Во-вторых, приоритетная поддержка КОТ со стороны высших представителей светской и духовной властей Казанской и некоторых других губерний, а также сочувствие к его делу известных государственных, общественных и религиозных деятелей. Идейная подготовка А.Т.Соловьёвым почвы для создания КОТ осуществлялась при поддержке Л.Н.Толстого и издателя И.Д.Сытина. Почётными членами КОТ являлись «всероссийский батюшка» протоиерей И.И.Сергиев (Кронштадтский), министр финансов С.Ю.Витте, Казанские губернаторы П.А.Полторацкой, М.В.Стрижевский, П.М.Боярский, Самарский губернатор А.С.Брянчанинов, архиепископы Казанские и Свияжские Владимир (И.П.Петров), Арсений (А.Д.Брянцев), Иаков (И.А.Пятницкий), член Государственного Совета Н.Н.Галкин-Врасской и другие известные лица. Конструктивное взаимодействие руководства КОТ с властями стало возможным как благодаря прямым личным контактам, так и непременному участию общества в реализации проводившихся на различных уровнях социально значимых мероприятий, а также активному взаимодействию КОТ с полицией и органами местного самоуправления. Известно, что А.Т.Соловьёв обладал правом делать личные доклады Казанскому губернатору. А на «регистрацию» отделов КОТ уходили считанные дни. В своём докладе «Всероссийскому съезду по борьбе с пьянством», проходившему в 1912 г. в Москве , А.Т.Соловьёв отмечал, что: «Для открытия отдела в селе требуется только заявление Казанскому Комитету священника, члена Общества о желании открыть отдел. Ходатайство Комитета направляется Г[осподину] Казанскому Губернатору, и на третий день получался ответ о неимении препятствий к открытию отдела в селе таком-то, а потому меня удивляют жалобы на Съезде, что для открытия Общества Трезвости будто бы приходится тратить годы». Показательными являются практика составления на селе при непосредственном участии отделов КОТ «общественных приговоров» о закрытии питейных заведений, а также прямого административного воздействия на торговцев «зельем» полицейских чинов. Так, например, как сообщалось в том же докладе, в Ягодной слободе Казани, благодаря «энергии помощника пристава», «шинки были прекращены» в течение месяца.

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/16/...

L. Речь при освящении тюрьмы 50 . О любви и милосердии к ближним В темнице бех, и приидосте ко мне. Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотворяете... Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложенья мира ( Мф. 25:34, 36,40 ). Это – слова Господа нашего Иисуса Христа, который Он скажет людям, имеющим стоять по правую сторону от Него в день страшного – праведного суда Его. Из этих слов Спасителя ясно видно, что условием получения царства небесного, уготованного людям от создания мира, поставляется любовь и милосердие к ближним и особенно к меньшим братьям нашим. При этом, как на великую добродетель, поставленную в условие получения царства небесного, Господь указываешь на посещение заключённых в темнице и заботу о них. Всякое добро, сделанное ближнему и особенно меньшему брату нашему Господь принимает за добродетель, сделанную Ему лично, а потому и уготовляет за неё великую награду. «В темнице бех. – говорит Он, – и приидосте ко Мне». Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе... Приидите благословении, наследуйте царство, уготованное вам от сложения мира... Мы веруем, что в христианском – русском царстве попечители о тюрьмах и заботчики об улучшении положения заключённых в них, кроме блага государственного и пользы общественной и частной – для самих заключённых, в заботах своих о тюрьмах имеют эти слова Спасителя, дышащие беспредельной любовью к падшему человеку и обещающие великую награду в будущей жизни таковым человеколюбцам. Мы веруем, что и строители сего тюремного заключения руководились теми же побуждениями, мыслями и чувствами при расширении и улучшении сей тюрьмы. Но в устроении и расширении тюремного здания не выражается ли желание побольше принять в оное преступников, а в благоустроении оного не скрывается ли мысль, чтобы больше было людей, стремящихся поселиться в оном?.. Совершенно нет; в этом деле является только удовлетворение одной из великих нужду жизни людской и стремление сделать добро несчастным преступникам для облегчения их участи и для спасения их от погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Этот разговор будто бы состоял в неправославном рассуждении о призывании и ходатайстве святых. Но Кирилл Лукарис отправился на запад Европы не вследствие прежней своей симпатии к протестантизму, которой он не