Здесь к подвигам духовным присоединялись всяческие лишения и телесные труды. Пустынник селится в хижине или в пещере, иногда даже в дупле дерева, «яко вран на нырище», по словам летописца; его мучит жар, холод, голод, дикие звери, а когда проведают, то и злые люди; наконец, он сам изнуряет себя усиленными трудами, постом, бдением и т.п. Так проводит он долгие годы, пока не соберутся к нему последователи и не образуется таким образом обитель, а иногда и умирает он в уединении. В большинстве случаев русские подвижники уходили в пустынные места из монастырей, где они уже успели прославиться своей святою жизнию. Преп. Герасим Болдинский тринадцать лет провел в Горицком монастыре. О его подвигах знали не только в обители, но и в Москве. Тяготясь славою, он оставил монастырь и поселился в дикой местности Дорогобужского округа, где жили только звери да укрывались разбойники. У ближайшей дороги он повесил на дереве кузовок; проходящие клали в него милостыню, которая и была единственным средством пропитания пустынника. Но нередко этою милостыней пользовались и другие. Разбойники часто били его, стараясь прогнать из той местности. По преданию, хижину отшельника и его кузовок впоследствии охранял ворон, который бил в глаза дурных людей и зверей, подходивших к месту подвигов святого. Позднее преп. Герасим перешел на Болдину гору. Здесь напали на него местные жители, избили, связали и хотели бросить в озеро, но потом передумали и представили в Дорогобуж к наместнику, который и посадил его в тюрьму. Только прибывший в это время посол из Москвы узнал Герасима и освободил его. Когда подвижник возвратился к себе в уединение, к нему стали собираться ученики, и он построил для них церковь , а потом и монастырь. Преп. Нил Столобенский (7 декабря), удалившись в пустыню из Псковского Крыпецкого монастыря, не оставлял уединения до конца своей жизни. Тринадцать лет прожил он в одинокой хижине на берегу реки Черемхи (Ржевский уезд), питался травою и проводил время в молитве и бого мыслии. Сначала никто не нарушал его безмолвия.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

У свято Предстоятель Церкви звершив в Успенському Московського Кремля 4 листопада 2019 р. 14:47 4 ноября 2019 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. В этот день в России отмечается государственный праздник День народного единства. В Патриаршем богослужении участвовала делегация Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции во главе с митрополитом Дубнинским Иоанном . Совершение богослужения в самом сердце России — Патриаршем Успенском соборе в Кремле имеет символический смысл и является актом единения с представителями Архиепископии, демонстрируя окончательное уврачевание расколов, разделивших Русскую Церковь после революционных событий 1917 года и последовавшей гражданской войны. В Успенский собор в этот день также прибыла делегация Смоленской митрополии во главе с митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором . За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей ; митрополит Дубнинский Иоанн, управляющий Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ; епископ Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии; епископ Вяземский и Гагаринский Сергий ; епископ Рославльский и Десногорский Мелетий ; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протопресвитер Анатолий Ракович, клирик Архиепископии; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Симеон (Коссек), клирик Архиепископии; протоиерей Максим Козлов , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви ; протоиерей Иоанн Гейт, клирик Архиепископии; архимандрит Иринарх (Андреев), казначей Свято-Троицкого Болдинского монастыря Смоленской епархии ; протоиерей Феодор ван дер Воорт, клирик Архиепископии; духовенство Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, клирики Успенского кафедрального собора г. Смоленска и Смоленской митрополии, священнослужители г. Москвы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5525780...

