А какой смысл вложил в это все Бог Израилев? Везде есть моменты активности и воздержания, и нужно умение повиноваться Богу даже в каких-то непонятных состояниях. Как потом скажут христианские авторы – тема нечистоты должна быть духовно осмыслена. Она должна быть истолкована аллегорически как нечистота не тела, а души! Но это, конечно, будет гораздо позже. Тема женской крови является проблемной почти во всех древних культурах. Она всегда вызывает недоумение, ропот или вообще истерический ужас у мужчины. Эта ситуация нуждается в каком-то логическом объяснении, должны появиться мифы, привычки, правила – так вот, кое-где правила оказываются еще более суровыми. У зороастрийцев, например, сексуальная связь с женщиной, которая еще не вышла из состояния нечистоты, грозила мужчине смертью. В дальнейшем тема нечистоты получает богословское толкование: нетерпимость к этому явлению становится все отчетливее. Приведем в подтверждение моего тезиса два стиха. Первый из них – Книга Чисел, пятая глава: «И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого, и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу». Почему женщина оскверняет стан Израилев? Почему ее ожидает отлучение от религиозной жизни? Дальше – Иезекииль, глубоко уважаемый и почтенный пророк; глава 36, стихи 16–17: «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Когда дом Израилев жил на земле своей, он осквернял ее поведением своим и делами своими; путь их пред лицем Моим был как нечистота женщины во время очищения ее». Почему нет такого образа с бородой? Вот, допустим, у мужчины растет борода, это естественно – почему она ничего не оскверняет? Получается, израильтянка виновна в том, что у нее есть нидда. Исцеление кровоточивой. Византия, XIII в. Вот что сообщает Иосиф Флавий: Храм Иерусалимский, расширенный Иродом и включавший в себя места даже для язычников, не отводил угла женщинам в состоянии нидда. В Кумране были поселения, где жили заболевшие и нидда, и для них существовало отдельное кладбище. В Талмуде есть цикл сочинений «О чистоте», а в нем – 12 трактатов, где разбираются сюжеты, связанные с нидда. Например, 12 дней в месяце нельзя не только иметь половой контакт, но и просто обниматься или держаться за руки. Мне кажется, это было очень трудно. Ну как же так, когда половину жизни приходится сидеть в разных концах квартиры со своей женой?! А если женщина умирала в этом состоянии, с ней тем более нельзя было соприкасаться. Мужу приходилось смотреть издали на то, как ее хоронят. Скажу больше: женщине приходилось постоянно жить в условиях невроза, опасаясь, а не оказалась ли она вдруг нидда. Может быть, она все испортила, и все пошло прахом?.. Новый Завет меняет дело

http://blog.predanie.ru/article/o-zhensk...

- А ну, не пихайся! Полегче, полегче! Перепалка продолжалась еще какое-то время, потом все стихло. В сумерках из тюрьмы донеслась молитва: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго... Аминь» Голоса взмывали, истаивая в вечерней дымке. «И не введи нас во искушение»... Что-то пронзительно отчаянное почудилось священнику в этом хоре. Шевеля губами, он прочел вместе с узниками молитву. «Ты молчал все это время,- прошептал он. - Но Ты не станешь безмолвствовать вечно!..» На другой день он испросил позволения подойти к заключенным, трудившимся под неусыпным надзором стражей в тюремном дворе над грядками. Узники, вяло махавшие мотыгами, с удивлением обернулись к нему. И он подумал, что уже где-то видел не только их лица, но даже рваные, выцветшие крестьянские кимоно: Ну конечно! Он не сразу узнал их лишь потому, что в заточении у мужчин отросла борода, кожа приобрела землистый оттенок. Женщина ахнула. - Падре! Вот так встреча... Кто бы подумал... Да, это была она - крестьянка, угостившая его теплым, из-за пазухи, кабачком. Подле нее, добродушно скаля в улыбке кривые желтые зубы, стоял одноглазый. С этого дня Родригес, получив соизволение стражников, стал ежедневно ходить к христианам. И караульные не тревожились - понимали, что за проявленное снисхождение узники будут вести себя смирно. Без вина и хлеба он не мог служить мессу - и довольствовался тем, что исповедовал и читал с христианами «Credo», «Pater Noster» 27 и «Ave Maria». «...He надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его. Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них...» 28 Отца Родригеса слушали, затаив дыхание: никто даже не кашлянул, пока он читал псалом. Стражники тоже внимали в полном молчании. Много раз твердил он эти строки, но никогда еще прежде не вкладывал в них столько смысла - для слушателей и для себя самого. Вдохновенные, полные новым значением, слова переполняли душу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

