( Евр. 11:33–34 ). Вот какова сила в вере! Но та же самая, единая в самой себе вера, понимаемая вообще как сила Божия, описывается у Апостола в частнейших чертах соответственно состоянию, положению и обстоятельствам каждого христианина. Облекитесь, говорит он, во вся оружия Божия, чтобы вам можно было стать противу козней диавольских – станьте препоясана чресла ваша истиною, и облекитесь в броню правды; и обувши ноги в твердость Евангелия мира; а паче всего возмите щит веры, которым возможно угасить вся раскаленныя стрелы лукаваго, и шлем, спасения возмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. И всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом ( Еф. 6:11–19 ). Можно ли страшиться врагов имеющему такое всеоружие Божие? Можно ли не вступать в бой с врагами нашего вечного спасения? Что они сделают, аще Бог за ны? Мужайтесь: всяк рожденный от Бога побеждает мир ( 1Ин. 5:4 ), и лукавый не прикасается ему ( 1Ин. 5:18 ). Теперь остается разрешить еще одно недоумение. Что значит сесть на престоле? Неужели у Бога престол чувственный? Неужели сидит Он на нем чувственно? Престол Божий и седение на нем Божие означают не иное что, как Божественную власть и державу, вечное и блаженное Царство Божие над всеми. Послушайте, как говорит Бог устами Исаии: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих ( Ис. 66:1 ); и это не тоже ли значит, что царство мое – сила и слава царства моего повсюду, над всеми тварями? Так и седение на престоле, обещанное победителям, есть не иное что, как предназначение их во Христе к участию в суде, власти и славе. Так, когда Апостол Петр спрашивал Господа: вот мы оставили все и последовали за Тобою; что же нам будет? Господь ответствовал: истинно говорю вам: вы, последовавшие за Мною, в пакибытие, когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых ( Мф. 19:27–28 ). Объяснив, по возможности, кто победители, кого и как они побеждают, и что такое – сесть на престоле со Христом, обратимся к празднуемому ныне Угоднику Христову, не был ли он на земле воином? не сражался ли с невидимыми врагами? Не употреблял ли шлем спасения против нападения плоти и страстей? Не защищался ли щитом веры и непоколебимой надежды от стрел вражеских? Не посекал ли ереси мечом глагола Божия? Так, он был и добрый воин царя небесного, и добрый пастырь Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Но почто я утруждаю почтенных слушателей, приводя общие причины, побуждающие жить добродетельно? Или не знаем, что добродетель сама по себе достойна нашей любви? Кто не знает, что без добрых дел нельзя получить ни награждений земных ни благословений небесных? Известна всем сия Божественная истина, что слава и честь и мир всякому делающему благое, напротив того ярость и гнев, скорбь и теснота на всякую душу человека, творящего злое ( Римл.2, 10, 8 ). Господи! Твоя благодать явись в мире, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веке. Молим Тя, да укрепит нас и утвердит сия спасительная благодать в истинном христианстве, в чистоте правоверия, в творении добра. Аминь. Слово при посещении пинскаго монастыря 61 Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа ( Римл.1, 7 ). Так обыкновенно приветствовал Христиан Апостол Павел, писав к ним свои послания. Так и я дерзаю приветствовать вас, братия моя о Господе, простирая к вам первое слово мое. Что пользы в приветствии, которое осыпает нас земными благами? Нам нужны небесные блага: для них рождаемся в мир сей и для них живем. Благодать вам и мир. Что пользы в чувственных благах, если нет в нас благодати? Что за утешение в здравии телесном, если душа больна, в струпьях и язвах греховных? Что за радость во внешнем благополучии, если внутри нас происходит непрестанный мятеж буйных страстей? Лучше быть бедным и нищим. нежели богатым и благополучным без благодати; лучше жить в скорбях и страданиях, нежели среди забав и удовольствий без мира внутреннего, лучше болеть телом, нежели страдать душою от грехов. Благодать вам и мир. Господь наш Иисус Христос заповедует нам искать царствия Божия преимущественно пред всеми благами мира сего. Ищите, говорит Он в Евангелии, ищите прежде царствия Божия, и обнадеживает приобретением всего нужного для временной жизни – и сия вся приложатся вам, т. е. придет к вам и здравие и богатство, и благоденствие. Но где царствие Божие, там благодать Его и мир. Посему, приветствуя вас желанием благодати и мира, я приветствую желанием вам царствия Божия. Кому оно не нужно? Кто не просит о нем Отца небесного в молитве Господней? Размыслим теперь, где должно искать сего царствия и как