Так же и примечание Писания о дочери Иеффая, что она не познала мужа – ничего не говорит против принесения ее в жертву. Это примечание только усиливает горечь судьбы ее, что ей иришлось расстаться с жизнью, не испытавши семейного счастья, и не оставив после себя потомства. То и другое считалось высшим благополучием жепщины в ветхом завете. Равным образом, двухмесячный срок, который она испрашивала у отца своего, чтобы оплакать с подругами девство свое, – скорее, доказывает то, что она осуждена на смерть, что она собирается оплакать, собственно, жизнь свою молодую, долженствовавшую угаснуть без следа и потомства, а не одно только девство свое; ибо она могла его оплакивать и не два месяца, а и во всю остальную свою одинокую жизнь. Далее – обет Иеффая выражен вовсе не условно, а прямо и решительно: «что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу и вознесу это во всесожжение». Сказано – и вознесу, а не – или же вознесу во всесожжение. Употреблена соединительная частица и, а не разделительная или. Следовательно, никакого условия, оговорки или разделения здесь не допускается. Это доказывают и знатоки еврейского подлинника ветхозаветного Писания. Наконец, не более основательным оказывается и то рассуждение, что Иеффай мог выкупить от смерти свою дочь по закону, ибо выкупы узаконивались только за те лица, которые посвящались Богу на служение в скинии 223 . Между тем, как, по ясным словам закона, все заклятое , т. е. с усиленным обещанием обреченное на жертву, что заклято даже и от людей , (т. е. из рода людей) не выкупается, оно должно быть предано смерти 224 . Так преданы были заклятию, т. е. осуждены на истребление – Хананеи Арадские 225 , и, по повелелию самого Господа – Амаликитяне 226 . А, так как Иеффай торжественно обрекает именно на жертву, т. е. на смерть, все, что выйдет ему навстречу из дома; то очевидно, что обет его был с заклятием, и, следовательно, дочь его не могла быть искуплена. На основании всех изложенных соображений, как древние еврейские учители (Парафраст Халдейский, Иосиф), так и большая часть отцов церкви (Амвр., Авг., Злат., Феодор. и др.) – исполнение обета Иеффаем понимают в буквальном, а не переносном смысле, – хотя и не одобряют поступка Иеффаева. Так, блаженный Феодорит рассуждает: «Владыка Бог, научая через Иеффая других делать обеты благоразумно и с ведением, не воспрепятствовал закланию» 227 . Прообразовательное значение некоторых лиц и событий в книге Судей

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Фото 4. Израильский храм в Араде.      Нарушение закона или символ единства государства? Сразу возник вопрос, как понимать существование альтернативного храма в свете предписания Моисеева закона о единстве израильского святилища и культа? С одной стороны, это могло быть прямым нарушением законодательства Моисея и наглядной иллюстрацией уклонения Соломона от чистоты веры в последние годы своей жизни, когда он воздвигал также святилища языческим богам в Иерусалиме (3 Цар 11:7-8). Такая вольность в религиозных вопросах вполне могла побудить его к строительству альтернативного храма в Араде. В пользу этого предположения говорит то, что арадский храм не действовал с конца VIII в. до Р.Х. и на протяжении всего VII в. Этот факт И. Ахарони связал с описанными в Библии религиозными реформами Езекии (4 Цар 18:22), призванными восстановить точное исполнение закона Моисеева в еврейском народе. И хотя, согласно археологическим данным, храм использовался на протяжении недолгого периода в нач. VI в. до Р.Х., он был разобран до разрушения крепости в конце этого же столетия. С другой стороны, такое отступление от закона Моисеева могло иметь под собой и положительную мотивацию. Как было сказано выше, в период судей единство культового центра символизировало собой единство еврейского народа. Однако в период монархии единство мыслилось уже в государственном смысле, и строительство крепости на южной границе царства служило к поддержанию целостности царства. Поэтому, представляя собой уклонение от чистоты закона в одном аспекте, арадский храм, тем не менее, мог подчеркивать связь с религиозным центром в Иерусалиме, а через это – и связь со столицей государства. По своим масштабам и внутреннему устройству святилище в Араде не могло претендовать на то, чтобы составить конкуренцию Иерусалимскому храму. Храм Соломона по архитектурному стилю воспроизводил тогдашние храмы Сирии и Финикии (его внутренние помещения – святилище и святое святых – были вытянуты в длину). В то же время арадский храм унаследовал архитектуру типичных израильских четырехкомнатных домов того периода (его святилище вытянуто в ширину). Само его нахождение не рядом с крупным населенным пунктом, а в углу военной крепости подчеркивало его второстепенный характер. Поэтому более правильно было бы назвать арадский храм не «альтернативным», а «второстепенным», явно намекающим на связь с более мощным и авторитетным культовым центром в столице государства. Как это ни парадоксально, сегодня именно он позволяет нам составить представление о культовой практике древних евреев в 1-ой половине I тысячелетия до Р.Х.

