Далее, в своей молитве о возлюбленном Царе нашем, мы должны благодарить Господа Бога за то, что Он даровал нам Царя по сердцу Своему и нашему, что Он хранит Его жизнь и наставляет на благие деяния, и что Он дарует ещё новый год нашему возлюбленному Монарху для блага России. Наконец, в своей молитве мы должны просить Бога, чтобы Он сохранил драгоценную жизнь Царя нашего не на сей только год, но и далее – на многие годы; укрепил Его силы, помог Ему проходить высокое царское служение с добрым успехом; умудрил Его и наставил на деяния благи и проч. т. п. Но молитвы одной о Благочестивейшем Государе нашем без собственной нашей деятельности в помощь Ему и на пользу отечеству недостаточно. Радуясь благоденствию своего Государя и выражая свою радость в молитве о Нём, мы должны помогать Ему в деле государственного благоустройства своей деятельности. Государство есть великий организм, в котором Царь есть глава, а мы все члены этого организма. И как в организме все члены постоянно, точно и согласно совершают свои отправления, чем и свидетельствуют о благосостоянии организма, а при недеятельности какого-либо члена страдает весь организм: так точно в государственном строе – все мы, как члены сего великого организма, каждый на своём поприще, обязаны постоянно и неослабно трудиться, трудиться честно, согласно, имея одну общую цель – благосостояние нашего отечества. При таком только условии возможно процветание государства; в противном случае в нём бывает то, что бывает в живом организме с больными членами. Как бы ни был мудр Законодатель, как бы ни были благотворны Его предначертания и учреждения, но они не достигнут своей цели, если исполнение их не будет проникнуто той же благотворной целью, какую имел Он в виду, издавая законы и вводя преобразования и улучшения. А исполнение высочайшей и благой воли Законодателя лежит, прежде всего, на тех лицах, которым вверяются бразды правления, а затем и на всех подданных. Несомненно, братья, что наш возлюбленный Монарх ничего столько не желает от нас, своих верноподданных, как только усердного и неуклонного исполнения Его высочайшей и благой воли, ведущей ко благу народа и процветанию государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Укажем, наконец, на то, что патриарх Кирилл Лукарис ревностно занимался благоустройством своей церкви и назиданием своей паствы. С истинно отеческою любовию он умолял своих пасомых блюсти себя от преткновений в вере и не иметь общения с еретиками. 304 Сильное слово его почти не умолкало. Из уст его на церковной кафедре слышались постоянно святые истины веры, правила христианской жизни и обличение неправомыслящих. Самые грамоты его свидетельствуют о твердости его православия. 305 В этом отношении особенно замечательна грамота Кирилла Лукариса, данная им иеремонаху Иосифу при отсылке его в Белую Русь, прибывшему в Москву в 1622 году, 8 марта. Из этой грамоты открывается, что патриарх Лукарис смотрел на протестантство, как на богохульное и опасное вероучение. 306 Грамота эта писана была патриархом Кириллом Лукарисом пред самым вступлением его на константинопольскую кафедру (от 3 июня 1620 г.) Другая грамота, писанная Кириллом Лукарисом, от 1626 года 5 апреля, к царю московскому Михаилу Федоровичу, ясно свидетельствует, в частности, о глубоком почитании им святых икон. Есть и еще много грамот Кирилла Лукариса, писанных им в Россию и свидетельствующих о его почитании святых икон, угодников Божиих, 307 о почитании св. мира и св. мощей, 308 о почитании и заботе о православном богослужении и обрядах церковных. 309 Все это, взятое вместе, убеждает нас, что патриарх Кирилл Лукарис, находясь в близких сношениях с протестантами, оставался ревностным поборником православия. Глава вторая. Несправедливость обвинений, возводимых на Кирилла Лукариса по поводу появления под его именем исповедания веры Что же касается до исповедания веры, явившегося под именем Кирилла, – то оно, как сейчас увидим, не принадлежит ему. Исповедание веры, явившееся под именем Кирилла Лукариса, состоит из 18-ти членов и 4-х вопросов с ответами на них. Оно все написано в духе кальвинистов. 310 Излагать здесь подробно содержание каждого члена его порознь – мы находим излишним. Исповедание это, по свидетельству западных писателей, написано Кириллом, вскоре по вступлении его на константинопольскую кафедру, на латинском языке, и раздаваемо было им в рукописях всем, как православным митрополитам, епископам и народу, так латинянам и реформатам. Оно было напечатано в первый раз в Женеве на латинском языке. 311 Так говорят западные писатели; из свидетельства же восточных писателей достоверно известно только то, что оно напечатано кальвинистами в Женеве и принесено в Грецию в 1632 году. 312

