33 Евсевий говорит· «Из мучеников Антиохии мы почитаем тамошнего пресвитера Лукиана, который в присутствии императора проповедовал о Небесном Христовом Царстве сначала словесно, в апологии, а затем своими поступками’’. Во второй раз он свидетельствует «Пресвитер Антиохийской Церкви Лукиан, человек прекрасной, строгой жизни, погруженный в священную науку, был приведен в Никомидию, где тогда находился царь. Он выступил перед магистратом с апологией учения, за которое был схвачен; его увели в тюрьму и убили”. Евсевий Памфил . Церковная история, с.306, 323. – А.Сид. 35 По мнению Г. Барди, эта «Апология”, заимствованная Руфином из неизвестных источников и близкая по своему духу аналогичным сочинениям Тертуллиапа и Лактаиция, обладает слишком общими и размытыми чертами, которые почти полностью скрывают индивидуальность ее автора. Поэтому трудно сказать, принадлежит ли она в действительности св. Лукиану См. Bardy G. Recherches sur saint Lucien d’Antiochie, p 133–163. – A. Сид. 36 Вполне возможно, что речь идет o рукописи (или одной из рукописей) «Лукиановской рецензии (редакции)” Священного Писания, о которой речь пойдет ниже. – A. Сид. 37 Данное сообщение св. Епифания, как и соотнесение этого сообщения с «Книгами о вере”, требует критического подхода и вызывает сомнение, ибо не подтверждается другими источниками. – А.Сид. 38 По поводу же этого символа Созомен еще замечает, что данное сочинение «во всем согласно с учением никейских отцов, если только в их словах не скрывается какой-либо неизвестной мне мысли. Не знаю, почему они, отказываясь называть Сына единосущным, признавали Его, однако же, непреложным и неизменным по Божеству, верным образом существа, воли, силы и славы (Божией) и перворожденным всей твари” Церковная история Эрмия Созомена Саламинскаго, с. 171–172. – А. Сид. 39 Ср. мнение А.Спасского (указ соч., с 156) «Вернее полагать, что в основе символа, принятого Антиохийским собором в качестве лукиановскою, лежало вероисповедание, действительно составленное мучеником Лукиамом, но потом переработанное в целях приближения его к господствующему церковному учению, но всякие попытки восстановить его содержание являются более или менее сомнительными”. Г. Барди считает, однако, что указанный символ в основных своих чертах действительно принадлежал св. Лукиану См.: Bardy G. Recherches, p. 85–132. – А.Сид.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

расширенного Синода (Ιερ Διηυρυμνη Σνοδος), состоящего не менее чем из 13 архиереев КПЦ, К-польского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов, к-рый решит, можно ли объявить кафедру предстоятеля КПЦ вакантной и провести выборы нового архиепископа (Ορθοδοξα. 2006. Τεχος 2. Σ. 228). 17-18 мая 2006 г. в Шамбези (пригород Женевы, Швейцария) было созвано заседание Свящ. расширенного Синода под председательством Варфоломея I с участием предстоятелей нек-рых Поместных Церквей: Феодора II, патриарха Александрийского; Игнатия IV, патриарха Антиохийского; Феофила III, патриарха Иерусалимского, а также 9 митрополитов этих Патриархатов и архиереев КПЦ. После докладов митр. Хризостома Пафосского и еп. Никифора Киккского состоялось тайное голосование. Большинством голосов (15 «за», 7 «против»; из 9 кипрских архиереев 6 высказались «против»: Хризостом Пафосский, Хризостом Китийский, Павел Киринийский, Афанасий Лимасольский, Варнава Саламинский, Георгий Арсинойский) архиепископский престол был объявлен вакантным (Απστολος Βαρνβας. 2006. Τ. 67. Τεχος 5/6. Σ. 202-227; Ορθοδοξα. 2006. Τεχος 2. Σ. 227-239). Архиепископ на покое Хризостом I скончался 22 дек. 2007 г. Выборы проводились в неск. этапов и сопровождались острой предвыборной борьбой. За прошедшие годы в результате активной архипастырской деятельности значительно возросли популярность и шансы на избрание самого молодого из кандидатов - митр. Афанасия Лимасольского. 