Другой женщине, которой предстояли опасные роды, батюшка советовал пить святую воду и чаще причащаться. Благополучно родилась здоровая девочка. Показательно, что уже в то время среди церковных людей бытовало пренебрежение к лечению земными врачевствами, что особенно распространилось впоследствии, в наши «времена неофитов». Уже св.прав. Иоанн Кронштадтский имел нужду обличать это заблуждение, называя самоубийцей того, кто сознательно не лечится. Преданные этому предрассудку удивлялись, что отец Валентин, при жизни имея благодатный дар исцеления, тем не менее, направлял больных к своим знакомым врачам, не отвергал и даже сам знал медицину, порой давал лекарства и указывал естественные средства лечения. Как мы видели, например, из дневников новомученицы Анны, отец Валентин грозно потребовал, чтобы она лечилась у врача, видя на это волю Божию и обличая гордую мысль, что Господь должен исцелить ее Сам. Духовная дружба Хотя в Святой Церкви имеется множество путей святости, и подвиги разных святых порой сильно отличаются друг от друга, но во всех угодниках Божиих действует единый Святой Дух, и все святые, близкие Богу, близки и друг другу по духу. Монашество, как Божие установление, как высшее проявление христианства и путь к духовному совершенству, не может быть чуждо и не близко какому-либо святому человеку. Проводя подвижническую жизнь, хотя и не будучи в монашеском постриге, отец Валентин, однако, не мог не почитать монашество. Были у него и духовные друзья из числа монахов-подвижников. Среди них – один из известнейших и глубоко почитаемых в Москве старцев – афонский иеросхимонах Аристоклий (†1918). Сохранились фотографии и живописный портрет, на которых оба подвижника изображены вместе. Перед смертью отец Валентин многим своим духовным чадам благословил обращаться к старцу Аристоклию. Отец Аристоклий постоянно служил панихиды по своему почившему другу. Знаменательно, что ныне готовится прославление в лике святых обоих подвижников, может быть, оно состоится приблизительно в одно и то же время.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Теперь нужно в каждое дело вникать самому. Кроме того, еще и лазарет, да приходящих к нам на перевязку хватает с четырех других лазаретов. За всеми нужно смотреть» 323 . После кончины в 1918 году отца Аристоклия (Амвросиева) отец Иларион возглавил московское подворье. Несмотря на наступившие трудные времена, он имел тесную связь со старцами монастыря. С 1913 по 1929 год из Москвы постоянно писал письма отцу Мисаилу 324 . 9 ноября 1920 года отец Иларион в Москве Патриархом Московским и всея Руси святителем Тихоном был рукоположен в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Но вскоре большевистское правительство перешло в наступление против духовенства и Церкви. Подворье было разгромлено. Вот как пишет об этом отец Иларион в своем письме к игумену Мисаилу 21 декабря 1922 года: «Батюшка! Дополнительно посылаю Вам настоящее письмо о нашем великом испытании, которое постигло нас, а именно: наше подворье отобрано и теперь перешло в коммунальное хозяйство Горной Академии студентов. Нам пока временно для жилья дали уголок – помещение бывшего приюта. Из церкви, а также из могилки вывезли все. Только гроб старца [отца Аристоклия (Амвросиева). – Сост.] пока находится в усыпальнице, которая запечатана. Мы стараемся тело старца перевезти на одно из кладбищ московских монастырей. Одним словом, с закрытием храма мы теперь лишены духовного утешения. Дорогой Батюшка! Тяжело и горько нам живется. Нет слов выразить Вам посетившей нас печали. Мы – Ваши дети, находимся здесь как сироты, застигнутые судьбой бушующего житейского моря. Вся цель и стремление здешней вверенной мне братии – уехать в святую обитель» 325 . Но отец Иларион с братией подворья так и не смог выехать за границу. Зато своей активностью в деле получения заграничных паспортов для себя и для братии привлек внимание властей. На него начались гонения. На первых порах отцу Илариону удавалось избежать ареста. С 1922 года он служил сверхштатным священником в храме святого Григория Неокесарийского в Москве. Но гонения на духовенство усиливались, и отец Иларион был вынужден скрываться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот что он пишет отцу Макарию и отцу Иерониму после их благословения на духовничество: «Припадаю к стопам ног Ваших и прошу Ваших старческих и отеческих молитв и благословения. Письмо Ваше я получил. За отеческие наставления и