Оно увеличило и авторитет Церкви, являвшейся для средневековых христиан одной из высших ценностей. Отлучение от Церкви для средневекового человека в тогдашнем корпоративном социуме означало полный крах всей жизни, надежд, шансов на спасение. Такой человек становился изгоем, оказывался вне общества. Катастрофические последствия нес с собой и интердикт (запрещение богослужений, обрядов на определенной территории): римляне, восставшие против сеньора-папы в 1143 г., стойко держались во главе с Арнольдом Брешианским до 1155 г., но сдались всего лишь через четыре дня после наложения на Рим интердикта в предпасхальные дни 220 . Вся повседневная жизнь средневекового европейца была ритуализована. Любые существенные моменты жизни человека оформлялись через ритуалы (оммаж вассала, коммендация 221 и т. д.). Но важнейшее место занимали ритуалы церковные. Именно в средневековье в Православии и католицизме сложилась система семи таинств – особых обрядов, только при совершении которых верующим передавалась через посредство благодать, необходимая для спасения. Таинства охватывали основные моменты жизни человека (рождение, брак, смерть), без участия в них невозможно обретение благодати. Человек средневековья был поистине «человеком церковным». Разработанный еще в античности святым Киприаном этот постулат христианской антропологии в средние века обрел свое наиболее полное воплощение на практике. 174 Ариане – христианская секта последователей Ария, которая утверждала тварность Иисуса Христа, то есть неравенство Его с Богом-Отцом. Была окончательно осуждена в 381 г. на Вселенском Соборе. 175 Keller J. Katolicyzm a rozwôj chrzescijanstwa w kosciotach krajowych na Zachodzie//Katolicyzm starozytny jako forma rozwôju pierwotnego chrzescijanstwa. Warszawa, 1969. S. 319. 176 Корсунский A. P., Гюнтер P. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М.: МГУ, 1984. С. 49, 76, 86, 193; Keller J. Katolicyzm a rozwôj chrzescijanstwa w kosciotach krajo- wych na Zachodzie.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статус G. o. к обоим сборникам экстравагант вышеперечисленные комментарии вместе с добавлениями, сделанными в 1521 г. парижским канонистом Жаком Фонтанем к глоссам на «Общие экстраваганты», получили после публикации в офиц. рим. издании «Corpus iuris canonici» 1582 г. С появлением G. o. к тому или иному правовому своду изучение его текста сокращалось и внимание канонистов переключалось на комментирование глоссы, что привело во 2-й пол. XIV-XV в. к стагнации в развитии церковной юриспруденции. Критические издания G. o. к Свящ. Писанию и правовым сводам отсутствуют, их тексты существуют лишь в изданиях XV-XVII вв. Нек-рые из них вышли репринтом во 2-й пол. XX в. В раннепечатных изданиях сводов канонического права в текст G. о. вносились добавления из сочинений др. канонистов, трактовка к-рых тем самым приобретала большое влияние и авторитет. Так, в текст G. о. Иоанна Тевтона и Бартоломео Брешианского к Декрету Грациана вставлялись такие добавления, как глоссы из сочинений канонистов Бененказы Сиенского (Бененказы из Ареццо; † 1206, соч. «Casus decretorum»), из «Розария» Гвидо ди Байзио, архидиакона по занимаемой им должности в болонском кафедральном соборе († 1313), а также декреталии позднесредневек. пап и исправления, сделанные для рим. издания «Corpus iuris canonici» 1582 г. комиссией Correctores Romani в соответствии с решениями Тридентского Собора . В тексте ранних изданий Декрета и глоссы до 1582 г. содержатся разночтения, в изданиях до 1500 г. много ошибок в сиглах с именами канонистов. Последнее издание G. о. к Декрету вышло в Лионе в 1671 г., впосл. Декрет публиковался без нее. В раннепечатные издания ординарных глосс Бернарда Пармского к «Liber Extra» и Иоанна Андреа к «Liber Sextus» и «Clementinae» также вставлялись комментарии др. канонистов. В глоссу на декреталии Григория IX вставлялись комментарии из «Новелл» на «Liber Extra» Иоанна Андреа (напр., в изданиях, выпущенных в Венеции в 1489, 1581 и др.). В текст G. о. к декреталиям Бонифация VIII в нек-рых изданиях добавлялись отдельные глоссы из аппарата глосс на «Liber Sextus», созданных Жаном Лемуаном и Гвидо ди Байзио. Глосса Иоанна Андреа на «Clementinae» дополнялась комментариями из созданной в кон. XIV в. «Lectura super Clementinis» Франческо Дзабареллы. Тексты ординарных глосс к декретальным сводам «Liber Extra», «Liber Sextus», «Clementinae», равно как и самих сводов, были подвергнуты изменениям в соответствии с решениями Тридентского Собора для одобренного папой рим. издания 1582 г. и в этой редакции публиковались в кон. XVI-XVII в. Издания «Corpus iuris canonici» XVIII-XIX вв. выходили уже без G. o.

