Схимонахиня Ардалиона была дочь священника слободы Завязки, Хоперского округа, о. Андрея Игнатова, родилась в 1816 году 30 января и при крещении наречена была Анною. Семи лет она лишилась своего отца, который умер, оставив после себя двух сыновей и трех дочерей, из коих Анна была старшая, на попечение престарелого родителя своего Димитрия Игнатова, бывшего также священником в той слободе Завязке. Трудно было прокармливать, не только воспитывать осиротевшую семью: детей надо было обучать грамоте, и, за неимением лишних средств, мальчиков стал учить сам дедушка, а девочку Анну – мать Матрена Семеновна отдала сперва учиться грамоте к одной черничке, старой девице, потом отправила к сестре своей дворянке Краснушкиной, жившей в 20 верстах от Завязки. У тетки Аннушка прожила несколько лет, и, когда выучилась читать, то так страстно полюбила чтение, что не могла равнодушно видеть ни одной книги. Когда бывала в доме у своего деда, то, невзирая на его строгость, часто уносила из его домашней библиотеки книги, уходила с ними на гумно, и там, забравшись на скирду, погружалась в чтение на целый день, так, что забывала и о пище. По смерти о. Димитрия, прожившего 105 лет, внучки стали делить между собою его имущество, состоявшее из всякой хозяйственной мелочи. Анна Андреевна ни на что другое не обратила внимания, а взяла хлебный мешок, наложила его доверху книгами и ушла к себе. Мать, увидев это, стала упрекать ее, что набрала ни к чему негодных старых книг, а годных вещей никаких не принесла из наследства дедовского; но дочь выше всяких сокровищ на свете ценила эти книги. Такая беспримерная в детском возрасте любовь к чтению расположила сердце девушки к духовной стороне жизни. Когда Анна Андреевна на 18 году от роду прибыла случайно с богомолками в Усть-Медведицкий монастырь, то скромная обстановка монастырская и жизнь монашеская до того ей полюбились, что она решительно не могла оторваться от святой обители и захотела остаться в ней навсегда. Молодая душа, напитанная духовным чтением, ощутила, что тут кроется исполнение ее заветных мыслей и чувствований, какие наполняли ее тогда, когда она предавалась чтению любимых книг. Игуменствовавшая тогда мать Афанасия приняла Игнатову в число сестер. Это было в 1834 году Воспоминая это время, Анна Андреевна говорила впоследствии, что чувствовала тогда такую радость в сердце, такую легкость в душе, что «точно у нее были крылья». Избранница Божия в первые две недели обоняла всюду вокруг себя благоуханный воздух: и в церкви, и в келлии, и в огороде, куда была посылаема.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Была такая замечательная подвижница XIX века, схимонахиня Ардалиона, старица Усть-Медведицкого монастыря. Она говорила, что когда начинаешь работать над своим «внутренним человеком», то есть совершать внутренне делание, о котором я говорил, «такая иногда чувствуется немощь, недостаточность всех внешних подвигов и всех своих душевных сил, что не раз приходишь в уныние и некоторое безнадежие». Как же удивительная старица, которая достигла очень высокой степени духовного совершенства и в конце своей жизни жила в такой радости, которую невозможно нам даже себе представить, преодолевала в себе чувство недостаточности всех внешних подвигов и своих душевных сил? «Всей немощию души своей я осознавала, что ни на себя и ни на что свое я не могу надеяться. Что ничто мне не поможет в моем спасении, ничто не спасет моей души от ее собственной нечистоты и несовершенства. Всем существом своим я верила, что Господь один и сила Его благодати может меня