Кроме Элоизы, мы не знаем ни одного человека, о котором могли бы предположить, что его связывали с Абеляром узы дружбы. Арнольд Брешианский был его учеником и соратником — «оруженосцем», в глазах Бернарда. Абеляр нигде не упоминает о нем ни словом. Относительно «Истории бедствий» можно было бы возразить, что сама трагическая тема ее исключает светлые образы дружбы. Однако мы видели ее схему: измена судьбы допускает, в первой части, и даже требует светлых картин. Но «слава» заслонила все человеческие чувства и отношения. Его письма к Элоизе свидетельствуют о мрачном эгоцентризме. Пока только один пример из многих. Абеляр расстроил Элоизу словами о близкой смерти и распоряжениями о своем погребении. В ответ на ее страстные заклинания («Не дай Бог, чтобы нам пришлось пережить тебя») Абеляр отвечает сурово: «К чему ты обвиняешь меня, что я сделал вас участницами моей тревоги, если сама побудила меня заклинаниями? Неужели в той отчаянной жизни, которая меня терзает, вам подобает радоваться? Вы хотите быть не участницами в скорби, а только в радости»… и далее следует педантическое определение истинных и ложных друзей. Абеляр жесток в прикосновении к людям, погруженный в себя и в свои идеи. Вчитываясь в тон его писем, его автобиографии, мы понимаем, что он должен был иметь врагов. В школах его окружала зависть, в монастырях — разврат. Мы не думаем отрицать справедливости его общей оценки. Нам положительно известно, что уровень жизни, напр[имер], Сен–Дени, был предметом нареканий. В Рюи должно было быть много хуже. Но Абеляр знал, на что он шел. Он сам выбирал свои обители. Распущенность имела для него свои выгодные стороны: он мог поставить школу на монастырской земле и жить по своим вкусам, своими доходами, только пользуясь падением дисциплины. В строгом цистерцианском монастыре он, вероятно, задохнулся бы. Но он довольствуется свободой для себя. Он выступает обличителем и реформатором. В этом он видит свой долг. Будучи сам аббатом, он ждет для себя «вечного осуждения» в случае преступной слабости.

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

Бюргерским ересям были присущи также элементы пантеизма, что приводило к отрицанию необходимости Церкви. Для мистических настроений характерен уход во внутренний мир, погруженность в себя, отрицание мира и всяких отношений с ним. Такие настроения часто порождали у человека состояние религиозного экстаза, приводящее к разным формам мистических видений. Самые ранние еретические секты появились в XI в. во Франции, в Италии и в немецких землях. Одним из первых создателей самостоятельного еретического учения был Арнольд Брешианский (1100–1155), который к тому же являлся первым еретиком-политиком – он возглавил восстание против епископа в Брешии, антипапское восстание в Риме. Арнольд был учеником Петра Абеляра и поддержал своего учителя в борьбе с Бернардом Клервосским. В своем учении Арнольд Брешианский критиковал современную ему церковь , опираясь на Евангелие. Кроме того, он требовал передачи всей духовной власти светским лицам. Секта, созданная им, получила название арнольдистое . Это была одна из первых, ранних бюргерских ересей. Арнольд Брешианский требовал лишения духовенства собственности, ликвидации института епископов, обличал праздность священнослужителей, призывал вернуться к простоте апостольских времен. Он признавал институт папства, но расходился с официальным пониманием таинств евхаристии и крещения. Секта арнольдистов продолжала существовать и после казни Арнольда Брешианского, совершившейся по приказу Фридриха I Барбароссы. В XIII в. она растворилась в других еретических движениях. На XII-XIII вв. приходится расцвет еретического движения в Северной Италии и в Южной Франции. В этих регионах еретическим было практически все население. В одной только Ломбардии процветали арнольдисты, катары, вальденсы, фратичелли, апостолики, флагелланты и многие другие. Поскольку все эти ереси, как правило, зарождались в городах, они условно относятся к бюргерскому направлению еретического движения. Одним из самых массовых направлений еретического движения XII в. была ересь катаров . Название происходит от греческого слова katharos – чистый. В своем учении катары начали не с отрицания сложившейся церковной иерархии, а с отрицания государства