При работе с «официальными» источниками от историка требуется изрядная доля скептицизма. Во-первых, обвинения в ереси порой использовались в качестве оружия в политической и внутрицерковной борьбе и применялись к лицам, еретиками ни в коей мере не являвшимся. Например, миланский каноник Ландульф Старший 165 в своем сочинении изображает как еретиков группу горожан, выступавших в поддержку папских реформ, исключительно за то, что они обвинили миланского епископа в симонии и нарушении целибата. В Камбре в 1076 г. некий Рамирд был обвинен в ереси за аналогичные обвинения в адрес местных священнослужителей; папское расследование не обнаружило в его взглядах ничего, что противоречило бы официальной доктрине. Аналогичным образом к «еретикам» был причислен Арнольд Брешийский (также Брешианский), в воззрениях которого – несмотря на их крайний церковный и политический радикализм и на его действия как противника папства и бунтовщика – не было ничего, противоречившего официальному учению. Еще более трагическим и зловещим примером может служить сфабрикованный процесс над тамплиерами. Но даже в тех ситуациях, когда речь идет о реальной ереси, средневековые авторы, описывавшие ритуалы и воззрения предполагаемых еретиков, опирались не только на реальные факты и свидетельства, но – и едва ли не в большей мере – на свои представления о том, что должны делать и думать еретики. Эти представления формировались под влиянием многочисленных описаний раннесредневековых ересей, а также под влиянием тех образов еретиков, которые фигурировали в полемической и другой литературе. Например, некоторые детали в письме каноников Ухтрехта, рассказывающих о «ереси» Танхельма в Антверпене, являются прямыми заимствованиями из сочинения Григория Турского , хрониста и агиографа VI в. Многие авторы хроник и трактатов – Адемар Шабанский, льежский каноник Ансельм, Гвиберт Ножанский, автор антикатарского трактата, подписавшийся инициалом «А», и др., – именуют своих оппонентов манихеями и возводят их идеи к создателю этого учения Мани, жившему в III в. Эгберт, монах, а впоследствии настоятель бенедиктинского монастыря Шенау, приглашенный в Кёльн для расследования деятельности еретиков из Рейнской области в 1163 г., написал против них трактат в форме 13 проповедей и в этом трактате приписал им весь комплекс воззрений манихеев IV в., с которыми полемизировал блж. Августин . Однако едва ли следует воспринимать эти заявления как достоверные исторические свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

223 Парацельс (Paracelsus) (наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбастфон Гогенгейм, von Hohenheim) (1493–1541) – врач, естествоиспытатель и философ-мистик, оригинально преломивший в своем творчестве гностическую, герменевтическую и каббалистическую традиции. Сведенборг (Swedenborg) Эмануэль (1688–1772) – шведский ученый и теософ-мистик; общины последователей теософии Сведенборга существуют в различных странах, преимущественно в США и Великобритании. 224 Письмо графине С. А. Толстой (Бахметьевой) от 27 апр. 1877 г.; Письма В. С. Соловьева . T. И. 1909. С. 200. Любопытно, что католические авторы, охотно эксплуатирующие имя Вл. Соловьева, обходят вопрос о гностической и эротической стихии в его творчестве; см. кроме известной книжки d’Herbigny еще чешскую монографию К. Jindrich’a «Vladimir Sergejevic Solovjev, jeho zivot a pusobeni» (изд. с предисловием о. Фр. Жака, S. J.). Пордедж Дж. (1607–1681) – английский философ-мистик, представитель школы «кембриджских неоплатоников». Арнольд Брешианский (Amaudo da Brescia) (ок. 1100 – ок. 1155) – религиозный реформатор и политический деятель, каноник. Гихтель Иоганн Георг (1638–1710) – голландский мистик. 225 Schelling. Philosophie der Offenbarung. Sàmtliche Werke. Abt. II, Bd 3. S. 119 ff; сравн. y о. Булгакова C. H. «Свет Невечерний. Созерцания и умозрения» (М.: «Путь», 1917. С. 162). 