Во 2-й пол. 40-х гг. на большой территории действовали михайловцы. Это движение было основано самозваным «епископом» Михаилом Ершовым, выдававшим себя за вел. кн. Михаила Романова. Он якобы был рукоположен в иереи в 1930 г. иосифлянским еп. Нектарием (Трезвинским), а затем получил архиерейскую хиротонию от андреевского еп. Антония Миловидова. С 1943 г. Ершов находился в заключении, однако его последователи организовали ряд нелегальных общин. Так, подпольные домовые храмы михайловцев действовали в г. Касимове, пос. Сынтул и дер. Перхурово Касимовского р-на Рязанской обл. Эти общины были раскрыты в 1949 г., их руководители арестованы. Всего в кон. 40-х гг. было выявлено в Рязанской, Липецкой, Горьковской и Владимирской областях не менее 20 тайных церквей и скитов михайловцев, где проживало ок. 100 чел. В 1950 г. по групповому делу михайловцев было осуждено более 20 активных участников. В кон. 40-х - нач. 50-х гг. в Чувашии были раскрыты катакомбные общины андреевцев. В 1947 г. в Цивильском р-не арестовали тайного свящ. Алексея Корнилова, позднее там же - тайных иеромонахов Митрофана (Васильева) и Гурия (Павлова). В г. Цивильске в зданиях закрытого Тихвинского мон-ря, где размещался детский дом, обнаружили комнаты, в к-рых жили насельницы тайного жен. мон-ря. Его настоятельницей была престарелая мон. Анастасия (Федотова). По данному групповому делу к уголовной ответственности были привлечены 10 сторонников И. п. х. В 1950 г. в г. Балашове Саратовской обл. был арестован окормлявший местные тайные общины свящ. Тихон Голынский (при задержании имел документы на имя И. И. Михайловского). На следствии он признал, что являлся руководителем «антисоветской организации последователей Истинно православной церкви». Как утверждал Голынский, в 1939 г. в Ухтинско-Печорском лагере его хиротонисали во епископа под именем Антоний находившиеся в заключении епископы сщмч. Вассиан (Пятницкий) , Ювеналий (Машковский) и Агафангел (Садовский; епископ андреевского поставления). Тогда же на совещании 12 архиереев разной церковной ориентации, отбывавших наказание в лагере, Голынский, по его словам, получил указание на свободе стать во главе ИПЦ.

http://pravenc.ru/text/675029.html

На иконе 1-й пол. XVIII в., поступившей в музей от частного лица, И. З. предстоит Спасителю в числе 39 святых. Он изображен в нижней левой части композиции седым, с волнистой бородой до середины груди, волосы уложены на прямой пробор. Отличительной чертой, не повторяющейся в др. произведениях, является вихор, что скорее всего служит напоминанием о подвиге юродства. На иконе «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими святыми» из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (2-я пол. XVIII в.) И. З. поименован на нимбе как «    », волосы на прямой пробор, со значительной проседью, лежат крупными волнами, пышная борода средней длины. На иконе «Спас Великий Архиерей, с предстоящими святыми» (3-я четв. XVIII в.) И. З. показан в нижнем регистре предстоящих святых вполоборота влево, руки в молении. И. З.- средовек с тонкими чертами лица, прямые волосы со значительной проседью зачесаны назад и лежат пышной шапкой до плеч, окладистая борода не доходит до середины груди. Святой в монашеских одеждах, ряса и мантия писаны по золоту, притенения и складки обозначены коричневым цветом, опущенный на плечи куколь темно-синего цвета с белыми крестами. Именующая надпись помещена на нимбе: «      ». Следующая группа икон представляет единую иконографическую линию с изображением в центре «Спаса Смоленского», к-рому соответствует по иконографии чтимая в Вологде чудотворная икона «Спас Обыденный». Это 2 большие иконы - 1778 г. (из кафедрального Троицкого собора Архангельска, АМИИ) и 1779 г. (из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды, ВГИАХМЗ): первая написана «Лазарем Климовым Ершовым со товарищи», вторая - вологодскими иконописцами Димитрием и Иваном Сумароковыми. Сумароковыми создан выразительный образ И. З.: святой представлен как средовек с морщинами на лбу и щеках, нос прямой, губы отмечены киноварью, на щеках легкая подрумянка, волосы со значительной проседью, причесаны на прямой пробор и спускаются на шею длинными волнистыми прядями, борода средней длины раздвоена на конце.

