Рассматривался на Л. С. и вопрос борьбы с ересью. Каноном 23 как еретики осуждались все те, кто отрицали Евхаристию, таинства Крещения, Священства, Брака и др. На светские власти возлагалась обязанность наказывать еретиков и всех, кто их поддерживали. Этот канон дословно повторял постановление Тулузского Собора (1119), направленное против проповедника Петра из Брюи и его сторонников (т. н. петробрусиане; см. ст. Катары ). На Л. С. осуждению подверглось учение Арнольда Брешианского , критиковавшего богатство католич. духовенства. По ходатайству Манфреда, еп. Брешии (1132-1153), Арнольд был осужден на изгнание из Италии ( Schmitz-Esser R. Arnold of Brescia in Exile: Apr. 1139 to Dec. 1143: His Role as a Reformer, Reviewed//Exile in the Middle Ages: Selected Proc. from the Intern. Medieval Congr., Univ. of Leeds, 8-11 July 2002/Ed. L. Napran, E. van Houts. Turnhout, 2004. P. 213-231). Заключительный, 30-й канон объявлял недействительными все рукоположения, совершённые Пьетро Пьерлеони (антипапой Анаклетом II) и др. «схизматиками и еретиками». По сообщению Фалькона, на Соборе папа Иннокентий II объявил об отлучении от Церкви кор. Сицилии Рожера II (1130-1154), поддерживавшего Анаклета II, и всех его сторонников ( Falcone di Benevento. 1998. P. 214). Согласно хронике аббатства Мориньи, в речи на открытии Л. С. Иннокентий II выдвинул обвинения против кардиналов - бывших сторонников Анаклета II (с к-рыми папа ранее примирился и вступил в общение) и публично лишил их знаков достоинства: посохов, паллиев и перстней (La chronique de Morigny. 1912. P. 74). Более вероятно, однако, что это могло иметь место лишь в конце работы Собора, 12 апр. ( Schmale. 1999. Sp. 1140). Иннокентий II ранее обещал сохранить за примирившимися с ним сторонниками Анаклета II все их должности и имущество, что вызвало возмущение католич. св. Бернарда Клервоского, сыгравшего важную роль в прекращении схизмы. Уже после Собора он в послании Иннокентию II в резкой форме осудил его действия ( S. Bernardi Opera/Ed. J. Leclercq, C. H. Talbot, H. M. Rochais. R., 1977. Vol. 8. P. 73).

http://pravenc.ru/text/2463161.html

Парижский университет становится центром богословского образования средневековой Европы. Его высокая репутация в этой области имела прочные исторические корни; университет был прямым преемником кафедральной школы при Нотр Дам де Пари и школ при аббатствах св. Женевьевы и св. Виктора, из коих кафедральная и сен-викторская школы были по преимуществу богословскими, а в монастыре св. Женевьевы преподавались, главным образом, «искусства». Мнение теологов парижской кафедральной школы принималось во внимание при разрешении богословских споров о пресуществлении (transsubstantiatio) хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, о непорочном зачатии (Immaculata conceptio) Св. Девы, а в начале второй половины XII в. английский король Генрих II Плантагенет отдал на решение парижских теологов свой спор с Томасом Бекетом, архиепископом Кентерберийским. Именно в этой школе у каноника Гийома де Шампо (лат. Guillelmus de Campellis или Campellensis; ок. 1070–1121), известного по всей Европе представителя реализма, учился знаменитый средневековый философ и богослов Пьер Абеляр (1079–1142), начавший свое