В альманахе публиковались статьи и исследования: историков С. В. Фомина, Р. В. Багдасарова, Н. Н. Лисового, свящ. Георгия Павловича; писателей А. Н. Стрижёва, Р. А. Балакшина; архит. М. П. Кудрявцева; отечественных краеведов и др. авторов. Впервые было опубликовано духовное наследие сщмч. Сергия Мечёва (Беседы и проповеди на Великий пост, 1923-1925//К Свету. 1993. Вып. 5/6. С. 1-40); митр. Вениамина (Федченкова) (Святый сорокоуст: Мысли по поводу указов митр. Сергия//Там же. 1994. Вып. 13. С. 12-60; Сорокоуст на родине//Там же. С. 77-95); архиеп. Арсения (Жадановского) (Строитель Зосимовой пустыни схиигумен Герман//Там же. 1994. Вып. 14. С. 11-27; Затворник зосимовский//Там же. С. 46-47); прп. Иакова (Поспелова) (Летопись событий Кирилло-Белозерского мон-ря с 1397 по 1893 г.//Там же. 1996. Вып. 15. С. 9-21); мон. Меркурия (Попова) (Закрытие Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря и дальнейшая судьба монахов//Там же. 1997. Вып. 16. С. 113-126); мон. Самона (Манакова) (Воспоминания о братии Ново-Афонского мон-ря//Там же. С. 104-109); свт. Николая (Велемировича) , архиеп. Жичского и Охридского (Символы и Сигналы//Там же. 1995. Вып. 17. С. 3-14); архиеп. Сергия (Голубцова) (Церковная архитектура//Там же. С. 47-59); мон. Феодосия (История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря//Там же. 2000. Вып. 18. С. 5-128), изданы материалы к Житию иеросхим. Аристоклия (Там же. С. 129-171). Впервые на рус. языке была опубликована работа иером. Серафима (Роуза) «Философия абсурда» (1993. Вып. 2. С. 2-10). Также впервые были опубликованы материалы гос. архивов: документы Алтайской духовной миссии 1837-1839 гг. и 1844 г. (ЦХАФАК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 5; Оп. 2. Д. 12, 105; Ф. 50. Оп. 11. Д. 35 и др. (Вып. 20)); документы барнаульского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря , переписка насельниц, свидетельства их исповедничества за 1894-1938 гг. (ЦХАФАК. Ф. 138. Оп. 3. Д. 28; Ф. 187. Оп. 3. Д. 1, 143; Ф. 536. Оп. 1. Д. 85; Ф. 4. Оп. 1. Д. 3218; Ф. 9. Оп. 1. Д. 24; Ф. 131. Оп. 1. Д. 64; Ф. 40. Д. 35-78; Ф. 2. Оп. 10. Д. 7637 и др. (Вып. 20)); документы об основании и утверждении Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита муж. мон-ря за 1876-1880 гг. (РГИА. Ф. 796. Оп. 157. Д. 438 (Вып. 16)); документы и переписка по подготовке прославления прп. Серафима Саровского, 1895-1897, 1902-1903 гг. (РГИА. Ф. 796. Оп. 176. Д. 2134; Оп. 183. Д. 2524; Оп. 205. Д. 247; Ф. 472. Оп. 43/475. Д. 189; ОР РГБ. Ф. 333. Оп. 1. Д. 66 и др. (Вып. 21)).

