Болдино. Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы , Митрофана Воронежского Год постройки:приблизительно 1580 - 1970. Адрес: Смоленская обл.,Дорогобужский район, п/о Полибино, с. Болдино Координаты: 54.926316, 33.521041 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный двухэтажный трапезный Введенский храм с келарской палатой построен в 1590-е гг. В 1843 г. при настоятеле игумене Никодиме на втором этаже трапезной, рядом с Введенским храмом устроен придел в честь святителя Митрофана Воронежского. Храм взорван в 1943 г. Первый этаж восстановлен в 1960-e гг. Реставрационные работы проведены в 1995-1997 гг. Возрожденный из руин Введенский храм освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом 4 декабря 1997 г. По материалам сайта http://www.patriarchia.ru/db/text/1175496.html Здесь на берегу р. Болды в мае 1530 года преподобный Герасим основал мужскую обитель, получившую известность далеко за пределами Смоленщины " - гласит надпись на столбе, указывающим поворот со старой Смоленской дороги к монастырю. Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах. Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор, колокольня, монастырские стены и трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы. Согласно гипотезе Петра Барановского, в строительстве этих храмов принял участие государев зодчий, выдающийся строитель крепостных сооружений и храмов Фёдор Савельич Иванов (Конь). Каменный двухэтажный трапезный Введенский храм с келарской палатой построен до 1590 года. Это кирпичная трапезная церковь, стоящая на высоком подклете. Четверик одноапсидной церкви был увенчан восьмериком под высоким каменным шатром, с запада к церкви примыкала обширная трапезная палата, с юга - келарская. В 1843 году при настоятеле игумене Никодиме на втором этаже трапезной, рядом с Введенским приделом устроен придел в честь святителя Митрофана Воронежского. В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством Петра Дмитриевича Барановского. Вот как писал о Введенском храме Барановский в то время: " Каменный монастырский храм во имя Введения, с примыкающей к нему с запада трапезной, принадлежит к типу шатровых храмов русского зодчества. Эта исконная и любимая, глубоко народная форма русских деревянных сооружений выразилась в каменных храмах того же шатрового типа с середины XVI до середины XVII в. и подверглась затем гонению со стороны духовенства, желавшего возвратиться к сооружениям византийского типа.