1-й этап выборов (выдвижение 1400 специальных делегатов) прошел 24 сент. 2006 г. Митр. Хризостом Пафосский обеспечил себе голоса 125 специальных делегатов, митр. Хризостом Китийский - 19, митр. Афанасий Лимасольский - 641, еп. Никифор Киккский - 615. На заседаниях Синода 5, 6 и 9 окт. были рассмотрены поданные жалобы и, несмотря на отдельные нарушения, было решено в целом признать итоги голосования действительными (Απστολος Βαρνβας. 2006. Τ. 67. Τεχος 10. Σ. 436-437). 15 окт. 2006 г. прошел 2-й этап выборов, специальные делегаты выдвинули 100 генеральных делегатов, к-рые распределились между 3 кандидатами следующим образом: 46 - за Никифора Киккского (включая голоса 3 сторонников Хризостома Китийского), 45 - за Афанасия Лимасольского, 9 - за Хризостома Пафосского. 20 окт. Свящ. Синод утвердил генеральных делегатов, к-рым вместе с 31 неизбираемыми высшими представителями духовенства предстояло участвовать в выборах (Ibid. Σ. 438).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Архиерейская хиротония состоялась 27 октября 2007 года. Тезоименитство 26 февраля. Преосвященный хорепископ Саламинский Варнава родился в Ано Левкара 8 июля 1931 года. В 1951 году окончил Всекипрскую гимназию, а в 1955 году – богословский факультет Афинского университета. Трудился в качестве проповедника-мирянина и катехизатора на разных приходах Афин и других городов Греции. С 1960 по 1962 год нес послушание в Пафской митрополии, а с 1965 года – в Кипрской архиепископии. 26 октября 1969 года рукоположен в диакона, а 4 октября 1970 года – в пресвитера с одновременным возведением в сан архимандрита архиепископом Кипрским Макарием III. 1 августа 1973 года избран хорепископом Саламинским. Архиерейская хиротония состоялась 12 августа 1973 года. Тезоименитство 11 июня. Епископ Месаорийский викарий Кипрской Архиепископии Григорий (Хаджиураниу) Родился 25 февраля 1968 г. в городе Ларнака Лапитской провинции Киринея. В 1990 г. окончил богословский факультет Афинского университета. Затем обучался в аспирантурах Афинского и Бирмингемского университетов. В 1996 г. получил степень магистра богословия за диссертацию на тему «Структура и герменевтика в словах “О блаженствах” святителя Григория Нисского». Прослушал курс лекций для катехизаторов в Апостольской диаконии Элладской Церкви (1986–1987), лекции по палеографии и эпиграфики в Институте образования Национального банка Греции в Афинах (1988–1991), а также лекции по методологии, истории и теории науки и семинар «Информатика в богословии» в Афинском университете. В православном центре Вселенского Патриархата в Женеве прослушал семинар «Способы противостояния Церкви экологической проблеме». До возвращения на Кипр трудился на кафедре патрологии богословского факультета Афинского университета в качестве научного сотрудника (1990–2000), работал катехизатором в Афинской Архиепископии и был заведующим студенческого общежития Илийской митрополии в Афинах (1992–2000). В мае 2001 г. рукоположен в диакона, а в марте 2002 г. – во прествитера.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

5. СПб., 1895, с. 4 и далее. 177 О нем см.: Backt И. Pachome//Dictionnaire de spiritualite, fasc. LXXVI-LXXVn. Päris, 1983, p. 7—16. 178 См.: De Vogüe Α . Saint Pachome et son oeuvre cTapres plusieurs etudes recentes//Revue d " Histoire Ecclesiastique, t. 69,1974, p. 430. 179 Архимандрит Палладий. Пахомий Великий и первое иноческое общежитие по новооткрытым коптским документам. Казань, 1899, с. 61. 180 См. суждение: «the formal establishment of a communal way of life did not represent a sudden lurch in a new direction». Rousseau Pb. Pachomius. The Making of a Community in Fourth-Century Egypt. Berkeley-Los Angelos-London, 1985, p. 65. 181 См.: Backt Η . Antonius und Pachomius. Von der Anachorese zum Cönobitum//Antonius Magnus Eremita, S. 91. 