21 Подробнее об Аэрии см. у Августина (Haer. 53) и Епифания (Panar. 3:75), которые причисляют его к арианам. 22 Ноэтиане и савеллиане относятся ко второй ветви монархиан – т.н. модалистам, толковавшим Отца, Сына и Св.Духа как различные ‘модусы’ или ‘функции’ (officium у Исидора) единого Бога – скорее чем ‘лица’ или ‘ипостаси’ (лат. persona, греч. πρσωπον). Патрипассианами, ‘отцестрастцами’, их прозвали оппоненты, коль скоро при таком единстве Бога оказывается, что и Отец претерпел на кресте. К Савеллию восходит систематическое употребление терминов πρσωπον и μοοσιος, затем переосмысленных в Никейском духе Афанасием Александрийским и его единомышленниками. 23 Македониане (Macedoniani Μακεδονιανο), они же полуариане (μιαρειανο), духоборцы (πνευματομχο) и др., – последователи Македония, епископа Константинопольского (342–346 и 351–360), занимавшие промежуточное положение между арианством и православием . Македонианство было официально осуждено Вторым Вселенским (Первым Константинопольским) Собором в 381г., как и аполлинаризм, учение Аполлинария Лаодикейского (ум.390) – того самого блестяще образованного епископа, который перелагал Ветхий Завет по образцам Гомера и Пиндара, а Новый – в стиле платоновских диалогов. Стремясь в борьбе с арианством подчеркнуть божественную природу Иисуса и её единство (выступая, таким образом, провозвестником монофизитства), Аполлинарий пришёл к отрицанию у Христа разумной человеческой души (anima: νος) – её должен был замещать у него божественный Логос. Антидикомаритов (Antidicomaritae, ντιδικομαριανται), букв. ‘прекословцев Марии’, связывает с Аполлинарием Епифаний (Panar. 3:78). Их пафос – в отрицании ‘приснодевства’ (ειπρθενος) Марии в связи с упоминанием в Евангелии братьев и сестёр Иисуса. 24 Источники Исидора здесь – Августин (Haer. 58) и Филастрий Брешианский (Haer. 51). Обращают на себя внимание гностико-манихейские коннотации упоминаемого ими слова μεταγγισμς ‘переливание; метемпсихоз’ (ср. у Епифания о Мани, Panar. 3:66.55).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

 Paulinus, ep. 1, 4. 174 Ер. 1, 2. Паулин цитирует псалмы: 13, 3; 5, 10-11 и 17, 26. 175  Ер. 1, 4-7. 176 Ер. 5, 6. 177 Учение Мартина о скором пришествии Антихриста см.: D II, 14, 1-4; вера Сульпиция: V. M. 24, 3; ср.: также: Chron II, 28, 1; 29, 5-6; 33, 3. Позиция Мартина по поводу вмешательства власть предержащих в церковные дела: Chron II, 50, 5, Сульпиция - D I, 7, 2. Взгляды Мартина на сравнительную ценность сана епископа и аскетизма - D II, 12, 6, хотя остается вопрос о том, было ли его отвращение к епископам-соглашателям столь же сильным, как у Сульпиция (D I, 21, 3-4; Chron I, 23, 5-6). 178 Epp. 2 et 3. 179 Ер. 31. Это письмо было доставлено Сульпицию весной 403 г.; см.: J.T. Lienhard. Op. cit., pp. 182-187. 180 J. Bernays. Ueber die Chronik des Sulpicius Severus. Berlin, 1861, p. 3, n. 4. Его мнение оспаривает ван Андель (G.K. van Andel. Op. cit., рр. 51-52). 181 D I, 1, 1. 182 D I, 6, 1. Полное изменение взглядов Феофила Александрийского относительно Оригена произошло в 399 г. и в 400 г. он созвал собор, проклявший его. См.: A. Guillaumont. Les " Ke phalaia Gnostica " d " Evagre le Pontique et l " histoire de l " Orige nisme. Paris, 1962, p. 62-64. 183 D 14, 4. Поскольку Мартин умер в ноябре 397 г., это дает нам предельную дату - 405 г. 184 D III, 5, 2-3. 185 H. de Prato. Vol. I, pp. 266-268. Вдобавок к веронскому и брешианскому кодексам, использованным де Прато, текст " D " из " Книги Армы " (807 г.) тоже показывает нам изначальное деление на 2 диалога. 186 Chron I, 1, 4. Ван Андель далее доказывает, что " Хроника " Сульпиция добивается обращения образованных читателей к аскетизму еще до того, как они будут застигнуты концом света (см. особенно: G.K. van Andel. Op. cit., рр.139-142). Данное разъяснение самого Сульпиция делает это вероятным и тезис ван Анделя весьма интересен. Однако он слишком преувеличивает то, о чем умалчивает " Хроника " . 187 G.K. van Andel. Op. cit., рр. 12, 14, 80-83, 94-95, 107-108, 115. 188 Chron II, 50-51. 189 Ср.: ер. 1б 2-4 и D I, 26, 4-6. 190

