Виноградова. " В 1661 году к самым границам нашим пришло польское войско с намерением взять Вязьму, но, не дойдя до Вязьмы двадцати верст около нынешняго села Телепнева, неприятельское войско остановилось, чтобы отдохнуть и приготовиться к успешному нападению. Казалось, Вязьме и в это время предстояло испытать тяжелыя последствия польских разорений, каким она нередко подвергалась, но обстоятельства изменились в нашу пользу и, сильные верой в Бога, Вязьмичи приписали свое спасение от грозившей беды заступничеству Преподобнаго Аркадия. Вот что говорит об этом предание, записанное в житии Преподобного Аркадия: " ...и видиша литовские вои, едуща на сером коне от Вязьмы юношу, а когда он подъехал к литовским полкам, многих литовских людей сек мечем, так что никто с ним не мог сразиться, причем запретил им идти на град Вязьму, говоря: " Если вы не послушаете меня, все погибнете; меч вы поясте гнева Божия " . Когда же литовцы спросили: " Кто он такой, что так смел, сечь войска их? " . Он ответил: " Я Аркадий, град этот - мое Отечество " . Литовцы в страхе и смятении духа обратились в бегство, не будучи ни кем преследуемы, попирая друг друга " . Священник Алексий писал, что " ...от эпохи польско-литовских нашествий здесь много осталось разсказов и легенд о том, как они ничего не щадили, выжигали и уничтожали целыя села и деревни; в полуверсте от села есть обширная площадь, поросшая сосонником и вся изрытая ямами, какия бывают под лагерными палатками. Об этой площади сохранилось предание, что якобы здесь был лагерь польских войск " . Незадолго до войны 1812 года один из Карабановых попал под суд из-за донесения, посланного в Санкт-Петербург военным губернатором Смоленска, графом, генералом от кавалерии С.С. Апраксиным, инспектировавшего в 1807 году дороги губернии. В частности он докладывал и о " беспорядках, произошедших по случаю исправления в Вяземской округе отведенного помещику Карабанову на участке через речку Ужицу моста и гатей " . За Карабанова заступился губернский предводитель дворянства С.И.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Поэтому еще в 1848 Духовно-Учебное Управление при Св. Синоде выработало особый устав для учреждавшегося в то время женского духовного училища при Аркадиевском Вяземском монастыре, Смоленской епархии. 2577 Устав этот стал рекомендоваться Св. Синодом и для других, возникавших затем, училищ и наипаче монастырских. Вот эти два устава и были действующими в женских училищах до 1868 года. Правда, они редко где вводились целиком, без изменений и добавлений; но последние были настолько несущественны, касались таких частностей, что не вносили каких-нибудь заметных особенностей в строй заведения. Св. Синод обыкновенно предлагал учредителям и устроителям женских училищ составлять проекты устава, посылая для образца два упомянутые; но раз замечалось какое-нибудь серьезное отступление от них, проекты отсылались обратно для исправления. В виду этого-то и не приходится говорить о разнородности уставов и разнообразии устройства училищ. Нет сомнения, что с каждым годом в жизни училищ возникали всё новые и новые потребности, не предусмотренные уставом, опыт со временем указывал на слабые стороны выработанной организации, требующие исправлений и изменений. Но ведь это обычное и непременное явление в жизни каждого учреждения, особенно на первых порах его существования. Тем не менее, замечаемые слабые стороны, вызывая иногда некоторые улучшения в строе жизни, не влекли за собой изменений или добавлений в действующие уставы. Всё это накоплялось, как материал, который должен был лечь в основу имевшего появиться общего устава 1868 года. Весьма возможно, что г. Преображенский, делая свое замечание, опирался на дальнейшие слова отчета, которые он вслед за сим и выписывает, напрасно только нарушив тесную связь речи заимствованного места. Слова эти следующие: «При таком разнообразии устройства женских духовных училищ, училища эти не могли приносить всей ожидавшейся от них пользы в отношении умственного —243— и нравственного образования девиц духовного звания». 