1107 Правление Белы II началось с кровавых репрессий против сторонников Кальмана, участвовавших в преследовании Альмоша, и потому среди венгерской знати было немало противников Белы и, соответственно, сторонников Бориса. 1108 Словакия в средние века принадлежала Венгерскому королевству, которое, таким образом, имело непосредственную границу с Польским государством. Поход Болеслава III состоялся в 1132 г., на следующий же год по восшествии Белы II на престол. 1109 Адальберт, сын австрийского маркграфа Леопольда III; как о дате брака (ок. 1131 г.?), так и об имени дочери Альмоша (София?) существуют только разноречивые предположения. 1111 Для понтификата папы Евгения III были характерны постоянные столкновения с противниками папского управления Римом, которые нашли себе главного идеолога в лице известного проповедника Арнольда Брешианского. 1114 После смерти в 1141 г. венгерского короля Белы II и восшествия на престол его юного сына короля Гезы II Борис возобновил попытки предъявить свои права на венгерский трон. 1115 Как и сам Оттон Фрайзингенский, Гертруда была дочерью австрийского маркграфа Леопольда III, т. е. единоутробной сестрой Конрада III. 1116 Очевидно, имеется в виду тот конфликт вокруг Братиславы, который случился как раз весной 1146 г. и о котором Оттон подробно пишет в «Деяниях императора Фридриха»; см. ниже фрагмент 6 и соответствующие примеч. 1118 Имеется в виду противоборство между трирским архиепископом Адальбероном, одним из видных сотрудников короля Конрада III, и намюрским графом Генрихом, фогтом трирского монастыря св. Максимина, вследствие перевода Адальбероном монастыря из ранга имперского аббатства под власть архиепископа. 1119 Оттон намекает на усобицу между баварским герцогом Генрихом Язомирготтом, своим братом, и регенсбургским епископом Генрихом, в ходе которой чешские союзники герцога разорили окрестности Регенсбурга. 1120 В издании 1912 г. – глава I, 24; и далее в этом издании счет глав на единицу отстает от рубрикации в издании 1965 г. 1121

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во всяком случае на Западе послание к Евреям считалось авторитетным документом церковного достоинства 166 , и все колебания исчерпывались его Павлинистическими притязаниями. В этом направлении замечаются раздвоения и дальше. Правда, Иларий Пиктавийский († 366 г.) 167 , Люцифер Сардинский († 370 или 371 г.) 168 , К. М. Викторин Африканский (обратившийся в христианство около 355 г.) 169 , Пациан, епископ Барселонский, (360–390 г.г.) 170 , испанец Присциллиан († 385 г.) 171 , Фаустин, пресвитер Римский († после 380 г.) 172 , Амвросий Медиоланский († 4 апреля 397 г.) 173 , Руфин († 410 г.) 174 усвояли послание к Евреям Апостолу Павлу – наряду со всеми другими 175 , но это мнение было не повсюдным даже к концу IV века. По крайней мере Филастрий, епископ Брешианский († до 397 г.), упоминает, что statutum est ab Apostolis (beatis), et eorum successoribus, non aliud legi in Ecclesia debere catholica, nisi... Pauli tredecim Epistolas, а о послании к Евреям говорит: Sunt alii (quoque), qui Epistolam Pauli ad Hebraeos non asserunt esse ipsius, sed dicunt aut Barnabae esse Apostoli, aut dementis de urbe Roma episcopi. Alii autem Lucae evangelistae aiunt: Epistolam etiam ad Laodicenses scriptum. Et quia addiderunt (var.: scriptam beati Apostoli quidam volunt legere. (Sed) quia addiderunt) in ea quaedam, non bene sentientes, inde non legitur in Ecclesia, et si legitur a quibusdam, non tamen in Ecclesia legitur populo, nisi tredecim Epistolae ipsius, et ad Hebraeos interdum. Et in ea quia rhetorice scripsit sermone plausibili, inde non putant esse ejusdem Apostoli. Et quia et factum Christum dicit in ea, inde non legitur, de poenitentia autem propter Novatianos aeque. Cum ergo factum dicit Christum (III, 2), corpore non divinitate dicit factum, cum doceat ibidem, quod divinae sit et paternae substantiae Filius: qui est splendor gloriae, inquit (I, 3), et imago substantiae ejus. Poenitudinem etiam non excludit docendo, sed diversum gradum dignitatis ostendit inter hunc, qui integrum (se) custodivit, et ilium, qui peccavit.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