как такового, его власти. Катары также отрицали физическое насилие, пролитие крови. Отрицая государство, они отрицали и Церковь , и весь земной мир. Отторжение катаров носило поистине космический характер. Земной мир они рассматривали как порождение и творение сатаны, а папу римского считали его прямым наместником. Естественно, что они отрицали и догматику, и культы официальной церкви, и ее иерархию, выступали против ее богатства и власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И тем не менее, для поднятия нового крестового похода в Западной Европе не представлялось благоприятных условий. Прежде всего во главе римской церкви было лицо, которое далеко не могло равняться с современником первого похода. В 1144 г. на римском престоле сидел Евгений III [ 3 ], человек, не отличавшийся ни большой силой воли, ни энергией, ни умом, не имевший широких политических взглядов. Евгению III предстояло бы, пользуясь властным положением церкви, принять под свою руку дело защиты восточно-азиатских княжеств, но к этому времени положение папы, даже в самой Италии, было далеко не властное, римский престол был жертвой партий. Евгений III недавно успел победить антипапу [ 4 ], нуждался в помощи Германского короля [ 5 ] и настоятельными просьбами призывал его в Италию. Кроме того, ему угрожало в Риме новое направление, окончательно ниспровергавшее его авторитет. В Риме действовал проповедник, представитель философско-политического направления, Арнольд Брешианский [ 6 ], ученик Бернарда, аббата Клерво [ 7 ]. Как Арнольд Брешианский, так и его знаменитый учитель происходили из известной монашеской конгрегации монастыря Клюни [ 8 ] и были выразителями идей, распространяемых этим монастырем. Арнольд столько же был политик-философ, сколько и проповедник. Его политические взгляды были основаны на демократическом принципе. Он всеми силами своего красноречия и влияния боролся против светской власти папы и против злоупотреблений, вкравшихся в церковный строй того времени. За Арнольдом следовал целый ряд проповедников-монахов, распространявших те же идеи. Проповедь Арнольда подняла целую бурю против папы. К тому же времени городовое движение, с его демократическим характером, особенно энергично охватило Италию. Во главе городов стоял не архиепископ, не светские феодалы и дворяне, а народ; воскресла и древняя форма правления — сенат и народ, воскрес даже античный термин " senatus populuaque Romanus " [ 9 ]. Вместо устарелого устройства, вместо вассалитета и сюзеренитета выдвигались коммуны, которые в высшей степени неблагосклонно относились к духовным князьям. Германский король Конрад III [ 10 ] также был поставлен в затруднительные обстоятельства борьбой с Вельфами [ 11 ]; он в свою очередь выжидал поддержки из Рима, надеясь, что папа пришлет ему корону и тем укрепит его шаткое положение на троне. Таким образом, нельзя было надеяться, что папа или король примут на себя инициативу Второго крестового похода. Этой инициативы нужно было искать в другом месте.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И тем не менее для поднятия нового крестового похода в Западной Европе не представлялось благоприятных условий. Прежде всего, во главе Римской Церкви было лицо, которое далеко не могло равняться с современником первого похода. К 1144 г. на римском престоле сидел Евгений III, человек, не отличавшийся ни большой силой воли, ни энергией, ни умом, не имевший широких политических взглядов. Евгению III предстояло бы, пользуясь властным положением Церкви, принять под свою руку дело защиты восточноазиатских княжеств, но к этому времени положение папы, даже в самой Италии, было далеко не властное, римский престол был жертвою партий. Евгений III недавно успел победить антипапу, нуждался в помощи германского короля и настоятельными просьбами призывал его в Италию. Кроме того, ему угрожало в Риме новое направление, вконец ниспровергавшее авторитет его. В Риме действовал проповедник, представитель философско-политического направления Арнольд Брешианский, ученик Бернарда, аббата Клерво. Как Арнольд Брешианский, так и его знаменитый учитель происходили из известной монашеской конгрегации монастыря Клюни и были выразителями идей, распространяемых этим монастырем. Арнольд столько же был политик-философ, сколько