1 ) Но, обратясь к отчету, легко убедиться, по связи с предыдущим, что слова эти имеют отношение ко всем вообще женским духовным училищам, а не к одним только епархиальным, как постарался приурочить их г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Достоевский в письме Каткову (апрель 1866 г.) заметил о том: «...нигилисты и сами по себе на всё способны. Учение «встряхнуть всё , чтоб, по крайней мере была tabula rasa (чистая доска) для действия»,— корней не требует. Все нигилисты суть социалисты. Социализм (а особенно в русской переделке)— именно требует отрезания всех связей. Ведь они совершенно уверены, что на tabula rasa они тотчас выстроют рай» 97 . Хороши ли окажутся «дворцы» в вожделенном раю— речь о том в своём месте. Православный человек знает: сама идея такого «рая» не просто утопия, но ересь. Однако не безбожникам же было то понять. Фигура Базарова трагична и одиночеством его. Правда, сам он заявляет Кирсанову: «Нас не так мало, как вы полагаете» (3, 217),— однако в романе у него нет ни одного единомышленника. Лишь карикатурные Ситников да Кукшина, «эта прогрессивная вошь, которую вычесал Тургенев из русской действительности» (Достоевский), да ещё Аркадий, временный и случайный попутчик. О Ситникове и Кукшиной прислушаемся также ко мнению Писарева: «...у нас... не перечтёшь того несметного количества разнокалиберной сволочи, которая тешится прогрессивными фразами, как модною вещицею, или драпируется в них, чтобы скрыть свои пошленькие поползновения» 98 . Стремлением к бездумному и безудержному «прогрессу» они примазываются к любому движению, и в конце концов монополизируют право на любой прогресс. Эта либеральная чернь весьма деспотична ко всякому несогласию с нею, стремясь опорочить, задавить, уничтожить то, что встаёт на пути её разрушительной бесовской деятельности. Именно о них сказал Вяземский: «Свободной жизни коноводы восточным деспотам сродни». «Свобода» же их есть лишь новое рабство— «рабство у передовых идеек», как метко определил Достоевский. Однако сами «передовые идейки»— лишь отражение комплекса идей, сфабрикованных мощным умом Базарова и ему подобных. Господство голого практицизма, идеал единообразия, выдвижение арифметической премудрости в роли высшей истины, отрицание высших духовных потребностей человека, пренебрежение красотою— всё это некрепкие умом ситниковы и кукшины измыслили отнюдь не самостоятельно, их способностей хватает лишь на то, чтобы ещё более упростить и вульгаризировать продиктованное им.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Некоторые черты старостуденческого быта мне известны из рассказов других и врезались в моей памяти из впечатлений, полученных мною от студентов, занимавшихся со мною еще до моего поступления в гимназию. Львовский дом, в котором мы жили в конце пятидесятых годов, был настолько обширен для нашей семьи, что мне с «господином учителем» отдавалась довольно просторная угловая комната, в которой легко уставлялись для случайных гостей одна, даже и две кровати. Отец мой, всегда друживший с молодежью, смотрел сквозь пальцы на собрания студентов в моей комнате, хотя время то в кругу молодежи было довольно уже возбужденное позором нашей администрации в Севастополе, слухами о предстоящем освобождении крестьян и первыми проблесками русского более свободного и обличительного печатного слова. Известные «Мысли русского» я читал в тетради, написанной рукою моего отца, «Колокол» Герцена уже гудел очень сильно, и номера его часто бывали в столе отца, а всякие «Воззвания к молодому поколению», «Великорусы» и т.