182 См. Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. С приложением краткого его жизнеописания и двух портретов. Вып. I. Шамордино, 1913 (переиздание: Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого. М. – Рига, 1995). Монахиня Игнатия пользовалась машинописной копией писем И. И. Троицкого (они перепечатаны в два зеленых блокнота, скрепленных проволочной «спиралью»), сделанной для отца Игнатия (Лебедева). – Сост. 183 Игумения Арсения (Себрякова ; 1833-†1905) происходила из дворян Донской области, в 1850 г. поступила в Усть-Медведицкий Преображенский женский монастырь. Пострижена в 1859 г. и тогда же обрела духовную наставницу – схимонахиню Ардалиону. Настоятельницей обители назначена в 1864 г. – Сост. 184 См.: Игумения Арсения, настоятельница Усть-Медведицкого монастыря Области Войска Донского. М., 1913 (переиздание: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994; М., 1998). О ней см. также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. Июль. М., 1909. – С. 413–435 (переиздание: Козельск, 1994). 187 Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. 1, 2. Сергиев Посад, 1908. – С. 92–93. 201 Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906. – С. 108–109. 205 Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. 1, 2. Сергиев Посад, 1908. Вып. 1. Письмо 5. – С. 6. 213 Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря. М., 1869. – С. 73. 231 Монахиня Игнатия пользовалась копией писем старца Гавриила, сделанной для ее духовного отца схиархимандрита Игнатия. См. Приложение II. – Сост. 232 См. Архимандрит Симеон. Схиархимандрит Гавриил, Старец Спасо-Елиазаровой пустыни. Псков, 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Тогда преданные ей сестры, желая выслушать от нее наставление, или получить совет в своих духовных нуждах, стали сами приходить к ней. В числе таких была одна молодая девушка, очень образованная, кончившая курс в Тамбовском институте; она выказала большую веру к матери Алевтине и пожелала жить под ее руководством. Много скорбей она причиняла своей наставнице, так как, слушая ее наставления, никогда не отсекала перед ней своей воли. Постоянно видя ее противление, мать Алевтина хотела отстранить ее от себя; но та высказывала тогда такую скорбь, такие проливала слезы, что наставница не решалась на это удаление, располагалась еще терпеть, надеясь на исправление своей ученицы. Но этого исправления не последовало, и кончилось тем, что образованная самовольница вышла из монастыря. Выход ее принес скорбь матери Алевтине, но, вместе с тем, был для нее и облегчением. После наставница так отзывалась об этой непослушной ученице: «живя с ней, я чувствовала себя так, как чувствовал бы себя живой человек, к которому был бы привязан труп. Но все же, я благодарю Бога за то испытание: многому терпению я научилась, живя с нею». И действительно, она сделалась настолько терпеливой, что могла уживаться с самым строптивым характером. Если кто жаловался ей на келейницу, когда она бывала в должности благочинной, и просил взять из келлии, а другой келлии для такой не находилось, и никто из монахинь не соглашался принять к себе своевольную сестру; то благочинная брала ее в свою келлию и держала у себя до тех пор, пока находилась келлия, или какая монахиня нуждалась в келейной. Самой приверженной ученицей матери Алевтины была вышеупомянутая Рипсимия, в мире именовавшаяся Параскевой, дочь казака Усть-Хоперской станицы. Когда мать Алевтина обходила келлии сестер с книгою в руках и с словом назидания в устах, заходила она и к Параскеве. Робкая и скрытная ко всем Параскева расположилась к ней всею душой, с великою любовью слушала ее слова, поверяла ей свои сердечные тайны, и, получая духовный разумный совет, держалась его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жизнь схимонахини Софии подобна яркой, быстрой молнии. Вспыхнув для жизни духовной, она стала ее всесожжением и скончалась в сравнительно молодые годы, “исполнив лета долга”, достигнув предела высоты духовной жизни. Не раз повторял старец Амвросий, что “мать София свята”, и, посещая потом ее могилку, говорил со слезами: “ах, какая это была мать!” Если в новейшей духовной литературе высказывается мысль об общности жизни и духовного облика преподобного Серафима и старца иеросхимонаха Амвросия — то нам думается, что имеется общность и между образом смиренномудрой послушницы батюшки Амвросия — схимонахини Софии и послушницы преподобного Серафима — приснопамятной инокини Елены (Мантуровой). Обе трудились в