Высокопреосвященнейший Арсений (Брянцев) Архиепископ Харьковский и Ахтырский. (†28 апреля 1914 г.). Прот. П.Фомин В Бозе почивший Высокопреосвященнейший Арсений, Архиепископ Харьковский и Ахтырский, по продолжительности и характеру своей кипучей и неустанной деятельности принадлежал к числу выдающихся и заслуженнейших святителей отечественной Церкви и в частности святителей Харьковских. В течение долгой его жизни пред ним сменился целый ряд поколений и эпох в развитии нашей церковно-общественной жизни. Нести бремя своего служения ему приходилось при резко изменявшихся, а иногда и необычайных условиях деятельности. Понятно, поэтому, что его жизнь и деятельность на поприще нашей отечественной Церкви не могли не сложиться в жизнь историческую, отпечатлевшую на себе черты бытовой жизни нашего духовенства и широких церковно-общественных течений за свыше полувековой период времени; она становится, поэтому, в высшей степени поучительной для всякого православного, а тем более для всякого церковно-общественного деятеля. Архиепископ Арсений, в миру Александр Дмитриевич Брянцев, родился в 1839 году 27 августа в селе Волста-Пятница, Юхновского уезда, Смоленской губернии и происходил из бедной семьи причетника Димитрия Аверкиевича Брянцева. Родители его были люди простые, не получившие школьного образования, но отличавшиеся высокими благочестием, преданностью долгу и чрезвычайным трудолюбием. Они сами занимались обработкой земли и с утра до вечера в летнюю пору были в поле и огороде. Труженическая жизнь этой семьи была полна лишений и материальной необеспеченности, домашняя обстановка самая простая и скудная: чаю здесь не знали, и пшеничного хлеба в доме не едали. Но несмотря на это отец Александра Дмитриевича в высшей степени любил грамотность и книжное научение, сам много читал в часы досуга, пополнял свои знания самообразованием, в осеннее и зимнее время он собирал к себе в дом детей прихожан и вместе со своими детьми обучал их чтению, письму и правилам веры. Все грамотеи прихода были делом рук его. Несмотря на скромную должность свою, причетника, Дмитрий Брянцев пользовался среди прихожан и духовенства искренней любовью и глубоким уважением. Его кончина была тихая и мирная, истинно христианская. Главная забота родителей Брянцевых заключалась в том, чтобы несмотря на скудость средств дать всем детям своим доброе, церковное направление и полное образование. Как отец, так в особенности после его смерти мать прилагали все свои силы и непрестанно хлопотали о том, чтобы довести дело школьного образования детей до конца. Не смотря на отличные природные дарования и успешную подготовку Александр Брянцев долгое время оставался дома вследствие скудости родительских средств и вследствие того, что два старшие его брата учились в Вяземском Духовном Училище на собственном отцовском иждивении.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Арсений (Брянцев Александр Димитриевич), архп. Харьковский и Ахтырский Родился 27 августа 1839 года в семье дьячка Смоленской епархии, с.Волсты-Пятницы, Юхновского уезда. День Ангела 8 мая. Детство его и годы учения протекли в крайней бедности и нужде и навсегда оставили в душе его заметный след, научили понимать впоследствии, когда он был уже совершенно обеспечен, чужую нужду, чужую бедность. Дело в том, что отец его был в очень бедном приходе, семья же была большая. Два старших брата были отвезены в Вяземское духовное училище и воспитывались там на средства отца; когда же настало время везти в училище третьего сына Александра, то средств уже не хватало совсем, и потому решено было, чтобы не оставить его вовсе без всякого образования, поместить в какой-либо монастырь, где бы он мог хотя практическим только путем обучаться пению и вообще церковному обиходу. Но к счастью, как раз в это время старший брат, только что перешедший в семинарию, ввиду, с одной стороны, крайней бедности, а с другой – хороших успехов, был