В 1551 году, с целью упросить его принять настоятельство, из Старицы прибыли в Волоколамск уполномоченные от братии. Долго инок Герман, не имевший еще тогда никакой священной степени, отказывался исполнить просьбу Старицких иноков. Но просьба выражалась так настойчиво и так неотступно, что, наконец, он вынужден был согласиться исполнить ее. В том же году с некоторыми из братии Старицкого монастыря он отправился в Тверь к архиепископу Акакию для посвящения. Встреченный в высшей степени ласково прозорливым архиепископом Акакием, предсказавшим своему ученику Варсонофию, что он будет его преемником, и, несомненно, провидевшим дальнейшую судьбу смиренного инока Германа, он вскоре возведен был архипастырем в сан архимандрита. По посвящении, архимандрит Герман поспешил отправиться в Старицкую обитель. Братия Старицкого монастыря с искренней радостью и сыновней преданностью встретила своего нового настоятеля архимандрита. Вступив в управление обителью, архимандрит Герман обратил свое внимание на все стороны монастырской жизни. Заботясь о внешнем благоустройстве еще созидавшейся только обители, возводя разного рода необходимые постройки, благоукрашая храмы и проч., он главное свое внимание обратил на внутреннюю жизнь Старицких иноков. Представляя лично собою для всей братии живой пример искренней набожности и самого ревностного несения иноческих подвигов молитвы, воздержания и поста, образец кротости и смирения, при всегдашней готовности быть всем вся, он, как настоятель монастыря, особенно заботился о том, чтобы Старицкие иноки, приняв строгий устав Волоколамской обители, охотно, с полным усердием во всем исполняли его. Видя непрестанно перед глазами достойный пример для подражания, все иноки старались во всем точно исполнять волю своего любимого настоятеля. Но не долго пришлось им пользоваться опытным руководством в духовной жизни архимандрита Германа. Оставив дом родителей, чтобы можно было в тиши монастырской кельи, ничем не развлекаясь, всецело посвятить себя на служение Богу, он вскоре почувствовал всю тяжесть бремени, какое он возложил на себя, приняв настоятельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В учебном процессе самое серьёзное внимание уделялось преподаванию пения. Здесь формировалась певческая школа весьма высокого уровня. Этому без сомнения способствовала высокопрофессиональная, ответственная и творческая постановка обучения пению. Так, в 80-х годах по инициативе епископа Филарета (Филаретова) (1877-1882) в семинарии начинает работать выпускник Императорской придворной капеллы регент Рижского Петро-Павловского кафедрального собора . Им было подготовлено немало талантливых регентов-подвижников, которые создавали прекрасные хоры при сельских храмах. Пение в семинарии преподавал ещё один выпускник Императорской придворной капеллы К.М.Курлест. Преподаватель пения А.А.Асет, окончивший Рижскую духовную семинарию, впоследствии был директором эстонского отделения созданного в 1891 году Рижского общества православного духовного пения. Инспектор Рижской Духовной семинарии И.И.Вознесенский был крупным знатоком древле-православного пения. В его работе " О церковном пении православной греко-российской Церкви " нашли отражение вопросы построения и развития мелодий знаменного распева. Статья положила начало для обсуждения состояния духовного православного пения и его преподавания в учебных заведениях и приходских школах. Эти вопросы обсуждались в Рижской Духовной семинарии и получали воплощение в освоении традиций древле-православного духовного пения в хоровой деятельности семинаристов. Именно в семинарии в 80-х годах был основан один из первых латышских мужских хоров " Perkona koris " . По инициативе архиепископа Арсения (Брянцева) (1887-1897) в семинарии вводится предмет " медицина " , с целью научить выпускников оказывать первую медицинскую помощь в несчастных случаях, проводить санитарно-оздоровительную профилактическую работу среди населения. Преподавание этого предмета осуществлялось на столь высоком уровне, что некоторые выпускники семинарии поступали на медицинский факультет. Изменения произошли в отношении семинаристов к учению. Всё большее значение приобретали самостоятельные занятия, самообразование, особенно по богословским предметам, в изучении изящной словесности, гражданской истории, другим гуманитарным предметам. Этому во многом способствовала деятельность семинарской библиотеки. Особое участие в ней принял епископ Филарет (Филаретов) , который организовал её по плану и подарил множество книг из своей библиотеки, дарили книги и другие рижские архипастыри.