182 «Пойди, собери всех молодых монахов, живи с ними и управляй ими по уставу, какой дам тебе. Потом, он дал ему медную доску, на которой написано было следующее…». Палладия, Епископа Еленопольского, Лавсаик, или Повествование о жизни св. и блаженных отцев. Почаево-Успенская Лавра на Волыни, 1914, с. 77. 183 Архимандрит Палладий. Указ. соч., с. 53. 184 См.: BacbtH. Antonius und Pachomius, S. 100—107. " См.: The Rule of St. Benedict, p. 28. 185 См.: The Rule of St. Benedict, p. 28. 186 Творения блаженнаго Иеронима Стридонскаго, ч. 4, с. 54—56. 187 См.: BachtH. Pakhomeetsesdisciples(TVesiecle)//Theologie de la vie monastique, p. 47. 188 Святитель Григорий Богослов архиепископ Константинопольский. Собрание творений в 2-х томах, т. 1. Сергиев Посад, 1994, с. 611. 189 См.: GribomontJ. Saint Basile. 6vangile et TEgli se. Melanges, t. l. Abbaye de Bellefontaine, 1984, p. 3—20. 190 Церковная история Эрмия Созомена Саламинскаго, с. 199—200. 191 См.: GnbomontJ. Saint Basile//Commandements du Seigneur et liberation evangelique. Etudes monastiques proposees et discutees a Saint-Anselme, 15—17 Fevrier 1976. Ed. par J. Gribomont. Roma, 1977, p. 94—96; Idem. Saint Basile et monachisme enthousiaste//Irenikon, t. 53, 1980, p. 123—144. 192 См. замечание Ж. Грибомона относительно того, что аскетизм Евстафия не заключал в себе никакой вероучительной ереси («il est fort probable qua Gangres deja l " ascetisme eustathien n " impliquait aucune heresie doctrinale»). Gnbomont J. Le Monachisme au IVe s. En Asie Mineurë de Gangres au Messalianisme//Studia Patristica, v. n. pt. 2,1957, p. 406.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2645...

Мы согласны с H. Grégoire’oм и Kurmz’eм в том, что житие это могло быть написано на о. Кипре и даже в Хитриде; но мы не разделяем их оптимистического взгляда, что житие написано очень образованным автором, знакомым с классиками и даже с философией: мысль, заимствованная из классика, может и не говорит о пользовании подлинником, – она могла быть взята из риторического руководства, которое он усвоил по-видимому хорошо; напротив того, ошибки в грамматическом строе предложений (ср. τς ατο 222, πας νσος 236 и пр. 548 указывают, что мы должны значительно разочароваться в писательской деятельности нашего автора. Далее мы не можем согласиться с г. Grégoire’oм и Курцем и в том, что житие написано вскоре после смерти Димитриана, не позже первой четверти X века. Имени Димитриана не встречается в истории Византии после IV столетия. Такие сложные имена с окончанием на – ανς, как Μαξιμιανς, Διοκλητιανς, Εφημιανς (ср. Εφημα) существовали только в старое время (известен один мученик Δημητριανς в I веке, другой, диакон саламинский, пострадал ок. 306 года), но с VI столетия уже не встречаются в жизни, поэтому уже одно существование в IX в. имени Димитриана вызывает недоумение. В житии слишком много общих мест: бегство от епископского сана, выкуп пленных и т. д.; а обилие этих loci communes свидетельствует о несамостоятельности памятника. Нашествие арабов, приуроченное к концу епископства Димитриана в Хитриде, с точностью не оправдывается. С 867 до 904 года Клир, как находившийся во власти арабов, не мог быть завоевываем; в 904 г. Иоанн Камениат, взятый арабами в Солуни, был привезен в кипрскую гавань Поф, откуда был отправлен в сирийский Триполь. По Масуди, кипряне навлекли на себя арабское нашествие нарушением договора, а наш агиограф говорит, что арабы обвиняли кипрян не за нарушение дани, а произвели просто разбойническое нападение; и здесь агиограф не знает обстоятельств экспедиции, что было бы странным, если бы он был современником начала X века. Путешествие Димитриана в начале X столетия в Багдад для освобождения христианских пленников H. Grégoire считает «совершенно вероятным», 549 но так ли? Епископу было около 80 лет от роду, и едва ли он мог бы предпринять такое долгое и трудное путешествие в столь преклонном возрасте. Выкуп пленных из неволи входил в агиографическую схему, и его мы можем видеть в десятках поздних житий.