Вот текст Высочайше утверждённого Государем доклада. 1. Состоящую при Азиатском департаменте Министерства Иностранных Дел Палестинскую Комиссию закрыть, передав её обязанности, дела и капиталы в заведывание Совета Православного Палестинского Общества. 2. В устав Православного Палестинского Общества включить взамен ныне существующих в нём правил: а. Православному Палестинскому Обществу присвояется название Императорское. б. Вице-Председатель Общества и представители в Совете оного от ведомств Святейшего Синода и Министерства Иностранных Дел назначаются по представлению Председателя, Высочайшею волею. в. Ежегодные смета и отчёт Общества вносятся через Председателя на Высочайшее Его Императорского Величества воззрение. г. Дела, передаваемые Совету Православного Палестинского Общества и доныне находившиеся в ведении Палестинской Комиссии, не подлежат обсуждению Общего Собрания Общества. На этом докладе Государь написал: «Исполнить. 24 марта 1889 г.», и, таким образом, Палестинская Комиссия закрыта и все её дела и обязанности переданы нам. Как Вы видите, существенное, с Божией помощью, сделано, но не скрою, что в этой бочке мёду вложено не малое количество ложек дёгтю, извлечь которые будет заключать в себе предстоящую нам обязанность. Прежде всего общее наше положение не столько здесь, сколько в Иерусалиме, изменяется в следующем существенно: из обвинителей мы делаемся осуждёнными. До настоящего времени мы постоянно твердили об одном: Палестинская Комиссия ничего не делает, агенты её в Иерусалиме ниже всякой критики, порядки невозможны. Палестинская Комиссия и её агенты (консул, Клементьев и tanti quanti), во-первых, представляли из себя официальных лиц, а во-вторых, могли не особенно обращать, как таковые, внимание на все нападки. Иное положение занимаем мы. Нам, очевидно, не простят ни одной ошибки и каждую таковую будут вздувать в преступление. Ныне, когда паломница бежала жаловаться на смотрительницу, кому могла она это сделать – консулу, а консул определил смотрительницу, значит, косвенно за неё отвечает, и жалоба на неё есть жалоба на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Флавиан (Дмитриюк) 20.04.1958 хирот. во еп. Свердловского и Ирбитского; с 9.12.1958 еп. Свердловский и Курганский; с 7.07.1966 еп. Горьковский и Арзамасский; с 25.02.1968 в сане архиепископа; † 3.03.1977. Флавиан (Иванов) из обновленческих лжеархиереев; принес покаяние; 8.01.1945 хирот. во еп. Краснодарского и Кубанского; с 19.0.1949 еп. Орловский и Брянский; с 28.11.1955 архиеп. Ростовский и Каменский; † 7.10.1958. Флавиан (Сорокин) 1.01.1924 хирот. во еп. Котельнического, вик. Вятской епархии; с 14.12.1927 еп. Балашовский; с 18.12.1928 еп. Веневский; с 22.11.1933 сведений нет. Фостирий (Максимовский) 9.11.1930 хирот. во еп. Томского; с 1933 г. еп. Сызранский; с 26.06.1934 ушел на покой; † в дек. 1937 в заключении. Фотий (Маньковский) упом. после 1917 г. как еп. Тульчинский; уклонился в обновленческий раскол. Фотий (Пурлевский) 8.09.1935 хирот. во еп. Читинского; с 18.03.1936 еп. Семипалатинский; с окт. 1936 г. еп. Сергачский, вик. Горьковской епархии; с авг. 1937 г. еп. Омский; † 1937. Фотий (Тапиро) из обновленческих лжеархиереев; принес покаяние; 12.07.1943 хирот. во еп. Кубанского и Краснодарского; с 1944 г. еп. Херсонский и Николаевский; с февр. 1946 г. в сане архиепископа; с 12.12.1947 архиеп. Одесский; с 18.11.1948 архиеп. Виленский и Литовский; с февр. 1950 г. по 26.10.1951 экзарх в Западной Европе; с 27.12.1951 архиеп. Львовский и Тернопольский; † 20.08.1952. Хризостом (Мартишкин) 23.04.1972 хирот. во еп. Зарайского, вик. Московской епархии; с 3.09.1974 еп. Курский и Белгородский; с 9.09.1977 в сане архиепископа; с 26.12.1984 архиеп. Иркутский и Читинский; с 26.01.1990 архиеп. Виленский и Литовский. Хрисанф (Клементьев) 12.02.1925 хирот. во еп. Соликамского, вик. Пермской епархии; † 1930. Хрисанф (Чепиль) 23.04.1978 хирот. во еп. Кировского и Слободского (с 1993 г. Вятский и Слободской); с 9.09.1988 в сане архиепископа; с 21.04.1994 архиеп. Вятский и Слободской. Хрисогон (Ивановский) 12.01.1931 хирот. во еп. Юрьевопольского, вик. Владимирской епархии; с 14.04.1932 еп. Кишиневский; с 8.06.1932 еп. Юрьевопольский, вик. Владимирской епархии; с 17.03.1937 еп. Владимирский; † 1938.