Старец, устремив на него печальный взор, сказал: " Что ты говоришь мне, Аммун? Разве недовольно для меня было бы в пустыне и одной свободы ума моего? " .Брат спросил авву Сисоя: " Почему ты, живя с аввой Ором, оставив Скит, пришел и поселился здесь? " . Старец отвечал: " Когда Скит начал делаться многолюднее и я услышал, что авва Антоний почил, встал я и пошел в сию гору. Нашедши это место спокойным, я поселился здесь на несколько времени " .– " А давно ли, авва, живешь здесь? " – спросил брат. " Семьдесят два года " ,– отвечал старец.Авва Сисой жил некогда в горе аввы Антония. В это время послушник его долго не приходил к нему, и он около десяти месяцев не видал ни одного человека. Однажды, проходя по горе, старец встречает Фаранита, который ловил диких зверей, и спросил его: " Откуда ты и давно ли здесь? " . Охотник отвечал: " Поверь, авва, я уже одиннадцать месяцев на сей горе и еще не видал ни одного человека, кроме тебя " . Услышав сие, старец возвратился в келию и бил себя, приговаривая: " Вот, Сисой, ты думал, что сделал что-нибудь, а не сделал и того, что сделал сей мирянин! " .Сказывали об авве Феодоре Фермейском, что он многих превосходил сими тремя главными добродетелями: нестяжанием, подвижничеством и удалением от людей.Рассказывали об авве Павле Великом, что он провел всю Четыредесятницу с малой мерой чечевицы и кружкой воды, и был в затворе до самого Праздника, сплетая и расплетая одну и ту же корзинку.Авва Витимий передал следующий рассказ аввы Макария: " Некогда, во время пребывания моего в Скиту, пришли туда двое странников юношей. У одного из них была уже борода, а у другого только что показывалась. Они подошли ко мне и спросили: " Где келия аввы Макария? " . Я сказал: " Для чего ищете вы его? " . Они отвечают: " Мы слышали о нем и о Ските его и пришли видеть его " . Говорю им: " Я Макарий " . Они поклонились мне и сказали: " Мы желаем остаться здесь " . Но видя, что они жили в неге и богатстве, отвечаю им: " Вы не можете жить здесь " . Старший из них сказал: " Если мы не можем жить здесь, пойдем в другое место " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Христос во время Своей жизни, как было сказано, носил длинные волосы. После Своего воскресения и вознесения на небеса Он, естественно, не постригался, и пребывает в Своём, но прославленном Теле. То есть вечный образ Сына Божия всегда был, есть и будет один и тот же, и неотъемлемая часть этого образа есть борода и длинные волосы. Христос же есть истинный образ Божий. Адам также был сотворён по этому образу, то есть с бородой и длинными волосами. Необходимость же стричь волосы появилась вследствие сотворения женщины, ради разделения полов. Хочу отметить также, что если сравнить, например, образы седовласых оптинских старцев, с длинными волосами и густыми бородами, с образами протестантских пасторов, то совершенно очевидным становится тот факт, что первые имеют несравненно более духовный и благородный вид, чем последние. Очень заметно, также, что когда священник стрижёт волосы и носит коротенькую постриженную бородку, то вид его становится весьма безблагодатным, особенно когда он находится в священническом облачении. То есть, всякий дух ищет себе форму, и Дух Святой усмотрел и создал для Себя (для священства, в котором Он желает жить и действовать преимущественно) вот такую форму, и если священник изменяет её, то есть стрижёт волосы и бреет бороду, то это грех, и Дух не может проявлять Себя в таком священнике так, как в том, который поступает по истине. Здесь, кстати, уместно будет о бороде сказать отдельно. Ведь протестантские пресвитеры не носят не только длинных волос, но и бороды, хотя ношение её никак не является бесчестием для мужчины. Напротив, практически всегда, во все времена, во всех культурах и народах, особенно христианских, мужчины носили бороды. Когда Аннон хотел оскорбить Давида, то он обрил его слугам бороды: «И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь» ( 2Цар.10:4–5 ). Древнехристианский писатель Марк Минуций Феликс († 210 г.), критикуя языческих богов, высмеивает безбородый вид Аполлона: «Что же сказать о формах и внешнем виде ваших богов? Не выражается ли в них безобразие и отвратительность ваших богов? Вулкан – бог хромой и немощный; Аполлон столько веков безбородый» [ 6 2] .