http://pravenc.ru/text/1319726.html

Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич , 1873–1965), архиепископ Кишинёвский и Хотинский; впоследствии епископ Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский, второй (с 1936 года.), после митрополита, председатель Архиерейского Синода РПЦЗ, до 1944 г. проживал в Югославии, затем в Мюнхене, с 1951 г. – в США. Антоний (Храповицкий Алексей Павлович, 1863–1936), митрополит Русской Православной Церкви, богослов, философ, с 30 мая 1918 митрополит Киевский и Галицкий; впоследствии первый по времени председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей, покинул Россию из Новороссийска в марте 1920 года, прибыв в Афины, затем на Афон, где планировал остаться, но пробыл около 5 месяцев. В сентябре 1920 года был вызван П.Н. Врангелем в Крым, откуда 6/19 ноября 1920 года эвакуировался в Константинополь. В феврале 1921 года переехал в Сербию, где в ноябре-декабре того же года провёл 1-й Заграничный (Карловацкий) Собор, до своей кончины возглавлял РПЦЗ. Аристоклий Афонский (Амвросиев Алексей Алексеевич, 1846–1918), преподобный (местночтимый святой Московской епархии, день памяти 6 сентября) в Пантелеимоновском монастыре на Афоне подвизался с 1876 года, в 1880 году пострижен в мантию, в 1884 году рукоположен в иеродиакона и вскоре в иеромонаха, в 1886 году принял схиму, в 1891–1894 и 1909–1919 годах – настоятель московского подворья, был настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеимона. Старец обладал даром исцеления и прозорливости и принимал ежедневно сотни людей, нуждающихся в помощи. Многочисленные пожертвования верующих старец раздавал нуждающимся. Венизелос Элефтериос Кириаку (1864–1936), греческий политик, несколько раз занимавший должность премьер-министра с 1910 по 1933 год. Гермоген (Максимов Григорий Иванович,1861 – 1945), митрополит, окончил Киевскую духовную академию (1886), епископ Аксайский, викарий Донской епархии (1910), затем Екатеринославский и Новомосковский. С 1919 года в эмиграции, был управляющим русскими православными приходами в Греции, на о. Кипр и в Египте. Позднее в сане архиепископа проживал в Югославии на покое в монастыре Хопово. Один из основателей Братства русской правды, в 1942 г. согласился возглавить так называемую Хорватскую Православную Церковь , находившуюся в расколе с Сербской Православной Церковью , был возведен в сан митрополита патриархом румынским Никодимом, был осужден архиерейским судом РПЗЦ как нарушающий права Сербской патриархии и исключен из состава Архиерейского Синода РПЦЗ, в июле 1945 г. погиб от рук югославских партизан (или, по другим сведениям, был арестован после освобождения Загреба и приговорен к расстрелу).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1914 г. становится иеромонахом. В июле того же года, после начала войны с Турцией, вместе с русским консульством выезжает в Одессу. Служит на Пантелеимоновском подворье до его закрытия в 1923 г., потом приходским священником —до закрытия церкви в 1927 г., потом на другом приходе - также до ее закрытия в 1930 г. Переезжает в Московскую область приходским священником. Расстрелян 7 июня 1938 г. в Бутове.   Данакт (Калашников Дометит Ианнуариевич), иеромонах5, родился в 1882 г. в семье крестьян, в Киевской губернии. С 1903 г. пребывает на Афоне, послушником в Пантелеимоновом монастыре. Там же подвизается монахом до 1914 г. (в архиве монастыря были найдены указания на его послушания — в Преображенской больнице и на Цареградском подворье). С 1914 по 1923 г. находится в Москве, на подворье Афонского Русского Панте-леимонова монастыря и числится в составе монастырской братии. Затем служит в Московском Покровском монастыре (1923-1929). В 1929 г. осужден на 3 года ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей). Вернувшись из ссылки, поселился в г. Владимире, где был рукоположен в сан иеромонаха. Служит в Рождественской церкви (1933-1935), затем переезжает в Московскую обл. (1935-1937). Расстрелян 15 декабря 1937 г. в Бутове.   Иларион (Громов Иван Андреевич), иеромонах6, родился в 1864 г. в деревне Тверской губернии, из крестьян. Из архива Пантелеимонова монастыря известно, что он выполнял послушание в Одессе, потом уехал в Москву, на монастырское подворье - до 1922 г. После кончины преподобного Аристоклия в 1918 г. возглавлял подворье. Видимо, именно он описал кончину и погребение старца7. С 1922 по 1930 г. служит в церкви Григория Неокесарийского, иеромонах, сверхштатный священник. Арестован 28.12.1930 г. Осужден за «антисоветскую агитацию» на 3 года высылки в Северный край. Вторично арестован 27.08.1937 г. Расстрелян 11.10.1937 г. в Бутове.   Антипа (Киршмов Антон Петрович), иеромонах1 " , родился в 1870 г. в Воронежской области, в крестьянской набожной семье. С 1898 по 1912 г. послушник Афонского Пантелеимонова монастыря. В архиве монастыря есть данные о его послушании в Одессе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=245...