принят, хотя и не был сиротой, на казенное содержание. Обрадованный отец тотчас же отправил Александра в Вязьму в духовное училище, где и поместил на свой счет на частную квартиру – с платой – 50 копеек в месяц! Более или менее благополучно, при 50-копеечной плате, протекли годы ученья в духовном училище, но затем, по переходе в семинарию, положение опять весьма осложнилось. Жизнь в Смоленске значительно дороже, чем в Вязьме, принять на казенное содержание второго брата, не сироту, когда уже принят первый, было невозможно; между тем, отцу необходимо было везти еще и следующего младшего брата в духовное училище. Тогда с молчаливого согласия семинарского начальства, устроился такой 2 почивший архиепископ поселился, как он сам впоследствии всегда любил вспоминать, в семинарском корпусе, в качестве «зайца». Начальство делало вид, что его не замечает, он же устраивался где-нибудь на свободной койке заболевшего товарища, питаясь чем случится также от товарищей ит.п. Собственной койки или прибора за столом ему, конечно, не полагалось. Однако через год начальство, видя его прилежание и любовь к учению и входя в крайне бедственное положение, нашло возможным принять его «вне правил» на полуказенное содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(К тридцатилетию его святительства) 17-го мая 1912 г. исполняется тридцать лет служения Святой Православной Церкви и родине в святительском сане Высокопреосвященного Арсения, Архиепископа Харьковского и Ахтырского. В сонме здравствующих святителей Российской церкви Харьковский Архиепископ Арсений – один из старейших: 27 августа этого года ему исполняется 73-й год от рождения. По продолжительности и характеру своей удивительно кипучей и неустанной деятельности в столь высоком сане он принадлежит к числу выдающихся и заслуженнейших святителей отечественной церкви и, в частности, святителей Харьковских. в течение столь долгой его жизни пред ним сменился целый ряд поколений и ряд эпох в развитии нашей церковно-общественной жизни – шестидесятые, восьмидесятые годы и годы начала этого XX столетия. Нести святое бремя своего служения ему приходилось при резко изменявшихся, а иногда и необычайных условиях деятельности. Понятно поэтому, что его жизнь и деятельность на поприще нашей отечественной Церкви не могла не сложиться в жизнь историческую, отпечатлевшую на себе черты бытовой жизни нашего духовенства, отдельных епархий и широких церковно-общественных течений за свыше полувековой период времени; она становится, поэтому, в высшей степени поучительной для всякого православного, а тем более для всякого церковно-общественного деятеля. Не нам и не время еще подводить итоги замечательным трудам нашего маститого Архипастыря. Но раскрыть красноречивые страницы его жизни, углубиться в них, по ним воспроизвести удивительную картину его жизни, начиная от лачуги бедного сельского причетника и до прославленной кафедры Харьковских святителей, – это так поучительно и так благовременно в виду исполняющегося тридцатилетия его святительского служения. Высокопреосвященный Арсений, в миру Александр Димитриевич Брянцев, родился в 1839 году, 27 августа, в селе Волста-Пятница, Юхновского уезда, Смоленской губернии и происходит из бедной семьи причетника Димитрия Аверкиевича Брянцева. Родители его были люди простые, не получившие школьного образования, но отличавшиеся высоким благочестием, преданностью долгу и чрезвычайным трудолюбием.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Рига. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Rgas Kristus Pesttja svtbildes pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1891 и 1893. Архитектор: А.