ЗВЕЗДОЗАКОНИЮ И ЗВЕЗДОСЛОВИЮ – кальки терминов στρονομαν κα στρολογαν вин., сохраняемые в совр. тексте как фрагмент средневековой словесной картины. В слав. пер. Малалы греч. термины астронмъ . НАУКЕ О РОЖДЕНИИ: рж с твословью в соот. с γενεθλιαλογαν вин. «наука о рождении», то есть определение судьбы человека по расположению звезд при рождении. СТАЛО БЫТЬ: οκον «итак», в пер. не точью – из-за ошибочного разделения част. οκον на ον и отрицание οκ. Упомянуто в [Истр. II, 158]. To же на И251 13 . ВОЛХВОВАНИЕ: волшвени И34 5 ; в греч. звуковая перекличка: μαγεα π Μαγουσαων «магия от магусеев» – (потому они) μαγγ Б11 11 (вар. Μαγς) «магог» (называются). По Малала I. 12. To же на Б14 23 =И36 5 (по Малала II. 36 [Малала Истр., 476]), Б96 5 =И82 24 . ОРИОН – миф. беотийский гигант-зверолов и одноименное созвездие. Это имя встречается в мифах различных восточных народов. КОЛЕНО СИМОВО: колно симле И34 9 на месте φυλιστιεμ Б11 15 «филистимляне». Так и в Септ: φυλιστιιμ Быт. 10:10 . Ср. φλη Σημ «колено Сим». На ошибку пер. указывает [Истр. II, 159]. Впрочем, возможны и греч. истоки этой замены, если учесть произвольность соединения стихов 10 и 14 из главы 10 Кн. Бытия в источнике ХГА (Анон. 17) и возможность обоих смыслов. Место проблематичное: у Амартола соединены два стиха из Быт. 10 : ст. 10 и 14, в то время как в Анон. хронике, цитируемой здесь (Анон. 17), за Быт. 10:10 идет Быт. 10:11 : Sennaar ( Быт. 10:10 ), unde exivit Assur ( Быт. 10:11 ), Semi filius, a quo Assurii dicti sunt. Accyp из Быт. 10:11 – это потомок Хама, от одного из потомков которого «вышли филистимляне» ( Быт. 10:14 ), так что замещение вполне могло произойти. Филистимляне не уловлены переводчиком и ниже, слово разделено на колено и новый этноним: соущихъ колна тиима И116 12 ; глемыхъ рода тимьскаго И297 16 . В Лет (на линии И34 9 ) ЛМ3об. 7 . АССУРОВА: το σσορ в пер. аронова. В результате этой ранней порчи (она присутствует во всех списках) утратилась идея связи наименования страны и народа с миф. родоначальником колена: «от колена Ассура – ассирийцы» и т. п. и тем разрушилось художественное единство рассказа. Место отмечено Истриным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть прекрасные фильмы, вышедшие в прошлом году. Но, поскольку это все авторское кино, увидеть его не всегда просто — то в одном клубе покажут, то в другом. Нужно специально интересоваться и искать программы авторской анимации. Например, один из самых-самых призовых «взрослых» фильмов прошедшего года (получивший в том числе приз за лучший дебют на самом престижном в мире фестивале в Анси) – это картина «Обида» Анны Будановой (Екатеринбург). Вполне себе взрослое метафоричное кино про то, как толстую девочку с детства сопровождала обида и девочка росла, а вместе с ней и обида. Этот фильм тоже можно найти в интернете. Кадр из фильма «Обида» Анны Будановой Среди авторских анимационных фильмов кстати, не так много собственно детских. Из лучших детских картин последнего года могу назвать чудесный фильм «Моя мама – самолет». Это пятиминутное кино, которое сняла Юлия Аронова по собственному же сценарию. Прелестная, стихотворная, веселая, звонкая история про мальчика, который рассказывает, что его мама – самолет. Ее тоже можно найти в интернете, она выложена. Мне бы хотелось посоветовать людям, любящим мультфильмы, смотреть кино, снятое и в последние годы, а не останавливаться на советской классике 70-х. В 2000-х снято очень много хорошего. Именно авторского, штучного кино, не сериального. Среди них тоже есть детские фильмы. События одного из моих любимых мультфильмов — картины Софьи Кравцовой «Пудя» по книге Бориса Житкова, тоже, кстати, происходят зимой. Трогательный, очень обаятельный мультфильм про мальчика, который сделал себе из кусочка меха собачку и придумал, что она живая. Или, например, замечательный фильм Дарины Шмидт «Маленькая Василиса» о девочке, которая победила Бабу Ягу, снятый в нарядном стиле лоскутного шитья. Если заинтересоваться – можно найти прекрасные новые фильмы. Я уж не говорю о том, какой прекрасный цикл Лизы Скворцовой «Колыбельные мира» студии «Метроном» как раз сейчас начал выходить на дисках. Так что традиция хороших детских анимационных фильмов у нас не прервалась. Просто не нужно забивать себе голову тем, что у нас после «Винни-Пуха» никто никогда ничего не снял и стоит смотреть лишь старое доброе. Доброе есть и новое!