п., как и запальчивые стихотворения, прочитывались при мне товарищами моих менторов. Известная щаповская панихида 147 прошла чуть не на моих глазах, так как под предлогом прогулки на кладбищенскую «куртину» эти менторы взяли меня с собою. Конечно, я ничего не понял из того, что говорилось в восторженно-возбужденных, неудержимых речах, но мой последний «учитель» Аркадий Афанасьевич Бирюков крепко пострадал и, оказавшись «неисправимым», совсем погиб, несмотря на свои дарования. Я помню и собрание студентов, горестно обсуждавших в моей комнате первое закрытие Казанского университета при попечителе князе Вяземском. 148 Вид университета, оцепленного солдатами, и случайно донесшаяся через открытую форточку фраза тогдашней песни «…становые били» (мне уже знакомой сполна) произвели на меня неизгладимо тяжелое впечатление. Помню совершенно расстроенного моего отца в эти дни. Помню и ошеломившее нас известие об увозе куда-то Аркадия Афанасьевича Бирюкова. Помню и совершенно случайную для меня минуту, когда только что вышедшие из дверей тюрьмы студенты бросились обнимать и целовать всех, чуть не караульных солдат. Они не верили своему освобождению, они братались между собою, не помня себя от радости, они плакали, молились.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Расспросы об иконе с вновь сделанной подписью архимандрит Питирим послал (в 1679 г.) к митрополиту на Крутицу (вероятно, к Варсонофию, впоследствии Тверскому митрополиту), в ведении коего тогда была Вязьма. Митрополит потребовал к себе икону пр. Аркадия для свидетельства, а также и икону Аркадия из Спасского Нижнего (Вяземского) монастыря, что, по заказу братии оного и граждан, была писана и прислана из Торжка (т. е. икону пр. Аркадия Новоторжского) да и «канун (службу) Аркадию, который прислан из Торжка, прислать с той же иконой». Видно, что в Вязьме был свой местный святой Аркадий, но он не был прославлен, хотя была и древняя его икона (по показанию старца Спиридона). Была попытка (в 1594 г.) при Спасском монастыре (в Вязьме) у церкви происхождения древ Честного Креста пристроить и придел ( церковь ) во имя Аркадия (своего, а не Новоторжского: см. История г. Вязьмы И. Виноградова , стр. 48). Жители Вязьмы верили в заступничество за них пред Богом пр. Аркадия (Вяземского); ему приписывали спасение города (Вязьмы) в 1661 г. от разорения Литвы. В житии Аркадия Вяземского об этом событии записано такое предание: «И видеша литовские вои едуща на сером коне от Вязьмы юношу», и когда он подъехал к литовским полкам, то многих литовских людей сёк мечем, так что никто с ним не мог сразиться, причём запретил им идти на Вязьму, угрожая, что если вы не послушаете меня, то все погибнете: «меч гнева пояст вы». На вопрос литовцев: кто он? Юноша ответил: «я Аркадий, град этот моё отечество» (там же, стр. 57). Но, несмотря на всё это, пр. Аркадий не был канонизован, и Вяземцы, воспользовавшись открытием в Торжке тезоименитого их Аркадию святого Аркадия, ученика пр. Ефрема Новоторжского, допустили фальсификацию подписи на иконе пр. Аркадия Вяземского. Вероятно, с того времени (с 1677 г.) стали писать иконы пр. Аркадия Вяземского с прибавлением и Новоторжского. А в Торжке стали изображать своего пр. Аркадия уже не по «Иконописному Подлиннику» (см. выше), а по изображению Аркадия Вяземского, т. е. не в клобуке и монашеском одеянии, а в мирской одежде (короткой) и с голыми ногами и даже с ветвью в руке. На иконе «Собор Тверских Святых» пр. Аркадий Новоторжский изображён юношей, в молитвенном положении, правая рука приложена к груди, а левая опущена вниз; в одежде, скорее мирской, чем иноческой (вроде короткого послушнического подрясника). Мощи пр. Аркадия закрыто покоятся в Борисоглебском Новоторжском монастыре, на левой стороне, в серебряной раке; внизу под собором (в подвале) устроена часовня, над местом, где был погребён пр. Аркадий по смерти. Во имя его устроен в монастырском соборе престол. Есть ему служба и акафист, с весьма скудными историческими сведениями о нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