- А ну, не пихайся! Полегче, полегче! Перепалка продолжалась еще какое-то время, потом все стихло. В сумерках из тюрьмы донеслась молитва: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго… Аминь» Голоса взмывали, истаивая в вечерней дымке. «И не введи нас во искушение»… Что-то пронзительно отчаянное почудилось священнику в этом хоре. Шевеля губами, он прочел вместе с узниками молитву. «Ты молчал все это время,- прошептал он. — Но Ты не станешь безмолвствовать вечно!..» На другой день он испросил позволения подойти к заключенным, трудившимся под неусыпным надзором стражей в тюремном дворе над грядками. Узники, вяло махавшие мотыгами, с удивлением обернулись к нему. И он подумал, что уже где-то видел не только их лица, но даже рваные, выцветшие крестьянские кимоно: Ну конечно! Он не сразу узнал их лишь потому, что в заточении у мужчин отросла борода, кожа приобрела землистый оттенок. Женщина ахнула. - Падре! Вот так встреча… Кто бы подумал… Да, это была она — крестьянка, угостившая его теплым, из-за пазухи, кабачком. Подле нее, добродушно скаля в улыбке кривые желтые зубы, стоял одноглазый. С этого дня Родригес, получив соизволение стражников, стал ежедневно ходить к христианам. И караульные не тревожились — понимали, что за проявленное снисхождение узники будут вести себя смирно. Без вина и хлеба он не мог служить мессу — и довольствовался тем, что исповедовал и читал с христианами «Credo», «Pater Noster» и «Ave Maria». «…He надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его. Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них…» Отца Родригеса слушали, затаив дыхание: никто даже не кашлянул, пока он читал псалом. Стражники тоже внимали в полном молчании. Много раз твердил он эти строки, но никогда еще прежде не вкладывал в них столько смысла — для слушателей и для себя самого. Вдохновенные, полные новым значением, слова переполняли душу.

http://azbyka.ru/fiction/molchanie/

« Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли. И увидел Иосиф братьев своих и узнал их; но показал, будто не знает их, и говорил с ними сурово и сказал им: откуда вы пришли? Они сказали: из земли Ханаанской, купить пищи » ( Быт.42:6–7 ). Когда Иосифа продавали в рабство, ему было семнадцать лет, он был очень молодой человек. Но сейчас Иосиф – это человек, который уже в годах, у него большая борода, и его узнать было просто невозможно. Но как он узнал братьев? Когда братья продавали его, некоторые из них были в таком возрасте, когда человек с этой же внешностью сохраняется достаточно длительное время. Это когда человек из юношеского возраста переходит в мужской, он меняется внешне. Те же Иуда, Рувим были уже зрелые люди, и их можно было узнать. Там, конечно, были братья, которые были молоды – этих Иосиф мог и не узнать, потому что, когда человек растет, он меняется. Но в целом он братьев своих узнал, не ошибся, что это именно они. И Иосиф начинает вести некую игру с братьями – мы его в этом можем заподозрить. Это очень неправильное подозрение. В действительности, если мы проанализируем все поведение Иосифа с братьями, все их диалоги, мы увидим: он призывал их к покаянию, он призывал их к осознанию того, что они совершили преступление! Он давал им возможность даже пережить состояние рабства, когда задерживал их, когда Симеона посадил в тюрьму, чтобы они, сопереживая себе и друг другу, поняли, какое же преступление они совершили против Иосифа! « Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его. И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них; и сказал им: вы соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей » ( Быт.42:8–9 ). Вот тут тоже очень непонятно: он вспоминает сны и говорит: « вы соглядатаи ». Как это может быть связано? Внешне это никак не связано. А сны были следующие: Иосиф видел во сне, что образно братья будут ему поклоняться. Но Иосиф не для этого ожидал встречи с братьями, он хочет вызвать у них покаяние – помните, мы с вами остановились на этой очень важной мысли? – потому что он хочет окружающий мир возвысить до своей религиозности. Он не хочет убегать от проблем своего окружения, он не хочет замыкаться в себе, он хочет именно возвышать людей до того состояния духовности, в котором он находился, чтобы они хотя бы имели представление о том, что это такое.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В жизни (будущего) отца неизбежно есть долгий период – лет до двадцати, по крайней мере, – пока он еще не вступил в брак и не родил сына. Предвечное Рождение от Отца Но когда мы говорим о рождении Сына в Троице, то говорим о вневременной реальности – и чтобы понять её, отцы Церкви прибегали, опять-таки, к аналогии. Солнце порождает солнечный свет, но не было времени, когда Солнце было, а света у него не было. Порождение солнцем света – не однократное событие во времени, а постоянно пребывающая реальность. Хотя, как и любая аналогия, она несовершенна. Порождение солнцем света – всё же процесс, протекающий в условиях времени, тогда как рождение Сына Отцом происходит вне времени. Если выражаться строгим догматическим языком, Его рождение нельзя назвать ни кратковременным актом, ни растянутым во времени процессом. Так в Троице Отец предвечно порождает Сына; от Отца предвечно исходит Святой Дух. Наши понятия «до» и «после» вообще неприменимы к Богу. Нам очень трудно уложить это в голове – потому что мы всегда существуем во времени. Мы постоянно меняемся, движемся из прошлого в будущее, эмбрион становится младенцем, младенец – мальчиком, мальчик – мужчиной, потом постепенно кудри сменяются лысиной, черная борода – седой, наконец, человек достигает физической смерти, завершив путь, которым уже прошли предыдущие поколения. Как говорит псалмопевец, «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» ( Пс.89:10 ). Но это не относится к Богу – «В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – Тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс. 101:26–28 ). Когда мы употребляем слово «Сын» мы не имеем в виду, что Бог как-то меняется во времени. Бог не претерпевает изменений, не умножается и не умаляется – Он всегда пребывает как Отец, Сын и Святой Дух. Господь Иисус говорит в Евангелии: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:56–58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

