«Честь ему и слава!», – восклицает Соколов, но с досады ставит кляксу (Л. 20). Ернштедт в своем письме очень ругал и исправлял Юргевича, – Соколов считает, что «основательно и превосходно», и пишет (Там же), что и Наук тоже исправлял Юргевича. Федор Федорович (по совету Кедрова) поднял на факультете вопрос о продлении командировки Ернштедту для работы над рукописями Италии и советовал ему обратиться в департамент с прошением о пособии на обратную дорогу, поскольку после двух лет пребывания в Греции Ернштедт хотел заехать в Петербург (письма от 13 октября и 10 ноября 1881 г. Л. 21–24). Обсуждается вопрос о кандидатуре преемника на место Ернштедта: решено в конце концов, что ему на смену поедет Корольков, хотя его здоровье вызывает серьезные опасения, а вскоре подойдет очередь Никитского – этот и способный, и здоровый (Там же). В конце письма от 10 ноября Соколов доверительно и грустно пишет: «Сегодня мне стукнуло 40 лет... Никому не говорите». Три следующих письма датируются 1882 г. (от 30 января, 7 февраля и 19 мая. Л. 25–31): разбираются письма Виктора Карловича, статьи, надписи, восстановления; Соколов очень хвалит молодого исследователя и, обсуждая статью Ернштедта о Саламинской битве, 1624 высказывает о ней свое собственное мнение, идущее вразрез с Фукидидом. В письмах 1890–1902 гг. больше всего места уделяется вопросам печатания их автора в ЖМНП (оттиски, гонорар, корректуры, немецкие резюме его исследований, рецензии и пр.); обсуждаются также научные (восстановления надписей), учебные и личные дела. 23 декабря 1900 г. Соколов благодарит своего адресата за деятельную роль в избрании его в члены-корреспонденты АН. Столь часто упоминаемый в письмах Ф. Ф. Соколова и столь им ценимый Василий Васильевич Латышев, будучи историком и филологом-классиком, а также эпиграфистом соколовской школы, отдал византиноведческим штудиям, как считает автор обстоятельного очерка о нем И. В. Тункина (РНРВ. С. 172–288), более 20 лет своей жизни. Однако если вести отсчет от его первых контактов (1887 г.) и совместной работы с А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После горьких жалоб на монахов потворство епископов и на несправедливость поддержки, какую им оказывали губернаторы, Ливаний частью опровергает те обвинения, какие представляли христиане против язычников, а частью старается доказать необходимость существования языческих храмов и неосновательность доводов в пользу разрушения последних. Христиане, разрушая храмы, опирались на то, что язычники совершают в них жертвоприношения и тем самым преступают императорские приказы. Ливаний пытается снять это обвинение, замечая, что обряды, за которые их упрекают, не суть истинные жертвоприношения, а простые пиршества (convivia), но доказательства его по данному пункту слабы и туманны и скорее свидетельствуют против него, чем за него 2032 . Далее Ливаний считает неосновательным доводом христиан, что разрушение храмов скорее обратит язычников в христианство. Общая его мысль могла бы сделать честь даже христианам: «не должно принуждать к религии, а убеждать» 2033 . Разрушение храмов, понятно, и было тем принудительным способом, каким христиане хотели навязать свою религию язычникам. Спутниками такого обращения, по мнению Ливания, необходимо должны быть: или лицемерие, или атеизм. Новообращенные, – говорит Ливаний, – действительно «ходят в храмы (христианские), но, попадая в толпу молящихся, или никого не призывают или богов. Как в трагедиях артист, выступающий в роли тирана, не тиран, хотя и был за него, так каждый из этих остается неподвижным в язычестве, но считается теми (христианами), что он уже сдвинулся. Итак, что хорошаго, если слово бывает, а дело отсутствует? Что безумствуете против храмов? Если не можете убеждать, зачем прибегаете к насилию?» 