http://pravenc.ru/text/165159.html

В тексте exsufflans, т.е., буквально, “сдувая”. Чаще же всего для обозначения понятия “изгнание беса” употреблялась калька с греческого exorcizo (от e x o r k i z w=e x o r k w ), что в новозаветных текстах имеет значение “заклинать” (Мф. 26:63; Деян. 19:13). Поэтому, учитывая описанную Галлом ситуацию, латинское слово здесь действительно уместнее. 809 Амбианы - племя в Северной Галлии, проживавшее на реке Самара (ныне Сомма). Главный город - Самарабрива (ныне Амьен). 810 В Веронском кодексе эта часть предложения, между скобками, отсутствует. 811 Мф. 9:20-22; Мк. 5:25-29; Лк. 8:43-48. 812 См.: “Житие Мартина”. X. 4-5. 813 Стаций. Фиваида. VIII. 751. 814 Максим - См. прим. 779 815 См.: “Хроника”. II. XLI-LI. 816 Официалы - мелкие административные чиновники. 817 Принципалы - старшие должностные лица в провинциальном городе. 818 Презид - в эпоху поздней Римской империи - глава провинциальной администрации. 819 Принцепс - в данном случае, это синоним к слову “император”. 820 Возможно, речь идет об оглашенном. См. прим. 776. 821 Эта часть предложения, между запятыми, испорчена, а потому в разных кодексах мы встречаем разные варианты: в Веронском: “обещая долгой молитвой вернуть [все] обратно”, в Брешианском: “трудно [это] дело поправить молитвой”, в Августанском: “молился, чтобы это трудное дело было исправлено”, мы же за основу берем тот вариант, который содержится во Фризингенском кодексе. 822 Эта и следующие главы отсутствуют в Веронском кодексе, во Фризингенском они перенесены в конец диалога. 823 См.: Житие Мартина. II. 5-6 и далее. 824 Фаларис - тиран г. Акрагант (VI в. до н.э.). Согласно преданию он приказал отлить огромного пустотелого бронзового быка и там имел обыкновение заживо сжигать своих врагов. 825 Кампания - область в средней Италии на западном побережье. 826 См. прим. 764. 827 Феликс из Нолы - исповедник во времена гонения Деция. Его жизнь была воспета Паулином в большой поэме из шестнадцати песен. 828 См. прим. 740. 829 В данном случае имеется в виду римская провинция, включавшая в себя весь Пелопоннес и часть средней Греции. 830

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

В Августанском и Фризенгенском кодексах добавлено: " умерший " . 856  В Августанском и Фризенгенском кодексах добавлено: " Когда понял, что следует скорее радоваться, что Господь уже пригрел [его] на своем лоне " . 857 В Августанском и Фризенгенском кодексах добавлено: " ..., ибо благочестиво и радоваться Мартину и оплакивать его " . 858  Последнее предложение, взятое в скобки, отсутствует в Брешианском и Кведлибургском кодексах, а также в изданиях Момбриция и Гизелина. В Веронском кодексе после этих слов далее следует: " Его успение имело место за 3 дня до ноябрьских календ (т.е. 11 ноября - А.Д.) " , в Августанском кодексе конец предложения выглядит так: " ... прочитавшую, хранимую Христом " . И далее: " Который с Отцом и Святым Духом живет и правит, Бог во веки веков. Аминь " . 859 Впервые это письмо было издано Валузием на основе рукописи, находящейся в Тринити Колледже, Кентербери (В, 2, 35). 860 См.: Лк. 9:62. 861 Иез. 18:24. 862 Быт. 18. 863 Исх. 20:14. 864 Лев. 19,18. 865 Втор. 6:13. 866 Имеется в виду то, что родословная Иисуса восходит к Давиду и через него к Аврааму (см. Мф. 1:1-17). 867 Пс. 112:1. 868 Пс. 149:5. 869 Пс. 112:10 870 Ис.5:8. 871 Ср.: Мф. 22:13; 25:30. 