В храмовом символе здесь можно под черным волосом усмотреть указание на тот всегдашний мрак, который был во Святом Святых. Златая глава (Святое Святых) обрамлена черными кудрями (погружена в священный Мрак). Сей мрак означает непостижимость и таинственность Ягве – Бога Израиля. 4 . Глаза его – голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве. Очи его яко голубицы, купающиеся в молоке или белые, что означает чистый, светлый взор всевидящего Бога. Очи Его, как голуби при потоках вод . Такое же еврейское выражение в 2Цар. 22:16 переводится «источники моря». В храмовом символе это указывает на медное море находившееся во дворе священников. 5 . Щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений. Это означает красоту Божию, сияние славы лица Его, которое видел Моисей на Синае (раввин Раши). Нижняя часть щек , на которой растет борода, сравнивается с грядой благовонных растений . «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову...» ( Пс. 132:1–2 ). Первосвященник (храмовый символ) есть прообраз Самого Ягве. Елей помазания, стекающий на браду – образ мира Божия, исходящего от Ягве к братиям. 6 . Губы его – лилии, источают текучую мирру. Уста Господни изрекают Божественное Слово, которое через своих пророков слышал Израиль. Уста Ягве источают слова в Духе Святом, означенном текучей миррой . Мирра текучая , Слово Ягве распространяется повсюду. После вавилонского плена Слово Божие действительно истекло повсюду. В храмовом символе лилии явно указывают на два столпа Иахин и Воаз в притворе Соломонова храма ( 3Цар. 7:19–22 ), имеющие наверху венцы наподобие лилии. Они означают «исправление» (Иахин) и «крепость» (Воаз), которые подаются Израилю от Ягве. 7 . Руки его – золотые кругляки, усаженные топазами. Рука Господня указывает на крепость и силу, на Его действование в этом мире. Например: «Рукою крепкою вывел вас Господь» ( Исх. 13:3 ); «Я покрою тебя рукою Моею» ( Исх. 33:22 ), «Рука Господня была на них» ( Втор. 2:15 ); «О делах рук Его вещает твердь» и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вдруг, гулкий мощный взрыв потряс дом, задребезжала ложка в стакане. Я вздрогнул от неожиданности. Это морской прибой грохнул о берег круглую рогатую мину, сорванную штормом с якоря. Такое здесь случалось часто, но я не мог к этому привыкнуть. В сарае закричали встревоженные куры, залаяли собаки. Я долил в лампу керосина из бутылки и принялся читать дальше: Петр сказал Ему в ответ: " Господи! Если это – Ты, повели мне придти к Тебе по воде " . Он же сказал: " Иди " . И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу; но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: " Господи! Спаси меня! " , Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: " Маловерный! Зачем ты усомнился? " Это впервые прочитанное слово Божие не прошло для меня бесследно, хотя тогда я принял его за красивую легенду. К приятию христианства я шел очень тяжело и долго. Я прорастал к нему через пласты сомнений, атеизма и всеобщего отрицания Бога. Я прорастал к нему, как прорастает к свету былинка через слои асфальта. Ничего на меня не нисходило, не озаряло, не бросало вдруг в объятия христианства. Вера росла постепенно. Это был очень медленный и холодный рост, наподобие роста кристалла. Принятию мною Христа особенно мешало одно большое сомнение – за время войны я был свидетелем ужасающего насилия человека над человеком, аналогов которого никогда не встретишь ни у каких видов в животном мире. Кажется, в нашей стране было поругано все, что может быть поругано. Летом, через несколько лет, я опять приехал в этот маленький приморский городок, но Агнессы Петровны и ее мужа в живых я уже не застал. Они оба отправились в мир, где нет ни печали, ни болезни, ни воздыхания. В их домике жили уже другие люди, которые за небольшую плату уступили мне на лето комнату. Утром я проснулся от солнечных лучей, падавших из окна. О погоде здесь летом говорить нечего: она в Крыму всегда была превосходная. Прямо под окном расцвел пышным цветом куст казанлыкской розы. Чудный аромат наполнял всю комнату. Я вышел во двор. Все кругом сияло, зеленело и радовалось свежему утру. Издалека слышался слабый колокольный звон – нежные единичные удары, называемые благовест, несущие добрую весть о том, что существует храм Божий, в котором должно состояться богослужение. Я решил сходить в церковь и посмотреть, что там делается, но пока собирался, пока не спеша шел, поспел только к окончанию службы. Я увидел там людей, собравшихся на середине храма. Они внимательно слушали старого, убеленного сединами человека, стоявшего посреди них и возвышающегося над ними на целую голову. Его очки отражали горящие огоньки церковных свечей, белоснежная борода ниспадала на золотое парчовое облачение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2083...

