- Башня, примыкающая к зданиям, уцелевшая от старинной земляной крепости. Она построена на скате горы и имеет неправильную форму четырехугольника с остроконечною крышею. В 4-х стенах ее устроены бойницы разной формы и величины. Игуменья монастыря в 1836 г. испрашивала позволение срыть эту башню, но покойный государь император на журнале комитета министров собственною рукою отметил: «отнюдь не трогать, но можно, исправив, отдать монастырю». В следствие высочайшей воли, башня была исправлена и ныне служит монастырю кладовою для разных хозяйственных запасов. «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», стр. 311. Санкт Петербург 1864 г. Типография духовного журнала «Странник». В центре Вязьмы, неподалёку от Свято-Троицкого собора, находятся разрозненные остатки строений Аркадиевского монастыря, основанного, по преданию, на месте молитвенных подвигов прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского. В 1594 году здесь построили деревянный храм во имя Спаса Всемилостивого с приделом прп. Аркадия, а рядом с ним - церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В Смутное время оба храма были разорены и до 1640 года " стояли без пения " . Затем в руинах затеплилась жизнь. Здания благоустроили после того, как здесь собралась монашеская община. Однако что-то не задалось: в начале XVIII века монастыря уже не существовало, а в середине XVIII века Аркадьевский храм (так в обиходе называли вязьмичи церковь Всемилостивого Спаса) показан вовсе " бесприходным " . В 1780 году вокруг храма снова сложилось женское иноческое общежитие. На новое место пришлось перейти сёстрам упразднённой Ильинской обители. Они устроили здесь каменную богадельню, обнесли территорию оградой и занялись печением просфор и заготовлением свечей для всех городских церквей. В 1783 году был выстроен в камне храм Всемилостивого Спаса с приделом прп. Аркадия. После разорения Вязьмы в 1812 году сёстры вынуждены были собирать подаяние на восстановление зданий. Дело шло довольно успешно, но положение общины оставалось шатким. Спасский храм был приписан к Троицкому собору, своего священника не имел. В 1823 году начальница общины просила епископа Смоленского Иосифа (Величковского) рукоположить к ним особого священника. Владыка отказал. Только в 1832 году дело о преобразовании общины в женский монастырь получило благополучное разрешение. Примерно в это же время монастырю для хозяйственных нужд была передана единственная сохранившаяся башня вяземской крепости, ныне известная как Спасская башня (башня сильно пострадала в 1943 году. Реставрация производилась в 1974-1980 годах). Игуменья предлагала эту башню срыть, но Николай I приказал её " отнюдь не трогать " . С тех пор в ней находилась монастырская кладовая. В лучшую пору своей истории Аркадиевский монастырь отличался многолюдством, число его насельников доходило до 150 человек.