вразумления Ваши приношу Вам мою сыновнюю благодарность. Я Вам писал и теперь таких же убеждений о себе, что нахожусь в таком духовном возрасте, что недостаточен принимать на себя обязанность исповедовать братство, а потому и просил Вас поручить это другим, более способным и понимающим братьям. Но как Вы благословляете не отказываться более от этого Вашего назначения, то да будет на то воля Божия и Ваша старческая. Буду при помощи Божией и за Ваши старческие молитвы порученное мне дело продолжать. Для меня только нужно Ваше благословение да молитвы Ваши, чтобы Господь мне, немощному, помог проходить неукоризненно возложенное на меня Ваше послушание и да получить бы мне прощение моих грехов и избавление от вечных мук» 114 . Каждый свой шаг он согласовывал с отцом Макарием, с которым имел постоянную переписку 115 . Огромное духовное влияние имел отец Досифей на преподобного Аристоклия (Амвросиева), с которым вместе подвизался на подворье с 1883 года. Он был духовником отца Аристоклия и оказал благотворное влияние на его мировоззрение. В начале 1888 года отец Досифей заболел неизлечимой тогда болезнью, чахоткой, и вынужден был оставить свое послушание в Москве. Он отправился на Афон. Здесь 27 мая 1888 года был пострижен в великую схиму с именем Дамиан, но его состояние с каждым днем ухудшалось. Отец Макарий благословил отправить его в Константинополь на лечение в русской больнице, но Бог призывал своего верного послушника к себе, и отец Дамиан с полным смирением шел навстречу этому зову. Преставился отец Дамиан в Константинополе 18 августа 1888 года. Отец Макарий распорядился не хоронить его в Константинополе, а привезти на Афон, что и было сделано. Отец Дамиан был погребен на братском кладбище монастыря. Схимонах Пантелеимон (Прохоров) Схимонах Пантелеимон 116 (в миру Петр Савельевич Прохоров) был сыном крестьянина села Старые Костычи Сызранского уезда Симбирской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Особый интерес представляет еще одно неопубликованное чудо П., происшедшее на Афонском подворье Свято-Пантелеимонова мон-ря в Москве, совершившееся по молитвам прп. старца Аристоклия Афонского и вел. кнг. прмц. Елисаветы. Сестра Стефанида из Марфо-Мариинской обители долго страдала от сильной головной боли, от к-рой не помогали лекарства, и консилиум ведущих московских врачей посоветовал монахине операцию. Прмц. Елисавета пригласила лейб-медика Императорского двора, к-рый подтвердил необходимость срочной операции и взялся сделать ее сам, назначив на следующее утро. Вечером прмц. Елисавета отправила Стефаниду на Афонское подворье с просьбой к иеросхим. Аристоклию дать благословение на операцию и отслужить молебен перед иконой П. Отец Аристоклий исполнил все просьбы вел. княгини и дал больной пузырек с елеем от лампады перед образом П., велев помазать голову на ночь. На следующий день хирург, который прибыл для операции, осмотрел Стефаниду и нашел ее совершенно здоровой. Отец Аристоклий немедленно известил игумена рус. обители на Афоне об этом чуде (Ath. Pantel. 20. 4115. 15. Fol. 76-76v). Поток писем из России в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне с сообщениями о чудесах П., возникший в 40-х г. XIX в., продолжался вплоть до начала первой мировой войны в авг. 1914 г. Несмотря на утрату во время пожара в 1968 г. значительной части писем, хранившихся в архиве изд-ва Свято-Пантелеимонова мон-ря, сохранилось ок. 5 тыс. писем (не опубл.). После окончания первой мировой войны и последующего Октябрьского переворота переписка о чудесах П. рус. людей с Афоном практически полностью пресеклась, и письма о чудотворениях святого не поступали до 1990 г. Но и в советский период, несмотря на преследование религ. проявлений в народе, почитание П. полностью не угасло. Об этом свидетельствует немалая часть сохранившихся икон с изображениями П., написанных на Афоне в XIX и в нач. XX в. Постсоветский период ознаменовался быстрым возрождением особого почитания святого. Ныне практически во всех областях России строятся посвященные ему храмы; в Москве с 1990 по 2018 г. возведено 20 приходских и монастырских храмов и часовен во имя П., многие из них находятся при больницах и др. медицинских учреждениях. В столицу и мн. города России начиная с 1996 г. неоднократно торжественно привозили св. главу П. из Свято-Пантелеимонова мон-ря. Поклониться святыне собирались сотни тысяч верующих, совершались исцеления и др. чудеса, к-рые записывали и нек-рые из к-рых были опубликованы.