искать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Правда, щедрая природа наделяет многих из нас сим добрым качеством души; но что значит качество сие без образования ума и сердца? Это – золото без очистки и отделки. Пока рука художника не переплавит его в огне, оно не более, как грубый металл. Подобно сему природная кротость, если не будет очищена от природной злости, и не пройдёт чрез огнь искушений, не более, как слабый и робкий характер. Лев кроток по природе, но попробуйте рассердить его; увидите, как он зол по побуждению той же природы. Человек, без сомнения, кротче льва, но разгорячите его; узнаете, как он мстителен. Если он переносит обиды и оскорбления, то потому, что не в состоянии мстить за оные. И если снисходителен к слабостям и порокам других; то потому, что не может нарушить покоя других, не нарушив вместе той беспечной неги, в которой сам усыпляется. И это ли человек кроткий? У кого руки связаны, тот не дерётся. Но кроток ли он? У кого нет языка, тот не злословит и не поносит. Но кроток ли он? Если бы мы могли видеть сердце его, то ужаснулись бы той злости, какою исполнен он внутри. Кротость поневоле есть не что другое, как обезоруженная злоба, которая от бессилия и невозможности снедать ближнего, снедает саму себя. Истинной христианской кротости надобно учиться в училище Креста, и учиться чрез всю жизнь. Кто здесь наставник? Сам Иисус Христос. Кто образец кротости? Тот же Иисус Христос. Кто помощник и покровитель кротких? Он же. Какая награда за успехи? Вечное блаженство. Посему, когда все удобства к изучению кротости и выгоды представляются в неподделанном виде, – кто из нас не станет учиться оной? Грешник ли, который своей неблагодарностью к Господу своему уже многократно достоин был того, чтобы Божественное правосудие поразило его молнией? Слушайте же, христиане, внимательно, чему учит Божественный Учитель кротости: не противься обижающему; но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему и другую. И кто хочет судиться с тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и кафтан. И кто понудит тебя пройти с ним одну версту, иди с ним две.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Просящему у тебя дай, и хотящего занять у тебя не убегай. Далее: Любите врагов ваших, благословляйте кленущих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас, и гонящих вас: да будете сынами Отца (Небесного), потому что Он велит восходить солнцу своему над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:39–45 ). Вот уроки о кротости! Может быть, уроки сии для многих покажутся несовместными с силами человеческими, и даже противными самой природе и выгодам нашей безопасности? Но слово Господне непререкаемо. Оно к невозможному не обязывает, и вредного нашему спасению не предписывает. Любить только любящих нас есть закон природы, но любить врагов есть закон благодати. Если вы будете любить любящих вас, продолжает Учитель, какой, вам ожидать награды? И мытари не то же ли делают? И если оказываете приязнь только друзьям вашим: что особенного делаете? И язычники не то же ли делают? Будьте убо совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:46–48 ). В самом деле, что та за кротость, которая принадлежит и христианину, и язычнику? Что тот за христианин, который делает то же, что и язычник? Закон христианский выше, духовнее, и совершеннее закона естественного; и потому кротость христианская должна быть также выше, духовнее и совершеннее кротости естественной – языческой. Последуйте примеру кротости, который представляет в Самом Себе тот же Божественный Учитель. Он противу клевещущих на Него не возражал ни единого слова ( Мф. 26, 63 ). На многие испытания Пилатовы не противовещал ни единого ответа ( Лк.23:9 ). Пред мучителями своими был безгласен, как агнец пред стригущим его, и, вися на самом кресте, молился за распинателей Своих ( Лк.23:34 ). Вот живой образец истинной кротости! Не ему ли последовал первомученик Стефан, который молился за убийц своих с коленопреклонением, взывая: Господи, не постави им греха ( Деян.7:60 )? Не ему ли подражал ап. Павел, который говорит о себе и о других так: злословят нас, а мы благословляем; нас гонят, мы терпим; нас хулят, мы молимся ( 1Кор.4:12 )? Не сему ли образцу должны подражать и мы, желая изумиться истинной кротости? Но, слушая Учителя и следуя Его примеру, не сомневайтесь в Его помощи: не попустит вам, как свидетельствует апостол, быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так что вы будете в силах перенести ( 1Кор.10:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Пс.114:3 . Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь и болезнь обретох Пс.114:4 . и имя Господне призвах: о, Господи, избави душу мою: Здесь объясняет материю молитвы своея, и дабы лучше прославить Божию милость, повествует, что он не имел никакой надежды избавиться от смерти, подобно человеку, который будучи связан у врагов и по рукам и по ногам, лишается всей надежды избавления. Таким образом, признается, что был он близок к смерти, и яко узник оставался без всякой спасения надежды. А в каком разуме сказал, что он предан был опасностям смерти, в том же разуме присовокупляет, что впал в смертельныя скорби и болезни, на подобие жены, мучащейся родами и угрожаемой смертию: однако при всем том не отчаялся, ниже предался лености, или удовольствиям плоти, но употребил стенания и слезы, прибегнул к Богу, испрашивая Божественныя помощи Его и моляся: О Господи, избави душу мою! Потом, дабы показать, что он с благою надеждою призывал Господа, присовокупляет причину, глаголя: милостив Господь и праведен, и Бог наш милует. Милостив Господь, понеже предваряет страждущаго милостию и утешением; праведен, понеже не оставляет без наказания: биет бо всякаго сына, егоже приемлет ( Евр. 12:6 ). Наконец, Бог наш милует: ибо паки приемлет того, котораго наказал, и не токмо грехи прощает, но и наследником Своим делает. Пс.114:5 . милостив Господь и праведен и Бог наш милует. Понеже сказал, яко милостив Господь, и Бог наш милует: сего ради присовокупляет, что наипаче милует и хранит младенцев, то есть, людей простосердечных, кротких и боящихся Бога, как и во Пс. 102:13 , сказал: якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. А как Давид по откровению Святаго Духа ведал, что и он яко един находится в числе младенцев оных, сего ради присовокупляет: смирихся, то есть, потщахся быть в числе незлобивых младенцев, – и спасе мя. Пс.114:6 . Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя. Пс.114:7 . Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя: Пс.114:8 . яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Слово в неделю о слепом 89 На суд Аз в мир сей приидох, да не видящии видят, и видящии слепи будут. Много чудес совершил Господь Иисус, но ни одного из них так злоревностно не исследовали враги Его, как исцеление слепорожденного. Изложим все дело в той простоте и естественности, в какой оно представлено в чтенном ныне Евангелии, и извлечем для себя назидательные уроки. Человек слепой от рождения сидит на дороге, по которой проходит Иисус с учениками Своими. Ученики, видя сего слепца, спрашивают своего Учителя: Равви, кто согрешил, он ли или родители его, что родился слеп? Нет, отвечает Спаситель, прирожденная слепота сего несчастного не есть наказание за грехи; ни он не согрешил, ни родители его, но да явятся дела Божия на нем. Сказав это, приступает к делу Божию, делает брение из плюновения, помазует им глаза слепому и приказывает ему идти в Силоамскую купель умыться. Слепец идет, умывается и прозревает. Вот все дело Божие! Как оно ясно, чисто, свято, и вместе как чудесно и необыкновенно! Можно ли приписывать прозрение слепого действию или брения, или воды, или совокупности того и другого вещества вместе? Это слишком было бы нелепо. Сила Божия в деле Христовом очевидна. Назвав себя светом миру, он тут же проявляет свет Свой в откровении зрения слепому человеку – сему малому миру. Видели дело Божие. Посмотрим на дела человеческие. Как только узнают знавшие слепца и подававшие ему несколько раз милостыню, что он прозрел: то с каким любопытством бегут к нему со всех частей города, и с каким изумительным вниманием смотрят на него. Одни говорят: да тот ли это, который сидел и просил милостыню? Он, отвечают другие, знавшие слепца; – нет, говорят иные, это не он, а похожий на него. Можете представить, как скучно было прозревшему слепцу слышать разные толки о себе в народе, смотрящем прямо ему в глаза. Не должен ли тотчас вывесть всех из недоумения? Аз есмь, говорит он им и рассказывает обо всех обстоятельствах исцеления, но с такою простотою, естественностию и краткостию, как может говорить только сама истина и природа. Человек, называемый Иисус, сделал брение и помазал мне глаза, и сказал мне: пойди в купель Силоамскую и умойся. Я пошел, умылся и стал видеть. Но мог ли удовлетворить он этим рассказом пытливому любопытству всех зрителей и оставаться покоен? Нет, взяли его и повели к фарисеям, и для чего? – дабы услышать мнение верховного судилища о сем чудодействии Иисуса Христа, дабы знать, как надобно думать о Нем самом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Такой благоразумный ответ не ясно ли показал фарисеем, что цель их всех запросов