Вязьма. Домовая церковь Макария (Гневушева). Макарьевская церковь Домовая церковь. Действует.   Престолы: Макария (Гневушева) Год постройки:Между 2017 и 2020. Адрес: Смоленская область, город Вязьма, переулок Нагорный, д.1. Координаты: 55.211925, 34.286123 Проезд:Церковь находится в епархиальном управлении Вяземской епархии. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 10 декабря 2020 года Преосвященнейший Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский совершил Великое освящение домового храма епархиального управления Вяземской епархии во имя Сщмч. Макария, первого епископа Вяземского. Священномученик Макарий, епископ Орловский (епископ Вяземский, викарий Смоленской епархии; в миру Михаил Васильевич Гневушев) происходил из духовного звания. Он родился в 1858 году в селе Репьевка Ардатовского уезда Симбирской губернии. В начале 1918 года епископ Макарий был назначен управляющим Вяземским Иоанно-Предтечевым монастырем Смоленской епархии на правах настоятеля. В ночь с 22 на 23 августа (новый стиль) прихожане обители не согласные с действиями властей по закрытию монастыря по декрету «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» и изъятию церковного имущества организовали на монастырской колокольне набат, поддержанный Аркадиевским женским монастырем и городской Спасской церковью. Вначале был арестован звонивший рабочий монастыря А.А. Сидоров. Затем отрядом вяземских чекистов, возглавляемым комиссаром Егоровым, в ночь на 23 августа был арестован владыка Макарий и обвинен в контрреволюционном заговоре против Советской власти. Епископ Макарий в числе 14 человек, осужденных вместе с ним, 4 сентября 1918 года был расстрелян. Епископ Макарий был реабилитирован 14 апреля 1993 года решением прокуратуры Смоленской области. На Юбилейном Архиерейском Соборе, состоявшемся 13-16 августа 2000 года в Москве в храме Христа Спасителя, в числе соборно новопрославленных новомучеников и исповедников Российских от Ново-Спасского монастыря включен и пострадавший за веру епископ Орловский Макарий (Гневушев; 1858-1918). Местонахождение честных останков святителя неизвестно. Память священномученику Макарию празднуется 22 августа (4 сентября) и в день Собора новомучеников и исповедников Российских. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=54483

Дальнейшие судьбы обители тоже чреваты разными невзгодами. Восстановленная игуменом Иосифом в 1658 г. она с 1724 по 1726 годы была приносной к Георгиевскому Мещовскому монастырю, а в 1777 г., вместе со своей слободкой была перенесена в уездный город. Так продолжалось до 1800 года, когда присутственные места были переведены за версту от обители, в специально выстроенные здания. Управляет игумен. Женские обители Аркадиевский монастырь в Вязьме. Эта весьма древняя обитель, теперь нештатная и общежительная, расположена в самом городе Вязьме, недалеко от городского Свято-Троицкого собора, на берегу реки того же наименования. Монастырь основан под именем общины в 1780 г. на месте упраздненного Ильинского монастыря, воздвигнутого там, где подвизался въ XI в. прп. Аркадий. Община переименована в монастырь 1832 г. после того, как была восстановлена на пожертвования. В настоящее время монастырь весьма многолюден и довольно благоустроен. Управление в нем игуменское. Бельский Богородице-Рождественский монастырь в Бельском уезде. Этот нештатный общежительный монастырь находится при сельце Федоровском, на берегу реки Начи, и от уездного города своего отстоит на 23 версты. Основанный вдовой генерал-майора Гаузен, в девичестве Змеевой, он был открыт в 1865· году, как община, а в 1881 году – переименован в монастырь. Храмов в нем два: во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских и кладбищенский – в честь Рождества Христова. При обители существуют две шкоды: одноклассная и церковноприходская. Управление игуменское. Владимирско-Екатерининский монастырь в Гжатском уезде. Эта нештатная общежительная обитель стоит при селе Ново-Покровском, в 35 верстах от своего уездного города. Учреждена Владимирско-Екатерининская обитель первоначально в виде общины в 1895 году, а в 1907 году,      по определению Св. Синода, преобразована в монастырь. Управление игуменское. Свято-Троицкая община в Вяземском уезде. Община эта основана священником о. Павлом Троицким. В 1898 г. о. Троицкий познакомился с благотворителем, пожертвовавшим ему 100 десятин земли в Вяземском уезде, в 8 верстах от станции Касня Новоторжской ж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