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Адриан IV, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626) (1110/20-1.09.1159; мирское имя - Николай Брейкспир), папа Римский (4.12.1154-1.09.1159). Род. в Англии; принял постриг в мон-ре св. Руфа возле Авиньона, в 1146 г. стал епископом Альбано, с 1149 г.- кардинал-епископ Остии. В нач. 50-х гг. XII в. руководил созданием Норвежской (Тронхейм) и реформой Шведской Церквей. В его понтификат начался конфликт Римской курии с римско-герм. имп. Фридрихом I Барбароссой . А. поначалу поддерживал мирные отношения с императором, стараясь, однако, сохранить независимость папского престола. После коронации Фридрих I приказал схватить мятежника Арнольда Брешианского и выдать его префектам Рима. Однако с отъездом императора в Германию, опасаясь усиления норманнов, контролировавших с сер. XI в. Юж. Италию, в 1156 г. А. заключил союз с их кор. Вильгельмом I (1154-1166). Это привело его к ссоре с Фридрихом I, претендовавшим на главенство в Италии. В 1158 г. возник новый конфликт из-за притязаний императора на право сбора налогов в североитал. городах (т. н. regalia). В 1159 г. началась открытая война между папой, поддержавшим его союзом североитал. городов, и имп. Фридрихом I, продолжавшаяся после смерти А. до 1177 г. (см. Александр III , папа). Возможно, в целях расширения территории, подконтрольной Римской Церкви, А. подвигнул англ. кор. Генриха II (1154-1189) на завоевание Ирландии. Ист.: Gesta Friderici I imperatoris/Hrsg. von O. Freising. Hannover, 1978. Лит.: Almedingen E. M. The English Pope. L., 1925; Ullmann W. The Pontificate of Adrian IV//CHJ. 1955. Vol. 11; De é r J. Papsttum und Normannen. B., 1972. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова: ВИКТОР III (ок. 1027 - 16.09.1087; мирское имя Дауферий, в монашестве Дезидерий), папа Римский (с 24 мая 1086)