Патриаршее служение в праздник Казанской иконы Божией Матери в Успенском соборе Московского Кремля 4 ноября 2019 года 4 ноября 2019 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  Патриаршем Успенском соборе  Московского Кремля. В этот день в России отмечается государственный праздник День народного единства. В Патриаршем богослужении участвовала делегация  Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции  во главе с  митрополитом Дубнинским Иоанном . Совершение богослужения в самом сердце России — Патриаршем Успенском соборе в Кремле имеет символический смысл и является актом единения с представителями Архиепископии, демонстрируя окончательное уврачевание расколов, разделивших Русскую Церковь после революционных событий 1917 года и последовавшей гражданской войны. В Успенский собор в этот день также прибыла делегация  Смоленской митрополии  во главе с  митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором . За Литургией Его Святейшеству сослужили:  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей ; митрополит Дубнинский Иоанн, управляющий Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор;  митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  епископ Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии;  епископ Вяземский и Гагаринский Сергий ;  епископ Рославльский и Десногорский Мелетий ;  епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протопресвитер Анатолий Ракович, клирик Архиепископии;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Симеон (Коссек), клирик Архиепископии;  протоиерей Максим Козлов , председатель  Учебного комитета Русской Православной Церкви ; протоиерей Иоанн Гейт, клирик Архиепископии; архимандрит Иринарх (Андреев), казначей Свято-Троицкого Болдинского монастыря  Смоленской епархии ; протоиерей Феодор ван дер Воорт, клирик Архиепископии; духовенство Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, клирики Успенского кафедрального собора г. Смоленска и Смоленской митрополии, священнослужители г. Москвы.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

ИРИ. 3. С. 103—104. Макарий, еп. Историческое описание об Антониевом Сийском монастыре, в: Чтения. 1878. 3; ср.: Рункевич. Описание Архангельской епархии, в: ПБЭ. 1. С. 1113—1117. О хозяйстве монастыря: Вкладные книги Антониева Сийского монастыря. Изд. А. Ф. Изюмовым, в: Чтения. 1917. 2. Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. С. 42. 357 Макарий, еп. Историческое описание Красногорского монастыря, в: Чтения. 1880. 3. Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. 41. В 1763 г. этот монастырь был очень беден и ежегодно получал от Св. Синода вспомоществование (ругу) — 25 рублей. Завьялов. С. 385. 358 ИРИ. 4. 530. Барсов. Олонецкий монастырь Клименецкий, в: Чтения. 1870. 4. 359 Булгаков. С. 61—62. 360 ИРИ. 2. С. 279. 361 Там же. 6. С. 412—413. 362 Там же. 5. С. 134; Булгаков. С. 184; Голубинский. История канонизации. С. 136; Ключевский. Жития. С. 324. 363 ИРИ. 6. С. 593. 364 Зверинский. 2. 1144. 365 Зверинский. 2. 868 и 557. 366 Макарий. 2-е изд. 7. С. 34. ср. мою статью: Die Verehrung der Gottesmutter in der russischen Frцmmigkeim und Volksreligiosimдm, в: Kyrios. 5 (1940 41). S. 208. 367 Макарий. 2-е изд. 7. С. 38. 368 Первоклассный Псково-Печерский монастырь (1893); Макарий. 2-е изд. 7. С. 39. 369 ИРИ. 3. С. 413; Макарий. 2-е изд. 7. С. 18—19. 370 Ср.: Приходно-расходные книги Болдинского Дорогобужского монастыря, в: РИБ. 37 (1923). 371 ИРИ. 5. С. 588. 372 Характерная для Московского государства нечеткость границ административных областей связана была с неясностью в разграничении функций отдельных Приказов. В основном Понизовье управлялось «Казанским дворцом» — особым Приказом с очень неопределенной компетенцией, которая в XVII в., в связи с появлением новых территориальных административных учреждений (Приказов и особенно «четей»), постоянно менялась; это обстоятельство имело значение и для подсудности монастырских владений тем или иным Приказам, особенно в то время, когда Монастырский приказ (1649—1677) наделен был самыми разными правами в этом вопросе. Учрежденный незадолго до 1574 г., Казанский дворец просуществовал до административной реформы Петра Великого (1708). См.: Перетяткович Г. Поволжье в XVI и XVII в. (1877); Платонов. Очерки по истории Смуты. Гл. 1. § 6 (изд. 1937. С. 78—86); Милюков П. Государственное хозяйство первой четверти XVIII в. и реформа Петра Великого (1890). С. 366—373; Неволин В. Соч. 6. С. 179.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3192...

