В 541 г. К. вместе со свт. Кесарием Арелатским принял участие в Аврелианском (Орлеанском) Соборе. О К. упоминается в завещании свт. Кесария, составленном незадолго до смерти (27 авг. 542): епископ должен был получить «плащ и тот из поясов, что получше» (mantum et cinctiorium meliorem - Testamentum sancti Caesarii// C é saire d " Arles. Œuvres monastiques/Éd. A. de Vogüé, J. Courreau. P., 1988. T. 1. P. 394. (SC; 345)). К. участвовал в составлении Жития свт. Кесария. С этой просьбой к епископу обратилась Кесария Младшая, родственница святителя и аббатиса жен. обители, основанной им в Арелате. Над 1-й книгой Жития свт. Кесария работали К., Фирмин, еп. г. Уцеция (ныне Юзес), и еп. Вивенций, 2-ю книгу Жития составили пресв. Мессиан и диак. Стефан. В 1-й книге сообщается о жизни свт. Кесария до проведения Аравсионского Собора (529) и утверждения соборных актов папой Бонифацием II; рассказывается о пастырской и политической деятельности святителя (пребывание в Леринском монастыре (см. Лерен ), руководство Арелатской митрополией, основание мон-рей, просветительские труды), его путешествиях и совершеннных им чудесах. Во 2-й книге деятельность свт. Кесария представлена с т. зр. представителей арелатского духовенства (управление диоцезом, пастырские визитации) и лиц, близко знавших святого (частная жизнь святителя, его беседы со знакомыми, видения и сны). Поскольку составители Жития лично знали свт. Кесария, были очевидцами мн. описанных событий и стремились сохранить как можно больше сведений о святом, оно является ценным историческим источником (см.: Klingshirn. 1994. P. 7-9; Vie de Césaire d " Arles. 2010. P. 21-22). Основным лит. образцом в работе над ним послужило, вероятно, Житие свт. Илария Арелатского, составленное Гоноратом Массилийским (о лит. особенностях Жития св. Кесария Арелатского см.: Vie de Césaire d " Arles. 2010. P. 113-126). Св. Киприан. Скульптура в соборе г. Тулон. 1852 г. Св. Киприан. Скульптура в соборе г. Тулон. 1852 г. Сохранилось послание К. к Максиму, еп.

http://pravenc.ru/text/1684734.html

28 июля 415 г. в Палестине по инициативе блаженного Иеронима, критиковавшего учение о том, что человек может жить без греха, если захочет этого, под председательством Иоанна Иерусалимского состоялся собор против Пелагия. В соборе также участвовал представитель блаженного Августина Орозий. Пелагию удалось оправдаться, признав тезис, что человек может быть без греха при помощи Бога, однако Орозий обвинил присутствовавшего переводчика в неверной передаче слов Пелагия. В декабре того же года против Пелагия выступали галльские епископы Герос Арелатский и Лазарь Акв Секстиевых. На соборе в Диосполе (Лидде) Пелагию было предъявлено 29 тезисов, составленных при помощи этих епископов. Взгляды, сформулированные в этих тезисах, принадлежали как самому Пелагию, так и Целестию. Пелагий был не склонен открыто излагать на соборе свои взгляды на природу благодати и смысл Таинства Крещения, а те положения, в авторстве которых его обвиняли, реинтерпретировал таким образом, чтобы они могли быть приняты участниками собора как православные. Отвечать за те положения, которые принадлежали не ему, а Целестию он отказался, но анафематствовал в этих тезисах все то, что вызывало неприятие участников собора. Таким образом Пелагий избежал осуждения, что вызвало неприятие со стороны блаженного Августина и его сторонников, которые стали добиваться рассмотрения взглядов Пелагия в Риме. В качестве подготовительных мероприятий в 416 г. были проведены соборы в Карфагене и Милеве, где Пелагий и Целестий были осуждены как еретики на основании обвинительной записки галльских епископов. Папа Иннокентий I 27 января 417 г. признал это решение, сообщив о прочтении сочинения Пелагия «О природе» и отметив, что пелагиане не признают учение о испрашиваемой в молитвах и ежедневно подаваемой благодати и отрицают необходимость крещения для спасения младенцев. Пелагий отправил в Рим апелляцию, которая была доставлена в туда уже после смерти папы Иннокентия (папой после него стал Зосима). Также в Рим лично прибыл Целестий, изгнанный в результате папского решения епископом Аттиком из Константинополя.