http://sobory.ru/article/?object=11063

Восстановление обители, особенно последний, завершающий, этап не был бы возможен, если бы не появились добрые люди, которые просто отождествили себя с этой обителью, которые — не от избытка, а от своих собственных средств жертвовали на его восстановление. Когда мы что-то даем Богу, то Бог никогда не бывает у нас в долгу. Это совсем не значит, что Бог деньгами ответит, но Он ответит чем-то очень важным. И может быть, сейчас люди еще не чувствуют этого ответа, но непременно будет награда — и в этой жизни, и в жизни вечной. От имени Церкви я хотел бы поблагодарить сердечно жертвователей, благотворителей — во многом организаторов всего этого замечательного делания по восстановлению первоначального облика одной из самых прославленных обителей земли Русской. Всем вам, мои дорогие, на память о пребывании здесь, в святой обители, на память о праздновании 480-летия со дня ее основания и 20-летия со дня ее восстановления, на память об освящении исторического Свято-Троицкого собора я бы хотел передать изображение Спаса Нерукотворного со своим благословением. Как всегда в таких случаях говорю — не могу на каждого из вас возложить руку, но хотел бы, чтобы у каждого из вас остался видимый знак совместной молитвы с Патриархом. Хотел бы от своего лица, от лица Смоленской епархии, от имени владыки Феофилакта, моего преемника по Смоленской епархии, сердечно поблагодарить губернатора Смоленской области Сергея Владимировича Антуфьева, руководителей области, руководителя Дорогобужского района за огромную поддержку в том большом святом деле, которое здесь было совершено, за все то доброе, что совершалось и совершается в области при поддержке государственной власти. Храни вас всех Господь и молитвами преподобного и богоносного отца нашего Герасима Болдинского да сохраняет нас Господь во всех трудах нашей жизни. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/1176331.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Троицком соборе Свято-Троицкого Болдинского монастыря 6 июня 2010 г. 16:22 6 июня 2010 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице — день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь в деревне Болдино Дорогобужского района Смоленской области. Предстоятель Русской Церкви освятил возрожденный Свято-Троицкий собор Болдинского монастыря , а затем совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья и сестры! Сердечно благодарю за эти теплые слова, за прекрасный образ преподобного Герасима. Мы действительно празднуем сегодня три события: 20-летие возрождения обители, 480-летие со дня ее создания и освящение возрожденного Свято-Троицкого собора. То, что сейчас сказал отец Антоний, перенесло мою мысль к тем трудным временам в начале 1990-х годов, когда вместе с отцом Антонием, тогдашним настоятелем церкви в Дуброво, мы путешествовали по епархии, посещали храмы — открытые и закрытые. Все это производило тяжелое впечатление: действующие храмы мало чем отличались от закрытых. Никогда не забуду, как приехав в Липецы и подойдя к храму, я спросил отца Антония: «Так это открытый храм или закрытый?» Он отвечает: «Открытый храм, здесь священник служит». Я говорю: «Такого быть не может» — перед нами был полуразрушенный храм. Да и область была в тяжелом состоянии. Часто мы по колено в грязи шли с отцом Антонием, на лошади добирались, на тракторе, потому что даже машины повышенной проходимости пройти по тем местам к нашим приходам не могли. Но самое, может быть, трудное, что было тогда для меня как для правящего архипастыря Смоленской земли — это духовная бедность. В храмах не было народу, особенно в сельских, да и в городских. И вот однажды я приехал сюда, в это место, где, как мне сказали, раньше был монастырь. Что же я увидел здесь? Я увидел развалины. Не просто остовы полуразрушенных храмов, а кучи битого кирпича. Мы знаем, что враг, отступая из этих мест, взорвал Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь, не пощадив и этого собора, который, по мнению ученых, был построен Федором Конем, знаменитым средневековым русским архитектором, — тем, кто воздвиг крепостную стену вокруг Смоленска. Все было разрушено. Я действительно не могу вспомнить никакого другого монастыря Русской Церкви, который бы полностью лежал в руинах. Через несколько лет после этого первого посещения я принял решение возобновить здесь монашескую жизнь. Отец Антоний был назначен на эти руины — и жить-то здесь было негде, — с тем чтобы начать собирать братию и восстанавливать обитель.

http://patriarchia.ru/db/text/1176331.ht...

На иконах кон. XX - нач. XXI в. прослеживается тенденция изображения Г. на фоне архитектурного пейзажа, хотя существуют и единоличные иконы преподобного в полный рост, напр. на внутренней крышке раки (2004, иконописец С. Н. Петров) - в куколе, с развернутым вверх свитком с текстом: «Поминайте обеты ваша яже изрекосте пред Богом», и резной образ 2003 г. мастера С. А. Юрьева на внешней крышке раки. Полуфигура святого включена в деисусный чин иконостаса Введенской ц. мон-ря, 1996-1997 гг. В росписи этого храма, исполненной в 2000 г. бригадой иконописцев под рук. Петрова, Г. предстоит Иисусу Христу вместе с тезоименитым святым - прп. Герасимом Иорданским (над входом в храм из одностолпной палаты). В 2002 г. Г. был изображен также в Соборе Болдинских святых (живопись в сев. тимпане зап. стены палаты, частично переписана в 2004). В вяземском мон-ре во имя св. Иоанна Предтечи находится икона Г. и свт. Питирима Тамбовского , ок. 2004 г.,- преподобный держит Смоленскую икону Божией Матери. В московской ц. вмч. Димитрия Солунского на Благуше в 2004 г. был освящен образ Г., выполненный в иконописной мастерской храма. В 2005 г. в Болдинский мон-рь привезена из Америки икона Г., на к-рой он представлен с мон-рем в руке. Изображения святого имеются в Смоленске, Калининграде, Переславле-Залесском (вместе с прп. Димитрием Прилуцким). Лит.: Приходо-расходные книги монастырские. Вып. 1: Книги Павло-Обнорского и Болдино-Дорогобужского мон-рей. Л., 1924. (РИБ; 37); Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 82; Болдинский мон-рь: Из архива архитектора-реставратора П. Д. Барановского/Сост., авт. обзорной ст. А. М. Пономарёв. М., 2004. Т. 2. С. 304. 20.3. Фото Д19, Д20. Вкл. Ил. 3. А. М. Пономарёв Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/164547.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Троицкого собора Болдинского монастыря и первое богослужение в новоосвященном храме 6 июня 2010 г. 13:51 6 июня 2010 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице — день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь в деревне Болдино Дорогобужского района Смоленской области. У врат обители Его Святейшество встречали губернатор Смоленской области С.В. Антуфьев, глава Дорогобужского района В.Е. Цуренков, представители администрации Смоленской области. Святейший Патриарх Кирилл освятил возрожденный Свято-Троицкий собор Болдинского монастыря, а затем совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий , епископ Брянский и Севский Феофилакт , епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , настоятель монастыря архимандрит Антоний (Мезенцов). За богослужением молились председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , губернатор Смоленской области С.В. Антуфьев, представители администрации Смоленской области. За Литургией пел хор братии московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря . На малом входе помощник настоятеля монастыря игумен Иринарх (Андреев) за труды, понесенные по возрождению обители и по воссозданию Свято-Троицкого собора, был возведен в сан архимандрита, а эконом монастыря игумен Тихон (Кошелев) за усердное служение награжден крестом с украшениями. Собор не смог вместить всех молящихся, и богослужение транслировалось на большом экране, установленном у стен храма. По окончании Литургии Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал настоятель монастыря архимандрит Антоний, который преподнес Его Святейшеству образ преподобного Герасима Болдинского, основателя обители.

