Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Имп. минология на январь. 2-я четв. XI в. (Cod. Walters. 521. Fol. 207v) Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Имп. минология на январь. 2-я четв. XI в. (Cod. Walters. 521. Fol. 207v) Мученичество святых К. и Агафангела, как наиболее яркий пример страданий ради Христа и упования в немощи на Бога, стало одной из тем иллюстраций Псалтири. Так, в Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 163r, К-поль, 1066) маргинальная миниатюра с изображением К. и мч. Агафангела отнесена к тексту Пс 118 (92-95): «Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня. Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих. Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои». Имена мучеников подписаны киноварью. Они изображены в 3/4-м повороте, руки протянуты в молении, головы обращены вверх к благословляющей их из небесного сегмента деснице Спасителя. К. облачен в красно-коричневую с золотой разделкой фелонь, у него недлинная клиновидная борода и короткие гладкие седые волосы. Подобно Лондонской Псалтири проиллюстрирован 59-й псалом в Киевской Псалтири (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 806, 1397), где фигуры святых расположены на полях возле строф 13-14: «Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческа суетна. С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших». К. изображен с едва проявившейся проседью в темных волосах, с густой клиновидной бородой, облачен в охристо-золотистую фелонь. Предположительно К. представлен на созданном в К-поле Арбавильском триптихе (резные пластины из слоновой кости, кон. X - сер. XI в., Лувр, Париж), где помещен рядом со свт. Иоанном Златоустом на внешней стороне правой створки в верхнем ряду. Образ К. входит в обширную программу шитых изображений Большого саккоса митр. Фотия (10-е гг. XV в., Византия, ГММК), он представлен в числе др. святителей на оборотной стороне левого рукава (2-й ряд сверху), в паре со свт. Анфимом Никомидийским. Частица мощей К., закрытая металлической пластиной с гравированным изображением святого, включена в состав Кийского креста-мощевика (1656, ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва).

http://pravenc.ru/text/1841335.html

Мы видим, как сегодняшние люди похожи на греховное допотопное человечество: есть и свои исполины, есть и свои извращенцы, есть и те немногие, которые ходят путями Господними, есть и те, которые ходят путями своими. А как же будет во дни Пришествия Сына Человеческого? Мы часто задаем себе этот вопрос, желая наперед знать, какое бедствие ожидает нас. И учеников Господа интересовал этот же вопрос. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят ( Мф.24:3–5 ). Как это похоже на наше с вами время! Сколько лжехристов появилось! Еще сто–двести лет назад невозможно было представить, что человек может такое сказать о себе. Теперь же лжехристы говорят с телеэкранов. Возьмите, например, лжехриста Виссариона. Некто Сергей Тороп, бывший работник ГАИ города Минусинска, объявил себя Иисусом Христом. У него огромные толпы последователей, которые бросают родных и близких, продают свои дома и квартиры, отдают ему все свои средства, а сами живут в бараке. Сам же лжехристос из Сибири ездит по всему миру. Но в Евангелии говорится не об одном лжехристе, а о многих. Так и Сергей Тороп – это лишь один из многих. Вспомните «преподобного» Сёко Асахару – главу секты Аум Синрикё. В своей книге «Провозглашаю себя Христом» он пишет, что никогда не читал Нового Завета, но, прочитав пять лет назад Откровение Иоанна Богослова, понял, что является Иисусом Христом. В подтверждение этого он заявил, что о нем говорил Нострадамус, да и борода у него волнистая, что, на его взгляд, достаточно для провозглашения себя Христом. Последователи этого человека есть во многих странах – и в Японии, и в России, и в Америке, и в Австралии. Начав с философии, с рассуждений о совершенствовании человека, последователи этой секты перешли к чудовищным террористическим актам и поставили себя вне закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

На помощь иконописцам пришла античная традиция жестов. Простертая рука означала прямую речь оратора: именно эту длань Бога Отца мы часто и видим на иконах. С тех пор простертая из облака длань стала символизировать незримое присутствие Господа. Это не есть икона в узком смысле, это символическое изображение, которое применимо для ограниченного круга сюжетов. Однако приземленное человеческое сознание ищет более конкретного воплощения духовного мира. И здесь на первый план вышло древнее символическое изображение Господа в виде старца, так называемый Ветхий днями. Иконография основана на двух библейских видениях. Пророк Даниил описывает явление Бога в виде старца – воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и  волосы главы Его – как чистая волна (Дан. 7:9). О  схожем образе пишет Иоанн Богослов в своей книге Откровения: Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, … глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег… (Откр. 1:12–14) Нужно иметь в виду, что это символическое изображение у христианских экзегетов обычно толковалось именно как видение Христа. Но несколько туманные слова пророка Даниила: вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему (Дан. 7:13). Это шествие Сына Человеческого до Ветхого днями трактуется обычно как духовный путь Спасителя: «восшедшаго на Небеса и седяща одесную Отца». Но некоторые понимают эти слова буквально и в образе Ветхого днями видят Бога Отца. Именно такая трактовка возобладала в западной Церкви, а оттуда проникла со временем и в позднюю православную иконографию. Атеизм, который в  качестве идеологии возник именно на Западе, принял из местной традиции образ старца как символ Бога Отца и стал использовать в различных карикатурных изображениях. Доморощенные безбожники тоже ничего нового не придумали. Нам же стоит помнить, что иконой Бога в полном смысле этого слова может быть лишь изображение воплотившегося Сына Божия – Господа нашего Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/boroda-v-tumane-pohozh...