2034 . «Но говорят, – продолжает Ливаний, – не полезно присутствие на земле храмов, даже для людей на ней». Ливаний опровергает это указанием на исторические примеры – на Агамемнона, Иракла, на Марафонскую, Саламинскую битвы и т. п. В фактах жизни этих лиц и в историях этих битв, по мнению ритора, не трудно приметить участие помощи богов, подаваемой в храмах чрез жертвы 2035 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5). 5 Фрагмент Еврипида, известный только из Афиногора. Ср.: Финикиянки. 86–87. 6 Фрагмент Еврипида, часто цитируемый апологетами, ср.: Климент Александрийский. Протрептик. II, 25, 3; VII, 74, 1. 7 Фрагмент приводится у Плутарха как относящийся к трагедии «Меланипп». См. этот стих в: пс. — Иустин. О единовластии. 5. 8 См. в: пс. — Иустин. Увещании к эллинам гл. 18 и О единовластии гл. 2. 9 Лисий и Опсим — последователи Пифагора, о которых упоминает Ямвлих (Жизнь Пифагора. 36). 10 Число десять называется четверочастным, потому что один, два, три и четыре будучи сложены, составляют десять. 11 См. Тимей. 28c. Ср. Иустин. Апология II, 10. 12 См. Тимей. 41a 13 Κατ ξτασις λογισμου: подобное выражение встречается у Иустина (Разговор с Трифоном. гл. 115: εν εκστσει), и Тертуллиана (Против Маркиона. IV, 22). 14 Ср. Исх. 20:2–3; Пс. 88:7 15 Точнее: силу в единстве (εν τη ενσει δυναμιν) 16 Платон. Горгий. 523c–524a. 17 Эти слова взяты из Гомера (Илиада. XVI, 672). См. об этом у Афиногора. О воскресении. 16, 5. 18 Гомер. Илиада. IX, 499–501. 19 Келей и Метанир были родители Триптолема, у которых Церера во время поисков дочери своей Прозерпины пользовалась гостеприимством. 20 Эти имена вероятно вставлены в текст переписчиками. 21 О Филиппе, родом кротонце, который по смерти был удостоен божеской почести, см. Геродот. V, 47. 22 Онесил был брат Георгоса царя саламинского, на острове Кипр. Геродот. V,104 и сл. 23 Гамилькар — карфагенский царь, бросившийся в огонь после поражения под Сиракузами. Геродот. V II, 167. 24 Государство. 269d. 25 Геродот. Ист. II. 53. 26 Саврий и Кратон известны только по этому упоминанию. 27 См. у Плиния. XXXV. 12. 28 Безгрудой 29 Гомер. Илиада. ХХ, 131. 30 Гомер. Илиада. XII, 302. 31 Гомер. Илиада. XIV, 246. 32 Орфический фрагмент 57 (Kern). 33 Платон. Тимей. 17d. Ср.: пс. — Иустин. Увещание к эллинам. 22. 34 Орфический фрагмент 167 (Kern). 35 Гомер. Илиада. IV, 23. 36 Гомер. Илиада. IV, 24. 37 Гомер. Илиада. XXII, 168. 38 Гомер. Илиада. XVI, 433–434. 39 Гомер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Участие архиепископа Чилийского Леонтия (Филипповича) в хиротонии следующих «флоринитских» иерархов (1962 г.): 1 . Парфения (Скурлиса), епископа Кикладского; 2 . Акакия (Паппаса-младшего), епископа Диавлейского; 3 . Хризостома (Наслимиса), епископа Магнезийского; 4 . Авксентия (Пастраса), епископа Гардикийского; 5 . Геронтия (Маргиолиса), епископа Саламинского. Рукоположение архиепископом Чикагским Серафимом (Ивановым) и архиепископом Чилийским Леонтием (Филипповичем) «флоринитского» архимандрита Петра (Астифидиса) во епископа Асторийского (1962 г.); Официальное признание Синодом РПЦЗ действительности хиротонии епископа Талантийского Акакия (Паппаса-старшего) (1967 г.); Официальное признание Синодом РПЦЗ действительности хиротонии епископа Асторийского Петра (Астифидиса) (1968 г.); Официальное подтверждение Синодом РПЦЗ каноничности «флоринитской» иерархии и установление церковного общения с «флоринитским» Синодом (1969 г.); Период евхаристического и канонического общения РПЦЗ с «флоринитским» Синодом ЦИПХ Греции в 1969–1978 гг.; Рукоположение иерархами «флоринитского» Синода ЦИПХ Греции священника Жана Роша, клирика Женевской и Западно-Европейской епархии РПЦЗ, во епископа Лиссабонского (1978 г.). 