http://pravoslavie.ru/90095.html

Происходит порой и так, что археологи открывают нечто, не упомянутое в Библии и на первый взгляд ей противоречащее, но только на первый. Примером служит храм в городе Арад, не упомянутый ни в каких текстах p. 496–498]. А ведь, по сути, это единственное раскопанное на сей день святилище в Иудее, им пользовались c XI по VIII в. до н.э. Полноценные раскопки на Храмовой горе в Иерусалиме невозможны по политическим и религиозным причинам, поэтому значение Арадского святилища в археологии очень велико. Казалось бы, самое его существование есть явное нарушение принципа, согласно которому должно было существовать только одно место поклонения Господу – сначала переносная Скиния, а затем иерусалимский Храм. В то же время, если даже не упомянут данный конкретный храм, мы видим примеры того, как израильтяне приносили жертвы практически где угодно. К примеру, Самуил приносил жертву в некоем безымянном городе «на высоте» (1 Царств 9:12–13). Как назвал это И. Вейнберг, до некоторого момента не просто приемлемой, но правильной считалась концепция «один бог – много храмов» 11, с. 213 . Впрочем, один ли? Во внутреннем святилище тель-арадского храма были найдены две каменные стелы и два небольших жертвенника. Кому же они могли быть посвящены, если израильтяне поклонялись только Господу? Подсказку может предложить, к примеру, пифос, найденный в местечке Кунтиллет-Аджруд на Синае p. 447–448]. На нем есть хорошо читаемая надпись, в которой некий царь передает свое приветствие трем другим персонажам (мы ничего не знаем об этих людях): «Благословляю тебя Яхве Самарийским и его Ашерой». Подобные надписи встречаются и в других местах, например, в Хирбет эль-Ком p. 202]. Ашера (иногда ее смешивают с Астартой) – женское божество, обычно спутница другого – мужского– божества в языческом пантеоне. И если в Тель-Араде израильтяне не придерживались провозглашенного в текстах принципа «поклоняться Господу в одном-единственном месте», то, видимо, не придерживались и строгого единобожия? Но и ветхозаветные повествования полны свидетельств о том, как смешивалось поклонение Господу (Яхве) с поклонением неким дополнительным женским божествам: «И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному» (1 Царств 7:3). А спустя несколько веков царь Манасия установил в храме ту самую Ашеру-Астарту, которая, по-видимому, присутствовала и в Араде (4 Царств 21:7). То есть в данном случае археология скорее дает практическую иллюстрацию для библейского повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

206 (Ст. 2–3). Определение местности Хорма, помогает нам определить, движение израильтян и царя Арадского. В прим. 12-м главы XIV мы видели, что развалины Ракхма, лежащие недалеко от ущелья ведущего из Вади-ель-Араба на возвышенные земли юго-восточной окраины Ханаана, отожествляются с древней Хормой, которой древнейшее имя было Цефаф ( Cyд. I, 17 ). Стало быть когда авангард израильский двинулся по направлению к вади-Гхувейр, царь Арада по всей вероятности сделал внезапное и отчасти успешное нападение с фланга, думая, что весь Израиль идет прежним путем ( Чucл. XIV:44–45 ) на его владения. Тогда от горы Ор Моисей посылает для наказания царя Арадского, отряд который поражает войска Арада и по-видимому овладев крепостью Хорма, уничтожает и сжигает это поселение. (О заклятии сравни прим. 11-е главы XXVII Левита). Но Израиль не идет по этому пути; отряд вероятию возвращается после наказания Ханааинтян к стану у горы Ор и по окончании плача по Аарону, Израильтяне никем уже не тревожимые идут прямо на юг к Чермному морю 207 (Ст. 4–5). Сравни прим. 2-е на главу XX 2–6. Израильтяне как только начинали испытывать неудобства сопряженные с путешествием в пустыне, непременно начинали роптать и укорять по раз сложившейся форме Моисея в том, что он вывел их из Египта. Так и здесь, едва только они отходят от мест относительно более плодоносных, – они подымают ропот против той пищи (манны) которая восполняла им недостаток пропитания в пустыне, там где они не могли пользоваться произведениями земли. Они шли вероятно вдоль по Вади-ель-Араба, между известковыми низкими скалистыми холмами пустыни Ти и гранитными накоплениями гор Сеира, до ущелья называемого ныне вади Ифм, лежащего в нескольких часах к северу от залива Аккабы и посредством которого можно проникнуть с западной стороны гор Сеира на восточную их сторону, после чего израильтяне повернули на север (Второз. II, 3) по направлению к равнинам Моава. (Так Риттер, Синай и Палестина в Англ. переводе Кларка ч, I стр. 75). Араба имеет характер совершенно бесплодной пустыни, поэтому кроме манны у израильтян другой пищи не было и они «начинают малодушествовать», т. е. забывают, «что эти дни путешествия суть только временное лишение, что они идут в землю богатую и плодоносную и с капризностью детей начинают жаловаться и роптать». Но к счастью это молодое поколение не было так упорно и злобно, как вымершее поколение (см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

