Вот вы прекрасно знаете учение сектантов и умело опровергаете его, но что же? выходит, что все ваши труды в этом отношении напрасны? Зачем все это вам, если вы по окончании курса уходите на светскую службу? Конечно, как сказал один из вас, и на светской службе можно быть православным миссионером, и в настоящее время существуют уже в разных местах кружки ревнителей православия из светских лиц, которые ведут борьбу с сектами. Но у таких лиц миссионерство является делом второстепенным, между прочим, а у пастыря церкви миссионерство есть дело первой важности, прямой его долг. И вот вы то, владея богатым запасом знаний, в роли пастырей церкви и можете принести плод мног. А между тем, что мы видим? Весьма и весьма немногие из оканчивающих курс семинарии принимают сан священства, приходится посвящать во священники лиц, не получивших полного богословского образования – диаконов, хотя от них и требуется предварительный экзамен по богословским предметам. Вынужден делать это, потому что жатва много, а делателей мало: нельзя оставлять приходы без пастырей особенно теперь, при такой широкой пропаганде сектантства. Говорят, что служение пастыря в настоящее время особенно трудно и не так обеспечено в материальном отношении, что будто бы и служит причиною бегства семинаристов от духовной службы. Но мне странным кажется, почему это теперь именно так страшит пастырское служение, всегда бывшее трудным и мало обеспеченным: почему в мое время на духовную службу шли охотно и не только худшие или средние воспитанники семинарии, но и лучшие? И сколько вышло из духовной школы великих людей, полезных деятелей на ниве Христовой! Очевидно, в доброе старое время питомцы духовной школы воспитывали в себе дух церковности и проникались еще с детства горячим желанием служить своей матери церкви, не опасаясь тех трудностей, какие могут встретиться им на пути их пастырской деятельности. Уходили и в наше время некоторые в высшие светские учебные заведения, но таковых было немного; теперь же замечается чуть ли не поголовное бегство и в светские учебные заведения и на гражданскую службу. Думаю и верю, что явление это носит временный характер. Упадок духа церковности в обществе вообще отразился в частности и в духовной школе. Но ныне, благодарение Господу, всюду мы замечаем отрезвление, и в связи с ним усиление упавшей религиозности, тяготение к церкви и её заветам. Все это должно коснуться и нашей духовной школы и её питомцев. Во всяком случае помните, что служение пастыря всегда было и будет самым высоким и важным служением. XIV. Речь окончившим курс Харьковской Духовной Семинарии, при прощании их с Владыкой в Его архиерейских покоях 14

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

I. Слово, сказанное на храмовой праздник в Харьковском Училище слепых детей 1 В чем проявляется особая любовь Божия к слепым и заботы о них со стороны ближних Поздравляю вас, братья, с храмовым праздником! Благодать Господа нашего Иисуса Христа в сей радостный праздник для всех вас и особенно для призреваемых слепых да умудрит вас во спасение. В сегодняшнем евангельском чтении вы слышали о великому чуде: исцелении слепорожденного. От века не слыхано, чтобы было даровано зрение слепорожденному. Из этого и из многих других евангельских повествований видно, что особенная любовь Божия простирается на всякого рода несчастных. Мы видим исполнение слов псалмопевца: «Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженные, Господь любит праведники». Слепые лишены великого дара Божественного: они не видят красот мира сего. Но помните, слепцы, что Господь с благой, особенной целью лишил вас дара зрения. Он чрез это сохранил вас от многих грехов и соблазнов мира. Вы имеете даже преимущество перед другими, если безропотно пере­носите ваше несчастие, в получении Царства небесного. Кроме того, известно, что если слепцы лишены дара зрения, то у них изощрены другие чувства на счет зрения, например осязание, слух, память. При помощи осязания слепые могут отлично читать, мы и сегодня за богослужением слышали прекрасное чтение и пение