. 3. С. 41-64; Бочаров Г. , Выголов В. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1969. С. 254-255; Хлебникова Н. А. Новооткрытые произведения мастерской лицевого шитья князей Старицких//ПКНО, 1980. Л., 1981. С. 443-455; Подъяпольский С. С. Собор Белозерского Горицкого мон-ря//Там же. 1989. С. 334-340; Сведения о Горицком мон-ре//Кириллов: Ист.-краевед. альм. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 290-355; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. 40-45; Куликов С. Б. Нек-рые итоги исслед. истории возникновения и строительства соборного комплекса Воскресенского девичьего Горицкого мон-ря//Кириллов: Ист.-краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 169-187; Стрельникова Е. Р. Новомученики и исповедники Белозерские: Мон-ри Кирилловского у. в XX в.//К Свету: Альм. М., 1997. Вып. 15. С. 121-172; Животовский С. На Север с о. Иоанном Кронштадтским//Св. прав. Иоанн Кронштадтский в восп. самовидцев. М., 1998. С. 127-204; Виноградов В. М. Соц. состав Горицкого Воскресенского мон-ря 1855-1919 гг.//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 1999. С. 152-156; Мельник А. Г. Икона Леонтия Ростовского из Воскресенского Горицкого мон-ря//Кириллов: Ист.-краевед. альм. Вологда, 2001. Вып. 4. С. 212-218; Пуцко В. Г. Икона из Воскресенского Горицкого мон-ря и северорус. иконографич. схемы Покрова XVI в.//Там же. С. 219-237; Снессорева С. И. Рус. странница Дарьюшка: Рассказ с ее слов. СПб., 1998; Игум. Феофания (Готовцова), основательница и настоятельница Воскресенского Новодевичьего мон-ря в С.-Петербурге. Серг. П.; СПб., 2001.