http://drevo-info.ru/articles/3685.html

«Частные» наблюдения Н.Ф.Высоцкого, на мой взгляд, в первую очередь, важны констатацией того, что пьянство, происходившее в условиях практически повсеместной антисанитарии и бытовой неустроенности, становилось одним из основных сопутствующих факторов и, в своём роде, мощным социальным катализатором быстрого распространения в народной среде опаснейших инфекционных заболеваний. Это находит подтверждение, в том числе, в церковных обращениях в связи с угрозой возникновения различных эпидемий. Так, например, в «Поучении в предупреждение на случай появления заразных болезней», утверждённом резолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (А.Д.Брянцева) 4 февраля 1899 г.,(11) говорилось: «Чистотой, опрятностью, употреблением здоровой воды и особенно воздержностию от пьянства, которое расстраивает не только наше здоровье, но и благосостояние семьи, всегда можно охранить себя и свою семью от появления в доме опасной болезни».(12) Однако эти простые истины отнюдь не всегда находили дорогу к сердцам представителей простого народа. Характерно также, что особенно широкое распространение в Казанской губернии пьянство получило в инородческой среде - у чуваш и черемис (марийцев). Н.Ф.Высоцкий одним из первых обратил на это внимание в своей докторской диссертации на тему «Материалы к учению о происхождении и развитии рака нижней губы», защищённой в 1872 г. «Пьянство у чуваш и черемис развито до невероятных размеров, - писал он, в частности. - Пьют мужчины, пьют женщины, пьют подростки».(13) Подобные же выводы делал он и в части распространения среди них другой «вредной привычки» - табакокурения, отмечая, что «чуваши и черемисы - страстные любители табака». Любопытно, что, среди проживающих рядом с ними русских, курение, по наблюдениям Н.Ф.Высоцкого, было распространено «очень мало». «Русские крестьяне, - указывал он, - приучаются к трубке, в большинстве случаев, поживши года 2, 3 в городе, в работниках, или проходивши на пароходах, в качестве различных кочегаров, водоливов и т.п. Словом, курят табак главным образом те, которые вкусили уже различных прелестей цивилизации. Оседлое население деревень курит очень мало. Многие считают употребление табака даже грехом».(14)

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/26/...

LIX. Слово в день св. равноапостольного князя Владимира 60 . Чистая истина – только в православии В день праздника насадителя и распространителя св. веры Христовой в России св. равноапостольного князя Владимира благовременно сказать несколько слов о самой вере. Христианство есть религия божественная, принесённая на землю Господом нашим Иисусом Христом, распространённая Его святыми учениками, преемниками их и последователями. Кто верует в Божество Иисуса Христа, тот верует в божественность и, следовательно, в истинность христианской религии, –тот не станет, с целью отыскания религиозной истины, изучать разного рода религии, существующие на земле, а разве – для любознательности и науки. Но если незнающие божественности христианской веры и неверующие в Иисуса Христа, или короче: незнающие ни христианства, ни Иисуса Христа, начнут изучать христианство , а равно и другие религии и сравнивать их между собою: то познают религиозную истину, познают Единого Истинного Бога и уверуют в Него и в Единородного Сына Его Иисуса Христа. Так бывает, так и есть. Мы знаем, что образованные и просвещённые народы на земном шаре – христиане. Язычество есть удел народов невежественных, непросвещённых и рабских – что магометанство есть принадлежность таких же народов, и – кроме того – плотских, чувственных и сладострастных, – что иудейство есть жалкое искажение ветхозаветной религии. Кто знает хорошо христианство и знаком с упомянутыми нами религиями, тот не скажет, что религиозная истина в какой-либо из сих последних. Нет основания также предполагать, чтобы эти религии распространялись по земному шару более и более, хотя религии – языческая и магометанская очень многочисленны по числу своих исповедников. Но есть несомненная надежда, что христианство распространится по всему миру, и что, по мере распространения просвещения в странах невежественных, насадится и распространится там христианство. Таково пророческое учение Спасителя о будущей судьбе христианства. Но в само христианство вкрались заблуждения, ереси и расколы. Поэтому в самом христианстве надобно искать истины, а, нашедши, надобно дорожить ею и держать её крепко.