Но если они встретят человека с красивой бородой, но с дурным поведением, или произносящего неприличные слова, то обыкновенно тотчас говорят: „Ах, какой это стыд для такой бороды... можно ли наносить подобное оскорбление такой бороде. Какой это стыд и срам для его бороды“. Если они что-нибудь выпрашивают у других, то просят их, заклиная бородой: „ради вашей бороды... ради жизни вашей бороды сделайте для меня то-то и то-то». А когда благодарят за что-нибудь, то употребляют такие выражения: „Бог да соделает вашу бороду длиннее». „Бог да изольет свое благословение на вашу бороду». Почтение к большой бороде у арабов простирается до того, что человек, у которого борода не меньше фута ширины, а длиною до пояса–считается весьма почтенным человеком во всей стране, и его свидетельство перед судом значит более чем свидетельство 30 обыкновенных людей. Жилища древних евреев В самый древний период своего существования, в период доисторический, когда народ не достиг еще никакого развития и не может устроить себе жилища, он живет обычно в пещерах и в дуплах больших деревьев. У евреев такого доисторического периода не было. Уже Каин, по свидетельству Библии, строит город. „И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал по имени сына своего: Енох» ( Быт. 4:17 ). Правда, пещер в горах Палестины было множество, и древние хананейские народы селились в них. Так, например, близ Иерусалима, на средине пути от Эль Бире в Вифлеем, влево от дороги, видны заваленные древние жилища хананеев, иссеченные в скале. Св. Писание упоминает о народах, живущих в пещерах Идумеи, о так называемых хорреях, первоначальных жителях Идумеи. Они так перечисляются в Библии: „Сии сыновья Сеира Хорреянина, жившие в земле той: Лотан, Шовал, Цивеон, Эцер и Дишан. Сии старейшины Хорреев, сынов Сеира, в земле Едома» ( Быт. 36:20 ): Исав взял себе жену из этого племени. Потомки Исава, впоследствии, прогнали хорреев и поселились на их местах. „А на Сеире жили прежде Хорреи, но сыны Исавовы прогнали их и истребили от лица своего, и поселились вместо них“. ( Втор. 2: 12 ). Затем много было в древнее время обитателей пещер в заиорданской области, в земле Аммореев, Амминитян и Моавитян. Много было их на юге Иудеи, близ Хеврона и близ филистимских городов Газы, Гефа и Азота. Остатки этих жителей пещер были и во времена Иова. Иов так описывает их: „Бедностью и голодом истощенные, они убегают в степь безводную, мрачную и опустевшую. Щиплют зелень подле кустов, и ягоды можжевельника хлеб их. Из общества изгоняют их, кричат на них, как на воров, чтобы жили они в рытвинах потоков, в ущельях земли и утесов. Ревут между кустами, жмутся под терном. Люди отверженные, люди без имени, отребие земли!“ ( Иов. 30: 3–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Отец Клеопа любил иногда пошутить, разумеется, в рамках благочестия, чтобы отвлечь нас, как сказали бы по-современному, от «стресса». Однажды, когда он ужинал вместе с отцом Варсануфием, были с ними и двое его учеников. Один из них был молод, и у него еще не было бороды, а у второго борода была немного рыжеватая. Тут слышим, отец Клеопа говорит: – А знаете, что говорит народная пословица? «Сохрани тебя Бог от человека безбородого и от рыжебородого». И посмотри ж ты, каких учеников дал мне Господь! Да к ним еще и плешивый! (Отец Варсануфий был лысоват.) И хоть мы и были уставшие и подавленные «стрессом», вмиг забыли обо всех неприятностях. Батюшка умел использовать и внешнее, чтобы помочь нам в духовном. Господи Царю, даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего Когда я был помоложе, мне нравилось во время каникул ездить по стране, и особенно в места с впечатляющими пейзажами: горы, долины, ущелья рек Биказ и Великой и так далее. Позже я убедился, что для души намного полезнее посещать монастыри. Так я открыл для себя сначала отца Паисия из Сихлы, а затем отца Арсения из Текиргёла 120 и отца Клеопу из Сихастрии, с которым у меня связано много воспоминаний. Случилось так, что до революции на работе у меня сложилась очень тяжелая ситуация: соответствующие органы тех времен стали требовать от