(В описании явления А. В. Авдию житие допускает хронологическую неточность: Бобрищев-Пушкин был наместником в Вязьме в 1692-1695 гг. Однако отнести явление преподобного к кон. XVII в. невозможно, потому что к 1679 г. существовала икона, на к-рой А. В. был изображен с зеленым деревцем в руке, и значение этого изображения было известно; кроме того, камень, на к-ром молился преподобный, к кон. XVII в. находился внутри мон-ря Всемилостивого Спаса «Нижнего», рядом с храмом, и т. о. был огражден от скверного и нечистого. С др. стороны, маловероятной представляется датировка явления преподобного 1525 г., поскольку неизвестны постройки над камнем преподобного или иконы А. В., датируемые XVI в. Вероятнее всего, явление А. В. Авдию имело место в 1-й пол. XVII в. и было близко по времени созданию мон-ря Всемилостивого Спаса и написанию иконы преподобного в 60-70-х гг. XVII в. По-видимому, житие, окончательно оформившееся в XIX в., указало неточную дату явления преподобного и необоснованно связало имена Авдия и Бобрищева-Пушкина.) Над камнем, на к-ром молился преподобный, стояла часовня, снесенная в 1863 г., на ее месте построили ц. Всех святых. На камне часто выступала вода, обладавшая по молитвам к святому целебными свойствами. В 1661 г. преподобный явился во сне благочестивому пастуху Сергию и, не благословив желание жителей города устроить церковь в свою честь в Преображенском («Спасском Верхнем») запустевшем мон-ре, повелел возобновить некогда существовавшую ц. Всемилостивого Спаса («Нижнего») «в главной крепости у наместничья двора», близ места своих подвигов ( Виноградов. С. 60). Храм был выстроен, Сергий, приняв постриг с именем Спиридон, основал при храме мон-рь и стал его первым строителем (см. Аркадиевский вяземский мон-рь ). Спустя нек-рое время Спиридон нашел некую икону, на к-рой «подпись слиняла вся, ничего не знать было». Он поновил образ, сделал к нему оклад, подписал: «Святой Аркадий» - и вложил икону в Троицкий собор Вязьмы. Кроме того, Спиридон попросил игум.

http://pravenc.ru/text/76054.html

Рязанской губернии: муж. монастыри – 1) вознесенская сарайская, 2) жерновский, 3) касимов николаевский, 4) нищевский, 5) михайловский новорождественский, 6) павловский троицкий, 7) ряжский троицкий, 3) симеоновский ряжский, 9) перевицкий, 10) сосновская пуст., 11) старорязанский спасский, 12) терехов воскресенский, 13) спасский зарецкий и 14) знаменская добринская пуст. Девичьи монастыри-1) входоиерусалимская пуст. и 2) пронский воскресенский монастырь. С.-Петербургской губернии: муж. монастыри – 1) васильевский староладожский, 2) гдовский николаевский, 3) гостинопольский николаевский, 4) застенный георгиевский староладожский, 5) николаевский староладожский , 6) медведецкий николаевский староладожский 7) малышевский ивановский староладожский 8) передольтный покровский, 9) посолотин, 10) сяберский спасский, 11) щирский и черноезерский николаевский, 12) озерский покровский и 13) городецкий георгиевский. Девичий монастырь – воскресенский Смольный . Симбирской губернии; муж. монастырь, курмыжский рождественский. Смоленской губерни: муж. монастыри 1)бизюков, 2) аркадиевский вяземский 147 , 3) ярославский спасский , 4) свирколуцкий рождественский и 5) пустоподлесский николаевский. Девичий монастырьВяземский ильинский. Тверской губернии: мужск. монастыри – 1) бежецкий введенский, 2) выдогожский, 3) воротиловская богородицикая пуст., 4) вселуцкий новосоловецкий, 5) заринский, 6) иваницкий успенский, 7) городолюбский, 8) ламская успенская пуст., 9) кашин знаменский, 10) красногорский николаевский, 11) крестовоздвиженский тверской, 12) маевский троицкий, 13) многозерская пуст., 14) мохнецкий николаевский, 15) новоторовский никитский 16) новоторжский школаевский 17) масорейская пуст., 18) ракова пуст., 19) рябов троицкий, 20) савватиев, 21) ширинский благовещенский. 22) Божие дело, 23) могилевская пуст., 24) удомельский богословский. Девичьи монастыри-1) афасиевский тверской, 2) бежецкий воздвиженский, 3) васильевский новоторжский, 4) вознесенский старицкий, 5) пелагеина ржевская п., 6) успенский благовещенский, 7) удомельский пятницкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