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Скончался 28 апреля 1914 г. после непродолжительной болезни в Харькове . По личным качествам он отличался своей глубокой христианской верой, доброжелательством ко всем, особенно к людям бедным и любовью к народу. Отличительной чертой характера владыки была простота обращения. Это был человек старого закала, старой школы, который любил действовать напрямик, апеллировать прямо к совести, к человеческому сознанию своего собеседника, безо всякой официальности. На подчиненных, на духовенство, особенно на студентов, когда был ректором, он любил покричать, " постращать " как следует. Редко к кому обращался официально на " Вы " , обычная манера его была говорить всем, особенно своим ученикам " ты " ; но это не было у него ни грубо, ни оскорбительно, а выходило как-то, хотя подчас и ворчливо, но по-отечески, по-стариковски. В случае какого-либо проступка со стороны подчиненных, учеников и т.п., владыка также не любил вести дело официально, но позовет к себе, покричит, постучит посохом, пригрозит и с миром отпустит. Студентам это нравилось, и они знали, что чем больше накричит о. ректор, тем скорее пройдет его гнев и дело забудется. Но когда нужно, умел быть и строгим. Особенно строг и требователен всегда был владыка к своим ближайшим помощникам и сотрудникам, в том числе и к своим викариям, руководствуясь, очевидно, в этом случае правилом: " кому много дано, с того много и взыщется " . Простота, прямота и непосредственность его натуры также сказывались и в проповедях, которые владыка обычно говорил почти при всех богослужениях, в которых принимал участие. Он любил беседовать с простым народом и народ любил слушать его проповеди, они были вполне доступны пониманию каждого; мысли в них изложенные, нередко иллюстрировались примерами и образами из повседневной будничной жизни прихожан. В своих последних, предсмертных распоряжениях владыка повелел также совершить погребение его, как можно проще, без всякой пышности и торжественности; запретил возлагать на гроб венки, нести в процессии знаки отличия, даже просил не произносить надгробных речей. Труды Литература Использованные материалы   Состав. Св. Синода... на 1912 г., 37, цит. по http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_6131 Редакция текста от: 30.10.2014 12:28:49 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8216.html

Кроме скупости, неразлучной с богатством, препятствующей человеку быть благотворительным и затрудняющей ему путь к спасению, есть ещё причины, затрудняющие тот же путь. Эти причины – другие свойства, порождаемый богатством в человеке, частью противоположны скупости, напр. чревоугодие, роскошь, честолюбие и гордость и др. чувственные пороки. Известно, что бедность смиряет человека; честолюбие и гордость не имеет места в бедном человеке. Нужда заставляет его часто обращаться за помощью к другим, и делает его услужливым и сострадательным к другим. Та же нужда делает бедняка трудолюбивым и заставляет его отказывать себе в роскоши. Поэтому самому бедный и честный труженик чужд бывает лености и чревоугодия. Напротив, богатство поднимает голову у богача; он ни от кого не зависим, а напротив – от него многие находятся в зависимости; отсюда происходит гордость богача и честолюбие. Он всегда тепло одет, всегда сыт; он имеет возможность удовлетворять своим прихотями; мало трудится, предаётся изнеженности и роскоши. Что это так, стоит только присмотреться к жизни и можно видеть справедливость сих слов. Часто можно видеть, как бедный трудится, услуживает богатому и унижается сим последним, терпит нужду и т. п., и напротив, как богач проводит время в удовольствиях, сыт, самодоволен, почтен и т. п. Не ошибёмся, если скажем, что мало спасения в сем последнем роде жизни. Если бы и действительно богатый человек употреблял своё богатство, как должно, ужели он скорее пошёл бы в Царство Небесное, чем бедный? Это ещё вопросы, требующие разъяснения. И если бы ответить на этот вопрос положительно, то вышло бы, что все богатые люди, строившие и строящие храмы, делавшие и делающие громадные пожертвована на храмы и монастыри, на воспитательные и богоугодные заведения, все покойники – богачи, по которым служатся в разных церквах сорокоусты, совершаются пышные поминовения, делаются богатые вклады – вошли в Царство Небесное скорее и легче, чем бедняки, ставящие в церкви дешёвые свечи, приносящие в храмы ничтожные лепты, умирающие, не оставляя ни копейки на своё погребение и никакого состояния на поминовение души своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Численно ученое монашество с 60-х гг. постоянно сокращалось, так как лишь немногие выпускники академий соглашались на постриг, в 70–80-х гг. эта тенденция