имел, а вследствие тех побуждений, какие он получил на брестском соборе: ему хотелось основательнее познакомиться со спорными пунктами религии, дабы чрез то сделаться более способным к защищению греческой веры против папистов и протестантов. Так смотрят на это дело некоторые и из обвинителей Лукариса. Пихлер, например, говорит, что Кирилл отправился в средоточие протестантской ортодоксии для того, чтобы чрез это сделаться более подвижным оружием к защищению греческой веры. 295 Заразиться же протестантизмом во время своего путешествия он не мог потому, что он путешествовал недолго; притом же, переходное его состояние не позволяло ему приобрести внутреннее, твердое и основательное познание протестантского вероучения вообще и в частности кальвинского, без чего он не мог полюбить и заразиться последним. Здесь нельзя не упомянуть о том противоречии, какое мы встречаем у самих обвинителей: одни из них положительно говорят, что Лукарис окончательно заразился протестантизмом во время своего путешествия по Европе, и сделался кальвинистом во время своего пребывания в Женеве; другие не придают в этом отношении особенного значения его пребыванию в Европе. Пихлер, например, в своей биографии Кирилла Лукариса, делая взгляд на его пребывание в Виттенберге и Женеве, проводит ту мысль, что с этого времени Лукариса нельзя считать положительным кальвинистом; его пребывание в этих городах имело только то значение, что его прежняя симпатия к протестантизму более укрепилась, и рационализм, принесенный им из Падуи, увеличился. 296 Таким образом, обвинители Лукариса, соглашаясь в том, что пребывание его в Европе имело влияние на его расположение к протестантизму и кальвинизму, неодинаковое значение придают этому влиянию, следовательно, не имеют прочного основания для своих обвинений, взводимых на Лукариса.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

И, действительно, Матерь Божия всегда была, есть и будет тёплая молитвенница, скорая помощница и усердная Заступница наша перед Богом. Обратимся, прежде всего, к православному востоку: каких знаков особенного покровительства Своего Она не являла над православными греками? Сколько раз побораемы были Избранной Воеводой скифы и агаряне, опустошавшие области и города православного востока? ... Но не будем перечислять всех случаев Её дивного и чудного заступления за православный восток, а обратимся к своему православному отечеству – России, в которой особенно многочисленны и дивны были многие случаи видимого заступления Царицы Небесной за отечество наше. Об её заступлении над нами – русскими говорят, во-первых, исторические события нашей православной России. Вспомним, например, разорительные и опустошительные нашествия татарских полчищ, более 300 лет разорявших и опустошавших землю русскую, и как Божия Матерь, через чудотворную икону свою Владимирскую, воодушевляла и спасала наших предков. Кто не слышал, далее, о бывшем на Руси, немного более 200 лет тому назад, так называемом смутном времени самозванцев, когда отечество наше было постигнуто одним из величайших бедствий? На престоле Российском пресёкся род царей Рюрикова Дома, для наших соседей и недругов–иноверцев это был самый благоприятный случай к торжеству над православной Россией: область за областью отторгались ими от России на севере и юге, почти половина России предалась самозванцу, последний восседал уже на троне царей российских, в самом сердце России – Москве, сами русские, изнурённые безначалием и междоусобием, начали было думать, что для прекращения крамолы внутренней и для отклонения браней внешних нет другого лучшего средства, как возвести на престол царей российских иноверного королевича; и вот по молитвам святителей московских и преподобного Сегрия Радонежского, Божия Матерь через свою чудотворную икону Казанскую, спасла Россию... Наконец, кто из вас не слышал от своих отцов и дедов про нашествие французов в 1812 году, когда они, со своими многочисленными союзниками, разоривши и опустошивши почти половину России, дошли уже до самой столицы России Москвы и опустошили её? И однако Россия вышла победительницей над всеми этими и другими врагами своими, дерзая против них единственно о имени Избранной Воеводы–Царицы Небесной, которая одна только укрепляла, воодушевляла и вселила безответное мужество и подвигала на самопожертвование наших христолюбивых воинов храбро идти против врагов, безмерно превосходивших числом, и Своей чудотворной иконой Смоленской и Своими явлениями Святым людям, и во сне, и на яву, обещая им Свою помощь, и предсказывая