226 Малоизвестные детали о теософских увлечениях графа А. К. Толстого и его жены см. в прекрасной монографии о нем: Lirondell A. Le poète Alexis Tolstoi. L’homme et l’oeuvre. Paris, 1912. P. 161, 182–184, 224–226, 466–481 и др. Во избежание недоразумений, поясню, что под «теософией» я разумею здесь не учение Блаватской или Штейнера36, но гностическую мистику, типа Бёме, к которой это имя было прилагаемо, например, Шеллингом. (Блаватская Елена Петровна (1831–1891) – русская писательница и теософ. Странствовала по Европе, Северной Африке, Малой Азии, Северной и Южной Америке, Индии и Китаю. В 1859 г. возвратилась в Россию и с 1860 г. устраивала спиритические сеансы; уехав в 1873 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

1100 – ок. 1160) и Арнольд Брешианский (ок. 1100–1155); число учеников росло, как и непримиримая вражда со стороны де Шампо. После того как последний был возведен в звание шалонского епископа, Абеляру в 1113 г. передано управление училищем при Нотр–Дам, но вскоре он принимает монашество и удаляется отсюда. К числу противников Абеляра добавились Бернар Клервдский (1091–1153) и Ндрберт Ксантенский (1080–1134). Дважды – на соборах в Суассоне (1121), где было сожжено его произведение introductio in theologiam («Введение в богословие»), и в Сансе (1140) – взгляды Абеляра были осуждены (особо критиковалась его работа «Да и Нет») – см.: Лосев А.Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригена и Абеляр/Историко–философский ежегодник ’88. М., 1988; Goldhorn D.J.H. De summis principiis theologiae Abaelardeae: commentatio historico theologica... pro venia theologiam publice docendi. Lipsiae, 1836; Bornemann J.A. Anselmus et Abaelardus sive initia scholasticismi. Copenhagen, 1840; Bonnier E.L.J. Abelard et St. Bernard, la philosophic et l’eglise au 12–me siecle. Paris, 1862; HaydH. Abelard und seine Lehre im Verhaltniss zur Kirche und ihrem Dogma. Regensburg, 1863; Kaulich W. Geschichte der scholastischen Philosophic. Bd. 1. Prag, 1863; Stockl A. Geschichte der Philosophic im Mittelalter. Mainz, 1864; Prantl C. von. Geschichte der Logik im Abendlande. Leipzig, 1855–1870; Wilkens C.A. Peter Abelard: eine Studie in der Kirchengeschichte des Mittelalters. Gottingen, 1855. Полное собрание сочинений Абеляра издано Кузеном (в 2–х т. Париж, 1849–1869); он же издал Ouvrages inedits d‘Abelard (Париж, 1836). 698 Амальрик Венский (из Шартрского диоцеза) (ум. 1206 или 1207) преподавал в Париже логику и теологию, обвинен в обучении опасным доктринам, посмертно осужден. Следуя толкованиям Генриха из Сузы ( Ostiensis) и, возможно, под влиянием богословия Эриугены, Амальрик якобы учил, что Бог – это всё ( dixit quod Deus erat omnia) . Если вслед за св. Бернаром понимать это в смысле esse causale, то здесь нет ничего плохого; если же понимать в том смысле, что Бог – по существу то же самое, что вещи, тогда мы имеем дело с пантеизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Борьба пап против норманнов и римлян (Первая половина XII века) Е. Гергей. История папства После завершения борьбы за инвеституру папство стало первой властью в Европе. О своем избрании королями Лотарь III Саксонский и Конрад III Швабский (1138-1152) доложили папе и тем самым как бы получили утверждение, узаконение своей власти. Эта власть нуждалась в поддержке папы. Несмотря на то что князья избрали королем члена швабской герцогской семьи Конрада Гогенштауфена, наиболее влиятельным герцогом был вовсе не он, а Генрих Вельф, владевший Саксонией, Баварией и Центральной Италией. Отсюда берет начало борьба между Гогенштауфенами и Вельфами за королевскую власть, вновь давшая хороший повод папам для вмешательства. В Италии членов имперской партии называли гибеллинами, а членов папской партии - гвельфами. В первой половине XII века положение папства как внутри церкви, так и в Европе того времени упрочилось. Авторитет григорианской реформистской церкви, вышедшей победительницей из борьбы за инвеституру, был высок. О духовной победе церкви свидетельствовало то, что Бернар Клервоский со своим духовным