«Русское Афонское общество» - российское православное общесство, цели и задачи которого: сохранение культурных православных ценностей; развитие и укрепление связей с монашескими  общинами Святой Горы Афон; популяризация и развитие паломнического движения на Афон. Рухлядный ( рухальный) – монах, ответственный за прием, сортировку, сохранение и выдачу   старых, пришедших в негодность вещей и  предметов одежды. Рухлядная – склад старых и пришедших в негодность вещей и предметов одежды. Ряса – широкая прямая одежда священнослужителей и монахов, покрывающая все тело от шеи до пят, с большими рукавами, от половины руки расширяющимися. Для монашествующих  - ряса только черного цвета.     C   Сад Божией Матери- так часто в Греции называют  Святую Гору Афон. Сардар – афонский стражник, охранник, своего рода полицейский. Светильничное – обозначение начала вечерни, т.е. время при богослужении, когда возжигаются свечи. Светописание – отображение божетвенных черт не каноническим, иконописным образом, а с помощью фотографии, что с греческого языка переводится как светописание ( см.: Афонский церковный каленадрь. 2007. – Издание Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Святая Гора Афон.-2007, с.187).См.: Чудесное явление светописанного образа Пресвятой Богородицы. Светский – мирской, гражданский. Св. Пантелеимонова монастырь Фессалоникийца – первоначальное название Старого «нагорного» Русика. Греки называют его «Палеомонастирион» ( старый монастырь).  «Святая Анна» – см. Скит св. праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Святительский корпус – корпус зданий Свято-Пантелеимонова монастыря, где находятся храмы четырех Святителей Московских ( Московских святителей или Аристоклиева церковь), Архангела Рафаила, прп. Серафима Саровского и свт. Феодосия Черниговского. Священный Кинот (Синаксис) – орган исполнительной власти, состоящий из  представителей ( антипросопов ) 20-ти монастырей. Савватиан – то же, что колливад (субботник), сторонник поминания усопших в субботу. Святогорский панигир – см. Панигир.

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Агиасма ( святыня) – 1.святой источник на берегу моря напротив монастыря св. Филофея, где, по преданию, появилась чудотворная икона  Божией Матери «Гликофиллусса» ( «Сладкое лобзание»); 2. всякий освященный  называется так у греков; 3. название святой воды, освященной накануне Богоявления. Агиасма св. Афанасия – святой источник на берегу моря напротив монастыря св. Филофея. Агиография – отдел литературы , касающийся жизни и деяний святых. Айнерос – турецкое название Афона. Айон  Орос –  название Святой Горы, Афонского полуострова и залива. Акратос – мыс на востоке Афонского полуострова ( другие его названия – св. Иоанна Предтечи, Смерна );  местность; владение Лавры св. Афанасия Великого. Аксиос – достоин. Акроафос – бывший древний языческий город у вершины Афона. «Альтернативная» община монастыря Эсфигмен – вновь созданная монашеская община монастыря Эсфигмен, лояльная  Константинопольскому патриарху, признавший за ней юридическое право на обладание монастырем. Аналой ( подставка для книг) – высокая подставка с покатым верхом , на которую при  богослужении кладут для чтения книги, ставят крест и иконы. Анастасиматарий ( анастасиматарион) –   книга воскресных богослужений ( по гласам ). Анахорет ( анахоритис) – 1)удалившийся от мира,отшельник, пустынник; 2) келлиот. Антиминс-  прямоугольный плат с особыми изображениями, на котором совершается Божественная литургия. Он имеет небольшой зашитый карман, куда вложены частицы святых мощей мучеников. Антипросоп (андипросолосос) – представитель святогорских обителей  в Священном Киноте; просвещенный и образованный монах. Анфологий (анфологион) – богослужебная книга. Апсида( конхой) –  свод арки или ниша в храме, образующая крайнюю часть хора и покрытая массивным сводом. Первоначально служила  местом, где сидело духовенство, а позже в ней ставился алтарь. Арапис – мыс, омываемый водами залива Иерисос в Эгейском море. Аристоклиева церковь – название храма Святителей Московских в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Арсана  (арсанас)  – пристань.