победу над врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Ученый монах должен быть по преимуществу миссионером сравнительно с мирским священником-бельцом, почти всегда связанным семейными узами. Одинокому духовному лицу более потребно миссионерство, чем обременному семейством: он больше может сделать для Церкви Христовой и для спасения душ непросвещенных верой Христовой, если он сего пожелает. Ты же и в прежнем своем служении на юге России находился на миссионерском поприще, а теперь поставлен в прямое отношение к миссионерскому делу – для приготовления миссионеров. Воспитывающий миссионеров и наблюдающий за ними должен быть сам в душе миссионером, проникнут мыслями, чувствами и желаниями, присущими миссионеру, и соответственно сему созидать жизнь курсистов – будущих миссионеров, воспитывая в них чувства самоотверженной преданности Церкви Христовой, внушая и развивая пред ними мысли о святости и высоте миссионерского служения и руководствуя занятиями их соответственно намеченной цели для достижения оной. И самые курсисты – будущие миссионеры, должны быть проникнуты миссионерскими целями. Все изучение ими положенных на миссионерских курсах наук должно клониться к миссионерской цели, а не составлять только вообще задачу знания и цель образования. Самое поступление слушателей на миссионерские курсы должно быть по призванию к миссионерской деятельности; без этого желающие поступить на миссионерские курсы не должны быть принимаемы на оные; а находящиеся на них без призвания к миссионерству не должны быть держимы на оных. При этом само собою понятно, что лица, стремящиеся на курсы, но по сложившимся обстоятельствам их жизни не могущие беспрепятственно проходить миссионерское служение, не должны быть на оные принимаемы. А самые курсисты не должны смотреть на миссионерские курсы, как на скорый и легкий переход к получению степени священства и священнических мест, каковых по степени своего прежнего образования они не заслуживали, как действительно это стремление и обнаружилось в курсистах в прошедшие два года. Такие предполагаемые миссионеры мало подают надежды на миссионерство, даже вообще на пользу служения церкви Божией; их скорее можно назвать ищущими спокойной и обеспеченной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Итак, вот чью смерть и погребение мы воспоминаем. Вот, кто этот Мертвец! Это – Спаситель наш, Который, из любви к падшему человечеству, Сам сделался человеком, претерпел тяжкие страдания и смирил Себя, даже до смерти крестныя. Как же после этого, подобно Иосифу и Никодиму, не скорбеть и не тужить при гробе сем, как не пролить слез благодарности и не повторить, с глубоким сокрушением сердца, слов: увы, мне Иисусе сладчайший! се ныне вижу Тя мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию, коима ли руками прикоснуся нетленному Твоему телу, или кия песни, воспою Твоему исходу – Щедре?... А какие тяжкие страдания, какие насмешки и поругания претерпел Спаситель наш Господь Иисус Христос за свою любовь и благодеяния к человеку! Разве чёрствое и маловерующее сердце может удержаться от слёз при слушании истории Его страданий. Тяжки были страдания Спасителя и несправедлив был суд над Ним! В саду Гефсиманском Он молился Отцу Своему – да мимо идет от Него чаша страданий. Нелегко было Ему перенести предательство от одного из ближайших учеников Его, в руки врагов за ничтожную цену – за тридцать сребреников. Во время же суда и следствия над ним в одном месте Ему наносили удары по ланитам, в другом – Ему завязывали глаза платком и били по голове палкой, в третьем – начальники иудейские прямо отдали его на поругание народу. И здесь он претерпел различного рода бичевания и поругания: Его привязывали к столбу и наносили удары; надевали на голову Его венец, сделанный из колючего растения: и, таким образом, изъязвили Ему главу многими ранами, давали Ему в руки трость, которой заушали Его, и в насмешку преклоняли колена перед ним, говоря: радуйся, царь иудейский, плевали Ему в лицо и неистово кричали распни Его». По осуждении же Его на смертную казнь, самую поносную в то время – крестную, изнурённого, измученного, как преступника, Его заставили нести на место казни тяжёлый крест, под которым Он не раз подал. Наконец, как злодея распяли Его на кресте между двумя разбойниками, гвоздями прободали Ему руки и ноги; при самых ужаснейших Его страданиях на кресте, когда Он говорил: «Боже мой, Боже мой, почто Мя оставил еси», – злодеи не переставали издеваться над Ним и говорили: «других спасал, а себя не может спасти », – и даже после смерти не оставляли Его в покое: один из воинов копьём пронзил Ему ребро.