После этих общих сведений пора приступить к описанию самой поездки. Ей предшествовало посещение Афонского подворья в Москве. Афонский уголок Москвы расположился на возвышенности вокруг древнего храма в честь св.вмч. Никиты. Здесь я приложился к мощам старца Аристоклия (+1918) – последнего настоятеля Афонского подворья в Москве, к иконам вмч. Пантелеимона и преп. Силуана. Просил помощи об укреплении духовных и телесных сил перед такой ответственной поездкой. Настоятеля подворья игумена Никона не было – он вместе со своим братом, архиепископом Владимирским Евлогием, находился в Оренбурге, где на родине старца Аристоклия освящался посвященный ему храм. Приятное впечатление своей скромностью и доброжелательностью произвел благочинный подворья иеродиакон Паисий.Карта Афонских монастырей Костамонит Первым монастырем, который мы посетили, был Костамонит – он был ближайшим на нашем пути от пристани. Костамонит, пожалуй, самый бедный Афонский монастырь. Несмотря на это, он, как и Есфигмен, отказался от помощи ЕС. Наверное, они поступили так неспроста. Вспомнилась наша пословица: «Безплатный сыр бывает только в мышеловке». Думаю, что их позиция оправдана. Наверняка Запад преследует какие-то свои корыстные интересы. Запад всегда так поступал. Вспомнил, как один мудрый пожилой священник, побывав на Святой Горе, посоветовал мне не откладывая посетить Афон. «Очень скоро все может измениться», – с грустью сказал он тогда. И действительно, мои спутники не раз говорили, что совсем недавно многое было по-другому. Богородица обещала Великой Лавре – главной обители Афона, что она ни в чём не будет нуждаться. Одно время монахи стали тут за деньги разливать воду из святого источника и в бутылках давать её паломникам. Ну и что же? Источник иссяк… Прекратили это делать и он снова забил… Костамонит – последний в списке 20-ти монастырей (больше этого числа монастыри, по Уставу Святой горы, учреждаться не могут). По дороге в гору к монастырю слышу разные рассказы о том, что происходит на Афоне и вокруг него.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2510