оружием господствовал над культурной жизнью почти всей Европы. Это была наиболее клерикальная эпоха средневековья. Светское владение пап. Церковное государство, также сильно увеличилось. Однако усилению внутригосударственной власти в первой половине века препятствовала партийная борьба между крупными аристократическими родами, которая в середине века перешла в демократическое республиканское движение. В Италии в середине XII века города в результате своего развития (главным образом в Ломбардии) завоевывали все большую самостоятельность в борьбе с феодалами и их епископами; они создавали самоуправление, городские советы. В Риме из-за папы и латифундистской аристократии это движение вначале не имело возможности развиваться; здесь стремление к городскому самоуправлению, будучи деформированным, проявилось в возрождении аристократической партии. Первые руководители этого движения вышли из дворянского чиновничества Папского государства. Во главе противоборствующих аристократических партий стояли Франгепаны и Пьерлеоны. В партийную борьбу были привнесены противоречия, существовавшие во властных отношениях германского императора, норманнского и французского королей, и это привело к длившимся десятилетиями сражениям между папами и антипапами. Конрад III проявил нейтралитет в отношении пап, однако со злорадством наблюдал, как над Римом одерживали верх норманны, римская аристократия, а затем Арнольд Брешианский.

http://sedmitza.ru/lib/text/441608/

Падение Эдессы произвело сильное впечатление на Западе. Однако, папа того времени Евгений III не мог стать инициатором и вдохновителем нового крестового предприятия, так как разыгравшееся в сороковых годах в Риме демократическое движение, в котором принимал деятельное участие знаменитый Арнольд Брешианский, создавало для папы в “Вечном Городе” ненадежную обстановку и даже заставило Евгения III на время покинуть Рим. Настоящим инициатором похода был, по-видимому, французский король Людовик VII, а проповедником его, приведшим эту идею в исполнение, был знаменитый монах Бернард из Клерво, огненное слово которого подняло сначала Францию. Перейдя затем в Германию, он убедил принять крест германского государя Конрада III и воодушевил к походу немцев. Надо сказать, что западные народы, наученные горьким опытом первого похода и немало разочарованные в его результатах, уже не выказывали прежнего воодушевления, и на собрании в Везеле (в Бургундии) французские феодалы были настроены против похода. Не без труда Бернард одержал победу над ними, благодаря своему пылкому и убедительному красноречию. В представлении Бернарда первоначальный план Людовика VII принял широкие размеры, которые видоизменяли основную идею походов, а именно освобождение святых мест из рук мусульман; крестовые походы стали выражать идею похода вообще против язычников. Так, благодаря Бернарду, одновременно с походом на Восток было решено организовать еще две экспедиции: против мусульман, которые в это время владели Лиссабоном, и против полабских славян-язычников. Историки сурово относятся к замыслу Бернарда привлечь к крестовому походу Германию. Немецкий ученый, специально занимавшийся вторым походом, Куглер, считает это “в высшей степени несчастной мыслью”; 132 русский ученый Ф. И. Успенский называет это “роковым шагом и большой ошибкой со стороны св. Бернарда” и приписывает участию немцев в походе его печальные результаты. 133 Действительно, вражда между французами и немцами во время похода была одной из его отличительных черт и не могла, конечно, содействовать его успеху.