Петра ( Мф. 26:34–35 ; Мк. 14:30–31 ; Лк. 22:34 ; Ин. 13:38 ), но самого отречения ( Мф. 26:69–75 ; Мк. 14:66–72 ; Лк. 22:55–62 ; Ин. 18:25–27 ) нет. В живописях катакомб доселе не найдено ни того ни другого. Предсказание имеет следующий вид (рис. 101): Спаситель, молодой человек со свитком в левой руке, обращается с жестом к стоящему перед ним ап. Петру; фигура апостола мужественная, жесты его выражают изумление, чаще – указательный перст правой руки приложен к подбородку. Отличительным признаком сцены служит петух, указывающий на предмет беседы 1950 . Те же формы в скульптуре дверей Сабины 1951 . 139. Мозаика в церкви Аполлинария (Nuovo) в Равенне. Мозаики Св. Аполлинария 1952 , повторяя формы предсказания, представляют и само отречение (рис. 139): сцена возле палат первосвященника; служанка в тунике и плаще, с венчиком на голове, обращается к ап. Петру с вопросом; апостол отступает назад и обеими руками делает жест отрицания. На брешианском авории 1953 ап. Петр стоит перед служанкой, склонив голову и приложив руку к своей ланите; он, видимо, притворяется; между тем как служанка делает жест, выражающий полную уверенность в своем мнении. В скульптуре s. Marco 1954 ап. Петр сидит на низком табурете и делает жест отрицания, перед ним служанка; затем он сидит у столба, на котором поет петух; в стороне еще раз представлен ап. Петр плачущим 1955 . В лицевых псалтирях находится как отречение Петра (пандократ., л. 48), так и его плач (лобк. 1956 Пс. 38:13  =О. Л. Д. П. 1957 ; угличская). 140. Миниатюра Евангелия 74. В лицевых Евангелиях (рис. 140) отречение во всех подробностях: возле костра стоят – слуга, служанка и ап. Петр; последний делает обеими руками жест отрицания; далее ап. Петр беседует со слугой, потом с одним из евреев, одетым в золотую тунику и голубой плащ; наконец, он плачет, опершись на колонну, на которой стоит петух. Картина эта с некоторыми вариантами повторена в Евангелии 74 четыре раза (л. 56 1958 , 97 об., 159 и 204). Гелатское Евангелие, л. 81 об., 134 об., 212 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Офиц. признание И. П. на Востоке происходит в IV в. и зафиксировано у свт. Кирилла Иерусалимского ( Cyr. Hieros. Catech. 4. 33), в 60-м прав. Лаодикийского Собора, в 39-м праздничном послании свт. Афанасия (367), у свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Carm. dogm. 12. 31) и свт. Амфилохия Иконийского ( Amphilochii Iconiensis Iambi ad Seleucum. 289-319/Hrsg. E. Oberg. B., 1969. S. 29-40). 85-е Апостольское правило помещает И. П. между Третьим посланием Иоанна и Посланием Иуды. На Западе процесс признания И. П. был связан с вост. влиянием и деятельностью тех отцов, к-рые бывали на Востоке, в частности свт. Илария Пиктавийского (он цитирует Иак 1. 17, см.: Hilar. Pict. De Trinit. IV 8//CSEL. 62. P. 108), блж. Иеронима ( Hieron. Ep. 53. 9; Idem. De vir. illustr. 2. 2) и Руфина ( Rufin. Comm. in Symb. Apost. 37; он указывает И. П. между 1-2 Петр и Иуд). Блж. Августин помещает И. П. после всех Соборных Посланий, но до Деяний св. апостолов ( Aug. De doctr. christ. 2. 13). В Клермонтском списке канонических книг И. П. находится между 1-2 Петр и 1-3 Ин. Каноническим его признают Филастрий Брешианский ( Filastr. Divers. haer. 88), Гиппонский Собор 393 г. и Карфагенские Соборы 397 и 419 гг. В средневек. зап. традиции вплоть до Тридентского Собора в порядке рассмотрения Соборных Посланий часто подчеркивался приоритет Посланий ап. Петра, так что И. П. могло находиться не в самом начале этой группы. В Сирии текст И. П. встречается в рукописях Пешитты (IV-V вв.). Его цитируют блж. Феодорит Кирский (но только один раз - Theodoret. Interpr. in Ps. 26. 6//PG. 80. Col. 1053) и свт. Иоанн Златоуст, к-рый был священником в Антиохии. В целом древним сир. авторам это Послание известно мало. Датировка Послания несомненно зависит от решения вопроса об авторстве. Если признавать авторство ап. Иакова, то Послание следует датировать временем до его кончины в 62 г. Исследователи спорят, было ли оно написано до Иерусалимского Собора апостолов или после него. Если же Послание признается неподлинным, то временной границей написания будет лишь свидетельство Оригена.