2. Церковное общение «матфеевского» Синода ЦИПХ Греции с РПЦЗ: Дополнение сомнительных «матфеевских» хиротоний посредством символических руковозложений («хиротесий») иерархами РПЦЗ, повлекшее установление церковного общения «матфеевского» Синода с РПЦЗ (1971 г.); Период евхаристического и канонического общения РПЦЗ с «матфеевским» Синодом ЦИПХ Греции в 1969–1976 гг. 3. Образование «каллистовского» Синода ЦИПХ Греции (1979–1986 гг.): Разрыв церковного общения «флоринитского» Синода с РПЦЗ повлек формирование «каллистовского» Синода ЦИПХ Греции, ставившего своей целью восстановление общения с РПЦЗ (1979); Официальное заявление Синода РПЦЗ о дистанцировании от церковного общения с греческими старостильниками вплоть до устранения внутренних разделений среди последних (1979 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По поводу его, приходит на память и другой курьезный рассказ, еще менее свидетельствованный, чем тот, и тоже приурочиваемый к этим местам. Где-то я читал или просто сдышал, что когда фальшивые крестоносцы, овладев Константинополем, расхищали его святыню, то взяли между прочим и престол из церкви Св. Софии, весь из золота и драгоценных каменьев, и повезли его в свою Италию, но чуть отдалились от христианских (Греческих) берегов, как случилась страшная буря, потопившая и корабль, и престол. С тех пор на месте крушения судна и доселе будто бы плавает елей и благоухает ладан. Третий, самый интересный случай, имевший место тоже где- то здесь и, притом, в более глубокой древности, потерял уже для меня весь свой исторический облик. Помнится одно, что какое-то (еще раз!) судно, проходя Ионийским морем, вдруг остановилось, и с неба в уши всех прогремел голос: Бог умер! Случилось же это будто бы в день смерти Господней, при Тиверии Кесаре 381 . Как не назвать после сего этот лоскуток Средиземного моря ничем же меньшим в стольких именитых пунктах его – Саламинском, Актийском, Лепантском, Чесменском, Наваринском... Ему бы носить имя Архипелага, а не Козьему (Эгейскому) морю, известному только соблазнительными похождениями эллинских богов и героев! В Гайской пристани острова Паксо мы простояли всего минут 30 и понеслись далее, напутствуемые слабым ветерком, о котором так пришлось пожалеть нам, имеющим преимущество спать в каютах. Духота была почти банная. Попытка приютиться где-нибудь с подушкой на палубе, не повела ни к чему. Там яблоку негде было упасть. Все занято было людом, не имевшим где главы подклонити. На рассвете, чуть я охвачен был желанною дремотою, над головой прогремела якорная цепь. Мы пришли в Кефалонию. Дорогое имя, привлекавшее из детства мое воображение, не подняло измученного бессонницей тела на ноги. Кстати, в кают-компании я расслышал суровый лаконизм Г. Зото: Δ ξω χι! т. е. нет позволения сходить на берег, что окончательно заставило меня предаться сну. Таким образом, я не видел Кефалонской столицы Аргостоли, о чем теперь, конечно, жалею.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

148 Свободные жители городов (кроме Спарты), которые пользовались гражданской, но не политической свободой. 149 Афины были захвачены персами дважды, сначала Ксерксом, до сражения при Саламине, затем Мардонием, перед битвой при Платеях. 150 Граждане, не бежавшие со всеми, остались охранять крепость. Они забаррикадировали двери и подступы к цитадели, и защищались долго. Персы подожгли баррикады огненными стрелами, но, наконец, персы, обнаружив узкую тропу с противоположной стороны, поднялись наверх и открыли ворота святилища. Когда афиняне увидели врагов наверху, на акрополе, то одни из них ринулись вниз со стены и погибли, другие же нашли убежище внутри святилища. Персы же, поднявшись наверх, прежде всего, направились к воротам святилища и открыли их; затем они умертвили защитников, моливших о спасении. Когда со всеми защитниками акрополя было покончено, персы разграбили святилище и предали огню весь акрополь. (Геродот, История, VIII, 52–53). 