http://sobory.ru/article/?object=06317

Допускающие существование пр. Аркадия Дорогобужского (и Болденского), как-то: Архимандрит Леонид, «Св. Русь», Архиепископ Филарет, очевидно смешивают его с Аркадием Вяземским (и м. б. Новоторжским). Архиепископ Филарет (Русские святые, май, стр. 291) говорит: «Под руководством пр. Герасима Болдинского (и Дорогобужского) воспитывались строгие подвижники благочестия – блаж. Аркадий, после наставника своего скончавшийся в затворе, и Антоний». – Архимандрит Леонид («Св. Русь», стр. 200) к сказанному у Архиепископа Филарета добавляет: Аркадий пр. Вяземский, ученик пр. Герасима Болденского, († 1592). Мощи почивают под спудом в Дорогобужском Герасимовом Болдинском монастыре, а в Вязьме, на месте его подвигов, основан сперва мужской, а ныне женский монастырь»... «Занимаясь историей г. Вязьмы и зная хорошо Смоленский край, прожив в Вязьме около 18 лет, – пишет г. И. Виноградов , – я положительно могу утверждать, что ни древних, ни каких вещественных или письменных памятников в Дорогобужском Болдином монастыре, основанном пр. Герасимом, об Аркадии нет. У Архиепископа Филарета (Русские святые, стр. 291) ошибочно сказано, что у него был ученик Аркадий; был у него не Аркадий, а Антоний... (но против сего следует заметить г. Виноградову, что в указанном месте, т. е. в житии пр. Герасима под 1 мая сказано и об Аркадии – (см. выше) и об Антонии, который впоследствии был Епископ в Вологде). – Мало этого, в Болдине монастыре никто не знает могилы Аркадия, о нём не слышится никаких говоров ни среди братии, ни у окружающих монастырь крестьян. Так писал настоятель Болдина монастыря Архимандрит Макарий к г. Виноградову (1900 г.). Не находил и описатель жизни пр. Герасима Архимандрит Андрей, никаких оснований в двух (древних) уцелевших рукописных житиях основателя Болденского монастыря говорить об Аркадии, как ученике пр. Герасима... Очевидно, что нет, и не должно быть никакого Аркадия, Дорогобужского чудотворца»... (стр. 5). Следовательно, нет между русскими святыми ни Аркадия Вязниковского, которого, очевидно, отожествляют с Аркадием Вяземским, – нет и Аркадия Дорогобужского (или иначе Болденского), под которым можно подразумевать Вяземского Аркадия, но никак Аркадия Новоторжского.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Блаженная Анастасия Вяземская Рядом с храмом, на Екатериненском кладбище Вязьмы, на месте взорванной колокольни, под большим деревянным крестом – могила почитаемой в Вязьме блаженной Анастасии Вяземской. Странности юродивой были тихими, она ходила по домам и принимала от людей лишь самую простую пищу. Прожила Анастасия больше ста лет. Когда она умерла в 1959 г., на похороны пришла почти вся Вязьма, и гроб 9 км (от деревни, где она скончалась, до кладбища) несли на руках. У могилы почти всегда кто-то молится, прося у Настеньки исцеления или утешения. В июле 2002 г. по молитве Анастасии была исцелена настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря Лаврентия: блаженная явилась больной во сне, подвела её к святому углу, вслух помолилась перед иконами, и наутро болезни как не бывало. Монастыри [ править править код ] Предтеченский Вяземский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1542 Адрес : Смоленская обл., Вяземский р-н, г. Вязьма, ул. Докучаева, 48А Телефон : (48131) 6-18-01 Мужской монастырь, основанный в 1542 прп. Герасимом Болдинским. В XVII-XVIII вв. богат, вел каменное строительство. В 1812 сильно пострадал, восстановлен в 1820-х, к нач. ХХ в. немноголюден. Закрыт не позже 1920-х, территория до 1960-х была занята фабрикой. С 1970-х ведется реставрация построек. Восстановлен в 1990 как мужской. В 1995 преобразован в женский. Подробнее... Храмы [ править править код ] Свято-Троицкий собор (Вязьма) [ править править код ] Историческим центром города вязьмичи считают высокий левый берег реки – «Соборный холм», украшенный на протяжении жизни многих поколений центральным храмом города — Троицким собором. На территории древнего городища (XI-XIII вв.) во второй половине XVII века был возведен каменный храм. Вот как об этом пишет историк прошлого века И. П. Виноградов: «Соборная гора и есть „верхний малый город“ на ней было 3 деревянные башни. В главной крепости, между двумя огромными башнями положено было основание новому каменному собору». Первое же упоминание о стоявшем на этом месте деревянном храме во имя Святителя Николая относится к 1015 году и связано с «Житием Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского».

http://azbyka.ru/palomnik/Вязьма

В 1976-1989 гг. были реставрированы Вознесенский и Смоленский храмы, казначейские палаты с хозяйственными постройками, часть ограды, 1-й этаж гостиницы, проводились раскопки фундаментов настоятельского и поварского корпусов. 26 мая 1989 г. храмы В. м. были переданы Смоленской епархии РПЦ. 20 июня 1990 г. решением Свящ. Синода В. м. был открыт, настоятелем назначен игум. Аркадий (Недосеков). 7 апр. 1991 г. в восстановленном Вознесенском храме состоялось первое богослужение, 11 авг.- освящение. 10 авг. 1994 г. в Смоленском храме прошло первое богослужение, 12 авг. 2001 г.- освящение главного престола. По инициативе игум. Аркадия при мон-ре действовал Центр духовного просвещения. Летом 1991 г. мон-рь посетили представители К-польской Церкви митрополиты Халкидонский Варфоломей , Пергский Евангел , Еленопольский Афанасий, Филадельфийский Мелитон , Пергамский Иоанн . 3 мая 1993 г. В. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В авг. 1995 г. мон-рь был обращен в женский. К апр. 2005 г. в В. м. проживает ок. 15 насельниц, настоятельница - мон. Лаврентия (Павлюченкова). Отреставрированы Вознесенский храм, в к-ром совершаются регулярные богослужения, казначейские и братские кельи, построен 2-й этаж келейного корпуса, баня и жилой дом-просфорня, заведено подсобное хозяйство. В Вознесенской ц. находятся частицы мощей и чтимый образ свт. Питирима Тамбовского и прп. Герасима, ковчег с частицами мощей старцев Оптинских, а также чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Арх.: РГБ. Ф. 236. 94. Л. 165-220; 301, 600. Л. 142-210 об.; РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 2456. Л. 1-92; ИИМК РАН. Ф. P-III. Арх. 5940. Л. 1-14; ГА Смоленской обл. г. Вязьмы. Ф. 596. Оп. 2. Д. 51. Л. 71 (1922); Управление КГБ Смоленской обл. 26797-е. Л. 97. Ист.: СГГД. Т. 4. 128; Иванов П. И. Описание гос. архива старых дел. М., 1850. С. 347; [Отчеты и описи]//ЧОИДР. 1860. Кн. 3. Отд. 1. С. 142; 1862. Кн. 2. Отд. 1. С. 112; Горчаков М. , свящ. Монастырский приказ (1649-1725). СПб., 1868. Прил. 3; ОДДС. Т. 2.