устройстве возникших по благословению старцев женских обителей; жизнь обеих была необычайна, огненна и кратка; обе быстро созрели для жизни духовной, достигнув высоты ее исполнением святого послушания. Чудные образы, чудные души! Наконец, на грани XX столетия особо выделяется величавый образ настоятельницы Усть-Медведицкого женского монастыря, игумении Арсении. Воспитанная в духовном руководстве старицы схимонахини Ардалионы, она обрела особую духовную близость своим взглядам в писаниях епископа Игнатия Брянчанинова уже после его смерти. Близость во взглядах на отдельные предметы духовной жизни особенно становится ясной при сравнении их писаний. В Боге едином видела мать Арсения всю суть жизни, единый предел желаний. Внешний подвиг монастырский без внутреннего делания почитала за ничто; отсюда — только заповеди Христовы, только заветы Евангелия составляли главный предмет ее чаяний, ее трудов над собой, отсюда — ее всепоглощающая любовь к Богу — и к ближнему, как члену Христову. Матушка состояла в частой переписке с братом покойного епископа Игнатия, Петром Александровичем Брянчаниновым, позднее иноком Петром, которому высказывала всю глубину своих незаурядных взглядов на предметы духовные. “Боюсь проникнуть в волю Его спасающую и в ней избирать, — писала матушка, — уверенности боюсь искать в чем бы то ни было, и даже люблю такое состояние беспомощное, оно производит страх в душе, и она себя живо чувствует во власти Бога…” 96 .

http://pravmir.ru/slovo-o-starchestve/

Вот как характеризует подобное искушение добром св. Исаак Сириянин: «Сделаем, чтобы за появляющимся в нас добрым желанием следовали частые молитвы, и будем просить Бога, чтобы не только оказал нам помощь, но дал и различить, послужит ли это к угождению воле Божией или нет. Не всякое благое желание входит в сердце от Бога. От Бога входит желание, приносящее пользу. Иногда человек желает доброго, но Бог не помогает ему, ибо и от диавола приходят некоторые желания, имеющие подобие добрых, и считаются полезными, но не соответствуют мере человека. Диавол, умышляя сделать человеку зло, приносит желание и понуждает усиленно стремиться к исполнению его, между тем как человек не достиг еще соответствующего жительства, или то желание чуждо принятому человеком образу (жизни), или, опять, не наступило время, в которое можно было бы исполнить и начать исполнение его; или для исполнения его человек недостаточен по разуму или по телу; или не способствуют к тому обстоятельства времени. Диавол всяким способом под личиною доброго дела или смущает человека, или наносит вред его телу, или скрывает сети в уме его. Поэтому, когда дело для тебя не по силам и будешь принуждать себя к нему, тогда в душу твою влагаешь омрачение за омрачением и вносишь в нее большое смущение». Как говорила старица Ардалиона (Усть-Медведицкого монастыря): «Все хорошее — в свое время и на своем месте; а не во время и самое хорошее вредно. Такое-то человеческое добро: то, что вчера нас спасало, сегодня губит». О том же пишет и о. Иоанн С: «Будь умерен во всех решающих делах, ибо и добродетель в миру соответственно своим силам, обстоятельствам времени, места, трудам предшествовавшим есть благоразумие. Хорошо, например, молиться от чистого сердца, но коль скоро нет соответствия молитвы с своими силами, различными обстоятельствами, местом и временем, с предшествовавшим трудом, то она уже будет не добродетель». Сюда же относятся и случаи «ревности не по разуму», про которую духовные отцы говорят так: «Если иной монах слишком сильно стремится к небу, то надо держать его за ноги или даже стащить на землю».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Но и для матери Алевтины приходили такие обстоятельства, где Мариина часть неминуемо сталкивалась с Марфиной; и, верная слову Божию, дознавши опытно всю тщету последней, она отдала первой решительный перевес. Такого рода обстоятельства встречаются нередко в жизни, и, хотя невидимости являются простыми случайностями, но имеют важное значение, так как служат всегда пробным камнем для духовной деятельности, и часто бывают такими поучительными уроками, которые не забываются всю жизнь. Одновременно с клиросным послушанием Алевтина, называвшаяся тогда Анною, так как это было еще до пострижения ее в рясофор, определена была в золотошвейки к одной монахине, занимавшейся этой работой. В то время жили с нею старая тетка, дочь о. Димитрия, и младшая сестра Павла, которую она взяла к себе, чтоб облегчить для матери воспитание семьи; жили они все в одной келлии. В