152 Знаменитое Саламинское сражение состоялось перед тем как персы хотели присоединить Саламин, 28 сентября 480 г. до н. э. Современные исследователи оценивают флот Ксеркса, который принимал участие в морском сражении, в 500–800 кораблей, греческих кораблей было 373. 153 Из персепольских документов нам известно, что в 467 году до н. э., то есть за 2 года до убийства Ксеркса, в Персии царил голод, царские амбары были пусты и цены на зерно повысились в семь раз по сравнению с обычными. Чтобы как–то успокоить недовольных, Ксеркс в течение года сместил около ста государственных чиновников, начиная с самых высокопоставленных. В августе 465 году до н. э. Артабан и Аспамитра, по–видимому, не без происков Артаксеркса, младшего сына Ксеркса, убили царя ночью в его спальне. Точная дата этого заговора зафиксирована в одном астрономическом тексте из Вавилонии. В другом тексте из Египта говорится, что он был убит вместе со своим старшим сыном Дарием. Ксеркс находился у власти 20 лет и 8 месяцев и был убит на 55 году своей жизни. 154 Плутарх, Артаксеркс, 16: «Казнь эта заключается в следующем. Берут два в точности пригнанных друг к другу корыта и в одно из них навзничь укладывают осужденного, а сверху накрывают вторым корытом, так что наруже остаются голова и ноги, а все туловище скрыто внутри. Потом человеку дают есть, и если он отказывается, колют иголкой в глаза и так заставляют глотать. Когда он поест, в рот ему вливают молоко, смешанное с медом, и эту же смесь размазывают по всему лицу. Корыто все время повертывают так, чтобы солнце постоянно светило пытаемому в глаза, и неисчислимое множество мух облепляет ему лицо. А так как сам он делает все то, что неизбежно делать человеку, который ест и пьет, в гниющих нечистотах скоро заводятся черви, которые заползают в кишки и принимаются грызть живое тело. Когда же наконец приходит смерть и верхнее корыто снимают, все мясо оказывается уже съеденным, а внутренности так и кишат этими тварями, неутомимо пожирающими свою добычу».

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

В другом месте апостол укоряет Коринфян за благосклонность к людям разоряющим их: «любезно бо приемлете безумныя, мудри суще. Приемлете бо, аще кто вас порабощает, аще кто поядает, аще кто (не в лепоту) проторит» 58 . Он вполне законно противопоставляет свое бескорыстное проповедническое служение корыстолюбивой деятельности этих учителей. «Несмы, якоже мнози, нечисто проповедующие слово Божие, но яко от чистоты» 59 . Остров Кипр Первым местом проповеднической деятельности апостолов Павла и Варнавы, во время их совместного проповеднического путешествия, был о. Кипр. О. Кипр был сенаторской провинцией римской империи и состоял под введеньем римского проконсула. Во время прибытия апостолов таким проконсулом был Сергий Павел, – имя которого, как думают, апостол Павел усвоил себе. Может быть, это был тот Сергий Павел, на которого, как на авторитета, постоянно ссылается Плиний, описывая о. Кипр в физическом и политическом отношении 60 . Прибрежье острова издавна славилось своей плодоносностью и своею торговой деятельностью. На нем было несколько торговых городов. Восточная гавань острова, к которой имели обыкновение приставать идущие из Сирии корабли, была Саламин, с замечательным храмом Юпитера Саламинского. Здесь вероятно и апостолы впервые вступили на берег острова. Главный город острова, резиденция проконсула, где также были апостолы, напротив находился на самой западной стороне, куда, прежде всего, могли доходить известия из Рима. Это был древний знаменитый город Пафос, где прорицающая богиня сообщала вопрошающим свои предсказания. Предсказаний этой богини не усомнился вопросить даже император Тита, в критическое для себя