меня, чтобы я подавал донесения об одной особе. Если бы я согласился, этот человек пострадал бы, а если бы не согласился, у меня были бы большие неприятности. Выбор был очень тяжелый, и я не мог решить, как мне поступить. Наконец я пришел к отцу Клеопе и спросил его, что мне делать, потому что эта ситуация в любом случае не могла закончиться добром. А отец Клеопа мне сказал: – Сначала вспомни о слове Спасителя из Священного Писания: не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? ( Мф. 7, 1–3 ). Затем другой пример, известный тебе очень хорошо, – это три стиха святого Ефрема Сирина , которые священник произносит по многу раз в день Великим постом, когда все в храме кладут земные и поясные поклоны. А именно: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». А третий стих – твой: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Поступай так, и не случится ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Варавва Роман «Варавва» — открывающий «новозаветный цикл» Лагерквиста, послужил решающим аргументом в пользу присуждения ему нобелевской премии. Лагерквист пытается представить, что было бы с Вараввой после, описанных в Евангелии событий. Образ Распятого вместо него Незнакомца, не может оставить Варавву в покое, исподволь меняя его. В  конце, он всё-таки будет готов взойти на крест. Пер Лагерквист ВАРАВВА Всем известно, как они висели тогда на крестах и кто собрался вокруг него — Мария, его мать, и Мария Магдалина, и Вероника, и Симон Киринеянин, и Иосиф из Аримафеи, тот, который потом обвил его плащаницей. Но ниже по склону, чуть поодаль, стоял еще один человек и не отрываясь смотрел на того, кто висел на кресте и умирал, от начала и до конца он следил за его смертными муками. Имя человека — Варавва. О нем и написана эта книга. Ему было лет тридцать, он был крепок, но желт лицом, борода рыжая, волосы черные. Брови тоже были черные, а глаза запали, словно для того, чтоб получше упрятать взгляд. Под одним глазом начинался глубокий шрам, шел вниз и терялся в бороде. Но не так уж важно, как выглядит человек. Он следовал за толпой по улицам от самой претории, но отстав от других, и, когда измученный равви упал вместе с крестом, он замедлил шаг и переждал, чтоб с ним не поравняться, и крест заставили нести того самого Симона. Мужчин в толпе было мало, не считая, конечно, римских солдат; провожали осужденного больше женщины, да еще стайка мальчишек — эти сорванцы всегда были тут как тут, если кого-то вели по их улице на распятие. Уж они не пропустят забавы. Но они скоро уставали и возвращались к обычным играм, глянув на человека, который шел позади толпы, у которого на щеке был шрам. И вот он стоял на лобном месте и смотрел на того, кто висел на среднем кресте, и не мог оторвать от него глаз. Он не хотел сюда подниматься, все здесь было нечисто, все полно заразы, говорили, что всякий, кто ступит на это окаянное, проклятое место, оставит здесь часть души и вернется сюда, да здесь и останется. Черепа и кости валялись повсюду и сгнившие кресты, они уже ни на что не годились, но их не убирали, чтобы ни до чего не дотрагиваться. Зачем он тут стоял? Он не знал этого человека, ему не было до него никакого дела. Зачем Варавва пришел на Голгофу, ведь его отпустили?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Посмотри, возможно ли отнести «проказу на голове» к тому, кому глава не Христос (ср. 1Кор.11:3 ), но кто-то другой – например, Эпикур, провозгласивший высшим благом наслаждение. Не кажется ли тебе, что голова и борода такого человека нечисты? Кроме того, о том, кто, в то время когда должно ему быть мужчиной и поступать так, как будто он совершенный, легко побеждается грехом, словно младенец (ср. 1Кор.13:11 ), также должно сказать, что у него «проказа на бороде», ибо, хотя он должен преодолевать зло и выступать со священнической честью, которая представлена бородой, он претерпевает «проказу на бороде», так как ему препятствуют пороки юности. Часто говорится, что женщина в Писании обозначает душу, которая может не столько отдавать, сколько принимать семя слова; если обнаружена «на голове проказа» у мужа, который «жене глава» (ср. 1Кор.11:3 ), то имеет она учителя порочного и нечистого: либо Маркиона, либо Валентина, либо кого-то из их последователей. 