XVI. Речь пред последней беседой миссионера иеромонаха Арсения 17 . О чувствах благодарности к Богу за благоуспешное ведение бесед Беседы достопочтенного иеромонаха о. Арсения мы начали с этого места молитвою к Господу о благословения нашего благого дела. Точно также мы должны и закончить это дело молитвой и благодарением Господа Бога за благоуспешное исполнение оного. Слава Богу! Значительную часть времени св. великого поста, назначенного самой Церковью для занятий благочестивых, вы провели в слушании религиозно-нравственных бесед и размышлений о предметах, в них проповеданных. Семя посеяно доброе; дай Бог, чтобы оно возросло и принесло добрые плоды, чтобы истины, слышанные нами в беседах, навсегда сохранились в наших сердцах и отразились благочестьем в нашей жизни. А надежда и даже уверенность в добрые плоды посеянных истин в умы и сердца слушателей обнаруживались в том, что православные жители г. Риги во множестве, с усердием и любовью, посещали храмы, где произносились беседы, и внимательно слушали оные. То же самое я теперь вижу. При виде такого отрадного явления мне оставалось только радоваться и благодарить Бога. А теперь, пред последней беседой о. Арсения, я нахожу уместным принести вам, братья, мою глубокую благодарность за ваше сочувствие к нашему доброму предприятию. Наипаче же, пред лицом вашим, долгом своим поставляю принести мою искреннюю благодарность виновнику нашего продолжительного духовного торжества – достопочтенному иеромонаху о. Арсению. В последней своей беседе о. Арсений повторил кратко содержание всех сказанных им бесед в разных храмах г. Риги; затем, скажет несколько слов о важности и необходимости миссии вообще и особенно в нашем крае. С глубокой благодарностью благословляю тебя, честный отче, ещё раз взойти на кафедру для проповедования евангельской истины. От всей души желаю, чтобы это твоё прощальное слово было не последнее в сем храме и в сем граде. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Конечно, для этой деятельности пригоден не всякий, исповедующий св. православную веру Христову, а потребны лица сведущие в вероисповедных истинах, подготовленные к миссионерству и опытные в сем деле. Эти лица, помимо своего образования в духовно-учебных заведениях, а нередко и совершенно без оного, приготовлялись к миссионерской деятельности саморазвитием, начитанностью, специальным знакомством с вероисповедными разностями и изучением оных (таковы, например, обратившиеся из раскола замечательные православные миссионеры – начётники: Архим. Павел Прусский , прот. К. Крючков, Иером. Арсений и др.) при ближайшем отношении к иноверцам, имея к тому любовь и ревность об имени Христове и спасении людей. Высшая церковная власть достойнейшим из сих лиц назначает содержание и даёт средства для путешествия с миссионерской целью по разным местам России, и они носят название синодальных миссионеров. А местная епархиальная власть, смотря по местным нуждам, избирает и назначает таких лиц местными миссионерами, испрашивает им, через высшее начальство, от Правительства содержание, или же изыскивает им таковые средства в своей епархии, и они называются епархиальными миссионерами. Первые миссионеры путешествуют, по указанию высшего начальства, по разным местам России, в которые призывает их особая нужда, а последние – пребывают в своей епархии и трудятся в пределах оной, по указанию епархиального начальства. Эта миссия, через отдельных лиц столь же многоплодна, как и организованные – многочисленные миссии. Труды отдельных миссионеров весьма известны и почтенны. Они трудятся непрерывно и, кроме постоянного присоединения заблуждающихся к св. православной церкви Христовой, вносят свет истинной веры Христовой в тёмную среду, как