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LXXIII. Поучение при освящении церкви в Рижской тюрьме 77 . О пользе устроения храмов Божьих при тюрьмах Всякое доброе дело имеет значение и заслугу пред Богом и людьми. Но устроение храма Божья в тюрьме имеет особое значение и есть истинно-благотворное дело и душеспасительное. Вообще для христианина храм есть драгоценное сокровище: в нём совершаются главные события духовной, религиозно-нравственной жизни христианина; на всю жизнь для него храм есть место общественного богослужения и молитвы и училище благочестия. Но для заключённых в тюрьме, кроме того, храм имеет особое значение. Устроение храма в тюрьме свидетельствует о том, что заключённые в ней, лишённые свободы и подвергаемые каре закона за преступления, не лишены общехристианского достояния – храма Божия, и что, напротив, в устройстве храма в тюрьме обнаруживается особая забота правительства и общества об удовлетворении религиозных нужд заключённых и о духовном просвещении их и спасении. Если храм свят и дорог для свободного христианина, то, как же он должен быть свят и дорог для заключённого? Лишённый свободы, общения с родными и ближними и других утешений в жизни, при тяжёлом своём положении, в храме, устроенном в тюрьме, в богослужении, в нём совершаемом, и молитве он может находить и, действительно, находит единственное утешение и отраду. В храме Божьем – при богослужении, пешим священных песней, чтении слова Божия и наставлении пастырском, умягчаются и жестокие сердца. Поэтому храм Божий, устроенный в тюрьме, со всем тем, что будет совершаться в нём и совершается, может содействовать раскаянию и исправлению заключённых. Наконец, заключённые в тюрьме в храме лучше всего могут сознавать себя, что они, как и свободные христиане, не лишены искупительных заслуг Спасителя и права на получение спасения, что и для них на литургии произносятся слова Спасителя: «Приимите ядите – сие есть тело Моё.. и пийте от неё вси – сия есть кровь Моя..., что они не лишены участия в божественной трапезе – в причащении пречистых спасительных тела и крови Господа нашего Иисуса Христа – им что каждый из них, подобно крестному разбойнику, при раскаянии, может получить прощение согрешений и услышать глас благословения на страшном суде Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Не в праве-ли теперь, усопший Император, которого ныне Россия погребает, призвать на суд своих подданных, поставить их перед лицом Божьим, спросить их: «Люди Мои! Что Я сделал для вас худого? Почто вы воздали Мне за благая злая? Я дал вам свободу, это высочайшее благо для человека; Я дал вам скорый, правый, и по совести суд и самоуправление; Я излил свои милости на бедных и несчастных: Я облегчил участь преступников; Я просветил вас светом науки, ускорил вам пути сообщения, оживил вашу торговлю, обеспечил земледелие и проч., и все это Я сделал для вашего благосостояния. И за все это претерпел поносную мученическую смерть. В том только разве и было Моё несчастье, что вы не умели воспользоваться дарованными Мной вам благами, и самое добро обратили в зло. Люди Мои, что Я сделал для вас худого, почему вы Мне воздали за добро – злом; дайте Мне ответ: придите истяжемся... На этот голос усопшего праведника, мученика – Императора, несомненно вся Россия, как один человек, отозвалась бы: «Благочестивейший Государь, возлюбленный Монарх наш! За Твои благодеяния мы любили Тебя, как Отца, мы благоговели перед Тобой, как перед Помазанником Божиим, мы благословляли Бога за Тебя и Твои великие дела, но злодеи опозорили нас, помрачили нашу любовь к Тебе, отняли Тебя у нас самым бесчеловечным образом». «Верю», сказал бы на это усопший Монарх. Но откуда взялись эти злодеи? Где они выросли, на какой ниве? Где они воспитались? Не сыны ли они России? Не ваши ли они сыновья, братья и сестры? Не ваш ли долг был исторгнуть из среды своей эти зловредные плевелы, обезопасить и сохранить жизнь своего Царя«? Что-то мы ответим на этот вопрос усопшего Императора? .. Не останется ли Россия безответной перед Ним?... Да, братья, не без причины Господь посетил нас тяжким посещением; много раз Он спасал драгоценную жизнь усопшего Императора от угрожавших опасностей, но теперь видно, по грехам нашим Он наказал нас великим горем, взял от нас нашего Ангела Хранителя; допустил тяжкую – мученическую кончину нашего возлюбленного Монарха от злодейской руки нашего же соотечественника.