Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРАСИМОВ БОЛДИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Болдин) (Смоленской и Калининградской епархии), в дер. Болдино Дорогобужского р-на Смоленской обл. Основными источниками сведений об основании Г. Б. м. являются завещание-устав («Изустная память») прп. Герасима Болдинского (РГБ. Ф. 310. 301. Л. 126-128а об.), а также 2 редакции его Жития. Герасимов Болдинский мон-рь. Фотография. 2005 г. Герасимов Болдинский мон-рь. Фотография. 2005 г. Г. Б. м. был основан прп. Герасимом, к-рый 25 марта 1528 г. поселился в 10 верстах от Дорогобужа, в дремучем лесу, близ «многошественой стези» (Ст. Смоленской дороги). 2 года подвижник жил в построенной им «хижнице малой», питаясь от подаяний путников. Вероятно, в 1530 г. прп. Герасим переселился на поляну над р. Болдинкой, где под кровом ветвистого дуба поставил крест и келью. Житие сообщает о конфликте прп. Герасима с местными жителями (к-рые однажды, «вземше оружие», его избили) и с дорогобужским наместником из-за участка земли, на к-ром поселился отшельник. Противостояние наместника и прп. Герасима разрешилось заступничеством великокняжеского посланника в Дорогобуже, знавшего преподобного еще сподвижником прп. Даниила Переславского. Когда собралась братия, прп. Герасим построил часовню, неск. шалашей и вскоре отправился в Москву, где получил благословение на создание новой обители и, вероятно, жалованную тарханную грамоту от вел. кн. Василия III Иоанновича . На пожалованные вел. князем средства в Г. Б. м. был построен и 9 мая 1530 г. освящен деревянный храм во имя Св. Троицы с приделом во имя прп. Сергия Радонежского, 14 дек. 1540 г.- др. храм, «пространнее того»; устроены хлебопекарня и кельи. В хозяйстве мон-ря были пашенные угодья с крестьянами, скот, рыбные ловли на Абрамовском оз. 1 мая 1554 г. прп. Герасим скончался и был похоронен у Сергиевского придела Троицкого храма. Рядом с его могилой в 1571/72 г. был погребен принявший постриг в Г. Б. м. землевладелец Я. А. Салтыков.

http://pravenc.ru/text/164627.html

Герасимов Болдинский мон-рь. Фотография П. Д. Барановского. 1913 - 1914 гг. Герасимов Болдинский мон-рь. Фотография П. Д. Барановского. 1913 - 1914 гг. Главные кирпичные сооружения мон-ря возведены в кон. XVI в., а кирпичная ограда длиной в 374 саж. охватила прямоугольником территорию мон-ря в сер. XVIII в. С нек-рыми переделками и достройками XVIII-XIX вв. комплекс построек мон-ря сохранялся до нач. XX в. и был практически единственным архитектурным ансамблем, сохранившим высшие достижения рус. зодчих кон. XVI в. Выполненные П. Д. Барановским в 1911-1918 гг. обмеры и проект реставрации Троицкого собора, Введенской ц. с трапезной палатой и колокольни, а также фотофиксация указанных сооружений сохранили достаточно полное представление об архитектуре древнерус. сооружений. Реставрационные работы, проведенные Барановским в 1919-1927 гг. в ц. Введения и трапезной палате, позволили исследовать архитектурное завершение церкви, а также заложили фундамент для научно обоснованной практики проведения работ на древнерус. кирпичных сооружениях. Работы по сохранению руин древних сооружений мон-ря были начаты Барановским в 1963 г. С 1969 по 1991 г. реставрационно-восстановительные работы проводились под рук. А. М. Пономарёва Смоленской научно-реставрационной мастерской и Московской научно-реставрационной мастерской при ВООПИК с привлечением студенческих отрядов Смоленского педагогического ин-та и Московской шефской группы добровольных помощников реставраторов. К реконструкции памятников с мая 1990 г. подключилась община мон-ря; с 1993 г. строительные работы ведутся общиной возобновленного муж. мон-ря. Основные постройки Согласно последним исследованиям, Троицкий собор был построен в 1591-1596 гг., при настоятеле сщмч. Феоктисте (с 1603 архиеп. Тверской), на месте более древнего Троицкого храма с включением в юж. придел мест захоронений прп. Герасима, прп. Аркадия Дорогобужского , а также членов родов Салтыковых и Звенигородских. Закладка собора производилась при участии церковного мастера Терентия, но основные работы выполнялись под рук. государева мастера Ф. С. Коня .