правоверующих, так и уклоняющихся от православной церкви. В этом отношении особенно замечательны наши миссионеры среди глаголемого старообрядства. Наконец, кроме отдельных миссионеров, каждый приходской священник, по обязанности своего пастырства, должен быть миссионером, по крайней мере, в своём приходе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XXVII. Речь пред открытием миссионерских бесед протоиерея Ксенофонта Крючкова. О важности собеседований Назад тому год, в св. Четыредесятницу, в сем соборном храме и в других храмах г. Риги, вёл религиозные беседы миссионер – достопочтенный иеромонах Арсений. К великому утешению нашему, мы видели тогда полное религиозное возбуждение в народе, полное сочувствие к религиозным собеседованиям и сильное желание слушать оные; мы видели тогда храмы наши наполненными народом. Нас всегда занимала и занимает мысль о том, как бы вполне удовлетворить религиозному чувству народа; наша всегдашняя забота была и есть – развитие в большей и большей мере церковной проповеди и религиозно нравственных собеседований и раскрытие в них истин учения православной Церкви. Мы сами стараемся, по возможности, чаще и чаще проповедывать слово Божье. Нужда проповеди вообще понятна: сообщение истин православной веры, развитие и поддержание религиозных чувств в народе составляет первую и главную обязанность и пастырей и пасомых. Кто не знает, что на религии и нравственности зиждется всё доброе... Особенно же необходимо здесь, в нашем храме, в наших домах, среди нашего народа проповедование слова Божья, истин православной Церкви; мы живём в среде разноверцев, следовательно, должны знать не только своё вероучение, но и своих соседей, дабы от заблуждения отличить истину и уметь защитить её. Задача наших проповедей, религиозных чтений и собеседований не в препирательных словах, т. е. не в спорах и разглагольствованиях, не в поругании и унижении кого бы то ни было, не принадлежащего к православной Церкви, а в раскрытии истины Христовой и в указании заблуждений, находящихся вне православной Церкви. Цель наших собеседований утверждать в правоверии находящихся в недрах православной Церкви и обращенье на путь истины заблуждающихся. Благодарение высшему нашему духовному начальству, оно внимает религиозным нашим нуждам. Подобно тому, как в прошедшем году оно прислало к нам для религиозных бесед иеромонаха Арсения, ныне оно соблаговолило прислать к нам для той же цели синодального миссионера, достопочтенного протоиерея о. Ксенофонта Крючкова. Благодарю и вас, братья, за то, что собрались послушать душеспасительных истин.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

28 О времени смерти Мих. Пселла смотр. ниже, где будет говориться о назначении И. Итала ипатом философов. 37 Le Beau. Cit. op. t. XIV, Lib. LXXXI, cap. XLIX p. 163. Ал.П. Лебедев «Очерки»... стр. 162, Арх. Арсений «Летопись»... стр. 398. 49 Проф. Н. Скабалланович. «Визант. наука и школы в XI в.» Хр. Чт. за 1884 г. ч. 1-я, стр. 349. П. В. Безобразов. Вышеупом. соч. о Мих. Пселле, стр. 153–165. 59 Говоря о своем образовании, Пселл замечает: приступая к философии, я обратился прямо к древним философам и их комментаторам и прежде всего к Аристотелю и Платону. Затем я занялся Плотинами, Порфириями и Ямвлихами, а после них дошел до удивительнейшего Прокла. (См. выдержки из мемуар, приведенные П. В. Безобразовьм в его соч. о Пселле, стр. 7). 60 Слова эти взяты из письма, которое писал Мих. Пселл Иоанну Ксифилину в защиту своих занятий Платоном. (См. соч. П. В. Безобразова о Мих. Пселле стр. 154–157) 61 Эти слова взяты из речи, в которой Пселл бранил своих учеников за равнодушие к науке. (Соч. П. В. Безобразова о Мих. Пселле, стр. 151–153). 