Первым приходом, открытым на Смоленской земле в годы советской власти, стал Петропавловский приход в городе Ярцеве. Это важное событие произошло в апреле 1986 года. Вначале богослужения проходили в молитвенном доме. Иконостас был тайно перевезен из архиерейского дома, и уже первое богослужение прошло на Пасху. А вскоре началось и восстановление полуразрушенного Петропавловского храма, переданного Церкви. Со временем открылись новые и возродились древние монастыри. Всего их шесть: мужской Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь в Дорогобужском районе, Рославльский Спасо-Преображенский мужской монастырь, Иоанно-Предтечев женский монастырь в Вязьме, женский монастырь во имя Димитрия Солунского в городе Дорогобуже, Свято-Троицкий женский монастырь в Смоленске, Спасо-Вознесенский женский монастырь в Смоленске. С этого момента в Смоленско-Калининградской епархии количество православных приходов росло год от года. К 2009 году, когда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был избран на Патриарший престол, только в Смоленской области (помимо Калининградской) насчитывалось более 130 приходов. Кадры надо учить Духовенство Смоленской епархии в 1985 году насчитывало сорок человек. Уровень подготовки клириков был весьма низок. Большинство из них не имело полноценного богословского образования. Поэтому необходимо было срочно решить чрезвычайно острую проблему подготовки кадров. Усилиями владыки в 1988 году в Смоленской епархии открылось духовное училище, занятия в котором начались с 1 сентября 1989 года. Ректором новообразованной духовной школы стал священник Виктор Савик, регентским отделением руководила инокиня Агния (Кадурова), в монашестве Иоанна. В структуре нового училища было два отделения — пастырское и регентское. Первое готовило будущих священнослужителей, второе — регентов и певчих церковных хоров, псаломщиков. Первоначально занятия проходили в зале Смоленского епархиального управления, училищным храмом был Малый Богоявленский собор. 27 марта 1989 года Смоленский облисполком вынес постановление о передаче Смоленской епархии комплекса зданий возле крепостной стены с башней Веселуха. Там должно было разместиться училище. Эти объекты включали в себя и церковь в честь Покрова Божией Матери с примыкающими к ней зданиями послевоенной постройки. Так, помимо трудностей бытовой жизни на плечи воспитанников училища легли труды по обустройству переданных храма и зданий. Через полтора года благодаря усилиям епархии, благотворителей и учащихся комплекс было не узнать!

http://patriarchia.ru/db/text/4682248.ht...

В Вязьме, 7 августа 1988 года, в день Успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, Высокопреосвященный Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе – единственном действующем в то время храме в самом городе и районе. Сослужили ему игумен Пантелеимон (Кутовой; ныне – митрополит Красноярский) и духовенство епархии. Тогда впервые, после многих лет гонений и преследований Церкви, ее клириков и прихожан, мы прошли крестным ходом по городу, сопровождаемые архиерейским хором. Столько народа шло! С 1986 по1990 год я был прихожанином Свято-Троицкого собора, где окормлялся у настоятеля – игумена Пантелеимона. Он много мне помог в изучении славянского языка, богослужебной практики и в нахождении правильного пути в духовной жизни. По его благословению я готовил в собор информационные стенды к празднованию 1000-летия Крещения Руси и 750-летию города Вязьмы, с текстами, рисунками и фотографиями. По его благословению я участвовал в праздничной службе, посвященной 1000-летию Крещения Руси, нес хоругвь на крестном ходу. По окончании праздничных мероприятий я подошел взять благословение у владыки Кирилла, и у нас состоялся краткий разговор. В 1988 году он, правящий архиерей, проводил собрание по избранию новых членов приходского совета собора, и меня по рекомендации игумена Пантелеимона включили в состав двадцатки. Прошло время. В середине 1990 года мне наконец-то удалось преодолеть все обстоятельства, мешавшие оставить мир, и уйти в Церковь. В конце августа митрополит Кирилл благословил меня переехать из Вязьмы в село Болдино Дорогобужского района, где планировалось начать возрождение Свято-Троицкого Болдинского монастыря, основанного в XVI веке преподобным Герасимом. А за несколько месяцев до этого я по Старой Смоленской дороге ходил туда пешком. В пятницу после работы собрал рюкзак и утром в субботу вышел из Вязьмы. В обед воскресного дня, пройдя расстояние в 80 километров, добрался до бывшего монастыря. Пробыл там немного, сходил на озеро, осмотрел руины и потом прошагал еще 14 километров до поселка Верхне-Днепровский, откуда поехал в Вязьму, поскольку в понедельник надо было успеть на работу.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/22/tysyac...