208. Becker, S. 122. Garrucci, CDXCIII, 2=CDXCIV, 3; CDXCIV, 4. Cp. CDXLII=Odorici, tav. VI. D (брешианская таблетка христианского происхождения: изображено служение евреев золотому тельцу). CDXCIX (двери Сабины: евреи вкушают манну; то же: Kraus. R. E., II, 863; по мнению проф. Кондакова – явление Бога Аврааму в образе трех странников. Kondakoff. Sculpt., de la porte de s. Sabine, p. 11. 1766 Об обстановке и обычаях греко-римских вечерей: Boldetti, cap. XXXIX. Garrucci, vol. I, p. 384–385. 1767 Ciampini, II, tab. XXVI. Garrucci, CCL, 2. Richter, S. 53–54. Dobbert, Die Darstell. d. Abendmahls, S. 30–31. R. de Fleury, pl. LXXIII, 2; Подраж. кн. Гагарина, pl. XXIV. 1779 Добберт неверно замечает, что апостолы простирают руки для принятия Евхаристии (S. 38), и разрывает связь миниатюры с текстом Евангелия Матфея, находящимся на той же странице. 1781 Dobbert, S. 34. Наше опис. табл. III, 4. Добберт (S. 34) напрасно относит кодекс к IX в. и считает Тайную вечерю его древнейшим изображением этого рода; преждевременно также сетование автора об утрате его. Кодекс цел и невредим доселе. Добберт· поверил ошибочному сообщению Прохорова, объяснившего утрату кодекса какими-то пожарами и опустошениями. (Хр. древн., 1863, кн. X, стр. 83, примеч. 1). Снимок Добберта с акварельного рисунка Академии художеств. 1786 Н.П. Кондаков , табл. VI, 1. В тексте автора (стр. 175) корректурная ошибка: замечено, что миниатюра относится к Пс. 109:4 ; ее характер не соответствует этому месту Псалтири; к нему относится другая миниатюра – μετδοσις. Ср. Опис. Ундольского: Сборн. Общ. др.-русск. иск., 1866, стр. 150; также перечень рисунков проф. Кондакова, стр. II, VI, 1. 1790 Древн. Росс. госуд., табл. 51. В мозаиках дафнийских уцелела лишь малая часть изображения в нарфиксе. Λαμπκης, 117. 1793 Cf. Leg. aurea, с. CCXVIII: In hac coena comedit (Christus) agnum paschalem. Ed. 3, Graesse, p. 929. 1797 H. Riegel, Über die Darstell. d. Abcndmahles in d. toscanischen Kunst, S. 19 (2 Ausg., 1882). 1798 Добберт, опровергая Ригеля, усвояет этим памятникам (фрески Урбана, скульптура врат в церкви S.Germain-des-Près в Париже, мозаики Монреале, беневентские врата, ахенский антепендиум) западное происхождение (Dobbert, S.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Использование К. д. для обоснования папской теократии вызывало критику. Высказывались сомнения в достоверности сведений о К. д., в легитимности этого акта и его пользе для Церкви. Большое внимание К. д. уделил нем. хронист Оттон, еп. Фрайзингский (1138-1158). Сопоставляя данные источников, он пришел к выводу, что предание о крещении имп. Константина, изложенное в «Деяниях Сильвестра» и в «Постановлении Константина», недостоверно. Оттон Фрайзингский отметил пристрастный и противоречивый характер сведений о К. д., сохранившихся в рим. источниках (ut Romanorum habet hystoria): сторонники Папского престола полагали, что имп. Константин уступил папе Римскому властные полномочия (regnum), а сторонники императора утверждали, что он только признал понтифика духовным отцом и наставником, но не передал ему светскую власть. По мнению Оттона Фрайзингского, 2-е объяснение было ближе к истине, т. к. власть над Римской империей унаследовали потомки имп. Константина, а о правлении папы Римского на Западе в достоверных источниках не упоминается. Тем не менее хронист воздержался от более решительных суждений о подлинности К. д. ( Ottonis episcopi Frisingensis Chronica sive Historia de duabus civitatibus/Ed. A. Hofmeister. Hannover; Lpz., 1912. P. 180-182, 185, 187-188, 191, 353. (MGH. Script. Rer. Germ.; см. также: Sch ä ufel. 2006. S. 75-76). Полемический характер носят суждения Гервасия Тильберийского (ок. 1210), жившего при дворе имп. Оттона IV . По мнению Гервасия, имп. Константин, желая оказать почести папе Сильвестру, подарил ему символы имп. достоинства, но не титул и не власть (imperii nomen aut imperium ipsum), к-рые остались у имп. Константина и перешли к его потомкам ( Gervase of Tilbury. Otia Imperialia: Recreation for an Emperor/Ed. S. E. Banks, J. W. Binns. Oxf., 2002. P. 10). К. д. подвергся резкому осуждению в письме Вецеля, адресованном имп. Фридриху I Барбароссе (9 марта 1152). Автор письма Вецель был одним из сторонников Арнольда Брешианского , поднявших мятеж против папы Евгения III (1145-1153) и установивших в Риме власть коммуны.

