Дорогобуж. Димитриевский женский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Часовня Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первое летописное упоминание о мужском монастыре великомученика Димитрия Солунского относится к 1576 году. Известно, что он имел значительную территорию, так что болдинская братия арендовала у него пойменные луга, пруд и мельницу. Начиналась обитель с деревянных церквей св. Димитрия Солунского и Рождества Пресвятой Богородицы. В начале XVII века он был разрушен польско-литовскими захватчиками. В 1703 г. на высоком холме, называемом Дмитровский вал, началось строительство каменного трехпрестольного храма во имя Святого Духа с приделами в честь Рождества Богородицы и Димитрия Солунского на месте ранее существовавшей Дмитриевской церкви. Деньги на это пожертвовали дорогобужские посадские люди Петр Кондратьев и Демид Иванов. Письменные источники утверждают, что в Духовской церкви находились чудотворные иконы: образ Николая Чудотворца и икона Иерусалимской Божией Матери древней византийской живописи, от которой дорогобужане получали исцеление от телесных и душевных недугов. Сейчас от этого храма ничего не осталось. Во время Великой Отечественной войны прямым попаданием авиабомбы он был полностью разрушен. От других приделов сохранились стены, от колокольни – фундамент. После войны оставшиеся строения приспособили под больничный комплекс. Со временем здания пришли в полное запустение. В 90-е годы XX в. болдинские монахи во главе с архимандритом Антонием (Мезенцовым) взялись за возрождение монастыря. Разбитый потолок, провалившийся гнилой пол, зияющие дырами стены – в таком виде предстала перед ними когда-то прекрасная Духовская церковь. Восемь лет ушло на разбор кирпичных завалов, восстановление одного из приделов и жилого корпуса. Стараниями архимандрита Антония на территорию монастыря был проведен газ, проложена канализация, для богослужения предоставлена утварь. По обе стороны от центрального входа в храм были обнаружены уникальные фрески свв. Петра и Павла начала XVIII в. со следами пуль и замазанные грязью. Видимо, святых расстреляли из винтовок и попытались стереть из истории в богоборческие 1930-е годы.

http://sobory.ru/article/?object=15757

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Смоленске планируется возродить Борисоглебский монастырь 05.03.2011 В рамках работы по созданию Всероссийского паломнического центра органы региональной власти и Смоленская епархия занимаются возрождением утерянных православных святынь, некогда находившихся на территории региона. Одной из них, несомненно, является Смоленский Борисоглебский монастырь , построенный в XII веке на малом притоке Днепра, речке Смядынь, где встретили мученическую смерть святые князья Борис и Глеб, сообщает " Российская газета " . Крупный духовный центр впоследствии был полностью разрушен, и до наших дней сохранились только фрагменты фундаментов монастырских сооружений, в чем смогли убедиться губернатор Сергей Антуфьев и епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт в ходе совместного визита на это памятное место. Они договорились, что к 1150-летию Смоленска здесь будет построен временный храм, а к 2015 году, когда РПЦ намерена отметить 1000-летие мученической кончины святых Бориса и Глеба - и постоянный. Вообще, речь идет о воссоздании монастырского комплекса. Всероссийский паломнический центр создается в Смоленской области в рамках подготовки к 1150-летию города. В ходе этой работы предполагается оборудовать и построить общежития или гостиницы для размещения паломников при Герасимо-Болдинском монастыре в Дорогобужском районе и женском монастыре в самом Дорогобуже, а также в селе Новоспасском Ельнинского района, где епархии передано здание бывшей лечебницы. Кроме того, места для размещения паломников будут созданы в Гагарине, Вязьме и Рославле, являющихся крупными православными центрами. В Смоленске гостиница для паломников будет создана на Соборном холме, в непосредственной близости от Успенского кафедрального собора. Стоит отметить, что в концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» развитие паломнического туризма рассматривается именно на примере Смоленской области. Православие.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 05.03.2011 19:55:59