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Псалом 134 Пс.134:1 . Аллилуиа. Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, Пс.134:2 . стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. СОДЕРЖАНИЕ Два следующие псалма одного суть содержания: ибо Пророк возбуждает верных, так, как и в предыдущем, к хвалению Бога, что доказывает и самая надпись. Они прилично присовокупляются к степенным: ибо относятся к тем, кои возвратилися из плена во отечество, и при помощи Божией или взошли уже на степень совершенства, или не мало предуспели в восхождении. ТОЛКОВАНИЕ Сии два стиха, положенные в начале предыдущаго псалма, для того повторяются здесь, чтоб служили продолжением хвалы, предначатыя тамо. А дабы учение или увещание сие толь часто повторяемое, не возродило скуки, то памятовать должно, что Богу нет приятнейшей жертвы, как та, когда мы свидетельствуем пред Ним благодарность нашу, как видели мы в Пс. 49:14 , где сказано: пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя. И паки во псалме 115: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову ( Пс. 115:3–4 ). Имя дворов, или преддверий, полагается во множественном числе потому, что были два преддверия, одно особенное для священников, а другое общее для всего народа, которому закон запрещал входить во внутреннее святилище. Таким образом, псалом сей особенным некоторым образом относится к священникам, коих должность состояла в том, чтоб стоять во внутренности святилища и непосредственно служить Богу. Ибо хотя все есмы раби Господни, но наипаче суть те, которые особенно посвятили себя на служение Богу. Пс.134:3 . Хвалите Господа, яко благ Господь: пойте имени его, яко добро: Пс.134:4 . яко Иакова избра себе Господь, Израиля в достояние себе: Пророк приводит здесь три причины, коими убеждает народ хвалить Господа. Первая та, что Бог достоин всякия хвалы; вторая, что сие для человека добро и приятно; третия, что имеет долг хвалить Бога, Который паче всех других народов облагодетельствовал Израиля. Хвалите Господа, яко благ Господь: ибо всякое благо достойно похвалы, так как всякое зло достойно всякия хулы. Бог же так есть благ, что нет ничего лучше Его: притом един токмо всесовершенно благ, и нет никакого блага, которое бы не было сообщаемо по дару Его. Сия есть первая причина, чего ради Израиль должен хвалить Бога. За сею следует другая: пойте имени Его яко добро. Сии слова имеют двоякий разум: ибо или имя Божие благо есть, как в первом члене Сам Бог наречен благим; или пение, приносимое Богу, есть дело благое и приятное, так как вкушение сладкия пищи приятно потому, что пища сама по себе сладка и приятна. За сим следует третия причина, которая выводится от долга или от обязанности: яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе. Ибо ежели Бог по единой милости Своей, а не по каким-либо заслугам избрал сынов Иаковлих в достояние Свое, то самая справедливость требует, чтоб Израильтяне больше других народов хвалили Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Давид собирает примеры всех веков, дабы оными подкрепить себя и удостоверить нас, что когда Бог ни одного человека из народа избраннаго не оставил без Своея помощи, то и он, и мы будем в числе тех, коих спасение содержится в руце Божией. Сего ради прикровенно напоминает, что он произошел от рода тех, кои услышаны были, и есть причастник той же благодати, которую вкусили они. Ибо взирает на завет, по силе котораго усыновил Бог Авраамов род. Повторяя трижды глагол, уповаша, дает знать прикровенно, что и он имеет такое же упование, на основании котораго ожидает исполнения обетований. Ибо ежели кто хощет обратить в пользу свою те благодеяния, которыя оказал Бог древле рабам Своим, тот должен взирать на обетования, и оными подкреплять веру свою. А дабы показать, что упование сие было живое, а не мертвое: сего ради глаголет, что и они взывали к Богу. Ибо кто говорит, что уповает на Бога, а в бедствиях своих утопая, не призывает помощи Его, тот безстыдно лжет. Следовательно, истинное упование познавается из молитв, так как доброе древо от плодов. Ибо Пророк не безразсудно между словами упования полагает в средине глагол взывания: к Тебе воззваша, и спасошася: на Тя уповаша, и не постыдешася. Пс.21:7 . Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людий. Не ропщет на Бога, ниже жалуется, аки бы неправедно поступает с ним, но, оплакивая жребий свой, нарицает себя червем, а не человеком. Хотя при первом взгляде кажется, что слова сии относятся к немощи, или еще и ко изнеможению духа; но из следующей связи стихов яснее увидим, что от противнаго заключает, коль бедно состояние его, дабы оттуду восприять надежду к утешению. Следовательно, умословствует так, как бы сказал, что невозможно быть тому, чтоб Бог когда-нибудь не подал руки Своея человеку страждущему. Ибо ежели миловал всех тех, которые в какой-нибудь посредственной находились скорби, то как бы восхотел оставить раба Своего, погруженнаго в глубочайшей бездне зол? Отсюду научаемся, что ежели Бог наилучшаго слугу Своего, каков был Давид, толь тяжко проучивал и до такого состояния довел, что он не имел места даже и между самыми презреннейшими людьми, то мы не должны почитать себе за тяжесть смиряться по его примеру. Наипаче же должны приводить себе на память Божия Сына, на Котором самою вещию исполнилось сие, как всем известно, и как Исаия в пророчестве своем засвидетельствовал: во смирении Его суд Его взятся: род же Его кто исповесть? И видехом, яко не имяше вида, ни доброты: но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих ( Ис. 53:2, 3, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.90:6 . от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Пророк пространнейшими словами изъясняет то, о чем немного выше вкратце упомянул, показывая, что с какой бы стороны ни напал на нас диавол, и каким бы родом стрел ни покусился уязвить, ничем нас не повредит, ежели только пребудем под покровительством Бога. Ибо кого Он под покровительство Свое принял, тот стал быть огражден отвсюду. Но как часто случается, что жизнь наша подвержена бывает не токмо бедствиям, но и опасностям смерти, то купно вкрадывается в мысли и некоторое сомнение, раждающее страх и безпокойство. Сего ради Пророк не без причины исчисляет различные виды зол, дабы верные не одного токмо спасения ожидали от Бога, но и мужественно сопротивлялися безчисленным искушениям. О нощном страхе для того упоминает, понеже тьма делает людей боязливыми, и нощь подвержена многим опасностям, так что и малейший стук, бывающий ночью, причиняет нам много страха. Стрелу летящую во дни, а не другое какое-либо вредоносное оружие, положил, может быть, потому, что стрела издалече пускается, и по причине скораго полета не удобь предусматривается. Во втором члене то же самое другими повторяет словами, показывая, что нет ни одного такого зла, котораго бы Бог щитом помощи Своея не отразил от нас. Впрочем, стих сей разные разно толкуют: иные под именем беса полуденнаго разумеют солнечной зной, сильно жгущий в Палестине, который наипаче идущим в пути смертоносен; иные разумеют вредительную заразу, или моровое поветрие, и проч. Пс.90:7 . Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится: Пс.90:8 . обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Продолжает ту же мысль, показывая, что хотя состояние всех людей, по-видимому, есть равное, однако верные имеют особенное пред прочими преимущество, и потому скорее и преславнее избавляются от належащих зол так, что хотя бы весь разрушился мир, но Бог рабов Своих сохранит, дабы замешавшись в многолюдстве, не погибли. Нечестивые падут тысящами и тьмами, но верные и в самых опасностях пребудут безопасны. В следующем стихе доказывает из опыта, что верные самым делом восчувствуют, и очами своими узрят,что спасение их в руце Божией хранится. Сие учение подтверждает другим доводом, говоря, что Бог, яко праведный Судия, нечестивых и отверженных людей по их заслугам накажет, а рабов Своих сохранит. Следовательно, хотя вещи в мире сем часто находятся слиянны, но Пророк показывает, что верные и при сем слиянии вещей ясно узрят Божии судьбы, откуду познают, что не всуе надеялися на Бога. Однако говорит к одним только зрящим, то есть, к таким людям, которые озарены истинным светом веры, которые в разсматривание Божиих судеб прилежно вникают и которые с терпением и в молчании ожидают последствия их.