13-15 марта Н. проездом побывал в Вязьме, посетил Аркадиевский вяземский и вяземский во имя святого Иоанна Предтечи монастыри , 16 марта приехал в Смоленск. В 1-й год пребывания на кафедре он открыл богадельню для престарелых лиц духовного звания (26 окт. 1897), учредил эмеритальную кассу, ввел пасхальный сбор пожертвований в пользу бедных. При участии Н. летом 1897 г. в каменном здании Авраамиева смоленского в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне мужского монастыря открыт свечной завод. Особое внимание Н. уделял церковноприходским школам. В нач. 1896/97 уч. г. при смоленских церквах было открыто 6 церковных школ, 28 янв. 1897 г.- школа при Успенском кафедральном соборе, в к-рой обучались 56 чел., 6 окт.- школа грамоты при архиерейском доме. Для подготовки педагогического персонала школ Н. ежегодно организовывал в Смоленске специальные краткосрочные курсы: 10-25 сент. 1896 г. работали педагогические курсы при жен. епархиальном училище Смоленска для 38 воспитанниц (на открытии Н. произнес речь о педагогических взглядах Н. И. Ильминского); с 14 июля по 14 авг. 1897 г.- курсы для учителей и учительниц одноклассных церковноприходских школ и школ грамот; с 10 нояб. по 20 дек. 1897 г.- курсы при архиерейском доме на средства, пожертвованные самим Н. (22 слушателя). Через год желающих было так много, что 12 окт. 1898 г. пришлось открыть 2-е отд-ние курсов ( Каверзнев Ф. Открытие учительских курсов при архиерейском доме//Смоленские ЕВ. 1898. 23. С. 1294-1297). При архиерейском доме Н. учредил особые курсы для желающих подготовиться на звание учителя церковных школ (существовали и после его отъезда), сам преподавал на них уроки Закона Божия. Еще в июне 1896 г. Н. обратился с воззванием о сборе пожертвований на возобновление древнего кафедрального собора в честь Успения Пресв. Богородицы, много хлопотал об устройстве парового отопления в соборе, закрытом в зимнее время для богомольцев. 5 окт. 1896 г. Н. открыл в Смоленске Церковно-археологический комитет и предложил первые чтения: «Обретение мощей святого благоверного Андрея, князя Смоленского, по древнему сказанию (1556 года)» (Собр. соч. 1909. С. 456-461). Также открыл в Смоленске, в уездных городах и во мн. селах внебогослужебные собеседования с народом, устроил религиозно-нравственные чтения для интеллигенции, не раз выступал на них в Смоленске. В 1897-1898 гг. по инициативе Н. были организованы религиозно-нравственные чтения в городской думе г. Вязьмы. В мае 1897 г., после посещения Вязьмы, специально заехал в с. Татево Бельского у. Смоленской губ., чтобы встретиться с С. А. Рачинским .