http://pravenc.ru/text/673669.html

Рождества Христова с Казанским приделом в верхнем этаже (80-е гг. XVII в.), построенная стольником Степаном Дмитриевым Борисовым (1679 - Подрядная запись на постройку каменной церкви в Борисоглебском Муромском мон-ре//Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV-XVII вв. Рязань, 2005. Т. 3. 78. С. 391-392; 1689 - Описная книга Муромского Борисоглебского на Ушне мон-ря//Там же. 79. С. 393-397, 405-406). Встречается более ранняя дата постройки Рождественского храма (1648), не подтвержденная документально ( Беспалов. 1971. С. 110; История Мурома и Муромского края. 2001. С. 120). Редкий для Мурома 2-этажный храм с 2-этажной трапезной имеет 4-скатную кровлю с 5 главами. Оригинальна декоративная обработка оконных проемов в виде разнообразных кокошников. С сев.-зап. стороны к церкви примыкает 3-ярусная колокольня с 8-гранным центром и небольшой главкой на изящной шейке (в 1966 храм реставрирован; в 1992 возвращен Церкви, с 2013 возрождается как жен. мон-рь). Последней в мон-ре была построена каменная ц. во имя Николая Чудотворца (1696-1699, не сохр.). Она была создана «по обещанию» Матвея Ерофеева Валыгина (человека боярина Петра Авраамовича Большого-Лопухина), подрядчики - из «Ярославского уезда». В подрядном договоре 1693 г. имеется ссылка на желаемый образец - церковь «всечюдотворца Алексея Чудова монастыря, что в кремле» ( Чернышев. 1994. С. 86). В архитектуре Никольской одноглавой церкви отразился переход от старых традиций к стилю сооружений петровского времени: 3/4-е полуколонки на углах восьмерика, резные детали оконных обрамлений не имели аналогий в муромской архитектуре. Переход от 8-скатной крыши к луковичной главке осуществляется через 2 маленьких восьмерика, поставленных друг на друга ( Беспалов. 1971. С. 112). Благовещенский собор в Гороховце. 1700 г. Фотография. 2011 г. В кон. XVII - нач. XVIII в. строились монументальные церковные здания в Гороховце. Мощный каменный Благовещенский собор создан купцом гостиной сотни Ершовым (освящен в 1700). Храм с тяжелым пятиглавием главенствует над площадью, схема его канонична, но зданию придает индивидуальность размещение 2 рядов окон в общей широкой нише.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Благовещенский собор Гороховца – последний из череды построенных на Ершовские деньги храмов. И он кардинально отличается от своих предшественников. И в этом – его главная загадка. Архитектурная интрига. Общая высота собора порядка 35 метров. Для городка, население которого к 1700 году составляло около полутора тысяч человек – грандиозное сооружение. С момента создания в архитектуре собора не произошло никаких перестроек, поновлений, перепланировок и реконструкций. Храм дошел до наших дней именно таким, каким его хотел видеть (и увидел) Семен Никифорович Ершов. Без вычурной отделки. Строгим, аскетически суровым, мощным, величественным и торжественным. Настоящим Монументальным Городским Собором – отличным от остальных культовых построек Гороховца той эпохи. Храм четырехстолпный, трехапсидный, крестово-купольный, мощный куб увенчан массивным пятиглавием, центральная глава которого в поперечнике обведена серебристой лентой, а пять барабанов прорезаны продольными окнами – для достаточного освещения подкупольного пространства (нынче частично заложены). Все барабаны декорированы изящным колончатым поясом и узорным карнизом. Покрытие собора четырехскатное (и таковым и было изначально), фасады здания делятся пилястрами на три прясла, в каждом из которых расположены по одному-два окна, утопленные в толщу стен.К немногочисленному фасадному убранству можно отнести ажурный пояс, обрамляющий алтарные апсиды, а также межапсидные изящные полуколонки. К южному входу храма пристроено крыльцо, опирающееся на круглые столбы. В полукружьях декоративных закомар сохранилась живопись, датируемая началом 20 века – поблекшие от времени изображения. Говорят, при Советской власти их многократно пытались забелить, но роспись каждый раз проступала вновь. Интерьер собора также расписан – судя по манере письма, в конце 19 века, живопись, конечно же, в чудовищном состоянии, но сюжеты кое-где вполне просматриваются. И даже можно разобрать две надписи над входными проёмами – в первой говорится о том, что ”вместо деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в конце семнадцатого столетия построен сей собор гороховлянином посадским человеком Семеном Никифоровичем Ершовым и освящен 13 июня 1700 года”. Вторая надпись извещает, что в августе 1837 года Его Императорское Высочество наследник Российского престола Александр Николаевич “изволил удостоить сей собор своим высочайшим посещением ”. (В то время года в Гороховце, по пути из Владимира в Нижний Новгород, побывал будущий император Александр II в рамках своего масштабного турне по городам европейской части Российской империи).