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Прожив в монастыре около шести лет, монахиня Евфросиния оказалась на улице, так как ее обитель – Феодоровский монастырь – закрыли. Ей, не достигшей преклонного возраста, необходимо было либо зарегистрироваться в Переславле как безработной, либо вернуться в свою деревню Дивово, куда она и отправилась. Часть монахинь во главе с игуменьей Олимпиадой перебралась в центр города, в сторожку храма святителя Московского Петра, где они доживали свой век 57 . Из деревни Дивово монахиня Евфросиния опять вернулась в Сергиевский Посад, переименованный тогда в город Сергиев, а затем – в Загорск. В 1918 году ее духовник, архимандрит Аристоклий, уже умер, и она стала окормляться у духовника Московской духовной академии игумена Ипполита (Яковлева) 58 . Старец Ипполит посоветовал ей прописаться в Загорске и купить дом. Лавра формально считалась уже закрытой, но богослужения еще шли и пока сохранялись лаврские скиты – Черниговский и Гефсиманский. От Лавры для покупки дома монахине Евфросинии добавили некоторую сумму денег. Обитель, таким образом, приобрела себе еще одного надежного и преданного владельца недвижимости по адресу: улица Кирова (бывшая Дмитровская), дом 76. Мать Евфросиния поселилась здесь вместе с монахиней закрытого в Переславле Феодоровского монастыря Пелагией. Дом был пятистенком, жили они в двух комнатах, в доме имелся еще «зал» и терраса. Как только нависла угроза окончательного закрытия Лавры, братия перевезла в дом к матушкам выносной – на Воздвижение – деревянный крест с изображением Распятого Христа (сейчас он находится в лаврской надвратной Предтеченской церкви), а также большой образ Божией Матери «Достойно есть», который привез со Святой Афонской Горы архимандрит Аристоклий 59 . Другую икону отца Аристоклия – «Скоропослушница», также привезенную с Афона, братия передала в дом еще одной преданной Лавре христианке – Марии Михайловне Желудковой (монахине Марии), жившей около вокзала, на Вознесенской улице. Сейчас этот образ находится в Никольском храме города Пушкина Московской области, куда передал его внук Марии Михайловны Алексей Желудков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жизнь сестры Марии сгорела, как свеча, в служении Христу. Так она и писала: «Любить людей можно только через Христа — призму. Всех тогда можно пожалеть». И свет этого жертвенного горения доходит и до нас в ее воспоминаниях. Н. Шеметов январь 1982 г. На Софийской набережной, во дворе, удачно изолированная от городских зданий высотным домом и с боков каменным забором, стоит церковь — Св. Софии Премудрости Божией. С улицы ее заслоняет высокая колокольня, красиво гармонирующая с башнями Кремля. Внутри дворика справа и слева два палисадника с зелеными кустарниками. Здесь-то и служил с 1924 г. священник о. протоиерей Александр Александрович Андреев, 1901 г. рождения. В юности он познакомился с владыкой Тихоном (Оболенским, архиепископом Уральским) в Вознесенском монастыре на Сретенке, Очевидно, был у него иподиаконом. Отец Александр в то время очень привязался к архиепископу Тихону. И когда владыка Тихон поехал в свою епархию, он взял с собой и юношу Александра. В Уральске о. Александр получил богословское образование под руководством владыки Тихона. Владыка Тихон счел возможным рукоположить его в сан священника, когда ему исполнился 21 год. О. Александр был неженатый — целибат. В 1922 г. в сентябре, перед Воздвижением, владыка Тихон и батюшка были вынуждены выехать из Уральска в Москву. Вл. Тихон поселился в Голиковском пер. (около Климентовской церкви), а батюшка стал служить вторым священником в церкви «Воскресения Словущих» в Кадашевском пер. До него в этой церкви служил о. Николай Смирнов, который любил устраивать паломничества с прихожанами по монастырям, расположенным в окрестностях Москвы. В Кадашевской церкви было организовано сестричество по обслуживанию храма и практиковалось общенародное пение. Во главе стояли сестры. В то время сестричества существовали во многих церквах Москвы, Устраивались беседы-агапы с сестрами в храмах. В 1923 г. я жила в Климентовском пер. на Пятницкой и посещала храм Афонского подворья на Полянке. Часто в ожидании службы сидела на могилке о. иеросхимонаха Аристокля. Моя родная мать, недавно умершая, часто писала письма на подворье, испрашивая совета у о. Аристокля, когда он еще был жив. Теперь же приходило много народу на его могилку помолиться и взять песочек.