разделы   рассылка  распечатать Александр Щипков Грузинский конкордат Опубликовно: Независимая газета, 14 апреля 2001 2 апреля 2001 года президент Грузии Эдуард Шеварднадзе выступил по национальному радио с официальным заявлением об изменении Конституции страны. Он подтвердил, что 30 марта парламент внес в Конституцию дополнение, согласно которому между государством Грузия и Автокефальной православной апостольской церковью Грузии устанавливаются конкордатные отношения. Эти отношения будут регулироваться специальным Конституционным соглашением. Шеварднадзе подчеркнул, что " права других религиозных организаций и атеистов " не будут ущемлены. Президент отметил, что " представители " Армянской Григорианской Церкви, Католической Церкви, иудаизма, ислама и баптисты отнеслись к изменению Конституции " с пониманием " . За введение конкордатной системы проголосовали 188 депутатов грузинского парламента, как пропрезидентские, так и оппозиционные. Проект Соглашения регламентирует отношения Церкви и Государства и затрагивает следующие темы: армия, тюрьма, больница, образование, социальная деятельность, брак, имущественные отношения и финансирование церкви. Перечислим некоторые положения: Проект Конституционного соглашения был опубликован на грузинском языке в трех редакциях. Работа над текстом будет продолжена. Последний вариант отправлен на экспертизу в Парламентскую ассамблею Совета Европы, откуда в мае должно поступить заключение на предмет соответствия Соглашения международным нормам. Консультации с Советом Европы по поводу конкордата носят необязательный характер, так как многолетняя практика заключения конкордатов между различными государствами и Католической церковью указывает на их легитимность. Только за время нынешнего понтификата Ватикан заключил около шестидесяти двухсторонних дипломатических договоров с европейскими партнерами. Так что обращение Грузии в Совет Европы можно интерпретировать либо как " подстраховку " , либо как знак уважения к европейским традициям.

http://religare.ru/2_26689.html

Однако и эти папские завоевания в отторгнутых от Турции странах еще незначительны по сравнению с завоеваниями в самой Турции. Недаром папа Пий IX, во время войны России против Турции, держал сторону полумесяца: наградой за это было для него, между прочим, подавление антигассунитской партии армян грубым населением. Нежности, которыми обменялись папа и султан по этому поводу, еще памятны всем. Лeb XIII со своей стороны оказался и здесь не менее деятельным, чем Пий IX. Около того же времени, когда армянский вопрос, благодаря Англии, вновь сделался вопросом международной политики, Лeb XIII , особым бреве от февраля 1883 года, учредил армянскую коллегию в Риме, первым покровителем которой был назначен патриарх Гассун, а воспитанники для нее были избраны епископами в своих диоцезах и присланы в Рим, откуда они уже выходят фанатическими проповедниками папства. Так папская политика со всех сторон охватывает восток, который берлинским конгрессом 1880 года был как бы нарочно отдан под непосредственное воздействие папства. Православным народам во главе с Россией и особенно иерархам восточной церкви, как хранителям своей истинной веры и независимости своих народов, нужно неослабно стоять на страже, чтобы во всякий момент можно было дать надлежащий отпор наступающему врагу. 17. Ордена, наука и миссии Иезуиты и их деятельность в XIX веке. – Восстановление их ордена и новое изгнание их из разных государств. – Другие ордена и конгрегации. – Братья и сестры милосердия. – Ученый орден бенедиктинцев. – Характер римско-католической богословской науки. – Мартиролог лучших представителей ее. – Представители богословия и истории. Гермес, Мёлер, Деллингер и другие богословы. – Миссии. – Лионское общество распространения веры. – Успех и труды миссионеров – Антихристианские вспышки на далеком востоке. – Миссионерская деятельность в Америке и Африке. Монашеские ордена всегда составляли важный элемент организующей деятельности римско-католической церкви. Это ее воины, которых она посылает во все страны света для покорения народов. Несвязанные никакими личными интересами и живя только волею верховного главы римского католицизма, они по первому мановению его оставляют родину и самоотверженно идут в отдаленнейшие окраины света, в непроходимые дебри пустынь, в среду кровожадных дикарей и проповедуют им евангелие любви и подчинения «наместнику Христа» на земле. «Признаюсь, – пишет Лейбниц, – я всегда с пламенным удивлением смотрел на монашеские ордена; это нечто вроде небесного воинства на земле. Они составляют одну из тех особенностей, которые заставляют