(† 1592 или нач. XVII в.?), прп. (пам. 11 июля и в неделю перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых). История изучения жития и канонизации А. В. сложна и противоречива. Нек-рые агиографы XIX-XX вв., следуя сложившейся в кон. XVII в. в Вязьме традиции, необоснованно отождествляли А. В. с прп. Аркадием Новоторжским ( 1077). Вяземский краевед И. П. Виноградов, опираясь на рукописные записи о житии А. В., хранившиеся в XIX в. у жителей Вязьмы (фрагменты опубликованы в книге Виноградова и в «Историко-статистическом описании Смоленской епархии»), утверждал, что родившийся и почитавшийся в Вязьме прп. Аркадий Вяземский и Новоторжский подвизался в XI в., погребен в новоторжском во имя святых мучеников Бориса и Глеба мон-ре . Однако житие, ценное своей информацией о почитании прп. Аркадия в Вязьме, содержит много серьезных хронологических ошибок и, по мнению Тверского архиеп. Димитрия (Самбикина) , безусловно свидетельствует, что «Аркадий Вяземский - особое лицо от Аркадия Новоторжского». Н. П. Барсуков , основываясь на данных археографии, так же как и архиеп. Димитрий, писал о существовании 2 святых: прп. Аркадия Новоторжского, жившего в XI в., и местного вяземского святого - А. В., к-рый, по данным «Описания о российских святых» по списку Погодина (РНБ), преставился в 1592 г. Архим. Леонид (Кавелин) также отличал А. В. от прп. Аркадия Новоторжского, однако отождествил А. В. с прп. Аркадием Дорогобужским (Святая Русь. 497, 776). Архиеп. Сергий (Спасский) отметил сложность проблемы и объединил сведения о 3 рус. святых Аркадиях в одной статье. Определенную ясность в этот вопрос вносит «Описание о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.), в к-ром указаны 3 преподобных Аркадия: «преподобный отец Аркадий затворник, Дорогобужский чудотворец», среди «святых града Дорогобужа» (С. 86), преподобный Аркадий, келейник прп. Ефрема Новоторжского, среди «святых града Торжка» (С. 183) и «преподобный Аркадий затворник, Вязниковский чудотворец», среди «святых града Вязьмы» (С. 215). В совр. практике РПЦ А. В. отождествлен с прп. Аркадием Новоторжским.

http://pravenc.ru/text/76054.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Аркадий Новоторжский, Вяземский, прп. Описания иконы Аркадий Новоторжский, Вяземский, прп. - житие Преподобный Аркадий Новоторжский, Вяземский. Дни памяти (н.ст): 24 июля, 27 августа, 26 декабря. Статья из книги «Тверской патерик: краткие сведения о тверских местно чтимых святых» (Текст передается буквами современного гражданского алфавита. Пунктуация ставится по современным синтаксическим правилам) «О сем святом известно только то, что был учеником Св. Ефрема и скончался в г. Торжке, в Тверском губернии, так как гробница его находится в Борисоглебском монастыре: он изображается и вместе с преподобным Ефремом и отдельно, в виде юноши, в монашеском одеянии. У русских агиологов о преп. Аркадии, ученике св. Ефрема Новоторжского, много недоуменного и спорного, — одни признают одного только преп. Аркадия (И. Виноградов, «Преп. Аркадий Вяземский Новоторжский чудотворец», Тверь, 1905). Другие — двух святых с именами: Аркадия Новоторжского и — Вяземского (см. Месяцеслов русск. святых архиеп. Димитрия, июня 11-го); третьи — трех: Аркадия Вяземского, Аркадия Новоторжского и Аркадия [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Декабрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 4242.jpg:   Размер: 361x1200, 0.43 MPix, 62 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (169) , (5) . Описание: [Россия. XVII-XIX.] Прп. Аркадий