слепцов. Осязание, слух, способности соображения и памяти особенно развиты у слепых. К этим то чувствам и способностям и относятся слова псалмопевца «Господь умудряет слепцов». В этом – особенная забота Бога по отношению к слепым. Кроме того, вы, слепые, прекрасно сознаете и любовь ближних к вам. Сколько прилагается попечений и забот, чтобы обеспечить ваше существование и сделать вашу жизнь как можно счастливее! Сегодня во всех храмах проповедуется то же самое, что я сейчас говорю вам, и производится сбор пожертвований на улучшение вашей жизни. Вследствие такого попечения о слепых – во многих местах нашего отечества устроены дома для слепцов и в них прекрасно устроены храмы с благоустроенными училищами для слепых. В них приложено все старание для обучения слепых и грамоте и рукоделиям, а так как «Господь слепцов умудряет», – дает им особые дарования, то дело их обучения, требующее большого искусства, идет с полным успехом и преподаваемое усвояется в совершенстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Воздержание в пище – это одна сторона поста. Но есть другая сторона, духовная – это воздержание от дурных слов и дел и усиленная молитва . Я не могу допустить, чтобы у вас были великие грехи, а малых, конечно, много. Кто скажет, что между вами не бывает вражды, зависти, или ссоры? Кто скажет, что вы воздерживаете свой язык? Кто скажет, что вы не обижаете других? От этих то малых грехов и нужно воздерживаться. Пост сопровождается упражнением в добродетели, что до некоторой степени можете делать и вы. Что же касается молитвы, то ее вы должны творить наивозможно чаще. Вы, может быть, скажете, что и молитва у вас, можно сказать, казенная, и молитесь – то вы всего несколько минут; едва настроишься на молитву, а она уже окончена. Но нельзя, ведь, ограничиваться только этой общей молитвой, у каждой из вас должна быть своя, возможно частая молитва. Как за этой молитвой, так и за, так сказать, казенной должна непременно читаться такая покаянная молитва, как «Господи и Владыко живота моего... », которая читается почти за всеми службами Великого Поста. Все великопостные службы возбуждают в нас особенное молитвенное настроение, сокрушение о грехах и обращают к Господу, правда, они не отличаются такою торжественностью, как прочие службы, но за то имеют великое покаянное значение. Каким молитвенным настроением мы проникаемся, напр., при совершении Литургии Преждеосвящённых Даров? Сколько здесь глубоко умилительного, назидательного и возвышенно таинственного? В предшествующие годы я не раз выяснял вам великое значение Литургии Преждеосвященных Даров, особенно её возвышенных и умилительных песнопений. Всегда хочется и помолиться за этой Литургией с воспитанниками духовно-учебных заведений. Вот и к вам я прибыл сегодня за этим. Время мое уже прошло, настала старость. Быть может, эта Литургия Преждеосвящённых Даров уже последняя моя служба у вас. Благодарю вас за доставленное религиозно-духовное утешение! Благословение Господне на вас всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь. XII Речь, пред открытием и освящением Общества скорой медицинской помощи в несчастных случаях, сказанная в Харьковском Кафедральному Соборе 12

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Ведь и Спаситель наш – что сказал о детях? «Оставите детей и не возбраняйте им приити ко Мне: таковых бо есть Царство Небесное» ( Мф.21:14 ). Слышите: Господь Спаситель не возгнушался их малым возрастом; не сказал, что дети так еще малы и несмысленны, что не следует их пускать к Нему. Напротив, Он – Сердцеведец даже еще больше сказал: «Если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 ), т. е. поставил детей в пример взрослым для достижения Царства Небесного. В чем же дети могут служить образцом для взрослых, которые даже могут лишиться Царствия Божия, если не будут подражать детям? О, много, возлюбленные, есть черт в душевных расположениях детей, достойных нашего подражания! Всем, напр., известны: детская чистота, бескорыстная любовь, незлобие, невинность, отсутствие зависти. Посмотрите, как