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Митрополит Анфим за свои выступления в сентябре 1956 г. был ограничен пределами своей митрополии. Общение с внешним миром ему было запрещено. Только в апреле 1957 г. ограничение с него было снято. Тогда же были освобождены под давлением свободолюбивых киприотов и мировой общественности Архиепископ Макариос и митрополит Киренийский Киприан с условием, чтобы, оставив место заключения, они отправились куда угодно, но не на Кипр (оба уехали в Афины). Находясь в изгнании, Архиепископ Макариос продолжил борьбу за свободу своей родины. В частности, он решительно выступил против осуществления на острове так называемого «плана Макмил-лана», являвшего собой типичный пример английской колониальной политики — сохранение Кипра в качестве военной базы. В феврале 1959 г. Его Блаженство участвовал в Лондонском совещании, явившемся продолжением переговоров в Цюрихе. В Лондоне были подписаны соглашения, на основе которых позднее острову была предоставлена самостоятельность. В марте того же года, после принятия Цюрихско-Лондонского соглашения, Архиепископ Макариос и митрополит Киприан уже смогли возвратиться на Кипр. В апреле вернулся на Кипр и митрополит Пафский Фотий, но вскоре ушел на покой. На Пафскую митрополию был избран епископ Саламинский Геннадий. Вскоре после возвращения на родину Архиепископ Макариос 18 сентября 1959 г. обратился к эллинскому кипрскому народу со знаменательным патриотическим посланием, в котором говорилось: «Эллинский кипрский народ! Путем тяжких битв и жертв приобрели мы божественный дар свободы, право руководить политической и общественной жизнью и создали предпосылки для мира и благоденствия на острове. Доблесть и патриотизм эллинских киприотов выковались в величайщих страданиях и жертвах и стали примером подражания для грядущих поколений. Но если путем жестокой борьбы была приобретена свобода и колониальный режим переживает свой конец, то свободный режим на нашем острове еще не установлен. Нам предстоит пройти стадию применения Цюрихского и Лондонского соглашений и в течение этого переходного периода, мы, естественно, столкнемся с большим числом проблем и трудностей. Нужно большое внимание ко всему этому, и мы охотно посвящаем наши старания достойному применению договоров, на основе которых мы строим независимую Кипрскую демократию.

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

843. Письма 1844. I, 3. IV, 52. 1845. I. 70. Ермия Созомена Саламинского †450 844. Церковная история в девяти книгах. 18511852. Т. 1. (В писаниях церковных историков). Блаженного Феодорита, Епископа Кирского †457 I. Толкования: 845. На книгу Бытия, в вопросах и ответах. 1843. III. 318. IV. 44. 846. На книгу Исхода. 1843. IV. 189. 847. На книгу Лebum. 1843. IV. 352 . 848. На книгу Чисел. 1844. I. 53. 849. На книгу Второзакония. 1844. I. 173. 850. На книгу Иисуса Навина. 1844. II. 22. 851. На послание к Ebpeям. 1843. I. 153. 325 . II. Разные сочинения: 852. Изложение Божественных догматов. 1844. VI. 173. 311 853. О Вере. 1845. IV. 395. 854. О начале. 1846. II. 196. 855. Об Ангелах и так называемых богах и о злых демонах. 1846. III. 176. 856. О природе человека. 1856. IV. 47. 857. Разговор между Еранитом и православным: а) О непреложном воплощении Бога Слова. 1846. I. 23. 858. Разговор между Еранитом и православным: о неслиянном соединении естеств во Иисусе Христе. 1846. I. 335. 859. Церковная История в пяти книгах. 18521853. Т. 1. (В писаниях церковных историков). 860. Извлечение из Церковной истории: о первом вселенском Соборе. 1835. II. 283. Льва Великого †461 I. Слова: 861. На Вознесение Господне. 1839. II. 180. 862. На Пятьдесятницу. 1838. II. 175. 863. Из слова о посте по Пятидесятнице. 1838. II. 313. 864. Послание к Константинопольскому Патриарху Флавиану. 1841. I. 145. 865. Избранные размышления о страдании Господнем. 