Новоторжский. Рисунок из лицевого иконописного подлинника. Россия. XVII-XIX века. РНБ, Собр. Вяземского. Q 154. Файл 4243.jpg:   Размер: 412x1200, 0.49 MPix, 43 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (166) , (5) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4245.jpg:   Размер: 601x669, 0.4 MPix, 74 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (167) , (4) . Описание: Икона. " Св. Преподобный Аркадий Вяземский чудотворец " Период создания: 1911 - 1914 гг. Материал, техника: бумага, краска, хромолитография Размер: 12,1 х 14,7 см Место создания: г. Одесса Номер в Госкаталоге: 11960438 Номер по ГИК (КП): ЧКМ-5389/18 Инвентарный номер: Г-254 Местонахождение Муниципальное бюджетное учреждение " Чердынский краеведческий музей им. А.С.Пушкина " Икона цветной печати, малой прямоугольной формы (по типу открытки), создана в рамках иконописного ка[...] Файл 33901.jpg:   Размер: 668x800, 0.53 MPix, 70 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (93) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1259

Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский родился в начале XI века в старинном русском Городе Вязьме (Смоленская область) в благочестивой семье. С детских лет воспитывая святого Аркадия в глубокой вере, родители научили его строгой молитве и послушанию. Кроткий, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Жил он где придется, питался подаянием. Он любил уединенную ночную молитву, за которой проводил многие часы, стоя на большом плоском камне посреди лесной поляны. Блаженный Аркадий почти все время пребывал в молитвенном молчании, когда же говорил, его немногословная речь была исполнена христианского смирения и любви. Юноша давал мудрые советы, предсказания его всегда сбывались. После того как вязьмичи стали свидетелями чудес, совершенных по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая людской славы, удалился из родного города в верховья реки Тверцы. Там поселился он в странноприимном доме, устроенном его духовным наставником преподобным Ефремом (†1053; память 28 января и 11 июня) вблизи города Новый Торг (впоследствии г. Торжок Тверской, ныне Калининской, области). Блаженный Аркадий разделял труды преподобного Ефрема Новоторжского, помогал ему в сооружении первого на Руси храма во имя святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (†1015, общая память 2 мая). Храм стал соборной церковью новоустроенного Борисоглебского монастыря. Блаженный Аркадий принял иночество, остался в этом монастыре и жил в послушании своему духовному отцу – игумену новой обители. Преподобный Аркадий не пропускал ни одной Литургии, являясь к заутрени первым, вместе с преподобным Ефремом и во всем следуя его примеру. Он трудился в обители наравне с другими иноками, а ночи по-прежнему проводил в коленопреклоненных молитвах и слезах. После кончины преподобного Ефрема, преподобный Аркадий еще много лет подвизался в Борисоглебском монастыре, пребывая в молитве, посте и молчании. Точное время его кончины неизвестно (по некоторым данным 13 декабря 1077). Преподобный Аркадий был погребен в соборном храме монастыря, в деревянном гробе на правой стороне храма. Его святые мощи, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля 1677 года. Прославлению преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского предшествовали чудесные его явления в 1525 и 1661 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Аркадий Новоторжский, Вяземский, прп. - житие Преподобный Аркадий Новоторжский, Вяземский. Дни памяти (н.