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Но, быть может, разлука с нашим Великим Императором облегчится мыслью о том, что Он отошёл к Господу в преклонности лет, в глубокой старости, что, при этом, смерть есть неизбежный удел всех смертных царей и рабов. О, если бы так было! Мы легче бы примирились с мыслью о разлуке с нашим Царём, мы утешились бы той мыслью, что Он, после продолжительных и великих трудов, в старости лет, уснул сном смерти, и наша скорбь о разлуке с Ним легче и естественнее перешла бы в тихую молитву об упокоении души Его. Но нет, наш возлюбленный Император Александр Николаевич отошёл к Господу, если не в цвете лет, то в крепости сил. Он ещё мог бы править Русским Государством много лет. Он ещё не успел насладиться плодами своих великих дел, своих преобразований; Он взят от нас, когда мы ещё не вполне сознали и оценили великие дела и преобразования нашего усопшего Монарха; когда Россияне ещё не успели воспользоваться, как должно, великими благодеяниями усопшего Императора, сознательно и разумно ввести их в свою жизнь. Да, горька разлука с нашим Благодетелем, когда мы видим, что Он ещё не успел видеть полного осуществления своих великих идей в жизни своего народа, когда Он нужен был для нас, как Отец и Руководитель для своих детей, когда Он по крепости сил своих, ещё многое мог сделать для блага России. Но, быть может, наш усопший Император, если и скончался в крепости сил, то после продолжительной и тяжкой болезни: часто бывает, что смерть похищает людей и во цвете лет, и в крепости сил. Пусть бы так было: мы успели бы приготовиться к роковой вести, и легче могли бы перенести своё горе. Ещё году нет, как Россия похоронила Благочестивейшую Супругу усопшего Императора, Императрицу Марию Александровну; Россия беспредельно любила Её. Но Она скончалась, после продолжительной и тяжкой болезни; мы знали Её страдания; ожидали Её кончины. И когда Она мирно почила о Господе, подготовленная скорбь наша о потери Матери Царицы, легко перешла в тихую печаль и тёплую молитву об упокоении чистой души Её. Не то теперь: не более пяти месяцев назад мы видели нашего возлюбленного усопшего Монарха в пределах нашего Крыма бодрым и здоровым; ежедневно мы слышали и читали о Его Царских трудах и подвигах на благо России, знали о Его цветущем здоровье почти до самого дня Его кончины; мы и не думали о Его смерти. Вот почему внезапная, беспредельно печальная весть о кончине возлюбленного Монарха, как ударом грома, поразила Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Прибегнут ли к Ней грешные и хотящие жить свято. Она и им всем поможет: грешникам, кающимся во грехах своих, поможет умилостивить за грехи их Сына своими молитвами и предстательством, поможет и хотящим жить свято избавиться от греховных утешений и достигнуть большей степени нравственного совершенства, ибо Она есть Невеста – красителъница душ святых. Обратятся ли к Ней со своими нуждами земледельцы и ремесленники, Она и их не оставить Своей помощью: кому, как не Ей, более известны нужды их и трудность занятий. Сама Она, родившись и воспитавшись в бедности и нужде, обручена была также бедному старцу Иосифу-древоделу. Наконец, прибегнут ли к Ней с молитвой на закате дней своей земной жизни старые и умирающие. Она Своим блаженным успением подаст им назидательный пример христианской кончины безболезненной, непостыдной и мирной, и не оставит их Своим ходатайством и предстательством пред престолом грозного Судьи всех живых и мёртвых, когда предстанут они по смерти на страшном судище Христовом. Если и на небе нельзя ничего сделать без молитвы, если для честнейшей Херувимов, славнейшей без сравнения Серафимов, нужна молитва; то, как необходима поэтому молитва для нас грешных, и как много теряют те, которые небрегут о сем даре Божьем. Но мы оскорбили бы нашу святейшую Покровительницу, если бы подумали, что Она покровительствует всем равно. Есть люди, которым Она не может оказать никакой помощи. Будет ли, например, упование на Матерь Божью разумным, если бы кто обратился к ней с таким прошением, с каким нельзя предстать и пред человеком добродетельным, с прошением несправедливым или для целей нечестных? Так, например, если бы кто просил у Ней богатства, имея сильное желание начать жизнь роскошную и порочную; или если бы кто молил о возвращении ему здоровья, чтобы немедленно, по выздоровлении, возвратиться к худым делам, то такие и подобные им прошения были бы оскорблением честнейшей Херувимов. Все сии и подобные им просители пусть знают, что они не получат просимого. Поэтому должно просить благ более духовных и вечных, нежели временных и телесных. И благ временных нужно просить не для удовлетворения плоти, а для усовершенствования себя чрез них в добродетели. Вот что внушает нам настоящий праздник. Зная сие, будем несомненно прибегать под покров преблагословенной Девы Марии, но не будем приносить под сей покров Её вместе с немощами нашими грехов наших, твёрдо памятуя и истинно веруя, что Матерь Божия уврачует все наши немощи, утолит всякие наши скорби, покроет самые грехи наши, если только они соединяемы с сокрушением сердца нашего. Мати Божия, все упование наше на Тя возлагаем, сохрани нас под кровом Твоим. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XXIX. Речь пред третьим собеседованием протоиерея Ксенофонта Крючкова 29 . О необходимости твёрдо знать вероучение Духовная любовь моя по отношению к вам – моим духовным чадам, живущим на окраинах града сего, привлекла меня в этот храм ваш. Забота о вашем духовном просвещении и ревность о вашем спасении внушили мне предложить и вам слово назидания. В двух храмах, пред великим множеством народа, уже предложены были духовные беседы посетившим нас достопочтенным миссионером о. Ксенофонтом Крючковым. Как же оставить ваш храм, или, лучше, вас без духовного назидания?.. Ваш приход, сравнительно с другими, обширный; к тому же вы живёте в ближайшем соседстве с глаголемыми старообрядцами; а потому вам более других нужна духовная пища: наставления в истинах православной веры п доброй и христианской жизни; вы скорее других можете вступать в общение по житейским делам, а быть может и в религиозные беседы, с глаголемыми старообрядцами. Поэтому вам больше других нужно знать и все вероучение, дабы твёрже стоять в православии и понимать ошибки своих соседей, чтобы уметь, в случае нужды, вести с ними религиозную беседу. Могу думать: и теперь – в нашем храме они присутствуют и слушают нас. Если так, радуюсь; пусть знают и они, что любовь наша и ревность о спасении простирается и на них. В своих беседах о. миссионер предлагаешь вниманию слушателей самые необходимые истины для спасения, как-то: истинное учение о Церкви, о церковной иерархии, о св. таинствах и друг. Как страшно подумать о тех людях, которые или не признают учения об этих предметах, или неверно понимают их: ведь, они заграждают себе этим самым двери царства небесного. Прошу вас, возлюбленные братья, со всем вниманием выслушать беседу о. протоиерея, облегчить вашу душу разрешением тех сомнений, которые тяготят вас, не стесняясь обращаться к нему за разрешением ваших сомнений. Все полезное и необходимое с любовью будет выслушано и разъяснено. Да благословит Господь Бог наше святое дело добрым успехом. Благословение Божье вам, слушатели, и о. протоиерею, трудящемуся на апостольской ниве, проповедания слова Божья. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LXVII. Слово при освящении церкви в Рижской Свято-Троицкой женской общине 69 . Условия, при которых возможны развитие и процветание св. обители Ещё году не прошло, как избрано было место, на котором ныне созидается эта святая обитель; ещё девяти месяцев нет, как положено было основание сему, освящённому ныне нами, св. храму и тем жилищам, которые построены вблизи этого храма и при самом храме. Какая великая радость в нынешний день торжества освящения сего храма для тех лиц, которые заботились и заботятся о построении сей обители и которые ныне видят, хотя ещё в малых размерах, осуществление благого намерения своего – основания в сем обширном и многолюдном граде св. обители... Благодарение Господу Богу за Его великую милость и скорую помощь, явленные в сем святом деле. Он – всеблагой и благопромыслительный о спасении людей – вложил благую мысль благочестивым лицам устроить в сем граде св. обитель и растворил сердца милостью многих благотворителей на основание и благоустроение сей обители. Благодарная молитва к Господу Богу возносится уже и будет возноситься не только живущими и имеющими жить в сей обители, но и всеми лицами, радеющими о православной вере в сем крае и в сем граде, за Благочестивейшего Государя, даровавшего значительные средства на построение сей обители, а равным образом и за всех прочих благотворителей; вечная будет здесь благодарная память о тех лицах, которые прилагали и прилагаюсь свои заботы о ней!... Но настоящую обитель вместе с сим освящённым ныне храмом можно назвать ещё малым зерном, посеянным на благоплодной почве сего града, только что взошедшим и быстро поднявшимся из земли, но которому ещё надобно расти немало, чтобы дойти до цветения и приношения ожидаемых от него плодов. Но Бог богат Своей милостью к достойным оной! Верующему сердцу нашему представляется, что юная обитель сия имеешь все задатки