В 1891–1894 годах преподобный Аристоклий был настоятелем афонской часовни в Москве, значение которой для духовного укрепления народа было чрезвычайно велико. Сюда стекалось множество православных. Важной заботой старца были поездки со святынями Афона к больным и бедствующим людям в их дома. В 1895–1909 годах старец снова нес послушание на Святой Горе Афон. В 1895 году он был казначеем. С 1900-х годов состоял одним из духовников многочисленной братии монастыря. С 1909 года по 1918 год, вплоть до своей кончины, он вновь настоятель афонской часовни в Москве. В общей сложности на этом посту он провел 12 лет и все это время имел постоянную переписку со старцами обители. Поразительно, как скрупулезно и тщательно отчитывался он о происходящем на подворье. Он даже придумал специальный бланк, который был разделен на семь частей соответственно каждому дню недели, и вписывал в них все происшедшие в этот день события. В конце недели бланк отсылался на Афон. Таким образом, все его отчеты составляют более двух тысяч страниц. Преподобный Аристоклий был неутомимым тружеником на поприще духовного окормления, до последних дней земной жизни служил делу спасения страждущих, немощных и обремененных разными тяготами житейских невзгод православных людей. Это был опытный старец, обладавший дарами прозорливости и чудотворения. Его евангельская жертвенная любовь притягивала души самых закостенелых грешников. От него исходила благодать, умиротворяющая дух всякого потерявшего было смысл жизни человека. В день он принимал порой не одну сотню людей. И после первой же встречи и беседы с духоносным старцем богомольцы уже не теряли связи с ним. За жертвенную любовь к ближним, за святость жизни Господь даровал преподобному Аристоклию великую силу чудотворения. Вот лишь некоторые свидетельства очевидцев обладания им этим даром. Однажды духовная дочь старца Аристоклия тяжело заболела, у нее были парализованы ноги. Тогда старец пришел к ней, чтобы ее навестить и утешить. Пробыв у нее некоторое время и собираясь уже уходить, он благословил ее и сказал: «Ну что же, чадушко мое любимое, мне пора уже уходить, ты не унывай, а молись и благодари Господа. Я вот пойду, и, когда буду выходить, ты подойди к окошку и помаши мне ручкой, а я помашу тебе». Духовная дочь старца смутилась и говорит ему: «Батюшка, я же не могу встать, а вы говорите: подойди и помаши». Старец улыбнулся и ответил: «Ничего-ничего, помаши».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Голуби, которых старец при жизни любил кормить и о чем-то с ними ласково разговаривать, слетелись со всех сторон огромной стаей и, кружась, образовали в небе живой крест, осеняя им старца Аристоклия до самой могилы, рассказывал старец Даниил». ЧУДО ИСЦЕЛЕНИЯ СЛЕПОРОЖДЕННОГО ПРОИЗОШЛО ОТ МОЩЕЙ МОСКОВСКОГО СТАРЦА АРИСТОКЛИЯ Москва, 7 июня 2005 г. В наше время, как и в первые века христианства происходят явные чудеса по молитвам к святым, передает ИТАР-ТАСС. О подобном случае рассказал настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон: " В монастырь в ноябре прошлого года перенесли с Даниловского кладбища мощи почитаемого московского святого старца Аристоклия, последнего в период гонений на Церковь настоятеля Афонского подворья, скончавшегося в 1918 году. Тогда же на торжестве были священники из Владимирской епархии, которые увезли с собой освященное масло из лампады, горевшей у мощей " . Как сообщил потом в письме владимирский иерей Владимир Ведерников, он передал флакончик прихожанам местного храма супругам Александру и Марине, у которых родился младенец с нераскрытыми глазками. " Они очень скорбели, и батюшка, утешая молодых родителей, вручил святыню и рассказал, как при жизни старец Аристоклий своими молитвами исцелил 10-летнего мальчика, который от рождения не открывал глаза " . " В тот же день вечером ко мне прибежала мать Марины с радостным известием, что глазки у Коленьки открылись после того, как ему их помазали священным маслом " , - написано в письме священника. Отец Никон, прочитав прихожанам на службе это современное свидетельство, напомнил, что первое чудо исцеления слепорожденного совершил сам Иисус Христос. ЦАРЬ МОСОХ И ШВИВАЯ ГОРКА В начале 90-х узнал от знакомых, что в Москве открылось подворье Афонского монастыря. Где? На Швивой горке...Там, объяснили, храм ВЕЛИКОМУЧЕНИКА НИКИТЫ. Поехал в первый раз, помнится, на трамвае, от «Чистых прудов». А когда вышел на Котельническую набережную, конечно, первым делом глаза «затмила» сталинская высотка. Одна из семи - так называемый «Дом творческой интеллигенции».

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/07/...

БЛАГОСЛОВИЛА МАТУШКА ВАРВАРА Елеонская игумения Моисея (Бубнова) делится воспоминаниями о людях высокой жизни, которых знала, в том числе о духовной дочери старца Аристоклия Варваре (Цветковой) «...Детство мое прошло в Бельгии, в Брюсселе. Я десять лет жила при владыке Иоанне владыке Иоанне Шанхайском. Когда приехал в Брюссель, мы были дети еще: нам было по 10-12 лет. На Святую Землю я попала как будто бы случайно. Но ведь не бывает ничего случайного. В 1974 году я хотела поехать в Россию, но мне отказали в визе. А наш батюшка, отец Димитрий Хвостов, как раз организовывал паломничество в Святую Землю, и его дочка предложила поехать и мне, чтобы помогать батюшке. Я согласилась. Я вернулась на Святую Землю в следующем году, на Пасху... Матушка Варвара (Цветкова) тогда лежала в больнице... Она уже старенькая была. Это был такой интересный человек! Она знала отца Иоанна Кронштадтского - она, маленькая, сиживала у него на коленках, когда он приходил к ним домой; она знала Елисавету Феодоровну; она знала царскую семью... Ее духовником был старец Аристоклий, которого сейчас прославили, и он ей предсказал - ей было 17 лет тогда, - что она будет игуменией на таком месте! Ее духовниками были и владыка Арсений (Жадановский), и владыка Серафим (Звездинский). Она так много рассказывала о них... Так вот, матушка Варвара тогда болела, и с ней в больнице была ее старшая келейница. А за 20 дней до моего приезда умерла письмоводительница. Все дела были оставлены на вторую келейницу матушки Варвары, а тут еще надо и на письма отвечать. Вот она меня и спрашивает: «Ты умеешь писать письма по-русски?» «Да, умею», - отвечаю. «Помоги мне», - просит. И мы начали писать письма. Когда она увидела, что я могу 40 писем в один день написать - ответить людям, то и говорит: «Что ты теряешь время в миру? Что ты там делаешь?» «Как что, - отвечаю, - я работаю, в церковь хожу...» Она опять: «Что ты там теряешь время? Ты же наша! Приходи к нам...» И вдруг меня стукнуло: «Действительно, а что там, в миру? Работать, чтобы кушать и спать?» И на третий день я уже решила: «А почему нет? Поступаю в монастырь. Мне здесь нравится - все нравится». Пошла я в больницу к матушке Варваре, она обрадовалась, говорит: «Наконец молодая русская!» Тогда в основном арабки поступали, из эмиграции уже никто не приходил...