и проповедник. Его политические взгляды были основаны на демократическом принципе. Он боролся всеми силами своего красноречия и влияния против светской власти папы и против злоупотреблений, вкравшихся в церковный строй того времени. За Арнольдом следовал целый ряд проповедников-монахов, распространявших те же идеи. Проповедь Арнольда подняла целую бурю против папы. К тому же времени городовое движение, с его демократическим характером, особенно энергично охватило Италию. Во главе городов стоят не архиепископ, не светские феодалы и дворяне, а народ; воскресла и древняя форма правления – сенат и народ, воскрес даже античный термин «senatus populusque Romanus». Вместо устарелого устройства, вместо вассалитета и сюзеренитета, выдвигаются коммуны, которые в высшей степени неблагосклонно относятся к духовным князьям. Германский король Конрад III поставлен был также в затруднительные обстоятельства борьбою с Вельфами; он, в свою очередь, выжидал поддержки из Рима, надеясь, что папа пришлет ему корону и тем укрепит его шаткое положение на троне. Таким образом, нельзя было надеяться, что папа или король примут на себя инициативу второго крестового похода. Этой инициативы нужно было искать в другом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

162. ИННОКЕНТИЙ II. 1130—1143. Соперничавшие между собой два богатых рода — Франжипаних и Пьерлеоних — пытались заручиться голосами кардиналов-выборщиков для своих кандидатов на папский трон. Первый род имел в своем распоряжении голоса 16 кардиналов, которые избрали папой кардинала Григория Папарески. Он принял имя Иннокентий II. 25 кардиналов — сторонников рода Пьерлеоних не приняли участия в выборах и несколькими часами позже осуществили выборы Пьетро Пьерлеоних, который принял имя Анаклет II. В один и тот же день в двух разных соборах было совершено посвящение обоих новоизбранных пап. Раскол продолжался восемь лет. Оба папы рассылали по всей Европе послания и документы, свидетельствовавшие о законности их избрания. В конце концов при поддержке Лотаря и цистерцианцев, которыми руководил Бернар Клервоский, победу одержал Иннокентий II. Бернар Клервоский, этот знаменитый проповедник и политик, пользовался тогда непререкаемым авторитетом во всей Европе. Иннокентия II поддерживал также Норберт из Ксантен, архиепископ Магдебурга — основатель ордена премонстрантов, который получил от папы буллу, подтверждавшую верховенство Магдебурга над польской церковью. В 1133 г. Иннокентий вручил императорскую корону Лотарю III, но эту церемонию вынуждены были провести в Латеранском дворце, поскольку собор св. Петра и охраняющий подступы к нему Замок св. Ангела находились в руках Анаклета. Вскоре после коронационных торжеств папа должен был оставить столицу христианства. Он направился в Пизу (Тоскана), откуда в ноябре 1139 г. уже окончательно вернулся в Рим. В 1138 г. умер Анаклет II, а избранный на его место Григорий, который принял имя Виктор IV, спустя два месяца подчинился власти Иннокентия II. В 1139 г. Иннокентий созвал в Латеране II Вселенский собор, на котором была осуждена схизма Анаклета, подтверждено запрещение симонии, а также отброшено как еретическое учение Арнольда Брешианского (1110— 1155) —ученика выдающегося философа Абеляра (1079—1142). Это последнее решение стало источником новых волнений, которые омрачили последние годы понтификата Иннокентия II. Бедные слои городского населения выступили против светской власти папы. Истоки римской революции следует искать в тех прогрессивных лозунгах, которые распространились во многих развивающихся городах Европы. Она опиралась на доктрины, гласившие, что светская власть исходит от людей. Арнольд Брешианский был не только горячим пропагандистом добровольной бедности духовенства, но боролся также и против всяких притязаний церковной иерархии на светскую власть, а значит, и против господства папы в Риме. Когда победившие римские повстанцы ликвидировали управление папского префекта и вместо него создали сенат, а также выбрали патриция (им стал брат умершего антипапы), отдав ему исполнительную власть, Арнольд Брешианский присоединился к «коммунальной республике» в Риме и вскоре стал ее идеологическим вождем. Иннокентий II умер в Вечном городе, народ которого ликвидировал права папы на светское правление.