http://azbyka.ru/pelagianstvo

Учение осужденного уже раннее на Кархидонском соборе (411) как haeresiarcha британского монаха Пелагия вызвало большой резонанс в православных кругах Иерусалима и очень быстро стало центром споров среди богословов. Прибывший по поручению блаж. Августина в 415 году в Иерусалим молодой испанский пресвитер Павел Оросия открыто обвинил Пелагия перед Иерусалимским епископом Иоанном II в искажении православного учения, назвав его еретиком. По этому обвинению 30 июля 415 года в Иерусалиме был созван Поместный Собор. Однако по причине личной симпатии и благосклонности Святоградского Иоанна к Пелагию, а также сложности понимания значения латинского термина " благодать " , которое вводил и защищал Пелагий, ведя спор с блаж. Августином, Собор оправдал Пелагия. Основываясь на том, что и обвиняемый, и обвинитель являются латинянами, настойчивый Павел Оросия добился перенесения дела Пелагия на окончательное рассмотрение епископу Римскому. Собор запретил Пелагию распространять свои мысли, а его противникам нападать на него. Однако вскоре последовало новое обвинение Пелагия в ереси, предъявителями которого на этот раз, скорее всего, были ссыльные епископы Арелатский Герос и Провенский Лазарь, действовавшие, как впрочем и Павел Оросия, по указанию блаж. Августина. Обвинение было направлено Кесарийскому митрополиту Евлогию, созвавшему 20 декабря 415 года в Диосполе для решения этого вопроса Поместный Собор, на котором приняли участие 14 палестинских епископов, в том числе и святой Порфирий Газский. Однако сами епископы по причине болезни на Соборе не присутствовали, а Павел Оросия к тому времени уже покинул Палестину, поэтому Пелагий оказался без обвинителей. Искажавший православное учение о первородном грехе, крещении, спасении, учивший об абсолютном предопределении и проч., Пелагий сумел оправдаться, обвинив во всех грехах своего сподвижника Келестия. Предав анафеме все указанные Евлогием в выдвинутом им обвинении злоучения, сам Пелагий соборным решением снова был оправдан. В завершение Собора отцы зачитали постановления Кархидонского Собора 411 года и осудили неправедное учение Келестия, а также всех сторонников этого учения, назвав их " утратившими разум " . Сведения об этом Соборе можно найти в труде святого Августина " De Gestis Pelagii " , а также у св. Иеронима, который в одном из своих посланий называет пелагианство " кошмарным " . Это вызвало негодование и ярость у некоторых фанатически настроенных сторонников Пелагиева учения, которые напали на Вифлеемский монастырь, где подвизался св. Иероним, сожгли несколько зданий и убили одного диакона. Престарелый же Иероним едва спасся.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Прекращение гонений на христиан и легализация христ. Церкви в пределах Римской империи после Миланского эдикта (313) создали условия для широкого распространения христианства на Пиренейском п-ове. Испан. епископы стали принимать активное участие в богословских спорах, к-рые велись в разных частях средиземноморского региона. Так, на Арелатском Соборе 314 г., созванном в связи с расколом донатистов в Сев. Африке, присутствовали представители 6 испан. диоцезов (Тарраконы, Эмериты Августы, Цезаравгусты, Урци, Басти и неизв. «г. Бетика»). Одним из ближайших доверенных лиц имп. Константина I Великого и активным участником арианских споров стал Кордубский еп. Осий , принявший участие во Вселенском I Соборе (325). Путем переговоров он пытался примирить арианскую партию и их оппонентов. Осий Кордубский выступил защитником свт. Афанасия I Великого на Сардикийском Соборе (343), где присутствовали также 5 епископов, представлявших все провинции И., кроме Галлеции. Мнения испан. епископов относительно учения Ария разделились: после поражения Магненция в 353 г. и установления единоличной власти покровительствовавшего