10 . Шестой и последний вид проказы показывает, что она есть «на плеши или на лысине», которые сами по себе чисты. В законе сказано так: «Если у кого на голове вылезли волосы, то это плешивый: он чист; а если на передней стороне головы вылезли волосы, то это лысый: он чист» ( Лев.13:40–41 ). И соответственно это относится к душе, ибо когда она совлечет и низвергнет все, что в ней по природе смертное, объявят ее чистой. Но если после того, как она соделалась чистой, вновь появляются в ней ростки грязного и низменного, не достойного ее чистоты, то становится такая душа нечистой, словно прокаженной. Всякому прокаженному, у которого проказа «окажется ниже кожи» (ср. Лев.13:20 ) и «углубленною в коже» (ср. Лев.13:30 ) – ибо всякий порок души находится ниже ее добродетелей, – «закон», который «духовен» (ср. Рим.7:14 ), предписывает: «У прокаженного должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта» ( Лев.13:45 ). Это изобличает того, у кого душа прокаженная, то есть кто пригвожден грехом, и не должно ему шить себе одежды, чтобы прикрыть позор греха, ибо подобно тому, как тот, чья «одежда разодрана», обнажен и не прикрыт стыд его тела, так же необходимо и тому, кто поражен какими-либо грехами, не прикрывать свой стыд и бесчестие никаким покрывалом слов, никакой завесой оправдания, чтобы не уподобиться ему «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф.23:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Поэтому и далее Господь сам изъяснил чрез пророка таинственные волосы, сказав: третья часть у тебя умрет от язвы и погибнет от голода среди тебя, указывая на то, что огонь означает голод и язву, и третья часть у тебя надет от меча в окрестностях твоих, изображая умерщвления извне и войны. Третью же часть твою, говорит, развею по всем ветрам, указывая на тех, которые будут отведены в плен. Вслед за ними, говорит, Он обнажает или направляет меч свой, чтобы пленение не было последним из зол, и берет из самых рассеянных и плененных и завязывает в краю одежды Своей тех, которые из плена возвратятся в Иерусалим, и из них также берет некоторую часть, и истребляет огнем и пламенем, указывая на македонян, под властию которых жители Иудеи и в особенности Иерусалима претерпели тяжкие [бедствия]. Что же касается выражения из него, то есть из народа иудейского, или по Семидесяти из нее, чтобы можно было подразумевать город Иерусалим, выйдет огонь на весь дом Израилев, то [сюда относится] история Маккавеев, повествующая, что некоторая часть иудеев предалась Антиоху Епифану и побуждала его к преследованию народа, и многое другое, что описывается в этой истории и в книгах Иосифа, в особенности из времени несогласия между Гирканом и Александром, давшими повод Гнею (или консулу) Помпею взять Иерусалим и подчинить римской власти, и затем при Тите и Веспасиане город был взят, а храм разрушен. Чрез пятьдесят же лет, при Элия Адриане город быль сожжен и истреблен до основания, так что потерял даже прежнее имя. Но как волосы и борода служат признаком красоты и мужественности, которые если бреются, то является безобразное обнажение, и крайнюю и, так сказать, омертвелую часть всего тела составляют головные и другие волосы: так Иерусалим и народ его, омертвев и отделившись от живого тела Божия, предается голоду, и язве, и умерщвлению, и мечу, пленению и рассеянию. Некоторая часть из этого рассеяния завязывается под образом волос в краю одежды, чтобы еще некоторые часть была предана сожжению, откуда беспредельное и почти все опустошающее пламя выходит на весь дом Израилев.