понятна, что они, сколько бы ни усиливались, не могут ни затмить славы чуда, ни унизить достоинства Чудотворца? – Они останавливаются и думают: нет ли в самом произведении чуда чего-нибудь подозрительного? – Исследуем. Что Он сделал с тобою? Како отверз очи твои? испытывают вновь слепца. Я уже сказал вам, а вы не слушаете, что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Такой смелый ответ обнаружил, сколь наскучили слепцу пустые возражения синедриона. Чтобы остановить порыв слепой ревности врагов Христовых и прекратить испытания, он сам вводит их в испытательное положение. Так как вы хотите, чтобы я опять разсказал вам, как я прозрел, то это событие, верно, вам приятно. Не хотите ли и вы быть Его учениками? – Так любопытствовать, как вы любопытствуете, прилично только тем, которые желают быть последователями Иисуса. Острота и сила мысли так поразила всех, что они не нашлись, что отвечать прозревшему; а стали укорять его! Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, а совсем не знаем, откуда Сей. Это самое и удивительно, отвечает прозревший, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, а если кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтоб кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он был не от Бога, то не мог бы творить ничего такого. Таким здравым рассуждением своим прозревший победил наконец истязателей, так что они не смели возражать ничего противу истины. Как обезсиленные и обезоруженные обыкновенно прибегают к постыдным наконец средствам – к ругательствам и укорам: так и эти судии, увидев свое безсилие, стали бранить прозревшего слепца: во грехах ты весь родился, и ты ли учишь нас? И выгнали его вон. Вот дело человеческое, или изследование об исцелении слепорожденного! Началось с сомнения и споров в народе на счет прозревшего, продолжалось в верховном судилище под рассмотрением фарисеев, на счет истины чуда и достоинства Чудотворца, и кончилось там же причинением обид и оскорблений прозревшему за то, что свидетельствовал истину и правду в деле Божием. Это ли суд праведный? Это ли судии безпристрастные и безкорыстные?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Сегодня командир дивизиона приехал на батарею сам, сам же звучно, уверенно читал перед строем присягу – сперва всю вместе, потом по словам, и батарея повторяла: «Клянусь перед Богом и своею совестью… повиноваться Временному Правительству… всем поставленным начальникам полное послушание… Не щадя жизни ради Отечества…» А офицеры, как это принято, держали правую руку поднятой, с пальцами, сложенными для крестного знаменья. А потом все, все по одному подходили к первому орудию, папаху под мышку, руку без рукавицы клали на ствол, а другой рукой крестились, кто православный. Потом целовали крест, лежащий на столике. Обошлось гладко. (А в соседнем пехотном полку принесли к присяге знамя – но разглядели там инициалы царя – и не решились присягать, пришлось унести.) Потом читали перед строем обращение военного министра. Расходились после построения, и Клементьев, тоже присягнувший, и глубоко печальный, – пригласил Гулая зайти к нему в землянку, есть маленькое дело. Он и вчера всё объяснение просидел с печальным безучастием, смотрел на командира дивизиона глазами больными или как на больного. Он-то сам (начальство не знало, а Гулай знал) на солдатские вопросы, как понять отречение, всем отвечал, что стряслось страшное несчастье, что без царя Россия пропадёт, – то есть ещё похуже того священника. Совсем не умел Клементьев притворяться. Но из солдат никто ему в ответ не осклабился, слушали, как соглашались. Клементьев был старше Гулая всего-то на два года, а перегородка между ними была непереходимая. Даже странно, где это поместилось: всего на два года, а уже капитан, кадровый, и три года успел послужить до войны и всю войну. А просто: не только университета, но и гимназии не кончал, а сразу военное училище. Перегородка в том, что Клементьев был вовсе слит с военным делом, исключительно хорошо стрелял (Гулай у него много набрался). А с другой стороны – никаких философских интересов, ни начитанности, так что нельзя было бы ему сейчас предложить такой, например, аспект: что нынешняя русская революция есть ещё один шаг в саморазвитии Мирового Духа. А ещё – был Клементьев как-то слишком серьёзен, да даже и всегда печален. Ровесники, называли они друг друга на «вы», по чинам или по имени-отчеству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Издавая «Объяснительный библейский словарь» в год, когда исполняется 70 лет со дня кончины Н. Н. Глубоковского , мы, прежде всего, стремились отдать дань памяти