http://patriarchia.ru/db/text/1175517.ht...

В Смоленске освящен храм в честь преподобного Сергия Радонежского, возведенный в рамках программы строительства новых городских храмов 9 ноября 2020 г. 10:35 6 ноября 2020 года, в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил великое освящение храма в честь преподобного Сергия Радонежского в микрорайоне Соловьиная роща города Смоленска. Затем в новоосвященном храме состоялась Божественная литургия. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Борисоглебского церковного округа протоиерей Андрей Мельничук, настоятель новоосвященного храма иерей Лев Гарин, председатель епархиального церковного суда игумен Тарасий (Ланге), клирики Смоленской епархии . Участниками торжества стали представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти: сенатор Российской Федерации С.Д. Леонов, депутат Государственной Думы ФС РФ А.В. Туров, первый заместитель губернатора Смоленской области К.В. Никонов, заместитель председателя Смоленской областной Думы, генеральный директор АО «Монолит» М.А. Степанов, глава города Смоленска А.А. Борисов, ректор Смоленского государственного медицинского университета Р.С. Козлов. Радость соборной молитвы в новом храме, возведенном в честь величайшего подвижника земли Русской, разделили ктиторы и строители храма, жители города Смоленска. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор (регент — Елена Фролова). В завершение богослужения владыка Исидор обратился к молящимся с проповедью. Смоленский архипастырь поблагодарил всех благотворителей и строителей храма в честь преподобного Сергия Радонежского и вручил общецерковные награды и награды Смоленской епархии особо потрудившимся в деле строительства храма. Патриаршей грамотой награждены С.А. Пехтерев и Н.А. Степанова. М.А. Степанов, заместитель председателя Смоленской областной Думы, генеральный директор АО «Монолит» удостоен ордена Русской Православной Церкви в честь святого преподобного Серафима Саровского III степени. Иерей Лев Гарин был удостоен медали «Патриаршая благодарность». Медалью преподобного Герасима Болдинского награжден И.А. Негода. Н.А. Степанова и И.И. Быкова награждены медалью в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» III степени. В.Я. Куницкий и А.А. Борисюк удостоены медали в честь святого преподобного Авраамия Смоленского. Архиерейскими грамотами награждены С.А. Мельяновский, Генеральный директор ООО «Компания ТРАССА» О.О. Алексеенков и Генеральный директор ООО «БК» А.В. Пантюхов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Града Вологды святыя 241. Святый Антоний епископ Вологодский чудотворец преставися в лето 7000 Местно-чтимый святитель, ученик преп. Герасима Болдинского, посвящен в 1586 году из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря и архипастырствовал только два года. Житие его неизвестно, но в рукописной полууставной книге: «Жития Вологодских чудотворцев», хранящейся в соборе, сказано, что «от честнаго его гроба верные исцеление приемлют и доныне всяким недугом одержимые, молитвами святителя». И теперь еще часто приходят служить панихиды над гробницею блаж. Антония, на которой лежит дека с его изображением. Не канонизирован, но от прежнего аремени сохранились тропарь и кондак святителю. Ум. 26 октября 1588 года. Погребен в Вологодском Софийском соборе. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием надсед, брада аки Василия Великаго , поуже на конец, на главе шапка святительская, ризы святительския, и во омофоре, в руках Евангелие», а на гробовой иконе изображен с лицом продолговатым, с черными и длинными волосами и бородою» (Филимонов, стр. 67. Верюжский, Сказания о св. Вологодской епархии, стр. 502). 242. Преподобный Димитрий, игумен Прилуцкий преставися в лето 6900 месяца февраля в 11 день Урожденец Переславля-Залесского, сын богатого купца, родился в начале XIV века, обучен в юности чтению книг. Приняв пострижение в Нагорном Борисоглебском монастыре, он снискал себе чистою, равноангельскою жизнию любовь и уважение братии. Спустя несколько лет, Димитрий основал, на берегу Переславского озера, Николаевский монастырь, что на болоте, с правилами строгого общежития для братии. С 1354 года был другом и собеседником преп. Сергия; оба они принимали от купели одного из сыновей великого князя Димитрия Донского. Но, бегая славы человеческой, он решился удалиться в глухое место, и отправился с любимым учеником своим Пахомием на север, тогда еще малолюдный, в непроходимые дубравы Вологодские. При слиянии рек Лежи и Великой, недалеко от Авнежской волости, он поставил храм Воскресения Христова, существующий доныне; окрестные жители, боясь потерять часть земли своей, не дозволили ему устроить монастырь. Смиренный отшельник ушел в Вологду, где еще не было до него обителей иноческих. За 3 версты от города полюбилось ему уединенное место «при луке» (излучине) р. Вологды. Здесь преп. Димитрий в 1371 году основал монастырь. Ум. 11 февраля 1392 года. Мощи почивают под спудом в соборной Спасской церкви основанного им Спасоприлуцкого монастыря, построенной над гробницею его в 1537 году. Память празднуется в день преставления. Житие преп. Димитрия описано Прилуцким игуменом Макарием со слов Пахомия, ученика и преемника в игуменстве преп. Димитрия. Оно помещено в Минее митрополита Макария под 11 февраля вместе с похвалою и словом о чудесах. (Обзор Русск. Дух. Литерат. § 91). 243. Преподобный князь Игнатий Андреевичь Углицкий, иже бысть на Прилуце, преставися в лето 7030 месяца маиа в 19 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