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Но о. Арсеньев не доходит в своей книге до реформации, он кончает смертью Савонаролы (1498 г.), его книга обнимает собою семьсот тридцать лет (768–1498). Но и эта цифра для исторического исследования является очень внушительной. Широка и та территория, на которой происходили движения, которые изучал наш автор. Это в сущности – вся Европа за исключением киевской и московской Руси и Балканского полуострова. Предмет исследования автора – религиозные движения – сложен, многообразен, связан со многими фактами и явлениями совсем нерелигиозного характера. С своей теоретической стороны религия всегда свя- —142— зана с философией и наукой, с своей практической стороны религия в средние века была теснейшим образом связана с жизнью государственной. Деятельность Савонаролы неотделима от политических событий в Италии конца XV-ro столетия. Нашему автору для выполнения его задачи – дать картину важнейших реформационных движений от Карла В. до Лютера – нужно было изучить очень многое. Он дал нам исследование в 683 страницы (около 2300 букв на странице). Много лиц, учений, споров и сект проходит в этом исследовании перед нами. Карл В., Клавдий Туринский, Агобард Лионский, Иоанн Скот Эригена, Абеляр, Арнольд Брешианский, Иоахим де-Флорис, Франциск Ассизский, Амальрих, Экгарт, Сегарелли, Данте, Гус, Савонарола. Автор излагает евхаристические споры IX и XI вв., споры о предопределении, сектантские движения в Италии, Франции и Германии, описывает общины альбигойцев и вальденсов. Находит нужным говорить о средневековой арабской философии в виду ее влияния на европейскую мысль. Особо останавливается на парижском богословии, влияние которого сильно сказалось на Констанцском соборе. В своем исследовании автор старается быть объективным. Но может ли на самом деле историк быть объективным? При изучении сочинений и дел человека, жизнь которого отделена от нас столетиями, можем ли мы на самом деле оставаться бесстрастными и говорить о нем, cimamaHe ведая ни жалости, ни гнева? Это должно быть не по силам человека, а может быть и по существу нужно, чтобы отношения человека к человеку были живыми, чтобы они были отношениями симпатии и антипатии и чтобы в исторических исследованиях рядом с принципом прагматическим стоял принцип типологический, с объяснением соединялась оценка.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

н. «Сентенций» Абелярда или Epitome theologiae christianae. Один из исследователей, как, например, F.H. Reinwald, впервые опубликовавший это произведение в 1835 г. (cfr. Praefatio Рейнвальда к этому трактату, перепечатанное у Mign’я, s. 1. 178 t., 1685–1694 сс.), S.M. Deutsch (Peter Abälard, ein kritischen Theologe des XII Jahrhunderts. Lpz. 1883. 453–6 ss.), I. Dräseke (Zu den Sentenzen Peter Abälards, Zeitschrift f. wissensch. Theologie 1902, 72–74 ss.) считают отмеченное сочинение принадлежащим самому Абелярду, а другие, как, например, R. Denifle (Die Sentenzen Abâlards und die Bearbeitungen seiner Theologia vor Mitte 12 Jahrhunderts, Archiv für Literatur – und Kirchengeschichte d. Mittelalters. I B. 1885. 589 s. ff.), утверждают, что оно представляет собой произведение какого-то ученика Абелярда, написанное им на основании его лекций. Мы не входим в рассмотрение этого вопроса; такое или иное его решение не имеет крупного значения для темы нашего очерка, поскольку в содержании отмеченного сочинения мы не находим антропологических и сотериологических идей, существенно новых по сравнению с материалом, заключающимся в несомненно подлинных сочинениях Абелярда, – и ссылки на него могут иметь почти исключительно характер параллельных мест к тем или другим страницам неоспоримых трактатов Абелярда. Если в сравнительно недавнее ещё время в научной литературе высказывались сомнения в существовании собственно богословской (а не философской только) школы Абелярда (ср. Deutsch. Op. cit. 427 s.), то в настоящее время, после исследований Денифле (Ор. cit.), и Гитля (Gietl. Die Sentenzen Rolands, nachmals Papstes Alexander 3. Freiburg i. Br. 1891), влияние Абелярда на позднейшее средневековое богословие считается уже твёрдо установленным фактом (Ср. F. Portalié: Ecole théologique d’Abelard в A. Vacant et E. Mangenot: Dictionaire de théologie catholique, 1903, Paris, I, 49 p.). В числе последователей богословской школы Абелярда выступают не только лица ярко выраженного сектантского типа (Арнольд Брешианский, Беренгарий и Пётр Пуатьеский, Гильберт Порретанский и др.), но и такие столпы средневековой католической церкви, как Роланд Бандинелли, впоследствии папа Александр 3, и знаменитый magister sententiarum, парижский епископ Пётр Ломбард.