арианам имп. Констанция II многие из епископов пошли на соглашения с противниками никейской партии. В их числе были еп. Осий и Потамий , еп. Олисипонский (Лиссабонский). Следствием арианской смуты стал раскол, связанный с именем еп. Луцифера Каралисского. Луцифериане, оставаясь строгими никейцами, отказывались вступать в общение с теми, кто находились в тех или иных отношениях с арианами. В И. ярким представителем этой партии был еп. Григорий Эльвирский, церковный писатель и богослов. По преданию, восходящему к рим. пресвитерам Марцеллину и Фаустину, сторонникам луцифериан (80-е гг. IV в.), Эльвирский епископ обличал Осия Кордубского, к-рый начал гонения против луцифериан (впосл. Господь наказал его постыдной смертью - Isid. Hisp. De vir. illustr. 16). Серьезной проблемой стало распространение в И. ересей. В сер. 70-х гг. IV в. происходивший из знатного рода и получивший хорошее образование Присциллиан ( Sulp. Sev. Chron. II 46//PL. 20. Col. 155) стал известен как проповедник крайнего аскетизма. Его проповеди привлекли множество людей, в т. ч. неск. епископов. Против него выступили Игин, еп. Кордубы, и Идаций Клар, еп. Эмериты Августы (см. Идаций Клар и Итаций ). В 380 г. Собор в Цезаравгусте осудил учение Присциллиана. В 386 г. при поддержке узурпатора Магна Максима (383-388) Присциллиан и неск. его соратников были казнены, их стали почитать как мучеников. Борьба с присциллианами продолжалась до 2-й пол. VI в.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В течение всего 4-го века мы вообще встречаем целый ряд соборных определений, где таинства, совершенные в —256— схизматических обществах признаются действительными. Так на первом вселенском соборе относительно новациан сделано было постановление, по которому их клирики принимаются в Церковь с сохранением своего сана. «Надлежит им письменно исповедати, яко прилепятся и последовати будут определениям кафолическия и апостольския Церкви, то есть будут в общении церковном и с двоеженцами, и с падшими во время гонения, для которых и время покаяния установлено, и срок прощения назначен… Где, или в селах, или во градах, все обретающиеся в клире, окажутся рукоположенными из них одних, да будут в том же чине». 3314 Крещение же и рукоположение последователей Павла Самосатского и других антитринитариев было отвергнуто, хотя при крещении они и произносили крещальную формулу с призыванием имени Св. Троицы. 3315 Постановление арелатского собора было повторено на карфагенском соборе 348 года. 3316 На том же соборе постановление первого вселенского собора о принятии в Церковь членов раскольничьей иерархии с сохранением сана распространено было и на донатистов. 3317 Вопрос о крещении еретиков подробно с практической стороны рассматривает Василий Великий в послании к Амфилохию, епископу Иконийскому. «Древние, пишет св. Василий, положили принимать крещение, ни в чём не отступающее от веры; иное нарекли они ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками называли они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся, раскольниками, разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих врачевание… Почему от начала бывшим отцам угодно было крещение еретиков совсем отметать; крещение раскольни- —257— ков, как еще не чуждых Церкви (τι κ τς κκλησας ντων), принимать». Далее св. Василий говорить, что вопрос должен возникать только о том, кого именно считать еретиком, кого раскольником. Он знает, что св. Киприан и Фирмилиан Кесарийский считали и кафаров еретиками, но сам он полагает, что кафары из числа раскольников и крещение их нужно принимать. 3318 Впрочем св. Василий дает свободу установившейся различной практике. Второй вселенский собор и определил, кого из современных заблуждающихся при их присоединении к православию и к части спасаемых принимать помазуя святым миром, и кого принимать, как язычников, т. е. через крещение. 