http://pravenc.ru/text/164627.html

Но мог ли тот умолчать? Слава о подвижнике стала быстро расти. Скорбящие и обремененные пошли к святому человеку. Преподобный принимал их, молился о них, плакал вместе с ними, всей душой отдаваясь страждущему русскому народу. Были дни, когда преподобному не было возможности ни есть, ни отдохнуть немного. Он прямо падал от изнеможения и лежал долго как мертвый. Но сила Господня вновь подкрепляла его. Однажды чудный муж явился ему в видении и сказал: «Крепись, отче, жатвы много, а делателей мало». Потом к нему собралась братия и был сооружен монастырь. Но преподобный тяготился общей жизнью. Он часто уходил в лес и там проводил целые дни и ночи в молитве и богомыслии. Так святые подвижники бежали от мира, а мир бежал к ним… (Память 25 апреля) ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕРАСИМ БОЛДИНСКИЙ Преподобный Герасим 13 лет прожил в Горицком монастыре. Тяготясь славой, он ушел из монастыря и поселился в дикой местности, в Дорогобужской области на Смоленщине. Там были одни звери и укрывались разбойники. Эти разбойники часто били преподобного. Они гнали его из этого глухого места, боясь, что народ будет ходить к святому Герасиму и им тогда здесь не жить. Предание говорит, что потом ворон охранял келью преподобного, и кто пытался обидеть святого, того ворон прогонял, налетал на обидчика и клевал его в глаза. Позднее преподобный Герасим перешел на Болдину гору. Здесь он также много терпел от злых людей. Местные жители били Герасима не один раз. Они хотели его связанного бросить в озеро, но передумали и отвезли преподобного к дорогобужскому начальству, которое посадило его в темницу. Но из Москвы приехал посол и, узнав преподобного, велел освободить его. Избавившись от тюрьмы, преподобный вновь ушел в уединение. К нему собрались любители подвига, и они устроили монастырь. Преподобный Герасим Болдинский достиг глубокой старости и мирно скончался о Господе. Его жизнь была сплошным молитвенным подвигом и постоянным терпением. Болдинский монастырь теперь не существует, но память о преподобном Герасиме хранится в народных сердцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

В начале ХХ века (1919-1927) под руководством П.Д. Барановского в Болдинском монастыре ведутся восстановительные работы, создается историко-художественный музей. В это же время в Болдино перевозится деревянный храм из села Усвятье. В конце 1929 года советская власть своим распоряжением закрывает Болдинский монастырь. В дальнейшем Троицкий собор отводиться под зернохранилище, в часовне устанавливается сепаратор для переработки молока, трапезный Введенский храм переоборудуется под колхозный сырзавод. Во время Великой Отечественной войны монастырь выполнял роль одной из баз партизан, тут же размещены были ремонтные мастерские. Отступая с Дорогобужских земель, немецкие войска заминировали и подорвали все каменные постройки монастыря. Послевоенные годы привели руины монастыря в полное запустение. Кирпич от разрушенных построек местные жители постепенно использовали на свои нужды. Лишь в 1964 году, руководствуясь сохранившимися фотографиями и обмерами, под руководством П.Д. Барановского вновь начинаются реставрационно-восстановительные работы. Теперь ими руководит ученик Петра Дмитриевича - А.М. Пономарев. С 1991 года Болдинский Свято-Троицкий монастырь передан Православной церкви. На территории монастыря восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, Троицкий собор, трапезная палата с Введенской церковью, колокольня, деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, деревянная часовня на монастырском кладбище, каменный казначейский корпус на подклете. Каменная часовня при восстановлении была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. На земле монастыря восстановлена семейная могила Вистицких. Здесь упокоились Степан (Стефан) Вистицкий, он являлся автором одного из первых учебников по тактике, его сыновья: Михаил Степанович, генерал-майор, в 1812 году был назначен М.И. Кутузовым генерал-квартирмейстером всей российской армии, Степан Степанович, генерал-майор, в конце 1812 года возглавлял Смоленское ополчение, освобождавщее смоленские земли.