Н. Эдельсон Адрес: Латвия, г. Рига, Виенибас гатве 76 Vienbas gatve 76, Rga, Latvija Координаты: 56.920391, 24.089413 Проезд:Трамвай 10, троллейбус 8,19,24, автобус 10,40,44,46 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Эта маленькая церковь была построена в Задвинье, на окраине города, в сосновом лесу, где был отведен участок для православного кладбища. Строительство велось на пожервования местных купцов. Старое кладбище сохранилось, но теперь оно находится среди городской застройки, вблизи современной магистрали. Церковь маленькая, но удивительно уютная. У нее нет высокого крыльца, что обусловлено кладбищенской функцией. Построение объемов четкое и строго следует канону : тесный притвор, трапезная часть, отделенная аркой от основного помещения церкви, кубический основной объем, алтарь с ризницей и дьяконником. Фасады не имеют пышного декора, но все на месте : три больших окна основного объема сгруппированы вместе, другие расположены по одному и меньше размером, карнизы с «каплями благодати» и мотивы креста на угловых пилястрах подчеркивают архитектонику объемов. Алтарь перекрыт сводом, основная часть имеет плоское балочное перекрытие. Интерьер украшает невысокий одноярусный иконостас. Хорошие пропорции внутреннего пространства и небольшие размеры способствуют соучастию всех присутствующих в богослужении. Рижская церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя расположена в Задвиньи на улице Виенибас Гатве 76. Её история связана с именем Высокопреосвященнейшего Арсения (Брянцева), архиепископа Рижскаго и Митавского. До приезда в Ригу он являлся ректором Санкт-Петербургской духовной академии и был первым викарным епископом Петербургской митрополии. Служение Преосвященнейшего Арсения в Риге началось в 1887 году. К этому времени в прибалтийских губерниях наметились существенные перемены.

http://sobory.ru/article/?object=08932

III. Слово при втором служении в Казанском Кафедральном соборе пред панихидой об усопших Архипастырях Казанских 8 . Воспоминания о почивших, архипастырях Казанских: Антонии, Павле и Владимире. Архипастырские воспоминания и задушевные пожелания Казанской Академии На святой Руси есть добрый обычай предварять свои важнейшие жизненные предприятия молитвой: прежде всего о помощи Божией и св. угодников, а потом об упокоении своих родителей и других близких. С особенным тщанием исполняется русскими людьми этот добрый обычай при существенных переменах в их жизни: пред браком, переселением, поступлением на должность. Они руководятся при сем неложным упованием на то, что преставившиеся их присные, утешаемые их любовью, сами молятся Господу о помощи живущим. Следуя сему обычаю, и я, смиренный, придя в сей св. град для служения архипастырского, возжелал после первой молитвы ко Господу, после поклонения местной святыне, помолиться вместе с вами, братья, об упокоении своих предшественников по святительскому здесь седалищу, как о своих духовных родителях или старшей братии, несомненно веруя в силу их молитвы за меня грешного, и не за меня только. Не для меня только полезно и сие заупокойное моление: оно спасительно и назидательно и для вас, братья. Вы составляете паству последних из усопших здесь иерархов, вы потомки паствы здешних иерархов древнейших, а потому вовсе не чужие для тех и других, но напротив, самые близкие им по духу чада. Когда вы поминаете их здесь, они там на небе ходатайствуют о вас пред Спасителем нашим, и, конечно, мы грешные еще более нуждаемся в их святых молитвах, нежели они, богатые всякими добродетелями, – в нашем поминовении. Я назвал святителей Казанских своими отцами: такое наименование особенно приличествует Владыке Антонию и Владыке Павлу, которые особенно были близки мне и которых, как я знаю, так высоко чтит паства Казанская, так горячо их любит. При всяком напоминании о них мысль моя переносится в далекое прошлое, к годам моей юности, ко времени воспитания моего в Смоленской духовной семинарии, когда оба эти святителя, один в звании Смоленского архипастыря, а другой – моего ректора, принимали отеческое участие в моем положении. Так Владыка Антоний следил за моими успехами в семинарии и указал мне путь в Киевскую академию. Только