После отделения от Католической церкви в Англии 989 и Шотландии 990 публикуются различные редакции «Книги общественной молитвы», в т.ч. в переводах на классические языки 991 . В России в 1874–1878 гг. профессор греческого языка Санкт–Петербургской духовной академии Евграф Иванович Ловягин (1822–1909) вместе с коллегами по академии – латинистом Никандром Ивановичем Глориантовым (1828–1898) и историком Церкви, специалистом по христианскому Востоку Иваном Егоровичем Троицким (1834–1901), – публикует в журнале «Христианское чтение» в едином 5–томном собрании переводы древних литургий на русский язык (в основном – с изданий Гоара, Ассемани, Ренодо и Даниеля) с критическими статьями («Собрание древних Литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык») 992 ; это собрание дважды переиздано: Свято–Владимирским братством в 5 выпусках (1997–1999) и издательством «Дар» (2007). До данного издания были изданы переводы: литургии Апостольских постановлений 993 ; армянской 994 , коптской 995 и эфиопской 996 литургии; литургии яковитов 997 и римской литургии 998 . Важным научным фактом стали описания греческих богослужебных книг, подготовленные крупнейшим отечественным литургистом, профессором Казанской духовной академии, членом–корреспондентом Российской академии Алексеем Афанасьевичем Дмитриевским (1856–1929) по результатам его восточного путешествия: греческого Типикона (в 2–х частях) и греческого Евхология 999 , куда автор изначально планировал включить тексты греческих чинов и последований 8–16 вв. и отдельные чины 17 в., с тем чтобы это издание было научно более совершенным и полным, чем Евхологий Гоара. Академик Б.А. Тураев, известный отечественный востоковед, составил описания эфиопских литургических древностей, находящихся в России 1000 . Эфиопские рукописи в Санкт- Петербургской духовной академии описал В.В. Болотов 1001 . Большое значение для распространения православной печатной продукции на греческом языке имело создание Лаоником в 1486 г. типографии в Венеции. Началом ее деятельности стало печатание поэмы Батрахомиомахия («Война лягушек и мышей» – пародия на гомеровский эпос, автором которой в античности считался сам Гомер) и Псалтири, а в период 1499–1509 гг. здесь вышли в свет Большой Этимологикон (данное издание, editio princeps этого компедиума середины 11 в., предпринято Захарией Каллиергесом в 1499 г.), комментарий Симплиция на категории Аристотеля и Часослов. Начали появляться (в издании Андрея и Иакова Спинеллов, получивших от венецианского правительства 20–летнюю монополию на издание и распространение греческой Минеи) церковные книги, которыми в обиходе заменялись рукописи: Постная триодь (1522), комплект богослужебной Минеи (1527–1558), Триодь цветная (в издании Христофора Запета, 1567), Великий часослов (в издании Феодосия Пана, 1800) 1002 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интересны материалы, в которых речь идет о церковно-правовом понятии «кафедра епископская», о титуле «Католикос», который исторически был в употреблении в Грузинской и Антиохийской Православных Церквях, Армянской Апостольской Церкви и ряде других инославных Церквей. Важный материал нового тома повествует о Кафизме Псалтири. Среди материалов страноведческого и историко-краеведческого характера необходимо отметить статьи «Кахети» (историческая провинция Грузии), «Каффа» (так в прошлом назывался город Феодосия в Крыму), «Кения». Отдельные статьи посвящены города Кентербери (Англия) и Кёльн (Германия), а также их знаменитым соборам и другим памятникам церковного зодчества и изобразительного искусства. О древних христианских памятниках и церковной истории городов, игравших большую роль в раннехристианскую и византийскую эпоху, также рассказывают статьи «Кесария Каппадокийская», «Кесария Приморская (Палестинская)» и «Кесария Филиппова». В 32-м томе «Православной Энциклопедии» читатель может ознакомиться со статьями, касающимися темы монастырской жизни и ее устроения: «Келарь», «Келейник», «Келья». Крупный материал «Келлии» рассказывает о знаменитом древнем монастырском комплексе в Нижнем Египте. Литургическая тема представлена в новом томе «Православной Энциклопедии» статьей «Кельтский обряд», которая рассказывает о древней литургической традиции Ирландской Церкви. Тема церковного искусства представлена статьями «Кашинский чин» (рассказывает о крупном комплексе икон Тверской школы XV в.), «Квасовы» и «Кваренги Джакомо», в которых речь идет о знаменитых зодчих эпохи барокко и классицизма, трудившихся в России в XVIII в. Религиоведческая тематика представлена в 32-м томе, прежде всего, целым комплексом статей, касающихся Католической Церкви. Обширная статья «Католицизм» обстоятельно рассматривает особенности католической триадологии, христологии, сотериологии, мариологии, эсхатологии, учения о Церкви, благодати и таинствах. Статья «Католическая Лига», рассказывает о событиях религиозных войн во Франции во 2-й пол. XVI в. Статья «Кафедра апостола Петра» повествует о Римском папском престоле. Отдельные статьи посвящены Католическому институту в Париже, квиетизму, кардиналу Каэтану — крупному католическому теологу и церковному деятелю, игравшему значительную роль с событиях, связанных с началом Реформации в Западной Европе. Также том содержит материал, посвященный кардиналу Кёнигу, архиепископу Венскому, известному теологу и историку религии.