обучение в Бретани у основателя номинализма Иоанна Росцелина (ок. 1050 – ок. 1122). Вскоре ученик и учитель сходятся в потрясшем средневековое богословие споре об универсалиях. С 1102 г. Абеляр, признанный глава диалектиков, учил в Мелюне, Корбеле и Сен-Женевьев, среди его учеников – папа Целестин II (1143–1144), Пётр Ломбардский (ок. 1100 – ок. 1160) и Арнольд Брешианский (ок. 1100–1155); число учеников возрастало, как и непримиримая вражда со стороны де Шампо. После того как последний был возведён в звание шалонского епископа, Абеляр в 1113 г. возглавил училище при Нотр Дам, но вскоре принял монашество и удалился отсюда. К числу противников Абеляра добавились Бернард Клервоский (1091­1153) и Норберт Ксантенский (1080–1134). Дважды – на соборах в Суассоне (1121), где было сожжено его произведение Introductio in theologiam («Введение в богословие»), и в Сансе (1140) – взгляды Абеляра были осуждены (особо критиковалась его работа «Да и Нет»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важной стороной деятельности И. по укреплению позиций в католич. Церкви и расширению круга сторонников было стимулирование обращений в папский суд как в высшую судебную инстанцию. И. пытался зарезервировать за Папским престолом все causae maiores, вынесение приговоров по тяжким церковным и уголовным преступлениям. Количество изданных при И. грамот, многие из к-рых содержали привилегии клюнийцам и премонстрантам, существенно возросло. В 1131 г. И. пожаловал Норберту Ксантенскому право ввести устав премонстрантов в кафедральном капитуле Магдебурга. В 1140 г. папа отдал Бернарду Клервоскому храм святых Викентия и Анастасия в окрестностях Рима. И. вел активную деятельность по канонизации святых. В 1131 г. в Реймсе он причислил к лику святых Готхарда , еп. Хильдесхайма († 1038), ставшего 1-м святым баварского происхождения, в 1134 г. в Пизе - своего сторонника Гуго, еп. Гренобльского († 1132), в 1139 г. на II Латеранском Соборе - Стурма , 1-го аббата Фульды († 779). При И. были отреставрированы и перестроены несколько рим. базилик, в т. ч. Санта-Мария ин Трастевере, Латеранская базилика, церкви Сан-Паоло, Санто-Стефано Ротондо. В нач. 40-х гг. XII в. против власти Римского папы восстал г. Тиволи. С помощью рим. ополчения И. смог подавить мятеж и захватить город, однако мирный договор 1143 г. между общиной Тиволи и папой (в обход коммуны) вызвал негодование горожан. К тому же папский запрет на разрушение римлянами города привел к восстанию, в ходе к-рого был свергнут папский префект. Сенат, сформированный восставшими, оспорил право папы на светскую власть в Риме и избрал патриция Джордано Пьерлеони (брата Анаклета II), наделив его исполнительной властью. К восставшим примкнул Арнольд Брешианский, ставший идеологическим вождем движения. И. скончался в Риме в период правления «коммунальной республики», погребен в Латеранской базилике. В 1150 г., при папе Евгении III, останки И. были перенесены в ц. Санта-Мария ин Трастевере. Ист.: Romanorum Pontificum, qui fuerunt inde ab exeunte saeculo IX usque ad finem saeculi XIII, vitae/Ed. J. M. Watterich. Lipsiae, 1862. T. 2. P. 174-275; PL. 179. Col. 21-674; Jaff é . RPR. T. 1. P. 840-911; Denzinger. Enchiridion, N 715-741; Mansi. T. 21. Col. 435-592.