872 Пс. 34:10. 873 Там же. 874 Публиканы - откупщики государственных налогов. По роду своей деятельности вызывали еще большую ненависть, чем простые сборщики податей. 875  В Кентерберийской рукописи после этих слов далее следует: “Окончено письмо пресвитера Севера к сестре своей Клавдии. Начинается письмо святого Севера к ней же о девстве”. 876 В издании Луки Холстения в “Приложении к спискам монашеских Уставов” (Париж, 1663. С. 8 и сл.) это письмо озаглавлено: “Увещевание св. Афанасия к невесте Христовой”. 877 Имеется в виду обряд пострижения. 878 Т.е. человек, созданный по образу и подобию Божьему, приносящий в жертву самого себя. 879 Рим. 12:1. 880 1 Кор. 6:17. 881 Ис. 56:5. О евнухах здесь говорится, конечно же, в духовном смысле. 882 Мф. 19:12. 883  Откр. 14:4. 884 Мф. 19:17. 885 1 Кор. 7:25. 886

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

На фронтонной форме медальоны присутствуют, например, в диптихах с Анфимием (515) 352 и с Анастасием (517) 353 ; на прямом антаблементе – с Климентином (513) 354 и Орестом (530) 355 . Заметим, что диптихи, использующие композиционную модель обрамляющей конструкции – архитектурной рамки, являются одним из прототипов или, точнее, одним из типологически сходных образцов для христианской триумфальной обрамляющей структуры. Подобно тому как консул изображался с Римом и Константинополем, с императором и императрицей, то есть с теми, кто наделил его полномочиями, с теми, чью волю он исполняет, – в архитектурной конструкции, каковой стала преграда к VI в., живая иконография священнодействующих была увенчана и обрамлена изображениями Христа, Богоматери, апостолов, пророков. Заметим, что та же композиционная модель очевидна в расположении медальонов на ранних синайских иконах 356 , где в центре может помещаться медальон с изображением Христа, а по сторонам – медальоны с Богоматерью и святыми. Этот же образец, вероятно, повлиял на способ размещения фигур в знаменитой «Христианской Топографии» Косьмы Индикоплова (гр.699) 357 . Вспомним, что эта же композиционная модель просвечивает в том способе, которым компонуются изображения на реликвариях. В Брешианской ставротеке (сер. IV в.) вся изобразительная схема, состоящая из многих сюжетных и символических изображений, объединяется под общим увенчивающим ярусом, несущим в медальонах изображения Христа и апостолов. Образец таких композиций описан у Тита Ливия, там, где он говорит об оформлении эдикулы в храме Юпитера Капитолийского 12-ю позолоченными щитами, которые находились на фронтончике: in sella Iovis supra fastigium aedicula 358 . O традиции imago clipeata подробно сказано в статье А. Грабара 359 , и мы не будем повторять все положения этого исследования, заметим только в связи с проблематикой нашего исследования, что композиционная схема расположения изобразительного ряда на алтарных выгородках возвращает нас к тому же прототипу.