1844. II. 3. Филосторгия 866. Сокращение церковной истории сделанное патриархом Фотием. 1854. Т. 1 (в писаниях церковных историков). 867. Отрывок из Филосторгия. 1854. (там же) 868. Сказание о святом и славном Великомученике и чудотворце Артемие. 1854. (там же). Преподобного Аввы Дорофея †620 I. Слова: 869. О святом посте. 1830. XXXVII. 257. 870. О злопамятстве. 1829. XXXIV. 30. 871. О здравии и согласии добродетелей. 1829. XXXV. 27. 872. О совести. 1829. XXXV. 131. 873. О ужасе будущего мучения, и о том, что желающий спастись никогда не должен быть беспечен о своем спасении. 1829. XXXVI. 270.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак (как я начал было говорить) она проводила дни и жила с постоянной мыслью о смерти; одевалась так, что помнила гроб, принося себя в жертву разумную, живую, благоугодную Богу. Наконец, когда нужда церковная 78 и меня привела в Рим вместе с святыми епископами Павлином и Епифанием (из которых один управлял Антиохийской церковью в Сирии, а другой Саламинской в Кипре), и я робко опускал глаза пред знатными женщинами, она так действовала, по слову апостола, во время и не во время ( 2Тим. 4:2 ), что своим усердием превозмогла мою робость. Так как я тогда несколько славился знанием священного Писания, то никогда не случалось, чтобы она не спросила чего-нибудь по части священного Писания; и не удовлетворялась тотчас ответами, но поднимала возражения, – и это не для словопрений, а для того, чтобы возражая научиться разрешать те вопросы, какие, думала она, можно противопоставить решению. Сколько я нашел в ней добродетелей, сколько ума, сколько святости, сколько чистоты – опасаюсь говорить, чтобы не внушить подозрения в легковерии и не причинить тебе большей скорби от воспоминания, какого счастья ты лишилась. Скажу только, что всего, что мною собрано продолжительным трудом и от долговременного размышления обратилось в природу, всего этого она отведала, все изучила, все усвоила, так что после моего отъезда, если заходил спор о каком-нибудь свидетельстве из Писаний, то обращались к ее суду. И так как она была весьма благоразумна и знала то, что философы называют τ πρπον, т.е. приличием в поступках, то на вопросы отвечала так, что и свое говорила как бы не от себя, а от меня или кого-нибудь другого, чтобы и в том, чему учила сама, признавать себя только ученицею. Ибо она знала слова апостола: учить жене не позволяю ( 1Тим. 2:12 ), чтобы не подавать повода к оскорблению мужчинам, а иногда и священникам, обратившимся к ней с вопросами по предметам темным и сомнительным. На наше место, как я услышал, к ее обществу прилепилась ты и никогда не отходила от нее, как говорится, ни на палец.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Особую заботливость проявил Лев к военному делу. Была восстановлена, павшая было, дисциплина. А какие прочные результаты имела его военная реформа, на это указывают и его собственные военные успехи, и успехи его сына. В связи с этим стоит и реорганизация провинциального управления. Фемное устройство, как оно постепенно вырабатывалось в правление династии Ираклия под нуждой времени в борьбе с врагами империи, получило от Льва свою окончательную форму 16 . Финансы были страшно подорваны расточительностью Филиппика и дорого стоящими войнами с арабами; только применением строгих фискальных мер можно было завести здесь порядок. Податная же тягость является единственной государственной мерой, которая становится в высшей степени чувствительной даже для терпеливого и рабски настроенного жителя Востока: народ считал счастливым положение христиан, находившихся под арабским владычеством, а императора называл новым фараоном. Но равновесие в государственных финансах было восстановлено. Однако, не эти великие дела по обновлению империи, но церковная борьба сохранила воспоминание об этом императоре у позднейших, конечно, чрезвычайно враждебно настроенных