благодаря его рублям мог я добраться до Киева и содержаться там во время экзаменов, а потом приезжать к своим во время вакаций. Когда я был на службе священником в Киевском институте, то имел счастье видеть святителя Антония на юбилее академии. «А я слежу за вами», ласково говорил он мне. А потом еще чрез несколько лет, по принятии мною монашества, он снова приветствовал меня. Как теперь, помню благостный, светоносный лик его, его глубокий, ласкающий взор, его назидательную, его искреннюю одушевленную проповедь , его святолепное служение! Как любил я посещать собор во время его службы, вдохновляться его благоговейной молитвой, услаждаться его мудрыми, действенными поучениями!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

IX. Слово на день св. Благоверного и Равноапостольного князя Владимира – 15 июля, о бедствиях славянских народов под игом турок, и приглашение к пожертвованиям на помощь страждущим 15 О бедствиях славянских народов под игом турок, и приглашения к пожертвованиям на помощь страждущим Мы совершаем, братья, память святого благоверного и равноапостольного великого князя Владимира, просветившего наше отечество православной верой Христовой; воспоминаем само событие крещения великого князя Владимира на том самом месте, на котором принял св. Владимир крещение, в той обители, в которой находится купель его крещения; воспоминаем торжественно, с крестным ходом, при собрании многочисленного православного русского народа и христолюбивого воинства. О чём же свидетельствует так торжественно совершаемая память в честь св. благоверного и великого князя Владимира? Свидетельствует о торжестве и свободе христианской веры в нашем отечестве. Достойно почтен св. благоверный и великий князь Владимир за просвещение России христианством. Отрадно для сердца представлять, как наше обширное отечество усеяно многочисленными храмами, этими видимыми памятниками торжества веры православной, насаждённой св. Владимиром. Но, к сожалению, радость наша помрачается печальными вестями о бедствиях наших братьев славян, с которыми мы получили из одного источника и веру Христову, принятую св. Владимиром и всей Россией, и священное писание, и богослужебные книги на родном нашем языке, так что мысль наша при настоящем торжестве невольно обращается к ним; невольно рождается вопрос, что у них делается, так ли свободно они живут и исповедуют свой веру, как мы? .. Увы!... Более четырёх сот лет прошло с того времени, как турки овладели православным востоком, простёрли свою власть на южных славян и владеют ими доселе. Много бед вытерпели братья наши славяне в продолжения этого долгого времени: они лишены своего правления, обложены тяжёлой данью; у них стеснена свобода богослужения и вероисповедания; их постоянно грабят, убивают, отнимают имущество, жён и детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LIII. Слово, сказанное в Пюхтицком монастыре в храмовой праздник Успения Пресвятой Богородицы 52 Предсмертные заветы и блаженная кончина Божьей Матери Во успении мира не оставила еси, Богородице! Когда умирает человек святой жизни, великим утешением для нас служит воспоминание о его блаженной жизни, как примере для нашего подражания, особенно же его последние заветы и слова. Светло празднуя ныне преславное успение Матери Божьей, обратим внимание, для общего нашего назидания и духовного утешения, на Её блаженную кончину, и особенно на предсмертные заветы и слова Божией Матери, и на слова Иисуса Христа к Царице Небесной. Пресвятая Богородица, утешившись быстрым распространением по вселенной, ещё при Её жизни, Божественного учения возлюбленного Сына Своего, Иисуса Христа, и чувствуя приближение Своего блаженного успения, в последние годы и дни Своей земной жизни ничего так сильно не желала, и ни о чем так слёзно не молилась возлюбленному Сыну Своему, как о том, чтобы Он скорее взял Её пречистую душу из сей юдоли плача к Себе в горние обители, где она