http://pravenc.ru/text/2565312.html

Наконец, приношу Вам благодарение мое за приписку Вашу об отце… коего мудрование, как не во всем согласное с учением святых отец, весьма сожалительно. Ибо без видимой святой Церкви не могло бы быть Святых Таин Христовых, без Которых человек не может наследовать живота вечного. Молитвословие церковное толикую имеет силу и важность, что церковное едино " Господи помилуй " превосходит все келейные духовные упражнения; и потому-то святые Отцы, предстоя во святом храме, воображали, что Они предстоят на небеси пред Престолом Божиим! А нынешние отцы свои умствования не только не поверяют с учением св. Отцов, но еще и выше свое ставят; посему нередко и заблуждают от истинного разумения; от чего, всех нас, да сохранит Господь! 96. Как бороться с нашествием ядовитых змей Запамятовал я написать Вам в ответе о змеях, которые завелись у Вас на скотном дворе и двух теленков смертельно ужалили; а посему небезопасно, как бы они и людям, там живущим, не сделали подобного вреда. Советую Вам безотложно попросить священника на скотный двор, отслужить молебен с водоосвящением с приложением канона преподобному Аркадию Новоторжскому и Вяземскому чудотворцу; ибо сему угоднику Божию дана благодать от Бога прогонять змиев и всяких ядовитых гадов, которых доселе как в Вязьме, так и кругом Вязьмы на тридцать верст нигде нет; и после молебна обойти с крестом и окропить св. водою весь скотный двор и жилье. Прилагаю службу преп. Аркадию и краткое жизнеописание об нем. Оными двумя книжками усердствую я Вам и от души желаю, чтобы ядовитой гадины никогда не было в жилищах, принадлежащих Вам. 10 июля 1863 г. 97. Скорби и огорчения ни царю, ни нищему не чужды О прискорбиях Ваших по хозяйству и в разсуждении наемных людей сердечно пожалел я. Что делать? Мы с Вами люди небезгрешные; то и должны что-нибудь терпеть, на пр. Вы неприятности по хозяйству выносите, а я иной час охаю от болезни своих ног. Впрочем, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Подвигоположника нашего Иисуса Христа, Который в земной жизни своей многие претерпевал скорби. Один св. муж вот что сказал: «Почему смущаешься ты, что не исполняется твоя воля и желание? У кого же все бывает по воле его? Ни у меня, ни у тебя, ни у другого кого на свете. У всякого, даже и у царя, есть свои скорби и огорчения, несравненно большая против наших.» А мы кольми паче с Вами должны потерпеть, если что и не по нашему, но терпение убогих не погибнет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

- Так вы что, вдвоём с Николаем Видякиным храм и построили? - спрашиваю старосту. - Почему же вдвоём? Наши мужики помогали. Десяток обзвонишь, позовёшь - из них человека три придут. Основные наши помощники - пенсионеры Василий Видякин и Виталий Чудинов, которого уже тоже нет в живых. Ещё Сергей Усачев помогал. А работников надо и кормить. С женщинами поговоришь - и кто-нибудь согласится сварить обед. Так мы целое лето и строили. Стены возвели, взялись за крышу. А в кровельном деле ни у меня, ни у Николая Максимовича опыта нет. Стал я искать специалистов в Шенкурске, потом в соседнем Вельске нашёл одного. Он приехал, показал нам, как гнуть железо, как размечать. С Божьей помощью крышу покрыли. Принялись за купола. Опять же, никто их делать не умеет. Пришлось нам с Николаем Максимовичем вдвоём стараться. Вроде как-то получилось. Оконные рамы нам столяр совхозный сделал. Двери - сами. Когда храм построили, приехал к нам из Москвы настоятель храма святого благоверного царевича Димитрия - отец Аркадий Шатов (ныне епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. - Е.С.). Храм окормляет 1-ю Градскую больницу им. Н. И. Пирогова, поэтому с ним прибыло ещё 25 миссионеров. Они распространяли литературу, проводили занятия в детском садике, открыли воскресную школу для желающих. Отец Аркадий тогда сказал: «Что-то у вас церковь маловата. Вы её ещё длинней сделайте». Потом был случай - проходил мимо нашей стройки старообрядец. «Надо было, - заметил, - заниматься восстановлением старого храма. А то строите что-то кургузое». Я думаю: «Почему кургузое?» А потом присмотрелся: в самом деле, церковь-то получилась коротковата. И на второй год мы пристроили притвор и колокольню. - Сейчас-то она у вас красивая, - говорю я. - А колокола есть? -Колокола есть, звоним каждое воскресенье. Игумен Александр нам подарил большой колокол килограммов на 60, и я в Архангельске купил ещё один 20-килограммовый, ещё рында есть, только она немножко портит звон, но всё равно как можем, так и звоним. - Кто же звонит?

