Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТОЛИЙ Афанасьевич Левицкий (1894, Воткинский завод Вятской губ.- 3.11.1937, близ г. Кемерово), сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Род. в семье священника. Окончил Вятскую ДС, рукоположен во священника, назначен благочинным. В 1933 г. тройкой ОГПУ Западносибирского края приговорен к 5 годам заключения и сослан в Новоивановское отд-ние Сиблага. 30 сент. 1937 г. арестован в лагере вместе со священномучениками архиеп. Павлином (Крошечкиным) и еп. Аркадием (Ершовым) по обвинению в контрреволюционной агитации. Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору тройки УНКВД от 28 окт. 1937 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Архив УФСБ РФ по Кемеровской обл. Арх. П-12421. Игум . Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Луппович Ерошов (1884-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/114966.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН Григорьевич Анников (1875, с. Зеленовка Козловского у. Тамбовской губ.- 3.11.1937, Новоивановское отделение Сибирского ИТЛ), мч. (пам. 21 окт., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из крестьянской семьи. С 8 лет К. пел на клиросе. Был членом церковной «двадцатки» (см. Приходское собрание ), а затем и ее председателем. С 1929 г. был в храме псаломщиком. В том же году, как церковнослужитель, лишен личного имущества и избирательных прав. Не согласившись с решением местных властей, К. подал заявление с протестом против незаконных действий представителей советской власти, и его восстановили в правах и вернули ему имущество. В авг. 1930 г. вместе с сыном Андреем он уехал в Москву, устроился сторожем при трудовой коммуне 2 ОГПУ; члены его семьи, оставшиеся в селе, в 1931 г. были раскулачены, сосланы в Казахстан и лишены избирательных прав. В ночь на 19 окт. 1932 г., во время дежурства К., на складе фибролитового завода трудовой коммуны 2 ОГПУ возник пожар. 19 окт. К. и его сын были задержаны по подозрению в поджоге. К. был заключен в Бутырскую тюрьму за то, что, «будучи противником советской власти с целью мести ей... совершил поджог». 16 янв. 1933 г. Коллегией ОГПУ К. и его сын были приговорены к 10 годам заключения в ИТЛ. С 26 февр. 1933 г. К. отбывал наказание в Новоивановском отд-нии Сибирского ИТЛ (Сиблаг). В свободное от работы время вместе с др. заключенными молился во время тайных богослужений, которые часто возглавлял Могилёвский архиеп. сщмч. Павлин (Крошечкин) . 1 окт. 1937 г. К. был взят под стражу по обвинению в том, что «участвовал в контрреволюционной группе, возглавляемой зека Крошечкиным», «с которым проводил среди заключенных контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию советской власти». Виновным себя не признал, но не отрицал того, что вместе с архиеп. Павлином участвовал в молениях, «которые устраивались за бараком во дворе подконвойного городка». 28 окт. Особой тройкой при УНКВД по Новосибирской обл. К. приговорен к расстрелу. Казнен вместе с архиеп. Павлином, со Свердловским еп. сщмч. Аркадием (Ершовым) и с группой правосл. священнослужителей и мирян. Погребен в безвестной общей могиле.

http://pravenc.ru/text/1684726.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНДР Никандрович Чернелевский (1880, г. Холм Люблинской губ.- 3.11.1937, Новосибирская обл.), сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи ремесленника. В 1901 г. окончил Холмскую ДС. В 1902 г. рукоположен во иерея. 26 июня 1936 г. Н. был арестован в Харькове и обвинен в контрреволюционной агитации. Специальной коллегией Харьковского областного суда приговорен к 4 годам заключения. Направлен в Новоивановское отд-ние Сибирского ИТЛ. 1 окт. 1937 г. был арестован в лагере вместе с др. заключенными священнослужителями по обвинению в «участии в контрреволюционной группе, состоящей из епископов и священников, к-рые вели среди заключенных антисоветскую агитацию». Н. виновным себя не признал. 28 окт. 1937 г. приговорен к расстрелу Особой тройкой УНКВД по Новосибирской обл. Расстрелян вместе со священномучениками архиепископами Павлином (Крошечкиным) , Глебом (Покровским) , еп. Аркадием (Ершовым) , свящ. Анатолием Левицким и псаломщиком мч. Киприаном Анниковым . Погребен в безвестной могиле. Прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Архиерейским юбилейным собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Кемеровской обл. Д. П-12421. Т. 1. Лит.: Новомученики и исповедники земли Кузнецкой. Кемерово, 2011. С. 117-118; Правда В. Л. Дело архиеп. Павлина (Крошечкина) в Ново-Ивановском лагерном пункте Сиблага//Вестн. Кузбасского гос. тех. ун-та. 2014. 3. C. 132-136; она же. Новые штрихи к биографии ново-ивановских мучеников (Киприан Анников, Никандр Чернелевский)//Актуальные вопросы гуманитарных наук: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Кемерово, 2014. С. 218-223. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ Иванович Аверин(1889-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОНСТАНТИН Константин Михайлович Соколов (3.05.1875 - 25.03.1938), свящ., сщмч. (пам. 12 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Кемеровских святых)