http://sedmitza.ru/lib/text/442376/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ [лат. Arnoldus de Brixia, итал. Arnaldo da Brescia] (ок. 1100, Брешиа - 1155, Рим), средневек. итал. религ. проповедник, сторонник радикального реформирования католич. Церкви. Ок. 1119 г. закончил обучение в Париже, где посещал лекции Петра Абеляра , являясь одним из его последователей (хронист Оттон Фрайзингенский называет его учеником Абеляра). Вернувшись в Италию, А. Б. принял сан священника, стал приором мон-ря регулярных каноников в Брешии. В своих проповедях он выступил против епископа Манфреда, что повлекло за собой восстание и изгнание последнего из города. Проповедник, однако, был осужден как схизматик папой Иннокентием II на Латеранском II Соборе (1139) и изгнан из Италии. Отправившись в Париж, А. Б. подвергся преследованиям как сторонник Абеляра. После того как они оба по настоянию св. Бернарда Клервоского были осуждены на Санском Соборе (1140), А. Б., изгнанный из Франции кор. Людовиком VII, бежал в Цюрих, а потом в Пассау под защиту кард.-легата Гвидо, к-рый, после смерти Иннокентия II став папой под именем Целестина II , способствовал возвращению А. Б. в Италию. Новый папа Евгений III , ученик Бернарда Клервоского, присудил А. Б. к покаянному паломничеству в Рим (1145), где тот был вовлечен в народное восстание, в результате к-рого папа был изгнан из города и была провозглашена Римская республика, причем проповеди А. Б. оказали большое влияние на позицию республиканцев. А. Б. считается автором 3 писем с подписью «преданный член сената» (quidam fidelis senatus), адресованных герм. кор. Конраду III с предложением стать во главе республики. Кроме того, А. Б. выработал план политической реформы Римской республики: выступая против светской власти папы, он предлагал сохранить за понтификом только авторитет церковного учителя и судьи в духовных делах; к верховному органу власти республики сенату должна была быть присоединена курия представителей среднего рыцарства, а на Форуме должно было быть восстановлено народное собрание. В 1155 г. папа Адриан IV наложил на Рим интердикт и потребовал от граждан изгнания или выдачи А. Б., отлученного от Церкви. Бежавший из Рима в Тоскану А. Б. был схвачен имп. Фридрихом I Барбароссой , к-рый совершал коронационный поход в Рим, и передан папе. Осужденный как еретик, А. Б. был повешен, его тело сожжено, пепел брошен в Тибр. Проповеди А. Б. не сохранились.