великому подвижнику православной богословской науки. Надеемся, что это издание, предпринятое совместными трудами духовных школ Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, послужит достойным началом для их самого широкого соработничества в будущем. Доцент протоиерей Леонид Грилихес , заведующий кафедрой библеистики МДА Священник Димитрий Юревич , кандидат богословия, преподаватель кафедры библеистики МДА 2 Глубоковский Н. Н. Проект слияния Петроградской духовной академии и Петроградского университета//Сосуд избранный. История российских духовных школ. 1888–1932/Сост., послесл. и коммент. М. Скляровой. СПб., 1994. С. 215–222; Богданова Т. А., Клементьев А. К. Н. Н. Глубоковский и неудавшаяся попытка объединения в 1918 г. Петроградской духовной академии и Петроградского университета//Санкт-Петербургский университет, 2004. 7 (3663). С. 42–45 (Эл. вариант: http://journal.spbu.ru/2004/07/22.shtml). 3 Н. Н. Глубоковский был командирован Советом ПДА в Москву для встречи с патриархом Тихоном и выяснения дальнейшей судьбы Академии в январе–мае 1918 г., но это не принесло ожидаемых результатов (Богданова Т. А., Клементьев А. К. Глубоковский Н. Н.//Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 606). 25 Богданова Т. А. Деятельность профессора Н. Н. Глубоковского в беженстве. Доклад на конференции «Религиозная деятельность русской эмиграции». М., ВГБИЛ, 9–10.11.2005 (Электронный ресурс: http://zarubezhje.narod.ru/texts/Bogdanova.htm). 28 Церковные ведомости. 1925. 13–14. С. 9 (Цит. по: Богданова Т. А., Клементьев А. К. Глубоковский Н. Н. С. 608). 35 Библиографию Н. Н. Глубоковского см. в следующих изданиях: Русские писатели-богословы. Библиографический указатель. 2-е изд. М., 2001. С. 274−285; Игнатьев А. Н. Памяти профессора Н. Н. Глубоковского //Журнал Московской Патриархии. 1966. 8. С. 57–77; Богданова Т. А., Клементьев А. К. Глубоковский Н. Н. С. 609–610; Даниленко Б., прот. Библиография прижизненных публикаций Н. Н. Глубоковского , относящихся к периоду его эмиграции (1921–1937)/Глубоковский Н. Н. Академические обеты и заветы. М.; Сергиев Посад, 2005. С. 137–145.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИРИНЕЙ (КЛЕМЕНТЬЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ириней (Клементьевский), архиеп. Псковский Архиеп. Ириней (Клементьевский) Н. С. Маевский в своих " семейных воспоминаниях " описал внешний облик преосвящ. Иринея по его портрету: величавый красавец-старик, с приветливой улыбкой и кротким выражением умных карих глаз. От него так и веет чувством какого-то задушевного чисто родственного привета. Он был личностью известной в свое время, будучи человеком хорошо образованным, знавшим латинский и греческий языки. В то же время он отличался необыкновенной простотой, не лишен был чувства юмора. Как вспоминает его повар Фаддеич, однажды в присутствии гостей он подал к столу на блюде поросенка. Преосвященный, взглянув на Фаддеича, перекрестил блюдо большим крестом сказал: " сие порося да обратится в карася " , и сам первый начал с аппетитом вкушать. Будучи человеком ученым, преосвящ. Ириней состоял членом Российской Академии, занимался литературной деятельностью, сделал много переводов отцов церкви с греческого языка. После него остались проповеди, отличающиеся простотой слога и ясным изложением основной мысли. Труды Библейские труды преосв. Иринея относятся к тому периоду, когда началось быстрое развитие современного русского языка и светской культуры, а Писание существовало еще только на церковнославянском языке. Первые попытки переложить свящ. книги на русский язык были робкими и несовершенными. Поэтому вл. Ириней стремился дать широким читательским кругам надежное общедоступное толкование. Владея древними языками, он опирался на оригиналы и с их помощью изъяснял славянский текст. Особой популярностью пользовалось его " Толкование на Псалтирь по тексту еврейскому и греческому " , которое выдержало 9 изданий (последнее — М., 1903, т. 1—2). Комментарий этот написан простым ясным языком, с учетом всей библейской истории и мессианских прообразов. Автор всюду стремился разъяснить саму мысль псалмопевца и проиллюстрировать ее событиями жизни Давида и другими обстоятельствами ветхозаветной священной истории. Кроме трудов по экзегетике он опубликовал ряд назидательных книг, сборник проповедей (1791, 1794), пер. из св. отцов и зап. духовных писателей (в частности, Беллармино ). Изданные труды Литература Использованные материалы Редакция текста от: 29.03.2012 15:23:17 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/14969.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010