205 Царь Ханаанский Арада жил на юге (ст. 1) но в пределах Палестины и по мнению Робинзона (II, 101, 201) маленькое царство Арада имело укрепленною столицей город стоявший на холме, который и до ныне оставил этому урочищу свое имя «Тель Арад». Здесь не найдено развалин, кроме остатков обширной цистерны, но что место это было обитаемо, тому служат доказательством черепки и обломки глиняной посуды, находимые в большом количестве в этих местах. В стихе первом есть разница, между нашим переводом, (который держится авторитета LXX) и переводами западных Остервальд, О. Герлах, узак. Англ. Библ. переводят вместо слов: «Израиль идет дорогой от Афарима» словами: «Израиль идет дорогою соглядатаев», разумея, что народ шел тою же дорогою, которою шли 38 лет тому назад соглядатаи ( Фарим), посланные в Палестину Моисеем ( Чucл. XIII:18–26 ). Впрочем в примечании О. Герлах оговаривается, что быть может Афарим есть название и местности, а Еспин указывает, что по арамейской этимологии можно бы передать значение этой фразы так: «путем (населенных) мест», а держась арабского словопроизношения: «путем памятников» т. е. замечательных мест. Мы не решаемся произнести своего мнения и полагаем, что до времени каких либо новых открытий вернее держаться перевода LXX, которому следует и наш текст. Мы выше во вступлении в кн. Числ в § 6 и во вступлении в главу XX говорили уже, что нападение царя Арадского последовало по, всей вероятности ранее смерти Аарона, очень быть может когда авангард Израиля выдвинулся к ущелью Вади Гхувейр, надеясь еще на благоприятный ответ Едома. Отмщение царю Арадскому по исчислении времени сорокового года должно быть отнесено ко дням плача по Аарону. В XXI главе соединены три военных эпизода (войны с Арадом, Сигоном и Огом) и две песни Израиля, и весьма вероятно, что мы имеем здесь выписку из «книги браней Господних», часть которой введена Моисеем в его редакцию книги Чисел, которая должна была представлять извлечение главнейших событий жизни Израиля в пустыне, как Исход представлял отдел жизни на Синайском полуострове, а Левит законодательство