http://sobory.ru/article/?object=10903

Болдино. Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Собор Троицы четырехстолпный и крестовокупольный, с пятью главами, был сложен из кирпича. Архитектура этого здания очень близка храму " годуновского типа " в селе Большие Вяземы под Москвой, возведенному также в кон. 16 в. Собор имел позакомарное покрытие. С юга и с севера к нему симметрично примыкали два придела, увенчанные тремя ярусами кокошников и главами. Фасады собора членились тонко профилированными лопатками. Декоративные килевидные нишки украшали постаменты барабанов и сплошной лентой охватывали четверик храма под карнизом в основании закомар, повторяясь на апсидах приделов. С трех сторон здание окружала крытая галерея. Колокольня. Восстановленное в 1988 г. крупное трехъярусное сооружение в виде шестигранного столпа по оси собора. Кирпичные стены покрыты известковой обмазкой. Цоколь отделен от первого яруса валиком, второй ярус от первого - валиком между двумя полочками. Средний ярус завершен широким поясом. В северо-восточной грани были установлены часы. Парапеты под арками звона украшены ширинками. Ребра колокольни во всех ярусах закрыты широкими огибающими лопатками. Завершают колокольню три ряда кокошников вперебежку и шлемовидная главка. Внутри все три яруса перекрыты сомкнутыми сводами и связаны внутристенной лестницей. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г. Собор достроен и освящен в 2010. Вот статья с сайта Патриархии: 6 июня 2010 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице — день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь в деревне Болдино Дорогобужского района Смоленской области. Предстоятель Русской Церкви освятил возрожденный Свято-Троицкий собор Болдинского монастыря, а затем совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

http://sobory.ru/article/?object=11062

Торжества в день памяти преподобного Герасима Болдинского прошли в Болдином мужском монастыре 17 мая 2023 г. 11:09 14 мая 2023 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, в день памяти преподобного Герасима Болдинского, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор возглавил престольные торжества в Свято-Троицком Болдином мужском монастыре. Правящему архиерею сослужили настоятель Свято-Троицкого Болдина монастыря архимандрит Антоний (Мезенцов), секретарь Архиерейского совета Смоленской митрополии , благочинный Ярцевского церковного округа протоиерей Василий Мовчанюк, духовенство Смоленской епархии , братия обители. Песнопения богослужения исполнил хор Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы под управлением регента Ивана Любимова. Радость соборной молитвы вместе с духовенством разделили заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, депутат Государственной Думы РФ от Смоленской области, член Генсовета партии «Единая Россия» А.В. Туров, депутат Государственной Думы РФ от Тульской области, член Комитета Государственной Думы РФ по промышленности и торговле, куратор работы общественных приемных председателя партии «Единая Россия» Д.А. Медведева по ЦФО В.В. Дзюба, настоятельница Свято-Димитриевского женского монастыря города Дорогобужа игумения Антония (Егорова) с сестрами, прихожане монастырского храма. После чтения Святого Евангелия митрополит Исидор обратился к молящимся со словами проповеди. По окончании Литургии состоялись крестный ход и заупокойная лития на монастырском кладбище. Архипастырь поздравил верующих с праздником. В Троицком соборе Свято-Троицкого Болдина мужского монастыря для гостей торжеств была проведена экскурсия по музею святой обители. Затем состоялось подписание договора о сотрудничестве между Смоленской епархией и «Фондом евразийского сотрудничества и интеграции». Документ подписали митрополит Исидор и директор фонда Н.В. Журавлев. По материалам сайта епархии Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1797. Л. 43-48 об.; РГБ ОР. Ф. 303/I. 530. Грамота 2. Л. 28 об. [Копийная кн.]; ГА Смоленской обл. Ф. 19. Оп. 1. Д. 499. Л. 15; Д. 622. Л. 95. Ист.: Житие прп. Герасима Болдинского чудотворца и ист. описание Смоленской епархии Дорогобужского Св.-Троицкого Болдина муж. мон-ря 3 кл. М., 1868; [Приходно-расходные книги Болдина мон-ря]//РИБ. СПб., 1875. Вып. 1. Ч. 2. 102. С. 290-313; Л., 1924. Т. 37. Вып. 1. С. 13-264; Смоленская старина. Смоленск, 1911. Вып. 1. Ч. 2; [Опись монастырского имущества]//Памятники обороны Смоленска 1609-1611. М., 1912; Крушельницкая Е. В. Завещание-устав Герасима Болдинского//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 264-270; она же. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996. С. 67-107, 210-212 [«Изустная память»], 213-266 ред. Жития], 266-284 ред. Жития]. Лит.: Болдин Св.-Троицкий мон-рь//Смоленские ЕВ. 1871. 3. С. 80-87; Лавровский [Л. Я. ], прот. Ист. очерк о состоянии Смоленской епархии//Там же. 1884. 16. С. 719-720; Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. Смоленск, 1898. Вып. 1. С. 276-278; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 342-348; Косточкин В. В. Старым Смоленским трактом. М., 1972. С. 167-168; Пастухова З. И. По Смоленщине. М., 1985. С. 93-95; Баталов А. Л. О времени построения собора Болдино-Дорогобужского мон-ря//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 442-447; Дмитриева Р. П. Антоний//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 46-47; П. Барановский: Тр., восп. современников/Сост.: Ю. А. Бычков и др. М., 1996. С. 94-98, 218-232; Даниил (Сычев), иером. Вязьма: Очерки истории. М., 1997. С. 62-78; он же. Св.-Троицкий Герасимо-Болдинский мон-рь//Макариевские чт. Можайск, 2002. Вып. 9: Соборы Рус. Церкви. С. 171-180; Смоленские ЕВ. 2001. 3. С. 2-5. Д. Б. Кочетов Архитектура Первой постройкой Г. Б. м. была деревянная Троицкая ц. с приделом во имя прп. Сергия Радонежского. Освящение храма состоялось 9 мая 1530 г., эта дата и считается датой основания обители. Из текста завещания прп. Герасима известно, что 14 дек. 1540 г. была освящена «просторнее того» церковь, что скорее всего отражает сооружение первой кирпичной Троицкой ц.; у юж. стены придела во имя прп. Сергия Радонежского этого храма находилось погребение прп. Герасима († 1 мая 1554).