62 Эта речь хранится в Ватик. библ., ее читал П. В. Безобразов и из нее он приводит три небольших отрывка, на основании которых очень трудно судить о сущности нападок на Итала. (Визант. Временник, т. 3-й, в. 1-й, стр. 124–127). 67 У П.В. Безобразова в его соч. о Мих. Пселле приведено четыре речи, сказанные Пселлом своим ученикам: «речь к ученикам не пришедшим в школу по случаю дождя» (стр. 165–167); «к ученикам, редко приходящим в школу» (стр. 167–170); 3) «к манкирующим ученикам» (170–172); 4) «к нерадивым ученикам» (стр. 172–173). 79 «Синодик в неделю православия», сводный текст с приложениями. Одесса. 1893 г., стр. 43. Приложение «Мих. Пселл и И. Итал». 81 Ann. Comn. cit. op. Lib. V, cap. 58. Acomin, cit. op. p. 1. Tafel, cit. op, p. XL, Ал.П. Лебедев. «Очерки», стр. 163. Арх. Арсений. «Летопись», стр. 398. Ф.Ив. Успенский. «Очерки», стр. 152. 85 Существуют неизданные ответы Мих. Пселла и И. Итала на различные вопросы, предложенные им имп. Михаилом Дукой и другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Самарской губернии в течение трех лет был неурожай. Движимый чувством христианского милосердия и сострадания, святитель Гурий сделал крупное денежное пожертвование в пользу голодающих крестьян и призвал духовенство Таврической епархии последовать его примеру Враг рода человеческого не мог спокойно взирать на богоугодные труды и дела святителя Божия. Однажды во время прогулки по саду, расположенному возле архиерейского дома, на него напал двадцатидвухлетний псаломщик и нанес сильный удар в правую часть головы. По отзыву священников, владыка «возложил свою печаль на Бога» ( Пс.54, 23 ) 354] и не стал добиваться наказания обидчика. Во встречах с духовенством архипастырь настойчиво увещевал священников, чтобы те внимательно следили за духовным состоянием своей паствы, отмечали, как часто прихожане приступают к таинствам Покаяния и Причащения 372]. Во время совершения богослужения все те, кто служил с владыкой, отмечали его сосредоточенность и благоговение, что само по себе настраивало присутствовавших на молитву. Глубокая вера в Бога, подчинение себя Промыслу Его являлись отличительными чертами архипастыря Множество трудов понес в своей жизни святитель Божий. Подвиги в далеком Китае, длительные путешествия к местам службы сильно подорвали его здоровье. Болезнь печени все больше и больше напоминала о себе. В 1876 году он ездил в Петербург на прием к знаменитому врачу Сергею Петровичу Боткину 275], но, пробыв там два месяца и пройдя курс лечения, «мало получил облегчения» 291]. Особенно горячо молились во всех храмах епархии, когда стало известно о тяжелой болезни архиепископа Гурия. Незадолго до смерти владыка подарил ректору Таврической семинарии архимандриту Арсению (Брянцеву) дорогую панагию и сказал: «Вы скоро будете архиереем, и Вам она нужна» 623]. И действительно, слова архипастыря оказались пророческими. В марте 1882 года от Санкт-Петербургского митрополита Исидора пришло письмо, в котором он просил дать характеристику ректору семинарии и спрашивал у архиепископа Гурия, справится ли отец Арсений с обязанностями Петербургского викария. Архипастырь продиктовал своему племяннику-врачу ответное письмо, в котором дал блестящую характеристику архимандриту Арсению, и дрожащей рукой подписал ее. Это было за три дня до кончины святителя 688]. Примечательно, что духовно возросший и окрепший под святительским омофором владыки Гурия архиепископ Арсений (Брянцев) последовательно занимал крупнейшие кафедры в Риге, Казани и Харькове, а 19 октября 1897 года участвовал в хиротонии архимандрита Тихона (Беллавина) во епископа Люблинского, протянув тем самым духовную цепочку преемственности от крымского архипастыря миссионера к всероссийскому Патриарху-исповеднику 897].