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/07/...

Утром к келии стали стекаться массы людей, почитавших старца, хотя официально о смерти объявлено не было из-за большевиков. Все московские монастыри предлагали похоронить отца Аристоклия у себя на кладбище. Однако монахи подворья решили, что он должен остаться на Полянке. «Пока хлопотали о разрешении, - писал в письме архимандриту Кирику монах Иларион (преемник отца Аристоклия), - тело старца находилось в храме четыре дня, и в это время что творилось возле гроба, даже и трудно описать: море слез было вылито его духовными чадами и почитателями; тут были люди всяких званий и рангов, и каждый изливал пред его прахом свою скорбь. Да, все имели к нему... большую любовь и веру». Отпевали старца Аристоклия три московских владыки: епископ Арсений (Жадановский), епископ Трифон (Туркестанов) и архиепископ Можайский Иоасаф (Каллистов), настоятель Богоявленского монастыря, исполнявший в то время обязанности митрополита Московского. Первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако после революции все монастырские владения подлежали большевистской национализации, а домовые церкви - ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. В январе 1919 года большевиками был арестован настоятель Пантелеимоновой часовни иеромонах Макарий, а в 1921 году - иеромонах Феофан... Поэтому духовные чада старца в 1922 году приняли решение о его перезахоронении. Хоронили тихо, чтобы не привлекать внимания советских властей. Монахи вынесли гроб с нетленным телом иеросхимонаха Аристоклия из усыпальницы, погрузили на телегу и повезли на Даниловское кладбище (о чем святой предсказывал еще до своей кончины). Очевидцы рассказывали, что голуби, которых старец при жизни любил кормить, слетелись со всех сторон и, кружась, образовали в небе живой крест. До самой могилы живой голубиный крест сопровождал старца... Но и на кладбищах было неспокойно, особо рьяные комсомольцы разоряли могилы священников. Поэтому отца Аристоклия похоронили в стороне от места, где был установлен крест. Это выяснилось не так давно, в 2004 году, когда монахи Афонского подворья приступили к обретению его святых мощей.

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/07/...

Своим духовным чадам старец Гавриил оставил завещание: — когда почувствуешь себя грешным и не находишь выхода, затворись один и читай канон с акафистом Сладчайшему Иисусу Христу; — когда страдаешь от разных напастей, читай молебный канон Божией Матери («Многими содержим напастями»), и пройдут все напасти бесследно; — когда необходимо внутреннее душеосвящение, читай со вниманием 17 кафизму Псалтири, и откроются внутренние очи, последует потребность осуществлять то, что в ней написано; — чаще исповедайся и причащайся. И явится тогда страх Божий. В терпении почувствуешь в себе присутствие Царства Божия в силе Его . В работе архимандрита Симеона (Холмогорова) «Един от древних» содержится единственное письмо старца к Елисавете Феодоровне с ответами на ее вопросы. Начиная свой ответ на эти невидимые нам вопросы в дни Рождества и Богоявления Христова, старец восклицал: «Благословенная матушка, благословите! Желалось бы мне выразить Вам радость мою, а через Вас и всей обители, возлюбленным о Христе сестрам» . Не видя вопроса Елисаветы Феодоровны, мы отчетливо ощущаем суть ответа, продиктованного особенностями духовного состояния общества того времени. Одним из глубоко почитаемых духовных учителей в Марфо-Мариинской обители был старец Аристоклий, благодаря усердию и авторитету которого в Обитель поступило много сестер. Его называли великим светильником своего времени. Сестры были свидетелями многих исцелений, совершаемых по молитве батюшки Аристоклия. Тропа к могиле старца и его келейника схиархимандрита Исайи не зарастает. Обе могилы утопают в живых цветах. Такое почитание старца до сего времени имеет серьезное основание. Более четверти века подвизался Аристоклий в Свято-Пантелеймоновом монастыре на Святой Горе Афон. В середине 1880х гг. он начинает служить в подворье этого монастыря в Москве, на Полянке. Москвичи сразу потянулись к батюшке за духовным окормлением, получая от него разнообразную помощь. Старец продолжил в Москве развивать книгоиздательскую деятельность афонского монастыря.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