http://pravenc.ru/text/2565258.html

На этом собрании было решено обратиться к Патриарху Тихону с просьбой о назначении в город Кунгур православного епископа. Доставить это ходатайство Патриарху было поручено члену Епархиального совета Павлу Ивановичу Уткину – как бывшему участнику Поместного Собора. В 1924 году на второй неделе Великого поста отец Александр Ершов и П.И. Уткин выехали в Москву. Делегация была принята Патриархом Тихоном, который, выслушав просьбу, сказал, что у него нет кандидата в епископы для Кунгура. А затем, указав на отца Александра, добавил: «Вот он и будет у вас епископом». Постановлением Патриарха и Священного Синода от 22 марта 1924 года протоиерей Александр Ершов был пострижен в мантию с именем Аркадий, возведен в сан архимандрита и 30 марта того же года в Москве Патриархом Тихоном хиротонисан во епископа Кунгурского, викария Пермской епархии. К великой радости православных города Кунгура, в праздник Благовещения Божией Матери епископ Аркадий совершил свою первую литургию в Успенском храме, который с этого времени стал кафедральным. Местные гражданские власти зарегистрировали нового епископа. Епископ Аркадий сразу же возглавил борьбу с обновленческим расколом, причем не только в своей епархии, но и в соседних – Екатеринбургской и Челябинской. Он также успешно участвовал в диспутах с атеистами. В результате ревностной деятельности нового епископа положение Православной Церкви в городе стало укрепляться. В воскресные и праздничные дни Успенский храм был заполнен прихожанами, в то время как огромный Богоявленский собор и прочие храмы города, занятые обновленцами, стояли почти пустыми. На Владыку стали поступать доносы. В июне 1924 года в Московское отделение ОГПУ от уполномоченного по ОГПУ Урала была направлена секретная телеграмма: «В Пермском округе группа попов-тихон[ов]цев, возглавляемая епископом Ершовым, достаточно хорошо себя выявляет в организованности построений, имеется регулярная связь с Тихоном, дающим директивы в административном насаждении приходов попами-тихоновцами, число которых в Пермской области возрастает. Отсутствие в южной части Пермского района обновленческого движения дает возможность тихоновцам укреплять свое положение, а вместе с этим проявлять свое влияние на верующие массы. Окротделом проводится подготовительная работа к разложению в этом районе тихоновщины…».