   Монастыри постоянно нуждались в разного рода ремесленных изделиях, которые при существовавшем тогда натуральном хозяйстве они должны были изготавливать сами. Этим и объясняется то, что в монастырях или в близлежащих монастырских слободах жило и работало на монастырь множество ремесленников. Это были плотники, каменщики, столяры, бочары, кузнецы, сапожники, портные, шорники и другие ремесленники, изготовлявшие для монастыря, а зачастую и для монастырских крестьян инструменты, плуги, бороны, лопаты; портные и сапожники шили одежду и обувь для монахов, монастырских слуг и детенышей.    В Иосифовом монастыре было больше 100 таких ремесленников, из них 37 детенышей. В 1628—1629 гг. ярославскому Спасскому монастырю принадлежало 27 дворов, в которых жили и работали на монастырь 27 ремесленников. В слободе можно было насчитать 194 двора, в которых опять-таки жили монастырские ремесленники, из которых 25 были детенышами, они изготовляли почти все потребное монастырю и его имениям. Солотчинский монастырь в Рязанском уезде руками своих ремесленников изготовлял почти все, что нужно было ему самому, а часть изделий даже шла на продажу. Расчетные книги дорогобужского Болдинского монастыря в Смоленской земле дают богатый материал, позволяющий судить о значении труда монастырских ремесленников, о денежном хозяйстве монастыря и об оплате труда ремесленников. Они получали не только денежную плату за труд, но и, в качестве поощрения, подарки, обычно деньгами, на Рождество и на Пасху.    Особые портные изготовляли священнические облачения, золотых и серебряных дел мастера — сосуды для богослужения; в больших монастырях, всегда имевших собственные пчельники, делали свечи.    Наемный труд играл очень важную роль, например, в обширном хозяйстве Соловецкого монастыря, где, согласно монастырским документам, в 1621 г. трудились 700 наемных работников, получавших от монастыря жилье, одежду и деньги. Они заняты были в разных хозяйственных службах: на рыбных ловлях, в солеварнях и на перевозке соли.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В среднем ярусе находилась ризница, в которой хранилась ценная утварь. Колокольня также была взорвана в 1943 году, а восстановлена из руин в 1980-е годы при участии студенческих строительных отрядов Смоленского пединститута и Дорогобужского участка реставрации Смоленских строительных ремонтно-производственных мастерских. С осени 1990 года колокольня используется по своему прямому назначению. От руин — до возрождения 7 июня 2010 года после совершения чина великого освящения Троицкого собора Болдинского монастыря и первой Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх Кирилл рассказал о своем первом посещении Болдинского монастыря: «Однажды я приехал в это место, где, мне сказали, раньше был монастырь. Что же я увидел? Развалины. Не просто остовы полуразрушенных храмов, а кучи битого кирпича. Все было разрушено. Я действительно не могу вспомнить другого монастыря Русской Церкви, который бы полностью лежал в руинах. Через несколько лет после этого посещения я принял решение возобновить здесь монашескую жизнь. И отец Антоний был назначен на эти руины; он начал собирать братию и восстанавливать обитель. И сегодняшним освящением Свято-Троицкого собора мы как бы ставим точку первого, может быть самого важного, этапа восстановления монастыря». Но полное восстановление длилось еще три десятилетия. Только в 2020 году завершили роспись Свято-Троицкого собора. Сегодня возрожденный монастырь предстает во всем своем архитектурном великолепии. Огромная заслуга в этом — настоятеля монастыря архимандрита Антония (Мезенцева). Тяжелое послушание Архимандрит Антоний вспоминает: «В Герасимо-Болдинский монастырь меня назначили в 1991 году. Я не хотел быть настоятелем — это тяжелое послушание. Хотелось просто жить в монастыре. Однажды мне снится сон. Говорят: " Несут мощи преподобного Герасима " . Полная комната людей. Туда заносят мощи на носилках. Преподобный лежит во гробе. Потом он поднялся из гроба, встал и на меня строго-строго посмотрел. Я от страха проснулся. Как я увидел, он больше похож на святителя Николая: лысый, бородка маленькая.

http://e-vestnik.ru/reports/vozrozhdenny...