http://sobory.ru/article/?object=41983

Центр ансамбля – высокая, красивая церковь Николы Мокрого. Церковь Николы Мокрого была построена в 1665-1672 годах на средства ярославских купцов гостиной сотни Астафия Лузина и Андрея Лемина, а также посадских людей Федора Выморова и Степана Тарабаева. Замысел нового храма был грандиозен, он был призван соединить в себе лучшие черты храмов Иоанна Златоуста в Коровниках и Илии Пророка. Однако в полной мере замысел не удался, так как совмещение черт строго симметричной церкви в Коровниках и подчеркнуто асимметричной Ильинской − задача непростая. И все же храм получился очень интересным и необычным. Высокий, без подклета, он опоясан с трех сторон одноэтажными галереями, в концах которых были устроены два симметричных шатровых придела − Алексия, Митрополита Московского, и Великомученицы Варвары. В северо-западном углу галерей поставлена стройная шатровая колокольня. Галереи на зиму закрывались съемными деревянными рамами − это было новшество для Ярославля. Храм был расписан сразу после завершения строительных работ – в 1673 году. Необычайно пышные, многоцветные и разнообразные керамические изразцы украсили Никольский храм в конце XVII века, в 1680-1690-х годах. Особо выделяются очень широкие, словно из персидского ковра вырезанные, наличники окон в апсидах храма. Ни в одном храме Ярославля, да и других городов, подобных украшений нет. В 1929 году храмы были закрыты и оба отданы под склады. В 1992 году возвращены верующим, отремонтированы, и теперь здесь по праздникам проводятся богослужения. Церковь Николая Чудотворца, более известная как церковь Николы Мокрого – один из православных храмов Ярославля, выстроенный во второй половине XVII в. вместо деревянной церкви с одноимённым посвящением. Закрытый в советский период, храм возвращён верующим в конце минувшего века, в настоящее время является действующей церковью Ярославского центрального благочиния Ярославской епархии и находится под охраной государства. Между Которосльной набережной и проспектом Октября, на улице Чайковского (ранее – улица Любимская) находится один из старинных православных храмов Ярославля – церковь Николы Мокрого – типичный образец посадской культовой архитектуры XVII столетия. Интересно обиходное название храма – Николы Мокрого, по одной версии, связанное с его месторасположением (между притоками реки Которосль – ручьями Ершовым и Паутовым), отчего в храме всегда было сыро, а по другой – с именем самого святителя Николая Чудотворца, являющегося помощником всем терпящим на воде бедствие. Как бы то ни было, посвящение храма самому известному святителю – Николаю Чудотворцу – народ трансформировал в название Николы Мокрого, под которым храм известен и в наши дни.

http://sobory.ru/article/?object=06021

   ...Вот на какие «государственные мысли» вынес меня ко Дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности, незабвенный Конёк-Горбунок, рождённый фантазией истинно народного сказочника Петра Ершова из богохранимого града Ишима, который, наряду с Тобольском, по праву почитается родоначальником множества иных сибирских городов и весей. А также и хранителем русской старины, то есть нашего с вами национального кода.  И не случайно автор этих строк, получая диплом лауреата из рук потомков Ершова, прочитал свой полуэкспромт, ему посвящённый:   К ИШИМУ, ОТЦУ СИБИРСКИХ ГОРОДОВ Благодарю, Ишим любезный, Что обостряешь ты во мне Род «ишимической» болезни – Любовь к сибирской старине. Молвой влекомые народной, Как к роднику, к тебе спешим, Пусть не великий и не модный, Но первородный град Ишим. Благослови рукой отца И русский дух верни в сердца. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 58. Ответ на 57, Потомок подданных Императора Николая II: Да печально , коммунисты сдали тысячелетнее Господарство Псковское врагам. Тысячу лет стояла неприступная Псковская крепость , но пришли большевики и сдали ее тевтонам. 400 000 псковичей погибло за годы оккупации. До сих пор Псковская земля не оправилась от этих потерь. Цена Красного переворота. На этот раз одуванчиками объелся (или не перетёр их как следует?). Отчаянная попытка сибиряков сохранить авторство за Ершовым , но поезд ушел. 57. Ответ на 35, учитель: Да печально , коммунисты сдали тысячелетнее Господарство Псковское врагам. Тысячу лет стояла неприступная Псковская крепость , но пришли большевики и сдали ее тевтонам. 400 000 псковичей погибло за годы оккупации. До сих пор Псковская земля не оправилась от этих потерь. Цена Красного переворота. На этот раз одуванчиками объелся (или не перетёр их как следует?). 56. Ответ на 44, Наблюдатель: И всё сказку написал Ершов. Не позорьте его плагиатом, а Пушкина " шулерством " ....