http://pravenc.ru/text/468773.html

В 1137 г. потерял Антиохию, занятую византийцами. Погиб в сражении с сельджуками. Евгений III — папа римский с 1145 по 1153 гг., в миру Бернардо, вероятно, из рода Паганелли ди Монтеманьо. Бывший цистерцианский монах, ученик Бернара Клервосского (см. прим. 6). Несколько раз бежал из Рима от сторонников республики. Один из инициаторов второго крестового похода. Ошибка: никакого антипапы в понтификат Евгения III не было. Германским королем в 1144 г. был Конрад III (см. прим. 8). Арнольд Брешианский (ок. 1100-1155) — проповедник и церковный реформатор, ученик Абеляра (см. прим. 12), а не Бернара Клервосского, как по ошибке сказано у Успенского. Стремился возвратить клир к простой жизни времен апостолов, требовал лишить духовенство собственности. Выслан из Италии в 1139 г. как руководитель движения в Брешии против местного епископа. Осужден на Сансском соборе 1140 г. вместе с Абеляром. В 1146 г. вернулся в Рим, где стал идейным вождем восстание против светской власти папы. Поддерживал созданную в 1143 г. Римскую республику. После занятия в 1155 г. Рима войсками Фридриха Барбароссы был приговорен к смерти новым папой Адрианом IV и повешен. Бернар Клервосский (1090-1153) — богослов и мистик, один из самых влиятельных духовных авторитетов своего времени; канонизирован католической церковью в 1174 г. Аббат монашеской общины в Клерво с 1115 г. Отличался крайней ортодоксальностью, защищал догматику и порицал схоластику за рационалистические тенденции. Один из главных вдохновителей второго крестового похода. Клюнийская конгрегация возникла с основанием в 910 г. монастыря Клюни в Верхней Бургундии, подчиненного непосредственно папе. Была известна строгим бенедиктинским уставом, ставшим образцом для всех европейских монастырей. Центр так называемого " клюнийского движения " за очищение церкви. Во второй половине XII в. клюнийской конгрегации принадлежало уже 2000 монастырей в Италии, Испании, Англии, Германии, Польше, но более всего во Франции. Обладала большой духовной и политической властью, из нее вышло двенадцать кардиналов и несколько пап, в том числе Григорий VII (см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Иннокентий II, папа Римский, выступает против Римского сената. Миниатюра из «Хроники» Оттона Фрайзингенского. 1157 г. (Codex. Jenesis Bose q.6. Fol. 91v) Иннокентий II, папа Римский, выступает против Римского сената. Миниатюра из «Хроники» Оттона Фрайзингенского. 1157 г. (Codex. Jenesis Bose q.6. Fol. 91v) Для искоренения последствий схизмы и укрепления своего положения в католич. Церкви И. весной 1139 г. провел в Риме Латеранский II Собор . На нем были осуждены антипапа Анаклет II и его сторонники, прежде всего кор. Сицилии Рожер II, к-рого И. отлучил от Церкви. Собор признал еретическими учения Петра де Брейса († ок. 1139) и Арнольда Брешианского (1100-1155), тот был вынужден бежать из Италии. Собор также подтвердил постановления Клермонского и Реймсского Соборов. В 1139 г., для того чтобы подчинить главного сторонника покойного Анаклета II и устранить опасность, грозившую Папской области, И. выступил в военный поход против кор. Рожера II. Папские войска потерпели поражение при Галлуччо, папа попал в плен и был вынужден пойти на компромисс и подписать в июле 1139 г. договор в Миньяно, согласно к-рому И. признал Рожера II королем и отдал ему в лен Сицилийское королевство. И. вмешался в конфликт между кор. Леона и Кастилии Альфонсо VII и португ. гр. Афонсу Энрикишем, который в 1139 г. объявил об отделении Португалии от Леоно-Кастильского королевства и о создании самостоятельного гос-ва. В 1143 г. Афонсу I Энрикиш передал свое королевство под защиту Папского престола и принес вассальную присягу И. Однако статус королевства Португалии был признан только в 1179 г. папой Александром III (1159-1181). Чтобы поддержать крестовые походы и укрепить положение христиан в Св. земле, папа 29 марта 1139 г. издал буллу «Omne datum optimum», санкционировавшую создание ордена тамплиеров. В 1140 г. (по др. данным, в 1141) Собор в Сансе осудил как еретическое учение Петра Абеляра . И. утвердил решение Собора, приговорив Абеляра к «вечному молчанию» (perpetuum silentium imposuimus). Осужденные (Абеляр и его ученик Арнольд Брешианский) должны были удалиться в разные мон-ри, их сторонники подлежали отлучению, а сочинения - сожжению (см. послание И. к Генриху, еп. Санса, «Testante Apostolo» от 16 июня 1140 (1141?) - Mansi. T. 21. Col. 565; PL. 179. Col. 517). Начавшийся в 1141 г. конфликт с франц. королем удалось преодолеть лишь преемникам И. После смерти архиеп. Альберика Буржского капитул избрал не кандидата, утвержденного кор. Людовиком VII, а Петра де ла Шатра. Король отказался признать его, и избранный архиепископ обратился с апелляцией в Рим. Папа объявил проведенные выборы каноническими и совершил архиепископское рукоположение. Однако по приказу короля архиепископу не позволили въехать на территорию архиеп-ства. И. вступил в переговоры с Людовиком VII; не добившись успеха, папа наложил на франц. короля личный интердикт , к-рый был снят только Римским папой Евгением III (1145-1153).