еще более С возвратом ректорства в академиях в руки ученого монашества студентов стали настойчиво подталкивать к пострижению. В Петербургской Академии эта практика возобновилась в ректорство епископа Арсения Брянцева (1883–1887), ставшего монахом из вдовых священников. Особым рвением в этом отношении отличался Антоний Вадковский, впоследствии митрополит Петербургский. Несколько лет он прослужил инспектором в академиях Казанской (1883–1886) и Петербургской (1886–1888), в которой он затем стал ректором (1888–1892); в течение петербургского периода своей академической деятельности Антоний постриг в монахи не менее 17 среди которых были и два выдающихся деятеля Русской Церкви последующих лет — Антоний Храповицкий и Сергий Страгородский, оба — ревностные поборники ученого монашества. Каждый из трех названных иерархов имел собственный взгляд на задачи монашества в Русской Церкви, но все они многое сделали для того, чтобы возродить в студентах академий стремление к постригу. Как типичный и убежденный представитель нового поколения ученого монашества, Антоний Храповицкий в этом ряду, несомненно, первый. Алексей Павлович Храповицкий происходил из дворянской семьи. С аттестатом зрелости классической гимназии он, будучи человеком религиозным, поступил в Петербургскую Духовную Академию и в 1885 г. 22-летним студентом принял монашество. В следующем году, сразу после окончания академии, он был назначен в ней помощником инспектора. Затем чуть меньше года он прослужил учителем в Холмской семинарии, после чего вернулся в качестве доцента в Петербургскую Академию, где ему было предоставлено место инспектора. Через несколько месяцев он уже ректор Петербургской семинарии (1890) и в том же году — ректор Московской Академии; ему было в то время всего 27 лет. «Прибыл новый начальник, живой, одаренный, хороший оратор. Однако он очень молод. Дай Бог, чтобы он успешно исполнил трудное дело, на которое призван»,— писал один из старейших профессоров академии Н. И. Субботин в частном письме; названные здесь качества Антоний сохранил до конца своей долгой жизни, ими запечатлена вся его церковно-политическая Между тем Московскому митрополиту Сергию Ляпидевскому, представителю старой филаретовской школы, не слишком понравился молодой ректор его академии, и в 1895 г. Антоний был переведен на ту же должность в Казанскую где он оставался до своего назначения в 1900 г. епископом Уфимским; начался церковно-политический период его деятельности (см. § 9, 12).

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

XLIV. Поучение при освящении храма в доме Рижского учебного унтер – офицерского батальона 44 . Значение храма Божья в жизни христианина Живущих в сем доме приветствую с устроением в нём жилища Божия. Бог вездесущ; но храм есть место особенного присутствия Божия, не только невидимого – духовного, но и видимого вещественного – в таинстве евхаристии, или причащения. Если же так, то устроение храма Божья в жилище человеческом есть великое дело, великое приобретение: Господь Бог делается его обитателем. Но от того, кто поселяется в доме, получает то или другое значение самый дом, а нередко и сама жизнь в доме принимает иное направление, иной характер от нового его обитателя. Поэтому устроение храма Божия, как места особенного присутствия Божия, в сем доме должно повлиять на самую жизнь в нём и произвести в ней некоторое изменение. Зачем устрояются храмы Божьи в частных жилищах человеческих? Конечно, не для того только, чтобы легче и удобнее исполнять религиозные обязанности; этого мало; но для неопустительного, постоянного и, следовательно, большего усовершенствования в религиозно-нравственной жизни. Храм Божий, устроенный в жилище человеческом, есть светильник, возожжённый для освящения домашней жизни и для руководства в ней, – указатель близкого присутствия Божия в доме, – оберегатель от дел, не совместных со святостью места и живущего в нём Бога, и постоянный напоминатель об исполнении религиозных наших обязанностей. – Что могло быть терпимо в доме до построения в нём храма Божия, то может быть неуместным в нём после устроения храма. Велико преступление – нарушить святость храма и оскорбить присутствие Божье каким-либо греховным делом, совершённым по соседству с храмом, под одною с ним кровлей. Зачем устрояется храм и в домах общественной жизни и деятельности и в домах учебных учреждений, каковой и этот дом? Для той же цели, как и в домах частных, и кроме того – чтобы в основание жизни сих учреждений полагался религиозный характер, чтобы храм постоянно напоминал живущим в доме о Боге и молитве к Нему,– чтобы ежедневная жизнь сих учреждений начиналась и оканчивалась молитвой в храме, устроенном в таковом доме, чтобы живущие в нём возможно чаще освящались общественным богослужением, совершаемым не только в присутствии их, но и при участии. С такой целью, несомненно, устроен и этот храм в сем учебно – военном доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Зандий (Sandius), посещавший в 1611 году Египет, свидетельствует о Кирилле, что он человек редкой добродетели и учености. 