всегда могла бы видеть Сына Своего, сидящего одесную Бога-Отца на небесах. Вот первый завет нам Божией Матери и первый урок назидания, который мы должны вывести для себя из последних дней Ее земной жизни! Постоянное памятование о своей смерти и непрестанная, усердная молитва к Богу о скорейшем разрешении от уз греховной плоти нашей и о теснейшем соединении со Христом, Спасителем нашем. И как спасительно было бы для нас это непрестанное памятование наше о своей смерти, от какого множества грехов оно удержало бы нас!.. Помни последняя твоя, и во веки не согрешивши! Когда Матерь Божия, получивши во время молитвы своей на горе Елеонской от Архангела Гаврила радостную весть о приближении Ее блаженной кончины, возвестила о сем Апостолам, и когда об этом узнали от Апостолов жившие в Иерусалиме и его окрестностях христиане, все начали горько плакать и молить Владычицу не оставлять их в сиротстве, тогда Матерь Божия заповедала им не только не плакать, но радоваться, потому что Она, представши по своём успении ближе к престолу Божию, получит большее дерзновение молить Бога о всех, и, по Своём прославлении, не только их не оставит в сиротстве, но и весь мир христианский. Она будет посещать, надзирать и помогать бедствующим. Сколько радости и утешения для скорбящих христиан в этом обетовании Царицы Небесной! Воистину, Ты и во успении мира не оставила еси, Богородице!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LVII. Речь при прощании с Рижской паствой 55 Воспоминания о добрых отношениях с паствой и молитвенное ей благожелание Последний раз я совершил богослужение в сем кафедральном соборе Рижской епархии. Господь указывает мне другое место служения, куда я и должен идти. Живо припоминаю, как я, десять с половиной лет назад, смущённый страхом предстоящего трудного служения на Рижской пастве, первый раз вступил в сей храм, окинул его взором своим и сказал сам себе: « Слава Богу! Будет где помолиться». И любил я совершать богослужение в сем прекрасном храме и молиться здесь вместе с вами... Теперь приходится расстаться с этим дорогим сокровищем. Говорят, для человека, прослужившего долгое время на одном месте, полезно перемещение на другое место служения, эта перемена обновляет его дух и подкрепляет силы... Так ли будет со мной, Бог ведает! Но уже одно долголетнее пребывание на одном месте создаёт привычку, а привычка – привязывает человека к месту. Моё десятилетнее служение в Рижской епархии, несмотря на трудности его, утешало и радовало меня и, поистине, сделало для меня Рижскую епархию дорогой и родной. В настоящее скорбное время моего расставания с нею, все неровности, трудности и неприятности исчезают в моей памяти, а остаётся во мне одно радостное, приятное и утешительное. А это я встречал везде и всегда среди обширной Рижской епархии. И прежде всего: в этом храме и во всех храмах града сего, при своих богослужениях, я всегда видел множество народа, полное внимание к моему богослужению, проповедованию слова Божия. И всегда, и во всех местах, когда я посещал города и веси, при обозрении епархии, я видел тысячи народа, встречавшего и сопровождавшего меня. Мне вспоминается теперь множество религиозных торжеств при совершении крестных ходов, основаниях и освящениях храмов Божьих, перенесении чудотворных икон, при храмовых праздниках и прочее, к которым православные жители с воодушевлением готовились, старательно принимали участие, и при которых, в бесчисленном множестве, присутствовали. Не могу умолчать при сем о тщательном отправлении духовенством богослужения, усердном проповедовании ими слова Божия, толковом чтении и прекрасном пении в храмах, все это меня утешало и радовало. А умножение храмов Божьих и православных училищ, открытие новых приходов и увеличение числа православных в крае составляло счастье и успех моего служения в сей епархии. Вот что меня привязало к сему краю, сроднило меня с ним и сделало его дорогим для меня!..