http://pravenc.ru/text/63598.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТАЛОН [лат. Anatalon] (I в.), свт. (пам. зап. 24 или 25 сент.), еп. Медиоланский. Грек по происхождению, А. был спутником ап. Варнавы , вместе с к-рым проповедовал христианство в Медиолане (совр. Милан, Италия). Согласно житию А., ап. Варнава, глава церкви, основанной им в Медиолане, послал А. на проповедь в Бриксию (совр. Брешиа), позже поставив его во главе как Медиоланской, так и Брешианской Церквей. Однако в медиоланских епископских списках именно А. назван первым еп. Медиоланским. Почитается как мученик и исповедник. Мощи А. покоятся в кафедральном соборе г. Брешиа. Ист.: BHL, N 416; ActaSS. Sept. T. 7. P. 19 sq. Лит.: Agrain R. Anatalon//DHGE. T. 2. Col. 1491-1492. П. Б. М. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/114942.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОНИЙ свт. (пам. зап. 7 июля), еп. Брешианский (119-135). Наиболее раннее упоминание о нем относится к XII в. Испанец по происхождению, А. стал епископом в итал. г. Брешиа. Упоминается также в житии мучеников Фавстина и Иовита, к-рые, будучи знатными гражданами города, приняли от А. Крещение и были рукоположены им во иереи. Известны 4 перенесения мощей А.: в 970, 1025, 1510 и 1604 гг. Ныне мощи святого покоятся в кафедральном соборе г. Брешиа. Ист.: ActaSS. Iul. T. 2. P. 453-457; AnBoll. T. 15. P. 46-47. Лит.: Aigrain R. Apollonius (13)//DHGE. T. 3. Col. 1015. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/75652.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСИЛИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 148 опубликовано: 24 декабря 2007г. АВКСИЛИЯ [лат. Auxilia, франц. Aussille - помогающая], мц. (пам. зап. 4 сент.). Святая дева, о времени и подробностях жизни к-рой известий не сохранилось, с древности почиталась в Бургундии в городах Тиль и Преси (совр. Тиль-Шатель и Преси-су-Тиль, Вост. Франция). Ист.: ActaSS. Sept. T. 12. P. 4. Лит.: DHGE. T. 5. Col. 782. А. И. М. Рубрики: Католические святые Ключевые слова: Святые Римско-католической Церкви Мученицы Римско-католической Церкви Авксилия, мученица (пам. зап. 4 сент.) См.также: АВДАКТА мученица Кесарийская (пам. зап. 28 марта) АГАПИЯ мц. Антиохийская (пам. зап. 10 или 11 марта) АГАПИЯ († ок. 400), мц. Брешианская (пам. зап. 16 авг.) АГАПИЯ († ок. 273), мц. Тернийская (пам. зап. 15 февр.) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) АГАФОНИКА († нач. IV в.), мц. Карфагенская (пам. зап. 10 авг.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/62842.html

18 И земля и небо... Всё растворилось... – «Придёт же день Господень. воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» ( 2Пет. 3:10, 12 ); «Прежнее небо и прежняя земля миновали. Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» ( Откр. 21:1 ; Ис. 65:17 ). Из библейских пророчеств одни делают вывод о торжестве жизни, другие – смерти. Человек свободен, но обязан выбирать. 21 Фея – сверхъестественное существо, творящее чудеса, делающее людям добро или зло. Герой дважды называет Ванду «феей жизни». Но может ли прелюбодейка быть ангелом света? 23 Всё перед вами падёт ниц, как перед властной царицей. – Апокалипсическому зверю поклонятся все живущие на земле, имена которых не написаны в книге жизни, а на нём будет восседать великая блудница и говорить в сердце своём: «Сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» ( Откр. 13:8; 17:3; 18:7 ). 24 Ваша красота победит всё. – Обольщённый внешностью Арнольд придаёт ей божественный статус, теряя способность видеть духовное нутро. Ср.: «И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её» ( Откр. 17:4 ). 25 …туманным призраком. Вы воплотили мечту. – Ср. желание Бранда: «Воплотить мои мечты, в яви – призрак воссоздать!» (Ибсен. 2, 371). 28 ...до нас никто не знал такого счастья. Мы первые в обетованную землю. – Грех лишает разума, гордыня – свойство безумных. Библейский символ только обличает помрачение падших. «Проводят дни свои в счастье и мгновенно нисходят в преисподнюю. ...Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна, хотя бы возросло до небес величие его и голова касалась облаков... не устоит счастье его» ( Иов 21:13; 20:5–6, 21 ). 29 Верю... Больше – я знаю. – «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать» ( 1Кор. 8:2 ). Пока пребываем в теле, «ходим верою, а не видением», и лишь «отчасти знаем и отчасти пророчествуем» ( 2Кор. 5:7 ; 1Кор. 13:9 ). Вера же есть уповаемых утверждение, вещей обличение невидимых ( Евр. 11:1 ). Для раскрытия диалектики веры и знания важно сравнение: первая лексема отсутствует в Ветхом Завете, вторая же употребляется значительно чаще, чем в Новом. Ср. фразу Подгорного из пьесы «Интеллигенция»: «Он не знает – он верит: это выше».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