http://pravenc.ru/shop/1594724/

Акция будет носить беспрецедентный характер по объемам помощи 1 февраля. ПРАВМИР. Представители религиозных общин России проведут масштабную гуманитарную акцию в помощь жителям Сирии и Ливана. Поездка делегации межрелигиозной рабочей группы Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ пройдет с 3 по 9 февраля, пишет РИА «Новости». «Акция будет носить беспрецедентный характер как по составу делегации и объемам предполагаемой помощи, так и по степени ее координации с местными религиозными общинами», — рассказал секретарь по межхристианским отношениям отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Стефан (Игумнов). В состав межрелигиозной рабочей группы войдут представители главных христианских и мусульманских общин России — Русской православной церкви, Армянской апостольской церкви, Римско-католической церкви, протестантских общин, Центрального духовного управления мусульман, Духовного собрания мусульман РФ, Духовного управления мусульман Дагестана, некоторых общественных организаций, в том числе московского отделения Императорского православного палестинского общества. Участники акции посетят Дамаск, Бейрут, а также места локального проживания сирийских беженцев в долине Бекаа в Ливане. Межрелигиозная рабочая группа была создана в 2017 году по инициативе Русской православной церкви. Ее силами уже проведены две акции по сбору и передаче гуманитарной помощи в Сирию. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 июня, 2017 5 декабря, 2017 5 декабря, 2017 14 марта, 2023 8 февраля, 2023 5 декабря, 2022 1 мая, 2022 14 марта, 2022 16 ноября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/rossiyskie-religioznyi...

Ситуация изменилась в эпоху Крестовых походов, когда полчища латинян вторглись на традиционно православные территории и основали там латинские патриархаты. Так, после взятия крестоносцами Антиохии в 1097 году оттуда был изгнан православный патриарх, на место которого крестоносцы назначили патриарха-латинянина. Та же история повторилась в конце 1099 в Иерусалиме после его захвата крестоносцами: православный патриарх был низложен, и его место занял папский легат, возведенный в патриаршее достоинство. Наконец, после захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году, и там был основан латинский патриархат. Антиохийский и Константинопольский латинский патриархаты прекратили свое существование после изгнания крестоносцев с Востока в конце XIII века. Что же касается латинского патриархата Иерусалима, то он, хотя и прекратил свое существование в 1291 году, однако был реанимирован Католической Церковью в 1847 году и существует до настоящего времени. Таким образом, в Иерусалиме имеется три патриарха – православный, армянский и латинский. Говоря о захвате Константинополя крестоносцами, католический церковный историк Э.-Х. Суттнер пишет: «После захвата Константинополя завоеватели посадили своих людей на царский и патриарший престолы и постепенно на многие епископские престолы. Греческий царь и греческий патриарх отправились в ссылку в Никею; многие выдающиеся греки последовали за ними. Вместе они томились в ожидании дня, когда можно будет вернуться в Константинополь. В центре Восточной империи торжествующие латиняне обращались с греками точно так же, как норманны в южной Италии и крестоносцы в XI веке в Антиохии и в Иерусалиме. Очевидно, латиняне в XIII веке имели то же представление о единстве Церкви и о схизме, что и норманны. Ведь они поступали таким же образом, и были, как показывают документы IV Латеранского собора (1214 г.), твердо убеждены, что они достигли единства Церкви, сделав царем и патриархом латинян. Греки же по вполне понятным причинам считают подчинение одной части христианского мира другой явлением, недостойным Церкви. С их точки зрения, поведение латинян после завоевания Константинополя углубило раскол Церкви… Мы должны досконально пересмотреть все прежде предпринятые попытки достичь единства, чтобы не повторять сделанные в прошлом ошибки» 5 .

http://azbyka.ru/kanonicheskaya-territor...