http://pravmir.ru/pro-zimnie-multfilmy-i...

После встречи с Луначарским Короленко написал шесть писем, но ни одного ответа не получил. Сам Луначарский, отвечая в 1930 году на предложение профессора Н. К. Пиксанова переиздать его переписку с Короленко, писал: «Что касается моей переписки с Короленко, то ее издать никак нельзя. Ибо и переписки–то не было». Письма распространялись в списках, а в 1922 году были изданы в Париже. Анатолий Васильевич. Я, конечно, не забыл своего обещания написать обстоятельное письмо, тем более что это было и мое искреннее желание. Высказывать откровенно свои взгляды о важнейших мотивах общественной жизни давно стало для меня, как и для многих искренних писателей, насущнейшей потребностью. Благодаря установившейся ныне «свободе слова» этой потребности нет удовлетворения. Нам, инакомыслящим, приходится писать не статьи, а докладные записки. Мне казалось, что с вами мне это будет легче. Впечатление от вашего посещения укрепило во мне это намерение, и я ждал времени, когда я сяду за стол, чтобы обменяться мнениями с товарищем писателем о болящих вопросах современности. Но вот кошмарный эпизод с расстрелами во время вашего приезда  как будто лег между нами такой преградой, что я не могу говорить ни о чем, пока не разделаюсь с ним. Мне невольно приходится начинать с этого эпизода. Уже приступая к разговору с вами (вернее, к ходатайству) перед митингом, я нервничал, смутно чувствуя, что мне придется говорить напрасные слова над только что зарытой могилой. Но — так хотелось поверить, что слова начальника Чрезв. комиссии имеют же какое–нибудь основание и пять жизней еще можно спасти. Правда, уже и по общему тону вашей речи чувствовалось, что даже и вы считали бы этот кошмар в порядке вещей… но… человеку свойственно надеяться… И вот на следующий день, еще до получения вашей записки, я узнал, что мое смутное предчувствие есть факт: пять бессудных расстрелов, пять трупов легли между моими тогдашними впечатлениями и той минутой, когда я со стесненным сердцем берусь за перо. Только два–три дня назад мы узнали из местных «Известий» имена жертв. Перед свиданием с вами я видел родных Аронова и Миркина, и это отблеск личного драматизма на эти безвестные для меня тени.

http://predanie.ru/book/132175-est-vsyud...

