Кафедра: Тимишоара. Правящий архиерей: архиепископ Тимишоарский и митрополит Банатский Николай (Корняну). Арадская, Иенопольская и Хэлмаджуская епископия Кафедра: Арад. Правящий архиерей: епископ Тимофей (Севичу). Карансебешская епископия Кафедра: Карансебеш. Правящий архиерей: епископ Лаврентий (Стреза). Румынская православная епископия в Венгрии Кафедра: Дьюла. Правящий архиерей: епископ Софроний. Зарубежные епархии Румынская православная митрополия в Германии и Центральной Европе Кафедра: Регенсбург (Германия). Правящий архиерей: архиепископ Серафим. Румынская православная архиепископия в Америке и Канаде Кафедра: Детройт (США). Правящий архиерей: архиепископ Викторин. Румынская православная архиепископия в Западной и Южной Европе Кафедра: Париж (Франция). Правящий архиерей: архиепископ Иосиф. Румынская православная епископия Вршацская Кафедра: Вршац (Сербия). Правящий архиерей: заместитель местоблюстителя — епископ Карансебешский Лаврентий. Согласно официальным данным на начало 2010 г., Синод Румынской Православной Церкви состоит из 53 иерархов: Патриарха, 8 митрополитов, 11 архиепископов, 19 епархиальных  епископов, 2 Патриарших викарных епископов, 12 викарных епископов. В границах Румынии в составе Румынской Патриархии функционируют 15 203 церковных единицы, в том числе: 1 Патриарший центр, 6 митрополий, 10 архиепископий, 13 епископий, 182 архиерейских наместничества, 11 674 прихода и 2 658 филиала (дочерние церкви), 475 монастырей, 175 скитов, 10 подворий. В рамках церковных единиц существую 19 776 недвижимых церковных владений: 1 Патриарший центр, 29 епархиальных резиденций, 159 центров архиерейских наместничеств, 6 262 приходских дома, 13 327 церковных кладбищ. В составе Румынского Патриархата открыты для богослужений и функционируют 16 128 богослужебных помещения, из которых: 64 собора, 11 298 приходских церквей, 2 239 филиальных церквей, 550 монастырских церквей, 264 кладбищенских церкви, 530 церквей и часовен в государственных институциях (119 - в армии и министерстве внутренних дел, 42 — в тюрьмах, 217 — в больницах, 76 — в учебных заведениях, 76 — в учреждениях социальной защиты).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244545...

Следующим епископом Рымникским стал ученик еп. Климента настоятель мон-ря Козия игум. Григорий (Сокотяну), избранный 8 мая 1748 г. Построил домовую церковь в здании епархии и украсил ее внутренними и внешними фресками (в ктиторском ряду во внутренней росписи сохр. его портрет). Еп. Григорий был также ктитором Благовещенской и Всехсвятской церквей в Рымнике, оказывал помощь скиту Сэрэчинешти и произвел нек-рые обновления в мон-ре Говора. Активно занимался типографской деятельностью: в 1750-1761 гг. издал переводы на румын. язык еп. Дамаскина (Даскэлула); в 1755 г. по просьбе серб. митр. Карловацкого Павла (Ненадовича) выпустил «Славянскую грамматику», в 1761 г. по просьбе еп. Арадского Синесия (Живановича) - «Правила и молитвы сербских святых» на церковнославянском языке. Еп. Григорий поддерживал правосл. население Трансильвании, на протяжении 60 лет (1701-1761) лишенное архипастырского окормления: рукополагал трансильванских священников, принимал в своей епархии пришедших оттуда священников, посылал ободряющие письма православным в Брашов. 21 мая 1764 г. (возможно, по политическим мотивам) еп. Григорий оставил кафедру и поселился в Крайове; в 1770 г. господарь Э. Джани-Русет поставил его на Унгро-Влахийскую митрополичью кафедру. В окт. 1771 г., когда русские войска вошли в Бухарест, он вместе с господарем ушел в Олтению († 28 дек. 1777, похоронен в рымникском кафедральном соборе). После еп. Григория Рымникским епископом стал настоятель мон-ря Тисмана игум. Парфений. При нем были увеличены владения епископии, продолжилась активная типографская деятельность. После его смерти (кон. 1771) управляющим кафедрой стал протосинкелл Унгро-Влахийской митрополии Кесарий . В связи с русско-турецкой войной (1768-1774) его избрание состоялось 26 дек. 1773 г. (хиротонисан 12 янв. 1774). При нем были восстановлены и расписаны мн. церкви (в скиту Добруша, в мон-ре Гэнеску в Крайове и др.). В этот период непосредственно епископии были подчинены ц. Сорока мучеников в Бухаресте и мон-рь Гэнеску в Крайове. Еп. Кесарий основал школы (при метохе епископии в Бухаресте и при метохе мон-ря Обедяну в Крайове). При нем впервые на румын. языке было предпринято полное издание Минеи (вышли тома с окт. по март): каждый том был оснащен написанным еп. Кесарием обширным предисловием с экскурсами в мировую и национальную историю. Благодаря широкому распространению научных знаний через церковные издания еп. Кесария считают представителем 1-го поколения румын. просветителей († 9 янв. 1780 в Бухаресте, похоронен в ц. Сорока мучеников).