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Преподобный Аристоклий внес большой вклад в строительство Афонского подворья на Большой Полянке. Оно размещалось в небольшой городской усадьбе на Большой Полянке - ее в сентябре 1879 года подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова. При его участии здесь были построены два трехэтажных здания. В одном разместилась библиотека, в другом - богоугодные заведения. На верхнем этаже была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», которую старец очень почитал и много перед ней молился. Церковь была освящена Святейшим Патриархом Тихоном (Белавиным) 30 сентября 1918 года, уже после смерти старца. На том же этаже находилась и келия иеросхимонаха Аристоклия, где он принимал посетителей - в день не одну сотню человек. Он был опытным старцем, обладавшим дарами прозорливости, исцеления и чудотворения. Никогда его не видели гневающимся. Он излучал тихую радость. Как только старец вернулся, тысячи людей опять стали приходить к нему. Из воспоминаний монахини Евфимии: - У мамаши моей очень болела рука уже несколько лет. И каких только лекарств мы ни испробовали, и к каким докторам ни обращались, но боль не унималась. Я говорю раз: " Поедем к старцу, он поможет " . Поехали утром. Старец был не совсем здоров и находился в келье. Он с такой любовью принял нас! А сам как-то все улыбался, сидел он не на своем месте, а как бы кого дожидаясь. Благословил нас и стал разговаривать. Взял руку, стал ее тереть. Я сняла с нее кофту, он все продолжал тереть руку, а сам улыбался, точно для нас у него было нечто утешительное, и он не мог от удовольствия не улыбаться. Потом оставил матушкину руку, дал просфорочку, помазал маслом и так, радуясь, отпустил. С тех пор болей не было. Думаю, мой старец и радовался, зная, что за его молитвы Господь исцелил мою мамашу. А как батюшка утешал меня своими беседами! Бывало, скажет: " Ах, чадо мое возлюбленное, если бы ты знала, как хочется мне спасти вас! Все бы претерпел ради вас, пусть Господь вас спасет! Только бы вас к Нему привести! Только бы вы спаслись, нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу, и нет серьезнее дела на земле, как спасение души... " Батюшка всегда радовался, когда видел усердие наше, детей духовных, друг ко другу или к другим. У него была необычайная благодарность за малейшее участие со стороны другого. Удивительно он любил детей. И всегда - всегда его окружали дети, были такие приверженные к нему, что никак не хотели уходить от своего батюшки...

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/07/...

Разделы портала «Азбука веры» глас 8 Песнь 1. Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи чудотворяй иногда Моисейский жезл, крестообразно поразив и разделив море, Израиля же беглеца, пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа. Богоблаженне отче Аристоклие, измлада скорбная обстояния претерпевая, Христа всем сердцем возлюбил еси, Егоже с лики Ангельских сил на Небесех непрестанно ныне славословиши. Тяжкую болезнь во отрочестве претерпев, молитвами матере твоея от святителя Николая исцеление получил еси, темже, Чудотворцу великому подражая, правило веры и образ благочестия людем явил еси. Плоть распяв со страстьми и похотьми, в вертоград Святыя горы Афонския вселился еси и всего себе воли старцев обители покорил еси. Темже Господь твое сердце чисто содела и дух прав обнови во утробе твоей. Богородичен: Чудес Твоих Божественных множество благохвалити предначиная, Тя, Дево, со умилением молю: благодать Твою подаждь ми недостойному. Песнь 3. Ирмос: Утверждей в начале Небеса разумом и землю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят паче Тебе, Едине Человеколюбче. В подвизех монашескаго жития преуспевая, вся козни демонския силою веры и упованием на Христа превозмогл еси, Имже и вечною славою увенчан был еси. Послушания отцем богомудрым добрый рачитель быв, иго Христово благое на рамо подъял еси и во брани с духами злобы поднебесными яко столп непоколебим явился еси. Гора Святая Афонская торжествует, земля же Московская проповедует великия подвиги твоя, имиже вся злокозненная искушения, яко доблий воин Христов, препобедил еси. Богородичен: Неизреченно зачала еси, Богоневесто Пречистая, Господа и Спаса, от лютых зол избавляющаго с верою призывающих Тя. Седален, глас 4: Имже образом желает елень на источники водныя, сице возжада душа твоя, преподобне отче Аристоклие, к Богу Жизнодавцу, сего ради, вся красная мира земнаго презрев, на благословенней горе Афонской и в земли Русской усердне потрудился еси, и тако житием твоим праведным Господа Бога прославил еси.