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LIII. Речь в память события 17 октября 1888 года 54 . Приглашение слушателей внимательно отнестись к предстоящему религиозному чтению о значении события 17 октября 1888 года Уже прошло три года, когда совершилось великое событие милости Божьей над Россией, явленное в спасении Государя нашего со всем Его Августейших Семейством 17-го октября 1888 года. Время способно ослаблять самые сильные впечатления, умалять значение великих событий, совершившихся в частной жизни человека, или в общественной, и даже изгладить их из людской памяти. Но бывают события, как в жизни частного человека, так и в жизни народов, которые не должны быть забываемы и значение которых должно быть оцениваемо с течениями времени более и более. О таковых событиях необходимо вспоминать чаще и чаще, чтобы чувство сознания зависимости от Бога, славословия Его, прошения и благодарения никогда у нас не умалялись и теми более не уничтожались. Таково именно событие, совершившееся в России 17-го октября 1888 года. Достойно вспомянув это событие сегодня молитвой в сем храме и всенародно в нашем граде, мы собрались сюда ещё, чтобы выслушать религиозное чтение о значении события 17 октября 1888 года, возблагодарит и прославит пением церковных песней Господа за Его великую милость, явленную в спасении нашего Возлюбленного Монарха и Его Царственной Семьи, и тем самым возобновить его в нашей памяти. Из предлагаемого чтения вы узнаете, как должно представляться это событие пред взором верующего христианина, истинного сына, или дщери отечества, верно преданных Царскому Престолу. Вы услышите в чтении, что Бог, по Своему усмотрению и по вере людей, для особенных целей, творит чудеса, что они всегда были, есть и будут, что жизнь царей в руках Божиих преимущественно пред жизнью обыкновенных смертных. что Господь Бог управляет царствами и что милости и наказания Его бывают соответственны заслугам царей и народов. Великое событие 17 октября 1888 года да будет всегда неизгладимо памятно для нас, а предлагаемое ныне чтение да будет вразумительно и душеспасительно. На слушателей и проповедника призываю Божие благословение. 54 Сказана в Рижском Кафедральном Соборе 17 октября 1891 г пред религиозным внебогослужебным чтением. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

II. Речь в день открытия Таврической духовной семинарии 8 О сочувствии Архипастыря и епархиального духовенства к задачам семинарии, как залоге успеха в учебно-воспитательном деле Ваше Преосвященство, Всечестные отцы духовные и Милостивые Государи! Когда мы – я и мои сослуживцы – находились вдали отселе, слышали об энергической деятельности Вашего Преосвященства, принимаемой в устройстве Таврической Семинарии: слышали об усердии духовенства, сочувственно отнёсшегося на призыв своего Архипастыря к сему великому делу и употребившего все возможные меры и средства к осуществлению предприятия; я слышал также о сочувствии здешнего общества, которое оказало весьма важную услугу Таврическому духовенству, уступив для открываемой Семинарии просторное и удобное место, на котором она теперь красуется; слышали, наконец, что благодаря этим трём деятелям – великой, твёрдой и решительной нравственной силе Преосвященного Гурия, Епископа Таврического, всем заправляющей, содействию духовенства и сочувствию общества, – в основание устроенной Семинарии легла мысль устроить её на новых началах, по новому уставу, устроить не что-нибудь и не как-нибудь. Вот, что мы слышали издали в Киеве и Петербурге. Приехали сюда, увидели всё это на деле. Нам приятно было видеть приведение в прекрасное исполнение предприятия Вашего. Но особенно нам приятно, что Вы, Преосвященнейший Владыко, и здешнее духовенство приняли нас – чужестранцев, как давно ожидаемых гостей, обласкали нас и приютили. Но при этом не раз уже приходилось слышать и читать на лицах: мы вас давно ждали; вот мы своё дело приводим к концу; скоро отдадим на руки вам все это заведение; посмотрим, как вы поведёте дело воспитания в этой Семинарии, устроенной нами, на наши, по преимуществу, церковные бедные средства; оправдаете ли наши надежды? Вот что, если не каждый из вас, духовные отцы, скажет нам, то всякий подумает, или вправе подумать. И естественно. Кто мы таковы – я пришелец, если не деятельный, то номинальный уже хозяин этого училища; мои сослуживцы называют эту Семинарию уже своей, а вы приводите своих детей и вручаете нам? Таким образом, не только построенное вами заведение, но и своих детей вы отдаёте нам – людям неизвестным для вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