http://pravicon.com/info-1811

14 авг. 1925 г. был лишен регистрации как епископ Михайловский за организацию в Рязани городского крестного хода в день памяти святых Бориса и Глеба. 27 сент. арестован вместе с архиеп. Борисом и членами епархиальной канцелярии. Содержался в рязанской тюрьме. Под давлением следствия подписал составленное в губ. отделе ГПУ обращение к пастве и духовенству Рязанской епархии с признанием фактов нарушения советского законодательства (Письмо преосвященного Глеба к правосл. пастве и духовенству Рязанской епархии//Рабочий клич: Газ. 238, 18 окт. 1925). В ГПУ первоначально надеялись использовать Г. в своих целях, предполагая, что «его значительно легче будет обработать и не составит большого труда руководить им в будущем» (УФСБ России по Рязанской обл. Д. 313979. Л. 229), однако затем сочли, что освобождение епископа может укрепить рязанское духовенство. 26 марта 1926 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Г. к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок в СЛОН. 7 июня 1926 г. Г., возможно, принял участие в тайном совещании 17 архиереев на лагерном продуктовом складе, в результате к-рого через месяц появилась «Памятная записка соловецких епископов» , излагавшая отношение правосл. Церкви к существовавшей гражданской власти. Освобожден 24 авг. 1928 г. с ограничениями в выборе места проживания. Жил под надзором в г. Кашине. 8 июля 1932 г. назначен епископом Соликамским, викарием Пермской епархии, с 16 июня 1933 г.- епископом Пермским, 9 июля 1934 г. возведен в сан архиепископа. Проявил себя деятельным архипастырем, организовал хор в кафедральном соборе, оказывал помощь бедствующим священнослужителям. Обладая ярким даром проповедника, Г. призывал верующих в самых трудных условиях помнить о душе. Власти вели слежку за Г. через сеть агентов, ограничили его деятельность в епархии только теми районами, где еще оставались приходы. 2 окт. 1935 г. был арестован, содержался в пермской, затем в свердловской тюрьмах. Обвинялся в организации сбора средств в пользу репрессированных священнослужителей, в непринятии мер к запрещению поминовения в церквах епархии расстрелянных членов царской семьи и в «другой контрреволюционно-монархической агитации». 1 апр. 1936 г. приговорен Специальной судебной коллегией Свердловского обл. суда к 10 годам ИТЛ. Отбывал срок в Новоивановском отд-нии Сиблага НКВД, использовался на сельхозработах. В кон. сент. 1937 г. арестован в лагере вместе со священномучениками Могилёвским архиеп. Павлином (Крошечкиным) и Свердловским еп. Аркадием (Ершовым) , др. священнослужителями по делу о «контрреволюционной группировке заключенных из бывших служителей культа». Виновным в предъявленных обвинениях себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки УНКВД по Новосибирской обл. от 28 окт. 1937 г.

http://pravenc.ru/text/165095.html

Раздел " Люди в Церкви " открывает материал Евгения Перевалова " Особые люди из Раздолья " о приюте для инвалидов, организованном иереем Борисом Ершовым . Материал Татьяны Мазепиной " Женщины из поселка Сусанино " посвящен прихожанкам храма Казанской иконы Божией Матери . Здесь в храм ходят почти исключительно женщины, и место это в свое время прославила женщина - блаженная Любушка Сусанинская. Материал Екатерины Соловьевой " Дураки на краю света " посвящен иерею Аркадию Шлыкову из храма Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Колодозеро. Беседа Владимира Иванова с доктором филологических наук Анатолием Алексеевым " Русская Библия как национальный проект " посвящена Синодальному переводу Священного Писания. Текст Евгения Перевалова " Лев, священник и Президентская библиотека " - о проекте для воспитанников воскресных школ Тихвинской епархии , лауреате конкурса " Православная инициатива " .  Раздел " Что читать, слушать, смотреть " открывает беседа с протоиереем Константином Пархоменко и его супругой Елизаветой: они рассказывают о своей книге " Вот наследие от Господа " , посвященной воспитанию детей. Рецензия Татьяны Кириллиной " В разных жанрах - о главном " - о книге игумена Силуана (Туманова) " Мысли о разном " . Материал Марии Суховой " На языке камня " расскажет о выставке Паоло Трубецкого в Русском музее. О музыке в ноябре - рассказ Георгия Ковалевского. Традиционная колонка радио " Град Петров " посвящена анонсам программы " Щедрая среда " - встречам с постоянными авторами радио - и рассказу о новых аудиодисках: " Херувимская песнь в истории церковной музыки " и диску для детей " Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик " . В колонке магазина христианской литературы " Слово " - рецензия на книгу Наталии Голдовской " О верных друзьях и вере " . ИА " Вода живая " , 31.10.16 Поделиться Упоминания в новостях 31 марта 2024 5 марта 2024 4 марта 2024 29 февраля 2024 31 января 2024 31 марта 2024 4 марта 2024 29 февраля 2024 31 января 2024 31 декабря 2023 31 марта 2024