http://pravenc.ru/text/468773.html

Участие русского войска в войне Византии с арабами Образование германской («Священной римской») империи, Оттон I становится императором 963–973 Правление германского императора Оттона II Поход Святослава на болгар Третий поход Святослава на Константинополь Созыв Оттоном II съезда католических посольств 983–1002 Правление германского императора Оттона III 987–1328 Династия Капетингов во Франции 1014–1039 Правление германского императора Генриха II 1016–1035 Правление короля Англии, Дании и Норвегии Кнута I Великого 1024–1125 Франконская (Салическая) династия в Германии 1033–1109 Ансельм, архиепископ Кентерберийский 1039–1056 Правление германского императора Генриха III Черного 1042–1055 Правление византийского императора Константина IX Мономаха Поход новгородского князя Владимира Святославича на Константинополь 1049–1054 Понтификат папы Льва IX Великая схизма Православной и Католической Церквей 1056–1106 Правление германского императора Генриха IV Латеранский собор Битва при Гастингсе, покорение норманами Англии 1066–1087 Правление английского короля Вильгельма I Завоевателя 1073–1085 Понтификат папы Григория VII (Гильдебранда) «Хождение в Каноссу» Генриха IV 1079–1142 Богослов–схоласт Пьер Абеляр 1081–1185 Династия Комнинов в Византии 1081–1118 Правление византийского императора Алексея I Комнина «Книга Страшного суда» в Англии 1090–1153 Богослов–схоласт аббат Бернар Клервоский Собор в Клермоне 1096–1270 Крестовые походы Крестовый поход бедноты 1096–1099 Первый крестовый поход Взятие крестоносцами Иерусалима, создание королевства Иерусалимского 1100–1155 Ересиарх Арнольд Брешианский 1106–1125 Правление германского императора Генриха V 1108–1137 Правление французского короля Людовика VI Капета Восстание в г. Лане Создание ордена госпитальеров (иоаннитов) Собор в Суассоне, осудивший учение Пьера Абеляра 1132–1202 Ересиарх Иоахим Флорский (Калабрийский) 1137–1180 Правление французского короля Людовика VII Капета 1138–1254 Династия Гогенштауфенов в Германии Собор в Сансе, осудивший учение Пьера Абеляра

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Один из них, будущий ученый Иоанн Солсберийский, об этих именно годах вспоминает: «Там у его ног я научился первым основам искусства диалектики и с полной жаждой знания черпал по силе моего юношеского понимания все то, что срывалось с его уст». Другим его слушателем был не менее знаменитый Арнольд Брешианский, изгнанный из Италии мятежный реформатор. В эти годы он был соратником Абеляра; «оруженосцем Голиафа» называет его Бернард. Вот все, что мы знаем о последнем пятилетии жизни Абеляра. Возможно, что он прерывал свое преподавание или переменил школу (Иоанн говорит о его «удалении»). Но в 1141 г. мы видим его на том же холме Женевьевы, в школе при церкви св. Илария. Это был момент, когда к нему вплотную подошел его великий противник, тень которого уже более пятнадцати лет издали легла на его жизнь. Абеляр не раз позволял себе удовольствие нанести удар тому, перед кем преклонялась вся Европа. Не названный по имени в «Истории моих бедствий», он был явственно для всех заклеймен в ней. Не раз в своих проповедях Абеляр бичевал современных лицемеров и чудотворцев и смеялся над Норбертом, неудачным воскресителем мертвых. Бернарду ему случилось писать однажды, защищая одно свое нововведение в Параклете; корректное по форме, это послание умеет жалить. С другой стороны, и Бернард, по–видимому, его имел в виду, разбирая заблуждения одного учителя «о крещении». Но только теперь он нашел, что пора положить предел влиянию Абеляра. «Его ядовитые книги, —жалуется он, —не лежат спокойно на полках, нет, их читают на перекрестках. Они снабжены крыльями. Он наполняет города и замки вместо света — мраком, вместо меда — ядом или, вернее говоря, ядом в меду». Абеляр взрастил целое поколение диалектиков–рационалистов, «навел на Францию худшую из египетских казней, казнь квакающими жабами», как негодует другой из его противников. Целый ряд посланий против Абеляра, относящихся к этому времени, говорит о все растущем раздражении против него консервативных и мистических кругов. Для этих людей Абеляр — еретик.