http://pravenc.ru/text/200363.html

Совмещение это обнаруживает широту художественного замысла, который в разъяснении предмета пользуется между прочим законом контраста: вверху ослепительный блеск, слава, явление небожителей и беседа о высших тайнах, внизу – скорбь и мучения, заботы о земном и человеческое бессилие в борьбе с ними. Взор наблюдателя, привлекаемый прежде всего этой ближайшей частью картины, переходит вверх, и чувство, встревоженное картиной человеческой беспомощности, находит полное успокоение в созерцании славы Того, Кто силен не только уврачевать все телесные и душевные недуги, но и поразить зло в самом корне 1437 . 1393 Проф. Крауз (R. Е., II, S. 933) вместе с Вествудом (Westwood Catalog, 37) считают самым древним изображение на авории брешианской липсанотеки, относя его к IV в. (Odorici, Antichita di Brescia, tav. V, 13), между тем как издатель памятника, Одоричи, видит здесь призвание апостолов Петра и Андрея (I, р. 76). Ни то ни другое не можем признать верным. Изображен здесь Иисус Христос юный, в обычных одеждах среди двух юных апостолов: все они в движении (идут от города, с левой стороны авория к правой), что невозможно в картине преображения; признаков горы нет. Что в юных спутниках Иисуса Христа нельзя видеть ап. Петра и Андрея, это доказывается, во-первых, тем, что в соседней сцене суда над Ананией и Сапфирой ап. Петр представлен совсем в другом типе, с бородой, во-вторых, общей внутренней связью изображений авория, не имеющей ничего общего с призванием апостолов. Основная тема изображений авория – страсти и воскресение Иисуса Христа; здесь мы видим взятие Иисуса Христа в саду Гефсиманском, отречение Петра, суд Пилата, явление Иисуса Христа Марии Магдалине по воскресении. Не естественно ли предположить, что и рассматриваемая сцена относится к тому же классу изображений. Какая же это сцена? Положение трех лиц, т. е. Иисуса Христа и двух апостолов, идущих от города (Иерусалим?) и беседующих, прямо наводи т на мысль, что здесь изображено явление Христа двум ученикам на пути в Эммаус ( Лк. 24:13–29 ). В беседе с эммаусскими путниками Иисус Христос изъяснял писания о Нем пророков, начиная от Моисея: мысль эта выражена и на рассматриваемом памятнике, где в малом масштабе изображены Моисей с медным змеем на древе и Иона под деревом – указания на страдания и воскресение Иисуса Христа. 1394 Ciampini, II, tab. XXIV. Garrucci, CCLXV. R. de Fleury, pl. LXIII, 2. Сборн. Общ древне-русск. иск., 1866 г., табл. VIII к стр. 52. Martigny, р. 764. Kraus, R. Е. II, 934, Fig. 516. Richter, Die Mos. v. Ravenna, 99. Diel, Ravenne, p. 65. Еп. Христофор, Жизнь И. X., 81–82. Фрикен, Римские катак., II, стр. 246.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Эдуи - кельтское племя, жившее на территории Средней Галлии между Луарой и Сеной. 720 Имеется в виду Августа Тревиров, город в провинции Бельгика Первая (ныне г. Трир, Германия). 721 См. прим. 702. 722 Атрий - главное помещение в римском доме, первая от входа комната. 723 Ныне Париж. 724 Паулин Ноланский (353-431) - духовный писатель, сын сенатора, учился у знаменитого Авзония, был сенатором, консулом и правителем Кампании. В 389 г. принимает сан священника и удаляется в Испанию. В 409 г. становится епископом Нолы (Италия). Находился в дружеском общении и переписке с Амвросием Медиоланским, Августином, Мартином Турским, Пелагием и Сульпицием Севером. 725 См. прим. 689. 