спасти, просветить, очистить и усовершить мою душу. Может дать силу ей внимать Его слову, разумевать и исполнять Его заповеди. И эта сила будет Его сила, во мне действующая, а не моя. Я же и все мое навсегда остается немощным, безжизненным, беспомощным». Вот это осознание своей собственной беспомощности, осознание своего несовершенства, своей немощи необходимо для того, чтобы обратиться ко Христу. Современная жизнь и современные нам деятели — психологи, врачи и иногда даже священники предлагают очень много разных способов и методик для того, чтобы избежать тревоги и беспокойства. Современный мир нам тоже предлагает множество искушений под видом облегчения тяжести жизни, от самых невинных до самых греховных. Но если мы верим во Христа, мы должны не забывать о том, что у нас есть возможность непосредственного общения с Ним Самим, нашим Спасителем. Необходимо установить это общение, которое прежде всего выражается в молитве. Но не в вычитывании каких-то чужих, не всегда понятных слов, не в соблюдении каких-то внешних формальных правил, а в обращенности души к Нему. В этом поиске Его, вернее — ответе на Его поиск нас и заключается самое главное дело нашей жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5710706...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЯ (Серебрякова Анна Михайловна; 3.07.1833 - 21.07.1905, Саровская пуст.), прп. (пам. местн. 21 июня), игум. усть-медведицкого в честь Преображения Господня монастыря . Род. в семье землевладельца М. В. Серебрякова, предводителя дворянства области Войска Донского. В 1836 г., во время паломничества семьи к мощам свт. Митрофана Воронежского , девочку благословил архиеп. Воронежский Антоний (Смирницкий) , предрекший ее служение в монашеском чине. Мать Анны умерла, когда ей было 4 года, отец дал детям блестящее образование. Уже в отрочестве Анна осознала, что цель ее жизни - служение Богу. 30 дек. 1850 г. она поступила в Усть-медведицкий мон-рь; трудилась на общих послушаниях, занималась иконописанием. В 1854 г. пострижена в рясофор с именем А., 11 янв. 1859 г.- в мантию с тем же именем; наставницей А. стала схим. Ардалиона Усть-Медведицкая . 4 мая 1862 г. А. была назначена казначеей мон-ря, а после кончины игум. Вирсавии - настоятельницей, 3 янв. 1864 г. в Новочеркасске архиеп. Донским Иоанном (Доброзраковым) возведена в сан игумении. Попечением настоятельницы в мон-ре была открыта четырехклассная школа для девочек (1867), где А. преподавала историю и географию, построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери с нижней ц. во имя прп. Арсения Великого (1875-1890), обновлен и украшен Преображенский собор, выстроены двухэтажные сестринские корпуса, дома для священнослужителей, обновлена трапезная, устроено подворье мон-ря в ст-це Урюпинской, основан скит с ц. во имя прп. Марии Египетской. 10 июля 1874 г., в день памяти прп. Антония Киево-Печерского , А. начала новый подвиг - рытье пещер по ночам, до конца жизни ей удалось вырыть ок. 164 м. Почитая свт. Игнатия (Брянчанинова) , А. много сделала для утверждения в обители старчества . Брат святителя П. А. Брянчанинов был благотворителем Усть-Медведицкого мон-ря. Неоднократно А. получала благословенные грамоты епархиальных архиереев и Святейшего Синода, была награждена наперсным крестом из Кабинета императора, знаком Красного Креста, медалью в память царствования имп. Александра III Александровича , Библией от Святейшего Синода за образцовое содержание уч-ща. Очень ценил А. и до конца жизни состоял с ней в переписке еп. Аксайский, вик. Донской епархии, Никанор (Бровкович) .