и залоги к тому, чтобы ей расти в обширное благосенолиственное дерево, для той цели, чтобы в этом граде и стране многие и многие находили в ней пристанище необуреваемое, душевный покой, отраду и утешение среди многоразличных житейских треволнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Нам известны твои труды и подвиги, понесенные тобою на дело воспитания юношества в стране, требующей особых забот о распространении св. православной веры Христовой и о просвещении ей неверных; известны также твои труды для приготовления будущих миссионеров из питомцев того учебного заведения, которое благоустроено было твоим старанием. Не безызвестно мне и то, что ты работал там даже в ущерб своему здоровью. Но мы веруем, что благодать Св. Духа, сугубо дарованная тебе в таинстве архиерейства, немощное уврачует и оскудевающее восполнит в тебе. А предстоящий тебе здесь труд, сродный с тем, который ты нес на юге России, будет для тебя приятен и посилен, как труд знакомый и возлюбленный тобой раньше, на прежнем твоем служении. И здесь, в стране нашей, возлюбленный брат, много иноверных и разнопленных народов, в отношении к которым надобно принимать особые труды и заботы об их просвещении св. верой Христовой и об укреплении их в православии. На твою долю даже выпадает особый труд по миссионерскому делу и забота о здешних инородцах. Ты, возлюбленный брат, будешь заведывать делами Братства Святителя Гурия, первого Архиепископа Казанского: увидишь, как важно это дело. В успешном выполнении оного мы можем являться смиренными, хотя слабыми, продолжателями святого дела миссионерства великого нашего предшественника по Казанской пастве, отца, покровителя и молитвенника, Богом посланного – Святителя Гурия. Но и кроме того, я засвидетельствую пред тобой, что Казанская паства вообще и богоспасаемый град Казань имеют много религиозных потребностей. Всегда будет здесь настоять надобность в обозрении Архиереем приходов и школ, особенно среди инородцев, в совершении богослужений и проповедании слова Божия, и в сем граде и по всей епархии. Та отдаленная местность г. Казани, где находится врученная твоему правлению и указанная для твоего жительства Кизическая обитель, населенная и еще более населяющаяся, очень нуждается в благолепном и благоговейном богослужении и духовном просвещении. Несомненно она сочтет себя счастливою, что будет иметь возможность присутствовать при архиерейском богослужении и поучаться его словом назидания.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Аминь. XXIV. Беседа с о. о. законоучителями светских учебных заведений г. Харькова, произнесенная в Крестовой церкви Архиерейского дома в собрании о. о. законоучителей 22 О желательной постановке Закона Божия в светских учебных заведениях Я пригласил вас сегодня, о. о. законоучители, во исполнение Указа Св. Синода от 18-го августа 1910 года, касающегося законоучительского дела в светских средне-учебных заведениях. Предварительно я должен сказать следующее: По благословению Св. Синода в 1909 году в С.-Петербурге состоялся всероссийский Съезд законоучителей светских средне-учебных заведений для выработки мер к улучшению и объединению религиозно-нравственного обучения и воспитания учащихся в этих заведениях. Выработанные Съездом заключения по этому делу были рассмотрены Св. Синодом, который, приняв их во внимание, и составил в результате свои определения, касающимся постановки религиозно-нравственного обучения и воспитания в светских учебных заведениях. Особым Указом Св. Синод объявил свои определения по этому предмету всем Епархиальным преосвященным для зависящих распоряжений законоучителям их епархий. Указ сей мною был получен в сентябре 1910 г. Необходимо было собрать всех законоучителей средних учебных заведений по крайней мере г. Харькова и установить, какие меры надобно принять к наилучшему осуществлению в законоучительской деятельности определении Св. Синода, чтобы потом, в печатном виде, наши пожелания по этому предмету сделались известными законоучителями всей Харьковской епархии. После сентября месяца прошлого года, когда уже учебные занятия начались, сделать это не пришлось. Сделать же это теперь я нахожу совершенно благовременным и целесообразным, ибо к началу следующего учебного года можно будет многое из определении. Св. Синода относительно законоучительства привести в осуществление. С этой целью я и пригласил вас, о. о. законоучители, в настоящее собрание. Дело, о котором я буду беседовать с вами, для меня весьма близкое. Я сам был шесть лет законоучителем мужских гимназий в м.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010