– В чем в наши дни нуждается монастырь? – Прежде всего, конечно, в финансовой помощи. Зимой только за электричество нам приходится платить по 20–30 тысяч шекелей в месяц, а это – 4 тысячи евро. Летом такую же сумму платим за воду. В монастыре постоянно ведутся ремонтно-строительные работы – это и капитальный ремонт храмов и монастырских строений, и поднятие колоколов на колокольню, и устроение удобств для паломников. Одних только монастырских стен было починено на 90 тысяч американских долларов. Наши земли находятся в сейсмически опасной зоне, трещины от землетрясений на зданиях, едва мы их заделаем, образуются вновь. Поэтому каждый год приходится что-то ремонтировать. Но Господь милостив, и это чудо, что мы можем здесь жить. – Кого из подвижников вам посчастливилось застать на Святой Земле? Игуменья Варвара (Цветкова) – В Гефсимании одной из самых выдающихся подвижниц была игуменья Варвара (Цветкова). Родилась Валентина Цветкова (так звали ее в миру) в 1889-м году, 2 января по старому стилю, в день памяти преподобного Серафима Саровского. Отцом ее был директор Государственного банка России Николай Алексеевич Цветков, известный церковно-общественный деятель и благотворитель. Еще маленькой девочкой Валя сидела на коленях праведного Иоанна Кронштадтского. В юности у нее были известные духовные руководители: будущие новомученики епископ Арсений (Жадановский) и архиепископ Серафим (Звездинский), настоятель Афонского подворья Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве старец иеросхимонах Аристоклий. Однажды приходит юная Валентина в Кремль к отцу Аристоклию, а там сидит одна важная игуменья. Старец выходит и, показывая на Валентину, говорит ей: «Встань и уступи ей место». Игуменья возмутилась: «Как я, почтенная игуменья, уступлю ей место?» А отец Аристоклий сказал: «Ты игуменья, но ты не знаешь, какой она будет игуменьей и на каком месте!» Расставание с Россией, путь миссионерства и место будущего служения – Иерусалим – будущей игуменье Варваре предсказал и ее духовный отец епископ Арсений.

http://pravoslavie.ru/139313.html

Мощи преподобного Аристоклия перенесены на Афонское подворье Москва, 13 ноября 2004 г. Преподобный Аристоклий Афонский Сегодня в церковной жизни Москвы состоялось радостное событие. Мощи недавно прославленного в лике местночтимых святых старца иеросхимонаха Аристоклия Афонского были перенесены из Свято-Данилова монастыря на Афонское подворье в Москве, где будут теперь пребывать постоянно. Праздничное богослужение в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря началось в 9 часов утра. После литургии и молебна, под радостно-пасхальный колокольный перезвон, крестным ходом с молитвой преподобному Аристоклию духовенство Свято-Данилова монастыря, священники московских храмов пронесли ковчег с мощами преподобного от Троицкого храма Свято-Данилова монастыря до часовни святого благоверного князя Даниила на площади «Серпуховская застава». Здесь ковчег поместили в микроавтобус и повезли на Таганку, на подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Тысячи москвичей и паломников пришли сопроводить святые мощи в надежде на молитвенную помощь преподобного. Благодать щедро разливалась по всей округе. Ее чувствовали все присутствующие – и те, кто почитал старца давно, много лет ходил на могилку на Даниловское кладбище, и те, кто узнал о батюшке только после его прославления. Во время крестного хода в Свято-Даниловом монастыре. Духовенство с иконой преп. Аристоклия. Фото Ларисы Беляевой Многочисленные верующие продолжили свой путь на метро. В основном незнакомые люди, сплоченные одной Христовой радостью, шли тихо в метро по переходу, ехали в поезде, некоторые с горящей в баночке свечкой. Многие тихо, еле слышно, пели молитву: «Преподобный отче наш Аристоклие, моли Бога о нас!». И под землей разливалась такая благодать! Там, наверху, примерно тем же маршрутом везут мощи преподобного и как освящается все вокруг! Пассажиры метро, не понимая происходящего, почувствовали эту тишину и умиротворенность. Никто громко не разговаривал. Все были вежливы и доброжелательны. А нищие в метро были тронуты тем, что вроде бы идет обычный поток пассажиров, но почти все подают - кто денежку, кто конфеты или яблоки. «Преподобный отче наш Аристоклие, моли Бога о нас!».