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Предание и святоотеческое наследие. М., 2004. С. 35). В 1882 г. И. составил духовное завещание, в к-ром призвал насельников хранить общежительные правила: старческое руководство, повиновение игумену, братолюбие, а также поминовение имен благотворителей мон-ря. И. воспитал множество иноков-подвижников, среди них: ближайший ученик схиархим. Макарий (Сушкин), схиархим. Андрей (Верёвкин; † 1903) - настоятель монастыря в 1889-1903 гг.; схиархим. Нифонт (Четвериков; † 1905) - игумен обители в 1903-1905 гг.; иеросхим. Сергий (Веснин ; † 1853) - духовный писатель, известный как Серафим Святогорец; иером. Арсений (Минин ; † 1879) - 1-й настоятель московской Пантелеимоновской часовни и Новоафонского мон-ря; мон. Азарий (Попцов; † 1878) - исследователь, писатель, переводчик, член-корреспондент Церковно-археологического об-ва при КДА; схиархим. Рафаил (Трухин; † 1901) - игумен Саровской пуст. в 1889-1894 гг., начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1894-1899 гг.; схим. Аркадий (Любовиков; † 1908) - переводчик, составитель церковных служб и акафистов; схим. Матфей (Ольшанский; † 1911) - собиратель б-ки Пантелеимонова мон-ря, член-корреспондент Французской АН, член Афинского историко-этнографического об-ва, сотрудник Русского археологического ин-та в К-поле; иеросхим. Михаил (Савицкий; † 1911) - настоятель подворий в Ростове-на-Дону и Таганроге; иеросхим. Агафодор (Буданов; † 1920) - афонский духовник; иеросхим. Нафанаил (Кобелев; † 1890) - антипросоп (представитель) Русского Пантелеимонова монастыря в афонском Протате; иеросхим. прп. Аристоклий Афонский (Амвросиев; † 1918) - настоятель Пантелеимоновской часовни и Афонского подворья в Москве; схиархим. Иерон (Васильев) - игумен Новоафонского мон-ря в 1880-1912 гг.; архим. Иларион (Кучин; † 1927 (или 1928)) - игумен Новоафонского монастыря в 1912-1924 гг. Большое значение в России имела деятельность духовных чад И., писателей и миссионеров иеросхим. Парфения (Аггеева) и схиархим. Михаила (Козлова). Кроме братии своей обители И.