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Готский перевод Вульфилы. Серебряный кодекс, 1-я пол. VI в. (Uppsala, Univ. bibl. DG 1). Евангелие от Марка Готский перевод Вульфилы. Серебряный кодекс, 1-я пол. VI в. (Uppsala, Univ. bibl. DG 1). Евангелие от Марка Сохранившиеся рукописи гот. Б. относятся к V-VI вв. и происходят в основном с территории остгот. Италии, а также, возможно, Франции и Подунавья. Важнейшим списком является т. н. Серебряный кодекс (Cod. argenteus) - роскошная рукопись, выполненная на пурпурном пергамене серебряным письмом с золотыми инициалами, хранящаяся в б-ке Уппсальского ун-та в Швеции (DG. 1). Кодекс содержит целиком Евангелие от Марка, остальные Евангелия - в значительных фрагментах, но это лишь ок. половины его первоначального объема (сохр. 187 л. из 336); текст разделен на Аммониевы главы с перечнем параллельных глав на нижнем поле каждой страницы в согласии с канонами Евсевия; порядок евангелистов «западный» (Ин после Мф). Рукопись происходит из Италии эпохи гот. кор. Теодориха (1-я пол. VI в.), по своей палеографии и текстовым особенностям принадлежит к той же группе, что и Брешианский лат. список Евангелий (Cod. Brixianus) (Vet. Lat. 10), в предисловии к к-рому упоминается о бытовании гот. перевода в Италии того времени. Видимо, св. Лиудгером († 809) рукопись была доставлена из мон-ря Монте-Кассино в основанную им обитель в Вердене (на р. Рур). В науке она известна с XVI в., когда в 1569 г. по ней был издан гот. перевод молитвы «Отче наш». В нач. XVII в. уже в сильно поврежденном виде кодекс попал в Прагу, откуда в 1648 г. в качестве военного трофея его вывезли в Швецию. Кодекс впервые был издан Ф. Юниусом в 1665 г. (исследование Cod. argenteus и его истории см. в работе О. von Friesen, A. Grape). В 1970 г. в книгохранилище собора в Шпайере (Ср. Рейн) был обнаружен пергаменный лист (Fragmentum Spirense), некогда принадлежавший Cod. argenteus (л. 336) и содержащий окончание Евангелия от Марка (изд. Э. Штуц). Проч. рукописи заметно уступают по объему Cod. argenteus. Это прежде всего 4 пергаменных палимпсеста VI в.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Пий покинул Мантую в конце января 1461 г., так ничего и не добившись. Папу посещали самые фантастические мысли: в том же году он направил пространное послание Мехмету II, в котором пытался согласовать христианское вероучение с Кораном, убеждал султана принять веру своей матери и обратиться в христианство, уверяя, что, как Хлодвиг и Карл Великий были знаменитыми христианскими властителями, так и он станет христианским императором Босфора, Греции и Западной Азии. Европейские князья проигнорировали и буллу от 22 октября 1463 г. Cruciatae contra Turcos (Ezechielis prophetae), в которой он в очередной раз призывал их к антитурецкому крестовому походу, наложил для этой цели десятину на христиан и евреев и назначил главнокомандующим императора Фридриха III. В 1464 г. папа Пий, терзаемый подагрой, решил подать личный пример крестоносного энтузиазма, возглавив крестовый поход, и на носилках отправился в Анкону. Однако Филипп Бургундский, на которого прежде всего уповал папа, не явился, от Фридриха III помощи ждать не приходилось, существенную поддержку обещали только Венеция и Венгрия, и только два корабля бросили якорь в гавани, готовые выступить в поход. Через несколько дней к ним присоединилось 14 галер, посланных дожем. Пий увидел их издали и через два дня умер со словами, обращенными к кардиналу Амманати: «Молись обо мне, сын мой, ибо я грешен. Проси братьев моих продолжать эту священную экспедицию». Без поддержки Европы ничего не мог сделать и албанец Скандербег, неоднократно восстававший против османов (в том числе и по благословению Пия II); в 1468 г. он умер от малярии. Европейские же дворы не верили в успех крестоносного предприятия. Это, однако, не помешало в 1478 г. папскому флоту из 18 галер, к которым на Родосе присоединились 30 кораблей из Неаполя и 36 кораблей из Венеции, разграбить несколько городов и привезти трофеи – 25 пленных турок и 12 верблюдов, которые возбудили любопытство римлян. 