к нему поколений. Иконоборчество выросло из малоазиатского корня. Отделившиеся от имперской церкви общины внутренних и восточных частей Малой Азии (монтанисты, павликиане), отвергали господствующее иконопочитание как идолопоклонство. Фригийский епископ Константин Наколийский объявил себя приверженцем этого взгляда и нашёл сторонников даже среди высшего духовенства. Обоснованный на почитании икон, реликвий и святых, упрёк ислама в том, что христианская вера есть многобожие, производил сильное впечатление на людей образованных и заставлял задумываться. Итак, выступая в 726 году с первым эдиктом против иконопочитания, император считался с широко распространённым в азиатских провинциях духовным течением. Тем сильнейшее противодействие встретил он во всей остальной империи. Главным образом, монахи выступили повсюду на защиту иконопочитания и, вместе с тем, на защиту своеобразного уклада греческой церкви. Для монахов иконописание было главным средством, заработка, а следовательно, борьба за иконы была для них вопросом существования. Возбуждение столичного населения могло быть подавлено только силой. Особенно жители Греции и островов были привязаны к почитанию изображений святых, которые зачастую занимали место древних национальных богов и героев. Снаряжённый ими флот под начальством Козмы, претендента на престол, поплыл в 727 году к столице; но эти сражавшиеся, подобно Саламинским борцам, за отечественных богов эллины погибли от греческого огня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Зам. 9. (7:27). Он есть Тот, о Немже писано есть: се послю Ангела Моего пред лицем Твоим. Облич. 9. Если Единородный Сын Божий признает и предузнает Иоанна, и, по предведению о нем, показует желающим знать истину, что сей есть, о немже писано есть: послю Ангела Моего пред лицем Твоим ( Мал.3:1 ); то следует, что написавший и сказавший: послю Ангела Моего пред лицем Твоим, – Бог вечный, глаголавший в пророках и в законе, не чужд был Своему Сыну Иисусу Христу, потому что посылает Ангела пред лицом Его, пред лицом Сына, чествуемого Отцом. Ибо не послал бы Своего Ангела послужить чужому, если бы, согласно с твоим, Маркион, учением, был противником Ему. Зам. 10. (7:36–38). И вшед в дом фарисеев, возлеже. Жена же грешница ставши созади при ногу, умывала слезами нозе, и мазаше, и облобызаше. Облич. 10. Слово: вшед, служит указанием на тело; ибо указывает на храмину и размеры тела. И возлежать свойственно только склоняющемуся вниз телу известного объема. И то, что жена умывала слезами нозе, показывает, что ноги не призрачные, не мнимые: ибо мазаше, и умывала, и облобызаше. Зам. 11. (7:44–46). И опять: сия слезами облия Ми нозе, и помаза, и облобызала. Облич. 11. Чтобы ты, Маркион, не подумал, что только по мнению человеческому жена грешница умывала, и мазала, и облобызала ноги Спасителя; Сам Спаситель подтверждает и учит, что это не мнимо делалось, но действительно, в обличение фарисея, и тебя, Маркион, и последователей твоих, уверительно говоря: сия нозе Ми помаза и облобызала. Какие же нозе? Конечно, состоящие из плоти, костей, и прочего. Зам. 12. Нет слов: Мати Его и братия Его (8:19), но только: Мати Твоя и братия Твоя (8:20). Облич. 12. Хотя ты, Маркион, и опустил вышестоящее изречение Евангелия, чтобы представить Евангелиста не соглашающимся со сказанными кем-то словами: Мати Твоя и братия Твоя; но ты не можешь взять верх над истиною. Ибо почему не названо много матерей? Почему не сказано о многих отечествах ( Лк.4:23 )? Сколь многие и сколь многое говорят о Гомере! Одни сказывают, что он Египтянин, другие, что Хиосец, иные, что Колофонец, иные, что Фригиянин, иные, – что Смирнский уроженец от Мелиса и Крифеиды; единомышленники Аристарха утверждали, что он Афинянин, а другие, что Лидиец, из Меона, иные же, что Кипрянин из Проподиады, в окрестностях округа Саламинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010