http://pravenc.ru/text/293706.html

Иона переехал на родину в Московскую область, где служил приходским священником. Он был арестован и расстрелян в 1938 г. Иеромонах Данакт (Калашников Дометиан Ианнуариевич) родился в 1882 г. в крестьянской семье в Киевской губернии, на Афоне в Свято-Пантелеимоновском монастыре был послушником, затем монахом до 1914 г. В дальнейшем о. Данакт вернулся в Россию, в 1914–1923 гг. служил в Москве на подворье Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря, был арестован и сужден в 1929 г. на 3 года исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из ссылки, он поселился во Владимире, где был рукоположен в сан иеромонаха, потом служил в Московской области (1935–1937). Отец Данакт был арестован и расстрелян в 1937 г. Иеромонах Иларион (Громов Иван Андреевич ) родился в 1864 г. в крестьянской семье в Тверской губернии, служил в Одессе, потом в Москве на подворье Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря до 1922 г. Здесь он был рукоположен во иеромонаха. Отец Иларион возглавлял подворье после кончины в 1918 г. старца Аристоклия. Видимо, иеромонаху Илариону принадлежит описание кончины и погребения старца. В 1922–1930 гг. о. Иларион служил в церкви Григория Неокесарийского в Москве, был арестован 28 декабря 1930 г. и осужден на 3 года высылки в Северный край. После освобождения он был вторично арестован в Москве и в 1937 г. расстрелян. Иеромонах Антипа (Кириллов Антон Петрович) родился в 1870 г. в Воронежской губернии, в крестьянской набожной семье. В 1898–1912 гг. он был послушником на Афоне. В архиве Свято-Пантелеимоновского монастыря есть данные о его послушании в Одессе. Потом Антон подвизался в Москве в Новоспасском монастыре (1912–1917), уже в сане иеромонаха, служил в Тамбовской губернии (1929–1931) и Московской области (1931–1938). Расстрелян он был 13 марта 1938 г. в Бутово. Иеромонах Гавриил (Гур Гавриил Иванович) родился в 1898 г. под Минском в крестьянской семье, окончил церковно-приходскую школу, в 1922–1925 гг. был послушником на Афоне. В 1925 г. он принял монашеский постриг и уехал служить в Баку в Николаевский кафедральный собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почитание и подчинение нашим духовникам для нас было безукоризненным и безусловным. Не любить и не почитать наших старцев-духовников было невозможно! Один только их внешний вид, вид настоящих, богоумудренных, благочестивых, отцов, преподобных отцов, прошедших гонения и все соответствующие страдания за Христа, вызывал у нас глубокое и трепетное к ним уважение и поклонение, строго нас дисциплинировал. «Где духовный старец, там настоящая Божия благодать», - говорили оптинские старцы. Все это с полной правдой нужно отнести и к нашим необыкновенным духовникам-старцам, которые цементировали своей любовью, своим личным примером и преданностью ко Христу и к Церкви Христовой нашу монашескую жизнь. И по благости Божией, сотворяли для нас, монашествующих Святого Русского Елеона, особую любвеобильную, эту самую, необходимую благодать». Мы на РНЛ уже публиковали чудный рассказ матери Вероники об уникальном старце, архимандрите Аристоклии (Громыко), прямом родственнике многолетнего министра иностранных дел СССР и одном из лидеров СССР в конце 80-х годов 20 века, А.А. Громыко. Начальник РДМЗ отец архимандрит Димитрий (Биакай) и духовник Елеонского монастыря старец-- архимандрит Аристоклий (Громыко) Теперь рассказ благочестивой старицы Елеона и о других вышеуказанных духовниках-старцах этой святой русской иерусалимской обители. Мать Вероника рассказывает: «Когда наш удивительный духовник, старец отец Аристоклий уже был немощен, болел, и не мог в полной мере осуществлять свои духовнические обязанности, наш великий начальник миссии отец архимандрит Димитрий (Биакай), с благословения Архиерейского Синода и Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Филарета (Вознесенского) пригласил духовником Елеонской обители отца Модеста, также как и отец Аристоклий, бывшего, с 18 лет, насельника Святого Ново-Афонского мужского монастыря, в дивной и древней Абхазии. После разгона большевиками Ново-Афонского монастыря, отец Модест перебрался в Китай, в Шанхай, где близко познакомился с нашим величайшим Святителем Иоанном Шанхайским. Вообще, три духовника Русской Зарубежной Миссии были выходцами из Нового Афона —старцы Аристоклий, Модест и Стефан. Известно, что отец Модест в Китае, а также на острове Табабао, и в Бельгии был правой рукой Святителя Иоанна Шанхайского. Это важнейшее обстоятельство не могло не повлиять на приход отца Модеста духовником на Святой Русский Елеон в самом Иерусалиме».

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/09/...