http://pravenc.ru/text/76144.html

Энергическим выразителем этого стремления явился при папе Иннокентии II один замечательный итальянский клирик Арнольд Брешианский, ученик известного богослова Абелярда. Вдохновленный высокими идеалами первобытной христианской церкви, с другой стороны увлеченный глубоким уважением к древним формам римского республиканского устройства, Арнольд начал горячую проповедь против светской власти пап, вообще против вмешательства епископов и клириков в мирские дела, против приобретения церковию огромных богатств и владений; во всем этом он видел глубокую порчу нравственного состояния церкви и вред для народа. Под влиянием его восторженных речей, римляне отказались повиноваться папам, и провозгласили у себя республику с древними формами римского республиканского управления – с древним сенатом, консулами и трибунами. Папы пустили в ход свое духовное влияние, наложили интердикт на римлян, стали возбуждать против них иностранных государей, и такими средствами успели подавить народное волнение. Арнольд был проклят на Латеранском соборе 1139-го года, и потом захваченный в плен императором Фридрихом Барбароссой, предан сожжению, и самый прах его был брошен в Тибр (1155 г.). Впрочем как в то время, не только противники, но и самые ревностные приверженцы пап относились неблагоприятно к их политическим притязаниям и вмешательству в управление государственными делами, это видно из тех мыслей, какие имел об этом предмете знаменитейший подвижник и богослов западный Бернард клервосский. Когда его ученик, бывший прежде иноком в клервосском монастыре, достиг папского престола под именем Евгения III-ro (1145 г.); знаменитый клервосский пустынник вот какие советы преподавал ему в своем сочинении de considerationë «Никто никогда ни об одном из Апостолов не может доказать, чтобы какой либо из них был судьею людей, или определителем поземельных границ, или разделителем владений. Апостолы были приводимы в судилища, но сидели между обвиняемыми и судимыми, а не на судейском месте, судя других.... Дела земные имеют своими судьями царей и князей земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Право духовенства на любую собственность, проповедовал Арнольд Брешианский, противоречит евангельскому учению, духовенство должно довольствоваться одной десятиной; всякая гражданская власть должна принадлежать только государям и республиканским правительствам. «Нельзя терпеть таких людей, которые хотят обречь на рабство Рим – средоточие империи, источник независимости, властителя мира». Он требовал ликвидации епископской структуры Церкви, рекомендовал мирянам ввиду испорченности духовенства исповедоваться друг другу. He следует, писал один из арнольдистов, следовать советам священников, учение которых путает божеское с человеческим (ср.: Мр. 7:7 ). He отрицая церковных догматов и таинств, Арнольд расходился с католической церковью в понимании таинств Евхаристии и крещения. Последователи Арнольда считали, что имперская и всякая иная высшая власть имеют своим источником суверенитет римского народа, и ему, а не папе и вероломным «монахам-еретикам», принадлежит право провозглашать кого-либо императором. Собственно, идеи, развивавшиеся Арнольдом Брешианским, витали в то время в воздухе. Нечто аналогичное изложил в книге De consideratione, обращенной им к его ученику – папе Евгению III (1145–1153), и идеолог папской теократии Бернард Клервоский, резкий противник деятельности Арнольда. В этой книге, представляющей собой практическое руководство для nan по смирению и благоразумию, с коими им надлежит нести тяготы папского сана, Бернард основывает свои взгляды на евангельском учении, исходя из апостольской мысли: тот, кто служит Богу, не должен отдаваться светским делам. Он так же, как и еретик Арнольд, бичует епископов за их светские пороки и высказывается против политических прав духовенства. Бернард напоминает папе, что он облечен саном духовным, а не саном «властелина», что в руках его – лопата земледельца, а не скипетр короля, что светская власть папы, которая, возможно, и основана на земном праве, ни в коей мере не может считаться апостольским установлением, поскольку апостолам было запрещено иметь такую власть. Бернард сокрушается по поводу того, что папа и епископы разодеты в шелка, пурпур и золото, чего никогда не делал св. Петр; папа в таком светском обличье, пишет Бернард, – преемник совсем не св. Петра, а