http://pravenc.ru/text/161151.html

При предшественнике Антония ахрим. Анастасии 81 , он был в большом упадке. На левом берегу р. Тверцы стоит женский Воскресенский монастырь. Когда основан, неизвестно, но о его существовании уже в первой половине XVI столетия есть исторические свидетельства. Между церковными предметами сохраняются в этом монастыре две лампадки, сделанные из кокосового ореха и обложенные серебром золоченым; одна из них украшена бирюзами. По венцам их начертана вязью какая-то надпись. Лампадки эти – приношение Царицы Марфы Ивановны. Настоятельница монастыря игуменья Мартирия 82 , из дворянского рода Смоленской губернии, получила в свое время образование в одном из Московских пансионов, старица благочестивая и весьма попечительная о благосостоянии вверенной ей обители. 12-го ч., воскресенье, совершал литургию в градском соборе во имя Преображения Господня. Собор довольно обширный и благолепный. После литургии заходил в теплый собор во имя Входа Господня в Иерусалим. Под этим храмом, в особой палате, почивают под спудом мощи Благоверной Иулиании, супруги удельного Князя Вяземского Симеона Мстиславича, пострадавшей в 1407 году от жестокого и сластолюбивого Князя Смоленского Юрия Святославича. Затем я приглашен был в дом соборного старосты, где приготовлен был обеденный стол. Здесь я встретил бывшего попечителя Харьковского учебного Округа Тайного Сов. Александра Абрамыча Воскресенского, который приехал на этот раз из своего имения находящегося в недалеком расстоянии от Торжка. По возвращении с обеда в монастырь, я нашел здесь моего домашнего Секретаря А. Морошкина, который нарочито приехал из Твери и привез мне на рассмотрение и утверждение более важные и нужные протоколы и журналы. 13-го ч., после ранней литургии все утро занят был чтением Консисторских протоколов и журналов. В 2 часа пополудни совершал в монастырскому соборе молебен с акафистом Божией Матери по случаю предстоящего на другой день празднования в честь преп. Аркадия, ученика преп. Ефрема. В 6 ч. всенощная с литиею и величанием преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Интерьер собора равноап. Марии Магдалины. Фотография. 2013 г. Интерьер собора равноап. Марии Магдалины. Фотография. 2013 г. 27 марта 1884 г. по указу имп. Александра III Александровича Синод на заседании заслушал представление Орловского и Севского еп. Симеона (Линькова) об общине и постановил учредить в с. Никольском первоклассный общежительный мон-рь с уч-щем для девочек и богадельней, «с таким числом монахинь и послушниц, какое может содержать на свои средства, без всякого отпуска на сей монастырь содержания от казны». Первой настоятельницей стала игум. Зинаида, постриженица Аркадиевского вяземского монастыря . В монастыре было начато обширное строительство. По проекту воронежского архит. А. А. Кюи был возведен кирпичный 6-столпный 5-главый 2-этажный собор (1884-1885); в нижнем, отапливаемом, этаже освящены приделы: центральный - в честь Тихвинской иконы Божией Матери, левый - во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, правый - во имя св. Дионисия Ареопагита и сщмч. Климента, папы Римского. В верхнем храме находился главный престол во имя равноап. Марии Магдалины и приделы вмч. Георгия Победоносца и Всех святых. Самой почитаемой иконой собора стал Тихвинский образ Божией Матери в сребро-позлащенной ризе, по молитвам перед к-рым насельницы, селяне и паломники получали исцеления. При соборе была поставлена деревянная звонница с 7 колоколами (самый большой весил 103 пуда). По завещанию Охотниковой ее останки и прах ее родителей перенесли из Знаменского храма с. Никольского в склеп под монастырским собором. В 1885 г. при М. М. м. на средства И. Н. Васильева, душеприказчика Охотниковой, было построено уч-ще для девочек-сирот, попечительницей к-рого являлась игумения. Сестры занимались религиозно-просветительской деятельностью среди населения. Так, за 1897/98 уч. г. было проведено 5 чтений, на к-рых присутствовало ок. 1 тыс. чел. В 1886-1889 гг. обитель возглавляла игум. Серафима (Николаева), в 1889-1900 гг.- игум. Моисея (Лялина), выпускница московского Николаевского ин-та и постриженица елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря , в 1900-1908 гг. игум. Мария (Боева), в 1908-1918 гг.- игум. Магдалина (ГАОО. Ф. 220. Оп. 1. Д. 95. Л. 1 об.- 2).