с уважением относиться к церкви, сохранившей имя и признаки католичества, так как она одна производит и лелеет эти блистательные примеры возвышенных добродетелей и аскетической жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Орманян сочетал в себе таланты духовного и политического лидера, ученого, что не могло не стать поводом для самых противоречивых суждений о его личности: его любили и ненавидели одновременно. Активная политическая позиция и национально-религиозная деятельность Орманяна одинаково сурово осуждались как в Ватикане, так и в Российской империи. Еще в Риме Орманян втянулся в круговорот армянской общественно-политической и духовной жизни. Принадлежа в этот период к Католической церкви, он видел опасность для армян и Армянской церкви в деятельности отдельных мхитаристов 374 и открыто высказывался по этому поводу 375 , выступая, в частности, и против догмата о непогрешимости папы. В 1870–1872 гг. Орманян опубликовал на итальянском языке две монографии – «Восточные армяне-католики и армяне» и «Реверсус, или Армения и папство». В 1872–1873 гг. на французском языке вышли его религиозно-политические труды: «Восточно-католические религиозные свободы и политические права» 376 и «Ватикан и Армения», которые папская цензура немедленно причислила к запрещенным 377 . Орманян по этому поводу записал: «Отказ еще не означал опровержения» 378 . В 1876 г. Орманян вернулся в Константинополь. Помимо инспекционной работы в Национальном книгохранилище Галатии, он выступал в населенных армянами кварталах Константинополя с национально ориентированными проповедями: «Прошлое, настоящее и будущее армянина», «Армянская молодежь», «Дух армян», «Мы испытываем тоску». Будучи блестящим оратором, Орманян с легкостью проповедовал свои религиозно-национальные идеи среди различных слоев армянского общества. Его проповеди публиковались в константинопольских армянских газетах и издавались отдельными брошюрами. Именно религиозно-политические соображения заставили уже известного богослова Орманяна отречься от католичества: в том же 1876 г. он обратился к армянскому патриарху Константинопольскому Нерсесу Варжапетяну с просьбой принять его в лоно Армянской церкви 379 . Будучи дальновидным человеком, придерживающимся широких взглядов, патриарх в ответ посоветовал не спешить, и решение вопроса отодвинулось почти на три года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   „Разногласие», говорит Сократ, „касается не только числа постных дней, но и понятия о воздержании от яств; потому что одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбою едят и птиц, говоря, что птицы, по сказанию Моисея, произошли также из воды. Одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до девятого часа, вкушают потом всякую пищу». Созомен, вообще повторяющий Сократа, не отмечает этой разницы в пощении Четыредесятницы, указывая лишь на разницу в продолжительности ее.    Т. о. очень скоро после того, как было принято в Церкви, в качестве одной из возможных форм пощения, воздержание от мяса, было делаемо исключение для некоторых родов мяса, при этом не только для рыбы, как теперь, но и для птиц. Но последнего рода исключение, как не имевшее для себя никаких оснований, скоро отпало, а осталось только первое. В дозволении употреблять рыбу в пост могли руководиться следующими соображениями: 1) проклятие Божие по грехопадении направлено было именно на землю, а не на воды и их обитателей; 2) рыбы принадлежат элементу, с которым связано крещение; 3) в истории творения сказано: „Дух Божий носился над водою“.    Теперь церковной практике поста нужно было установить определенное отношение к другим продуктам питания, именно яйцам и молоку. В этом отношении тоже были „разногласия» и колебания, о которых, как видели мы, упоминает и Сократ. По его словам в Четыредесятницу (точнее, вероятно, в дни ее менее строгого поста,— в субботу и воскресенье) некоторые „воздерживаются даже от плодов и яиц». Очевидно, во времена историка не полагалось еще различия между лицами и овощами в отношении поста.    