http://drevo-info.ru/news/10318.html

С 1862 г. инспектор Вологодской ДС. С 1863 г. настоятель Спасо-Каменного Преображенского монастыря Вологодской епархии. С 1864 г. ректор Вологодской ДС и настоятель Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря Вологодской епархии. С 1867 г. настоятель Витебского Свято-Троицкого Маркова монастыря. С 1873 г. настоятель Белевского Спасо-Преображенского монастыря. С 1874 г. настоятель УспенскогоПустынского Мстиславского монастыря Могилевской епархии; с 1877 г. настоятель Рождество-Богородицкого Белыничского монастыря той же епархии. С 1881 г. настоятель Иоанно-Предтеченского Трегуляева монастыря Тамбовской епархии. С 1886 г. настоятель Лебедянского Троицкого монастыря. С 1894 г. – настоятель Покрово-Болдинского монастыря близ Астрахани. 11.06.1895 г. хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанскойе пархии. С 22.01.1900 г. епископ Рязанский и Зарайский. 07.11.1902 г. уволен на покой. С 1903 г. проживал в Московском Новоспасском монастыре, где и скончался. См.: Мануил (Лемешевский) , митр. 1987. Т. 5. С. 478–479.) 250 (...студент III курса Остроумов... – Серафим (Остроумов Михаил Митрофанович, 06.11.1880–28.11(08.12?).1937) – архиепископ Смоленский и Дорогобужский, священномученик. Родился в семье псаломщика Ильинской церкви на Воронцовом поле в Москве. Окончил МДС (1900) и затем МДАсо степенью кандидата богословия (1904), второй магистрант LIX курса; оставлен профессорским стипендиатом. 14.09.1904 г. пострижен в монашество; 18.09.1904 г. рукоположен во иеродиакона, 19.09.1904 г. рукоположен воиеромонаха. 28.10.1904 г. назначен и. д. доцента МДА по кафедре гомилетики митрополитом Московским Владимиром вопреки решению Совета МДА. С 19.02.1906 г. лекций не читал, бойкотированный студентами за назначение на должность преподавателя административно, вопреки мнению большинства Совета и без прочтения пробных лекций, что противоречило Высочайше утвержденным 20.01.1906 г. «Временным правилам об автономии Академий». 11.04.1906 г. Совет МДА постановил уволить иеромонаха Серафима от должностии просить перевести в другую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1932 г. были вскрыты и осквернены погребения на территории мон-ря, останки сожжены. В 1-й пол. марта 1943 г. при отступлении нем. войска взорвали Троицкий собор, Введенскую ц., 2-й этаж трапезной палаты, колокольню. В 50-х гг. в сохранившихся зданиях разместились учреждения совхоза «Ставково», сыроваренный завод, почта. 14 мая 1990 г. в Тихоновском храме Г. Б. м. состоялось первое богослужение. 31 янв. 1991 г. решением Свящ. Синода мон-рь был возобновлен, настоятелем назначен игум. (с 1997 архим.) Антоний (Мезенцев). В мае 1993 г. Г. Б. м. посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 4 дек. 1997 г., в день праздника Введения во храм Пресв. Богородицы, митр. Смоленский Кирилл (Гундяев) освятил восстановленную трапезную палату и Введенский храм, в к-ром совершаются регулярные богослужения. В 1999-2001 гг. храм и палаты были расписаны, в бывш. приделе свт. Митрофана устроена ризница. Отреставрирована Тихоновская ц., просфорня, восстановлены дом настоятеля (1993), ограда с 4 башнями (1993), дом, в к-ром жил Барановский, построены деревянная часовня на монастырском кладбище, кирпичный келейный и казначейский корпуса. В 2000 г. был расчищен от руин юж. придел взорванного Троицкого собора, в 2005 г. началось его восстановление. Обретенные под руинами собора в июле 2001 г. мощи прп. Герасима находятся в деревянной раке во Введенской ц., у юж. стены. Одновременно были обретены мощи прп. Аркадия Дорогобужского . Среди др. святынь Г. Б. м.- 2 ковчега с частицами мощей ап. Луки , святителей Никифора I К-польского, Николая Чудотворца, Игнатия , еп. Ростовского, Питирима , еп. Тамбовского, Феофана Затворника , сщмч. Ермолая , вмч. Меркурия Кесарийского, Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия , Иоанна Воина , преподобных Ефрема Сирина , Сергия Радонежского , Оптинских старцев, сохранившийся образ прп. Герасима Болдинского и свт. Николая Чудотворца, к-рые держат Казанскую икону Божией Матери (2-я пол. XIX в.), иконы с частицами мощей вмч. Пантелеимона , Димитрия Солунского , прп. Нила Столобенского , Лаврентия Черниговского , святых Космы и Дамиана . На территории мон-ря находятся захоронения князей А. Н., И. Н., Н. В., Н. Н. и Е. А. Долгоруковых, участников войны 1812 г. семьи Вистицких. Г. Б. м. имеет подворья в г. Сафонове с Владимирским храмом и Дорогобуже с Казанским храмом.