http://pravenc.ru/text/166215.html

Не было бы злобы, гордости и тщеславия». По благословению игуменьи, мать Феофания завела на свои средства и своим личным трудом поддерживала разные рукоделья: тканье ковров, вышиванье золотом и школу живописи. Игуменья Маврикия, по фамилии Ходнева, не любила подобных занятий, требовавших белоручек и хотя дала благословение матери Феофании завести эти рукоделья, приносившие большую пользу обители, но, не делала никакого поощрения тем, кто занимался ими. Она любила полевые, черные работы, в которых и сама участвовала даже будучи игуменьей. Она проходила высокую иноческую жизнь и хотя была едва грамотная и с трудом могла подписать свое имя, однако подвигами: своей добродетельной жизни заслуживала общее уважение. Она получила особенный от Бога дар управлять монастырем и слава о ее подвижнической жизни привлекала к ней ищущих спасения от соблазна и суеты в уединении и молитве. С двадцатилетнего возраста вступила она в монастырь, в эту, по истине, школу благочестия, где научают терпению, любви к ближним, строгости к себе и безусловному послушанию. Когда она поставлена была игуменьею, в 1810 году, в Горицком монастыре находилось не более шестидесяти монашествующих; но в продолжении ее сорокалетнего управления и по установлению ею общежития, число сестер постепенно увеличивалось и дошло наконец до шестисот, что должно приписать превосходно устроенному общежитию, о поддержании которого заботилась игуменья Маврикия, руководствуясь наставлениями опытного старца Феофана 11 ». В 1855 году, она передала трудное управление многолюдной общиной избранной ею игуменьи, Арсении (Клементьевой), сама же в 1858 году постриглась в великую схиму с наименованием Марии, и скончалась в 1861 году. Мать Феофания и по ее кончине всегда усердно почитала ее память поминовением; в дни ее кончины, именин и рождения служила обедни, панихиды, кроме ежедневного поминовения на проскомидии и при чтении псалтири. В Горицкий монастырь мать Феофания вступила по совету своего духовного отца, старца Феофана, который указал ее на игуменью Маврикию, как на благочестивую руководительницу, получившую благодатный дар поселять в сестрах дух истинного иночества. Всей душей привязавшись к своей настоятельнице, мать Феофания решилась до смерти пребывать в послушании y нее, не щадила трудов, чтоб жить по ее наставлениям и, как малое дитя, торопилась исполнять ее приказания. Когда мать игуменья приказывала ей ехать с собою для посещения знакомых или по каким делам, то подъехав к дому, мать Феофания, сперва выходила из экипажа и осведомлялась, принимают ли хозяева; потом опять спускалась с лестницы, помогала игуменьи выйти из экипажа и взойти на лестницу. И как страдало ее сердце, когда случалось встречаться с прежними знакомыми знатного круга, которые ничего не понимая в монашеской жизни, обращались с знаками особенного уважения к послушнице Феофании, a не к ее возлюбленной игуменьи!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Без Государя станет армия – не та, не та. Такую армию построить – нужны столетия. А развалить – ничто не долго. Особенно мучило Клементьева, день ото дня даже больше: как он мог так легко дать новую присягу? – смахнуть прежнюю как не было. Как зашлёпался. Но великий князь Михаил Александрович прямо призывал всех подчиниться временному правительству. И генерал Алексеев и генерал Эверт признали эту власть. И великий князь Николай Николаевич. Однако, вот не стало вдруг ни Эверта, ни Николая Николаевича, – а присяга уже дана безвозвратно, а свою душу капитан Клементьев уже повязал. Пришёл юмористический журнал – и в нём карикатура: как два венчаных брата откидывают скипетр и корону, никто не хочет принять. Неуважительно – а ведь так… Стыдно. И на вечерних молитвах уже не пели «Боже, царя храни». Думал про Государя: а как он теперь? Что, вот, делает сейчас? Ему-то с такой высоты низвергнуться – каково? И знает ли, сколько верных ему осталось в армии? Но все рассыпаны – и ничем Государю не помочь. Ощущение было – сломившейся жизненной оси. И ещё новое тревожное ощущение: что солдаты куда-то уходят своим настроением, как схлынывает вода. Клементьев привык солдатскую душу чувствовать близко. И – аппетита не стало, совсем уж болезнь. Денщик приносил уговаривал: – Ешьте, ваше высокоблагородие, ещё наголодаемся. Отодвигал молодой капитан: – Не хочу, ешь и моё. От стола крестился на иконку малую в угол. Денщик ворчал: – Теперя, как помазанник под караулом, – тоже и морду не всякий перекрестит. А там – и кресты нательные поснимают. Коли воевать больше не будем – так на что мол они? Начальник телефонистов бойкий старший фейерверкер Теличенко пришёл взять телефон на осмотр. Тоже звал «высокоблагородием». Усмехнулся Клементьев: – Зачем порядок нарушаешь? Господин капитан. Отмахнулся Теличенко: – А мы на старую благородию валимся, как приучены. «Господином» обзывать – как-то и язык не выворачивается. Сам ли думал, или поддавал в тон капитану: – Всё! Теперь подалась наша Расея – а куды? Теперь замест того, чтоб немца колотить, мы как бы один другому не наклали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Близкая дружба связывала З. с прот. Георгием Спасским (З. редактировал сборник его памяти: О. Георгий Спасский: 1877-1934. П., 1938) и с архим. Киприаном (Керном), к-рые были духовниками его семьи. Долгие годы переписывался с аляскинским миссионером архим. Герасимом (Шмальцем) и с архиеп. Иоанном (Шаховским) , был близко знаком с еп. Кассианом (Безобразовым) . В 1951-1964 гг. З. сотрудничал в качестве лит. редактора в Комиссии по пересмотру рус. перевода НЗ, возглавляемой еп. Кассианом. Архим. Киприан и еп. Кассиан были выведены в «Реке времен». Будучи принципиальным сторонником церковной политики митр. Евлогия (Георгиевского) , З. избегал посещать храмы юрисдикции РПЦЗ или МП и не вмешивался во внутрицерковные споры. Награжден югославским орденом св. Саввы 2-й степени (1928). В кругах рус. эмиграции широко отмечали юбилейные даты З., в т. ч. в 1926 г. 25-летие, в 1951 г.- 50-летие его литературной деятельности. Похоронен 2 февр. 1972 г. на рус. кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Арх.: Бахметевский арх. Колумбийского ун-та. Ф. Б. К. Зайцев; Рус. арх. ун-та г. Лидс. Ф. И. А. Бунин; Арх. и б-ка Б. К. Зайцева. Частное собр. Н. Б. Зайцевой-Соллогуб (Париж). Соч.: Рассказы. СПб., 1906-1914. 4 кн.; Рассказы. М., 1916-1919. Т. 1-3, 6-7; Собр. соч. Берлин; М.; Пг., 1922-1923. Т. 1-3, 5-7; [Обращение]//Старые - молодым: Сб. Мюнхен, 1960. С. 44-46; Избранное. Н.-Й., 1973; Переписка Б. К. Зайцева с И. А. Буниным//Новый журнал. 1978. 132; 1979. 136-138; 1980. 139; Мои современники/Сост.: Н. Б. Зайцева-Соллогуб. L., 1988; Письма к родным с Афона/Подгот. текста, примеч.: Н. Б. Зайцева-Соллогуб, А. К. Клементьев//Вестн. РХД. 1992. 174. С. 188-216; Собр. соч./Ст. и коммент.: Е. В. Воропаева. М., 1993. 3 т.; Странник/Подгот. текста, предисл.: А. К. Клементьев. СПб., 1994; Дни/Подгот. текста, предисл.: А. К. Клементьев. П.; М., 1995; Собр. соч./Сост.: Т. Ф. Прокопов. М., 1999-2001. 11 т. Пер.: Флобер Г. Искушение св. Антония. СПб., 1907. (Сб. товарищества «Знание»; Кн. 16.) Лит.: Зеньковский В.