Судя по тому, что в римско-католической церкви и ныне молоко и яйца считаются постным кушаньем и дозволяются по крайней мере в воскресенья Великого поста, можно думать, что такой обычай был издавна принят в этой церкви. Кроме нее такая практика была принята в Армянской церкви. Эта практика осуждена была Трулльским собором, причем, в качестве следующих ей названы только армяне. Но так как правило собора осуждает римских христиан только за пост в субботу, можно думать, что ко времени собора эта практика была оставлена и в Риме, если существовала там раньше, а затем, — ко времени разделения церквей, — восстановлена. Памятником ей в Православной Церкви осталась Сырная неделя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иные же факты униачения - как группового перехода в католичество, так и одиночного - с сербской стороны не исследованы должным образом. А ведь количество сербов, перешедших в католичество не так уж и ничтожно. Отсутствуют исследования социальных, политических и культурных предпосылок смены веры. Следующим упущением сербских исследователей является отсутствие изучения судьбы тех сербов, которые приняли унию - и в дальнейшем превратились в полноценных католиков и хорватов. И именно которые, кстати говоря, преуспели в проявлении ненависти по отношению к православию и к сербам. К этому изъяну недавно добавился новый: систематическая зачистка учебников и учебных пособий от упоминания тех авторов (и их работ), которые исследовали эту проблему (Дучич, Црнянский, Лазо Костич и др.). У профессоров же, которые желали бы ознакомить студентов с этими проблемами или озвучить их в СМИ, возникают проблемы... [iv] Уния в среде православных испытывала и успехи, и поражения. Например, уния среди населения запада Руси: (в Белоруссии и Украине ) переживала поначалу успех, а затем поражение. Некогда население Белорусии в большинстве било униатским (75%), а сейчас нет и 1%. Также, на Украине значительная часть поуниаченных православных вернулось в православие, но существенное количество укоренилось в новой вере (сейчас их от 3 до 5 миллионов). Всего же в мире до 13 миллионов униатов. Однако выявить точное число нелегко, поскольку не учитываются те, для кого греко-католичество было лишь промежуточной станцией перехода в римо-католичество. Уния родила униатские церкви. Римокатолики указывают следующие: Армянская, Болгарская, Эфиопская, Итало-Албанская, Халдейская, Коптская, Малабарская, Маланкарская, Мелкитская, Румынская, Сирийская и Украинская Греко-Католические Церкви. 2. О новой римо-католической программе униачения православных Но все эти унии и их институализация в отдельные церкви осуществлена еще до XIX века. В том смысле вышеупомянутые унии можно определить как «старые». Новую стратегию достижения унии со стороны Ватикана поставил папа Лев XIII, который в энциклике Grande munus от 1880 года преподнес доселе проводившиеся эксперименты на этом поприще в качестве служебной политики, проверенной практикой. С целью повышения эффективности дела «соединения» восточных православных с Римом на рассматриваемом этапе, была произведена реорганизация «Церкви Хорватов» и «Украинской Греко-Католической Церкви», именно которым теперь отводилась центральная роль. [v]

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/04/...

Все это совсем не похоже на пассивное наблюдение католицизма за экуменизмом: нет – работа католицизма направлена сейчас исключительно на объединение с Православием, и именно со славянским русским Православием, на создание своего экуменического движения, своей Церкви Вселенской, в противовес протестантскому всемирному папизму. Характерно, что католики, как мы видим, пользуются теми же методами, что и экуменисты. Вот почему и г. Боссар (Mgr. Beaussart) выразил весной этого года свое удовлетворение после беседы с Митрополитом Серафимом (только что вернувшимся из Москвы), констатировавшим сдержанное отношение Русской Православной Церкви к экуменическому движению. Как раз в эту «Неделю Единения» в Париже м-р Боссар вечером 18 января, после того как была отслужена праздничная месса по армянскому обряду Бахабан, еп. Акгоры (Mgr. Bahaban) в церкви кармелиток (?), произнес речь на тему: «Камни ждут единения». 19 января, после богослужения, совершенного по маронитскому обряду настоятелем Маронитской церкви монсиньором Фегали (Feghali), проректор Католического института монсиньор Кальве (Calvet) вечером держал речь по вопросу объединения. 20 января в Париже совершил литургию по византийско-славянскому обряду архимандрит Русской Католической Церкви Дюмон (Dumond) («Католисите», 1945 г. апрель). 21 января по латинскому ритуалу совершал мессу монсиньор Боссар; монсиньор Ронкалли благодарил оратора монсиньора Буйе (Bouyer) и напомнил слова папы Пия XII об единении: одна вера, одна благодать, одна воля (подчинение, юрисдикция). 22, 23, 24 и 25 января мессы были совершены по сирийскому, халдейскому и украинскому обрядам. Все это расписание показывает нам круг исповеданий, охваченных католицизмом в его призыве к воссоединению с Матерью-Церковью католической. Разработка вопросов по объединению с католичеством на 1945 г. распределена между следующими лицами: а) монсиньор Эжен Мазюр (Eugene Mazure), директор Лилльской семинарии – по всем нехристианским религиям; б) аббат Генри Десметр, директор семинарии и епархиальный духовник для иностранцев – по русскому вопросу;