http://pravenc.ru/text/164627.html

Димитриевский Дорогобужский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Дмитриевский Дорогобужский женский монастырь основан не позднее конца XV века. Престольные праздники: 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы; 8 ноября, день памяти великомученика Димитрия Солунского. Содержание История [ править править код ] Первое летописное упоминание о мужском монастыре великомученика Димитрия Солунского относится к 1576 году. Известно, что он имел значительную территорию, так что болдинская братия арендовала у него пойменные луга, пруд и мельницу. Начиналась обитель с деревянных церквей св. Димитрия Солунского и Рождества Пресвятой Богородицы. В начале XVII века он был разрушен польско-литовскими захватчиками. В 1703 г. на высоком холме, называемом Дмитровский вал, началось строительство каменного трехпрестольного храма во имя Святого Духа, с приделами в честь Рождества Богородицы и Димитрия Солунского на месте ранее существовавшей Дмитриевской церкви. Деньги на это пожертвовали дорогобужские посадские люди Петр Кондратьев и Демид Иванов. Письменные источники утверждают, что в Духовской церкви находились чудотворные иконы: образ Николая Чудотворца и икона Иерусалимской Божией Матери древней византийской живописи, от которой дорогобужане получали исцеление от телесных и душевных недугов. Сейчас от этого храма ничего не осталось. Во время Великой Отечественной войны прямым попаданием авиабомбы он был полностью разрушен. От других приделов сохранились стены, от колокольни – фундамент. После войны оставшиеся строения приспособили под больничный комплекс. Со временем здания пришли в полное запустение. В 90-е годы XX в. болдинские монахи во главе с архимандритом Антонием (Мезенцовым) взялись за возрождение монастыря. Разбитый потолок, провалившийся гнилой пол, зияющие дырами стены – в таком виде предстала перед ними когда-то прекрасная Духовская церковь. Восемь лет ушло на разбор кирпичных завалов, восстановление одного из приделов и жилого корпуса. По обе стороны от центрального входа в храм были обнаружены уникальные фрески свв. Петра и Павла начала XVIII в. со следами пуль и замазанные грязью. Видимо, святых расстреляли из винтовок и попытались стереть из истории в богоборческие 30-е годы.

http://azbyka.ru/palomnik/Димитриевский_...

В тот же день делегация побывала в региональном православном центре защиты семьи, материнства и детства «Смоленский дом для мамы», где их приветствовали настоятель храма в честь архангела Михаила протоиерей Павел Петровский и директор «Смоленского дома для мамы» Т.С. Степанова. По словам гостей, посещение произвело на них особое впечатление, поскольку они смогли увидеть «уникальное социальное учреждение, действующее под эгидой Русской Православной Церкви». Как известно, идея создания «домов для мамы» также принадлежит Святейшему Патриарху Кириллу и сегодня успешно реализуется в масштабах всей Русской Церкви. 1 сентября митрополиты Захария мар Николовос и Абрахам мар Стефанос были приглашены митрополитом Исидором посетить Смоленскую духовную семинарию, где состоялась их совместная встреча с преподавателями и студентами. Гости рассказали о жизни христиан в Индии и ответили на многочисленные вопросы, касающиеся истории, современного положения и богословия Маланкарской Церкви. Затем гости посетили расположенное на берегу Днепра место кончины и погребения первых мучеников Русской Православной Церкви — святых князей Бориса и Глеба, и поклонились установленному здесь памятному кресту. Особое место в программе визита заняло посещение индийскими иерархами Свято-Троицкого Болдина мужского монастыря — крупнейшего на Смоленщине, где они были радушно приняты настоятелем обители архимандритом Антонием (Мезенцовым) и братией. Гости поклонились святым мощам великого подвижника Смоленской земли преподобного Герасима Болдинского. Отец Антоний рассказал об истории монастыря, некогда до основания разрушенного фашистскими завоевателями, и поделился воспоминаниями о трудах по его восстановлению, которые насельники несли, начиная с 1990 года, при непосредственном руководстве и участии митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. По благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в ходе всего визита делегацию сопровождали секретарь Смоленской епархии иерей Владислав Баган и настоятель храма мученицы Татианы г. Смоленска иерей Димитрий Литвищенко. 

http://patriarchia.ru/db/text/6055932.ht...