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.109:5 . Господь одесную тебе сокрушил есть в день гнева своего цари: Пс.109:6 . судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многих. Пророк описывает здесь страшную силу Христову, устремленную на поражение врагов, и говорит, что хотя бы все цари земные между собою согласилися, дабы испровергнуть царство Иисуса Христа и закон Его, но Он, седя одесную Отца, сокрушит противников Своих, и как священство, так и царскую власть Свою против воли их во веки сохранит. По сих, вручает Христу начальство над необрезанными язычниками и говорит, что Христос поставлен Царем не над единым токмо народом, сущим во Иудеи, но содержит под властию Своею и самые отдаленные на земли народы, как сказано во псалме Пс. 2:8 . Впрочем, поскольку во всех странах земли, так как и внутрь пределов Иудеи, многие имели быть непокоривые и злонравные, сего ради и о их падении проповедует, говоря, что все, те которые будут противиться Христу, в своем ожесточении погибнут. Судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многих. Пс.109:7 . От потока на пути пиет: сего ради вознесет главу. Сие подобие взято от храбрых и мужественных военачальников, которые, поспешая догнать бегущих неприятелей, не предаются роскошам, но довольствуются одною водою, которую пиют из встречающихся рек, да и то скороспешно, так что стоя утоляют жажду из реки. Почему и Гедеон сим образом мужественных и храбрых воинов испытал, ибо приметя, что некоторые наклонившись пили воду, яко ленивых домой отпустил ( Суд. 7:5 ). Итак, нет сомнения, что Давид в фигуральном смысле присвояет здесь Христу геройскую крепость, говоря, что Он и для самаго пития воды не даст себе покоя, но преследуя врагов, урывкою из потока будет пить воду. Сими словами хотел он страхом поразить врагов, дабы познали, что от сей скороспешности зависит их погибель. Ежели кто спросит: где же та кротость и милость, которую на других местах приписывает Христу? На сие ответ нетруден. Якоже бо пастырь кроток есть овцам, волкам же и хищникам страшен: тако и Христос кротко и человеколюбно пасет тех, кои вверяют себя хранению Его. Но те, которые с ожесточенною злобою свергают с себя иго Его, восчувствуют некогда, коликою силою вооружен приидет на них. Ибо не без причины сказано: упасеши я жезлом железным, и яко сосуды скудельничи сокрушиши я ( Пс. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Говоря о блаженстве слушающих Слово Божие и хранящих его, не забудем сказать, кого разумел Иисус Христос под именем слушающих и хранящих. Это не те слушатели, кои слыша не слышат, и видя не видят. И не те хранители, кои хотя приемлют Слово Божие в сердце свое, но в скором времени и забывают; Нет! – Это такие слушатели, которые к слушанию слова Божия приносят сердце чистое, т. е. свободное от страстей, сердце доброе, кроткое, смиренное, послушное, и отходят с назиданием и утешением в душе; это такие хранители слова Божия, которые не только не забывают принятое и понятое и повторяют оное в душе своей, но чрез размышление и упражнение обращают оное в ясное и твердое познание, а потом и в дело и жизнь. Таковыми слушателями и хранителями были ученики Христовы; таковыми бывают и все те, которые слушают Слово Божие с чистым сердцем и исполняют с усердием. Чтобы светоносное и животворное слово Христово было плодоносно в нашем сердце, необходимо нужно очистить сердце от грехов и страстей; только такое сердце может во всей чистоте принять Слово Божие, сохранить и исполнить; только оно одно может носить в себе дух и силу Христову; только оно одно в полном смысле может быть блаженным. Слушатель с нечистым сердцем, исполненным грехов и страстей, или не приемлет слова Божия и остается глухим, как безчувственный истукан, или приемлет, но не во спасение. Во время пребывания Господа Иисуса на земле, когда мытари и рыбари внимали и веровали слову Христову и когда весь народ дивился о учении Его и говорил: николиже тако глаголал, человек, яко сей человек глаголет, от чего одни, почивавшие на законе, фарисеи не понимали и не чувствовали словес Его? От чего спасительные струи животворящего слова Его, напоившие множество душ и сердец, не нашли пути