5. Римское строительство и индульгенции Уже Мартин V, который после окончания схизмы торжественно возвратился в полуразрушенный Рим, начал работу над украшением города. Вскоре после него близко соприкоснулся с Ренессансом августинец Евгений IV: из-за римской революции он был вынужден ряд лет (между 1433 и 1442 гг., кроме трех лет в Риме) провести во Флоренции, центре нового образования. Стремясь к унии с греками, он привлек для работы в папской канцелярии многих ученых – знатоков греческой культуры: патриарха Аквилейского Эрмолао Барбаро (1453/4–1493), епископа Брешианского Пьеро дель Монте (ок. 1400–1457), историка Флавио Бьондо (1392–1463), впервые употребившего понятие «Средние века», и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В июне 1155 года в Сутри произошла личная встреча между Адрианом IV и императором, которая уже обозначила приближение нового конфликта. В Сутри Фридрих отказался исполнить полагающуюся в соответствии с протоколом так называемую шталмейстерскую службу папе, так как усмотрел в этом вассальную подчиненность. В течение двух дней его удалось убедить в том, что начиная с эпохи Каролингов этот обычай не что иное, как пустая формальность. Неприятный инцидент римский Сенат попытался использовать для привлечения на свою сторону короля: Фридриху предложили императорскую корону за 5000 фунтов золота. Однако германский король значительно выше оценивал императорскую власть, освященную церковью, чем корону, полученную от народа Рима. Его войско без сопротивления заняло Вечный город, и в соборе Святого Петра состоялась торжественная церемония императорской коронации. Тем самым Фридрих принял на себя звание защитника папы, в чем действительно нуждался Адриан, против норманнов и римлян. Однако общность интересов у нового императора и папы проявилась лишь в отношении Арнольда Брешианского и народного движения, против которых они выступали вместе. Арнольда люди императора схватили еще в 1155 году, и по приказу папы он был сожжен, а прах его брошен в Тибр. Против норманнского королевства Фридрих не был склонен выступать, несмотря на настояние папы. Император со своим войском быстро вернулся в Германию, но и папа не мог оставаться в Риме, он примкнул к уходящему войску. Разочаровавшись в императоре, папа попытался действовать самостоятельно. Осенью 1155 года войско папы совершило вооруженное нападение на владения норманнского короля Вильгельма. Весной 1156 года Вильгельм уничтожил союзников папы, но Адриан и часть его кардиналов застряли в Беневенто (кстати, считавшемся папским владением). В результате начавшихся переговоров был заключен мир между папой и норманнами. В июньском 1156 года Беневентском конкордате, заключенном на 30 лет, папа признавал норманнское королевство Вильгельма (которое включало в себя наряду с Сицилией также Апулию, Капую, Неаполь, Палермо и Амальфи, практически всю Южную Италию). В то же время норманнский король признал папу своим сюзереном и обязался платить ему налог в размере 1000 золотых. Он гарантировал папские привилегии в церковных делах Сицилии и Южной Италии и, наконец, обещал ему вооруженную защиту против императора и римлян.