ВАНДА. Ты не получил… АРНОЛЬД. Ты должна быть готова к семи часам. ВАНДА. Арнольд, я послала тебе письмо… с девочкой. АРНОЛЬД. Письмо? Я не получал. Меня с утра не было дома. Но что с тобой? Ты нездорова? ВАНДА. Да… Там в письме… АРНОЛЬД (с тревогой) . Что случилось, ты больна, Ванда? ВАНДА. Случилось… (Совершенно упавшим голосом.) Я еду одна, Арнольд… Здесь я не могу… Я уеду одна. АРНОЛЬД. Ради Бога… Ванда!.. Но что же случилось? Пауза. ВАНДА. У меня… ребёнок… АРНОЛЬД (несколько мгновений стоит поражённый, но быстро приходит в себя и говорит с твёрдой силой) . Это ребёнок твой. Я буду любить его, как тебя. ВАНДА (безнадёжно качает головой) . Арнольд… начинать новую жизнь… когда я чувствую себя… матерью его ребёнка. Арнольд… может быть, после. Через несколько лет. Я буду ждать тебя. АРНОЛЬД (целует её с благоговением) . Это будет наш ребёнок, Ванда. ВАНДА. Подожди… Не вынуждай меня. Сейчас это невозможно. Я уеду одна. АРНОЛЬД. Я буду носить тебя на своих руках. Твой ребёнок будет участником нашего счастья. ВАНДА. Арнольд… Тут не то… Тут что-то страшное, Арнольд… (Испуганно прижимается к нему.) АРНОЛЬД. Я никогда не отпущу тебя одну. ВАНДА. Беата не выходит у меня из головы. АРНОЛЬД (бережно обнимает её) . Ты расстроена, тебя пугают мрачные образы, Ванда. ВАНДА. Она отравилась за несколько дней… за несколько дней… АРНОЛЬД. Я увезу тебя сегодня же. Навсегда. Нас ждёт неведомое людям счастье. ВАНДА (в сильном волнении, почти с ужасом) . Я узнала об этом вчера вечером. И всю ночь мне казалось… Арнольд… обними меня… Это совсем как кошмар… АРНОЛЬД. Полно… Тебе нужен покой. Я окружу тебя любовью, заботой и лаской… ВАНДА. Я чувствовала, что ребёнок во мне… мёртвый… Постой, постой, Арнольд. Я это так ясно чувствовала. Всем своим существом. Ужас охватил меня. Я хотела ночью бежать прочь из этого дома… куда глаза глядят… Но разве могу я убежать от того, что во мне… Арнольд! Арнольд!.. АРНОЛЬД. Страшная симфония слишком глубоко потрясла твою душу. Ты сегодня же оставишь этот дом. Я буду с тобой.