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

Демонстрируя неприятие внешней обрядовой стороны официальной церкви, Петр и его сторонники доходили до весьма радикальных действий, и это в конце концов стоило Петру жизни. В Сен-Жиле, в то время как он призывал слушателей бросать распятия в разведенный его сторонниками огонь, благочестивые верующие из толпы толкнули в костер его самого. В случае с Генрихом Монахом и Петром из Бруи мы, очевидно, имеем дело с сознательными еретиками. Остальные истории о ересях рассматриваемого периода, описанные в источниках, сложно интерпретировать. Сведения о Танхельме из Антверпена содержатся в письме ухтредских каноников, направленном в 1122 г. Фридриху, епископу Кёльна. В нем говорится, что Танхельм начал свою деятельность в Антверпене, где нашел множество сторонников, затем посетил Фландрию, Зеландию и Брабант, где его проповеди были с готовностью приняты простолюдинами. Он отрицал существующую церковь , называя ее «борделем» и утверждал, что таинства, совершенные недостойными священниками, не имеют силы. Далее в письме следует описание того, как Танхельм объявил себя богом и заключил при большом стечении народа символический брак со статуей Девы Марии; после этого он якобы разгуливал по Антверпену в золотых одеяниях, в сопровождении вооруженной стражи и восторженных толп почитателей, которые пили воду, оставшуюся после его омовений. Трудно сказать с уверенностью, что стоит за этими свидетельствами. Возможно, мы имеем здесь дело не столько с сознательным еретиком, сколько с сумасшедшим или, по крайней мере, психически неуравновешенным человеком, чьи слова и действия могли, тем не менее, оказывать магнетическое воздействие на окружающих. С другой стороны, антиклерикальные воззрения Танхельма, очевидно, сделали его злейшим врагом ухтредских каноников, и те могли просто выдумать или заимствовать откуда-то описания фантастических эпизодов, чтобы очернить своего противника перед епископом. В этом случае Танхельм мог быть представителем одной из антиклерикальных еретических групп или просто радикальным сторонником григорианской реформы, таким как Рамирд или Арнольд Брешианский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поводом для вмешательства Фридриха в итальянские дела послужил договор, заключённый им с папой Евгением III в 1153 году в Констанце. В нём Барбаросса обязался не заключать мира с норманнами без участия папы, сокрушить Римскую республику и вновь отдать город в руки папы. За это Евгений III не только пообещал ему императорскую корону, но и свою поддержку в борьбе против Вельфов. В 1154 году взошёл на престол первый и до сего времени единственный папа английского происхождения – Адриан IV (1154–1159). (Николай Брейкспир, прежде чем стать кардиналом-епископом Альбано, был настоятелем августинского монастыря под Авиньоном.) В Риме все ещё правил Сенат и Арнольд БрешианскиЙ. За оскорбление, нанесённое одному из его кардиналов, Адриан наложил на Рим интердикт. Впервые за всю историю в Вечном городе прекратилось отправление богослужений. Глубину кризиса характеризует тот факт, что население, недовольное новым конфликтом между республикой и церковью, изгнало Арнольда и его