свободные от урочной работы часы она занималась своим шитьем, и от продажи своего рукоделия содержала себя, тетку и сестру. Трудно ей обходилось такое содержание: целые ночи, не разгибаясь, она проводила за шитьем, хотя скоро и много работала. Потом старуха тетка умерла, а сестра ее, молодая девушка, не пожелала продолжать более жизнь в монастыре и вышла замуж. Облеченная тогда в рясофор мать Алевтина совершенно оставила занятие рукодельем, дни и ночи стала посвящать чтению и молитве. При таком беспопечительном образе жизни подвижница должна была терпеть скудость в материальных потребностях. Но, кто не заботится о завтрашнем дне, ища Царствия Божия и правды его, тому, по слову Евангельскому, прилагается все потребное. Бывшая просфорня м. Павлина, м. Митрофания дочь полковника и м. Рипсимия, впоследствии схимонахиня Пафнутия, были усердными слушательницами м. Алевтины, часто звали ее к себе, с верою и любовью внимали ее духовной беседе, и с своей стороны служили ей от своих избытков, чем могли, пополняя ее недостатки. Однажды игумении представилась надобность перевести ее из собственной ее келлии в обительскую, что в женских монастырях, обыкновенно, обходится не без скорби; она сделала этот переход без малейшего сожаления, и при этом, из келейного имущества ничего с собою не взяла, даже любимых книг своих, кроме Евангелия и Псалтири: «в церкви много книг, говорила она, была бы охота слушать слово Божие».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Она взяла с собой послушницу Параскеву. Все путешествие они совершили пешком и проходили три или четыре месяца, посетив многие монастыри по пути в Киев. В этом путешествии в душу Параскевы запало смущение: ей не понравилось, что матушка иногда скоро оставляла некоторые монастыри, где ей хотелось бы погостить подольше. Так, из Коренной пустыни они ушли на рассвете дня престольного праздника, к которому готовилось торжественное богослужение; а из Петропавловского монастыря вышли вечером, накануне того дня, в который им надлежало обедать у архимандрита Феофана (бывшего прежде настоятелем Кременского монастыря на Дону). Монахиня Алевтина пренебрегала общепринятыми приличиями там, где видела вред своей душе, и не дорожила ничем ради исполнения заповеди Божией как по отношению к себе, так и к ближнему. – Напротив, они пробыли лишние сутки в одной душной крестьянской избе, полной тараканов, где требовала духовного утешения расстроенная семья; вследствие чего запоздали к празднику в монастырь, куда спешили, рассчитывая отдохнуть и утешиться праздничным богослужением. Иногда Параскеву возмущала дружеская беседа матушки с каким-нибудь невоздержным, беспутным, по ее выражению, монахом, в котором м. Алевтина усматривала душевную простоту, всегда ее пленявшую. И вот, однажды, вышли они не вовремя из одной обители, в которой Параскеве хотелось отдохнуть; не стерпела она, зароптала и высказала все, что накопилось на душе. Мать Алевтина шла молча, слушая ее. Когда они изошли на высокую гору, с которой в обе стороны широко расстилался горизонт, и дорога развивалась на оба склона, м. Алевтина села, велела и ей сесть. «Вот что, сказала она, так как ты потеряла ко мне веру, делаешься судьей моих поступков, то нечего тебе делать около меня. Вот две дороги, выбирай себе любую: если ты пойдешь направо, я пойду налево; если ты пойдешь налево, то я направо, и с этой минуты наши дороги в жизни никогда больше не сойдутся». Как громом поразили слова эти Параскеву. Тут только вполне поняла она, насколько для нее дорого духовное общение с м.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Причисленный недавно к лику святых возобновитель Николо-Угрешской обители преподобный Пимен Угрешский (Мясников, 1810-1880) свидетельствовал, что встал на монашеский путь в значительной степени благодаря влиянию Брянчанинова, тогда еще послушника 91 . Когда наместник Николо-Угрешской обители игумен Илларий, келейником которого был инок Петр - будущий архим. Пимен, претерпевал скорби и гонения, архим. Игнатий (Брянчанинов) утешает его в письме и вместе с о. Петром приглашает в Сергиеву пустынь 92 . В Николо-Угрешской обители до сего времени особенно чтится святитель Игнатий. " Саровская пустыня приняла Опыты с особенной любовью " , - пишет святитель. " Из письма М. Д. увидишь, как приняты Аскетические опыты в Саровской пустыне и какое там дается значение им. Это показывает всю важность, которую должны иметь 3 и 4 томы. Четвертый (в последующих изданиях - пятый - ред.) том изображает монашескую жизнь с определенностию, а первые три тома служат как бы оттушевкой рисунка. Тут действует Перст Божий, благодетельствующий всем участвующим и в издании, и в чтении Опытов " . 