1. 1. 97). В 1764 г. монастырь владел 3333 крестьянскими дворами. ИРИ. 3. С. 103—104. Макарий, еп. Историческое описание об Антониевом Сийском монастыре, в: Чтения. 1878. 3; ср.: Рункевич. Описание Архангельской епархии, в: ПБЭ. 1. С. 1113—1117. О хозяйстве монастыря: Вкладные книги Антониева Сийского монастыря. Изд. А. Ф. Изюмовым, в: Чтения. 1917. 2. Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. С. 42.    Макарий, еп. Историческое описание Красногорского монастыря, в: Чтения. 1880. 3. Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. 41. В 1763 г. этот монастырь был очень беден и ежегодно получал от Св. Синода вспомоществование (ругу) — 25 рублей. Завьялов. С. 385.    ИРИ. 4. 530. Барсов. Олонецкий монастырь Клименецкий, в: Чтения. 1870. 4.    Булгаков. С. 61—62.    ИРИ. 2. С. 279.    Там же. 6. С. 412—413.    Там же. 5. С. 134; Булгаков. С. 184; Голубинский. История канонизации. С. 136; Ключевский. Жития. С. 324.    ИРИ. 6. С. 593.    Зверинский. 2. 1144.    Зверинский. 2. 868 и 557.    Макарий. 2-е изд. 7. С. 34. ср. мою статью: Die Verehrung der Gottesmutter in der russischen Frцmmigkeim und Volksreligiosimдm, в: Kyrios. 5 (194041). S. 208.    Макарий. 2-е изд. 7. С. 38.    Первоклассный Псково-Печерский монастырь (1893); Макарий. 2-е изд. 7. С. 39.    ИРИ. 3. С. 413; Макарий. 2-е изд. 7. С. 18—19.    Ср.: Приходно-расходные книги Болдинского Дорогобужского монастыря, в: РИБ. 37 (1923).    ИРИ. 5. С. 588.    Характерная для Московского государства нечеткость границ административных областей связана была с неясностью в разграничении функций отдельных Приказов. В основном Понизовье управлялось «Казанским дворцом» — особым Приказом с очень неопределенной компетенцией, которая в XVII в., в связи с появлением новых территориальных административных учреждений (Приказов и особенно «четей»), постоянно менялась; это обстоятельство имело значение и для подсудности монастырских владений тем или иным Приказам, особенно в то время, когда Монастырский приказ (1649—1677) наделен был самыми разными правами в этом вопросе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Преподобный Пафнутий родился в городе Боровске Калужской губернии и был игуменом основанного им близ сего города монастыря. Происходил из татар, дед его был баскаком, т. е. татарским правителем в Боровске и принял крещение. На 20-м году, по влечению к иночеству, Пафнутий поступил в монастырь и отличался строгостью жизни; в понедельник и пятницу совсем не вкушал пищи, в среду ел сухоядение, в прочие дни вкушал пищу с братией. Любил трудиться и читать божественные книги. Св. Пафнутий так строго хранил целомудрие, что совсем не смотрел на женщин и даже не дозволял говорить о них при себе. За свою святую жизнь он удостоился дара прозорливости и чудотворения. По взору узнавал, добрыми или худыми мыслями занят человек. Строгий к самому себе, он был снисходителен к другим и рассудителен, так что не только иноки, но многие и из мирян имели его своим духовником. 63 года он провел в иночестве и в 1478 году скончался 83 лет отроду. За несколько дней предсказал свою кончину. Мощи его почивают открыто в приделе главного храма его обители. Мученик Вата, монах жил в 4 веке, происходил из Персии, подвизался там в одном из монастырей и во время воздвигнутого персидским царем гонения на христиан был убит мечом за веру Христову в городе Низивии. Священномученик Макарий был митрополитом Киевским и всей России. До посвящения своего в митрополиты был настоятелем в Виленском Троицком монастыре. Св. Макарий, сделавшись митрополитом, недолго святительствовал. В 1497 году он отправился в Киев, чтобы осмотреть древнее место митрополичьей кафедры и привести в порядок Софийский собор, ограбленный перед тем татарами. На пути убили его татары. Св. мощи его прославились нетлением и покоятся в Киево-Софийском соборе. Преподобный Герасим родился в Переяславле-Залесском. 13-летним отроком был пострижен в монашество. 