http://pravenc.ru/text/2057118.html

1970), где было проще просить милостыню; кроме того, для восприятия проповедей, к-рые были одним из основных инструментов распространения учения Н. о., был необходим более высокий уровень образования аудитории. Н. о., за исключением отдельных оппозиционных групп, служили надежной опорой папской власти и были проводниками политики Папского престола, поскольку в отличие от католич. секулярного клира и традиц. монашества не были тесно связаны с местными церковными и светскими властями (не случайно Н. о., прежде всего доминиканцы , оказались активно вовлечены в работу инквизиции ). Истоки Религ. движение нищенствующих зародилось в кон. XII в. в Италии и во Франции на фоне укрепления городских коммун и развития городской культуры. По мнению нек-рых исследователей, появление Н. о. стало итогом эволюции церковной жизни и католич. духовности XI-XII вв. (см., напр.: Grundmann. 1935). В результате этой эволюции нищета стала сама по себе считаться добродетелью, а не просто испытанием для верующего. Толчком к развитию этой идеи послужила григорианская реформа в католич. Церкви и связанная с этой реформой борьба с симонией , постепенно трансформировавшаяся в призывы к бедности секулярного клира и епископата. Призывы к бедности католич. Церкви были более характерны для народных антиклерикальных течений, опиравшихся на букв. прочтение евангельских текстов. Наиболее близкими к Н. о. по образу жизни и практикам в XII в. были гумилиаты и вальденсы («лионские бедняки»). В одном из первых свидетельств о вальденсах сообщается, что они «не имеют постоянного жилья, попарно путешествуют босые, в одеждах из шерсти, не владеющие ничем, но имеющие все общим, подобно апостолам, следующие нагими за нагим Христом (nudi nudum Christum sequentes)» ( Walter Map. De nugis curialium. I 31// Walter Map. De nugis curialium/Ed. M. R. James. Oxf., 1914. P. 60-61). После разгрома движения Арнольда Брешианского , к-рый отрицал священный характер церковных таинств, совершаемых якобы грешными священниками, и не признавал светской власти иерархов католич.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

Впрочем несомненно, что посвященные прискиллианисты, как и «пневматики» у валентиниан или «избранные» у манихеев, составляли, по представлению сектантов, высшую сравнительно с прочими христианами группу. Они одни только обладали полным знанием учения и вели совершенную жизнь, которая осуществлялась в аскетизме, обоснованном на дуалистическом принципе. В человеке есть элемент божественный, в точном смысле этого слова; благодаря этому элементу, Бог и человек – одной и той же природы 813 . Мир – произведение другого начала. Как бы Прискиллиан ни осуждал патрипассиан, но учение о Filius innascibilis (Нерожденном Сыне), признанное его учениками 814 , предполагает лишь номинальную Троицу; впрочем, и сочинения самого Прискиллиана дают основание утверждать, что его учение о Троице находится под влиянием крайних воззрений древних модалистов. Первые писатели, характеризовавшие прискиллианство, не без основания изображали его аскетическим учением, проникнутым гностическими идеями. Так говорит о нем Филастрий Брешианский 815 вскоре после событий в Трире. Бл. Иероним в 392 г. еще не изучал вопроса сам 816 , но знал только, что после Прискиллиана осталось несколько сочинений; что одни представляли его гностиком, а другие защищали его от этого ошибочного обвинения 817 . Тогда еще очень мало знали о соборах в Бордо и Сарагоссе, на которых должно было обсуждаться богословское учение прискиллианистов. Сектанты же продолжали хранить свои книги в тайне. Это им не вполне удаюсь. Орозий и бл. Августин 818 познакомились с ними; приводимые ими выдержки и сведения, какие они оттуда извлекают, совершенно подтверждают гностический характер их аскетизма. Понемногу мнение об этой секте установилось. Прямое изучение её подтвердило тот её характер, какой усвояют ей протоколы толедского собора и отречения нескольких вождей прискиллианства. Напрасна была бы оговорка, что эта секта после смерти своего основателя имела развитие в доктринальном отношении. Епископы Симпозий и Диктиний, отрекшиеся в 400 году, не были новичками в ней; нет никаких доказательств того, что их прискиллианство в чем бы то ни было отличалось от взглядов самого Прискиллиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается документов инквизиционных процессов, они создавались