http://pravenc.ru/text/76332.html

Αρχεο Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Где взять стойкость в это непростое время? 26 Οκτωβρου 2020 τος 13:26 На портале Милосердие.ru опубликовано интервью председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , главы Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона , в котором он рассказывает о том, как найти правильный ориентир на второй волне коронавируса. Читатели часто пишут нам: устали читать страшные новости, устали бояться и ждать очередных известий о количестве заболевших и ограничительных мерах. Понятно, что людям очень плохо, они страдают. Мы задумались: чем мы можем помочь, как поддержать тех, кто напуган, растерян, взволнован? На сложные вопросы просто и очень утешительно отвечает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, который недавно сам переболел ковидом. Во время карантина мы все немного отшельники, страдающие от уныния — Владыка, Ваше обращение о второй волне коронавируса прочитали тысячи людей, знаю, что Ваши слова люди пересылали друг другу, как большое утешение. Но все же остается непонимание. Что мы как христиане должны делать, ясно, но как это сделать? Как не терять голову, хранить мир в сердце, когда вокруг так страшно? — Была такая замечательная подвижница XIX века, схимонахиня Ардалиона, старица Усть-Медведицкого монастыря. Она говорила, что когда начинаешь работать над своим «внутренним человеком», то есть совершать внутренне делание, о котором я говорил, «такая иногда чувствуется немощь, недостаточность всех внешних подвигов и всех своих душевных сил, что не раз приходишь в уныние и некоторое безнадежие». Как же удивительная старица, которая достигла очень высокой степени духовного совершенства и в конце своей жизни жила в такой радости, которую невозможно нам даже себе представить, преодолевала в себе чувство недостаточности всех внешних подвигов и своих душевных сил? «Всей немощию души своей я осознавала, что ни на себя и ни на что свое я не могу надеяться. Что ничто мне не поможет в моем спасении, ничто не спасет моей души от ее собственной нечистоты и несовершенства. Всем существом своим я верила, что Господь один и сила Его благодати может меня спасти, просветить, очистить и усовершить мою душу. Может дать силу ей внимать Его слову, разумевать и исполнять Его заповеди. И эта сила будет Его сила, во мне действующая, а не моя. Я же и все мое навсегда остается немощным, безжизненным, беспомощным».

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5710710...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРДАЛИОНА УСТЬ-МЕДВЕДИЦКАЯ (Игнатова Анна Андреевна; 30.01.1816, хутор Завязинский (Завязка) Хопёрского округа земли Войска Донского - 17.08.1864, Усть-Медведицкий мон-рь), схим. Род. в семье священника, в к-рой было еще четверо детей. В 7 лет потеряла отца, дети остались на попечении деда, свящ. Димитрия, вскоре мать отдала Анну на воспитание и обучение грамоте своей сестре, дворянке Краснушкиной. Еще в детском возрасте в Анне проснулась любовь к чтению духовной лит-ры. В 1834 г., придя на богомолье в Усть-Медведицкий Межигорский мон-рь , поступила туда послушницей. Проходила послушания чернорабочей, на огороде, на покосе, золотошвейкой, на клиросе, затем благочинной. Усердное чтение и подвижническая жизнь развили в Анне дары духовного рассуждения и истолкования святоотеческих творений, благодаря чему около нее образовался небольшой кружок инокинь, к-рые в дальнейшем стали ее ученицами и келейницами. В 1855 г. Анна приняла монашеский постриг с именем Алевтина, в 1859 г.- постриг в схиму с именем Ардалиона. Совершила паломничества в Киев (1852), в харьковские мон-ри, Воронеж, Усмань (1860). Несла подвиг старчества . Непрестанно молилась и читала Свящ. Писание, вела напряженную духовную жизнь, что зачастую вызывало непонимание и даже гонения со стороны нек-рых сестер. В 1862 г. мон. Арсения (Серебрякова) , духовная дочь А. У.-М., была назначена казначеей обители и А. У.-М. ушла в затвор. 