Их завещания после их смерти, согласно предписаниям их религии, действительны и вступают в законную силу, и после надлежащего удостоверения собственность переходит к наследникам умершего на законном основании. Если архиепископы, епископы, священники, монахи и монахини умирают без наследников, патриарх или его доверенный принимает оставшаяся деньги, движимые вещи, лошадей и всякую другую собственность умершего к себе на сохранение, для передачи его в общественную кассу без всякого вмешательства в это дело кассама или разделителя имущества умерших, мутавеллиса или мухассиля (попечителя имущества мечетей). Если же умер, кто и оставил наследников, то ни патриарх, ни его представитель не может наложить запрещения ни на какую часть его имущества, за исключением священных облачений которые передаются в ризницу. Греческие митрополиты, армянские и католические делегаты, священники и монахи, в случае нарушения ими правил своего исповедания, наказываются своими патриархами по правилам и обычаям своего исповедания; у них остригают волосы, снимается с них священный их сан и вверенные им церкви передаются другим. Священники, необходимые взамен низложенных таким образом духовных лиц, избираются по правилам их исповедания без всякого стороннего вмешательства или стеснения. A те священники и монахи, которые не принадлежать ни к какой определённой церкви или монастырю, но скитаются тут и там, и стараются обольщать греческих и армянских верноподданных Порты, должны быть арестованы чрез посредство патриарха и подвергнуты наказанию по законам. Никто не должен мешаться в дела, касающиеся собственности и денежных средств, принадлежащих церквам и монастырям, или принадлежностей, находящихся на землях, принадлежащих патриаршей кафедре или другим церквам; владение подобного рода собственностью и пользование производится по обычаю, освящённому веками. Деньги, которые вносились доселе подданными Порты из греков, армян и католиков в государственное казначейство по известной таксе или в виде экстренных поборов, доходы и содержание патриаршей кафедры и личные доходы патриарха должны быть платимы и на будущее время по-прежнему; никакое уклонение, никакое возражение против этого не позволительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Интересны материалы, в которых речь идет о церковно-правовом понятии «кафедра епископская», о титуле «Католикос», который исторически был в употреблении в Грузинской и Антиохийской Православных Церквах, а также в Армянской Апостольской Церкви и ряде других инославных Церквей. Важный материал нового тома повествует о кафизмах Псалтири. Среди материалов страноведческого и историко-краеведческого характера необходимо отметить статьи «Кахети» (историческая провинция Грузии), «Каффа» (так в прошлом назывался город Феодосия в Крыму), «Кения». Отдельные статьи посвящены городам Кентербери (Англия) и Кёльн (Германия), а также их знаменитым соборам и другим памятникам церковного зодчества и изобразительного искусства. О древних христианских памятниках и церковной истории городов, игравших большую роль в раннехристианскую и византийскую эпоху, также рассказывают статьи «Кесария Каппадокийская», «Кесария Приморская (Палестинская)» и «Кесария Филиппова». В 32-м томе «Православной Энциклопедии» читатель может ознакомиться со статьями, касающимися темы монастырской жизни и ее устроения: «Келарь», «Келейник», «Келья». Крупный материал «Келлии» рассказывает о знаменитом древнем монастырском комплексе в Нижнем Египте. Литургическая тема представлена в новом томе «Православной Энциклопедии» статьей «Кельтский обряд», которая рассказывает о древней литургической традиции Ирландской Церкви. Тема церковного искусства представлена статьями «Кашинский чин» (рассказывает о крупном комплексе икон Тверской школы XV в.), «Квасовы» и «Кваренги Джакомо», в которых речь идет о знаменитых зодчих эпохи барокко и классицизма, трудившихся в России в XVIII в. Религиоведческая тематика представлена в 32-м томе, прежде всего, целым комплексом статей, касающихся Католической Церкви. Обширная статья «Католицизм» обстоятельно рассматривает особенности католической триадологии, христологии, сотериологии, мариологии, эсхатологии, учения о Церкви, благодати и таинствах. Статья «Католическая Лига», рассказывает о событиях религиозных войн во Франции во 2-й пол. XVI в. Статья «Кафедра апостола Петра» повествует о Римском папском престоле. Отдельные статьи посвящены Католическому институту в Париже, квиетизму, кардиналу Каэтану — крупному католическому теологу и церковному деятелю, игравшему значительную роль с событиях, связанных с началом Реформации в Западной Европе. Также том содержит материал, посвященный кардиналу Кёнигу, архиепископу Венскому, известному теологу и историку религии.