Антоний, святитель, епископ Вологодский († 1588, память 26 октября/8 ноября, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) О святителе Антонии сохранилось немного сведений. Известно, что он был учеником преподобного Герасима Болдинского (память 1/14 мая), основателя Дорогобужского Болдина Троицкого монастыря. Воспитан он был в духе благочестия и строгой монашеской жизни. Между 1569 и 1585 годами управлял Дорогобужским монастырем в сане игумена. 11 октября 1586 года (по Строеву – 1585 года) хиротонисан во епископа Вологодского. Святительствовал всего два года. «Но, – как передает жизнеописатель святителя Антония, – и в это непродолжительное время он своей отеческой заботой о благе пасомых, тихостью нрава и кротостью обращения, нелицемерным правосудием, радушием и милосердием к бедным снискал у всех большую любовь и уважение». По благословению святителя Антония основана Владимирская пустынь на месте явления иконы Божией Матери поселянину Илариону (позднее иноку Иосифу). Будучи уже в полном изнеможении, святитель Антоний совершил освящение Вологодского Софийского собора. До последнего дня он не пропускал ни одной церковной службы, что свидетельствовало о его большой любви к молитве и о неутомимости. В последний день своей жизни святитель Антоний облачился сам во все святительские одежды, преподал в них благословение, поцеловал святые иконы и престол, приобщился Святых Христовых Таин и, пришедши в свою келью, возлег на одр, продолжая принимать и благословлять всех приходящих к нему. И так с благословляющею рукою почил о Господе. Скончался 26 октября 1588 года (по Строеву – 1587 года). Кончина святителя Антония была величайшею потерею и печалью для всех. Погребен он в Вологодском Софийском соборе у северной стены. В рукописной книге «Житие вологодских чудотворцев», хранившейся в соборе, было сказано, что «от честнаго его гроба верные исцеления приемлют и доныне, всяким недугом одержимые, молитвами святителя». По сообщению инока Болдиной обители Дионисия, святитель Антоний вместе с преподобным Герасимом явились ему во время болезни и отогнали от него темные силы – и болезнь оставила его.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