3319 Постановление второго вселенского собора с дополнениями повторил впоследствии шестой вселенский собор. 3320 В основе этой практики, очевидно, лежит несколько иное догматическое учение об отношении Церкви к таинствам, чем учение св. Киприана, по которому Церковь есть исключительная обладательница благодати. Как видно из слов св. Василия Великого , в основе утвердившейся практики лежала та мысль, что раскольники не совсем уж чужды Церкви. Наравне с язычниками поставлены только еретики, искажавшие самое понятие о Триединстве Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

73  Sulpic. Sev chvon. 2, 37,  7 . pars episcoporum, quae Arrios sequebatur, damnamionem Amhanasii [b послании, о котором речь в пр. 35] cupitam accepit: pars coacti metu et factione in studia partium (oncesserant: pauci quibus fides cara et ueritas potior erat, iniustum indicium non receperunt: inter quos Paulinus, episcopus Treverorum, oblata sibi epistola ita sub cripsisse traditur, se in Photini atque Marcelli damnationem praebere consensum, de Athanasio non probare. 38,  1 . Tum uero Arriani, ubi doli parum processerant, ui agere decernunt. 74 «Fragmenta» даже и в издании Кутана, по моему мнению, расположены неверно и должны бы стоять в такой последовательности: 1.3 2.6.4. 5. 7 – 15. – Это сочинение св. Иларий написал для выяснения того возмутительно фальшивого положения, в каком западная церковь оказалась после ариминского собора. Начало болезней – доказывает св. Иларий. – лежит в арелатском соборе 353 г. Западные епископы имели тогда слабость – отступиться от защиты Афанасия в., полагая, что дело в данном случае шло только об его личности; между тем как это был вопрос о самой вере. Это видно, во-первых, из того, что несостоятельность обвинений, взводимых на св. Афанасия восточными [в Фuлunnonoлe, fr. 3], выяснена вполне на сердикском соборе [fr. 2, 1–18], так что этот вопрос был вполне исчерпан уже в 343 г. Во-вторых, дело Фотина в сущности не представляло никакого повода поднимать вопрос о св. Афанасии [fr. 2, 19 – 23]. А если восточные [в 351 г.] снова выдвинули на сцену эту старую историю, то побуждения их достаточно ясны. Из самого послания их, – доказывает св. Иларий в третьем очерке [fr. 2, 24–33], видно, что они мудрствуют по-ариански: Афанасий еще в сане диакона на никейском соборе заявил себя энергичным борцом против Apuя: inde irae bcex евсевиан против Афанасия, как это признано уже отцами сердикского собора. Из этого контекста видно, что св. Иларий должен был довести историю дела Фотина до ее фактического завершения: остановиться на 347 г. значило бы не доказать своего [второго] положения: западные решились пожертвовать личностью св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Посольство Магненция не имело успеха при дворе Констанция II и привело к разрыву между императорами. В 351-353 годах, во время похода Констанция II против Магненция на Запад, в его окружении появились новые церковные советники из числа ревностных ариан. Вероятно, в сентябре 351 года состоялось знакомство Констанция II с еп. Валентом Мурсийским (Паннония), которому сразу же удалось произвести на Констанция II благоприятное впечатление. Епископы Валент Мурсийский и Урсакий Сингидунский стали основными проводниками нового этапа проарианской политики Констанция II. Осенью 351 года в Сирмии состоялся Собор , на котором кроме Урсакия и Валента присутствовали некоторые восточные епископы, прибывшие в Паннонию вслед за Констанцием II. Собор низложил еп. Фотина Сирмийского как ученика Маркелла и избрал на его место Герминия , сторонника соглашения с господствовавшей на Востоке проарианской доктриной. Собор издал вероучительное определение, первую Сирмийскую формулу, в которой содержались представления о субординационализме в отношениях между Отцом и Сыном. С принятия