http://patriarchia.ru/db/text/3212053.ht...

Между тем в Западной Европе в средневековье была выдвинута теория общецерковной собственности, которая, в сущности, сводилась к признанию папы субъектом права собственности на церковное имущество, хотя из-за ряда причин прямо это не провозглашалось. Однако, в эпоху Реформации и в новое время теорию эту уже нельзя было применить к действительной жизни: ни одно из новоевропейских национальных государств, в том числе и католических, не склонно допускать, чтобы в пределах его территории церковным имуществом распоряжалась экстерриториальная власть. Но что касается Церквей национальных, замкнутых в пределах одного государства, эта теория находила свое отражение в положительном праве. У нас в России в XIX столетии эта теория лежала в основе «Устава церковных дел иностранных исповеданий» в применении к Армянской Церкви. В новое время выдвинута была и так называемая теория целевого имущества, согласно которой нет надобности отыскивать субъекта права церковной собственности, церковное имущество принадлежит не физическим и юридическим лицам, а той или иной цели или назначению. Эта теория получила широкое распространение среди канонистов-католиков, но она отвергалась цивилистами-специалистами по гражданскому праву как логически несостоятельная, ибо цель, утверждают они, непременно предполагает лицо, преследующее ее. В XVII и XVIII вв. в противовес теории общецерковного права и под влиянием антихристианской идеологии естественного права складывается так называемая публицистическая теория, которая право собственности церковного имущества переносила на государство. Эта теория вполне соответствовала государственно-правовым доктринам протестантского мира. Она же послужила обоснованием секуляризации церковных владений, которая проводилась в XVIII и XIX вв. в православных и католических странах, в том числе и в России, хотя при проведении секуляризации у нас в 1764 году в манифесте Екатерины II не было ссылок на данное учение, напротив, утверждалось, что правительство пошло на это мероприятие ради «славы имени Божия.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432467/

Поэтому вполне понятно и внятно звучит в единогласии со всеми вышеизложенными фактами позиция священника Грозовского в интервью «Российской газете» образца 2009 года, где он сообщает о своей всеядной толерантной экуменической и откровенно филокатолической позиции. Цитата: «РГ: В " Зените " есть не только православные, но и католики, протестанты, мусульмане... Грозовский: И мы прекрасно дружим. Было дело, я помогал турку Фатиху Текке найти мусульманского имама, аргентинцу Алехандро Домингесу - католического ксендза. Никакого противоречия здесь нет и быть не может. Конфликты раздувают те, кто этого хочет»... Мы решили объединить людей с помощью футбола. Была команда армянской диаспоры, сборные мусульман, католиков, протестантов, иудеев, была команда «Интер», в которую входили представители едва ли не всех конфессий. - А вы слышали про клерикальный чемпионат мира, который два года назад проходил в Ватикане? - Конечно! Видите, идея объединения с помощью футбола многим приходит на ум». Полностью см. здесь: http://rg.ru/2009/12/24/reg-szapad/gleb.html В продолжение темы. Однажды на ресурсе http://azbyka.ru Глебу Грозовскому был задан вопрос: «Здравствуйте, отец Глеб. Как относиться к тому, что настоятель храма прихожанкой которого я была, как выяснилось, не считает латинство ересью и вообще с симпатией относится к католицизму и возможному объединению Церквей? Он там не один служит, не факт, что остальные священники разделяют его взгляды, но я решила сменить приход. Может я слишком категорична?» См. здесь: Ответ был таким: «Слишком! http://azbyka.ru/forum/showthread.php?t=7012 ». Пройдя по ссылке, данной Глебом Грозовским, можно обнаружить текст некоего Константина Пархоменко, в котором утверждается: «Католическая традиция - это мощная, древняя и глубокая традиция. Безусловно, их видение и способ решения некоторых вопросов - их право. И если Православная и Католическая Церкви соединятся, мы не будем требовать от западных братьев и сестер менять их систему мышления, каноническую базу и проч. В чем-то и мне католичество очень симпатично. Я люблю латинский богослужебный обряд, мне очень нравится григорианский хорал, система монашеских орденов и многое другое».