93 " Сведения, получаемые мною о том, как принимаются Опыты личностями, истинно ищущими спасения, очень утешают меня. Аскетическая Проповедь и Советы пополняют назидательное чтение, дающее читателям решительно православное направление. Делается ясным, что эти книги распространяются и водворятся между упомянутыми личностями. Из Бежецка (т.е. из Бежецкого женского монастыря - ред.) пишут: " Опыты " приняты с великой любовью, эта книга заменяет " Добротолюбие " для нас, будучи гораздо понятнее, чем " Добротолюбие " , и содержа все, о чем говорится в " Добротолюбии... " (Письмо 558. С. 778). Игумения Арсения Усть-Медведицкая (Себрякова, 1833-1905), не знавшая святителя при жизни, в его творениях увидела то же учение, что и у ее наставницы - благодатной старицы схим. Ардалионы, и вступила в духовное общение с учениками и сподвижниками святителя: " Вы спрашиваете, знали ли друг друга схимница Ардалиона и еп. Игнатий. Нет, не знали и даже никогда не слышали о существовании друг друга. Я тоже не знала Владыку. И в мои руки попало его сочинение только в 1867 году. Оно было издано в 1865 году. А матушка скончалась в 1864 году. Когда я прочла первый том, то была поражена сходством нашего духовного пути. Тогда у меня уже сложились духовные понятия и у меня уже были духовные ученики. Они тоже, читая еп. Игнатия, удивлялись сходству наших понятий духовных. Это признали и ученики еп. Игнатия, когда я приехала к ним в 1867 году. У меня тогда был только первый том... Но я вам должна сказать, что от одного чтения нельзя усвоить духовных понятий, а нужно жить по слову " 94 . " На днях я получила от А. Б. пятый том; как хорошо Вы сделали, что приложили хоть к этому портрет Владыки епископа Игнатия ... В настоящее время я читаю этот том, и как изречения Святых Отцов, так и взгляд на святое лицо Владыки действуют на меня необыкновенно хорошо " . 95

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

Архив Пн Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Где взять стойкость в это непростое время? 26 октября 2020 г. 13:26 На портале Милосердие.ru опубликовано интервью председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , главы Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона , в котором он рассказывает о том, как найти правильный ориентир на второй волне коронавируса. Читатели часто пишут нам: устали читать страшные новости, устали бояться и ждать очередных известий о количестве заболевших и ограничительных мерах. Понятно, что людям очень плохо, они страдают. Мы задумались: чем мы можем помочь, как поддержать тех, кто напуган, растерян, взволнован? На сложные вопросы просто и очень утешительно отвечает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, который недавно сам переболел ковидом. Во время карантина мы все немного отшельники, страдающие от уныния — Владыка, Ваше обращение о второй волне коронавируса прочитали тысячи людей, знаю, что Ваши слова люди пересылали друг другу, как большое утешение. Но все же остается непонимание. Что мы как христиане должны делать, ясно, но как это сделать? Как не терять голову, хранить мир в сердце, когда вокруг так страшно? — Была такая замечательная подвижница XIX века, схимонахиня Ардалиона, старица Усть-Медведицкого монастыря. Она говорила, что когда начинаешь работать над своим «внутренним человеком», то есть совершать внутренне делание, о котором я говорил, «такая иногда чувствуется немощь, недостаточность всех внешних подвигов и всех своих душевных сил, что не раз приходишь в уныние и некоторое безнадежие». Как же удивительная старица, которая достигла очень высокой степени духовного совершенства и в конце своей жизни жила в такой радости, которую невозможно нам даже себе представить, преодолевала в себе чувство недостаточности всех внешних подвигов и своих душевных сил? «Всей немощию души своей я осознавала, что ни на себя и ни на что свое я не могу надеяться. Что ничто мне не поможет в моем спасении, ничто не спасет моей души от ее собственной нечистоты и несовершенства. Всем существом своим я верила, что Господь один и сила Его благодати может меня спасти, просветить, очистить и усовершить мою душу. Может дать силу ей внимать Его слову, разумевать и исполнять Его заповеди. И эта сила будет Его сила, во мне действующая, а не моя. Я же и все мое навсегда остается немощным, безжизненным, беспомощным».