726 Мартин имеет в виду изгнание Максимом в 387 г. законного императора Валентиниана II из Италии и гибель 25 августа 383 г. в Галлии императора Грациана. 727 В тексте illustres viri. В эпоху домината это было почетным званием высших сановников и их жен. 728 Во время Сульпиция Севера - одно из высших должностных лиц государства. 729 Комит - должность одного из высших сановников в государстве в эпоху Поздней Империи, подразделявшаяся на три ранга. 730 Имеется в виду знаменитый ветхозаветный пророк Илия. 731 Имеется в виду Иоанн Креститель. 732 Знаки креста или стигматы (от греч. stigma - укол, рубец, знак) - в данном случае имеются в виду следы ран, полученные Иисусом Христом во время крестной муки. 733 Имеется в виду на жизнь вечную. 734 Далее в Веронском кодексе следует: " Закончено о жизни святого Мартина епископа [составленное Сульпицием] Севером монахом Массилийским. Кончина его за 3 дня до ноябрьских ид (т.е. 11 ноября - А.Д.). Начинается письмо все того же Севера " . В Монастырском же кодексе 3711 " Житие " оканчивается такими словами: " Закончена книга первая о жизни святого Мартина, епископа и исповедника. Начинается письмо Севера к Евсевию пресвитеру, позже епископу " . 735 В Веронском и Брешианском кодексах первая глава предваряется следующими словами: “Начинается первый диалог о жизни святого Мартина, епископа и исповедника”. 736

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Так или иначе на Западе с V в. термин confessor приобретает более широкий смысл и обозначает не только христиан, исповедавших свою веру во время гонений, но и всех вообще святых, кроме мучеников. Первоначально титул confessor, как правило, присваивался выдающимся епископам IV в., большинство из к-рых сыграли важную роль в борьбе с арианством. Так, в нач. V в. св. Гауденций , еп. Брешианский († 410), называет исповедником свт. Василия Великого : «summo sacerdote et beato confessore Basilio» (архиерею и блаженному исповеднику Василию - Gaud. Tract. XVII 15). Св. Петр Хрисолог , еп. Равеннский († 450), доказывает в одной из своих проповедей, что именоваться исповедником достоин сщмч. Аполлинарий Равеннский († 75) ( Petr. Chrysolog. Serm. 128). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что чести исповедника удостоился (confessoris ceperit dignitatem) свт. Иларий , еп. Пиктавийский ( Ioan. Cassian. De incarn. Chr. 24). Галло-рим. писатель и поэт св. Сидоний Аполлинарий (ок. 430 - ок. 486) называет св. Мартина Милостивого «pontifex confessorque» (епископ и исповедник - Sidon. Apol. Ep. IV 18. 4), имея в виду его аскетические подвиги и деятельность по распространению монашества в Галлии. В Веронском Сакраментарии (1-я четв. VII в.) исповедником назван папа св. Сильвестр I (314-335) (Sacramentarium Leonianum/Ed. Ch. L. Feltoe. Camb., 1896. P. 148). В Григория Сакраментарии (625-638) И. названы папа св. Сильвестр, св. Мартин Турский и Евсевий пресвитер (Das Sacramentarium Gregorianum. 1921. S. 15, 18, 87, 99). Св. Мартин Турский именуется исповедником также в Толедском сакраментарии IX в. (Liber Mozarabicus Sacramentorum. 1912). Наиболее характерным в этом отношении является Бергамский сакраментарий IX в., отражающий древнюю миланскую литургическую практику амвросианского обряда. И. в нем названы: свт. Амвросий , еп. Медиоланский, свт. Дионисий Великий, Евсторгий и Симплициан, епископы Медиоланские, св. Север, еп. Равеннский († ок. 344), св. Мартин Турский, блж. Августин Гиппонский, прп.