http://sedmitza.ru/lib/text/441611/

Сначала появились печатные издания отдельных книг, именно: Псалтири в 1477 году, Пятокнижия в 1482 г. в Болонье, невиим в 1486 г. в Сончино и агиодрафов в 1487 г. в Неаполе. За тем появилось несколько изданий полной еврейской Библии. Первое из них есть издание, напечатанное в Сончино (в Италии, в герцогстве Миланском) в 1488 г. по рукописям и прежним изданиям отдельных книг. Второе издание появилось в Брешии в 1494 году и напечатано было в типографии Герзома; поэтому оно называется брешианским или герзомовым. Оно сходно с первым изданием. Лучшие издания появились в начале 16 столетия при участии христианских и еврейских ученых. Таков печатный еврейский свящ. текст в Комплютенской полиглотте 1514–17 г., изданный в Комплютене (в Испании) благодаря попечениям Толедского Архиепископа, Кардинала Хименеса, который за большие деньги приобрел семь еврейских рукописей из разных стран. В этой же полиглотте помещен таргум Онкелоса. Наконец в Венеции некто Даниил Бомберг устроил тапографию специально для печатания произведений еврейской литературы. Бомбергом напечатано было пять малых изданий одного еврейского текста и три больших издания раввинской Библии in folio. Особенно уважается Евреями второе бомберговское большое издание, напечатанное в 1526 году под редакциею ученого Еврея Иакова-бен-Хайима. В этом издании, кроме свящ. еврейского текста, содержится Масора, таргумы и раввинские комментарии Кимхи, Раши и др. Из вышеуказанных изданий три: первое напечатанное в Сончино, Комплютенское и второе бомберговское считаются важнейшими, основными; потому что с этих изданий потом перепечатывались все еврейские Библии, конечно, с исправлениями и усовершенствованиями в печати. § 37. Подлинность и неповрежденность ветхозавгьтных книг. I. Подлинностью канонических книг ветхого завета называется то, что книги эти написаны именно теми лицами, каким они приписываются, т. е. лицами известными по имена и своему богодухновенному, пророческому достоинству, или только по достоинству, а также (при неизвестности писателя) и то, что эти книги принадлежать по своему происхождению тому времени, которому приписываются, и в частности относительно книг исторических, что писатели их современники описываемым событиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Риензи, сам того не сознавая, имел эту мысль; яснее выражалась она в Арнольде брешианском и в Кресценцие при Оттонах. Обвинение Кресценция в том, будто бы он хотел Рим передать византийцам, было вероятно клеветой 267 podpis; но, может быть, он имел безумную мысль посредством Византии освободить Рим от германцев. Такая мечта, несмотря на свою безрассудность, возможна. Вообще странное отношение Рима к папству, или лучше сказать римской совести к папской власти не сознано ещё никем; а ещё недавно оно выразилось в исторических происшествиях, напоминающих и Кресценция, и Арнольда, и Риензи; но наш век сильно разрабатывает историю и никогда не узнает ни влияния её духа, ни присутствия прошедшего в современном. Таким образом выражалось с жалкой истории Италии IX и Х столетий преемство исторической мысли (которое есть не что иное, как общественное проявление мыслительных начал, живущих в каком-нибудь народе). Вследствие той самой широты требования и внутренней гордости, которые настоящему итальянцу представляли весь мир, как одно великое государство, и Италии, как его несомненное средоточие, Италия отдельная никогда не была предметом особенного попечения и целью постоянной заботы. В ней люди мелкие по значению вещественному или силам душевным жили, как вообще живёт род человеческий, со дня на день, без помысла. А люди сильные властью и духом жили своими помыслами и своими надеждами вне Италии, в мире, для которого тесны были её пределы, ибо он охватывал всю землю и всё человечество. Нельзя не заметить некоторого сходства между внутренней жизнью Италии и прежней жизнью Евреев. Та же надежда призвать целый мир убеждением или силой в общую человеческую семью; та же надежда первенствовать в этой семье и править ею; то же чувство кажущейся любви к человечеству и гордости, враждебной человечеству. Разумеется, христианское чувство смягчало в новом народе яркую и грубую односторонность древнего народа, но сходство внутреннего закона разительно. Оттого-то любовь к отечеству никогда не получала в Италии того характера, который она имеет в других странах, характера строительного, а довольствовалась мечтами; оттого и местные эгоизмы не находили никогда стремления, которому должны бы были пожертвовать собой. Италия в глазах лучших из своих граждан казалась будущим средоточием всемирным, но никогда самостоятельным членом в великом обществе народов. Такое значение казалось ей не менее унизительным, чем рабство, и она сносила рабство терпеливо потому, что всегда хотела господства, а не равенства. Над нею тяготело и тяготеет до нашего времени гордое воспоминание древнего Рима, принявшее две определённые формы – древнейшую, но менее разумную, империи, и новую, кажущуюся более разумной даже в наше время – папства. Временная свобода и самостоятельность некоторых частей Италии являлись в истории только выводом из борьбы этих двух форм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010