время 61 . Здесь была школа предсказателей, мудрость которых переходила из рода в род путем хранимого в тайне предания 62 . Выло еще третье языческое святилище на острове – святилище Венеры Амафузии. Язычество вообще было здесь очень сильно, и жители долго употребляли все свои усилия, чтобы отстоять за своими храмами право убежища 63 . Но вместе с тем на острове было много иудеев, которые, в виду грубых культов язычества, твердо держались своих обрядов и имели не мало прозелитов 64 . Вероятно главным образом проповедническая деятельность здесь принадлежала Варнаве, так как остров был его родиною и все на нем было ему знакомо. Апостол Павел, избегавший созидать на чужом основании, при начале второго путешествия не пожелал вторично побывать в Кипре. Памфилия Памфилией назывались собственно южные склоны Тавра, лежание к западу от Киликии: – узкая береговая полоса между горной частью Писсидии и Средиземным морем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Все сочинения Конта представляют из себя сплошной гимн в честь Человечества. Истинною точкою зрения на человеческую жизнь он считает не исключительно индивидуальную, но преимущественно социальную, ибо – с совершенною определённостью высказывает Конт свой знаменитый парадокс – человек, собственно говоря, есть в сущности чистая абстракция; реально существует лишь человечество, особенно в отношениях интеллектуальном и моральном 8 . Основное предположение позитивной философии – единство человеческого рода и непрерывность исторической эволюции. Человечество есть единый организм; его развитие – развитие одного народа, или индивидуума. Параллель между развитием индивидуума и развитием человечества – полная. Отсюда следует самая решительная солидарность человеческого рода, –и Конт особенною заслугою позитивной философии, отличающею ее выгодно от теологического и метафизического мировоззрений, считает то, что она воспитывает чувство солидарности (le sentiment de la solidaritö). «Общее преобладание в социально-научных занятиях исторического метода, в строгом смысле этого слова, имеет то счастливое свойство, что он сам по себе развивает социальное чувство, поскольку он выставляет в полном свете то неизбежное, столь же прямое, сколь и непрерывное, сцепление различных событий человеческой жизни, которое ныне внушает нам непосредственный интерес к самым отдалённым из них, так как он напоминает нам о том реальном влиянии, какое эти события оказали на своевременное наступление нашей собственной цивилизации. По прекрасному замечанию Кондорсе, ни один просвещённый человек не мог бы ныне подумать, например, о сражениях Марафонском и Саламинском, не представляя тотчас же их важных последствий для современной судьбы человечества» 9 Когда истинное воспитание ознакомит надлежащим образом современные умы с теми понятиями солидарности и непрерывности, которые внушаются позитивным рассмотрением социальной эволюции, тогда глубоко почувствуют внутреннее нравственное превосходство философии, которая связывает каждого из нас с целым существованием человечества, представляемого в совокупности времени и пространства 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

661 . Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора евхаристическая молитва . – М.: Дар, 2007. 662 . Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфием, или Алфавитная Синтагма Матфея Властаря /Пер. с греч. Н. Ильинского. – Симферополь, 1901. 663 . Советы и рассказы Кекавмена. Сочинение византийского полководца XI в.: Под- гот. текста, введение, пер., коммент. Г. Г Литаврина. – М.: Наука, 1972. – 296 с. (Изд. 2-е, перераб, доп. – СПб.: Алетейя, 2003. – 711 с.). 664 . Созомена Эрмия (Саламинского) Церковная история. – СПб., 1861. – 636 с. 665 . Сократ. Церковная история. – Саратов, 1911 (1912). – 464 с. 666 . Сократ Схоластик . Церковная история: Статья и коммент. И. В. Кривушина. – М.: РОССПЭН, 1996. – 368 с. (СПб., 2001). 