http://pravenc.ru/text/2562016.html

В 1739 году монашествующих в обители было 45 человек. При введении в России " Духовных штатов " в 1764 году монастырь оставлен на собственном содержании. В 1774 году дьяконом монастыря Иоанном Алексеевым составлена опись для Смоленской Духовной Консистории. В этой описи указано, что обитель, стоявшая внутри городской крепости, на территории " Нижнего города " , имеет каменный одноглавый храм во имя иконы Казанской Божией Матери, который покрыт тесом, с двумя приделами: во имя Пророка Илии и Иоанна Предтечи. Рядом с ним с запада стояла каменная колокольня. Сведений о ее строительстве нет, но можно предположить, что она была поставлена в начале XVIII века, когда в городе велось интенсивное строительство каменных храмов. Здесь же стоял каменный пятиглавый храм во имя Сретения Господня с позолоченными крестами, построенный во второй половине XVIII века. Одноэтажный сестринский корпус имел 21 келью. Других строений не было. Для выращивания овощей имелись два огорода. Монастырь был обнесен каменной оградой длиной 149 саженей (312,9 метра), покрытой тесом. Монастырем управляли игумении: 1653-1654 гг. Стефанида, 1655-1667 гг. Елизавета, 1668-1671 гг. Капитолина, 1674 г. Пелагея, 1704 г. Домникия, 1740-1744 гг. Ксанфиппа1746 г. Анисия (Дашкова). В 1779 году, во времена экономического притеснения монастырей (секуляризации - перехода церковных земель в собственность государства), происходивших согласно политике императрицы Екатерины II, монастырь был закрыт. Девятнадцать сестер, не пожелавших уходить в мир, испросили позволение поселиться при храме Всемилостивейшего Спаса, бывшего Нижне-Спасского монастыря. Здесь ими была образована община, богадельня и с 1832 года открыт Аркадиевский женский монастырь. В начале XIX века Казанский храм с приделом во имя Святого Пророка Илии упоминается в " Экономическом примечании Смоленской губернии Вяземского уезда " . В 1856 году в " Памятной книжке Смоленской губернии " опубликовано " Историко-статистическое описание города Вязьмы " , где храм упоминается как Ильинский. Весь XIX и первую четверть XX века Ильинский храм, как его по имени монастыря называли вязьмичи, был приходским. В мае 1866 года Ильинскую церковь посетил епископ Смоленский Антоний во время поездки по епархии.

http://sobory.ru/article/?object=34510

Определением Синода от 5 апр. 1875 г. в Колычёве была учреждена женская община. При ее торжественном открытии 25 мая 1875 г. присутствовали архиеп. Рязанский и Зарайский Алексий (Ржаницын) , наместник Радовицкого мон-ря архим. Владимир (Добролюбов), о. Макарий, духовенство г. Егорьевска и др. Определением Святейшего Синода от 10 июня 1885 г. община получила статус самостоятельного мон-ря, а начальница Степанова пострижена в мантию с именем Маргарита и возведена в сан игумении. К 1914 г. в К. м. проживали игум. Амвросия (Никифорова), 44 монахини, 152 рясофорные послушницы и 15 мирянок. Среди духовенства К. м. упоминаются свящ. Василий Вяземский, свящ. Симеон Иванович Ушмаров, прот. Петр Иванович Нарциссов, свящ. Феодор Николаевич Леонардов. Келейный корпус Казанского мон-ря в Колычёве. 1888 г. Фотография. 2011 г. Келейный корпус Казанского мон-ря в Колычёве. 1888 г. Фотография. 2011 г. 14 июня 1881 г. недалеко от 1-го Казанского храма был заложен, а 2 июня 1891 г. архиеп. Рязанским и Зарайским Феоктистом (Поповым) освящен собор в честь Казанской иконы Божией Матери с правым приделом в честь Успения Пресв. Богородицы и левым - во имя святителей Николая Чудотворца и Митрофана Воронежского. В 1897 г. в обители был заложен, а 9 сент. 1903 г. еп. Рязанским и Зарайским Аркадием (Карпинским) освящен каменный храм в честь Преображения Господня с правым приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и левым - во имя мц. Агнии Римской. Спроектировал Преображенский храм архит. В. Ф. Жигардлович. К церкви был пристроен большой келейный корпус. В 1895-1903 гг. в К. м. была возведена 4-ярусная шатровая колокольня с надвратным храмом (архит. Д. Е. Виноградов). Согласно ведомости за 1914 г., составленной при игум. Амвросии (Никифоровой), в 1906 г. деревянная Казанская ц. была «перенесена в сельскую дачу на расстояние в 7 верстах от монастыря, в той же даче находятся жилые постройки, в которых проживают сестры для присмотра за лесом». К нач. XX в. на территории К. м. находились также часовня над колодцем (обители принадлежала и др. часовня - у колодца близ дер. Созоновой - на месте обретения Казанской иконы), каменная ограда (104 саж. в длину и 81 саж. в ширину), 2 каменных келейных корпуса (1888 и 1897), 2 деревянных корпуса, каменная и деревянная бани, хозяйственный двор. За оградой располагались 10 домов, в т. ч. 2-этажные гостиницы с конными дворами и сараями, дома для священника, диакона и для монастырских рабочих, скотный двор с 35 хлевами. В одной из построек была открыта церковноприходская школа для крестьянских детей.