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/5/missi...

— Конечно, этой идеи – обратить Россию в католицизм, теперь нет. Ее не было уже и тогда, когда покойный митрополит Никодим (Ротов) посещал Руссикум. Отец Павел Майе хотел трансформировать Руссикум в центр встречи православных и католиков. Но особенно при папе Иоанне Павле II были трудные времена, и отношения между Православной Церковью и Католической Церковью складывались напряженно. Сейчас ситуация изменилась, и мы рады приветствовать в наших стенах православных студентов. Никакого прозелетизма среди них не ведется. У нас учатся те, кто получил разрешение от Русской Православной Церкви учиться в Риме. Они имеют полную свободу, они не ходят на католические богослужения, живут в колледжах и посещают православные службы. Я никогда не слышал, чтобы профессор в Институте говорил плохо о православии. Православие среди католиков сейчас ценится, мы изучаем его. В нашей библиотеке мало книг о западных конфессиях и много о православии в разных странах, о Коптской и Эфиопской Церквях. Мы рады тому, что у студентов из России есть возможность пользоваться сокровищами, собранными в библиотеке Восточного института. — Какие темы Ваши студенты избирают для своих научных исследований? — Разные – и исторические, и литургические, и богословские, и церковно-правовые. Я очень доволен нашими православными студентами, потому что они прекрасно воспитаны и вежливы. Лучше, чем католические. Я знаю, что они получают это воспитание в очень строгих семинариях в России. Но я должен немножко и покритиковать их в том, что они, имея возможность изучать редкие языки православного мира – и сирийский, и коптский, и эфиопский, и грузинский, и армянский не посещают этих курсов, к сожалению. Кроме того, они достаточно ленивы к посещению библиотеки. Хотя, вероятно, у них нет охоты  специализироваться на этих предметах. Возможен ли русский католицизм? — Еще одна тема, затронутая в Вашей монографии– это тема русских католиков. Мало кто знает, что среди видных русских аристократических семей– Волконских, Голицыных, Барятинских, Батурлиных, Толстых были католики и сочувствующие католичеству. Я предполагаю, что их убеждения были серьезными, т.к. по законам Российского государства переход русских из православия в католицизм был запрещён. К примеру, князь М. А. Голицын, тайно принявший католичество при Анне Иоанновне, не был ни казнен, ни сослан, но, после допроса в тайной канцелярии, социальное уничтожен– обращен в шуты. Его участие в качестве главного действующего лица в придворной шутовской свадьбе, устроенной в «Ледяном доме», наглядно показали окружающим отношение двора к подобным идеологическим исканиям. Священник Алексей Зерчанинов в начале XX века отсидел каторгу за переход в католичество… Что этих людей приводило в католицизм?

http://pravmir.ru/presviter-konstantin-s...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Иракские христиане, бежавшие в Иорданию, хотят эмигрировать на Запад – католический епископ 21.10.2014 11:42 Версия для печати Амман, 21 октября, Fides/Благовест-инфо. Христиане из Мосула и Ниневийской долины, бежавшие в Иорданию от преследований джихадистов, не намерены возвращаться домой. Об этом рассказал архиепископ Марун Лахам, патриарший викарий Иордании латинского патриархата Иерусалима. По словам прелата, сегодня в Хашимитском королевстве находятся 3000 христианских беженцев из Ирака. В ближайшие дни ожидается прибытие еще одной тысячи. Большинство беженцев нашли приют в католических приходах латинского, греческого и сирийского обряда, а также в приходах Армянской Апостольской Церкви. Помощь им оказывает иорданское отделение католической организации «Каритас» и ряд других благотворительных организаций. «Никто из беженцев не хочет возвращаться домой, -- засвидетельствовал архиепископ Лахам. – Они надеются получить американские или австралийские визы». Если такие визы будут выданы, считает иерарх, западные страны косвенно будут способствовать исчезновению христианского присутствия на Ближнем Востоке.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010