3 янв. 1864 г. мон. Арсения стала игуменией обители, и А. У.-М. на время отказалась от безмолвия, помогая ей вести монастырские дела. А. У.-М. отличалась смирением, терпением, человеколюбием, приходившим к ней помогала молитвой и духовным советом. Тихо скончалась после долгой болезни. Погребена в Усть-Медведицком мон-ре. В 1874 г. при постройке собора во имя Казанской иконы Божией Матери могила А. У.-М. была помещена в подвальном этаже храма. Мн. болящие, приходя в обитель, служили на могиле А. У.-М. панихиды, возлагали на себя ее схиму и получали исцеление. Лит.: ЖПодв. Август. С. 307-345; Путь немечтательного делания: игум. Арсения и схим. Ардалиона. М., 1999. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых)

http://pravenc.ru/text/75876.html

Отсекая в себе привязанность к вещам, она неоднократно повторяла: «еще в ранней молодости я стала понимать не только умом, но и внутренним глубоким чувством, что душа в час смерти разрывает все связи с земным миром, и как тяжело и трудно душе это разлучение, если в ней много пристрастных привязанностей к земным предметам. Чтоб легко было умирать, нужно прежде смерти умереть для всего, нужно уничтожить все земные пристрастия». Мать Алевтина не только сама себе ничего не приобретала, но и глубоко огорчалась тем, когда в других видела противные нравы. Состоя в должности благочинной монастыря, по требованию этой должности она посещала келлию одной своей соседки, и часто заставала ее за чтением Псалтири, воздыхающей, как бы с отягощением исполняющей свое правило. Тогда она говорила ей: «довольно тебе читать, отдохни». – «Нельзя, мать, та всегда отвечала, ведь я монах!» Случилось, что в общей трапезе недоставало дров; благочинная приходит к этой самой монахине и говорит: «у нас в трапезе дров недостало, Дон еще не замерз, привезти из лесу нельзя; у тебя много дров, отдай одну свою поленницу в трапезу». Та с ужасом возразила: «как ты могла это высказать, чтобы я свои дрова, над которыми столько трудилась, собирая их, перевозя из-за Дона, прибирая, – и чтоб я отдала их в трапезу! ни за что не отдам». «Ну, мать», – сказала благочинная, – не монахи же мы с тобой, если и с поленницей дров не можем расстаться». После таких случаев м. Алевтина (в полном пострижении она носила то же имя, какое и в рясофоре) затворялась в своей келлии и не выходила из нее по два и по три дня. Отречение свое от привязанностей всякого рода она простирала до того, что не дорожила никакими удобствами и собственным покоем. У нее была одна келейница, Агафья Прокопьева, весьма преданная ей и очень ловкая в услужении. Когда одна болящая монахиня попросила благочинную дать ей хорошую послушницу, то она привела к ней свою Агафью и убедила ту служить болящей с такою же преданностью, с какою она служила ей самой. Послушная Агафья выполнила все в точности, усердно служа больной до самой ее кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мать Алевтина вот, что говорила о себе: «при работе над своим внутренним человеком такая иногда чувствовалась немощь, недостаточность всех внешних подвигов, всех своих душевных сил, что не раз приходила в уныние и некоторое безнадежие. В эти тяжелые часы приснилось в церкви слышать слово апостола Павла о бессилии закона и о вере, и, хотя я их и прежде знала наизусть, но в эти минуты они были для меня новым откровением. Всею немощью души своей я сознавала, что ни на себя и ни на что свое я не могу надеяться, что ни что мне не поможет в моем спасении, ничто не спасет моей души от ее собственной нечистоты и несовершенства. Всем существом своим я верила, что Господь, один Господь и сила Его благодати может меня спасти, может просветить, очистить и усовершить мою душу; может дать силу ей внимать Его слову, разумевать Его и исполнить Его заповеди. И эта сила будет Его сила, во мне действующая, а не моя, я же и все мое навсегда остается немощным, безжизненным, беспомощным. И хорошо, что человек сам по себе так немощен; хорошо, что только Бог один силен, что Он один живой, во всем действующий и царствующий!» При