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Приведу пример. В одном храме, где мне приходилось служить, алтарничал один такой ревнитель. Вид у него был импозантный. Длинная седая борода, загадочное выражение очей, таинственные слова привлекали к нему множество любопытных. Ходил слух (не без его поддержки), будто бы он старец и прозорливец и знает тайны загробного мира. Но как на алтарника на него положиться было нельзя. Раз в полтора-два месяца он заявлял, что уходит бороться с бесами, наседающими на кого-то. Способ борьбы его был странным. Он неделю пил водку, ничем ее не закусывая, и общался с какими-то темными личностями. Затем он приходил как ни в чем не бывало и начинал раздавать полученные таким образом откровения. Слава Богу, что к концу жизни он стал хотя бы сожалеть о своем пьянстве, но при этом он утверждал, что просто побочный эффект борьбы с бесами. Думаю, что для православного, знающего, что пьяницы Царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:10 ), очевидно, что такая деятельность не угодна Господу. В чем же ошибка таких ревнителей? В том ли что бесов нет или что они не могут принести вред человеку? Думаю, что нет. Они забыли слова Господа, сказавшего через пророка Исайю: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!» ( Ис.8:12-13 ) А люди забыв о Творце, начинают воздавать недолжное почитание твари. Перед нами практически тоже идолопоклонство, которое было у язычников. Ведь и те не всегда любили своих богов, а чаще боялись вреда от них. Поэтому они или пытались подействовать на них, лишив их силы, или думали задобрить злого бога при помощи жертвы, или, наконец, стравливали их между собой. Все это до чрезвычайности напоминает нам современных «бесоборцев», которые практически забывают о Боге, а если и вспоминают о Нем, то только для того, чтобы использовать Его силу в своих целях. Такое отношение к Создателю иначе, чем свинством и неблагодарностью назвать нельзя. По словам апостола Павла, именно такое отношение к Богу привело язычников к идолопоклонству и другим омерзительным грехам: «они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» ( Рим.1:20-14 ).

http://sueverie.net/o-porche-i-sglaze-vz...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Православный должен носить бороду? 3 мин., 04.08.2022 Содержание Вопросы внешнего вида всегда очень волнуют тех, кто начинает вести православный образ жизни. Хочется соответствовать принятым в данной среде нормам и канонам. А есть ли такие в отношении бороды? Разбираемся в слайдах «Фомы» . 1 Верующий мужчина обязан быть с бородой? В современной православной среде нет никакого требования носить бороду мирянам (прихожанам, не служащим в храме). Это вопрос личного вкуса, потому что благочестие не зависит от наличия растительности на лице. Ношение бороды мирянами — скорее дань традиции . 2 Но некоторые говорят, что Библия бриться запрещает! Запрет на любые манипуляции с бородой содержится лишь в Ветхом Завете. Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей , — говорится в библейской книге Левит (Лев 19:27). А в первой книге Паралипоменон описывается случай, когда аммонитский царь Аннон обрил послов царя Давида, что в те времена было равносильно обесчещиванию. 3 А в Новом Завете что сказано? В Новом Завете подобных строгостей нет . Пожалуй, единственное место, в котором мы находим указание на внешний вид христиан — послание апостола Павла, где он говорит, что женщинам следует отращивать волосы на голове, а мужчинам нет. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? (1 Кор 11:14–15). О бороде не сказано ничего. 4 Но ведь Иисус был с бородой! Да, Сам Господь Иисус Христос и его апостолы бороды носили. И это понятно, ведь Спаситель сказал в отношении ветхозаветного закона: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5:17). 5 И поэтому священники бородатые? Верно. Они стремятся подражать Христу не только внутренней жизнью, но и внешним видом. А еще бороды с самого начала были распространены в монашеской среде христианского Востока. Местная монашеская традиция впитала в себя как назорейские черты (назореи, суровые аскеты в древнем иудаизме, не стригли ни бороды, ни головы), так и греко-римские обычаи, где борода была характерным признаком философа — человека не от мира сего, чей ум занят высокими духовными размышлениями. От монахов обычай ношения бород распространился на все православное духовенство.

http://foma.ru/pravoslavnyj-dolzhen-nosi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010