4) На основании 2Кор.5:6 , протестанты строят такое заключение: «аще плотское Христово в забвении и презрении быти имать: колми паче плотское святых Христовых, сиречь мощи святых». В ответ на это возражение «Камень веры» 1) говорит, что чувство благодарности за бесчисленные благодеяния нашего Спасителя побуждает нас всегда помнить, а не забывать о плотском Христа: его воплощении, страдании и смерти, 2) приводит толкование на указанное место св. Писания отцев церкви, которые «Христово еже по Плоти разумеют, и глаголют быти Христа страдателна, и смерти подлежаща. А еже не по Плоти, разумеют быти бесстрастна и бессмертна» (291 а –292 а ). (Гл. II) 5) По мнению протестантов, почитание мощей открывает путь к идолопоклонству, так как соединяется с поклонением, которое должно быть воздаваемо одному Богу ( Мф.4:10 ). На это возражение «Камень веры» отвечает, что почитание св. мощей не только не ведет к идолопоклонству, но, напротив, – к его уничтожению, так как, почитая мощи св. мучеников, ратовавших против идолопоклонства и часто принимавших смерть за его отрицание, православные тем самым выражают свое согласие с религиозными убеждениями мучеников (292 б ). Против возражения, что в почитании мощей заключается много суеверного, так как православные думают получать освящение чрез прикосновение к одежде, костям и ракам с мощами святых, – «Камень веры» указывает на св. Писание ( Мф.9:20 ; Деян.5:15, 19:12 ), и на обычай хранить с честию и любовию вещи, оставшиеся нам после умерших родителей (292 б –293 а ). Но поводу недоумения протестантов, – «како вещь живота в себе не имущая почитания может быти достойна?», – «Камень веры» ссылается на св. Писание Ветхого Завета, в котором говорится о почитании не одушевленных предметов: кивота завета, скрижалей, жезла Аронова и проч. Притом же, если лишены жизни мощи святых, то «живы суть тии, имже честь воздается в вещех им приискренне совокупленных. Отъонудуже не точию телеса или кости святых, но и одеяние, и власы, и покрывала, и прочая, яже бяху присовокупленна тем, в чести имамы», так как Бог чудодействует не только чрез мощи святых, но и чрез самые одежды их (293 б –294 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине 14.07.2022 17.04.2023 ( 3  голоса:  3.0 из  5) Оглавление Когда ты была во мне точкой (отец твой тогда настаивал), мы думали о тебе, дочка, — оставить или не оставить? Рассыпчатые твои косы, ясную твою память и сегодняшние твои вопросы: «оставить или не оставить?» Андрей Вознесенский, «Говорит мама» Алла Ларионова и Николай Рыбников Советские актеры, народные артисты РСФСР В один из съемочных дней она почувствовала себя нехорошо. Пошла к врачу. Потом отправилась к любимому мужчине – сказать, что ждет ребенка. Но любимый не обрадовался этой новости и оставил ее одну. Алла уехала в Минск, на съемки. Там же хотела сделать аборт. Ведь став матерью-одиночкой, о дальнейшей карьере в кино она могла забыть. Однажды вечером раздался стук в дверь ее гостиничного номера. На пороге стоял Рыбников… – Этот ребенок будет моим, – сказал Николай. – Аборт я тебе делать не дам. Влюбленный и благородный, он взял Ларионову в жены, несмотря на чужого ребенка… И всю жизнь называл его своим. Вместе они прожили тридцать лет и три года, воспитали двух дочерей… «Николай Рыбников умел любить не только в кино, но и в жизни, – вспоминала Алла Ларионова. – Он был однолюб, гордился этим. Был образцовым семьянином, хозяином… Коля искренне считал, что я красивее всех мировых кинозвезд – и Софи Лорен, и Мэрилин Монро – и часто мне говорил: «Ни на кого, кроме тебя, и смотреть не хочу». Алла Ларионова говорила: «Рыбников спас меня от самого страшного греха в этой жизни, как спас и от позора». Актриса неоднократно рассказывала эту историю в многочисленных интервью, в частности в программе «Серебряный шар». Мария Аронова Актриса театра и кино, народная артистка Российской Федерации Актриса решилась на аборт, когда у неё на руках уже был маленький сын. В тот сложный период времени она мало играла на сцене и в кино, материальное положение никак нельзя было назвать устойчивым. К тому же с отцом ребёнка не общалась, что ещё сильнее усугубляло ситуацию… Боль от этой ошибки удалось унять лишь тогда, когда артистка благополучно родила дочь Серафиму. «Чего я не могу понять – это легкого отношения к абортам, мои девочки-однокурсницы по 4–5 раз в год бегали на операцию и, кажется, ничуть не переживали… Но это ужас! Я приехала из больницы домой, села возле кроватки Влада и подумала: «Только что я убила вот такого же…» Если бы в этот момент я могла на некоторое время стать мужчиной – я бы точно знала, как сыграть Раскольникова». Валерия

http://azbyka.ru/zdorovie/gorkij-opyt-zn...