26 лет подвизался он под руководством св. Даниила, память коего 7 апреля. Когда же начала распространяться о нем слава, то, любя смирение и уединение, удалился в дремучий Дорогобужский лес. Затем, по особенному откровению Божию, перешел на Болдину гору в 15 верстах от Дорогобужа, и здесь основал монастырь в 1530 г. Св. Герасим был в высшей степени трудолюбив: сам носил камни и глину для храма и келий, молол жерновом рожь, часто за других пек хлебы, рубил и носил дрова, мыл для братии одежду, прислуживал больным. Он основал еще два монастыря – в Вязьме и в Брынском лесу. Скончался св. Герасим в 1554 г. Мощи его почивают под спудом в Болдинской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил в Успенском соборе Смоленска Литургию и чин прославления Рославльских пустынножителей схимонахов Никиты и Феофана 31 августа 2017 г. 16:30 31 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, накануне прибывший с Первосвятительским визитом в Смоленскую митрополию , совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Смоленска. Перед началом богослужения Святейший Владыка поклонился чудотворной Смоленской иконе Божией Матери. Его Святейшеству сослужили: митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Вяземский и Гагаринский Сергий ; епископ Рославльский и Десногорский Мелетий ; протоиерей Михаил Горовой, старший священник Успенского кафедрального собора г. Смоленска; архимандрит Иринарх (Андреев), казначей Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского мужского монастыря; духовенство Смоленской митрополии . В храме присутствовали губернатор Смоленской области А.В. Островский, председатель Смоленской областной Думы И.В. Ляхов, глава города Смоленска В.А. Соваренко. Богослужебные песнопения исполнили хор Успенского кафедрального собора г. Смоленска (регент Е.Г. Фролова), сводный хор Смоленской духовной семинарии и Смоленского духовного училища (регент игумения Елисавета (Киселева), настоятельница Спасо-Вознесенского женского монастыря г. Смоленска), детский хор Смоленской православной гимназии и Успенского кафедрального собора (художественный руководитель О.Н. Яковлева). Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов ГТРК «Смоленск» и «Союз». Для удобства горожан и паломников близ кафедрального собора были установлены экраны, на которых шла трансляция богослужения. По данным правоохранительных органов, в богослужении участвовали около 5 тысяч человек. На малом входе был совершен чин прославления Рославльских пустынножителей схимонахов Никиты и Феофана. Решение о прославлении святых огласил архиепископ Солнечногорский Сергий.

http://patriarchia.ru/db/text/4999581.ht...

В 1812 г. из всех городских храмов Свято-Духовская ц. пострадала менее других благодаря усилиям свящ. Александра Юденича, богослужение в ней не прерывалось. В 1869 г. был расписан основной объем храма, в 1890 г.- приделы. В кон. XIX в. на территории Дмитровского вала, к востоку от храма, был построен комплекс зданий Дорогобужской земской больницы. В нач. 30-х гг. XX в. Свято-Духовская ц. была закрыта, в ней устроен склад зерна. В 1942 г. основной объем храма и верх колокольни были разрушены. После 1945 г. сохранившиеся юж. и сев. приделы храма, фрагменты трапезной палаты и нижний ярус колокольни передали районной больнице. После освобождения больничных корпусов постройки XIX-XX вв. вся территория Дмитровского вала отошла монастырю. Решением Свящ. Синода от 6 окт. 1998 г. Д. м. был возобновлен как жен. Летом 1998 г. трудами братии Герасимова Болдинского мон-ря здания на Дмитровском валу были отремонтированы: сев. придел храма подготовлен к возобновлению богослужений, деревянный келейный корпус поставлен на кирпичный подклет. Археологические раскопки 1999 г. выявили хорошо сохранившиеся фундаменты апсиды и четверика Свято-Духовской ц. 4 окт. 1998 г. митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) освятил сев. престол храма в честь Рождества Пресв. Богородицы, 26 авг. 2006 г.- юж. престол во имя вмч. Димитрия Солунского. С 2001 г. восстанавливаются верхние ярусы колокольни и ограда. Среди почитаемых святынь - ковчег с мощами неск. святых, Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» и образ прп. Серафима Саровского. К 2007 г. в Д. м. проживают настоятельница мон. Михаила (Коровина), 2 монахини и неск. послушниц. Ист.: [Приходно-расходные книги Болдина мон-ря]//РИБ. СПб., 1875. Вып. 1. Ч. 2. С. 293; Л., 1924. Т. 37. Вып. 1. С. 110, 155. Лит.: Никитин В. А. Описание г. Дорогобужа//Справ. кн. Смоленской губ. за 1894 г. Смоленск, 1894. С. 205-248; Прохоров В. А., Шорин Ю. Н. Дорогобужские градские мон-ри XVI-XVII вв.//Дорогобужская старина. Смоленск, 2001. Вып. 2. С. 169, 170; Приходько Т. Воскрешение древнего города//Сафроновская правда. 2006. 84(11148), 1 нояб. С. 4.