http://pravenc.ru/text/675007.html

В средневековый период на Западе состоялось несколько Церковных Соборов. I Латеранский Собор (1123 г.) созван был папой Калликстом II для утверждения Вормсского конкордата (1127 г.), с помощью которого был достигнут долгожданный компромисс в споре об инвеституре между римскими папами и германскими императорами. II Латеранский Собор (1139 г.) созван папой Иннокентием II для осуждения Арнольда Брешианского и ереси арнольдистов (см. ниже). III Латеранский Собор (1179 г.) созван папой Александром III для осуждения ересей катаров, альбигойцев и вальденсов (см. ниже). IV Латеранский Собор (1215 г.) созван папой Иннокентием III в разгар крестового похода против альбигойцев. Снова осудил бюргерские ереси и фактически учредил инквизицию (крупнейшим деятелем которой станет Торкве мада). Принял строгие предписания, регулирующие монастырскую жизнь. Запретил создание новых орденов. Призвал Фридриха II Штауфена к новому крестовому походу. I Лионский Собор (1245 г.) созван папой Иннокентием IV в Лионе, куда он бежал от Фридриха II Штауфена, осадившего Рим. На этом Соборе Фридрих II был торжественно отлучен от Церкви, после чего, под влиянием папы, Германским императором был избран Генрих Распетюрингенский (1246–1247 г.). II Лионский Собор (1274 г.) был созван папой Григорием Х для укрепления церковной дисциплины. Он установил ныне существующий порядок избрания пап и окончательно сформулировал Filioque в качестве догмата Церкви. Важным деянием Собора была Лионская уния с Константинопольской Церковью (правда, выяснив, что Михаил VIII только имитирует «единение» в политических целях, папа уже в 1281 г. отлучил его «за лицемерие»). Период Возрождения и Нового времени (XIV–XX вв.) XIV век открывается соперничеством королевского абсолютизма и Церкви. Французский король Филипп IV Красивый (1285–1314 гг.) низлагает неугодного ему папу Бонифация VIII (1294–1303 гг.) и в 1307 г. ликвидирует орден Тамплиеров, который стал тревожить его своим могуществом. Эти события открывают новую страницу в истории папства — Авиньонское пленение пап (1309–1377 гг.). Престол их переносится в Авиньон в знак поражения, которое они потерпели, а сами папы становятся послушными орудиями французской политики. Так, первый же «авиньонский папа» Климент V (1305–1314 гг.) в угоду Филиппу IV созывает Вьеннский Собор (1311–1312 гг.), который санкционирует судебный произвол короля и упраздняет орден Тамплиеров, обвинив его руководство в колдовских и антихристианских обрядах.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Вместе с Арнольдом Брешианским 569 это аскетически–общественное движение отрывается от Церкви в сектантство. Страшнее ересь катаров (манихеев, альбигойцев) 570 , разрушающая христианство принципиальным дуализмом. Это — церковь против Церкви, вера против веры. Но, конечно, власть православной идеи не поколеблена 571 . Ею живет все самое глубокое и культурное в христианстве. XII век видит рождение и теоретическое обоснование (в школах Бернарда Клервоского и викторианцев 572 ) католической мистики. Помимо мистики, т. е. платонизирующего христианства, совершается воскрешение образа Иисуса, который отныне ставится в центре религиозной жизни. Это означает евангелизацию и гуманизацию христианства, предвещая через столетия — за ассизским бедняком 573  — гуманизм и евангелизм нового времени. Мистицизм и евангелизм часто сливаются в одном сознании (св. Бернард), но они трудно примиряются с рационализмом. Расцвет научной философии выдвигает проблему оправдания откровения разумом. Дух впервые сознает свою логическую мощь и ставит себе цель: все понять, не уступить вере ни одной из ее тайн. Ничего не отрицают, но чересчур много понимают. Отсюда трагические конфликты с наивной или мистической верой. XIII век в своих «суммах» примирил или сгладил эти противоречия. В XII веке они жгучи — так же, как для нашего времени. Абеляр был их жертвой, и это дает ему право на наше внимание. Абеляр воплотил в своей мысли и жизни только одну идею своего богатого века: ее чаще всего называют рационализмом или «просвещением». Мы знаем теперь, что рационализм его не был ни столь принципиальным, ни столь последовательным, как представлялось его противникам. Но Абеляр боролся всю свою жизнь за дело разума, терпел в этой борьбе жестокие поражения и, изменяя своей идее, все же погиб за нее. Это сделало его мучеником «просвещения» — одним из первых в христианском человечестве. Это же обстоятельство вовлекло и продолжает вовлекать его память в круг непрекращающихся схваток между рационализмом и верой. Все еще не кончена «борьба за тело героя».