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/24/...

Князь Николай Сергеевич, рождение 1814; женат на Екатерине Петровне Новосильцовой Княжна Варвара Сергеевна, за полковником Иваном Ивановичем Ершовым КОЛЕНО XXVIII: Княжна Лидия Андреевна Князь NN Александрович Князь NN Александрович Княжна Ольга Александровна, за графом Сергием Петровичем Буксгевденом Князь Константин Александрович, рождение в декабре 1852 Князь Виктор Николаевич Княжна Зенаида Николаевна Когда князь Александр Глебович Смоленский осадил, в 1300 году, Дорогобуж, то на помощь сему городу явился князь Андрей Афанасьевич Вяземский 9) с войском своим и принудил снять осаду. Князья Вяземские была удельными князьями до 1494 года. В сем году Вязьма занята была московскими войсками; князья Вяземские взяты в плен и привезены в Москву. Князь Афанасий Иванович 83) был оружейничим и доверенным лицом при дворе Царя Иоанна IV; брат его князь Юрий-Василий Иванович был в то время окольничим; князь Матвей Никитич 164), убит в Конотопской битве, в 1660 году; князь Иван Семёнович 130) находился, в 1636 году, воеводою в Можайске; из братьев его: князь Никита Семёнович был воеводою в Епифани в 1632 году; князь Осип Семёнович воеводою в Шуе с 1646 по 1648 год; князь Пётр Семёнович воеводою в Лухе с 1646 по 1648 год, и воеводою в Епифани с1649 по 1651 год; князь Фёдор Иванович 188) находился воеводою в Костроме в 1678 году. Тридцать-шесть князей Вяземских владели населёнными имениями в 1699 году. Князь Александр Алексеевич 214) находился, при Екатерине Великой, генерал-прокурором 73 в продолжении тридцати лет, до самой смерти своей. Князь Иван Андреевич был действительным тайным советником и сенатором; сын его князь Андрей Иванович находился, при Екатерине Великой, генерал-поручиком и наместником Нижегородским и Пензенским, а при Императоре Павле, действительным тайным советником и сенатором; князь Сергий Иванович 224) и князь Николай Григорьевич 225) были также действительными тайными советниками и сенаторами. Герб князей Вяземских (Общий Российской Гербовник, часть I, 9-й) есть герб княжения Смоленского: в серебряном поле, на зелёной траве, обращённая вправо чёрная пушка на золотом лафете, и на пушке райская птица. Щит покрыт княжескою мантиею и российско-княжескою шапкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Фёдоровское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Успенская церковь построена в 1828-30 гг., фрески датируются концом 19 века. Сохранился большой церковный двор — часть каменной ограды с воротами и четыре башенки (вторая половина 19 века). На куполе остались кресты, что само по себе довольно странно для разрушенного в советское время храма. Местное предание рассказывает о том, что после революции пытались снять кресты с куполов церки, но полезший наверх молодой комсомолец сорвался и убился насмерть. Так их и не сняли. Каменная церковь в стиле позднего классицизма с колокольней. Холодные приделы: Александра Невского и Николая Чудотворца; теплые - Димитрия Солунского и свт. Модеста, архиепископа Иерусалимского. Вокруг церкви ограда с массивными башенками по углам. В 1950 храм был закрыт и в 1963 передан сельхозартели под складские помещения. В настоящее время заброшен. Старинное село Федоровское стоит на берегу одного из заливов Иваньковского водохранилища. Успенская церковь строилась с 1821 по 1830 гг. (по грамоте, данной в 1821 г.) попечением и иждивением помещика – полковника Н.А. Корсакова. Престол во имя Успения Пресвятой Богородицы освятил архиепископ Тверской и Кашинский Григорий в 1838 г. Спустя три года в 1841 г. благочинным – протоиереем Воскресенской церкви гор. Корчевы Феодором Яковлевым Ершовым были освящены еще два престола - Александра Невского и святителя Николая. В 1880-ых гг. была построена новая теплая трапезная с двумя приделами: Димитрия Солунского и святителя Модеста. Колокольня состоит из двух ярусов, разделенных полуярусом. Церковь обнесена каменной оградой (остались лишь развалины стен) с воротами и четырьмя массивными башнями по углам. В 1930-ые гг. из населенных пунктов, попавших в зону затопления, в Федоровский храм были переданы иконы: «Смоленской Божией Матери» (из гор. Корчевы) и «Знамения Божией Матери» (из с. Никольского), которые бережно сохранялись и чтились всей местностью - как память избавления от холеры и от пожара. В военные времена верующие собирались в храме и молились круглые сутки. И однажды, по преданию, враги, находившиеся в десятке километров, заблудились на торфяном болоте и стали отступать. Богослужения в Успенской церкви были прекращены в 1949 г. в связи со смертью священника - Михаила Осиповича Полозова. В следующем году храм, как не функционирующий, был снят с регистрации.