И ушел преподобный Герасим от старца Даниила, не видя дороги от многих слез. И стал он обходить пустынные места, где бы ему можно было поселиться безмолвствовать. Сколько же времени преподобный Герасим ходил по пустыням, я не смог узнать, только обрел, когда пришел он в пустынь, где ныне лежат его честные целительные мощи и где он множество иноков собрал и наставил на путь спасения. Мы же к прежнему возвратимся. О приходе преподобного старца Герасима в лесную пустынь Пришел преподобный отец наш Герасим в пустынь, в лес, в Дорогобужский уезд в год 7036 (1528) в 25 й день месяца марта, как один из нищих, не имея с собою никого, и стал поселяться при большой дороге. Прежде же было тут жилище разбойников, которые проливали много человеческой крови и беды причиняли людям, проходившим по той дороге, – грабили, били и до смерти убивали. Старец Герасим не знал о случавшихся здесь разбоях, поставил себе хижинку малую и стал жить в безмолвии, как один из убогих. Не желающий же добра роду человеческому враг дьявол, вознамерясь изгнать святого из пустыни, устрашал его то невидимо, то видимо, нападал на него всякими бедами колдовскими и привидениями, а иногда зверями и гадами и разными наваждениями. Преподобный же Герасим вспоминал пророчество старца Даниила, как говорил он о многих должных быть ему искушениях; и возлагал он надежду на Бога и на Пречистую Богородицу, и на молитвы преподобных отцов Сергия и Пафнутия чудотворцев, старца своего преподобного Даниила призывая, – и тотчас исчезали вражьи наваждения. Тогда старый губитель враг дьявол поднимает на преподобного злых людей, которые стали причинять ему лютые беды. Разбойники, приходя к нему, били его безжалостно, другие же выпытывали у него сокровища. Иногда проходившие мимо злые люди, не боясь Бога, издевались над преподобным, жестоко избивая и влача его. Еще же более вредили преподобному близ той пустыни жившие люди, которые ненавидели его и, считая это место своим, говорили: «Уходи, старец, отсюда. Чего ты хочешь на этом месте? Место это – наша вотчина».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