сторонников из руководства Рима. Однако это событие объяснял ось не столько интердиктом, сколько, пожалуй, появлением Фридриха в Италии. В 1154 году Фридрих I перешёл через Альпы, чтобы в соответствии с Констанцским соглашением короноваться имперской короной. Однако император с войском пришёл в Рим как завоеватель. В течение 1154–1155 годов он завоевал всю Ломбардию за исключением Милана, и в 1155 году в Павии на его голову была возложена ломбардская железная корона. В июне 1155 года в Сутри произошла личная встреча между Адрианом IV и императором, которая уже обозначила приближение нового конфликта. В Сутри и Фридрих отказался исполнить полагающуюся в соответствии с протоколом так называемую шталмейстерскую службу папе, так как усмотрел в этом вассальную подчинённость. В течение двух дней его удалось убедить в том, что начиная с эпохи Каролингов этот обычай не что иное, как пустая формальность. Неприятный инцидент римский Сенат попытался использовать для при влечения на свою сторону короля: Фридриху предложили императорскую корону за 5000 фунтов золота. Однако германский король значительно выше оценивал императорскую власть, освящённую церковью, чем корону, полученную от народа Рима. Его войско без сопротивления заняло Вечный город, и в соборе Святого Петра состоялась торжественная церемония императорской коронации. Тем самым Фридрих принял на себя звание защитника папы, в чем действительно нуждался Адриан, против норманнов и римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Если случалось, что императоры временно брали перевес над папами; то папы уверяли, что смотреть на дело следует иначе, что на самом деле унижены вовсе не папы, а императорское достоинство. Один из ближайших преемников Григория VII, Иннокентий II был изгнан из Рима антипапою Анаклетом. Император Лотарь саксонский вступил по этому случаю в Италию с войсками, низложил Анаклета и обеспечил обладание папской тиарой за Иннокентием. Но за эту услугу папа поплатился тосканскими владениями маркграфини Матильды, в которых император утвердил свою власть. Папа должен был признать силу совершившегося факта. Но он утешил себя тем, что повелел изобразить это событие на картине, где император, стоя на коленах, смиренно принимает от папы лен. Таким образом выходило, что и насильственное отторжение императором от папских владений тосканской территории служит доказательством ленной зависимости императоров от апостольского престола в Риме. Спустя несколько времени после этого Рим и Италия охвачены были революционным движением, во главе которого стоял Арнольд Брешианский, вооружившийся против светских владений и прав апостольской кафедры в Риме, во имя того принципа, что церковь и государство должны быть разделены и независимы друг от друга. Оружие Фридриха Барбароссы подавило эту революцию и папа снова явился обладателем прав, которых за ним не только не хотели признавать, но которые у него были даже и отняты. За эту услугу Фридрих Барбаросса заставил Адриана VI (1054–1159) возложить на него императорскую корону. Новый император впрочем никак не допускал, что папское помазание ставит его в политическую зависимость от того, кому он возвратил власть силою своего оружия. Поэтому он неприятно поражен был картиною, где коленопреклоненный император Лотарь изображен был принимающим лен от Иннокентия II, и настаивал, чтобы она была уничтожена. Папа обещал подчиниться этому желанию императора, однако картина осталась цела и на прежнем месте. И мало того. Едва Фридрих Барбаросса удалился за Альпы, как Адриан VI передал королю обеих Сицилий в лен области, ленным господином которых император считал себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010