412. Рождество – Богородицкий – Березвечский , мужской, ныне приходская церковь в мест. Березвечи, Виленской губ., Дисненского у., в 62 вер. к юго-зап. от Дисны, в живописной местности, при оз. Березвечи. Основан в 1638 г. вельможею Осипом Львовичем Корсаком при церкви Рожд. Богородицы, в которой были погребены его родители. Целью основания – сколько постоянное поминовение усопших, столько же и для того, чтобы русские прихожане научаемы были догматам христианской веры и утверждаемы в нравственности. Впоследствии монастырь был захвачен униатами; с 1782 по 1830 г. при нем было училище для дворян; в 1839 г. воссоединен к православию; в 1842 г. положен во 2-м классе. В 1874 г. монастырь упразднен, церковь обращена в приходскую, а здания, угодья и земли приписаны к Пожайскому монастырю. “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1853 г., 84 (переделка зданий); 1874 г., 83 (упраздн.); Корева, “Вилен. губ.”, 554; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.”, 1851 г., I, смесь, 9 (Казанский, “Краткое опис. церкви Березвецкого второклассного монастыря”); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1847 г., XVII, 44 (в 1846 г. в м-ре было 11 монахов и 5 послушников). 413. Рождественский – Богородицкий – Сергиев – Свириколуцкий или Свирколуцкий , мужской, ныне село Свириколучье, Смоленской губ., Дорогобужского у., в 36 вер. от Дорогобужа, при р. Днепре. Основан в первой половине XVI ст. преп. Герасимом, основателем Болдинского м-ря. По присоединении Смоленской обл. в 1656 г. к России монастырь приписан к Бизюкову-Крестовоздв. мон. В 1803 г. по упразднении Бизюкова м-ря был упразднен и Свириколуцкий, а церковь его во имя Рождества Богородицы обращена в приход. “Ист. Росс. Иер.”, II, 585, 592; VI, 39; “Ист. стат. опис. Смолен. епар.”, 293, 302; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 603 (строит. Иосиф, 1688 г.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 20; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, 101 (в 1722 г. здесь жил бывший архим. Бизюков. м-ря Иоасаф, который, по словам его же, не малым хождением и его же келейным коштом отыскан), ч. 2, 210 (донош. архим. Бизюкова м-ря 1722 г. о бытии м-рю в ведении св. Синода; в 1703 г. снова подтверждено о приписке к Бизюкову м-рю), прилож., LXVIII, XVIII (царск. и патр. грамоты).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1917. 2. Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. С. 42. Макарий, еп. Историческое описание Красногорского монастыря, в: Чтения. 1880. 3. Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. 41. В 1763 г. этот монастырь был очень беден и ежегодно получал от Св. Синода вспомоществование (ругу) — 25 рублей. Завьялов. С. 385. ИРИ. 4. 530. Барсов. Олонецкий монастырь Клименецкий, в: Чтения. 1870. 4. Булгаков. С. 61–62. ИРИ. 2. С. 279. Там же. 6. С. 412–413. Там же. 5. С. 134; Булгаков. С. 184; Голубинский. История канонизации. С. 136; Ключевский. Жития. С. 324. ИРИ. 6. С. 593. Зверинский. 2. 1144. Зверинский. 2. 868 и 557. Макарий. 2-е изд. 7. С. 34. ср. мою статью: Die Verehrung der Gottesmutter in der russischen Frцmmigkeim und Volksreligiosimдm, в: Kyrios. 5 (1940/41). S. 208. Макарий. 2-е изд. 7. С. 38. Первоклассный Псково-Печерский монастырь (1893); Макарий. 2-е изд. 7. С. 39. ИРИ. 3. С. 413; Макарий. 2-е изд. 7. С. 18–19. Ср.: Приходно-расходные книги Болдинского Дорогобужского монастыря, в: РИБ. 37 (1923). ИРИ. 5. С. 588. Характерная для Московского государства нечеткость границ административных областей связана была с неясностью в разграничении функций отдельных Приказов. В основном Понизовье управлялось «Казанским дворцом» — особым Приказом с очень неопределенной компетенцией, которая в XVII в., в связи с появлением новых территориальных административных учреждений (Приказов и особенно «четей»), постоянно менялась; это обстоятельство имело значение и для подсудности монастырских владений тем или иным Приказам, особенно в то время, когда Монастырский приказ (1649–1677) наделен был самыми разными правами в этом вопросе. Учрежденный незадолго до 1574 г., Казанский дворец просуществовал до административной реформы Петра Великого (1708). См.: Перетяткович Г. Поволжье в XVI и XVII в. (1877); Платонов. Очерки по истории Смуты. Гл. 1. § 6 (изд. 1937. С. 78–86); Милюков П. Государственное хозяйство первой четверти XVIII в. и реформа Петра Великого (1890). С. 366–373; Неволин В. Соч. 6. С. 179. Этот вопрос исследован нами в статье, которая предназначалась для журнала «Kyrios», однако война помешала ее публикации. Здесь использованы материалы этого исследования.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Смоленской Епархии Дорогобужского уезда третьеклассный мужской. Находится от города Дорогобужа в 25 вёрстах, на Московской дороге с левой стороны близ речки Болдины, по которой и название своё имеет. Этот монастырь построен в 1528 году Преподобным Герасимом, первым Игуменом оного. Здания в нём ныне следующие: 1) ЦЕРКОВЬ СОБОРНАЯ во имя Живоначальной Троицы, каменная древней архитектуры о пяти главах с двумя приделами: а) с правой стороны во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, в котором при стене находится и гроб Преподобного Герасима; б) с левой стороны – во имя святых мучеников Бориса и Глеба. 2) ЦЕРКОВЬ во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы тёплая; 3) КОЛОКОЛЬНЯ; 4) ОГРАДА вокруг монастыря с четырьмя по углам башнями каменная на 374 саженях; 5) КЕЛЬИ Настоятельские и братские деревянные. Начальство в монастыре сем было с 1666 до 1689 года Строительское, а потом Игуменское с промежутками Архимандричьего, наконец, с 1764 года Игуменское. До учреждения Духовных Штатов за монастырём сим было 272 души крестьян. Из Настоятелей оного известны: А) Строители: 1 . ФЕОДОСИЙ. 2 . ВИКТОР. 3 . ФЕОДОСИЙ II. Б) Игумены: 4 . АНТОНИЙ, в 1586 году хиротонисан в Епископа Вологодского. 5 . ЗИНОВИЙ, Сененко. 6 . ПОЛИКАРП Павловский, бывший после Архимандритом в Черниговском Троицком монастыре. 7 . ВАРЛААМ. В) Архимандриты: 8 . ИСАИЯ Залескевич. 9 . ИОАСАФ Рогозинский. Прибавление из VI тома Болдинский Черниговский монастырь Мужской. Основан в XI столетии Пр. Антонием Киево-Печерским, и после наименован он Елецким. См. Успенский Елецкий. Больницкий монастырь Или Больничный Печерский Троицкий монастырь В 1658 году Игумен оного Сильвестр приезжал в Москву. Болховский Рождественский монастырь Женский, упразднённый. Находился внутри города Болхова Орловской Епархии и Губернии. Название своё имеет по городу и по главной церкви во имя Рождества Божьей Матери. Болховский Троицкий Оптин монастырь См. Оптин Троицкий Болховский. Больницкий Троицкий монастырь Издавна принадлежащий к Киево-Печерской Лавре, находится внутри города Киева. Борисовская Тихвинская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010