ст): 24 июля, 27 августа, 26 декабря. Статья из книги «Тверской патерик: краткие сведения о тверских местно чтимых святых» (Текст передается буквами современного гражданского алфавита. Пунктуация ставится по современным синтаксическим правилам) «О сем святом известно только то, что был учеником Св. Ефрема и скончался в г. Торжке, в Тверском губернии, так как гробница его находится в Борисоглебском монастыре: он изображается и вместе с преподобным Ефремом и отдельно, в виде юноши, в монашеском одеянии. У русских агиологов о преп. Аркадии, ученике св. Ефрема Новоторжского, много недоуменного и спорного, — одни признают одного только преп. Аркадия (И. Виноградов, «Преп. Аркадий Вяземский Новоторжский чудотворец», Тверь, 1905). Другие — двух святых с именами: Аркадия Новоторжского и — Вяземского (см. Месяцеслов русск. святых архиеп. Димитрия, июня 11-го); третьи — трех: Аркадия Вяземского, Аркадия Новоторжского и Аркадия Дорогобужского (у архим. Леонида «Св. Русь», под Аркадий Затворник, Дорогобужский чудотворец; под Аркадий, келейник преп. Ефрема Новоторжского и — под Аркадий Вяземский затворник чудотворец). И, пожалуй, с течением времени к ним присоединятся еще Аркадий Болдинский и/Аркадий/Вязниковский… Трудно разобраться в спутанных сказаниях об ученике преп. Ефрема Новоторжского. Очевидно, что Аркадия Вязниковского смешивали (Погодин, архиеп. Сергий в I изд. Месяцеслова, Барсуков и др.) с Аркадием Вяземским (г. Вязьма — в Смоленской, а г. Вязники во Владимирской губернии, два города отдельно существующих). Г. Стромилов, знаток Владимирских церковных древностей, пишет (см. Владимир. Еп. Ведомости, 1884 г., «При тщательных поисках в Вязниковском и в смежных с этим уездах такого местно чтимого угодника Божия Аркадия нигде не оказалось, и писавшие описания русских святых сделали описку и назвали Вязниковским Аркадия Вяземского…»

http://pravicon.com/info-1814

Аркадиевский вяземский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Аркадиевский вяземский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Во время Отечественной войны 1812 г. ц. Всемилостивого Спаса и богадельня были разорены. Возрождение общины связано с трудами Н. К. Павловой, избранной в 1814 г. начальницей. По благословению прот. Троицкого собора Горанского Павлова посылала сестер собирать пожертвования на восстановление общины. На собранные средства к дек. 1814 г. Спасская ц. была восстановлена и вновь освящена: нижний теплый храм - во имя прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского, верхний - во имя Всемилостивого Спаса. Во время пребывания в Вязьме в мае 1827 г. имп. Николая I Павлова обратилась к нему с просьбой преобразовать общину в жен. общежительный мон-рь; для этой цели жители Вязьмы пожертвовали 11 480 р. Указом Святейшего Синода от 1 окт. 1832 г. община, объединявшая 43 сестры, стала мон-рем, 11 дек. состоялось его открытие. В 1833 г. Павлова была пострижена в монашество с именем Нимфодора, но по старости отказалась от игуменского сана. Игуменией была назначена казначея смоленского Вознесенского мон-ря Августа (Ширинская-Шихматова), пожертвовавшая в А. в. м. свое состояние. В 1848 г. игум. Августа открыла при А. в. м. уч-ще-приют для девиц духовного сословия на 20 чел., переведенное в 1853 г. в Смоленск. Благодаря заботам игумении был надстроен 2-й этаж монастырского корпуса, построен каменный двухэтажный дом с трапезной и кухней, житница с погребом, скотный двор, вся обитель обнесена высокой каменной стеной с башнями, Святыми вратами и 2 хозяйственными воротами. В 1836 г. указом имп. Николая I находившаяся близ мон-ря Спасская башня (возведена в 1631-1634) древней Вяземской крепости была передана обители и отремонтирована на средства купца И. П. Неронова. Впосл. башня использовалась под кладовые и погреба мон-ря. В 1842 г. ц. Всемилостивого Спаса была перестроена, в ней были освящены 2 сев. придела: на нижнем этаже - в честь Покрова Пресв. Богородицы, на верхнем - в честь Ахтырской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/76014.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010