таком глубоком познании своей немощи и при такой живой вере и благодать Божия осияла и усовершала ее подвиг. Она передавала одной своей духовной дочери: «один раз – еще была я в рясофоре – читала я покаянный канон ночью в своей келлии и молитву покаянную, в которой были слова, коими молящийся сравнивал себя с червем, с прахом земным. Читая эти слова, я вдруг ощутила глубокое чувство смирения, своего ничтожества; и это ощущение было так полно, так сильно и так отрадно душе, что слезы обильно потекли из глаз; и всю ночь я провела в коленопреклоненной молитве, а продолжать чтение по книге в ту ночь я больше не могла». Духовного подвига матери Алевтины никто не видел, ничего особенного за ней не примечали, и мало было таких, которые могли понимать ее тайную жизнь. По принятии монашества в 1855 году она редко стала выходить из келлии. Иногда спрашивали ее сестры отчего она никуда не ходит, – мать Алевтина отвечала так: «прежде я ходила чай распивать, а теперь чай не пью, и ходить по другим келлиям незачем».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так провела она несколько месяцев в Новочеркасске, наконец, 30 декабря 1850 года, Михаил Васильевич привёз её в Усть-Медведицкий Преображенский монастырь 33 , где игумения Вирсавия с радостью приняла Анну в святую обитель. В монастыре Анне пришлось последовательно выполнять почти все послушания: она носила воду, рубила дрова, топила печи, чистила кухонную посуду, полы, в трапезной подавала еду сёстрам, помогала печь просфоры, по ночам будила монашествующих на полночную молитву. В Усть-Медведицком монастыре жила тогда дальняя родственница Михаила Васильевича, монахиня Леонида (Ладыгина), в келье которой первое время стала жить Анна, с послушницей Дашей, бывшей крепостной Михаила Васильевича. (Позже игумения пригласила Анну жить в свою келью.) Спала она всегда в подряснике и кожаном поясе, одевалась крайне просто. Свободное от работы время она проводила в молитве и чтении духовных книг, учила наизусть Псалтирь, заниматься иконописью. Её трудами были написаны плащаница и шесть больших икон: преподобных Арсения Великого , Антония и Феодосия Печерских , Пахомия Великого , Иоанна Лествичника , Моисея Угрина и Сергия Радонежского (Все эти иконы помещены в настоящее время в монастырской трапезной.) Михаил Васильевич Себряков, щедрый благотворитель обители, на свои средства выстроил большой настоятельный дом, недалеко от него келью для своей дочери. В 1854 году Анна была пострижена в рясофор с именем Арсении, в честь Арсения Великого , а 11 января 1859 года – в мантию. Ее духовной наставницей стала схимонахиня Ардалиона (схимонахиня Ардалиона (Игнатова) (1816–1864 гг.)). Схимонахиня Ардалиона учила духовную дочь видеть лишь свои грехи и недостатки, а все добрые дела приписывать одному Господу. Матушка Арсения стала ходить в келию схимницы почти ежедневно, позже, по благословению игумении пригласила её жить в свою келью, взяла на попечение её осиротевших племянниц. Схимонахиня Ардалиона, провидя в матери Арсении избранницу Божию, старалась отучить матушку Арсению от земных привязанностей, схимница однажды порезала на куски небольшой вышитый коврик, которым мать Арсения очень дорожила. Однажды матушка Арсения, без благословения схимницы, подала нищенке полтинник. Схимница объяснила духовной дочери, что такими щедрыми милостынями, она как бы выделила себя, вследствие чего может зародиться в её душе высокоумие или тщеславие,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В первые годы жизни в монастыре Анна Андреевна проходила послушания по черным работам, то в огороде, то на покосе в летнюю пору, и всякую тяжелую работу исполняла с веселым расположением духа, радостно и льготно. Бывало, в покосное время, в час отдыха возьмет книжку и читает; около нее соберется кружок слушательниц, и звонкий голос читательницы раздается далеко по лесу. Игуменья Афанасия, узнавши, что послушница Анна Игнатова хорошо читает и имеет сильный голос, поставила ее на клирос. Странно было видеть ее молодую