937 ...б убо блаженый Данило ученик преподобного Пафнотия чюдотворца Боровского... Сергия чюдотворца. – Сергий Радонежский – святой, основатель Троице-Сергиевой лавры, преобразовал монашество на Руси, возродив общежительный монастырский устав. Умер в 1392 г., канонизован в 1452 г., память 25 сентября. См. его Житие и комментарии к нему: наст. изд., т. 6, с. 254–411; 555–564. Пафнутий Боровский – основатель монастыря Рождества Богородицы близ Боровска; умер в 1478 г., канонизован в 1547 г., память празднуется 1 мая. См. Рассказ о смерти Пафнутия Боровского и комментарии к нему: наст. изд., т. 7, с. 254–285; 519–521. Никита Переславский – русский чудотворец, избравший редкий путь подвижничества, – он был столпником. Был убит в 1186 г. разбойниками, решившими, что вериги подвижника сделаны из серебра. Никита был погребен в Переславском Никитском монастыре, память 24 мая. Указание Жития о том, что Пафнутий Боровский был учеником Никиты Переславского, не соответствует действительности. Наставником Пафнутия был ученик Сергия Радонежского игумен Покровского Боровского монастыря Никита, который не имел никакого отношения к Переславлю Залесскому. 938 ...бысть жилище разбойником... и до смерти убивающе. – Это сообщение Жития, опирающееся на указание самого Герасима в его завещании-уставе, имеет, скорее всего, реальную основу. Герасим пришел в Дорогобужский уезд в 1528 г., т. е. всего через несколько лет после того, как в 1514 г. эти прилегающие к Смоленску земли, находившиеся более ста лет во владении литовских князей, были возвращены России. Вполне возможно, что здесь, в еще не обжитых местах, находили пристанище разбойничьи шайки, промышлявшие на большой Смоленской дороге. 943 ...и многажды его виде у государя, приходяща ис Переславля Залского от старца Данила. – Великий князь Московский Василий III (1479–1533) глубоко почитал переславского старца Даниила. В 1530 г. Василий III пригласил Даниила крестить своего сына, будущего русского царя Ивана Грозного. Вполне вероятно, что ученик Даниила Герасим бывал в Москве, выполняя поручения старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

949 Бысть же в Вязме нкто царской посланик о Цареве дле... – Царевым делом, государевым делом называлось преступление против личности государя. Возможно, житийный рассказ является глухим упоминанием об одной из кровавых репрессий, которыми было ознаменовано царствование Ивана Грозного. Во всяком случае, многие представители рода связанных с Вязьмой князей Телепневых-Оболенских подверглись опале. После смерти Елены Глинской (ум. в 1538 г.) был заточен в темницу и замучен конюший боярин Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский: а в 1546 г. казнены братья князя Иван Дорогобужский и Федор Овчина-Телепнев-Оболенский. 952 ...в пустыню в Брыньскомъ лесу, о Жиздриньском монастырь... – Основанный Герасимом Троицкий Жиздринский монастырь находился на реке Жиздре, левом притоке Оки. Жиздра протекает по Калужской области и имеет извилистое течение. В Жиздру впадает река Брынь, вокруг которой тянулись большие дремучие леса, известные под названием Брынских и упоминающиеся в русских былинах об Илье Муромце. Позднее в этих лесах укрывались в скитах старообрядцы. Основанный Герасимом монастырь, видимо, просуществовал недолго – о его истории ничего неизвестно. 954 О езере Абрамовскомъ. – Абрамовское озеро находилось в четырех верстах от монастыря (см.: Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 299). 955 ...о Сверковомъ монастырь... – Свирколуцкий Рождества Богородицы монастырь основан преподобным Герасимом ок. 1545 г. Существование монастыря поддерживалось благотворителями до 1803 г., когда монастырь был упразднен. 956 Яков Андреевич Салтыков – боярин при царе Иване IV, умер в 1571 г. (см.: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруким. СПб., 1855. Ч. 2. С. 70). 957 ...влитовщину... – Смоленские земли с 1404 по 1514 г. входили в состав Великого княжества Литовского. Отвоеванные войсками Василия III, эти земли в 1618 г. вновь отошли к Польше и окончательно были присоединены к России только в 1667 г. по Андрусовскому перемирию. 958 Особный монастырь – монастырь, не имеющий общежительного устава, предписывающего полное обобществление имущества, обязательное участие монашествующих во всех службах, работах и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010