В 1941—1943 Смоленская епархия включала в себя Смоленщину и Брянщину и входила в состав Белорусской Православной Церкви. Правящим архиереем был епископ Смоленский и Брянский Стефан (Севбо). После освобождения Смоленской области от немцев, в 1943—1944 гг., Смоленская епархия возглавлялась архиепископом Калининским (Тверским) Василием (Ратмировым), носившим титул «Калининский и Смоленский». С 1984 по 2008 год, в период управления митрополита Кирилла (Гундяева) (ныне Патриарх Кирилл) в Смоленской и Калининградской епархии было построено 143 храма, 65 восстановлено. Настоящее время [ править править код ] Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года на территории Калининградской области образована епархия Русской Православной Церкви. Правящий архиерей вновь образованной епархии получил титул «Калининградский и Балтийский», правящий архиерей Смоленской епархии именуется «Смоленский и Вяземский». Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. из состава епархии выделена Вяземская епархия. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Смоленский и Рославльский». Смоленская епархия включена в состав Смоленской митрополии. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] С первых веков христианства Смоленская земля просияла праведниками, вошедшими в сонм святых земли Русской. Вот только некоторые имена: Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Все монастыри Смоленской области Болдин Троицкий мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1530 Адрес : Смоленская обл., Дорогобужский р-н, д. Болдино Мужской монастырь, основанный в 1530 прп. Герасимом Болдинским, учеником прп. Даниила Переяславского. Во 2-й пол. XVI в. многолюдный и богатый монастырь, в котором велось каменное строительство. В Смутное время покинут братией, ок. 1621 передан смоленскому коллегиуму иезуитов. Восстановлен в 1656, но долгое время оставался небогатым. Ограда с башнями выстроена в 1770-х, кельи XIX в. Закрыт в 1920, церкви закрыты в 1931 (по другим данным в 1929). В 1920-1929 в монастыре действовал филиал дорогобужского музея. В марте 1943 большинство построек взорвано немцами, руины частично разобраны. Консервационные работы начаты в 1964. В 1987 восстановлена шестигранная колокольня кон. XVI в., взорванная в 1943. Восстановлен в 1991.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленская_обл...

Святитель Питирим Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. Юношей он ушел в монастырь, а в 40 лет был вызван в Москву для рукоположения во епископа. Его поставили на Тамбовскую кафедру. Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой непросвещенности ее обитателей. Едва ли не большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников. Всем им святитель Питирим стремился быть отцом, всех старался привести ко Христу. 8. Преподобный Герасим Болдинский В 13 лет он пришел к преподобному Даниилу Переяславскому и стал его учеником. 26 лет спустя поселился под Дорогобужем, что на Смоленщине, в диком лесу, населенном змеями и зверями. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. По особому видению он перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, но, испугавшись, передали Дорогобужскому наместнику, который приказал посадить его в тюрьму, как бродягу. Преподобный Герасим терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. В то время к наместнику прибыл царский посланник из Москвы. Увидев святого Герасима, он поклонился ему и попросил у него благословения, так как ранее видел святого вместе с преподобным Даниилом у царя. Наместник испугался, тотчас же просил прощения у святого и обещал ограждать его от нападений. С этих пор святой Герасим стал принимать к себе желающих иноческого подвига и, испросив в Москве позволение на устройство обители, в 1530 году воздвиг храм во Имя Святой Троицы и построил келлии для собиравшейся братии. Кроме Болдина монастыря, преподобный Герасим основал еще монастыри в честь Иоанна Предтечи в городе Вязьме, а затем в Брянском лесу, на реке Жиздре, обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 9. Преподобный Прохор Киево-Печерский

http://pravmir.ru/sobor-smolenskix-svyat...