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Я отпустил бородку, будучи еще некрещеным. Просто кожа слишком раздражалась после бритья. В КПСС занять выгодную должность не рвался. Но коммунисты нередко спрашивали о профессии. И затем выносили вердикт: «Ну, историку можно». После осознанного крещения, в процессе воцерковления и осознания себя русским стала возникать внутренняя потребность в окладистой бороде. Однако отпустил ее только несколько лет назад – в связи с расставанием с любимой женщиной. Надеялся, что такая борода поможет преодолеть внутренние страсти и укрепиться в русской православной вере. В некоторой степени она, конечно, помогла, но не более того… Борода уже окладистая и седая, но страсти в сердце и не думают стихать. Хотя, с бородой стыднее… Александр Басалаев, фотограф, журналист:   – Свою бороду я ни разу не сбривал с 1980 года. За это время она была короткая, средняя, длинная, была и такая, что дорастала буквально до пупа. Я говорю в шутку, что моя борода благополучно прожила от московской Олимпиады-80 до сочинской олимпиады. Появилась борода так: я отслужил в армии, поступил в институт, и вот мы, группа студентов, решили к Новому году отпустить бороды. После Нового года все сбрили, а я нет. Борода появилась раньше, чем я крестился, и напрямую с православием не связана. Но родился-то я в православной стране! По обе стороны моих родителей в предках казаки. По матери дед, его фамилия была Мордюков, бороду не носил – он воевал, потом работал на руководящих должностях, ему было не положено. А вот по отцу – Басалаев, он всегда был с бородой. Предки по отцовской линии были из казаков, которые еще с Ермаком покоряли Сибирь. Остались фотографии деда. Может быть, моя борода как-то связана с этими фотографиями – точно я ответить себе не могу. Вот сейчас пришел мой сын из армии и тоже отпустил бородку, такую молодежную, современную. Я через него пытался понять. Спрашивал: зачем тебе борода, почему носишь? Но и он тоже не смог до конца объяснить. Борода – это что-то подкорковое, передающееся по семейной традиции.

http://pravmir.ru/britsya-greh-otvetyi-b...

У русских мужчин было в обычае носить на руках перстни. Их иногда носили так много, что трудно было разогнуть пальцы руки. Перстни носили не только цари, князья, но и святители и крестьяне 1253 . Даниил осуждает и этот род украшения. «Кая ти нужа есть, говорит он, перстни златыя и сребреныя на персты своя полагати»? 1254 Одним из видов древнерусского франтовства была заботливость об изяществе физиономии. Русские того времени по восточному обычаю плотно стриглись, а иногда даже брили себе голову 1255 . Есть указание на этот обычай и у митрополита Даниила. И он как на одну из специфических особенностей физиономии франта указывает на «острижение им главы». Несмотря на общеутвердившийся обычай стричь голову – в XVI в., известны уже стали и отступления от него, рассчитанные на эффект и обнаруживавшия в нововводителях стремление покрасоваться убором волос на голове. В противность общему обычаю находились и такие франты, которые растили себе на голове волосы и завивали их. Как на особый вид современного франтовства, митроп. Даниил указывает на «повешение косм» 1256 . Трудно с точностью определить, что здесь разумеется под повешением косм. Говорит-ли здесь Данил об употреблении париков, или же только об особом способе убранства собственных волос, – положительно неизвестно 1257 . Но самым первым и необходимым украшением древнерусского человека – служила борода. Борода вообще имела большое значение в жизни древней Руси. За нее стояли и православные предания, и народный обычай. Борода имела некоторый религиозный смысл и служила признаком отчуждения от ненавистного западного латинства, и принималась за существенный признак всякого православного русского человека. 