http://pravoslavie.ru/51759.html

Арефа Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 24 октября/6 ноября) Аристарх , ап. от 70-ти, еп. Апамейский, сщмч. (4/17 января ап.]; 15/28 апреля; 27 сентября/10 октября) Аристовул , ап. от 70-ти, еп. Британский (Британский) (4/17 января ап.]; 16/29 марта; 31 октября/13 ноября) Аркадий Вяземский и Новоторжский , прп. (14/27 августа; 13/26 декабря; 11/24 июля) Аркадий Константинопольский , Палестинский, прп. (26 января/8 февраля) Арсений I Сербский , архиеп. (30 августа/12 сентября [Серб.]; 28 октября/10 ноября) Арсений Великий , прп. (8/21 мая) Арсений Комельский , Вологодский, прп., игумен (24 августа/6 сентября) Арсений Коневский , прп. (12/25 июня) Арсений Латрийский , прп. (13/26 дексбря) Арсений Новгородский , Христа ради юродивый (12/25 июля; 8/21 мая) Арсений Печерский , Трудолюбивый, прп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (8/21 мая; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Арсений Тверской , еп. (2/15 марта; в первое воскресенье после 29 июня; 2/15 июля) Артема Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Артемий Антиохийский , военачальник, вмч. (20 октября/2 ноября) Артемий Веркольский , прав., отрок (23 июня/6 июля; 20 октября/2 ноября) Артемон Лаодикийский , пресвитер, сщмч. (13/26 апреля) Архипп , ап. от 70-ти, еп. Колоссянский, сщмч. (4/17 января ап.]; 19 февраля/4 марта; 22 ноября/5 декабря) Асинкрит , ап. от 70-ти, еп. Гирканский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Афанасий Афонский , прп., игумен (5/18 июля) Афанасий Брестский , игумен, прп. (20 июля/2 августа; 5/18 сентября; в Неделю 3-ю по Пятидесят. (Белорус)) Афанасий Великий , Александрийский, архиеп. (18/31 января; 2/15 мая) Афанасий Наволоцкий , прав. (18/31 января) Афанасий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 2/15 декабря) Афанасий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 2/15 декабря) Афанасий Сидящий , Константинопольский, Лубенский чудотворец, патр. Цареградский (2/15 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. - Москва, «Наука», 2001 г. Свято-Троицкий собор - главный собор города Вязьмы Смоленской области. Расположен на Соборном холме, на левом берегу реки Вязьмы, на территории Вяземской крепости. По композиции и декору собор близок к московским памятникам конца XVI - начала XVII в.: небольшой, бесстолпный, с тремя апсидами, увенчан пирамидой кокошников и стройной главой. Первое упоминание о стоявшем на Соборном холме деревянном храме во имя Святителя Николая относится к 1015 году и связано с «Житием Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского». Весь период существования Вяземского удельного княжества с 1239 по 1403 годы он был соборным. В 1674-1676 годах на средства царя Алексея Михайловича был поставлен каменный собор. В панораме города при подъезде с северной стороны собор играет доминирующую роль. 3 мая 1993 года собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Первое упоминание о стоявшем на Соборном холме деревянном храме во имя Святителя Николая относится к 1015 году и связано с «Житием Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского». Весь период существования Вяземского удельного княжества с 1239 по 1403 годы он был соборным. В 1406 году в храме погребён князь Симеон Вяземский, убитый в Торжке вместе со своей супругой княгиней Юлианией смоленским князем Юрием. В 1495 году в соборном храме молилась дочь Московского князя Ивана III и невеста литовского князя Александра Ягеллона Елена. После взятия Смоленска в 1514 году князь Василий III слушал в храме благодарственный молебен. В 1565 году царь Иван Грозный оставил в храме синодик с именами людей, казнённых за время его правления. В 1597-1598 годах по повелению Бориса Годунова обветшавший Никольский собор был разобран, а на его месте поставлен новый, к которому пристроены Сергиевский, Трёхсвятский и Рождественский приделы. В 1610 году храм был разрушен польскими отрядами под предводительством гетмана Станислава Жолкевского. В 1612 году в соборе зачитано воззвание Троице-Сергиевой лавры и направлено ополчение в Москву. В 1635 году по распоряжению царя Михаила Фёдоровича собор был восстановлен и переосвящён из Никольского в Троицкий в честь заключения под Вязьмой Поляновского мира в день Святой Троицы. В 1654 году собор посетили царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. В 1674-1676 годах на средства царя Алексея Михайловича был поставлен каменный собор. С 1681 года по указу царя Фёдора Алексеевича при соборном храме учреждена кафедра епископов Вяземских. В XVII-XVIII веках около собора стоял дом митрополита Крутицкого (Сарского и Подонского).