http://sobory.ru/article/?object=01323

Кимры. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты 21 июля 1902 г. в Кимры прибыл архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий. После литургии в Покровском соборе при большом стечении прихожан состоялся крестный ход по Ильинской улице (ныне ул. Урицкого) во главе с прибывшим Тверским владыкой Димитрием, протоиереем Кимрской Воз­несенской церкви П. Ершовым, священниками Покровского собора М. Комаровым, А. Молчановым, И. Никольским, свя­щенниками села Абрамове, И. Куницыным, села Каюрово В. Рассудовским. В конце улицы состоялась закладка нового каменного храма. Храм был заложен над ключом (родником) слывущим по преданию, целебным. Проект новой церкви на 1000 мест был составлен архитектором Рыбинским в 1901г. Точной даты освящения новопостроенной церкви пока установить не удалось, однако известно, что с 1911 г. для службы в храме был утвержден притч в лице священника, дьякона и псаломщика. Метрические книги о родившихся, бракосочетавшихся и умерших начинаются с октября месяца 1911 г. Храм был трех престольный в честь Преображения Господня, святого пророка Ильи и трех вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Выстроен храм был в древнерусских традициях. Композиционно он сос­тоял из храмовой части, апсиды и трапезной. Увенчан храм был пятью главами в виде шатров со световыми барабанами. В подвале высотой более трех метров была установлена кало­риферная печь для обогрева здания. По проекту храм должен быть был возведен с встроенной колокольней, но последнюю в связи с трудностями того времени построить не удалось. По­этому-то по соседству с храмом и была возведена временная небольшая деревянная колоколенка, с которой звонили восемь колоколов. Первыми служителями церкви стали священник Ф. К. Колеров, дьякон Н. Д. Завьялов, псаломщик В. Николь­ский которого вскоре сменил Г. Егоров. К церкви были приписаны прихожане близлежащих улиц села Кимры и нескольких окрестных деревень. Улица, прохо­дящая мимо храма, была названа Преображенской (ныне ул. Вагжанова). Место для приходского кладбища было отведено за селом, но левой стороне тракта Кимры - Ильинское (сейчас этого кладбища нет).

http://sobory.ru/article/?object=04733

Престолов в церкви три: в холодной – в честь Святителя и Чудотворца Николая и придельный – во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца (устроен в 1847 году) и в теплой – в честь Владимирской Божией Матери (устроен в 1858 году). Церковные документы: копии метрических книг с 1802 г. и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1829 году, – хранится в церкви. Церкви принадлежит каменный дом, крытый железом, построенный в церковной ограде в 1891 году шуйским купцом И. П. Ершовым. Земли при церкви: усадебной 1 десятина 1,400 кв. саж., сенокосной 3 десятины 1,100 кв. саж., пахотной 25 десятин 1,972 кв. саж. и под мелким лесом 5 десятин 100 кв. саж. Земля значится в общем с крестьянами плане. Причта при церкви положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 26 руб., от земли 40 руб. и за требоисправления 817 р., а всего в год 883 р. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле. Приход: село и деревни: Лихушино, Филино, Слободка, Гриткино, Панфиловка, Турсуково, Трутнево, Старостино, Набережки, Высоково и 57 дворов в гор. Шуе. Расстоянием означенные деревни находятся не далее 6 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 270; душ мужского пола 684 и женского пола 773 души. В селе существует церковно-приходская школа и помещается в вышеупомянутом церковном доме. Мельничное Село Мельничное, при речке Сехе, от уездного города находится в 3 верстах и от губернского города в 115 верстах. В старинные времена это село принадлежало князьям Шуйским, которые имели здесь загородный свой дом. По прекращении рода князей Шуйских, оно пожаловано было в поместье дворянину Петру Внукову, как это видно из челобитной Внукова, 1628 года, на Михаила Шалимова. В 1693 году, за поход против Крымцев, это село пожаловано было Ивану Внукову в вотчину, с 28-ю четвертями земли «за его многую службу с салтаном Турским и ханом Крымским; – и вольно ему та вотчина заложити и продати, и в приданое дата 10 ». – Последним владельцем села был г. Шимановский.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010