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Возможно, что он решился воспользоваться параличом Египта при Рамессидах и напомнить времена Хаммурапи. Хеттское царство еще существовало (преемники Хаттушиля – Дудхалия и Арнуанта), но уже не имело прежней силы – передвижения племен подточили его. Но подъем Вавилона продолжался недолго. В Ассирии современником Навуходоносора был Ассур-решиши, не только отразивший нашествие вавилонян, но и нанесший им поражение. В конце XII в. в Ассирии царствовал Тиглатпаласар I. К его времени из ассирийцев под влиянием постоянных войн выработалась крепкая солдатская нация, которая уже не довольствовалась землями своей родины. Тиглатпаласару I в нескольких походах удалось победить врагов Ассирии на севере, где он совершил трудные походы в горных странах Наири (Армении), и на западе, где он разгромил последнего хеттского царя, сражался с хеттскими племенами мосхов и др., явившихся как результат большого движения народов. Арамейские орды (Ахламу ассирийских текстов) он прогнал за Евфрат и покорил области: Нухашше, Ни, Катну, северную часть Ливана; всего в первые пять лет своего царствования он подчинил 42 страны с их царями, от Нижнего Заба, дальних гор до берегов Евфрата, страны Хатту и Верхнего моря, где заходит солнце. Он дошел до Финикии, плавал на арадских кораблях по Средиземному морю и, что весьма важно, получил почетные дары от царя Египта, в том числе крокодила и гиппопотама – это был поворотный пункт в истории Древнего Востока. Но вавилонские дела его были неудачны. Сначала он даже, кажется, покорил Вавилон, но потом царь последнего Мардукнадинахи не только прогнал его назад, но даже сам вторгся в Ассирию и увез оттуда статуи богов, которые через 418 лет удалось вернуть Синахерибу. Вавилонский царь принял титул царя Сумира и Аккада, Ассирия же потеряла на три века свое значение. Итак, в Вавилоне в то время цари так же не были могущественны, как и в Египте; Хеттского государства уже не существовало. Таким образом, в Передней Азии не было сильной державы; это благоприятствовало процветанию ряда мелких царств: еврейского, где тогда царствовали Давид и Соломон, городовых царств Финикии (Хиром в Тире) и арамейских княжеств, из которых главное было в Дамаске.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Ибо, когда народ роптал на недостаток воды, и они получали повеление пред очами сонма извести ее из камня жезлом Аароновым, тогда они хотя и совершили повеленное чудо, но в то же время к соблазну других обнаружили в себе некоторую слабость веры. Моисей говорил к сонму языком сомнения: еда из камени сего изведем вам воду 275 ? и ударил в него дважды. Из Кадиса отправлены были посольства к царям Едомскому и Моавитскому 276 , чтобы испросить позволение пройти сквозь их владения. Но как они частию отказом, а частию и оружием заградили свои пределы, то евреи должны были обходить их земли. Тридцать третий Когда они приблизились к Ору, Бог повелел Моисею на сей горе торжественно приготовить Аарона к смерти. Там по снятии с него и по возложение на сына его Елеазара священных риз, первосвященник скончался. Память его почтена тридцатидневным всенародным плачем. В сих местах сделал нападение на евреев царь арадский. Но они, дав Богу обет быть верными исполнителями суда Его на сию отрасль хананейских племен, под сею защитою победили оного, разорили несколько городов и истребили жителей. Тридцать четвертый В дальнейшем путешествии еще возобновлялись жалобы на пустые места, неудовольствие манною и ропот на Бога и Моисея. Множество малодушных умерли от укусов змей. Но как скоро сия казнь извлекла у них признание в грехе, Бог по молитве Моисея показал врачевство против язвы. Он повелел воздвигнуть на знамени медное изображение змея, дабы уязвленные исцелялись воззрением на него, так что здравие телесное было в сем случае непосредственным даром невидимой силы Божьей, а видимое знамение служило гадательным указанием на духовное исцеление от грехов через воззрение оком веры на Распятого 277 . Сие было в Селмоне. Сороковой стан Через пять недолговременных отдохновений 278 евреи пришли к горам Аваримским, где остановясь, предложили Сиону царю Аморрейскому о мирном переходе через его владения. Он отвергнул предложение и вышел против них с войском. Но они победили его, истребили его народ и получили во власть свою города, поля и богатства его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

18 черепков относятся к так называемому архиву Эльяшива. По-видимому, так звали коменданта Арада в последний период его существования. Большинство этих писем написаны от его начальника, что легко распознать по форме обращения: «Эльяшиву», а дальше — непосредственно текст письма. Некоторые письма начинаются по-другому: «Брат твой (имя) приветствует тебя, Эльяшив, и твою семью. Благословляю тебя Господом...». Эти письма уже от сослуживцев, офицеров. Третьи письма начинаются: «Господину моему, Эльяшиву» — эти, соответственно, от подчиненных. Письма эти были опубликованы еще в 1975 году израильским археологом Ахарони. Что же нового сделала американо-израильская команда ученых сейчас, о чем пишут израильские и американские журналы? Благодаря современной технике удалось не просто прочесть остатки букв, но более-менее подробно восстановить их очертания и с помощью компьютера проанализировать саму графику письма. Выяснилось, что даже в этой переписке между не очень высокопоставленными начальниками южноиудейского фронта было задействовано как минимум шесть писцов. Это свидетельствует о том, что среди этих иудеев была в общем распространена грамотность. В чем же значимость этого открытия? До сих пор идут споры о том, насколько была велика грамотность в Иудее до вавилонского пленения. В частности, представители радикальных направлений в науке утверждают, что в Иудее до вавилонского плена грамотность была невысока. Тот факт, что в переписке небольшого иудейского гарнизона на южной границе участвовало относительно много грамотных людей, говорит против недооценки грамотности в допленной Иудее. Что это означает для библеистики? Даже если бы мы и выяснили, что все население Иудеи VII века до н. э. было поголовно грамотным, это не могло бы быть решающим аргументом в споре о времени написания Библии. Тот факт, что иудеи допленного времени умели читать и писать, и даже то, что у них, скорее всего, была развитая литература, не означает, что в тот период уже существовали ветхозаветные книги в том виде, в котором мы знаем их сейчас. Были ли в Иудее этого времени тексты Ветхого Завета, какими мы их знаем сейчас, или только их «предшественники» — в этом споре арадские остраконы вряд ли могут кого-то в чем-то убедить или разубедить.

http://foma.ru/kogda-napisana-bibliya.ht...