http://pravenc.ru/text/1319838.html

Только сама кирха представляла собой развалины. Колокольня была разбита, повсюду валялись груды кирпичей, вырос кустарник. Одна стена отсутствовала. Как заметил один из чиновников – активных атеистов, посетивший восстановление, «Прихожане 40 лет добивались регистрации прихода, а теперь 40 лет будут его восстанавливать». Но что невозможно для человека, возможно для Бога. Несомненно, многие сомневались можно ли вообще тут что-то восстановить, но горячая вера, молитва и послушание победили все! Этот горячий дух веры, стремления к Богу отметил тогда еще архиепископ смоленский и вяземский Кирилл, посетивший 12 сентября калининградскую область. Тогда многие люди сильно удивлялись, видя священника, не верили своим глазам, однако религиозная жизнь бурно возрастала. Для регулярных служб появился домовой храм на улице Третьяковской, предоставленный прихожанкой Аллой Васильевной, и в нем 12 сентября состоялось первое Архиерейское богослужение. Служили смоленские отцы, хор. Настоятелем этого храма стал отец Софроний. Хор стал калининградским, он постепенно учился церковному пению. Как отмечал игумен Аркадий, настоятель восстанавливаемого Храма на Тенистой аллее, «хор первую службу пел на шестой глас, но, слава Богу, пел». А число прихожан росло – скоро на службах заполнялся весь дом, окна открывали, чтобы могли молиться те, кто стоял во дворе – общее число прихожан достигло 500 человек. Юдиттен-Кирхе быстро восстанавливалась. Люди своими силами, всем миром, реставрировали стены, сдавали пожертвования, стройматериалы. 19 декабря была совершена первая служба, которую возглавил архиепископ Кирилл. Собралось очень много людей, а сверху их освящал прожектор, показывая, что происходит на службе. На Литургии кирха была освящена как Собор Святого Николая, покровителя моряков (ныне Епархиальный женский монастырь в честь Святителя и Чудотворца Николая). Это событие стало толчком для многих жителей города и области в стремлении к Соборной Молитве. Уже на следующий год был зарегистрирован приход в областном городе Советске. В дальнейшем приходы стали открываться по нескольку в год. Они начинались с группы активных целеустремленных прихожан, молодого священника и разрушенного (запущенного, бывшего клуба, спортзала, развалин) здания. Противодействие властей еще по инерции продолжалось, но оно не теперь не являлось помехой для православных. В городе им были переданы еще несколько кирх, в которых открылись Кафедральный Крестовоздвиженский Собор, Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Храм Рождества Пресвятой Богородицы – по одному на район города, а с 1989 года было образовано Калининградское благочиние во главе с игуменом Аркадием.

http://pravmir.ru/pravoslavie-na-kalinin...

Все храмы Аркадия Вяземского (4 всего, 4 на карте) Ленинградская область Кировский район. Чёрное. Илии Пророка, церковь (с приделом Аркадия Вяземского) Смоленская область Вяземский район. Вязьма. Аркадиевский монастырь. Церковь Спаса Всемилостивого Вяземский район. Вязьма. Аркадия Вяземского, часовня Ярославская область Угличский район. Углич. Алексеевский женский монастырь. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (с приделом Аркадия Вяземского) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=359

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010