по определенным правилам и с определенными целями, и содержащиеся в них свидетельства несут на себе следы «корректировки» со стороны как минимум трех людей – самого свидетеля, нотария, записывавшего его слова, и инквизитора, составлявшего окончательный текст. Соответственно, при работе с любым такого рода источником исследователь должен понять, в какой мере текст отражает реальные воззрения реальных людей, а в какой – принятые модели. Дать однозначный и четкий ответ на этот вопрос невозможно, и приходится признать тот факт, что фактически все, что мы можем рассказать о средневековых ересях, является более или менее убедительной реконструкцией. Это следует иметь в виду, в частности, когда речь идет о «влияниях» и «заимствованиях» в идеях средневековых еретиков, особенно если источник «влияния» лежит в географически или хронологически удаленной области и «каналы» его не очевидны. 3. Классификация средневековых ересей Средневековые ереси классифицируются по нескольким критериям. Во-первых, их можно разделить на индивидуальные и массовые. В случае с индивидуальными ересями речь идет об учениях отдельных богословов, чьи воззрения остались достоянием небольшой группы их учеников и последователей. Примером могут служить учения Арнольда Брешианского или Амальрика Бенского. Мы будем рассматривать индивидуальные ереси только в тех случаях, когда они легли впоследствии в основу идеологии массового движения (как это произошло, например, с учением Иоахима Флорского). Под массовыми ересями мы подразумеваем религиозные движения, захватившие крупные географические регионы и включавшие представителей различных социальных слоев. Участники этих движений активно проповедовали свои идеи и стремились, в той или иной степени, к созданию собственной «церкви». С точки зрения идеологии массовые средневековые ереси принято делить – с большой долей условности – на евангелические (их иногда называют также реформационными или аскетическими) и дуалистические 166 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юлии в Брешии. И доселе в Брешии, в Публичной библиотеке Квириниан. Согласно древнему обычаю, этот крест четвероконечный, и притом все четыре конца равной величины, только книзу протянута небольшая рукоятка, чтобы брать крест в руки для процессий, или вставлять в отверстие (как крест запрестольный). По серебру позолоченный; украшен драгоценными камнями и античными камеями с мифологическими сюжетами. С передней стороны на перекрестии в медальоне довольно грубое изваяние Христа, с бородой, сидящего на престоле (вероятно, позднейшее). Но самое лучшее и, можно сказать – бесценное украшение этого креста составляет стеклянный медальон, вставленный на передней части у самой рукоятки, с изображениями в золоте и серебре трех фигур почти по пояс: это Галла Плацидия, Гонория и Валентиниан III, портреты, оживленные необыкновенной натуральностью и запечатленные индивидуальностью характеров; работа тщательная и с большим вкусом; техника не оставляет ничего лучшего желать, как в одеяниях, так и в лицах. Это замечательное произведение делал некоторый Грек Вуннерий, лепщик или гончар, как свидетельствует подпись вверху этих портретов на самом медальоне. По одинаковости изображений этот медальон состоит в сродстве с двумя половинками диптиха, в соборе в Монце, на которых также изящно изображены портреты Галлы Плацидии, Валентиниана III и Аэция или Бонифация. Для истории креста необходимо упомянуть о кресте Ватиканском, который согласно с древними мозаиками, украшен в верхней оконечности грудным изображением Христа, а, сверх того – такое же изображение помещено и внизу, как три упомянутые портрета в кресте Брешианском. Наперсные кресты и тельники были сначала так же четвероконечные и без изображения распятия, как свидетельствует один из самых древних, найденный в могиле в римской базилике Св. Лаврентия за городскими стенами. Кроме латинских надписей, на нем помещена и греческая «Еммануил». 5) Ковчежец для реликвий, в виде маленького саркофага, четверти в две длиной и в четверть вышиной, из слоновой кости, кругом украшенный отличными рельефами, V века.