http://pravenc.ru/text/180239.html

937 И тако отпущает его, с радостными слезами рекъ: «Миръ теб, чадо, мужайся да крепися на невидимых врагов ополчение». Прирекъ же нчто пророчески, глаголя: «Много бо, чадо, имат ти быти от врага искушение и злых человекъ, наносящих ти лютая скорби. Но убо сила их и не крепится противу милости Божия». И тако отпусти его. Преподобный же Герасим отъиде от старца Данила и не виде пути от многаго плача. И начат обходити пустыни, гд бы ему ссти безмолствовати. Сего же аз не возмогох увдати, колико время преподобный Герасимъ хожаше по пустыням, токмо обретох, в кое время приде в пустыню, идже ныне лежат честныя и многоцелебныя мощи его, идже множество иночествующих собра, ко спасенному пути настави. Мы же предлежащя возвратимся. О приходе старца преподобного Герасима на лесъ в пустыню Приде убо преподобный отецъ нашъ Герасим на лес в пустыню в Дорогобужской уздъ в лта 7036 году марта въ 25 день, аки един от убогих, не имы с собою никогоже, и нача вселятися при болшей дороге. Б же ту преже того бысть жилище разбойником, иже и крови человческие много пролитие, и пакости творяще людем, ходящим путем тмъ, ове же грабяще и биюще, и до смерти убивающе. 938 Старецже Герасим не вдаше бывающихту разбоевъ, постави соб хижицу малу, начат пребывати в безмолвии, аки един от убогих. Ненавидяй же добра роду человечю, хотя святого отогнати от пустыня, ово ненавидимо страшаше, ово же видимо, всякими бедами мечтанными привиднии находящи, овогда зврие и гады и всякими мечтанми. Преподобный же Герасим воспоминаше старцово Данилово проречение, еже глаголаше ему многому на нь искушению; и возлагая надежду на Бога и на Пречистую Богородицу, и на молитву преподобных отецъ Сергия и Пафнотия чюдотворцев, и старца своего преподобного Данила призывая, – и абие без вести творяше вражия. Он же, престарый губитель враг дьявол, воздвизает на нь злых человекъ, наносящих ему лютыя скорби. Разбойники убо приходяще на нь, бияхут его немилостивно, ини же пытаху у него сокровища. Овогда мимоходящеи свирпии человецы, не боящеся Бога, ругахуся ему, зл биюще и влачаще его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Краткое сказание о приходе отца нашего Герасима в пустынь в Брынском лесу, о Жиздринском монастыре и о дорогобужском городовом приказчике Возлюбив отшельническое безмолвное житие, уходит преподобный Герасим из обители Пресвятой Троицы в пустынь в Брынский лес, расстоянием от Болдина монастыря в 300 верст, а может быть, меньше или больше этого. И с Божией помощью устраивает он там на реке Жиздре монастырь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, честного и славного Введения во храм Пречистой Богородицы и преподобного Сергия чудотворца, и братию собирает. Как поведать по порядку о трудах и подвигах его, о том, что претерпел он в Брынском лесу от разбойников и злых людей, причинявших ему лютые беды, и от зверей опасность, ибо место то было безлюдное, кругом лес! И был на том месте притон разбойников, так же как и в сей пустыни, и даже больше. Если же подробно писать, то не смогу окончить я повести до конца дней моих. Но разумным и богобоязненным людям довольно будет и того немногого, что прежде я рассказал на пользу слышащим и разумеющим о том, как пришел преподобный на безлюдное место в Дорогобужский уезд, где лежат ныне честные и целебные мощи, и как страдал он от врага дьявола, от разбойников, от жителей тех мест, от проходивших мимо людей и от городских наместников. Тому же подобное испытал старец и в Брянском уезде в Брынском лесу на реке Жиздре. Все скорбное он терпел, но все это скорбное силой Христовой миновало по слову псалмописца: «Сеющие слезами радостью пожнут». В те времена в городе Дорогобуже был городовой приказчик именем Лаврик Соколов, и дьявольским наущением ругал он монастырь преподобного Болдин и старца бранил и укорял, как безумный. И случилось так, что сына его, именем Леонтия, за прегрешения отца постиг недуг: лишившись ума, бесился он и тяжко страдал, и не могли связать его железными узами, ибо даже железные узы он сокрушал и бился. Иногда вшедший в него бес повергал его на землю, и било его так, что зубы скрежетали, а иногда он, как мертвый, лежал долгие часы. И привели его в монастырь Болдин. Преподобного же Герасима не было тогда здесь в монастыре, ибо, как прежде мы сказали, строил он в то время монастырь на реке Жиздре. Священники и вся братия пели молебны о беснующемся и много молили Бога о нем. Больной же в свой разум никак не приходил и сильно бесновался. И много времени жил он в монастыре, но болезнь его нисколько не облегчалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриаршее служение в праздник Вознесения Господня в храме «Большое Вознесение» у Никитских Ворот г. Москвы 25 мая 2023 года 25 мая 2023 года, в праздник Вознесения Господня, день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот г. Москвы. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор ;  епископ Бронницкий Лука ;  епископ Павлово-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, настоятель храма «Большое Вознесение»;  протоиерей Николай Балашов , советник Патриарха Московского и всея Руси; архимандрит Антоний (Мезенцов), настоятель Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря ( Смоленская епархия ); протоиерей Василий Мовчанюк, секретарь Архиерейского совета  Смоленской митрополии , благочинный Ярцевского церковного округа (Смоленская епархия); духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил хор храма «Большое Вознесение» (регент — Е.Н. Тарасова). В храме присутствовал губернатор Краснодарского края В.И. Кондратьев. Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах  «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Владыка рукоположил иеродиакона Филофея (Маггерамова), насельника  Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь , в сан иеромонаха. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Владислав Цыпин, клирик храма «Большое Вознесение». По окончании Литургии Святейший Патриарх, сослужившие Его Святейшеству архиереи и духовенство совершили славление празднику Вознесения Господня. Настоятель церкви «Большое Вознесение» протопресвитер Владимир Диваков сердечно поблагодарил Святейшего Владыку за то, что он возглавил торжества престольного праздника храма. В завершение Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с  Первосвятительским словом . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Монастыри постоянно нуждались в разного рода ремесленных изделиях, которые при существовавшем тогда натуральном хозяйстве они должны были изготавливать сами. Этим и объясняется то, что в монастырях или в близлежащих монастырских слободах жило и работало на монастырь множество ремесленников. Это были плотники, каменщики, столяры, бочары, кузнецы, сапожники, портные, шорники и другие ремесленники, изготовлявшие для монастыря, а зачастую и для монастырских крестьян инструменты, плуги, бороны, лопаты; портные и сапожники шили одежду и обувь для монахов, монастырских слуг и детенышей. В Иосифовом монастыре было больше 100 таких ремесленников, из них 37 детенышей . В 1628–1629 гг. ярославскому Спасскому монастырю принадлежало 27 дворов, в которых жили и работали на монастырь 27 ремесленников. В слободе можно было насчитать 194 двора, в которых опять-таки жили монастырские ремесленники, из которых 25 были детенышами, они изготовляли почти все потребное монастырю и его имениям . Солотчинский монастырь в Рязанском уезде руками своих ремесленников изготовлял почти все, что нужно было ему самому, а часть изделий даже шла на продажу . Расчетные книги дорогобужского Болдинского монастыря в Смоленской земле дают богатый материал, позволяющий судить о значении труда монастырских ремесленников, о денежном хозяйстве монастыря и об оплате труда ремесленников. Они получали не только денежную плату за труд, но и, в качестве поощрения, подарки, обычно деньгами, на Рождество и на Пасху . Особые портные изготовляли священнические облачения, золотых и серебряных дел мастера — сосуды для богослужения; в больших монастырях, всегда имевших собственные пчельники, делали свечи. Наемный труд играл очень важную роль, например, в обширном хозяйстве Соловецкого монастыря, где, согласно монастырским документам, в 1621 г. трудились 700 наемных работников, получавших от монастыря жилье, одежду и деньги. Они заняты были в разных хозяйственных службах: на рыбных ловлях, в солеварнях и на перевозке соли .

http://sedmitza.ru/lib/text/436555/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010