174 В 1612 году Кирилл Лукарис путешествовал в Константинополь для управления сиротствующею без патриарха константинопольскою церковью. Во время патриаршества Кирилла Лукариса в Александрии, – в Константинополе происходили беспорядки на патриаршем престоле. Здесь после Mamфeя II , вступившего на патриаршую константинопольскою кафедру в третий раз и умершего чрез 17 дней после восшествия, – наследовал Рафаил II, митрополит митиленский. Он управлял константинопольскою церковью пять с половиною лет, и заявил себя другом латинян и приверженцем папы, которому он письменно заявил свое подчинение. 175 Это стало известно всей константинопольской церкви и александрийскому патриарху Кириллу Лукарису. По желанию первой и по влиянию последнего Рафаил был удален от патриаршего престола, и на место его во второй раз был приглашен Неофит II-й, но и этот был заподозрен в том же; а потому, по желанию Кирилла, после шестилетнего управления его константинопольскою церковью, он был низвержен, – престол патриарший оставался праздным. 176 Патриарх Кирилл Лукарис, надзиравший до этого времени издали за константинопольскою церковью и заботившийся о благосостоянии ее и православия, успел чрез это заслужить особенное внимание у церкви константинопольской; и когда, по низвержении Неофита, престол патриарший оставался праздным, – Кирилл Лукарис был приглашен местоблюстителем этого престола и для управления церковью константинопольскою. 177 На пути в Константинополь Кирилл Лукарис встретился с Корнелием Гагою, который отправлялся из Бельгии в Константинополь в качестве нидерландского посланника при Оттоманской порте. Этот Гага, по свидетельству Пихлера, познакомился с Кириллом еще во время путешествия последнего по западной Европе. Настоящая встреча их была радостная; их знакомство возобновилось. 178 Корнелий Гага надолго оставался другом и помощником Кирилла Лукариса в несчастных обстоятельствах во время его патриаршества в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Каков же должен быть пастырь, чтобы достойно проходить это высокое служение! Он должен быть образцом для своих пасомых во всех отношениях: по слову Апостола, он должен быть учителем, благочестив и непорочен; не корыстолюбив и не сварлив, но кроток и миролюбив, не превозносящийся, хорошо правящий своим домом и воспитывающий детей своих в послушании воле Божьей; но, особенно, должен быть заботящийся о церкви Божьей и хранящий тайны веры в чистой совести. Он должен учить своих пасомых во всякое время – обличать, запрещать и увещевать со всяким долготерпением и назиданием. Как воин Христов, он не должен чрезмерно связывать себя житейскими заботами, но, ради имени Иисуса Христа, должен быть готов на все лишения, поношения и скорби, помня, если мы с Господом умираем, с Ним и оживём; если за Него терпим, с Ним и царствовать будем 39 . Без этих свойств нельзя быть истинным пастырем, а волком, разгоняющим стадо, – не солью земли, а гнилью и заразой для живущих на ней, – не светом мира, а тьмой и влекущим во тьму. Но избави Бог от этого. Горе миру от соблазнов; горе человеку тому, им же соблазн приходит; уне бо есть ему да обесится жёрнов осельский на выи его, и потонет в пучине морской. Но гораздо большее горе пастырю церкви, когда через него соблазн приходит в мир; когда он по вере, благочестию не служит добрым примером для своих пасомых; а ещё хуже, если он своим неверием или холодностью к вере и своей порочной жизнью подаёт дурной пример своим духовным чадам: сугубо тяжкий ответ даст он Господу Богу на страшном суде Его не только за себя, но и за тех, которые вверены были его попечению и причиной погибели которых был он. Слово о высоком пастырском служении и о том, каким должен быть пастырь, особенно прилично в сем храме: здесь оно прямо относится к тем лицам, которые готовятся к пастырскому служению. Если пастыри суть преемники Апостолов, если – они посредники между Богом и людьми, наставники, руководители и просветители людей, словом, если они соль земли и свет мира: то каково же должно быть приготовление к сему высокому служению?.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010