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Весной 1147 года Евгений III бежал во Францию. Папство предприняло попытку возместить ущерб, нанесённый его авторитету, организовав большой крестовый поход, превосходящий все прежние. Организация и агитация была возложена на самого выдающегося оратора того времени – Бернара Клервоского. Возглавил второй крестовый поход (1147–1149) германский король Конрад III, в нём принимал участие и французский король Людовик VII. Однако военное предприятие, осуществлённое двумя самыми крупными державами Европы той эпохи, окончилось полной неудачей. Войска крестоносцев были разгромлены ещё на подступах к Иерусалиму. Неблагодарный папа использовал отсутствие государей для того, чтобы укрепить своё влияние как в империи, так и во Франции. В 1148 году Евгений III возвратился в Италию и теперь с помощью норманнов попытался завоевать Рим, где власть уже полностью находилась в руках Арнольда Брешианского. Папа проклял Арнольда, но ни оружие норманнов, ни церковное проклятие не привели к успеху. Римская республика воспрепятствовала и тому, чтобы возвратившегося из Святой земли Конрада папа короновал в императоры. Это был первый случай, когда германский король не получил императорскую корону. Борьба пап с Фридрихом Барбароссой (Вторая половина XII века) Для оказания нажима на изгнанных Римской республикой пап и с целью оттеснения норманнского королевства, которое становилось всё более могущественным на итальянском полуострове, первый настоящий Гогенштауфен, Фридрих I (Барбаросса, или Рыжебородый), вмешался в дальнейшую судьбу папства. Вновь укрепляющаяся имперская власть спасает папу, оказавшегося в стеснённом положении, но тем самым инспирирует против себя новую «столетнюю войну». Борьба пап и императоров из династии Гогенштауфенов представляла собой уже чисто политическую схватку за гегемонию в Европе. За папой стояла духовная власть и ломбардские города, в то время как вокруг императора сплотилась почти вся Германская империя, включая и епископов. Фридриха I в Германии уже поддерживала новая, светски мыслящая, верная императору церковная иерархия, ведущей фигурой которой был рейхсканцлер – граф Дассельский Райнольд, архиепископ Кельна. Целью нового императора было освободить своё государство от опеки со стороны папы и вновь придать ему значение мировой державы, причём папе была уготована роль лишь первого епископа империи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

4) Металлические кресты. Между ними по изяществу и древности занимает одно из первых мест крест Галлы Плацидии, 425г., который в последствии, может быть, реставрированный, был подарен Лонгобардским королем Дезидерием его дочери Айсберге, абатиссе монастыря Св. Юлии в Брешии. И доселе в Брешии, в Публичной библиотеке Квириниане. Согласно древнему обычаю, этот крест четырехконечный, и притом все четыре конца равной величины, только книзу протянута небольшая рукоятка, чтоб брать крест в руки для процессий, или вставлять в отверстие (как крест запрестольный). По серебру позолоченный; украшен драгоценными камнями и античными камеями с мифологическими сюжетами. С передней стороны на перекрестии в медальоне довольно грубое изваяние Христа, с бородой, сидящего на престоле (вероятно, позднейшее). Но самое лучшее и, можно сказать – бесценное украшение этого креста составляет стеклянный медальон, вставленный на передней же части у самой рукоятки, с изображениями в золоте и серебре трех фигур почти по пояс: это Галла Плацидия, Гонория и Валентиниан III, портреты, оживленные необыкновенной натуральностью и запечатленные индивидуальностью характеров; работа тщательная и с большим вкусом; техника не оставляет ничего лучшего желать, как в одеяниях, так и в лицах. Это замечательное произведение делал некоторый Грек, Вуннерий, лепщик или гончар, как свидетельствует подпись вверху этих портретов на самом медальоне: Βουννερι κεραμι. По одинаковости изображений этот медальон состоит в сродстве с двумя половинками диптиха, в соборе в Монце, на которых так же изящно изображены портреты Галлы Плацидии, Валентиниана III и Аэция или Бонифация. – Для истории креста необходимо упомянуть о кресте Ватиканском, который согласно с древними мозаиками, украшен в верхней оконечности грудным изображением Христа, а, сверх того – такое же изображение помещено и внизу, как три упомянутые портрета в кресте Брешианском. – Наперсные кресты и тельники были сначала так же четырехконечные и без изображения распятия, как свидетельствует один из самых древних, найденный в могиле в римской базилике Св. Лаврентия за городскими стенами. Кроме латинских надписей, на нем помещена и греческая: Εμμανουηλ (Еммануил).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010