1258 С точки зрения господствовавших религиозных воззрений ношение бороды называлось «христианолепным обычаем», и самая борода рассматривалась как отличительная, существенная и необходимая принадлежность мужчины, и даже рассматривалась, как одно из выражений образа Божия в человеке 1259 . Освященная издавна религиозным характером, борода и в народной, бытовой жизни получила большое значение. Она признавалась первым условием представительности человека, и чем борода была больше и длиннее, тем осанка человека признавалась почтеннее и величественнее. Если же у кого от природы не росла борода, то тот человек вселял к себе общее недоверие 1260 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В этом отрывке довольно подробно описывается наружный вид или иконописное подобие некоторых отцов Церкви. Особенного внимания заслуживают эти характеристики Ульпия потому, что они вошли, впрочем, со значительными видоизменениями, в позднейшую полную редакцию прологов, о которой упомянуто выше. Ученый издатель Указателя под текстом Ульпия приводит соответствующие места из пролога. Нам остается сличить с греческим и русскими подлинниками. Само собою разумеется, что в этих характеристиках Ульпия не только не забыта борода, но даже выступает на самом видном месте. Мы ограничимся бородой, присовокупляя, где нужно, характеристику бровей и волос на голове. Деонисий Ареопагит. У Ульпия: «Сед; с длинными волосами; с усами несколько длинными; с редкою бородою». В греческом подлиннике, по Дидрону: «волоса кудрявые, борода раздвоилась». В моем подлиннике «власы кудрявы»; в древнейшем Долотовском: «кудреват». Но о бороде ни в том, ни в другом не упомянуто. В сборном подлиннике графа Строганова: «Брада аки Климента, власы кудреват». Григорий Богослов . У Ульпия: «Борода была не длинная, но довольно густая; плешив; волосами белокур; конец бороды представляется с темным отливом». В греческом подлиннике: «Плешив, широкая борода продымлена, того же цвета и брови». В моем подлиннике: «Сед, брада широка и велика». В Долотовом: «Брадою не долгою, не густою и широкою, а к краем ея продымлена, плешив, сед власы», а в подлиннике пишет: «аки Афанасий Великий ». – Характеристика Долотовского подлинника согласна с печатным прологом, под 25 ч. января: «Брадою не долгою, но густою и широкою, к краем ея продымлена; плешив, сед власы». Но под 30 числом января в том же прологе сказано о бороде иначе: «Браду не долгу, часту же и просту, мало русу». Василий Великий . У Ульпия: «Брови круглыя... усы довольно отпущены: волосы с проседью» – о бороде не упомянуто. В греческом подлиннике: «Седые волосы, борода большая, брови дугою». В моем подлиннике: «Борода черна врусе, и долга». В Долотовском подлиннике: «Брови окружены, браду же имея долгу и редку» – согласно с прологом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Есть ли неудобства от бороды? Есть такой анекдот: бородатого человека спросили, куда он кладет бороду, когда спит – под одеяло или на одеяло. После этого вопроса спать человек перестал – так крепко задумался. В работе не мешает, а в жизни даже удобней – не надо тратить времени на бритье. Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить, отпущу ее вновь при первой же возможности. Без нее – это как голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко и неудобно. Максим Исаев доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО: – Ношу бороду с 2004 года. Ходить с ней стал после того, как защитил докторскую. Можно сказать, что специфика моей работы способствовала появлению бороды. Женщинам борода не нравится – легкомысленные они! Борода для православного мужчины – это определенное достоинство и смысл его мироощущения. Будучи с бородой, он принимает на себя определенные обязательства – в первую очередь, соответствовать образу Господа Бога нашего, ведь Господь же создал нас по своему образу. И если посмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христос везде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы Ему соответствовать. Можно вспомнить многие исторические примеры, когда православные люди оказывались в неволе, были понуждаемыми к басурманскому образу жизни, но, тем не менее, оставались православными. И борода в данном случае – это часть традиции православия. Даже не представлю себе митрополита, извините, с босой рожей – ни у нас, ни у греков. Это возможно у католиков и протестантов, но там другие традиции. В нашем климате борода может быть очень даже полезна – согревает в морозы. Единственный минус – долго расчесывается по утрам. Владимир Лавров доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН: – К концу советской эпохи ношение бороды не приветствовалось, но и не запрещалось. Социализму свойственно стремление к усредненности, одинаковости. И бородачи как-то выбивались из общих рядов строителей коммунизма. Если же борода была окладистая, то она могла свидетельствовать о вере. А верующему не дозволялось быть учителем, офицером и так далее.