только к сердцам фарисеев? От того, что сердца их были полны гордости, высокомерия и тщеславия; от того, что сии страсти не допускали их познать Господа Иисуса. – Посмотрим на другой пример. Не принял ли учение Христово Иуда? Не удостоился ли вместе с прочими учениками слушать самое Слово Животное, видеть Его своими очами и осязать своими руками? И что ж? – К чему все это послужило, когда в сердце его господствовало сребролюбие? Он предал своего Господа и Учителя на смерть и сам погиб ужасною смертию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Отсюду видим, что Давид не заслугами своими хвалился пред Богом, и не жаловался, что неправедно гонение терпит, но к милости Божией прибегнул, и Господь услышал его, и от тесноты извел в пространство. А сим примером своим научает всех благочестивых, дабы в противных обстоятельствах не теряли духа, и, как кажется, с намерением предупреждает то сомнение, которое тотчас встречается, когда проповедуется нам Божия благость: чего ради попускает Бог рабам Своим толь жестоко страдать и мучиться? Давид убо упоминает здесь, что милость Божия никогда не отступает от нас; ибо при всех бедствиях всегда находим готовое утешение в молитвах. Пс.117:6 . Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек? Пс.117:7 . Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя. Давид, уповая на помощь единаго Бога, ругается здесь не одним токмо врагам, но и целому миру, как бы так говоря: понеже Бог покровительствует меня, то безопасно буду взирать на все то, что бы люди ни предпринимали против меня. Таким образом, собственным опытом познав Божию милость, благонадежно восклицает: Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек? А сим образом порицает глупое малодушие всех тех, кои сами себя мучат суетными страхами. Хотя бо и все, без сомнения, желают иметь спокойное состояние духа, но понеже Божией не признают силы, сего ради и Бог лишает их наилучшаго онаго блага за их неблагодарность. Ибо ежели бы все относили к Божией власти, как должно, то без всякаго страха были бы готовы противостоять всем неудобствам в свете, которых ныне часто боятся. Сей порок своим примером исправляет Давид, говоря, что он по милости Божией всех смертных не боится, ибо удостоверен, что во власти Его состоит разрушить все усилия врагов. Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя. Пс.117:8 . Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека: Пс.117:9 . благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи. Из вышереченных выводит полезное увещание, научая нас полагать надежду на Бога, а не на людей, сколько бы они сильны ни были: ибо Бог и может и хощет всем уповающим на Него руку помощи подавать, но люди часто или не могут, или будучи различными страстьми развлечены, не хотят. Сие испытал на себе Давид, который надеяся на своих друзей, часто обманывался; но надеяся на Бога, никогда не оставался без благополучнаго успеха. Таким образом, увещавая всех, глаголет: благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека, или на князи. Сим сравнением ясно укоряет слабых людей, которые более надеются на силу людей, а наипаче князей, нежели на силу великаго Бога, которая часто бывает сокровенна, а наипаче для тех, кои или не видят, или не разсуждают, а может быть, и не веруют величеству Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

У Исаии, в главе Ис. 51:9 : облецыся в крепость мышцы Твоея; и паки во псалме Пс. 92:1 : облечеся Господь в силу, и препоясася, и в Еванг. Луки в главе Лк. 24:49 : седите во граде, Дóндеже облечетеся силою свыше. Следующия слова: и врагов моих дал ми еси хребет, означают то же, что обратил еси врагов моих в бегство; ибо бегущим свойственно есть хребет обращать. Мы здесь припомнить должны, на какую брань призвал нас Бог, с каким родом врагов сражаться нам хощет, и какими бронями нас вооружает. Пс.17:42 . Воззваша, и не бе спасаяй: ко Господу, и не услыша их. Пс.17:43 . И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путий поглажду я. Показывает другую причину победы над врагами, которая состояла в том, что Бог молитвы его слушал, врагов же его молитвы презрел, хотя и они также призывали Господа. И потому ни Саул, ни Авессалом, ни Ахитофел, ни