— Что это? — спрашивает Костя у старичка, сидящего на палубе. — Триполье. — То самое? — Какое то самое? Триполье — одно, другого нету. Костя кубарем слетает по трапу к сходням. Их уже установили, и по ним гуськом торопливо и осторожно идут школьницы, а учительница стоит у перил и, приподняв руку и шевеля губами, пересчитывает девочек. — А ну, Костя, проводи их на палубу! — окликает его знакомый помощник. — Нет-нет, в каюту! — кричит учительница. — В каюту так в каюту! — соглашается помощник. — В кормовой салон. Косте хочется сойти на берег, но отказать помощнику нельзя. Он идет в кормовой салон, а за ним, шушукаясь, табунком идут девочки. Следом появляется учительница; школьницы окружают ее, рассматривают салон, охают, ойкают и поднимают такой галдеж, что Костя сейчас же уходит. Однако на берег сойти не удается. Уже звонит колокол, пароход гудит и отваливает от пристани. Из-под колесного кожуха со свистом и шипеньем вырывается пар, окутывает пристань, еще и еще — пароход будто громко отдувается, набираясь в дорогу сил. Взобравшись на верхнюю палубу, Костя со стесненным сердцем жадно смотрит на обрывы. Крутые косогоры пусты и безлюдны. На полугоре, там, где на глинистой почве торчат редкие пучки травы, бродит белая коза. Она щиплет траву, потом поднимает голову, жуя, смотрит на пароход и опять принимается щипать. Триполье! Место гибели и бессмертной славы киевских комсомольцев! Совсем недавно, перед концом учебного года, пионервожатая рассказывала о Трипольской трагедии, о том, как в 1919 году комсомольский отряд выступил из Киева на борьбу с кулацкой бандой “зеленых”, как пришли они в Триполье и погибли здесь в неравном бою. Вот, может быть, с этой самой кручи Люба Аронова, Миша Ратманский в последний раз смотрели на Днепр, на безбрежные приднепровские дали, посылая прощальный привет родине… Костя ищет взглядом памятник, однако ничего похожего на памятник на берегу нет. Косте жаль, что его нет — большого красивого памятника, такого, чтобы он был заметен отовсюду и чтобы, завидев его, пароходы давали длинный печальный гудок, а пассажиры, стоя в строгом молчании, смотрели на него и с благодарностью думали о людях, отдавших жизнь за родную советскую власть, за коммунизм…

http://azbyka.ru/fiction/ogni-na-reke-ni...

Итак, aesthetica patrum охватывает Отцов Церкви II – IX вв., ибо именно в этот период и было наиболее полно сформировано и закреплено в письменных источниках святоотеческое эстетическое сознание. Исследование строится в хронологическом плане и будет включать в себя несколько томов. Предлагаемый вниманию читателей первый том состоит из двух частей. Первая посвящена анализу ранней патристики (II – III вв.), представители которой вошли в науку под названием апологетов, ибо основной мотив их сочинений – защита и оправдание христианства в глазах позднеантичной (в основной массе еще языческой) публики. И даже не столько защита в прямом смысле слова, сколько просвещение гонителей христианства относительно нового учения, стремление обратить их в свою веру. В полемике с уходящей античностью (как греко-римской, так и ближневосточной) апологеты закладывали фундамент новой культуры – христианской. По духу и содержанию своей писательской деятельности к апологетам примыкает и Блаженный Августин (особенно раннего периода, когда им были написаны основные работы, содержащие богатый эстетический материал). Его фундаментальное богословско-философское сочинение «О граде Божием» – последняя и самая грандиозная апология христианства, завершающая ряд аналогичных произведений II – III вв. И хотя, следуя строгой хронологии, Августина полагалось бы расположить после Отцов Церкви IV в. (он творил в конце IV – 1-й трети V в.), тематически и типологически он стоит ближе к апологетам, фактически во многом подводя итог апологетической традиции (особенно в плане эстетического сознания). Поэтому мы сочли целесообразным поместить его во второй части первого тома. Второй же том, работа над которым в настоящее время завершается, будет полностью посвящен IV в. – «золотому веку», по выражению многих исследователей, святоотеческой письменности. В данный том вошли материалы в основном уже апробированные и опубликованные в свое, не очень благоприятное для подобных штудий время. Первая часть была выпущена в качестве отдельной книги под маскирующим названием «Эстетика поздней античности. II – III века» (М., «Наука», 1981). Благодаря доброму отношению редакторов издательства (Н. А. Алпатовой, В. Р. Аронова, А. Б.Стерлигова) к проблематике и автору книга вышла практически без сокращений и каких-либо цензурных изменений, за что он, пользуясь случаем, выражает им глубочайшую признательность. Скандал разразился уже после того, как книга увидела свет и была в несколько дней распродана. Возмущенные письма «профессиональных» атеистов пошли в идеологический отдел ЦК КПСС, в Госкомиздат, в Дирекцию Института философии, под чьим грифом вышла книга. В чем только не обвиняли автора (в конечном счете все эти письма с грозными резолюциями стекались в Институт философии и предъявлялись в качестве обвинительных документов автору)! Но так как он не состоял в рядах КПСС, то, постращав, ему милостиво простили его «идеологическую необразованность». Да и «обвинения» были шиты белыми нитками.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/es...