Платонов писал: «В 1944 – 1945 годах в Швейцарии проходят секретные переговоры между англо-американскими представителями (среди них, в частности, был американский резидент в Швейцарии А. Даллес) и руководителем гестапо в Италии генералом СС К. Вольфом. Это была закулисная сделка за спиной России. Под прикрытием переговоров в Берне гитлеровцы начали перебрасывать войска из Италии на советско-германский фронт. Черчилль даёт указание маршалу Монтгомери: «Берегите немецкое оружие, оно ещё может пригодиться против СССР» («Эпоха Сталина»). Сталин знал об этих Бернских «посиделках», и это его раздражало. Он даже выказывал своё недовольство президенту Рузвельту, судя по всему, недопонимая, что Франклин Делано, не говоря уже о возвращённом во власть при участии Бернарда Баруха Уинстоне Черчилле, был лишь ведомой фигурой, обладавшей относительной самостоятельностью. Так что даже его «мягкая» политика по отношению к СССР с определённых пор стала недопустимой для закулисных владык мира. (Об этом мы поговорим позже) «Сокрушительные победы русских войск опрокинули многие планы мировой закулисы, в том числе заключение сепаратного договора с Германией. Быстрое продвижение нашей армии по Европе спутало карты заговорщиков…» (О. Платонов) «Седьмой удар» - Ясско –Кишинёвская (20-29 августа) и Бухарестско-Арадская (30 августа – 3 октября 1944 года) операции. Сам Иосиф Виссарионович значение этих боевых действий оценил так: «Седьмой удар был нанесён в августе этого года в районе Кишинёва – Яссы, когда наши войска разбили наголову немецко-румынские войска и завершили свой удар окружением 22 немецких дивизий под Кишинёвом, не считая румынских войск. В результате этого удара: а) была освобождена Молдавская Советская Республика; б) была выведена из строя союзница Германии – Румыния, которая объявила войну Германии и Венгрии; в) была выведена из строя союзница германии – Болгария, которая также объявила войну Германии; г) был открыт путь для наших войск в Венгрию – последнюю союзницу Германии в Европе; д) открылась возможность протянуть руку помощи союзной нам Югославии против немецких оккупантов».

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/20/...

Чаша переполнилась; Моисей, равно как и Аарон, впали в малодушие, и вот – этот великий муж, так часто служивший орудием чудес Божественного всемогущества, теперь усомнился и не хотел верить, чтоб ещё раз, по его удару, скала источила им воду. То был недостаток веры и упования, стоивший Моисею и Аарону великого счастья – вступления в землю обетования ( Чис. 20:12, 24 , Пс. 106, 33 ). Второй раз он должен был ударить теперь скалу прежде, чем показалась из неё вода, и в «источник правды» потекла отныне «вода пререкания», как назван был также и источник близ Рафидима; поскольку вызванный Моисеем ручей воды течет к «Аин-Кудес» даже до сего дня. Получив своё начало в низенькой стене скалы, он стремительно несётся на несколько сот шагов к ближайшему дождевому потоку – прежнему Аин-Мишпат – и вместе с ним теряется далее в сухой почве 25 . На израильтян, равнодушно встречавших уже так много чудес, это событие не произвело особенного впечатления. Так как их нужды были теперь удовлетворены, то их мысли обратились исключительно на страну, в скором занятии которой они уже не сомневались более. Вопрос был только в том, каким путём вернее проникнуть в Хаваан. От прямого движения из Кадиса на Хеврон, как прежде предполагалось, удерживала их попытка, сделанная их отцами в вади Мурраг; тем более, что и теперь носился слух, что один из хаваанских царей, именно царь Арадский, приготовился дать им с этой стороны отпор с оружием в руках. А так как они по опыту знали, что из Кадиса идёт очень удобная долина, которая пересекает горные твердыни по направлению к востоку и прямо ведёт в длинную узкую равнину Арабаг, то лучшим путём с места, ими занимаемого, был бы именно этот путь; держась его, они обогнули бы Мёртвое море, и по линии Иордана вступили бы в Ханаан с востока. Можно было ожидать, что и столп облачный укажет этот именно путь. Но по ту сторону равнины Арабаг лежал кряж Сеирских гор, тянувшийся по восточной стороне этой равнины от Мёртвого до Чермного моря; этот кряж нужно было потом переходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010