среди сверстных по летам сестер-клирошанок, всегда чисто и изящно одетых, стоящую в мухояровой рясе из толстого сукна, неуклюже сшитой, в боках разноцветной, и с клобуком на голове, который никогда не переменялся. Но, занятая своим внутренним человеком, она не обращала внимания на внешность свою. Часто во время службы, стоя на клиросе, проливала тихие слезы, которые текли неудержимым потоком, так что иногда вся грудь делалась мокрою у плачущей. Слово Божие, читаемое в келлии и слышимое в церкви, было единственным источником утешения и наставления для Анны Андреевны, носившей тогда имя Алевтины, данное при пострижении в рясофор. Книги были ей везде неразлучными спутниками. Когда случалось ей приходить по зову в келлию какой-либо сестры, то она брала с собой книгу, там читала и толковала прочитанное; речь ее бывала тогда так обильна, что келейницы оставляли свои дела, сходились к ней и заслушивались по нескольку часов. Иногда, читая у себя дома, вдруг вставала и, неодетая, с читаемой книгой в руках, шла к какой-нибудь монахине, чтоб поделиться уяснившимся понятием прочитанного слова; но понятие это было слишком возвышенно для того, чтобы могли его воспринимать неприготовленные к такой беседе и развлекаемые келейными занятиями слушательницы. Так, ей приходилось не раз уходить от своей восприемной матери по пострижению, казначеи Мариамы с упреком: «когда ты, Марфа, оставишь свои блинцы». Потом Алевтина прекратила такие свои посещения, убедившись из опыта, что то сокровище духовных понятий, какое она носила в себе, не передаваемо, давалось только ей одной на обладание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Игумения Арсения стремилась неформально познавать Бога. Ее жизнь не всегда входила в рамки современников монашеской жизни, иночества, многие не понимали ее, как не понимали старицу Ардалиону, но она была ведома не буйным упрямством своего эго — она тонко чувствовала голос Божий в себе, в своем сердце, голос совести, который направлял ее на путь спасения. Она духовно близка к святителю Игнатию Брянчанинову, духовному аскету, подвижнику, духовному писателю, молитвеннику… Мы сегодня прославляем не только нашу дорогую святую — преподобную игумению Арсению, но и матушку игумению Георгию, потому что она явила пример послушания. Она является истинным чадом Церкви и чадом послушания, потому что делает не то, что хочется, а то, что благословляется. И вот за святое послушание и благословление мы видим плоды трудов, соработничество Богу. Эти труды высоко оценил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, к этой знаменательной юбилейной дате он удостоил игумению Георгию Патриаршей награды — ордена Святой Православной Церкви святой равноапостольной княгини Ольги III степени. Мы понимаем, что все это благолепие — восстановленный храм, сестринские корпуса, коровник, золотошвейная мастерская, иконописная мастерская и многое, многое другое было бы невозможно без других соработников, без помощников матушки игумении, которые явились в лице государственной власти. Очень приятно осознавать, что сегодня государственная власть поддерживает институт Церкви, понимая его не только духовное, историческое, духовно-нравственное и культурное значение. Мы благодарим руководителя нашего региона губернатора Волгоградской области Андрея Ивановича Бочарова и Александра Ивановича Блошкина, председателя Волгоградской областной Думы. В знак благодарности за участие и труды по возрождению этой святой обители награждаем Волгоградской епархиальной медалью священномученика Николая Попова II степени». От имени губернатора и депутатов Волгоградской областной Думы А.И. Блошкин поздравил собравшихся с юбилейными датами и днем памяти игумении Арсении. В благодарность за понесенные труды по поручению главы Волгоградского региона он вручил матушке Георгии медаль за заслуги перед Волгоградской областью и пожелал всем крепкого здоровья, добра, мира и благополучия.

http://patriarchia.ru/db/text/5948946.ht...

  001     002    003    004    005    006    007