Верблюды их отданы будут в добычу и множество стад на расхищение; и развею их на все ветры. И будет Гацор 34 жилищем шакалов, вечной пустыней, человек не будет жить там» (г. 49). «Вот идут дни, когда Рабба 35 сынов Аммоновых услышит военный крик и сделается бугром опустошения, и дочери ей сгорят в огне. Рыдай Есевон 36 , стенайте дочери 37 Раббы, облекитесь во власяницы, сетуйте и бегайте туда и сюда между заборами, ибо Малхом 38 идет в плен, священники и князья его. Что величаешься долинами? Заплывет кровью долина твоя, отпадшая дочь, надеющаяся на сокровища свои, и говорящая: кто придет ко мне?» (гл. 49). «Благоденствовал Моав от юности своей; он спокойно сидел на дрожжах своих 39 , и не переливаем был из сосуда в сосуд, и в плен не ходил. Вот приходят дни, говорит Иегова, и я пришлю к нему разливателей, которые наклонять его и опорожнят сосуды его, и кувшины его разобьют. Срезан рог у Моава, и мышца его сокрушена. Сердце мое о Моаве как свирель стонет; ибо всякая голова острижена, и у всякого борода обрезана, на всех руках царапины, и на чреслах власяница. На всех крышах у Моава, и на площадях его все рыдает. Плачу о тебе, виноградная лоза Севамская 40 ; отрасли твои простирались за море (Мертвое); на жатву твою и на виноград твой опустошитель напал. Веселие и ликование исчезло с земли Моава. Не точат точил с восклицанием; крик брани, не крик радости. Горе тебе, Моав; погиб народ Хамоса 41 ; ибо сыны твои в плен взяты, и дщери твои на переселение» (гл. 48). « Гордость сердца твоего обольстила тебя, Едом, поселившийся на утесах скалы, занявший вершину холма. Хотя бы ты как орел высоко поставил гнездо свое, и оттуда низринул тебя. От звука падения его потрясется земля, от воплей его отголосок слышен будет у Чермного моря» (гл. 49). «Се воды от севера поднимаются, и сделаются потоком все потопляющим и потопят города филистимские, и живущих в них; тогда застонут люди, услышав топот копыт коней его (Навуходоносора), стук колесниц его, скрип колес его. Отцы не взглянут на сыновей, потому что руки у них опустятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Итак, картинка. Картинка, потому что апокалиптика всегда на картинках. Итак, стоит престол, на этом престоле сидит старик, ветхий днями: белая борода, белые волосы, белая сияющая одежда. Картинка понятная – понятная; человеческая-человеческая, все видели стариков с белыми бородами и белыми волосами. Далее, 13 стих. Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. Сын человеческий тоже можно представить – человек, идет по облакам, всё прекрасно. Что это такое, кого видит Даниил? Если бы Книгу Даниила считать пророчеством, а не апокалиптикой, то тогда ответ был бы такой. Ветхий днями – это Бог Отец, Сын Человеческий – это второе лицо Пресвятой Троицы. Но это апокалиптика, это символ. Кто это, кто Ветхий днями – это Бог Сын. А кто Сын Человеческий – это тоже Бог Сын. Как так? А очень просто. Бог вечен, то есть Он был всегда. Как это нарисовать? Бога надо изобразить в виде старика – древний. Вот поэтому и Ветхий днями. Как показать человечество Иисуса Христа – как человека Его изобразить, вот он Сын Человеческий – божество и человечество Иисуса Христа. Вот так картинками, символами это показать. Поэтому когда мы читаем Откровение или вообще апокалиптику, мы должны понимать, что это все символы. На самом деле это очень важно. Почему? Потому что мы с вами будем говорить о красном драконе, и будем говорить о печати, которую ставит зверь. Следующий момент в апокалиптике. Апокалиптика всегда боевая. Всегда в апокалиптике описывается какая-то война, какие-то бедствия, какие-то несчастья. Она не может быть другой. В той же Книге пророка Даниила изображается море, и из этого моря вылезают всякие чудовища. Море – это символ, чудовище – это символы. Что делают эти чудовища? Воюют, захватывают, уничтожают. То есть это всегда война.