пленительна детская любовь, детское незлобие! Если вы дитя хотя бы немного согрели и приласкали и если вы отнесетесь к нему с любовью, и дитя чувствует искренности вашей любви, – то, хотя бы вы его наказали и огорчили, дитя уже в следующее мгновение все забыло и простило вам, готово снова обнимать вас своими руками и по прежнему вас любит и ласкается к вам. – То ли мы видим между взрослыми? Такая ли царит среди них доверчивость, отзывчивость на искреннюю любовь и такое же ли незлобие? О, сколько умножилось ныне среди нас злобы, ненависти, коварства и себялюбия, которые делают нас так далекими от заветов нашего Спасителя и недостойными Царства Небесного! Дети, далее, до известного возраста остаются чистыми и невинными и этим – кажется – более всего пленяют нас. То ли бывает среди взрослых? Тяжело говорить об этом; но как повинны ныне все взрослые в отсутствии у них этой чистоты и невинности! Много ли найдется ныне среди них таких, которые бы украшались столь высокими качествами, необходимыми для вступления в Царство Божие? У детей, наконец, нет почти зависти: им по большей части не свойственен этот порок. Но что мы напротив видим ныне среди взрослых? Люди в погоне за наживою, за устроением своего внешнего благополучия, готовы устранять всеми способами с своего пути даже таких своих ближних, которые вовсе не мешают им достигать своих целей; но если замечают кого-либо выше себя, богаче и знатнее, то готовы все меры употребить к тому, чтобы своего ближнего извести, с света сжить, лишь бы освободить себе дорогу к славе или богатству! Это ли исполнение нами заветов нашего Спасителя? Это ли жизнь истинно-христианская? О, если бы мы – взрослые – подражали в своей жизни чистым и высоким чертам в сердечных расположениях детей! Тогда бы жизнь наша не была бы столь греховной и тогда бы мы действительно были близки ко спасению и к Царству Небесному! Так, возлюбленные, аще не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XI. Речь перед молебствием по случаю болезни Государя Императора Александра Александровича 11 Евангельские примеры исцеления по молитвам верующих должны побуждать всех верноподданных Государя Императора молиться о Его выздоровлении Вести, идущие к нам и во все концы России из Крыма, о тяжкой болезни Государя Императора, в некоторой степени утешительны, но ещё далеко не успокоительны. По всеобщему сознанию болезнь Государя тяжёлая и опасная: те явления, в состоянии здоровья Государя Императора, которые свидетельствуют о некотором улучшении оного, ещё далеко не говорят того, что опасность миновала, будем продолжать молиться о выздоровлении Государя. Если мы достойны милости Божьей, то Господь услышит нас, исполнит наше прошение и воздвигнет от одра болезненного возлюбленного Государя нашего, а если нет, то нам придётся испытать глубокую чашу горести и покориться всеблагой воле Божьей, праведно нас карающей. В Евангелии есть несколько примеров, как к Господу обращались за исцелением больных присные их: они неотступно просили Господа, кланялись Ему, становились на колена, припадали к ногам Спасителя, громко кричали в след Его; их вера в могущество Спасителя была беспредельна. Они говорили Ему: мы не достойны, чтобы Ты вошёл в наш дом прикоснуться к больному, но только скажи слово и выздоровеет он – и услышали от Господа похвалу за веру их и молитву, и получили, в утешение, просимое. Такова должна быть наша молитва. Не думайте, братья, что мы раз-два помолились, и дело сделано; да ещё Бог ведает, с каким расположением и с какой верой мы молились; быть может, только для видимости, для успокоения своей совести, чтобы исполнить свой долг... В таком случае, не привлечёт наша молитва милости Божьей... Но, с другой стороны, быть может, молитвы целой России уже дошли до Бога, угодны Ему, и Он уже посылает нам некоторое утешение в облегчении болезни страждущего Государя нашего. Будем все более и более усиливать наши молитвы к Богу об исцелении нашего возлюбленного Монарха: будем молиться молитвами жены Хананейской, Иаира и других евангельских просителей, получивших милость от