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1963. 1; Поиски обобщений в области истории религии//Вопр. истории. 1965. 7. 1467       Восстание Фомы Славянина и византийское крестьянство на грани VIII–IX вв.//ВДИ. 1939. 1; Очерки истории византийского общества и культуры VIII – первой половины IX в. M.; Л., 1961; О социальной сущности судебной реформы VIII в.//Византийские очерки. M., 1961; Византийское право между Эклогой и Прохироном (Частная распространенная эклога)//Виз. временник. 1974. Т. 36; Право и суд в Византии в IV–VIII вв. M., 1976; Законодательство и юриспруденция в Византии в вв. M., 1981. 1468       Жанна д’Арк: Популярный очерк. Л., 1959; Процесс Жанны д’Арк. M.; Л., 1964; Жанна д’Арк: Факты, легенды, гипотезы. Л., 1982. 1469       См.: Медведев И.П. Очерки византийской дипломатики. Л., 1988; Он же. Византийский гуманизм вв. СПб., 1997; Он же. Правовая культура Византийской империи. СПб., 2001. 1470       Клюнийское движение вв., его социальный и политический характер//Вопр. истории религии и атеизма. M., 1960. Вып. XII. 1471       См.: Руколь Б.М. Письмо Поджио Браччиолини к Леонарду Аретинскому и рассказ Младеновица как источник о Иерониме Пражском//Уч. зап. Ин-та славяноведения. 1948. Т. 1; Сидорова H.A. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. M., 1953; Бортник H.A. Еретические секты в Италии первой половины XIII в.//Средние века. 1953. Вып. 4; Он же. Арнольд Брешианский – борец против католической церкви. M., 1956; Стам С.М. Учение Иоахима Калабрийского//Вопр. истории религии и атеизма. 1959. Вып. XIII; Бартинян P.M. Источники для изучения истории павликианского движения. Ер., 1961; Керов В.Л. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII – начале XIV века. M., 1986; и др. 1474       Например: Шабанов A., прот. Святой Патрик, епископ и просветитель Ирландии. Тверь, 2000; Он же. «Голубь Церкви» святой Коламба, просветитель Шотландии. Тверь, 2004. 1476       См.: Задворный В.Л., Юдин А. История Католической церкви в России: Краткий очерк. M., 1995; Задворный В.Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Италии в середине XII века города в результате своего развития (главным образом в Ломбардии) завоёвывали все большую самостоятельность в борьбе с феодалами и их епископами; они создавали самоуправление, городские советы. В Риме из-за папы и латифундистской аристократии это движение вначале не имело возможности развиваться; здесь стремление к городскому самоуправлению, будучи деформированным, проявилось в возрождении аристократической партии. Первые руководители этого движения вышли из дворянского чиновничества Папского государства. Во главе противоборствующих аристократических партий стояли Франгепаны и Пьерлеоны. В партийную борьбу были привнесены противоречия, существовавшие во властных отношениях германского императора, норманнского и французского королей, и это привело к длившимся десятилетиями сражениям между папами и антипапами. Конрад III проявил нейтралитет в отношении пап, однако со злорадством наблюдал, как над Римом одерживали верх норманны, римская аристократия, а затем Арнольд Брешианский. В Южной Италии политическое положение складывалось неблагоприятно для папства. С целью осуществления своих сюзеренных прав папы стремились воспрепятствовать формированию крупного и единого норманнского государства. Однако в начале XII века норманны, опираясь на прочные позиции в Сицилии, приступ или к фактическому захвату папских владений в Южной Италии и к созданию своего государства. Поэтому ставленник Франгепанов папа Гонорий II (1124–1130) начал войну против норманнского герцога Роже II, владевшего Сицилией. В ходе боев папа попал в плен к норманнам, и из-за отсутствия