http://azbyka.ru/audio/apokalipsis.html

Воздвижение Креста: Кто жаждет – иди ко Мне и пей Есть только одна нерукотворная – поистине нерукотворная – икона, где мы видим тот же лик Спасителя, что и Пилат, иудеи и римские солдаты тем утром: обезображенный, залитый кровью, заплывший от побоев. 27 сентября, 2010 Есть только одна нерукотворная – поистине нерукотворная – икона, где мы видим тот же лик Спасителя, что и Пилат, иудеи и римские солдаты тем утром: обезображенный, залитый кровью, заплывший от побоев. Севастийская когорта набиралась из «антисемитов» – самарян и сирийцев, которые – в этом можно не сомневаться – всласть наиздевались над «Царем Иудейским» до и после того, как двое из них исполосовали Его, стоящего с привязанными к невысокому столбу руками, «плетями, наводящими ужас» – флагрумами или, по-русски, нагайками (только вместо гайки использовались стальные шарики или костяные наконечники, рассекавшие мясо до кости. 59 ушибов с рваной раной около четырех сантиметров в длину от бича с тремя концами, 18 – с двумя и 21 – с одним). Шутовской маскарад – красный солдатский плащ, символизировавший царскую порфиру, нахлобученный на голову вместо митры восточных монархов клубок из колючек, по которому били палкой (30 кровоточащих проколов по всей верхней части головы) – шутовской маскарад продолжался и вне внутреннего двора претории, обычного места порки: выведенный оттуда Иисус продолжал быть актером жуткой комедии, только зрителями были уже не солдаты, а Его народ: кто онемел от ужаса, кто сплюнул, кто усмехнулся, видя Мессию – таким . Есть только одна нерукотворная – поистине нерукотворная – икона, где мы видим тот же лик Спасителя, что и Пилат, иудеи и римские солдаты тем утром: обезображенный, залитый кровью, заплывший от побоев. Разбитые брови, порванное веко, проломленная переносица, борода, из которой вырваны клочья волос. Это данные исследования Туринской плащаницы , в которой христиане видят те самые погребальные пелены, что рассматривал, ничего не понимая, Петр послепасхальным утром 15 нисана (апреля). Именно таким предстал Иисус перед Пилатом и народом за два дня до того, как Его гробница оказалось пустой – в пятницу, куда возвращает нас читаемая на Крестовоздвижение , 19-я глава Евангелия от Иоанна. Чтение начинается с 6-го стиха: Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-kt...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010