http://pravmir.ru/britsya-greh-otvetyi-b...

А.Борода: - Это мнение зоологического свойства! Я предлагаю закончить нашу дискуссию! М.Назаров: - Простите, это цитата Ханы Арендт, это не мои слова. А.Борода: - Цитируйте себе на ночь всё, что хотите. М.Назаров: - Но вы не хотите, значит, вести диалог. А.Борода: - С Вами вести диалог я не хотел бы вести, честно говоря. М.Назаров: - Объясните мне хотя бы цитату Штейзальца, по которой Вы мне не ответили. М.Борода: - Давайте пока остановим дискуссию, по крайней мере, с Вами. Голоса: - Давайте закончим на позитиве! М.Назаров: - Но какое же может быть позитивное согласие между служителями сатаны и служителями Бога? М.Веллер: - Во-первых, только что мы имели возможность убедиться, что в ряде случаев евреи - это не вероисповедание, это не национальность, не социальная принадлежность, а помесь имиджа с мифологемой. Это не определимо. Сущность этого трудно формулируема. Передаётся это генетически, хотя генетически может разбавляться вредоносно. Это есть и это плохо. Поделать с этим ничего нельзя, хотя иногда бывают исключения. И это не подлежит никаким дискуссиям и обсуждениям, потому что есть разные люди и разные точки зрения. Нужно по возможности минимизировать вред, если такая точка зрения приобретает агрессивный характер. Всё. Второе. Жаль, что ушёл господин Барщевский. Профессия адвоката - это говорить, а не слушать. И он, кстати, процитировал Джона Донна... А.Борода: (перебивает) - То есть Вы допускаете, что евреи - это вред? М.Веллер: - Я сказал, что есть такая точка зрения, с которой Вы имели возможность только что ознакомиться. Вы слушали меня, да? Хорошо. Теперь про Барщевского и про Джона Донна, что человек не остров и не сам по себе... Тут у нас последнее десятилетие бегают с тем, что невозможно, правильно и преступно - идеей коллективной ответственности. Отрицая идею коллективной ответственности, тем самым, в общем-то, отрицается идея народа как целостности вообще. То есть всё хорошее, что сделал мой народ - это и мне плюс, но ко всему плохому я отношения не имею. Это к тому, что сделал Берл Лазар. Пока ты живёшь внутри своего народа, ты сам по себе и отвечаешь только за свою личность. Как только ты вступаешь в контакт с другим народом, ты отвечаешь за весь народ, хочешь ты или не хочешь. Твои замыслы никого не волнуют, по тебе судят обо всём народе. И никто, никакие резолюции ООН этот груз ответственности с тебя снять не могут. Чего - в данном случае мы живём в России - очень часто евреи категорически не желают понимать, что плохо. И не в том дело, кто прав, кто виноват. А дело в том, что из этого получается, рассуждая с чисто прагматической точки зрения. Вот, что я думаю по этому поводу оптимистически.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Стремясь отразить в кратком словесном портрете наиболее примечательные черты человека, донские имятворцы придавали первостепенное значение его волосам, бороде, усам. В фамильном словаре не обойдены вниманием традиционный казачий чуб, кудри и хохолки, буйные, нечесаные волосы: Чуприн, Чупринов (Скурищенская); Расчубиченков (Каргальская); Кудрявцев (Кочетовская); Кудряшов (Атаманская, Камышевская); Кудриков (Вешенская); Курчавый (Рыковская, 1752 г.); Бурнашев (Есауловская), от бурнастый, хохлатый; Клоков (Вешенская); Клочков (Кочетовская); Клочнев (Березовская, Золотовская, Камышевская, Кочетовская), от клочить – ерошить волосы и всклоченный; Космачев (Константиновская); Лахматов (Филипповская); Патлачев (Багаевская, Заплавская); Бахметьев (Багаевская), от вятского бахмет, мохнатый, косматый; Колтунов (Голубинская, Митякинская, Старочеркасская), от колтун, нечесаные волосы, свалявшиеся в космы. На фоне чубатого и косматого донского воинства весьма приметными были казаки, не украшенные богатой шевелюрой: Лысаков (Ольгинекая, Старочеркасская); Лысенков (Иловлинская, Мигулинская, Нижнекурмоярская); Лысиков (Усть-Хоперская); Плешаков (10 станиц). Среди усатых одностаничников обладатели прозвищ с основой ус- выделялись особенно роскошными усами: Усов (Рыковская); Усатов (Черкасок, 1752 г.); Усачев (Березовская, Гундорозская, Есауловская, Малодельская). Борода–предмет особой гордости и заботы, была одной из привилегий казачества. В 1705 г. в Москве Савва Кочетов, атаман донской станицы (посольства) приносил благодарность царю за сохранение старинных казачьих обычаев: «Мы взысканы, говорил он боярам, паче всех поданных, до нас не коснулся государев указ о платье и о бородах, мы живем по древнему обычаю, всякий одевается, как ему угодно» стр. 537]. Правда, на фоне чудовищных репрессий, которые обрушили царские каратели на донские станицы два года спустя, при подавлении восстания Булавина, эта милость Петра I не производит сильного впечатления. Возможно, и Савва Кочетов прославлял государеву доброту только по дипломатическим соображениям. Но все же борода в представлении русского человека начала XVIII в. была не просто данью моде, а символом верности древним обычаям и исконному укладу жизни. Это подтверждается многочисленными прозвищами, которые возникали в различных станицах: Борода (Кагальницкая, 1745 г.); Бородин (15 станиц); Бородинов (Велико-Княжеская), Бордачев (Николаевская); Бородачев (Богоявленская, Гундоровская, Николаевская, Цимлянская); Бурдаков (Старочеркасская), от бурды, бакенбарды, борода, густо разросшаяся по щекам. С особенностями прически первых носителей или по тому, как росли у них волосы, усы или борода, связаны и исходные прозвища фамилий Кружков (Мечетинская), от стрижки в кружок, айдаром (ср. также Айдаров); Кущенко, Кущенков (Старочеркасская); Кукотин (Велико-Княжеская), от кукотка – тверское кудель; Пучков (Егорлыкская, Есауловская, Мечетинская).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Погодки: встреча Дети бросились ко мне и… Это даже нельзя назвать словом «обняли», это называется – «прилипли» 8 августа, 2014 Дети бросились ко мне и… Это даже нельзя назвать словом «обняли», это называется – «прилипли» – Папа Колючая Борода! – воскликнула Вера торжественно. И, не зная, как еще выразить свой восторг, добавила. – Баран-баран-буц! – И с этими словами с размаха больно боднула меня лбом в висок. Еще до моего возвращения к детям на море я знал, что дети по мне скучают. Я знал, что Вера каждый день говорит, как без папы скучно. И знал, что Надя требует показывать ей в телефоне мои фотографии. В эсэмэсках, которыми мы обменивались, пару раз встречалось словосочетание «папа Колючая Борода». Но я не понимал, что это у меня теперь прозвище такое – папа-Колючая-Борода, что-то типа Мороз-Красный-Нос. И меня теперь всегда будут звать папа Колючая Борода, даже если я выскоблю бритвой начисто не только бороду, но и голову. Наконец я приехал. Открыл дверь, вышел из машины, дети бросились ко мне и… Это даже нельзя назвать словом «обняли», это называется – «прилипли». Пришлось сесть на корточки, чтобы им было удобнее прилипать. – Папа Каючая Баяда, – прошептала Надя нежно и даже как-то мечтательно. – Папа Колючая Борода! – воскликнула Вера торжественно. И, не зная, как еще выразить свой восторг, добавила. – Баран-баран-буц! И с этими словами с размаха больно боднула меня лбом в висок. Потом еще минут пять я сидел на корточках с пробитым виском, а они ко мне прилипали. Наконец, Надя сказала: – Пойдем в дом. А Вера сказала: – Я практически какаю на горшок. – Нет в дом, – возразила Надя. – Нет практически, – настаивала Вера. И что-то я не смог представить себе, к каким практическим действиям должен сподвигнуть меня практический Верин горшок. Поэтому мы пошли в дом. И Вера расстроилась. Она была сразу после болезни, похудевшая, ослабленная и расстраивалась по любому поводу. Я сказал: – Да ладно, малыш, пойдем в дом. Но Вера никуда не пошла, стояла, прижавшись к стене, дулась и думала.