Владыка Александр проинформировал членов Синода о своем паломничестве по приглашению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь, где он возглавил торжества, посвященные 490-летию со дня основания и 30-летию возрождения монашеской жизни в обители. Синод заслушал сообщения епископа Каскеленского Геннадия об участии в заседаниях комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации, о проведении заседаний открытого исторического общества Казахстанского митрополичьего округа, об участии в мероприятиях, посвященных 175-летию Абая Кунанбаева, которые состоялись в Национальной библиотеке Республики Казахстан, об участии в заседании международного круглого стола «Казахстан в моей судьбе» в Доме дружбы города Алма-Аты, об участии в заседании круглого стола «Построение стратегического партнерства для укрепления свободы вероисповедания», организованного Министерством информации и общественного развития Республики Казахстан совместно с Ассоциацией религиозных объединений Казахстана и американской корпорацией LYNC, о выступлении в Институте философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан. Также владыка Геннадий рассказал об участии представителей Казахстанского митрополичьего округа в мероприятиях, посвященных празднованию «Дня духовного согласия», и о посещении Успенского кафедрального собора города Нур-Султана Чрезвычайным и Полномочным послом США в Республике Казахстан Уильямом Х. Мозером. В завершение своего выступления епископ Геннадий представил отчет о ходе педагогического процесса и проведении научной работы в Алма-Атинской православной духовной семинарии, ректором которой он является. Архиепископ Чимкентский Елевферий, епископ Павлодарский Варнава и епископ Петропавловский Владимир выступили с докладами о деятельности вверенных их духовному попечению епархий за 2019 год. Митрополит Александр презентовал членам Синода календарь Православной Церкви Казахстана на 2021 год, выпущенный издательским отделом Митрополичьего округа, и подарил епископату сувениры в память о 25-летии возвращения Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты верующим — гравюру на металле и плакетку с его художественным изображением, а также флэшку с фильмом «Храм на склонах Алатау», выпушенный телестудией «Семиречье».

http://patriarchia.ru/db/text/5714180.ht...

Святое тело его прославлено нетлением. Оно покоится ныне в Софийском соборе от­крыто. Там же покоилось оно и при Кальнофойском, который описывал и два чуда, совершившиеся при мощах святителя в 1625 и 1634 году 685 . В том же соборе хранится кипарисный крест святителя 686 . Преставление Преподобного Герасима Болдинского В 1528 году поселился он в Дорогобужском округе в таком диком лесном месте, что кроме змей и диких зверей никого там не было; по вре­менам же скрывались там разбойники, так как не вдали проходила боль­шая дорога, на которой они занимались своим промыслом. Блаженный Герасим поставил себе хижину и в ней стал подвизаться; промышлявшие дурным ремеслом не раз били его, стараясь прогнать его из своего со­седства; пустынник терпел и молился; для пропитания своего у дороги на дереве повесил он кузовок и у проходящих испрашивал подаяние; иногда в его отсутствие кузовком его пользовались другие бедняки; он благодарил Бога. В хижине своей он жил, как птица, без печалей и забот о земле, хранимый и питаемый Господом. Впоследствии явился у него сторож – ворон; если недобрый человек подходил к кузовку и хижи­не, ворон поднимал крик и летая бил крыльями по лицу нежеланного посетителя; то же было с хищным зверем: тому клевал он глаза, пока не заставлял обратиться в бегство. По особенному видению перешел он потом на Болдину гору, где над потоком Болдиным стоял огромный дуб. Отсюда хотели прогнать его поселяне; они били его палками, связали руки и ноги веревками и хотели бросить в озеро, но один сказал: если убьем его, сами будем в ответе пред начальством; представим его к на­местнику в Дорогобуж, вместе с добрым подарком нашим. С этим со­гласились. Наместник, получив хороший подарок, приказал немедленно представить к нему пустынника связанным. Когда был представлен к нему связанный и избитый Герасим, наместник осыпал его ругатель­ствами и велел посадить в тюрьму как бродягу. На все это преподобный не сказал ни слова и только молился в душе своей. Помощь явилась тому, кто просил ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010