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

О переговорах, проведенных П., стало известно НКВД. 2 окт. 1935 г. архиепископ был арестован в Могилёве. В дек. его перевели в тюрьму в Минске. П. обвинили в проведении «организационной и практической работы по созданию единого церковного контрреволюционного блока» путем «присоединения Белорусской Афтокефальной Церкви». П. отказался признать себя виновным, объяснив свои действия «исключительно религиозной заботой о спасении запрещенного епископа Филарета и его верующих». Вместе с П. были арестованы 16 священнослужителей и мирян, приближенных к архиепископу. 21 апр. 1936 г. на закрытом заседании в Могилёве выездная сессия Специальной судебной коллегии Верховного Суда Белорусской ССР приговорила П. к 10 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях, большие тюремные сроки получили и др. обвиняемые по его делу. П. отбывал срок заключения в 3-м лагпункте (свиноферме) Новоивановского отделения (совхоза) Сибирского ИТЛ в Чебулинском р-не Западно-Сибирского края (ныне Кемеровской обл.). Работал на ферме бригадиром. Поддерживал связи с др. находившимися в лагере священнослужителями, особенно сблизился со Свердловским еп. сщмч. Аркадием (Ершовым), проводил тайные утренние богослужения для заключенных за бараком во дворе подконвойного городка. 30 сент. 1937 г. был задержан и помещен в лагерный изолятор Новоивановского отд-ния. Обвинялся в организации «контрреволюционной группы заключенных из бывш. служителей культа, которая под маской религиозных обрядов проводила контрреволюционную деятельность в лагере». В этот и на следующий день по тому же следственному делу были задержаны еще 7 находившихся в лагере заключенных, в т. ч. Пермский архиеп. Глеб (Покровский), еп. Аркадий (Ершов), священники священномученики Анатолий Левицкий и Никандр Чернелевский, мч. Киприан Анников. На допросе П. отрицал создание им в лагере контрреволюционной группы и проведение антисоветской агитации, отказался считать преступными собрания заключенных для совместных церковных песнопений. П. был расстрелян вместе со священномучениками Анатолием, Аркадием, Глебом, Никандром и мч. Киприаном по приговору Особой тройки УНКВД по Западно-Сибирскому краю от 28 окт. 1937 г. (по постановлению ЦИК СССР от 28 сент. 1937, название Западно-Сибирский край было упразднено, но краевые гос. органы продолжали действовать до сер. 1938). П. был прославлен вместе со своими сомучениками Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/2578602.html

И.В. Прямоносов выполнил орнаментальные работы, а в куполе написал образ Господа Саваофа. Таким образом, Троицкий придел оказался богато украшен живописными ветхозаветными и новозаветными сценами и орнаментом, который, скорее всего, был растительным. По описанию середины 1920-х гг. вся церковь изнутри была выкрашена белой масляной краской, кроме главного храма, расписанного живописью. Иконостасы главной и придельных церквей Троицкого собора всегда были деревянными. Когда и кем они были изготовлены изначально, неизвестно. Об алтарной преграде Христо-Рождественского придела, устроенной еще в XVIII столетии, сведений не сохранилось. Можно лишь предположить, что по составу икон она была характерна для своего времени и, кроме местного ряда, включала праздничный и пророческий ярусы с Распятием вверху. В 1783 г. причтом Христо-Рождественской церкви был заключен контракт со священником с. Рафайловского Ялуторовского уезда Захарием Ершовым, в котором он в качестве подрядчика обязался поновить иконостас и, между прочим, написать 14 новых икон двунадесятых праздников. Был ли сам Ершов живописцем или только руководителем работ, неизвестно. В начале XIX в. для главного Троицкого алтаря устраивается трехъярусный золоченый иконостас, местами отделанный резьбой с тридцатью резными фигурами ангелов. В царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех Евангелистов, а вверху – Господа Саваофа, над которым расположилось резное «сияние» с предстоящими ангелами. В иконах алтарной преграды звучала тема Праздников и Страстей Господних, завершающихся Воскресением и Распятием. Иконостас для Димитриевского придела был изготовлен также в три яруса, простой работы, без резьбы. В Христо-Рождественском приделе иконостас, видимо, был переделан ранее подрядчиком Ершовым. В 1832-1833 гг. резной иконостас и заклиросные киоты в Димитриевском приделе изготовил крестьянин Введенской волости Курганского уезда Иван Никитин, а живопись выполнил дворовый человек господ Путьковских Василий Пермяков. В это же время поновляется иконостас в Христо-Рождественском приделе.