Не говорите, что революция имеет свои законы. Были, конечно, взрывы страстей революционной толпы, обагрявшей улицы кровью даже в XIX столетии. Но это были вспышки стихийной, а не систематизированной ярости. И они надолго оставались (как расстрел заложников коммунарами) кровавыми маяками, вызывавшими не только лицемерное негодование версальцев, которые далеко превзошли в жестокости коммунаров, но и самих рабочих и их друзей… Надолго это кидало омрачающую и заглушающую тень и на самое социалистическое движение. В сообщении по поводу расстрела Аронова и Миркина, появившемся наконец 11 и 12 июня в «Известиях», говорится, что они казнены за хлебную спекуляцию. Пусть даже так, хотя всё–таки невольно вспоминается, что продовольственные власти не усмотрели нарушения декретов, и это разногласие заслуживало хотя [бы] судебной проверки. Вообще, всё это мрачное происшествие напоминает общественный эпизод Великой французской революции. Тогда тоже была дороговизна. Объяснялось это также самым близоруким образом — происками аристократов и спекулянтов и возбуждало слепую ярость толпы. Конвент «пошел навстречу народному чувству», и головы тогдашних Ароновых и Миркиных летели десятками под ножом гильотины. Ничто, однако, не помогало, дороговизна только росла. Наконец парижские рабочие первые очнулись от рокового угара. Они обратились к конвенту с петицией, в которой говорили: «Мы просим хлеба, а вы думаете нас накормить казнями». По мнению Мишле, историка–социалиста, из этого утомления казнями в С.-Антуанском предместье взметнулись первые взрывы контрреволюции. Можно ли думать, что расстрелы в административном порядке могут лучше нормировать цены, чем гильотина? В сообщении официальной газеты приведены только четыре имени расстрелянных 30 мая, тогда как определенно говорилось о пяти. Из этого встревоженное население делает заключение, что список неполон. Называют еще другие имена… Между тем если есть что–нибудь, где гласность всего важнее, то это именно в вопросах человеческой жизни. Здесь каждый шаг должен быть освещен. Все имеют право знать, кто лишен жизни, если уж это признано необходимым, за что именно, по чьему приговору. Это самое меньшее, что можно требовать от власти. Теперь население живет под давлением кошмара. Говорят, будто только часть [казненных] приводится в списке. Доходят до чудовищных слухов, будто даже прежняя процедура еще упрощается до невозможного отсутствия всяких форм, говорят, что теперь можно обходиться даже без допроса подсудимого. Думаю, что это только испуганный бред… Но — как выбить из голов населения мысль, что теперь бредит порой и сама действительность?..

http://predanie.ru/book/132175-est-vsyud...