Господа, будем молиться не раз и не два, а постоянно, неослабно, с верой и дерзновением, до тех пор, пока Господь откроет свою волю в жизни или смерти возлюбленного Монарха, и в ожидаемой радостной или печальной участи России и всех нас. Помолимся и теперь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Что касается самого письма, то в нём поставлено много таких вопросов, которые уже несколько раз разбирались и основательно решены были в прежних беседах, как, напр., вопрос о Церкви Христовой, о таинствах и др. Но есть в письме и насмешки над православными... Сохрани Бог насмехаться друг над другим! Я строго запрещаю своим миссионерам прибегать к насмешкам. Вот и теперь при мне был взрыв смеха... Нельзя насмехаться над ближним- заблуждающимся; он заблуждается в вероучительно-догматическом отношении, а нравственно он быть может лучше многих других – это Бог ведает. В письме старообрядцев есть такого рода укоризна православным: вы, православные, преклоняете колена (во время пения: «Да исправится молитва моя» и на Троицкой вечерне) без преклонения главы своей на землю и через это вы уподобляетесь тем, которые надевши на Христа багряницу, прегибающе колена, ругались над Спасителем и говорили: радуйся, Царю иудейский! Вот какая злая насмешка! Грешно истолковывать в этом смысле православное коленопреклонение при молитве. Разве старообрядцы не знают, что Сам Спаситель молился коленопреклонённый в Гефсиманском саду до того, что кровавые капли пота капали на землю, как об этом свидетельствует Евангелист Лука? Далее, на всех иконах, писанных до патриарха Никона , когда ещё не было раскола, на иконах, написанных в Греческой церкви, в то время, когда свет православной веры ещё не озарял нашу Русь, – Спаситель, молящийся в саду Гефсиманском, изображается коленопреклонённым. Преклонение колен при молитве – естественное выражение молитвенного настроения. Человек, по природе своей, существо двухчастное, состоящее из тела и души. Душа человека, стремясь к Богу, воспламенившись благоговейными мыслями к Нему, горя чувствами благодарности, непременно требует соответствующих телесных движений. Поэтому, человек во время искренней, тёплой молитвы повергается ниц, падает на колена, простирает свои руки к небу, выражая тем своё молитвенное настроение. Затем, старообрядцы пишут: «в таком великом таинстве, как двуперстное сложение, что могло быть возведено на лучшее, чтобы требовалось исправлять и изменять его». Двуперстие у старообрядцев величайшая тайна! Как будто перстосложение может составлять тайну – догмат! Братья-старообрядцы, двуперстие – не догмат, а обряд и служит только для символического обозначения догматов о Св. Троице и о двух естествах во Христе. Изменение перстов для означения сих догматов не означает искажения или изменения самих догматов. Дело не в перстах, а в правильности веры. Если мы право веруем в Бога и исполняем Его заповеди, то спасёмся независимо от того, тремя или двумя перстами будем креститься. Старообрядцы же, из-за перстов, потеряли православную веру и средства ко спасению–священство и таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Не менее чтения, при богослужении важно и пение. Со стороны поющего требуется то же внимание, благоговение и молитвенность, как и со стороны читающего. Как уже выше было мной замечено, что отличительная черта в пасомых Рижской епархии та, что они любят пение и принимают участие в церковном пении. Священно-церковно-служители должны с любовью пользоваться этой чертой по отношению к богослужению. И надо правду сказать, что многие пользуются этой особенностью, во многих приходах Рижской Епархии введено в храмах общенародное пение: и в некоторых приходах (Кокенгузенском, Кароленском, Таккерортском, Гутмансбахском, Нитауском, Тальсенском и др.,) оно устроено весьма хорошо. Кроме того, нельзя не указать на другое обстоятельство, особенно способствующее развитию церковного пения в Рижской епархии – это церковно-приходские школы. Из учащихся в сих школах детей легко составлять певческие хоры. К утешению своему скажу, что при обозрении церквей