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Новости Религиозные организации Грузии призывают участников «карикатурного» конфликта к сдержанности 13.02.2006 11:00 Тбилиси, 13 февраля, Благовест-инфо. 10 февраля в патриархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) состоялось заседание Координационного центра религиозных организаций, которое провёл Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Было распространено специальное заявление в связи с событиями, развернувшимися в мусульманском мире после публикации в ряде европейских периодических изданий карикатур на пророка Мухаммеда. Эти карикатуры были перепечатаны и одной из грузинских газет, как было заявлено её руководством, «с целью защиты принципов свободы слова», что вызвало возмущение азербайджанского населения Грузии, организовавшего акцию протеста в местах своего компактного проживания. В заявлении, подписанном архиепископом Ахалцихским, Тао-Кларджетским и Лазским Феодором(Чуадзе), полномочным представителем Управления мусульман Кавказа в Грузии Ахунди Али Алиевым, главой Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви епископом Вазгеном Мирзаханяном, исполняющим обязанности главного раввина Грузии Аби Мелеком Александром Розенблатом, Апостольским администратором Римской Католической Церкви Грузии епископом Джузеппе Пазотто, епископом-президентом Евангелическо-баптистской церкви в Грузии Малзазом Сонгулашвили, главой Евангелическо-лютеранской церкви в Грузии епископом Андреасом Штоком говорится, что для современного цивилизованного мира неприемлемы такие формы взаимоотношений. «Свобода вероисповедания и свобода прессы – составные части демократии. Невозможно класть на разные чаши весов эти две ценности и игнорировать одну в пользу другой. Отдельные непродуманные действия представителей медиа нельзя отождествлять с позицией государства, но и государство в такой ситуации должно чётко зафиксировать свою позицию»,-- говорится в заявлении. Прозвучала в документе и рекомендация в адрес журналистов не нарушать границы профессиональной этики и человеческой морали, апеллируя к понятию свободы прессы. В заявлении содержится также призыв в адрес верующих мусульман обращаться к «мирным путям и формам своего справедливого протеста». Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Рассмотрение проблем отношения Православной Церкви к инославным церквам и объединениям в наши дни, дни настойчивых поисков путей к сближению, носит особенно неотложный характер. Пробуждающееся в разъединенном христианстве сознание необходимости восстановления церковного единства побуждает Церкви безотлагательно изыскивать к этому пути и средства. Однако продвижение Церквей к искомому Единству встречает многоразличные помехи и сталкивается с немалыми трудностями. С одной стороны, в семье самих поместных православных церквей отсутствует единый взгляд на ряд существенных моментов в их отношениях к инославию, что требует вдумчивого изучения проблемы всеми поместными церквами и соборного принятия ими решений, исключающих попытку подмена авторитета Православной Полноты авторитетом какой-либо Поместной Церкви. Кроме того, это искомое Единство представляется порой некоторым православным деятелям не как благодатное Единство для вечного спасения членов Церкви, но как внешний союз нецерковных уже единомышленников для вмешательства в земные дела человечества, которые прямо не являются компетенцией нас, служителей Слова Божия. С другой стороны, стремление Православной Церкви содействовать христианскому единству подчас используется некоторыми представителями инославных кругов, особенно пребывающими в Ватикане, для того, чтобы под прикрытием этого «единства» попытаться создать своего рода объединение с псевдохристианским обличием в целях идеологического оправдания и участия в борьбе, которая ведется против народов стран, вставших на путь переустройства своей жизни на новых справедливых началах. Поместным православным церквам должно быть чуждо подобное политиканство, бесконечно далекое от истинных задач Церкви Христовой. Православной Церкви предстоит решить проблему своего отношения к близким к ней по вероучительному, каноническому и литургическому строю историческим церквам Востока – Армянской, Коптской, Эфиопской, Малабарской, Сиро-Яковитской. Перед Православной Церковью стоит задача разобраться во многовековых наслоениях, осложнивших взаимосвязь между великими церквами – Православной и Римско-Католической – и