http://pravmir.ru/pogodki-vstrecha/

М.Назаров: - Господин Белов, это государство основано как раз на принципах идеологии " Шулхан аруха " . И вопрос господину Бороде. Желал бы он, чтобы российское еврейство имело в России те же права, что русские в Израиле? Ответьте на этот вопрос, господин Борода. А.Борода: - Я гражданин, проживающий в России. Я хотел бы, чтобы в России все народы жили дружно и мирно. М.Назаров: - Вы ушли от ответа в общие, пустые фразы. Ответьте, Вы хотели бы, чтобы у евреев в России были такие же права, как у русских в Израиле?[ 21 ] А.Борода: - К русским должны относиться с уважением, пониманием. М.Назаров: - Должны. А относятся? А.Борода: - Я надеюсь. Мы нормально живём . М.Назаров: - Загляните на сайт Русской общины в Израиле Анатолия Герасимова[ 22 ]... А.Белов: - Александр Моисеевич, на самом деле, друг русского народа. М.Назаров: - Просто Александр Моисеевич на три моих прямых вопроса уклонился от ответа, очень важных. А.Савельев : - Он просто дипломат. А.Борода: - Да нет, я не дипломат, я имею свой жизненный опыт, а мой жизненный опыт говорит о моих отношениях. Мы говорим о взглядах нашей общины, которая имеет те же взгляды. Есть маргинальные, шовинистические взгляды, которые мы обсуждать сейчас просто не сможем. М.Назаров: - И ещё для информации присутствующих. Завтра в Басманном суде очередное судебное заседание по моему иску к трём раввинам и, в частности, к господину Броду, который назвал меня главным идеологом антисемитизма в России. Я считаю, что это заявление меня порочит, но господин Брод трусливо уклоняется от появления в суд, уже который раз присылая вместо себя адвоката. А.Белов: - Хотелось бы выразить мнение большинства приглашённых, поблагодарить за эту встречу... Диакон А.Кураев: - У меня другая идея: переименовать решением нашего кворума газету " Комсомольская правда " в газету " Русская правда " . А.Белов: - И хотелось бы поблагодарить Будущую газету " Русская правда " за смелость в обсуждении этого вопроса и за вкусный чай. ПРИМЕЧАНИЯ : 1. Ведущий имеет в виду выступление еврейского литератора Э.Тополя, который в 1998 г. опубликовал в самом известном российском еженедельнике " Открытое письмо Березовскому, Гусинскому, Смоленскому, Ходорковскому и остальным олигархам " : " Есть российское правительство... Но главный кукловод имеет длинную еврейскую фамилию - Березовско-Гусинско-Смоленско-Ходорковский и так далее. То есть впервые за тысячу лет с момента поселения евреев в России мы получили реальную власть в этой стране. Я хочу спросить вас в упор: как вы собираетесь употребить ее? Что вы собираетесь сделать с этой страной?.. И чувствуете ли вы свою ответственность перед нашим народом за свои действия?.. Знаете, когда в Германии все немецкие деньги оказались в руках еврейских банкиров, думавших лишь о приумножении своих богатств и власти, там появился Гитлер... " ( " Аргументы и факты " , 1998, N 38). - М.Н.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010