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Здесь обнаруживается четкое обозначение противостоящих друг другу сил: великий князь и Новгород – с одной стороны, тверской князь, Псков, а теперь еще и Литва – с другой. По В. Д. Брянцеву, который идетвслед за Новгородской I летописью, тверской князь – ставленник Литвы и, следовательно, он проводил политику князя Гедемина 291 . Э. Клюге, напротив, считает, что Тверь пошла на союз с Литвой только с целью обезопасить свои западные границы 292 . Первое мнение достаточно категорично, ибо в его основе лежит лишь сама летописная фраза, которая отражает заведомо негативную новгородскую оценку. Дополняя же второе мнение, можно сказать, что в это время Тверь стремилась не только обезопасить свои границы, но и найти союзника в борьбе за суверенитет, так как противостоять великому князю. Орде и Новгороду в одиночку было невозможно. Наметившаяся конфронтация проявилась и в ситуации с избранием архиепископа Новгородского. Из «Записей о поставлении русских епископов» следует, что при избрании на церковную кафедру должно быть представлено митрополиту не менее трех кандидатов. В данном случае в «Записях о поставлении...» среди претендентов на избрание архиепископа Новгорода был и псковский кандидат Арсений 293 . Его появление в списке не только дань каноническому правилу о трех кандидатах, но и фиксация сильных позиций Пскова и Твери, за спиной которых теперь встала и Литва. Кроме этого, приведенное выше замечание Новгородской I летописи младшего извода о «высокоумии» Пскова позволяет трактовать факт выдвижения иеромонаха Арсения наравне с новгородским кандидатом как попытку заявить о праве псковичей на церковную самостоятельность. По каноническим правилам выбор из трех кандидатов церковного иерарха осуществлялся митрополитом. Митрополит выбрал Василия, про Арсения же в Новгородской I летописи младшего извода значится: «Арсений же с плесковици поеха посрамлен от митрополита из Волыньской земли» 294 . Таким образом, митрополит, избрав новгородским архиепископом представителя новгородцев, Василия, и не подтвердив притязания Арсения на самостоятельную в Пскове еписко-пию, остался на своих прежних политических позициях. Он поддерживает великого князя и Новгород, выступает против Пскова и Твери, а также действует в соответствии с канонами, сохраняя единство епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Самарской губернии в течение трех лет был неурожай. Движимый чувством христианского милосердия и сострадания, святитель Гурий сделал крупное денежное пожертвование в пользу голодающих крестьян и призвал духовенство Таврической епархии последовать его примеру 1034]. Враг рода человеческого не мог спокойно взирать на богоугодные труды и дела святителя Божия. Однажды во время прогулки по саду, расположенному возле архиерейского дома, на него напал двадцатидвух летний псаломщик и нанес сильный удар в правую часть головы. По отзыву священников, владыка «возложил свою печаль на Бога» ( Пс.54, 23 ) и не стал добиваться наказания обидчика 354]. Во встречах с духовенством архипастырь настойчиво увещевал священников, чтобы те внимательно следили за духовным состоянием своей паствы, отмечали, как часто прихожане приступают к таинствам Покаяния и Причащения 372]. Во время совершения богослужения все, кто служил с владыкой, отмечали его сосредоточенность и благоговение, что само по себе настраивало присутствовавших на молитву. Глубокая вера в Бога, подчинение себя Промыслу Его являлись отличительными чертами архипастыря 308]. Множество трудов понес в своей жизни святитель Божий. Подвиги в далеком Китае, длительные путешествия к местам службы сильно подорвали его здоровье. Болезнь печени все больше и больше напоминала о себе. В 1876 году он ездил в Петербург на прием к знаменитому врачу Сергею Петровичу Боткину 275], но, пробыв там два месяца и пройдя курс лечения, «мало получил облегчения» Особенно горячо молились во всех храмах епархии, когда стало известно о тяжелой болезни архиепископа Гурия. Незадолго до смерти владыка подарил ректору Таврической семинарии архимандриту Арсению (Брянцеву) дорогую панагию и сказал: «Вы скоро будете архиереем, и Вам она нужна» 623]. И действительно, слова архипастыря оказались пророческими. В марте 1882 года от Санкт-Петербургского митрополита Исидора пришло письмо, в котором он просил дать характеристику ректору семинарии и спрашивал у архиепископа Гурия, справится ли отец Арсений с обязанностями Петербургского викария. Архипастырь продиктовал своему племяннику-врачу ответное письмо, в котором дал блестящую характеристику архимандриту Арсению и дрожащей рукой подписал ее. Это было за три дня до кончины святителя 688]. Примечательно, что духовно возросший и окрепший под святительским омофором владыки Гурия архиепископ Арсений (Брянцев) последовательно занимал крупнейшие кафедры в Риге, Казани и Харькове, а 19 октября 1897 года участвовал в хиротонии архимандрита Тихона (Белавина) во епископа Люблинского, протянув тем самым духовную цепочку преемственности от крымского архипастыря-миссионера к всероссийскому Патриарху- исповеднику 897].