http://sobory.ru/article/?object=00465

Преемницей Августы в 1857 году стала игумения Аркадия, урожденная Шаховская. Она управляла Аркадьевским монастырем тридцать лет, до 1887 года. Монашествующих с послушницами насчитывалось в ту пору до ста человек. Далее во главе обители с 1887 по 1909 год стояла игумения Сергия, в миру мещанка Ефросиния Петровна Пузенькина, получившая образование в Смоленском женском епархиальном училище. Она отдала монастырю сорок пять лет жизни. Следующей и, вероятно, последней настоятельницей Аркадиевской обители была игумения Агния, в миру - дочь мещовского мещанина Анна Семеновна Костина, жившая в Аркадиевском монастыре с 1887 года. К 1917 году в Аркадиевском Вяземском монастыре подвизались 43 монахини и 152 послушницы. Обитель владела 190 десятин земли. Особо же чтимой святыней в монастыре являлся тот самый камень, на котором молился преподобный Аркадий. Камень этот был обнесен каменной часовней, в которой пред иконой преподобных Ефрема и Аркадия постоянно горела неугасимая лампада. В 1922 году монастырь был закрыт, многие насельницы приняли мученическую кончину в районе Русятки, остальных выслали в Казахстан. В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 года, когда решением исполкома он был закрыт. При возведении пристройки к школе и прокладке теплотрассы каменная монастырская ограда, за исключением небольшой круглой башни, была уничтожена. В 1976-1980 гг. Спасский храм был отреставрирован, в настоящее время в нем находится Центральная районная библиотека. http://www.vyazmablago.ru/inactive/7 Исторически сложилось так, что вскоре после событий октября 1917 года Аркадиевский монастырь был закрыт, многие насельницы приняли мученическую кончину в мест. Русятка близ Вязьмы, остальных выслали в Казахстан. В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 г., когда решением исполкома он был закрыт и разграблен. В 2017 году, после передачи Спасо-Аркадиевского храма Вяземской епархии, усилиями неравнодушных людей начались восстановительные работы, которые продолжаются и по сей день.

http://sobory.ru/article/?object=00816

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010