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LVII. Слово в 7-ю неделю по Пасхе 58 . Связь и глубокий назидательный смысл священных событий, воспоминаемых в 7-ю неделю по Пасхе Вчерашний день, в виду краткости времени, остававшаяся до начала всенощная бдения, я не мог долго беседовать с вами о религиозных предметах, и потому отложил свою беседу до сего дня. В настоящий же день я побеседую с вами о тех священных событиях, какие св. православная Церковь наша воспоминает и предлагает для нашего назидания в сей воскресный день. В настоящий, седьмой после Пасхи, воскресный день, ничем, по-видимому, не отличающийся от прочих воскресных дней, святая православная Церковь воспоминает и предлагает для нашего назидания, – как вы слышали из читанных сегодня апостола и евангелия, а также из церковно – богослужебных песней, – трогательные и глубоко поучительные священные события, которые и по времени происходили именно в настоящие дни. События эти следующие: а) прощальная беседа св. апостола Павла с предстоятелями Церкви Ефесской – епископами, пресвитерами и прочими духовными детьми своими в Милете, слышанная вами сегодня в чтении апостольском; б) молитва Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа к Отцу Своему Небесному о Себе Самом, о Своих ближайших учениках, как преемниках и продолжателях Его дела спасения рода человеческого, и о всех верующих в Него, – слышанная в сегодня читанном Евангелии и в) воспоминание в священных песнопениях о св. отцах Церкви Христовой, присутствовавших на первом вселенском соборе и утвердивших торжество святой веры Христовой на земле. Эти три, по-видимому, совершенно различные, священно-исторические события имеют, не смотря на видимое своё различие, не только тесную внутреннюю связь между собой, но они даже и по времени, в которое происходили, совпадают, как я сказал, именно с настоящим воскресным днём, а потому и воспоминаются св. православной Церковью именно в настоящий, седьмой после Пасхи, воскресный день, как и вообще в нашей православной Церкви – во всём круге воспоминаемых ей священных событий и праздников – нет ничего такого, что не имело бы священно – исторического основания и глубокого нравственно назидательного для православного христианина значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LV. Речь при пострижении в монашество студента С.– Петербургской духовной академии 1-го курса Алексея Турбина 75 О значении пострига в иночество Приветствую тебя, возлюбленный брат-инок Сергий, с принятием монашеского звания! Но сегодняшнее пострижение тебя в монашество не произвело перемены во внешнем виде твоём. Уже несколько лет ты носишь монашеское одеяние; ты свыкся с ним. И лица, видевшие тебя раннее нынешнего дня, увидевши тебя после настоящего пострижения, не найдут в тебе перемены. Что же ныне совершилось с тобой?... Может быть, в тебе совершилась внутренняя перемена вместе с совершившимся над тобой обрядом пострижения – перемена состояния души, перемена мыслей, чувств и образа жизни? Не думаю, чтобы и это произошло в тебе, потому что ты уже несколько лет ведёшь иноческий образ жизни, питаешься духовной и материальной монашеской пищей, давно определился твой взгляд на монашескую жизнь, давно ты полюбил её и по ней направил свою жизнь. Какое же значение имеет для тебя совершённое сейчас над тобой пострижение в монашество? Большое, возлюбленный брат!... До сего времени ты только приготовлялся к монашеской жизни: ты хотя носил монашеское одеяние, хотя вёл монашеский образ жизни, но ещё носил мирское имя, не давал монашеских обетов и не принимал присяги перед св. крестом и Евангелием. До сего времени, следовательно, не согрешая, ты мог бы возвратиться к мирской жизни и переменить монашескую одежду на одежду мирянина. Теперь же ты этого не можешь сделать: ту жизнь, которую ты давно уже избрал, ныне ты принял торжественно, дал обеты перед св. крестами и Евангелием, перед Господом Богом, невидимо здесь присутствующим, до конца жизни своей быть верным твоему новому званию. Тебе дано новое имя. Это значит, что как будто в лице твоём не стало прежнего мирского человека с мирскими задачами и целями, а с пострижением твоим в монашество в лице твоём родился новый человек, с целями и задачами, исключительно, служить Богу и Его святой церкви, на спасение души своей и ближнего. Самое монашеское одеяние ныне тебе преподано властью церкви, как бы от руки самого Бога и указанием каждой одежде на образ новой твоей жизни. Вот какое значение имеет для тебя нынешнее пострижение в монашество!...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010