вооружённой силы, а также поддержки со стороны императора он не смог воспрепятствовать созданию единого норманнского государства, опирающегося на Сицилию. Укреплению норманнского государства в значительной степени способствовало то, что в Риме григорианское папство оказалось во временном кризисе. Город стал ареной новых партийных боёв. После смерти Гонория II партия Франгепанов избрала папой Иннокентия II (1130–1143), а другая, противостоящая ей аристократическая партия Пьерлеонов – выходца из своей семьи Анаклета II (1130–1138). Норманны поняли, что из этого раскола они могут извлечь выгоду. В обмен на вооружённую поддержку Анаклет II в Беневентском соглашении сделал герцога Роже II королем Сицилии, Калабрии и Апулии, а норманнское королевство признало сюзеренные права папы. В то же время Иннокентий II получил поддержку со стороны германского короля Лотаря III, за что папа в 1133 году короновал его в императоры. Затем в течение десяти лет шла борьба между императором и норманнским королём, в которой североитальянские торговые города принимали участие на стороне папы и императора (так как южные торговые города являлись их конкурентами). В 1137 году скончался поддерживавший папу император Лотарь III, и Роже вновь одержал верх. Иннокентий же попал в плен к норманнам; после смерти антипапы он был вынужден признать норманнское королевство и благодаря этому смог вернуться в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«Гибелью всей европейской цивилизации будет вторая всемирная война, — это сознание, может быть, последний проблеск разума в общем безумьи Европы. Первое бесконечное отрицание войны — у Августина. «Ты — великий разбой, grande latrocinium», — скажет он вечному Риму – вечной Войне. «Большая слава убивать войну словом, чем людей — железом». — «Мудрый никакой войны не хочет». — «Всякий человеческий смысл потерял тот, кто какую бы то ни было войну оправдывает». Первый из людей это понял и сказал Августин. Первое слово против пытки и смертной казни скажет он; скажет и первое слово против личного рабства и рабства общего, денежного, — того, что мы называем «капитализмом»: «будет общность труда — будет и свобода»; «жизнь Града Божия вся должна быть общиной, socialis»; «лишним владеть — значит владеть чужим»; «общая собственность — закон Божественный, собственность частная — закон человеческий». Грубо ошибся бы, конечно, тот, кто подумал бы, что это наш «коммунизм»: наш — «во имя свое», а его, Августина, — во имя Христа. Говорит св. Августин: «Жизнь Града Божия вся должна быть общинной, socialis; лишним владеть — значит владеть чужим; общая собственность — закон Божественный, частная — закон человеческий». То же, что говорит Иоахим Флорский: в «Третьем Царстве, Духа» совершится «великий переворот»: собственники — «богатые, великие, сильные мира сего, будут низвергнуты, а нищие, малые, слабые, возвышены… и увидят они правосудие Божие, совершенное над их палачами и угнетателями». То же, что говорит св. Франциск Ассизский: «Я не хочу воровать, а если бы я не отдал того, что имею, беднейшему, то был бы вором». То же, что говорит Жанна д’Арк: «Я послана Богом для утешения бедных». То же, что и мы говорим так плоско и недостаточно, потому что нерелигиозно, о «социальной проблеме» — этом страшном узле, который грозит в наши дни, затянувшись в мертвую петлю, задушить человечество. Иоахим — такой же «противособственник», «общинник», «коммунист» во имя Христа, как Арнольд Брешианский, Пьетро Вальдо, св. Франциск Ассизский, — все «люди Духа», viri spirituales, XI–XII века. «Братства нищих» — множество до Францискова «Братства Меньших», minores, вместе с ним и после него, — возникают по всему христианскому Западу, от Венгрии до Испании, самозарождаясь независимо друг от друга, вспыхивая одновременно, как молнии и в противоположных концах неба, или языки пламени в разных местах загорающегося дома.

http://blog.predanie.ru/article/dmitrij-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010