667 . Сокращение Церковной истории [Филосторгия], сделанное Патриархом Фотием. Отрывок из Филосторгия. Сказание о св. и славном великом и чудотворном Артемии – СПб., 1854//Церковная история Евагрия Схоластика и почетного префекта. – СПб., 1853 (Приложение к «Христианскому чтению»). 668 . Сообщения средневековых грузинских письменных источников об Абхазии/Тексты собр, пер., предисл и комеент. Снабдил Г А. Амичби. Науч. ред. Э. В. Хоштария-Броссе. – Сухуми: Алашара, 1986. – 87 с. [византино-абхазские отношения] . 669 . Софийская первая летопись//Полное собрание русских летописей. – СПб., 1851. – Т 5. – Ч. 6. 670 . Сочинения Блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. – СПб., 1896 (репринт: М., 1996). 671 . Сочинения древних христанских апологетов. – М., 1895. – 272 с. 672 . Сочинения Евсевия Памфила , переведенные с греч. при СПб Духовной академии. – СПб., 1848. – Т 1. – 596 с.; 1850. – Т 2. – 442 с. 673 . Сочинения Константина Багрянородного «О фемах» (De thematibus) и «О народах» (De administrando imperio) с пред. Г Ласкина. – М., 1899. – 263 с. 674 . Среднеболгарский перевод хроники Константина Манассии в славянских литературах/Изд. М. А. Салмина. Введ. Д. С. Лихачева, Коммент. И. С. Дуйчева, М. А. Салмина. – София: БАН, 1988. – 489 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Откуда могло прийти подобное чтение? По свидетельству Епифания Саламинского (Против Ересей или Panarion, 30, 13) в Евангелии, употреблявшемся у эбионитов, сказано, что после Крещения Христа «тотчас великий свет (φως μεγα) осветил это место». Данная идиома — «великий свет» — совпадает с lumen ingens вышеприведенного чтения латинских кодексов. Значит ли это, что данное чтение попало в латинскую традицию из Евангелия эбионитов и вообще традиция «aqua ignita» связана с ними? Не будем торопиться: во-первых, эбионитская традиция слишком локальна, во-вторых, она рано подверглась изоляции как еретическая. Как предполагают некоторые библеисты, африканская традиция связана с «Диатессароном» Татиана и, как мы увидим ниже, это место имеет в «Диатессароне» определенный отклик. B. Свидетельства Oracula Sybillina В числе так называемых иудео-христианских источников следует упомянуть Сивиллины Оракулы, которые создавались в первой половине II века, может быть — на рубеже I–II века . Вот начало шестой главы Сивиллиных оракулов: Сына Бессмертного Великого Досточтимого от души воспеваю, Вышний Родитель Ему же престол передал восприяти, до поры не Рожденному, Когда Он вдвойне поднялся по плоти, волнами Омовенный реки Иордана, который несется белоснежной стопою, волны влача. Он (Сын), выйдя (букв. «избежав») из огня, Первый Бога увидит Сладостного явившегося Духом голубя на белых крыльях Перед нами картина Крещения Христа, Он «вдвойне» подымается по плоти, то есть физически и в смысле прославления. «Омывшись потоками Иордана» и «избегнув огня», в принципе, относятся к одному и тому же событию — Крещению. «Огня избежав» — явный намек на то, что Христос вышел из воды Иордана, ставшей огнем. Вот еще одно свидетельство Сивиллиных оракулов — фрагмент, обращенный к Сыну и связанный с его крещением: Тот, Кто Тебя, Слове, родил, Отец, и Дух, как птица явился, Сильного возвестителя и очищенными водами, Слове, Окропляя крещенье Твое, чрез него ж (т.е. крещение) ты из огня появился Эти свидетельства достойны внимания: как известно, христианские Сивиллины оракулы создавались в Египте с конца I до III века включительно, но 6-е слово, очевидно, было создано в I–II веке, и вероятно связано с традициями и преданиями иерусалимской общины.

http://pravoslavie.ru/67824.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010