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

В то же время он, по ходатайству Петра Вальдо и иных гумилиатов, разрешил им вести частную религиозную жизнь по собственным уставам, но запретил публично проповедовать антицерковное учение. III Латеранский собор, осудив альбигойскую ересь, предписал светским правителям бороться с ней, дав всем, кто с оружием в руках обратится против еретиков, такую же индульгенцию, как и крестоносцам (канон 27). На юге Франции и на севере Италии Святой престол приказывает светским и духовным властям объединиться для полицейского преследования еретиков. Около 1184 г. папа Луций III (1181–1185) на Веронском соборе отлучает альбигойцев (и с ними, кстати, римлян: папа считал, что, восставая против папского dominium temporale, они следуют учению Арнольда Брешианского, а потому являются такими же еретиками, как альбигойцы) и предписывает епископам отправиться в свои диоцезы на розыск еретиков, а сеньорам и консулам указывает под угрозой отлучения помогать епископской миссии. Папский легат Анри, аббат Клерво, a позднее епископ Альбонский, не ограничивается соборами, чтобы исправить нравы клира. В 1181 г. он смещает архиепископа Нарбоннского и собирает католических сеньоров для осады крепости Лавор, одного из главных очагов ереси в Лангедоке. В понтификат папы Иннокентия III (1198–1216) борьба выльется в серию крестовых походов против альбигойской ереси, вошедших в историю как альбигойские войны. Папская администрация. Преодоление схизмы позволило укрепить и унифицировать систему папской администрации. Решению этого вопроса способствовали в немалой степени личные качества Александра III – первого папы-юриста по образованию и профессиональной деятельности (в начале своей карьеры он преподавал богословие и каноническое право в Болонской школе). В лице папы были объединены две функции: он был одновременно и епископом Рима, и «вселенским епископом» – главой управления всей Западной церкви, обладающим в ней правом верховной юрисдикции. Целью, которую преследовала папская теократическая система, было не только стремление добиться эффективности управления; перед папской монархией стояла цель создать надлежащие условия жизни для спасения душ христиан. Папа осмыслялся и как верховный пастырь церкви, и как верховный правитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 231 опубликовано: 27 марта 2008г. АГАПИЯ († ок. 400), мц. Брешианская (пам. зап. 16 авг.). Точное время и обстоятельства ее мученичества неизвестны. В кон. XVIII в. ее мощи были перенесены с рим. кладбища св. Каликста в городок Кьяри (еп-ство Брешиа, Центр. Италия) по просьбе клира местной церкви. Лит.: DHGE. T. 1. Col. 877-878. А. И. М. Рубрики: Католические святые Ключевые слова: Святые Римско-католической Церкви Мученицы Римско-католической Церкви Агапия († ок. 400), мученица Брешианская (пам. зап. 16 авг.) См.также: АВДАКТА мученица Кесарийская (пам. зап. 28 марта) АВКСИЛИЯ мц. (пам. зап. 4 сент.) АГАПИЯ мц. Антиохийская (пам. зап. 10 или 11 марта) АГАПИЯ († ок. 273), мц. Тернийская (пам. зап. 15 февр.) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) АГАФОНИКА († нач. IV в.), мц. Карфагенская (пам. зап. 10 авг.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/63162.html

165. ЕВГЕНИЙ III Римские Папы. Список 165. ЕВГЕНИЙ III. 1145—1153. Собравшаяся в сложных условиях кардинальская коллегия избрала папой цистерцианского монаха Бернардо, который происходил из Пизы. Согласно вызывающим сомнение источникам, его звали Паганелли ди Монтеманью. Он был учеником св. Бернара Клервоского. В течение почти всего своего понтификата он находился за пределами Рима, захваченного бунтовщиками и управляемого Арнольдом Брешианским. В 1146 г. Бернар Клервоский организовал второй крестовый поход, которым руководили французский король Людовик VII и германский король Конрад III. Закончился этот поход неудачей. Подталкиваемый Бернаром Клервоским Евгений III несколько раз пытался вернуться в свою римскую столицу, но ни помощь Роже II, короля Сицилии, ни обещания Конрада III не проложили папе путь в Вечный город. Только договор, подписанный в Констанце в 1153 г. с преемником Конрада III Фридрихом I Барбароссой, позволил Евгению III взять власть в Риме, где он умер вскоре после своего возвращения. В годы понтификата Евгения по инициативе камальдулского монаха Грациана был создан первый сборник церковных законов, получивший название «Декрета Грациана». В течение всего средневековья «Декрет Грациана» считался главным авторитетом в интерпретации действующего в западной церкви канонического права. Грациан утверждал, что «папа обладает всеми правами, присущими императору земному и небесному». Бернар Клервоский посвятил своему ученику-папе произведение под названием «De consideratione» («Рассуждения»), в котором изложил свои теократические взгляды. В 1872 г. Евгений III был признан блаженным. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442391/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010