http://azbyka.ru/fiction/smert-pesa/

   ВАНДА. У меня... ребёнок...    АРНОЛЬД (несколько мгновений стоит поражённый, но быстро приходит в себя и говорит с твёрдой силой). Это ребёнок твой. Я буду любить его, как тебя.    ВАНДА (безнадёжно качает головой). Арнольд... начинать новую жизнь... когда я чувствую себя... матерью его ребёнка. Арнольд... может быть, после. Через несколько лет. Я буду ждать тебя.    АРНОЛЬД (целует её с благоговением). Это будет наш ребёнок, Ванда.    ВАНДА. Подожди... Не вынуждай меня. Сейчас это невозможно. Я уеду одна.    АРНОЛЬД. Я буду носить тебя на своих руках. Твой ребёнок будет участником нашего счастья.    ВАНДА. Арнольд... Тут не то... Тут что-то страшное, Арнольд... (Испуганно прижимается к нему.)    АРНОЛЬД. Я никогда не отпущу тебя одну.    ВАНДА. Беата не выходит у меня из головы.    АРНОЛЬД (бережно обнимает её). Ты расстроена, тебя пугают мрачные образы, Ванда.    ВАНДА. Она отравилась за несколько дней... за несколько дней...    АРНОЛЬД. Я увезу тебя сегодня же. Навсегда. Нас ждёт неведомое людям счастье.    ВАНДА (в сильном волнении, почти с ужасом). Я узнала об этом вчера вечером. И всю ночь мне казалось... Арнольд... обними меня... Это совсем как кошмар...    АРНОЛЬД. Полно... Тебе нужен покой. Я окружу тебя любовью, заботой и лаской...    ВАНДА. Я чувствовала, что ребёнок во мне... мёртвый... Постой, постой, Арнольд. Я это так ясно чувствовала. Всем своим существом. Ужас охватил меня. Я хотела ночью бежать прочь из этого дома... куда глаза глядят... Но разве могу я убежать от того, что во мне... Арнольд! Арнольд!..    АРНОЛЬД. Страшная симфония слишком глубоко потрясла твою душу. Ты сегодня же оставишь этот дом. Я буду с тобой.    ВАНДА. Я не могу передать тебе весь безумный ужас своих ощущений!    АРНОЛЬД. Не вспоминай их, Ванда. Всё прошло. Ты больше не проведёшь здесь ни одной ночи.    ВАНДА. Наступит ночь... И я знаю, знаю... опять это вернётся...    АРНОЛЬД. Я буду без сна проводить ночи около тебя.    ВАНДА. Я чувствовала, что он мёртвый и в то же время... Это так непонятно, Арнольд... Что он будет... расти. Понимаешь. И мёртвый, и как-то живой. Я с ума сойду, Арнольд... Если ещё хоть одна ночь...

http://predanie.ru/book/117060-proza-pes...

   ВАНДА. Случилось... ( Совершенно упавшим голосом. ) Я еду одна, Арнольд... Здесь я не могу... Я уеду одна.    АРНОЛЬД. Ради Бога... Ванда!.. Но что же случилось? Пауза.    ВАНДА. У меня... ребёнок...    АРНОЛЬД ( несколько мгновений стоит поражённый, но быстро приходит в себя и говорит с твёрдой силой ). Это ребёнок твой. Я буду любить его, как тебя.    ВАНДА ( безнадёжно качает головой ). Арнольд... начинать новую жизнь... когда я чувствую себя... матерью его ребёнка. Арнольд... может быть, после. Через несколько лет. Я буду ждать тебя.    АРНОЛЬД ( целует её с благоговением ). Это будет наш ребёнок, Ванда.    ВАНДА. Подожди... Не вынуждай меня. Сейчас это невозможно. Я уеду одна.    АРНОЛЬД. Я буду носить тебя на своих руках. Твой ребёнок будет участником нашего счастья.    ВАНДА. Арнольд... Тут не то... Тут что-то страшное, Арнольд... ( Испуганно прижимается к нему. )    АРНОЛЬД. Я никогда не отпущу тебя одну.    ВАНДА. Беата не выходит у меня из головы.    АРНОЛЬД ( бережно обнимает её ). Ты расстроена, тебя пугают мрачные образы, Ванда.    ВАНДА. Она отравилась за несколько дней... за несколько дней...    АРНОЛЬД. Я увезу тебя сегодня же. Навсегда. Нас ждёт неведомое людям счастье.    ВАНДА ( в сильном волнении, почти с ужасом ). Я узнала об этом вчера вечером. И всю ночь мне казалось... Арнольд... обними меня... Это совсем как кошмар...    АРНОЛЬД. Полно... Тебе нужен покой. Я окружу тебя любовью, заботой и лаской...    ВАНДА. Я чувствовала, что ребёнок во мне... мёртвый... Постой, постой, Арнольд. Я это так ясно чувствовала. Всем своим существом. Ужас охватил меня. Я хотела ночью бежать прочь из этого дома... куда глаза глядят... Но разве могу я убежать от того, что во мне... Арнольд! Арнольд!..    АРНОЛЬД. Страшная симфония слишком глубоко потрясла твою душу. Ты сегодня же оставишь этот дом. Я буду с тобой.    ВАНДА. Я не могу передать тебе весь безумный ужас своих ощущений!    АРНОЛЬД. Не вспоминай их, Ванда. Всё прошло. Ты больше не проведёшь здесь ни одной ночи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2344...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010