своей епархии, я видел, почти при каждом храме, хоры певчих. Вся сила в том, чтобы были лица, способные составить хоры певчих. Мной обращено особое внимание на то, чтобы в тех учебных заведениях наших, откуда выходят кандидаты священства и псаломщики, воспитанники не только изучали церковное пение, но и умели обучать оному детей церковно-приходских школ, составлять из них и прихожан, хотя незатейливые, хоры певчих и управлять ими. Для этой цели мною строго обращается внимание при раздаче мест окончившим курс в сих учебных заведениях на то: изучали ли они церковное пение, умеют ли обучить оному других и хотя мало-мальски управлять хором? В самих же приходах на это должны обращать строгое внимание настоятели церквей, заставлять псаломщиков и учителей с особенным усердием заниматься церковным пением и образовывать церковные хоры. В некоторых приходах, при церквах которых имеются певческие хоры, мне приходилось слушать довольно сложные и трудные для изучения концерты. Дело похвальное, но нельзя не сказать, что это роскошь и необязательная для церковного богослужения. Нам нужно пение – церковное–располагающее к молитве, питающее религиозное чувство, а не услаждающее только слух, такое же пение – есть пение простое, общепринятое, только благоговейно и стройно исполняемое. Такого пения настоятели церквей обязательно должны требовать от певцов, а певцы, преимущественно должны заботиться о пении такого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Впрочем, кроме стяжания в себя пастырем-миссионером надлежащих миссионерских свойств и соблюдения потребных для сего отношений к обращению в православие иноверных, требуются ещё особые миссионерские труды. 3) Вообще, успех во всяком деле зависит от таких или иных трудов, а самые успешные труды обусловливаются любовью и усердием к труду. Если же любовь и усердие для успеха требуются во всяком деле, то, тем более, в деле пастырства, и ещё более – в деле миссионерства. Без любви и усердия к своему делу, пастырь превращается в наёмника, или ещё хуже – в волка, распугивающего стадо ( Ин.10:12 ). А без любви и усердия к миссионерскому делу лучше не браться за это дело: об успехах здесь и речи не может быть. Между тем, если труды пастыря, вообще, нелегки, а они ограничиваются только пределами своего прихода и касаются только прихожан – овец своего стада, то труды пастыря-миссионера бывают всегда велики и нередко превращаются в подвиги; только любовь и усердие, соединённые с самоотвержением, соделывают миссионерскую деятельность успешной. Здесь требуются, прежде всего, посещения заблуждающихся, путешествия к ним с миссионерской целью, часто отдалённые, а нередко – весьма далёкие; а в самых местах миссионерской проповеди приходится претерпевать разные неудобства: голод и холод, и вместе с трудами – болезни, нерасположения окружающих, отвержение и даже изгнание. На все это пастырю-миссионеру надобно быть готовым и запастись терпением. В самом же прохождении миссионерского служения пастырь-миссионер должен, прежде всего, со всем тщанием готовиться к собеседованиям с неправоверующими и вести собеседования в течение долгого времени, быть терпеливым при выслушивании их возражений, кротким в ответах, не ослабевать и не малодушествовать при неуспехе своей проповеди, но, при своих усилиях, возлагать надежду на помощь Божию и действия благодати Божией, старательно восполнять свои недостатки в миссионерских познаниях и исправлять таковые, замечаемые в себе и в своей жизни, для безукоризненного и успешного сношения с оглашаемыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Опираясь на труды Глубоковского, я выделяю две стороны такого восхождения: от онтологической недостаточности относительного к абсолютному (основанный на том, что " само относительное приобретает основу своего бытия в абсолютном, в чем каждый может убедиться личным опытом и вдумчивым наблюдением " 7, этот путь удостоверяет человека в том, что цельное миросозерцание, в отсутствии которого ставится под сомнение и целостность субъекта (личности), без отношения к абсолютному