приведших к современному плачевному положению в этом вопросе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впервые за годы сирийского кризиса столь масштабная межрелигиозная делегация посещает эту страну в рамках реализации крупного гуманитарного проекта. По прибытии делегации в Дамаск вечером 3 февраля в конференц-зале отеля «Дама Роз» состоялась ее встреча с представителями сирийских религиозных общин. С сирийской стороны на встрече присутствовали: управляющий делами вакуфов Дамаска шейх Ахмад Каббани, руководитель Отдела по благотворительности Антиохийской Православной Церкви архимандрит Алексий (Шехада), глава епископии Дамаска Армянской Апостольской Церкви епископ Армаш Налбандян, представители Сиро-Яковитской, Маронитской, Мелькитской, Армяно-Католической и Сиро-Католической Церквей, духовные лидеры суннитской, шиитской, исмаилитской, друзской и алавитской общин Сирии. Открывая встречу, шейх Ахмад Каббани рассказал о посещении России в 2017 году делегацией сирийских мусульманских религиозных деятелей во главе с министром по делам вакуфов этой страны Мухаммадом Абд Ас-Саттаром Саидом и о важности состоявшейся тогда встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Управляющий делами вакуфов Дамаска также подчеркнул, что сирийский народ благодарит Россию за усилия, которые она предприняла по освобождению Сирии от террористов и сегодня предпринимает ради налаживания в этой стране процесса полномасштабного национального диалога. Как отметил шейх А. Каббани, почти все присутствовавшие на встрече сирийские религиозные деятели принимали участие в Конгрессе сирийского народа, который состоялся в Сочи 29-30 января. По его словам, это мероприятие стало знаковым для всех сирийцев, и дальнейшие внутрисирийские переговоры будут развиваться на сочинской платформе. Приветствуя сирийскую сторону от имени российской делегации, иеромонах Стефан (Игумнов) отметил, что представители религий России привезли в Сирию выражение солидарности от всего российского народа и помощь, которая была собрана на средства российских верующих. Отец Стефан, принимавший участие в Сочинском конгрессе в качестве наблюдателя от Русской Православной Церкви, подчеркнул, что братство народов России и Сирии, скрепленное веками дружбы и кровью, пролитой в совместной борьбе с терроризмом, теперь должно воплощаться в делах милосердия и в совместных усилиях по восстановлению мирной жизни в Сирии и на всем Ближнем Востоке.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5142412...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОСТОЧНЫЙ ПАПСКИЙ ИНСТИТУТ [лат. Pontificium Institutum Studiorum Orientalium Ecclesiarum], высшее учебное и исследовательское заведение Римско-католической Церкви, созданное для подготовки специалистов по богословию, догматике, литургике, каноническому праву и истории Поместных Православных Церквей, Древних Восточных (дохалкидонских) Церквей ( Армянской Апостольской Церкви , Коптской Церкви , Эфиопской Церкви , Сирийской Яковитской Церкви , сир. Маланкарской Церкви , Эритрейской Церкви ) и ассирийской Церкви Востока . Учреждению В. п. и. предшествовало начавшееся в католицизме с кон. XIX в. усиление внимания к миссионерской работе среди христиан Восточных Церквей. 30 нояб. 1894 г. апостольским посланием «Orientalium Dignitas» папа Римский Лев XIII подчеркнул важность сохранения в католицизме различных вост. обрядов и обычаев как «средств, наиболее пригодных для воссоединения» вост. христиан с Римско-католической Церковью и отметил необходимость подготовки униатского духовенства из числа принявших унию вост. христиан. Непосредственно перед созданием В. п. и. 1 мая 1917 г. папа Бенедикт XV учредил Конгрегацию по делам Восточной Церкви (см. ст. Восточные католические Церкви ), к-рая столкнулась с необходимостью изучения и систематизации знаний о Восточных Церквах для более успешной прозелитской деятельности. В том же году был организован В. п. и., общее руководство к-рым поручалось Конгрегации по делам Восточной Церкви. Первоначально цели и задачи ин-та не были четко определены, и помимо исследовательской деятельности В. п. и. осуществлял подготовку католич. клириков для миссионерства среди вост. христиан. В энциклике папы Пия XI «Ecclesiam Dei» (12 нояб. 1923) прямо указывалось, что В. п. и. должен служить цели воссоединения «восточных схизматиков» с Римско-католической Церковью. Однако со временем ин-т отошел от непосредственной подготовки католич. миссионеров, сконцентрировавшись исключительно на научных исследованиях христ. Востока.

http://pravenc.ru/text/155380.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010