Семей, ни прочие враги его Бога помощником не имели; а Филистимляне и другие иноплеменные народы хотя и призывали домашних богов своих, но пользы от них никакой не получили. Отсюду явствует, что Бог не приемлет молитвы, и не обращает внимания на прошения не кающихся грешников и безстыдных лицемеров, оскорбляющих святейшее имя Его. Кающихся же с сокрушенным сердцем, и призывающих имя Его во исповедании святыя веры, молитвам внемлет, и прошения их исполняет, якоже Сам у пророка Иеремии глаголет: помолитеся ко Мне, и послушаю вас ( Иер. 29:12 ). Следующаго стиха слова, и истню я яко прах пред лицем ветра, относятся по-видимому к останкам врагов, аки бы рекл: уже одержал я победу над врагами моими, но ежели есть еще останки некие от них, то и сих истню, сиречь, в малейшия части сотру, повергу и ногами попру, якоже вержется прах от ветра, или якоже попирается брение путей. Пс.17:44 . Избавиши мя от пререкания людий: поставиши мя во главу языков: людие, ихже не ведех, работаша ми, Пророк все вышеисчисленныя благодеяния Божия собирает здесь во едино место, и глаголет, что он всеми образы Божию милость на себе испытал. Ибо прежде, нежели сложил сей псалом, избавлен был и от домашних замешательств, и от людских переговоров, и поставлен во главу, сиречь, в царя не токмо над Израильским народом, но и над иноплеменными языками, оружием покоренными. Итак глаголы избавиши мя, и поставиши мя, должно толковать или в прошедшем времени, как часто употребляется в Еврейском языке, или брать оныя за молитву о продолжении благодеяний, аки бы рекл Пророк: якоже доселе творил еси, Господи, тако и впредь, молю, да сотвориши, и избавиши мя от пререкания людей, и поставиши во главу языков, сиречь, утвердиши на престоле, аще паки низвержен буду.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.17:9 . Взыде дым гневом его, и огнь от лица его воспламенится: углие возгореся от него. Пс.17:10 . И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама его. Облака и пары, которыми закрывается небо, сравнивает Давид с густым дымом, исходящим из ноздрей разгневаннаго человека: чрез что дает знать, коль есть страшен гнев Божий, когда единым дохновением своим помрачает небо, и отъемля сияние солнца и звезд, покрывает нас тьмою. Сему соответствуют и следующия за сим слова: огнь от лица Его воспламенится, которыя означают, что Бог без малейшаго усилия, как скоро дым испустит из ноздрей и уста Свои откроет, тот час огнь возгорится, который дымом своим весь мир помрачит, а потом все в пепел обратит. Оныя слова: углие возгореся от Него, присовокупляет для различия скоро исчезающаго пламени. Преклонение небес означает воздух, облаками покрытый. Ибо когда густые пары покроют его, то кажется, что облака как бы над главами нашими висят. Мрак же означает мглу или пасмурное небо; не токмо же сие, но и страх, который производит в нас Бог ближайшим присутствием величества Своего, и обуздывает безпечность тех, которые, при ясном небе забывая Его, препровождают время в веселостях и забавах. Пс.17:11 . И взыде на херувимы и лете, лете на крилу ветреню. Продолжает описывать действие силы Божией в воздухе, когда хощет Бог явить человекам гнев Свой; и как выше знамение гнева Его живо изобразил во облаках, во огни, в громе и молниях, тако здесь вводит Бога, ездящаго на ветрах и вихрях, и скорым шествием, или паче, быстропарящим летанием, всю вселенную протекающаго. Подобное сему описание находится во псалме Пс. 103:3 , где говорится, что Бог ходит на крыльях ветреных и посылает ветры, яко скоротечные вестники, куда ему угодно. Впрочем представляет Бога не простым правителем ветров, но аки царя седящаго на колеснице зело скоро текущей, и с оныя на врагов своих стрелы мещущаго. Колесницы Божия не что иное суть, как облака воздушныя; кони скоротекущие суть ветры, разносящие облака семо и овамо. Повозники суть Ангели, которых Херувимами Пророк нарицает, применяяся к ковчегу завета, верху котораго изображены были Херувимы. Чудно поистинне описание сие, ибо нет колесницы скоротечнейшия облаков; нет коня быстрейшаго ветров; нет повозника искуснейшаго Ангелов; нет стрел, могущих сравниться с небесными молниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010