http://pravenc.ru/text/164627.html

67. Преп. Герасим Болдинский, урожденец Перелавля-Залесского, поступил на 13-м году в Горицкий монастырь к преп. Даниилу, еще прежде начала Троицкой обители. Герасим был «кожешвец» (сапожник) и по воле старца усердно служил ремеслом своей бедной братии Божедомья. Прожив 26 лет, он поселился в уединении, но скоро собрались к нему братия на пустыни Болдиной. Кроме этой обители, преп. Герасим основал еще в Вязьме в 1553 году монастырь во имя Иоанна Предтечи, и поставил в ней игуменом одного из учеников своих Симеона; потом в Брынском лесу на реке Жиздре основал обитель Введения во храм Богоматери. В Болдинской обители под конец жизни Преподобного было до 140 братий. Ученики его основали еще несколько монастырей в той же стране. Скончался 1 мая 1554 года. Мощи почивают под спудом в соборной церкви Троицкого Болдина монастыря, в 15 верстах от г. Дорогобужа. Болдинский монастырь с своею древнею Троицкою церковью и Предтечев, в предместье г. Вязьмы, существуют доныне, а прочие обители, основанные преп. Герасимом и учениками его, давно упразднены. 68. Блаж. Антоний, епископ Вологодский, местночтимый святитель, ученик преп. Герасима Болдинского, посвящен в 1586 году из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря и архипастырствовал только два года. В рукописной, принадлежащей Вологодскому собору, полууставной книге «Жития Вологодских чудотворцев», сказано, что «от честнаго его гроба верные исцеление приемлют и доныне всяким недугом одержимые, молитвами святителя». И теперь еще часто приходят служить панихиды над гробницею блаж. Антония, на которой лежит доска с его изображением. Преставился 26 октября 1588 года. Погребен в Вологодском Софийском соборе. Глава VI. Ветвь Соловецкая 69. Преп. Савватий, пустынножитель, 70. Преп. Зосима игумен и 71. Преп. Герман, первоначальник, Соловецкие чудотворцы. В Белозерской обители преп. Кирилла подвизался инок Савватий. Безответное послушание игумену, кроткая любовь к братии и строгая жизнь стали приобретать ему уважение; это тяготило подвижника, и он решился скрыться в безмолвное место. Он ушел в Валаамский монастырь, но чрез несколько времени, услышав о необитаемом Соловецком острове, пустился на север. Около 1430 года преп. Савватий встретился на реке Выге с старцем Германом, жившем при часовне. Нашедши в нем себе друга, любителя уединения, Савватий переправился с ним на Соловки, уже знакомые Герману. Несколько лет уединенной жизни преподобных протекло на пустынном острове. Когда Герман отплыл на реку Онегу, для приобретения жизненных потребностей, то Савватий остался на острове совершенно один – пред лицом всевидящего Бога. Предчувствуя приближение своей кончины, преп. Савватий пожелал причаститься св. Тайн, и для сего, сев в небольшую лодку, поплыл к берегу. После двухдневного плавания он вышел на берег и направился к часовне на реке Выге, где в то время находился игумен Нафанаил, прибывший для посещения прибрежных христиан. Приняв св. Дары, преп. Савватий мирно почил 27 сентября 1435 года и погребен при часовне.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Святитель Меркурий, епископ Смоленский, управлял Смоленской кафедрой, вероятно, после епископа Лазаря, хиротонисанного в 1219 году. До своего посвящения в епископский сан святой Меркурий подвизался в Киево-Печерской лавре. Вместе со своей паствой святитель Меркурий испытал ужасы Батыева нашествия и мученически скончался 24 ноября 1239 года. В историческом описании лавры сказано: «Святой Меркурий, епископ Смоленский, убит Батыем в 1239 году и память его 24 ноября». Мощи святителя Меркурия чудесным образом по Днепру приплыли в Киев и были погребены в Ближней (Антониевой) пещере Киево-Печерской обители. Святитель Меркурий воспевается в службе