Сирмийской формулы, которая была одобрена подавляющим большинством восточных епископов (кроме архиереев Александрийской Церкви), начался новый этап наступления противников Никейского вероисповедания в Церкви. Будучи одним из главных организаторов этого наступления, Констанций II стремился не только объявить о поддержке им того или иного варианта арианского вероисповедания, но и добиться торжества своих сторонников в церковно-политическом противостоянии. Арианам продолжал стойко сопротивляться союз Церквей Рима и Александрии. Поэтому в начале 350-х годов одной из главных целей Констанция II стало стремление разрушить отношения между этими Церквами, дискредитировать свт. Афанасия в глазах христиан Запада. Осенью 353 года, после окончательной победы Констанция II над Магненцием, состоялся Арелатский Собор . С инициативой созыва Собора к Констанцию II обратился папа Римский Либерий . Констанций II вызвал епископов в Арелат (ныне Арль , Франция), где в это время находилась имп. ставка. Либерий прислал на Собор двух легатов; Констанций II, вероятно, лично присутствовал на заседаниях. Как победитель узурпатора, он имел возможность диктовать свои условия западному епископату. Поэтому, хотя большинство присутствовавших на Соборе составляли галльские епископы, ранее придерживавшиеся Никейского Символа веры, руководившие Собором Урсакий и Валент с санкции Констанция II добились принятия на Соборе осуждения свт. Афанасия Великого , которого обвиняли и в дисциплинарных нарушениях, и в связях с Магненцием. Отказался подписывать осуждение свт. Афанасия лишь еп. Павлин Тирский , который был немедленно низложен и сослан во Фригию. Вопросы вероисповедания на Соборе не обсуждались . Около 354 года эти решения были поддержаны новым Собором в Антиохии , где полностью господствовала проарианская партия .

http://drevo-info.ru/articles/13679966.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КВИНЦИАН [Квинтиан; лат. Quintianus; франц. Quintien] († ок. 525), св. (пам. зап. 10 (13) нояб.), еп. г. Рутены (ныне Родез, Франция) и впосл. г. Арверн (Клермон; ныне Клермон-Ферран). Сведения о К. содержатся в «Истории франков» и «Жизни отцов» Григория Турского (538-594). Род. в Африке, его дядя, еп. Фавст (кафедра неизв.), прославился добродетелями и даром чудотворения. Об обстоятельствах переселения К. в Галлию у Григория Турского не сообщается. Возможно, оно было связано с преследованиями знати и православного духовенства в королевстве вандалов в Африке при королях Гейзерихе (429-477) и Гунерихе (477-484), исповедовавших арианство . К. был избран епископом г. Рутены, входившего в состав Вестготского королевства. В 506 г. он присутствовал на Соборе епископов вестгот. Галлии в г. Агата (ныне Агд), на котором председательствовал св. Кесарий . еп. Арелатский (Арльский). В 507 г. франк. кор. Хлодвиг разбил вестготов в битве на Вогладском поле (предположительно Вуйе, близ г. Пуатье). Старший сын Хлодвига Теодорих (впосл. кор. Теодорих I (511-534)) захватил ряд подвластных вестготам городов, в т. ч. Рутены ( Greg. Turon. Hist. Franc. II 37). В 511 г. К. присутствовал на Соборе в Аврелиане (ныне Орлеан), созванном кор. Хлодвигом. Многие постановления Собора относились к Церкви в Аквитании - области, захваченной франками у вестготов. Из 32 присутствовавших иерархов 12 представляли епископские кафедры Аквитании, председателем Собора был Киприан, еп. Бурдигалы (ныне Бордо), митр. Второй Аквитании. После смерти кор. Хлодвига (511) вестготам удалось вернуть Рутены и некоторые др. города, завоеванные франками (Ibid. III 21). Противостояние франков и вестготов, а также расположение г. Рутены вблизи границы делали уязвимым положение К., принявшего участие в Аврелианском Соборе. Согласно Григорию Турскому, епископ перестроил базилику св. Амантия в Рутенах и перенес туда мощи святого. После этого К.