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Визирь, без всякого расследования дела, велел низложить Кирилла Лукариса – как изменника, – а на его место назначил патриархом представленного иезуитами, упомянутого Григория амасийского. 208 Низвержение Лукариса не обошлось без борьбы и волнений в церкви константинопольской. К чести православных, в народе и клире никто даже не хотел слышать о новом патриархе. Сам Кирилл Лукарис не устрашился открыто восстать со своею паствою против похитителя патриаршего престола, несмотря на угрозы сребролюбивого Гуссейна: лишь только Григорий обнаружил свои замыслы, патриарх Лукарис, при многочисленном собрании народа и клира, в присутствии нескольких епископов, торжественно произнес отлучение на него; а сильная одушевленная его речь, сказанная им при этом случае, еще более восстановила православных против несправедливо поставленного патриарха и его сообщников; возмутивших спокойствие церкви. Но как бы то ни было, только посвящение Григория в патриарха константинопольского состоялось. Как свидетельствует Захария Мафас, три месяца он управлял Константинопольскою церковию. 209 Но оставался еще в Константинополе и Кирилл Лукарис. Он не переставал оправдывать себя пред турецким правительством. Но так как все оправдания не имели силы пред несправедливым и жестоким Гуссейном, то Лукарис обратился к защите и посредничеству иностранных посланников – английского и голландского. Оба они, как мы заметили в своем месте, 210 имели большое значение при дворе турецком, и оба находились в дружеских отношениях к Кириллу Лукарису; а потому взялись ходатайствовать пред Портою за Лукариса: они представили Порте всю незаконность ее поступка и крайнюю несправедливость ее в отношении к Лукарису. На этот раз ходатайство иностранных посланников имело только ту силу, что Григорий амасийский, как незаконно достигший патриаршего престола, был удален из столицы в заточение на остров Родос. 211 Но не был восстановлен и Лукарис. Иезуиты, подобно Кириллу Лукарису, для достижения своих целей, обратились к французскому посланнику, находившемуся в Константинополе при турецком дворе, – графу де-Сези, ревностнейшему католику.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

125 Франциск Биллербек предпочитает Мелетия всем грекам того времени, и в рассуждениях его о вере находит тонкость и искренность. 126 Вот какому великому человеку Промысл отдал на воспитание Константина Лукариса!... Принявши из рук матроса юного Константина, быть может, не больше как 10-ти лет, Мелетий сейчас заметил, что о воспитании его нисколько не заботились, а потому, решившись посвятить его исключительно на служение церкви с самых юных лет, он теперь же постриг его в монашество, переменил его имя – Константин на имя Кирилла, и стал учить его первоначально чтению и письму. Мальчик, от природы способный и любознательный, успевал весьма хорошо. Это радовало Мелетия, и он решился послать юного Кирилла для дальнейшего его образования в Италию, где он и сам получил образование. Таким образом Кирилл, имея не более 12 лет от роду, отправился в Венецию, где, по ходатайству Мелетия, поступил в греческую коллегию. По общему признанию современных историков, первым и влиятельнейшим учителем его был здесь Максим Маргуний, 127 уроженец критский, муж образованный и ревностный защитник православия. Патриарх константинопольский Иеремия II, за образование и твердость в православии обратил на Маргуния особенное внимание, когда он прибыл из Венеции в Константинополь, сделал его своим участником в переписке с тюбингенскими богословами и посвятил его в епископа цитерийского. 