III. Речь пред панихидой на о. Луцаугольме на могиле 400 русских воинов, убиенных 10-го июля 1701 года шведами 4 . О памяти почивших борцов за Веру, Царя и Отечество Мы собрались, братья, помолиться об упокоении душ православных воинов, за веру, царя и отечество здесь жизнь свою положивших. Мы находимся на том самом острове, где 400 русских воинов, защищаясь до последней капли крови, сложили головы свои под мечами неприятелей. Мы стоим на том месте, где они погребены. Это было в 1701 г., 10 июля, когда русский Император Пётр 1-й вёл войну со шведским королём Карлом XII-м. Прошло около 200 лет с того времени. Быть может, уже и кости погребённых здесь героев превратились в прах; забыта была могила их. Но, вот, Господь Бог вложил добрую мысль благомыслящим людям – воскресить в памяти геройские подвиги здесь убиенных воинов и почтить их заупокойной молитвой на месте погребения их. Мы веруем, что, по свойству бессмертия духа человеческого, их души живы и ныне радуются, видя, что люди, чтущие воинскую доблесть, вспомнили их и пришли помолиться об упокоении душ их. Да будет же благословенна память о них! да будет живуча и действенна память об их геройских подвигах и самоотвержении для всех сынов России и особенно для русских воинов! отныне да не предастся забвению эта священная могила, да не сровняется с землёй; но да украсится она достойным памятником в назидание потомству; да посещается она людьми, чтущими воинскую доблесть, геройские подвиги и самоотвержение; особенно же да освящается она молитвой об упокоении душ здесь убиенных воинов в царстве небесном. Для умерших людей, бр., не столько нужна земная слава и видимые памятники, сколько молитва об упокоении душ их в селении праведных. Итак, помолимся, да упокоит Господь Бог души рабов Своих православных воинов, за веру, царя и отечество живот здесь положивших, в месте светле и месте покойне, где все праведные успокаиваются. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LIV. Речь при открытии краткосрочных педагогических курсов для учителей и учительниц одноклассных церковно-приходских школ и школ грамоты Казанской епархии 58 . О благоразумном пользовании свободным временем После труда всякому человеку нужен отдых; особенно после труда вашего, труда тяжелого, однообразного, привязанного к одному месту и к одним и тем же лицам – детям, труда продолжительного. Отдых необходим вам и для поощрения вашего в труде, необходим и для восстановления потраченного здоровья, необходим и для возбуждения новой энергии, новой любви к делу. Благоразумный человек мудро пользуется временем отдыха. Он разумно им распоряжается, так, чтобы время отдыха не только доставляло ему удовольствие, но было бы ему еще и полезно. 8–9-ти месячный ваш труд: учить, развивать, воспитывать – не легок и требует большой опытности, знания и энергии. Многопопечительное Правительство ценит этот труд ваш и, насколько возможно, заботится облегчить его. Для пополнения сведений ваших, для облегчения вашей трудной работы духовное начальство устраивает курсы и тем желает, чтобы вакационное время отдыха употреблялось вами на удовольствие полезное для вас и вашего дела – воспитания и обучения; чтобы вы в течение времени отдыха могли обогатиться недостающими и необходимыми для вас сведениями, познакомиться с лучшими методами и способами преподавания, послушать образцовые уроки лиц опытных и более сведущих. Занятия ваши на курсах обставляются так, чтобы доставляли вам удовольствие полезное. Из обыденной среды, в которой вы находились, живя дома, вы переселяетесь в большие города, где многое можно увидеть, многому поучиться, для вас устраиваются прогулки-экскурсии с целью ознакомить вас с достопримечательностями города в религиозном, историческом и других отношениях. Принося этим вам известную пользу, начальство тем же и благодарит вас за ваш труд. Теперь же остается пожелать вам, чтобы на настоящих курсах вы получили учебную пользу, сохранив бодрость духа, запаслись новыми силами и знаниями для вас и вверенного вам дела необходимыми и, получив духовное утешение, с удовольствием воспоминали бы о проведенном на курсах времени, возвратясь домой. А так как никакой труд не начинается без молитвы и Божия благословения, я и пришел к вам, чтобы помолиться вместе с вами и испросить у Господа благословения на предстоящий ваш труд. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010