Чему же, дорогие братие, он нас научает? Он научает прежде всего пламенной любви и вере во Христа Спасителя. Научает нас не бояться ухищрения злых людей и ада... И учит нас до последней капли крови полагать жизнь за Христа Спасителя. Он учит не бояться никаких опасностей. Иоанн Златоуст говорит: «И апостол Павел боялся опасностей. Он боялся и трепетал, но, боясь и трепеща, они прошли всю вселенную, проповедуя о вести Воскресения». Научает нас святой апостол Павел не только веровать, но и жизнию показывать – чтобы свет Христов светился в нас. Наконец, святой апостол научает нас, слабых, немощных, не приходить в отчаяние, если мы согрешили, но иметь пример в апостоле Петре: обратиться с молитвою и покаянием ко Христу Спасителю и сказать: «Господи, Ты все ведаешь!» (ср.: Ин.21:17 )... И мы твердо веруем, что Господь поможет и нам. Проповедь и благодать, пребывающая в апостоле Петре, в апостоле Павле, от Рима сошедшего, да утверждает во мне любовь и веру ко Христу Спасителю. Аминь. Благодарность братии Богоявленского и Афонского Пантелеимонова монастырей В 10-летний юбилей архиерейской хиротонии 1 июля 1911 года Сердечно благодарю вас, отец наместник, и вас, отец Аристоклий 296 , за ваши приношения; буду хранить их на молитвенную память о дорогой мне братии Богоявленского монастыря и не менее дорогой братии Афонского Пантелеимонова монастыря. Я враг всякого рода торжественных празднеств, и юбилеев, и подношений. Если я согласился совершить сегодня богослужение, то именно имел в виду вас, дорогих моих прихожан, которые всегда рады случаю помолиться вместе со мною и которых я очень обидел бы, если бы уехал куда-нибудь. И на самом деле, десять лет, в сущности, весьма малый период в жизни человеческой, но, тем не менее, и он не проходит бесследно для человека, ибо коротка жизнь человеческая. И за этот сравнительно короткий период времени многие упокоились, преставились ко Господу. Из числа рукополагавших меня нет уже в живых епископов Полиевкта и Нестора – они у Господа Бога предстоят пред Престолом Его и молятся Ему. Затем и все мы успели уже значительно за это время постареть, потеряли силы, а многие и здоровье, и также приближаются к конечному исходу от здешней жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

     В Неделю 15-ю по Пятидесятнице Церковь в Евангельском чтении напоминает нам о сути человеческой жизни. На вопрос законника о том, какая наибольшая заповедь, Христос отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, и ближнего своего возлюби как самого себя». На этих двух заповедях основан весь Закон и Пророки, все Писание и смысл нашей жизни. Это то, чего больше всего ждет от нас Господь. Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений афонских святых и старцев о любви. 1. Один человек говорил: «Боже мой, я познал рай уже здесь на земле. Меня отправь в ад, а моего брата – в рай». Хотя если такой человек попадёт в ад, то, думаю, от его вели­кой любви тот небольшой кусочек ада, где он будет, превратится в рай, потому что где есть любовь, там Христос, а где Христос – там рай. Преподобный Паисий Святогорец 2. Если не будет у вас любви, все ваше делание ни во что будет. Старец иеросхимонах Аристоклий 3. Если ты хочешь зажечь в своем сердце божественное рачение и приобрести любовь ко Христу, а с нею приобрести и все остальные добродетели, часто приступай ко Святому Приобщению. Преподобный Никодим Святогорец 4. Пусть тебя никогда не беспокоит, любят тебя или нет. Только ты сам будь преисполнен Христовой любовью ко всем. И тогда таинственно происходит перемена, все в целом меняется. Это и есть самая лучшая миссионерская деятельность. Преподобный Порфирий Кавсокаливит 5. Невозможно переплыть море и достигнуть пристанища, не имея корабля. Подобно тому невозможно без покаяния достичь пристани любви. Страх Божий, как рулевой и капитан, приводит нас в корабль покаяния и перевозит через зловонное море жизни, приводя нас к божественной пристани Божественной любви. Архимандрит Ефрем Мораитис 6. Возлюбим Бога всей нашей душой, всем нашим сердцем, всей силой своей, и да будут согласны с тем и наши дела, то есть да будут дела наши отблеском любви к Нему. И когда мы подвизаемся законно, то наши души бывают вознаграждены Божественной любовью. Обретший любовь каждый день вкушает Христа и потому соделается бессмертным: ядущий хлеб сей, который Я дам, будет жить вовек,– говорит Святое Евангелие.

http://pravoslavie.ru/115622.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010