128 Четыре года Кирилл Лукарис был в Венеции и, вероятно, окончил здесь образование вместе с отбытием учителя своего Маргуния в Константинополь. Кириллу Лукарису было в это время не более 16 лет. Воспитатель его Мелетий Пига, пользуясь его хорошими успехами и молодыми летами, отправил его для высшего образования в падуанский университет. Состояние этого университета в то время можно определить отношением к нему правительства и достоинством профессоров. Дож венецианский Пасхалий Цикония (Paschalis Ciconia) был ревностный правитель; который особенно заботился о ненарушимом соблюдении дисциплины и порядка в Падуе, а главнее всего – был человек благочестивый и разумный, строго наблюдавший за хорошим ходом образования в своей стране. Эти личные свойства Цикония не остались без влияния на главного начальника Падуи и – на самый падуанский университет. Начальник Падуи Марин Гриман (Marinus Grimanus) был человек такого характера; а по отношению к университету еще более замечательно в нем было то, что он был предан ученой деятельности гораздо более, чем сколько позволяла ему должность. Понятно, после этого, как он заботился об университете – высшем рассаднике итальянского просвещения. Вся забота его состояла в том, чтобы из университета выходили воспитанники с благонамеренным научным направлением, и знающими свое дело, а особенно, чтобы они были примерными в нравственном отношении. 129

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

192 Но все эти клеветы врагов Лукариса противоречат достоверным свидетельствам восточных и, более добросовестных, западных историков о восшествии его на престол патриарший... Некоторые, даже обвинители Лукариса, говорят, что если что подобное происходило, то независимо от Кирилла. Пихлер говорит, что с решительностью можно допустить, «что это не от него происходило, что сомнительно даже то, знал ли он об этом.» 193 Мы же, на основании достоверных исторических свидетельств, скажем, что, при восшествии Кирилла на патриарший престол, в Константинополе не было никаких злодеяний. По свидетельству восточных историков, патриарх Тимофей не был отравлен, – но «мирно почил о Господе.» 194 Об убийстве Иосифа мы нигде не находим свидетельств, кроме Алляция, жестокого врага Лукариса. 195 Кроме того, известно также, что избрание Кирилла происходило в то время, когда он находился в Египте. Филипп кипрский, Киммель, Гэттингер свидетельствуют, что Кирилл Лукарис возведен был на вселенский престол голосом синода. 196 Мелетий – историк говорит, что Лукарис «был избран единодушно собором православных архипастырей в присутствии знатнейшего духовенства и почетнейших мирян (αρχντων) константинопольской церкви. 197 Наконец, та любовь, которая встречала и всегда сопровождала Кирилла Лукариса со стороны клира и народа константинопольской церкви, – свидетельствует о том, что выставляемые врагами Лукариса злодеяния, совершавшиеся будто бы, при его восшествии на престол, – совершенная ложь; потому что, если бы действительно были эти злодеяния, то он на первых же порах оттолкнул бы от себя и клир и народ. Вопреки свидетельствам тех историков, которые говорят, что Кирилл Лукарис долго домогался константинопольской кафедры, и достиг ее незаконно и постыдно, – невольно соглашаешься со словами Киммеля, который говорит, что Кирилл Лукарис «много перечувствовал, когда принимал патриаршество константинопольское по смерти Тимофея.» Он вполне сознавал, что это место было сколько почетнейшее, столько же полное вражды и ненависти и многих беспокойств;·его глазам ясно представлялись: жадность турок, происки антипатриархов, с их епископами и священниками, коварство иезуитов, – и все это заранее обрекало его на великий подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010