императора Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время понтификата ученика Абеляра Целестина II (1143-1144), взошедшего на папский престол после Иннокентия II, возникло так называемое «Предсказание о папах», характеризующее будущих пап одним-двумя предложениями. Согласно преданию, эти предсказания принадлежат некоему Маол-Маодхогу, по другим сведениям - " Моргайру, архиепископу Армайскому (1129-1148). Ирландский архиепископ отказался от своего поста и под влиянием своего друга Бернара Клервоского вступил в монашеский орден. Под его именем и увидело свет произведение под названием «Prophetia de Romanis Pontificibus» («Предсказание о папах»), содержащее 111 кратких характеристик типа сентенций о будущих папах с 1143 года и до конца света. Согласно этому труду после Целестина II последуют еще 110 пап, и при последнем, Петре II, наступит Страшный суд. Целестин II в соответствии с каталогом был 166-м папой. Если к этому числу прибавить предсказанное число 110, то всего будет 276 пап. В настоящее время правит 265-й папа. Поддерживавший тесные отношения с норманнами папа Луций II (1144-1145) был из партии Франгепанов. Во время его понтификата римская аристократия и народ реставрировали республику, вновь избрали Сенат и поставили во главе города консула в звании патриция. Они изгнали папского правителя и объявили город независимым. Папство временно вновь очутилось в условиях, в которых оно пребывало в эпоху раннего средневековья. Папа Луций бежал в Капитолий, спасаясь от Пьерлеонов, напавших на Франгепанов, и был убит брошенным в голову камнем. Цистерцианский монах, ставший папой Евгением III (1145-1153), ученик Бернара Клервоского, бежал от римлян в Витербо и сделал его своей резиденцией. Организованные в XII веке коммуны, объединившись с еретическим движением, освободили большинство итальянских городов от непосредственной власти феодалов. Демократические движения вскоре привели к созданию коммуны и в Риме. Во главе антипапского движения обедневших дворян и горожан встал ученик Абеляра, монах ордена августинцев Арнольд Брешианский, который сочетал идеи городского самоуправления с древними еретическими учениями, требовавшими восстановления первоначальной бедности церкви. Арнольд провозгласил, что церковь должна отказаться от своих владений и политической власти.

http://sedmitza.ru/lib/text/441608/

стический спор в двух его фазах – в IX и в XI вв. – и проявившаяся в нем борьба реформаторских стремлений с церковным учением (68–84 стр.). Гл. 5-я: Спор о предопределении и его значение в истории реформаторских стремлений в Западной церкви (85–108 стр.). Гл. 6-я: Исторические причины зарождения и развития сектантского движения в Италии, во Франции и отчасти в Германии к началу XI века. Двоякий характер этого движения (108–122 стр.). Гл. 7-я: Катары или альбигойцы. Их учение и религиозный культ. Внутренняя организация их общин (122–152). Гл. 8-я: Вопрос о происхождении ереси альбигойцев или катаров (152–172). Гл. 9-я: Вальденсы. Происхождение этой секты, ее отличительный характер, учение и внутренняя организация (172–198). Гл. 10-я: Рационалистический элемент в схоластическом богословии XII века. Петр Абеляр и его учение (199–226). Гл. 11-я: Арнольд Брешианский и поднятое им движение к реформе церкви (226–248). Гл. 12-я: Некоторые другие ученики и подражатели направления Абеляра: их характеристика и отношение к ним богословов ортодоксального направления (248–269). Гл. 13-я: Арабская философия и ее влияние на направление схоластики и общества в XIII веке (269–303). Гл. 14-я: Иоахим де-Флорис и его апокалиптическое учение. Отражение его реформационных идей на некоторых представителях францисканского ордена и отчасти доминиканского (304–328). Гл. 15-я: Пантеистический мистицизм XIII и XIV века и его частные проявления в виде учений и сект (329–371). Гл. 16-я: Мейстер Экгарт и его учение. Отношение его к современной ему секте „свободного духа“ (371–384). Гл. 17-я: Сегарелли и апостолики. Фра Дольчино и патарены (384–407). Гл. 18-я: Данте Алигиери и его отношение к реформе римской церкви (407–443). Гл. 19-я: Джон Виклеф, его учение и реформаторская деятельность (443–512). Гл. 20-я: Богословы парижского университета и влияние их на Констанцский собор (512–562). Гл. 21-я: Ян Гус, его учение и реформаторская деятельность (562–609). Гл. 22-я: Савонаролла, как церковный реформатор (609–671). Заключение (671–683).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010