«Ты смотришь сквозь маленькие и ясные стекла времени. Свобода – дар, сильнее всего уподобляющий тебя Творцу, но увидеть ее ты можешь только в перевернутый бинокль, иначе она была бы слишком велика для тебя. Для тебя сменяются диапозитивы моментов, и во всякий из них ты волен делать выбор». К. Льюис. Сказание об аде и рае, или Расторжение брака Когда мы выбираем любовь и брак, мы выбираем свободу. Мы очень сильно заблуждаемся, если думаем, что брак – это отношения, которые накладывают на нас запреты и ограничения. Что, дескать, мы приходим в семью, поступаем, как принято в обществе, соглашаемся на жизнь вдвоем, но взамен приносим в жертву свою свободу. Если это так, это не брак, это катастрофа. Помните: все мое – твое? И в браке моя свобода становится твоей свободой. И у меня нет тайного кармана, потайного места, где я что-то припрятываю для себя. Нет какого-то кусочка моей собственной жизни, не имеющего к тебе отношения. А если есть, из этого и возникает та трещина, которая впоследствии приведет к разрушению любого союза. Да, любовь – это такой же риск, как вера. Здесь ничего нельзя припрятать или ловко рассчитать. Я отдаю тебе все, что у меня есть, но тем самым я не лишаюсь, а приобретаю. Свобода супругов, она общая, а не раздельная. И они должны реализовать себя в этой свободе до конца, иначе с самого начала будут обманывать и обманываться. Точно так же как и любовь, свобода – тоже всегда риск. И все настоящее, что есть в нашей жизни, – это постоянный риск. Но если мы себя от этих рисков ограждаем, мы не живем. У поэта Александра Аронова есть такие строчки: «Если у вас нету тети, то вам ее и не потерять, если вы не живете, то вам и не умирать». Нельзя жить чуть-чуть, доверять местами, любить с оглядкой. Если хочешь по-настоящему в этой жизни реализовать себя, придется рисковать. Сегодняшнее состояние общества и всего человечества во многом связано именно с тем, что люди предпочитают не рисковать. Ни в чем: ни в любви, ни в свободе, ни в браке, ни в вере. Люди боятся жить и ищут какой-то стабильности, которую можно вокруг себя навести и максимально спокойно в ее условиях существовать. А любовь и вера – это осуществление реальной связи человека с Богом. Это очень похоже на потребность в свободе и творчестве. Да, это сложно, потому что здесь необходим настоящий подвиг. Надо рискнуть и безоглядно довериться Богу. Пойти по воде. Или без остатка отдать себя любимому человеку. Тогда это будет проявлением настоящей любви. Мы же все помним, что:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Когда в Амбурском и Чернозерском скитах или сельбищах число раскольников умножилось; произошел между ними раздор, а за раздором и раздел. Некто беглец из Федосеевского скита, живший несколько времени в Амбурском ските, видя, что Кореневский пользуется один денежными вкладами ко кресту, стоявшему в молельне, и деньгами за продаваемые свечи, отделился от него и, удалившись отсюда за три версты к озеру, называемому Корота, завел свой скит, несогласный с амбурцами касательно креста, образов за стеклами и пищи. Так явился скит толка Федосеевского. Что же касается до чернозёрского скита; то, проживавшие здесь, Семен Протопопов и крестьянин Андрей Пастухов, видя, что безженство филипповцев служит поводом к прекращению законного деторождения и к развитию любодейства, оставили этот скит и в 9 верстах от него на озере, называемом Сухое, при помощи купца Аронова заведши сельбище, основали свой толк ароновский. После смерти этих расколоучителей, правительницей сего скита была холмогорская купеческая девка Маремьяна Ерюхина, за распространение и совершение треб в 1846 или 47 году высланная в закавказские провинции. Она так хитро действовала на своих родственников и знакомых, что холмогорские купцы Ерюхины, равно как и те, которые переселились в Архангельск, до сих пор следуют этому расколу и поддерживают интересы своих единомышленников, ко вреду православной церкви. Удалившиеся от православной веры! Обратите внимательный взор на своих расколоучителей и заблуждения их, и вы увидите, что заводчики ваших толков были то беглецы, то мятежники, то простолюдины, или противники власти царя православного. Но знайте, что верно евангельское слово Спасителя и непременно сбудется над вами: всяк сад, егоже не насади Отец Небесный, искоренится ( Мф.15:13 ). Одумайтесь и присоединитесь к православнокатолической Церкви, от которой отпали вы по неведению, и будьте единомысленны с нами в вере христианской! Священник Александр Ивановский (Странник 1866 г., Сентябрь) Рассказ бывшего старообрядца Козьмы Ладонкина о том, как жил в расколе и как пришел в соединение с Православной Церковью 34 Я рожден от бедных родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010