http://pravoslavie.ru/11823.html

XVIII том. «Жизнеописание и духовное наследие преподобного Аристоклия (Амвросиева)». Издание тома запланировано на вторую половину 2016 года. Книга будет содержать духовные творения выдающегося русского подвижника и старца преподобного Аристоклия Афонского (1846 - 1918), а также выдержки из его писем к старцам Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.  XIX том. «Жизнеописание и духовное наследие иеросхимонаха Агафодора (Буданова)». Этот том будет содержать ранее не публиковавшиеся духовные творения ученика старцев Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, духовника русской святогорской обители и антипросопа в Священном Киноте Афона иеросхимонаха Агафодора (Буданова,1845–1920): его духовные размышления, письма, дневниковые записи и другое. Время издания: первая половина 2017 года.  XX том. «Жизнеописание и духовное наследие схимонаха Леона (Воскресенского)». Издание тома запланировано на вторую половину 2017 года. В книгу войдут не публиковавшиеся ранее духовные творения насельника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схимонаха Леона (Воскресенского, 1862-1914): духовные размышления, письма, дневниковые записи. В частности, хранящиеся в архиве монастыря рукописи: «Сокровища души в соединении ее с духовным миром», «Трезвение священноинока на Святой Афонской Горе в обители святого Великомученика и Целителя Пантелеимона», «Нравственно-аскетический сборник» и другое.  XXI том. «Жизнеописание и духовное наследие схиархимандрита Кирика (Максимова)». Книга будет содержать духовно значимые творения насельника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, настоятеля Афонского подворья обители в Одессе, назначенного в 1931 г. сербским патриархом Варнавой духовником всего духовенства Белграда, схиархимандрита Кирика (Максимова, 1864-1938): его духовные размышления, письма, дневниковые записи и другое. Время издания: первая половина 2018 года.  XXII том. «Жизнеописание и духовное наследие преподобного Силуана (Антонова) Афонского». Книга будет содержать духовные записки выдающегося подвижника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря преподобного Силуана Афонского (1865-1938) с комментариями и иллюстрациями. Время издания: вторая половина 2018 года. 

http://bogoslov.ru/event/3974163

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Русский Афон 26.09.2017 По всей видимости, о. Пантелеимон отправился на Афон после встречи в Одессе с иеросхимонахом Сергием (Весниным), который в письмах называет его своим близким другом. «Много у меня остается здесь милых и добрых друзей 21.09.2017 Схиигумен Кассиан (в миру Константин Тимофеевич Корепанов) был мещанином из города Бирска Уфимской губернии. Имя матери Евдокия. Родился в 1867 году. Был женат, имел дочь, которая впоследствии стала монахиней. После смерти жены принял решение стать монахом и с этой целью отправился на Святую Гору Афон. 01.09.2017 Схимонах Геннадий был родом из Вологодской губернии, из крестьян. На Святую Гору он прибыл вместе с иеросхимонахом Сергием (Весниным) после его паломничества ко Гробу Господню в Иерусалим. Вот как вспоминает о нем в своих письмах Святогорец: «Когда Григорий прибыл в Руссик в первый раз (таковым было мирское имя вологжанина), то наша жизнь ему чрезвычайно понравилась. 01.09.2017 Огромное духовное влияние имел о. Досифей на преподобного Аристоклия (Амвросиева), с которым вместе подвизался на подворье с 1883 года. Он был духовником отца Аристоклия и оказал благотворное влияние на его мировоззрение. 26.08.2017 Он был ближайшим учеником и келейником свт. Феофана Затворника Вышенского, лично переписывал многие его произведения и помогал святителю в подготовке к изданию его книг. Схииеродиакон Лазарь (в миру Александр Ильич Деминский) родился в 1830 году в Рязанской губернии. С юных лет он мечтал посвятить свою жизнь служению Богу и поступить в монастырь. 25.08.2017 Афонский старец Тимофей (Швецов) учил: " Кроме умной молитвы, невозможно нам победить страсти, и очистить свое сердце, и соединиться с Богом. Умная молитва есть начало и источник всем добродетелям 25.08.2017 Схиархимандрит Прокопий (Дендрин) был ученым монахом и богословом, чрезвычайным ревнителем православия. Он имел хорошее богословское образование и знал несколько языков, в том числе греческий, русский, болгарский.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&pid=9

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010