невозможно.); от гносеологической недостаточности рационального к вере (здесь оригинальное прочтение знаменитого credo Ансельма8, которое в " Православной богословской энциклопедии " того времени названо " принципом всякого ортодоксального богословия " 9. Глубоковский писал: " Рациональное признание чудесности наступает после испытания непригодности всех обычных приемов истолкования и потом бывает уже не гипотетическим постулатом, а живою реальностью по бесспорности комментируемого факта " 10). Для того чтобы сделать возможным " рациональное признание чудесности " , следует, опираясь на все методы критической науки, явить парадоксальность христианства, ту парадоксальность, которая для апостолов заключалась в самой личности Христа: в Его безупречной человечности при жизни, в Его добровольной смерти, в Его славном Воскресении. Но какими " чудесами " того же порядка располагает современное христианство? По мысли Глубоковского, только христианская жизнь и христианское отношение к жизни продолжают являться парадоксальными в современном мире. Рациональность не может возместить богословию то содержание, которое делает его превосходным по отношению к ней. Между тем упадок христианской жизни во второй половине XIX в. наблюдался и в стенах духовных академий. Так, в течение 20 лет в СПбДА никто из учащихся не изъявлял желания принять монашеский постриг. Только в 1883 г., при ректоре архиеп. Арсении (Брянцеве), первым монахом-студентом стал будущий епископ Михаил (Грибановский). Этот человек, впоследствии продолживший свое пребывание в академии в качестве преподавателя, был достойным представителем нарождавшегося на рубеже веков класса ученого монашества, который позднее дал из своей среды множество мучеников. Несмотря на то, что сам еп. Михаил умер от чахотки в 1898 г., я считаю возможным включить его в это повествование.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

В ранней юности Григорий вынужден был оставить свою родную семью и поступить на службу к богатому и знатному в то время князю Ивану Пенькову. Поселившись в доме князя Пенькова, умный, честный, вполне усердно исполнявший лежавшие на нем обязанности, во всем верный, всегда и всякому готовый оказать возможную услугу, и в тоже время тихий, кроткий, незлобивый и вполне благонравный Григорий скоро приобрел себе у всех, начиная с самого князя и оканчивая слугами, искреннее благорасположение. Но недолго ему пришлось пользоваться этим благорасположением. Ценя благоразумие, верность и усердие Григория, князь Пеньков приблизил его к себе и поручил ему управление всем своим домом. Это обстоятельство быстро заставило многих из служивших при дворе князя Пенькова изменить свое отношение к Григорию. Некоторые же из последних, более завистливые, считая себя по возрасту и по продолжительности службы у князя Пенькова несравненно достойнее Григория, стали искать случая, чтобы погубить его. Но, не находя ничего предосудительного в жизни Григория, они возвели на него, как некогда на Иосифа при дворе египетского вельможи Пентефрия, невыносимо обидную для князя Пенькова клевету и заставили последнего поверить ей. Страшно раздраженный князь Пеньков хотел немедленно умертвить Григория. Только заступничество сына князя, вполне убежденного в невиновности Григория, спасло его от смерти. Но спасенный от смерти Григорий не имел возможности оправдаться перед князем Пеньковым в возведенном на него обвинении. Клевета так хитро была сплетена, что князь Пеньков легко поверил ей и не захотел даже произвести надлежащего исследования. Даровав жизнь Григорию, князь Пеньков приказал заключить его в темницу. Для Григория настало чрезвычайно тяжелое время. Обесславленный невинно и всеми оставленный, он должен был к тому же страшно страдать и от темничной обстановки. Раздраженный князь Пеньков сделал все возможное со своей стороны, чтобы темничное заключение для Григория было особенно тяжким. Темница, в которую заключен был Григорий, представляла собой почти лишенную света с деревянными стенками землянку.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010