http://sobory.ru/article/?object=35686

Календарь – изобретение тысячелетней давности, спутник человечества во все времена его истории. По своей природе календарь обладает практическим значением, но при этом имеет астрономический, т.е. небесный аспект и вневременной, связывая прошлое, настоящее и будущее. Издатели календаря, – художник-фотограф А.Г. Елфимов, редактор В.М. Петров, художник-дизайнер Е.Г. Метченко, – понимают историческое значение своей работы. В наступившем году это более ответственно, так как 2023 год в Тобольске объявлен годом М.С. Знаменского. Имя Михаила Степановича Знаменского, будучи накрепко связано с Тобольском, не широко известно в современной России. Этого много одаренного человека, иконописца, художника, сибирского краеведа, мемуариста интересовала история всей России, которую он в полной мере отразил через исследования судеб сосланных в Тобольск декабристов и события своего времени. Сын священника М.С. Знаменский, выпускник Санкт-Петербургской Духовной семинарии, 190-летие со дня рождения которого будет отмечаться в Тобольске 26 мая нынешнего года, был человеком образованным, ответственным, высоко нравственным. Он знал многих ссыльных, как и его отец, друживший с находящимися в сибирской ссылке декабристами, особенной с семьей Фонвизиных. Это важная промыслительная связь, ведь Наталья Дмитриевна Фонвизина – та женщина, которая подарила находящемуся в своей ссылке Ф.М. Достоевскому Евангелие, изменившее многие представления будущего великого русского писателя об истинных ценностях жизни. М.С. Знаменский оставил портреты многих декабристов, он общался с автором знаменитого «Конька-горбунка» П.П. Ершовым. Он проводил раскопки в исторических окрестностях Тобольска, исследовал путем экспедиций крайний Север, оставил личные воспоминания о декабристах в записках «Исчезнувшие люди», «Тобольск в 40-х годах» и материалы о Якушкине, где использованы письма декабристов к отцу художника. Исторические очерки М.С. Знаменского интересны также и тем, что в них много описаний видов Тобольска и его окрестностей, много бытовых подробностей, которые могут служить источником для изучения Тобольска второй половины XIX века.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/09/...

Соседние церкви суть Гостилицкая, Медушская и Ропшинская. Ближайшие к селу почтовые дороги – нарвская и петергофская; ближайшая станция этой дороги есть красносельская. В приходе находится 5 земских школ. Одна при церкви, в особом доме; в ней учится 36 мальчиков и 27 девочек; потом есть школы: в Забородке, в 7-ми верстах от церкви (40 мальч. и 20 дев.); в Витине, при волостном правлении, в 5-ти верстах (24 мальч. и 18 дев.); в Клясине, в 5-ти верстах (15 мальч. и 13 дев.); в Мишелове, в 15-ти верст. В первых четырех школах закон Божий преподает дятлицкий священник, а в мишеловской – гостилицкий. Кроме того, есть две школы для питомцев воспитательного дома: в Дятлицах (10 мальч. и 6 дев.) и Жабине (13 м. и 7 дев.). В них учат учителя из питомцев воспитательного дома. В прихожанах замечается беспечность и леность к сельским работам: для женщины – пахать землю или косить траву считается бесчестием. За то усердием к храму Божию прихожане отличаются. Кроме посещения приходской церкви они молятся по часовням. Из часовен более замечательна одна – каменная, на нарвском шоссе, в дер. Витине, в 5-ти вер. от церкви, устроенная волостным старшиною Григорием Ершовым, в память 4 апр., и освященная 28 окт. 1879 г. В ней по праздникам служатся молебны и всенощные. Крестные ходы бывают: в Дятлицах 17 июня в память пожара 1831 года; в Витине тоже бывает 14 сент. и также в память пожара. Поверья у крестьян общие. Крестьяне верят в домовых, называя их „рижниками“; верят, что можно погубить человека, зажегши за него восковую свечку с противоположного конца; роженицы разрешаются в хлевах; покойников выносят чрез скотный двор; в Иванов день жгут костры и „лагунки”, т. е. ведра и кадки из-под смолы; при браках невеста выкупается женихом у родителей, деньгами от 10 до 25 рублей, и натурою – мясом, мукой и вином. Кроме кладбища у церкви, есть два старых кладбища за селом. Там есть старый каменный крест. Приходское попечительство открыто священником Феодором Молчановым. Председатель – священник, а члены – крестьяне. Попечительство ремонтировало крышу на церкви и на церковном доме. 10. Троицкая церковь в Гостилицах

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010