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Еще старец говорил : «Надо много и много перестрадать и глубоко каяться всем. Только покаяние через страдание спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении... Какой-то необычный взрыв будет, и явится Чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не очень долго». Есть еще несколько пророчеств старца Аристоклия, которые публикуются отдельно или в несколько измененном виде, приведем и эти тексты. «...Сперва Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой. Это чтобы на помощь Господню уповали русские люди. Услышите, что в других странах начнутся безпорядки и подобное тому, что и в России, и о войнах услышите и будут войны - вот, уже время близко. Но не бойтесь ничего. Господь будет являть Свою чудесную милость». Преподобный Аристоклий Афонский. «Батюшка тогда сказал, между прочим, что теперь начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось в России, а потом дальше. Ничего утешительного он не сказал, только все время мне говорил: Только не бойся ничего, не бойся. Господь будет являть Свою чудесную милость». Из воспоминаний игумении Гефсиманского Иерусалимского монастыря Варвары (Цветковой) от 19.03.1917 (Журнал «Православная Русь», 1969 1 (1991 стр. 10)). «Помню, еще раньше он говорил, что я не доживу до этого времени. А Россия еще будет спасена. Много страданий, много мучений предстоит. Вся Россия сделается тюрьмой, говорил он, и надо будет умолять Господа о прощении. Каяться в грехах, и бояться творить и малейший грех. Надо всеми силами стараться творить добро, хотя бы самое малое: «Ведь и крыло мухи имеет вес, - говорил батюшка, - а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией». Из воспоминаний игумении Варвары (Цветковой) от 16.08.1918. «Престарелая игуменья Варвара (Цветкова) в разговоре с нами паломниками в Гефсимании в 1973 году вспоминала еще предсказания Старца о том, что « возрождение в России начнется после большого взрыва около реки». После событий в связи с Чернобыльской катастрофой я вспомнил это предсказание Старца Аристоклия.

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/07/...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранниче Божий и дивный подвижниче благочестия, скорый заступниче в нуждах и напастех сущий, усердный молитвенниче о всех чающих твоея помощи, к тебе припадаем и молимся, во еже спастися нам, избави нас от належащия мглы греховных обстояний, с любовию и умилением тебе зовущих: Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче. Икос 1 Ангелом небесным уподобился еси в земном житии и благое иго Христово на рамо свое подъял еси, всю надежду на Бога возложив, и шед за Христом, достигл еси Царствия Небеснаго. Сего ради с верою приносим ти песнь сию: Радуйся, равноангельнаго жития ревнителю, радуйся, спасительнаго ига Христова безропотный носителю. Радуйся, яко вся скорогибнущая земная блага возненавидел еси, радуйся, яко райская жилища взыскал еси. Радуйся, сладость житейскую отвергнувый, радуйся, Хлеба небеснаго Христа вкусивый. Радуйся, Источнику живыя воды приобщивыйся, радуйся, на камени веры утвердивыйся. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче. Кондак 2 Видев Господь ревность яже по Бозе благочестивыя твоея матере, молящияся о тебе, тяжко недугующем, прия слезное ея прошение и дарова предстательством святителя Николая тебе исцеление. Ты же, востав от одра болезни здрав, воспел еси Врачу душ и телес Богу: Аллилуия. Икос 2 Разум возраста совершеннаго стяжав, познал еси тщету мира, лежащаго во зле, и, Христа возлюбив, стопы своя направил еси по словеси Его: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет», и тако обрел еси в сердце своем Спаса Христа. Мы же, видяще твое произволение, поем ти сице: Радуйся, измлада сладчайшаго Иисуса возлюбивый, радуйся, Тому единому смиренно последовавый. Радуйся, молитвою матере попечению святителя Николая врученный, радуйся, завет ея чтити сего Угодника Божия исполнивый. Радуйся, яко в часы напастей к нему с верою притекал еси, радуйся, яко многою помощию от него душу твою спасал еси. Радуйся, многоразличныя беды от лукавых духов претерпевый, радуйся, христоподражательным крестоношением славу от Царя Небеснаго улучивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010