http://pravenc.ru/text/1684067.html

Константин Великий в письме к Сиракузскому епископу, в котором приглашает этого епископа явиться на Арелатский Собор, велит ему взять с собой по собственному выбору двух пресвитеров: «Повелев к календам августа собраться в город Арелат, – пишет Константин Великий , – весьма многим епископам из разных и бесчисленных мест, я счёл нужным написать и тебе, чтобы, потребовав общественную подводу... взяв с собой по собственному твоему выбору, два духовных лица... и с тремя слугами, ты отправился» ... В подписях, собранных на Арелатском Соборе, у Биния есть несколько пресвитеров и диаконов, подписавшихся вместе со своими епископами («Concilia gener, et provinc.». S. 266). На Тирском Соборе тоже были пресвитеры и диаконы. Феодорит, говоря о том, что этому Собору велено было отправиться в Иерусалим для освящения храма, прибавляет, что и епископам и их спутникам приказано было выдавать всё нужное. Вообще можно сказать, что на соборах, по желанию епископов, могли присутствовать и присутствовали пресвитеры и диаконы, хотя на некоторых соборах IV века их, по-видимому, не было; по крайней мере, о них совсем не упоминается в актах Соборов: Анкирского, Неокесарийского, Сардикийского и др. Как на обыкновенный состав соборов, указывают на состав Толедского Собора, бывшего в 633 году. В актах заседание этого Собора описывается так: «После того, как пошли (в храм) и сели епископы, призваны были затем пресвитеры, какие по обстоятельствам дела удостоены были права войти; после них входят достойнейшие диаконы, каких пожелали допустить епископы; и, когда образовался венок из седалищ епископских, пресвитеры уселись сзади их, диаконы стояли в виду (in conspectu) епископов; затем входят миряне, какие удостоились чести войти по избранию Собора» (Mansi, t. X, р. 617). Как видим, состав собора зависел от усмотрения епископов. Если не упоминают ни историки, ни соборные акты о присутствии пресвитеров и диаконов на некоторых соборах, то это, очевидно, по той причине, что они имели второстепенное значение на соборах и о них упоминается только по особым обстоятельствам, а также и потому, что они могли и не быть на некоторых соборах, так как присутствие их на них не было таким необходимым, как присутствие епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXII ИКОНИЙ [Икония] (ныне Конья), г. в М. Азии (совр. пров. Конья, Турция), место проповеди св. ап. Павла и образования одной из древнейших христ. общин ИКОНОЛОГИЯ направление в искусствознании и один из методов смыслового анализа изобразительного искусства и архитектуры ИКОНОМИЯ [букв. «домостроительство»], один из важнейших принципов церковного правотворчества, правоприменительной практики и душепопечения ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК в древнерус. художественной культуре руководство для художников, содержащее все необходимые сведения для написания икон и стенописи ИКОНОСТАС преграда в виде стенки с иконами, отделяющая алтарное пространство от основной части восточноправосл. храма ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ИКОСИФИНИССА [Косиница], мон-рь жен., действующий, принадлежит Драмской митрополии Элладской Православной Церкви ИКУМЕНИЙ [Экумений], визант. экзегет (VI в.), автор древнейшего полностью сохранившегося греческого комментария на Откровение Иоанна Богослова ИЛАРИЙ (ок. 315 - 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви 77-110 110-113 ИЛАРИЙ [Иларий Арелатский] (ок. 401-449), св. (пам. зап. 5 мая), еп. г. Арелат (ныне Арль, Франция), митр. Вьеннской пров., первенствующий еп. Галлии (до 445), политический и церковный деятель, писатель 113-118 118-119 119-120 ИЛАРИЙ И ТАТИАН († 284?), мученики (пам. зап. 16 марта), пострадали в г. Аквилея (Италия); почитаются как покровители города и архиеп-ства Гориция 120-122 ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) 122-126

http://pravenc.ru/vol/xxii.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010