http://pravenc.ru/text/182491.html

Литература: Рудакова Л.П. Каменная часовня в дубовой роще в память обстрела Сестрорецка 14 июня 1855 г.//Бранденбургские чтения. Вып. 2, СПб, 2007. Яковлев В.Д. Мой Сестрорецк. Записки краеведа о жизни родного города. Сестрорецк, 2006. Архив ВИМАИВиВС, Ф.27. Оп. 16. Д. 66. Л. 1. Из статьи «Часовня во имя святых апостолов Петра и Павла и святителя чудотворца Николая в Сестрорецке» на сайте АБ «Литейная часть-91», дата обращения – 11.09.2014. Освящение часовни состоялось 6 сентября 2014 г. сайт СПб митрополии , дата обращения - 11.09.2014.  http://www.citywalls.ru/house25406.html Мемориальная часовня во имя апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца была освящена осенью 1858 года в память о событии времён Крымской войны. 14 июня 1855 года селение Сестрорецк подверглось часовому массированному обстрелу с кораблей англо-французской эскадры. По молитвам прихожан Петропавловской церкви и жителей селения, собравшихся в момент нападения в храме и горячо молившихся в храме об избавлении от вражеской напасти, совершилось чудо. Сестрорецкий завод, строения и жители не пострадали, ранен был лишь один человек. В память о чуде избавления священник Петропавловской церкви Павел Лабецкий на свои средства (на месте ранения) устроил часовню. Позднее сложилась традиция ежегодно в ближайший к 14-му июня воскресный день к часовне из Сестрорецка совершать крестный ход. Под покровительством святых апостолов Петра и Павла город жил в течение 300 лет, будучи участником как славных, так и трагических событий российской истории. В наши дни Сестрорецк обрёл ещё двух небесных покровителей, служивших в храме святых апостолов Петра и Павла: Николая (Клементьева), епископа Сестрорецкого и пресвитера Григория Себаринова, последнего настоятеля сестрорецкого Петропавловского собора, закрытого и разрушенного в 1931 году. Они причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Священномученик Николай (Клементьев) служил и имел кафедру в сестрорецком Петропавловском соборе с июня 1924 года и до момента ареста, 18 декабря 1925 года. Даже в самые лютые годы испытаний, физических болезней, владыка Николай, не мыслил своей жизни без веры, без благодатного дара священства. Архиепископ Николай был приговорён к высшей мере наказания и 31 декабря 1937 года в 24 часа, в новогоднюю ночь - расстрелян. Он прошёл свой земной путь служения Богу и людям с удивительным смирением и самоотверженностью, не отступив от истинной веры под угрозами богоборческих властей. Архиерейским собором Русской Православнрй Церкви (13-16 августа 2000 года) архиепископ Великоустюжский и Сестрорецкий Николай (Клементьев) включён в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

http://sobory.ru/article/?object=31437

1061 «Приветствую Вас с исполнившимся двадцатипятилетием славного служения Святой Православной Церкви чрез выдающееся служение Ваше православно-богословской науке. Да будет к Вам милостив Глава Церкви, да продлит Ваше служение возможно дольше, а так как для Него «вся возможно», – то до золотого юбилея Вашей ученой деятельности. Да расширится аудитория внимающих Вашему слову, давно уже ставшая больше, чем всероссийской. Все, кто не забыл заглядывать в богословскую науку, чтут Ваше имя, и считают себя учениками Вашими», – писал Глубоковскому протоиерей о. Павел Лахостский (Там же. Л. 145–145 об. Письмо от 21 окт. 1916 г.) 1062 Там же. Л. 202. Письмо иерея о. Александра Хрусталева из Вологодской губернии от 28 окт. 1916 г., писавшего «по зову сердца». Два года назад он просил у Глубоковского разъяснений по интересующему его вопросу и получил от него исчерпывающий ответ. 1067 Там же. Л. 186. Письмо Павла Авраменко от 21 окт. 1916 г. Среди учеников, приславших поздравления в эти дни, был и Ф. Н. Белявский (автор записки о церковной реформе, представленной в Особое совещание при Совете министров от имени С. Ю. Витте весною 1905 г.): «Ваше превосходительство. Второй раз захожу пожелать Вам, глубокочтимый Николай Никанорович, еще на многие годы бодро работать во славу родной мне академии, но все неудачно: не застать Вас дома, а письмом и телеграммой не выразить того, что просится от души. Спасибо Вам, что сумели так высоко поднять стяг православного богословия, спасибо, что нам, студентам, показывали высокий пример. Дай Бог вам здоровья, истинно преданный и глубоко уважающий ученик Ф. Белявский» (Там же. 12. Л. 36). 1072 Там же. 8. Л. 331. Эта сложность вызывалась опубликованными в 1914 г. воспоминаниями H. H. Глубоковского «За 30 лет», посвященными Московской духовной академии и вызвавшими гнев ее ректора, епископа Феодора (Поздеевского) , о чем мы будем говорить в отдельной главе. В архиве Глубоковского сохранились два письма и самого о П. А. Флоренского (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 891. Опубл.: Кипарисов А. [Клементьев Л. К.]. Два письма свящ. Павла Флоренского Н. Н. Глубоковскому //Вестник РХД. 1990. 159. С. 174–180. См. также: Богданова Т. Α., Клементьев А. К. Профессор СПбДА Η. Η. Глубоковский и о. Павел Флоренский //Вестник РХГА. 2007. 8 (2). С. 166–172.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010