Киево-Печерским святым: «Слава Смоленскому граду, Меркурий пастырь, пастырей начальника своего овцы пасый добре, духом же горя выну неразлучну быти от лика преподобных Печерских, темже по смерти чудотворне приплыл в кладе, в пещере святей почивает телом, душею же радуется с преподобными в славе вечней» (канон, песнь 3-я). Святитель Михаил, епископ Смоленский, пострижен в монашество в Московском Симоновом монастыре, где был известен строгой подвижнической жизнью. Ближайшими его сподвижниками были святитель Феодор, архиепископ Ростовский (память 28 ноября/11 декабря), и преподобный Кирилл Белозерский (память 9/22 июня). В 1383 году святитель Михаил хиротонисан во епископа Смоленского. В 1396 году, уклоняясь от смут и нестроений, происходивших в Смоленском княжестве, оставил кафедру и удалился в Троице-Сергиев монастырь, где завершил свой жизненный путь. Блаженная кончина святителя Михаила, епископа Смоленского, последовала 6 мая 1402 года. Святитель Михаил включен в Собор Радонежских святых, память которых празднуется 6/19 июля. Святитель Антоний, епископ Вологодский, был учеником Смоленского подвижника преподобного Герасима Болдинского († 1554; память 1/14 мая), основателя Болдинского Дорогобужского монастыря во имя Живоначальной Троицы. Под руководством опытного наставника святитель Антоний учился монашеской жизни. Между 1569 и 1585 гг. в сане игумена он управлял Дорогобужской обителью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Прп. Герасим Болдинский и свт. Питирим Тамбовский. Икона. 2004 г. (вяземский мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи) Прп. Герасим Болдинский и свт. Питирим Тамбовский. Икона. 2004 г. (вяземский мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи) На иконе кон. XVIII - 1-й трети XIX в. из собрания П. Д. Барановского (ГНИМА), исполненной в технике масляной живописи, фигура Г. в монашеском одеянии и в куколе помещена слева, на фоне Герасимова Болдинского мон-ря с зап. стороны, в поднятой к груди правой руке - четки, в левой - развернутый свиток с текстом: «Внемлите себе братие...» К этому же изводу принадлежит образ кон. XVIII - нач. XIX в. на холсте (известен по фотографии из собр. Барановского - ГНИМА), находившийся в нач. XX в. в юж. приделе Троицкого собора мон-ря,- Г. был написан с разведенными в молении руками перед главным храмовым ансамблем обители. Широко тиражировались литографии, на к-рых преподобный изображен справа, с видом Болдинского мон-ря с юж. стороны из-за верхнего пруда (как на эстампе 1864 Р. А. Скино (РГБ, ГНИМА, ГИМ - раскрашенный вариант)),- руки святого сложены на груди в молитвенном жесте, в правой - четки. Др. иконографический извод встречается, напр., на иконе 2-й пол. XIX в., происходящей из Болдинского мон-ря (в наст. время в монастырской ц. Введения Богородицы во храм),- святой в мантии и епитрахили, с непокрытой головой поддерживает вместе со свт. Николаем Чудотворцем Казанскую икону Божией Матери. На раскрашенной литографии 2-й пол. XIX в. (частное собрание) Г. изображен в центре, с четками в левой руке, в молении пред висящей на дубе Казанской иконой Божией Матери. В числе рус. преподобных, подвизавшихся в разных землях, образ Г. (назван Дорогобужским) был включен в роспись 70-х гг. XIX в. на стене лестницы, ведущей на хоры сев. части зап. крыла храма Христа Спасителя ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). В группе святых XVI в. почти профильное изображение. Г. присутствует в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.), работы иеродиаконов Паисия и Анатолия. В росписи посл. четв. XIX в. (поновлена в XX в.) Успенского собора Смоленска образ святого помещен в составе Собора Смоленских святых.

http://pravenc.ru/text/164547.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010