http://patriarchia.ru/db/text/5710704.ht...

Игумения Арсения стремилась неформально познавать Бога. Ее жизнь не всегда входила в рамки современников монашеской жизни, иночества, многие не понимали ее, как не понимали старицу Ардалиону, но она была ведома не буйным упрямством своего эго — она тонко чувствовала голос Божий в себе, в своем сердце, голос совести, который направлял ее на путь спасения. Она духовно близка к святителю Игнатию Брянчанинову, духовному аскету, подвижнику, духовному писателю, молитвеннику… Мы сегодня прославляем не только нашу дорогую святую — преподобную игумению Арсению, но и матушку игумению Георгию, потому что она явила пример послушания. Она является истинным чадом Церкви и чадом послушания, потому что делает не то, что хочется, а то, что благословляется. И вот за святое послушание и благословление мы видим плоды трудов, соработничество Богу. Эти труды высоко оценил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, к этой знаменательной юбилейной дате он удостоил игумению Георгию Патриаршей награды — ордена Святой Православной Церкви святой равноапостольной княгини Ольги III степени. Мы понимаем, что все это благолепие — восстановленный храм, сестринские корпуса, коровник, золотошвейная мастерская, иконописная мастерская и многое, многое другое было бы невозможно без других соработников, без помощников матушки игумении, которые явились в лице государственной власти. Очень приятно осознавать, что сегодня государственная власть поддерживает институт Церкви, понимая его не только духовное, историческое, духовно-нравственное и культурное значение. Мы благодарим руководителя нашего региона губернатора Волгоградской области Андрея Ивановича Бочарова и Александра Ивановича Блошкина, председателя Волгоградской областной Думы. В знак благодарности за участие и труды по возрождению этой святой обители награждаем Волгоградской епархиальной медалью священномученика Николая Попова II степени». От имени губернатора и депутатов Волгоградской областной Думы А.И. Блошкин поздравил собравшихся с юбилейными датами и днем памяти игумении Арсении. В благодарность за понесенные труды по поручению главы Волгоградского региона он вручил матушке Георгии медаль за заслуги перед Волгоградской областью и пожелал всем крепкого здоровья, добра, мира и благополучия.

http://patriarchia.ru/db/text/5948946.ht...

Настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря  г. Москвы игумения Викторина (Перминова) в своем докладе «Важность периода послушнического искуса и формирование у послушников осознанного отношения к монашеской жизни» рассказала, на что необходимо обращать внимание духовному руководителю при приеме в монастырь и воспитании желающих вступить в братство. В настоящее время в обители часто приходят люди, не имеющие базовых представлений о монашестве, и игумен должен понять, с какой целью человек стремится к иночеству и как решает для себя вопросы послушания, отношения к богослужению, духовной брани и пр. Тщательный искус, по мнению иг. Викторины, должен продолжаться не менее двух лет. Доклад архимандрита Елисея, игумена монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон), «Игумен (настоятель) монастыря: как сочетать духовное водительство и отношения с внешним миром» зачитал эконом монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии, подворья монастыря Симонопетра архимандрит Серапион. Предметом исследования архимандрита Елисея стала личность игумена, качества, необходимые для несения им духовных обязанностей и выполнения административных функций. В заключение первого дня конференции выступила игумения Георгия, настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря ( Волгоградская митрополия ). Тему своего доклада «Послушание и доверие к игумении как основа духовного преуспеяния сестер» матушка Георгия раскрыла на примере духовного наследия игумении Арсении (Себряковой), воспитанницы схимонахини Ардалионы (Игнатовой). Подвижницы прошлого, наставлениям которых ныне следует обитель, считали, что незаменимым качеством духовного руководителя является долготерпение в любви и смирении, что «игумения должна словно бы переболеть страстями сестер, претерпевая их, пока они откроют ей свои сердца, чтобы она могла бережно, с любовью и многими молитвами вести их ко Христу». В ходе конференции монашествующие имели возможность задавать вопросы докладчикам и обсуждать насущные проблемы монастырской жизни.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010