http://pravenc.ru/text/2578355.html

Мы отвечали ему: «мы посланы не затем, чтобы принимать от вас грамоты, а объявить повеление святого собора. Мы сами не принесли никакой хартии и от вас не берем: мы принесли только мирное предложение. Святой собор просить господина Иоанна, чтобы он соучаствовал в заседаниях и пришел на собор». «Подождите же, отвечал архидиакон, пока я извещу епископа». Он пошел к нему и возвратился с тою же самою хартиею, говоря: «и вы не посылайте к нам ничего, и мы не будем посылать вам, а подождем пока сам император, которому мы донесли о наших определениях, предпишет нам, что нужно делать». А когда мы сказали: «так вы слушайте слова святого собора», то он ушел, сказав: «вы отказались от хартии, а я не слушаю собора». Так сказал он, а мы пресвитерам Асфалию, провожавшему нас, и Александру сказали: «святой собор являет всю полноту мира, любви и благоволения в отношении к господину Иоанну; но за то в особенности, что он не хотел придти по второму зову, он определил запретить ему всякое священное служение. Он убеждает его явиться по третьему зову, чтобы не заставить произнести против него что-нибудь каноническое». Святой собор сказал: за оскорбления, нанесенные честнейшим Иоанном, епископом антиохийским, и его сообщниками, святейшему и благочестивейшему Кириллу, епископу, и благочестивейшему и блаженнейшему епископу Мемнону, святой собор, после этого третьего нашего зова, которому Иоанн (с сообщниками) никак не хотели повиноваться, – не пришли в собрание святого собора и не изложили причин, по которым они, вопреки законам и канонам Церкви, выдумали такое нововведение, – должен был произнести суд, достойный такого безумия, и против него и против его сообщников. И хотя мы считаем долгом епископского благодушия кротко и терпеливо переносить случившееся, но теперь, после того, что определено, да будут уже отлучены от церковного общения Иоанн и участвовавшие в его поступках,– Иоанн дамасский, Александр апамейский, Дексиан селевкийский, Александр иерапольский, Имерий никомидийский, Фритила ираклейский, Елладий тарский, Максимин аназарвский, Дорофей маркианопольский, Петр траянопольский, Павел емесский, Полихроний из города ираклийского, Евфирий тианский, Мелетий неокесарийский, Феодорит кирский , Априггий халкидский, Макарий из великой Лаодикии, Зосис есвунтийский, Салустий корикский (в Киликии), Исихий каставальский (в Киликии), Валентин мутлувлакский, Евстафий парнасский, Филипп феодосипольский, Даниил, Иульян, Кирилл, Олимпий, Диоген, Феофан филадельфийский, Палладий, Траян авгубстский, Аврилиан иринопольский, Мусей арадский и Елладий птолемаидский; – да не имеют они никакой власти, принадлежащей священническому чину, посредством которой они могли бы или вредить кому-либо, или приносить пользу, до тех пор, пока, раскаявшись, не исповедуют своего заблуждения; притом, пусть они знают, что если тотчас же не сделают этого, то навлекут на себя окончательный суд по канонам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Марченский епископ Симеон Филипович умер в 1743 г., а комиссары на народном сейме 1744 г. объявили, что императрица ни под каким видом не допустит избрания нового епископа; едва в 1749 году было дозволено не униатам присоединиться к епархии Карлштадтской; но монастырь Марча в 1753 году все-таки был занят вооруженною силой и отдан униатскому 85 ) епископу, а монахи православные были выведены из него в Лепавину. Бунт Граничар хорватских из-за унии был усмирен силою в 1755 году. В 1749 же году волнения румынов Трансильвании, не хотевших подчиниться униатскому епископу, вынудили наконец правительство дозволить им присоединиться к православной епархии Офенской 86 ). Патриарх Арсений IV умер 6-го января 1748 года. От природы милостивый и щедрый, он всегда находился под влиянием своих придворных; один из них архидиакон Иоанн Георгиевич, невежда, едва умевший читать и писать, особенно ненавидел русских учителей и убедил патриарха закрыть латинскую школу в Карловце и оставить только славянскую; русские учители отправились в свое отечество. С кончиной Арсения прекращается ряд патриархов Сербских в австрийских землях до новейших времен. После кратковременного (с 12-го января 1748 г. по 22-е января 1749 г.) управления митрополита Исаии Антоновича, из епископов Арадских, в июле 1749 г. был избран на митрополичий престол епископ Карлштадтский, Павел Ненадович, строгий постник. При утверждении его (в октябре 1749 г.) императрица Мария Терезия пожаловала ему титул превосходительства (excellenz), оставшийся навсегда за его преемниками. Его можно назвать восстановителем образования в сербском народе, потому что он снова устроил в Карловце латинскую школу 87 ) и завел при всякой церкви братства (скупштины), которые, между прочим, заботились и о школах. Он же положил основание так называемому школьному фонду от взносов от клира и народа; в течение двадцатилетнего его управления была собрана довольно значительная сумма, из которой после его смерти осталось 31.000 флоринов. Хотя сам он не говорил проповедей и не позволял другим говорить, но распорядился, чтобы по воскресным и праздничным дням читались в церквах поучительные слова из книг русского проповедника Симеона Полоцкого „Обед духовный“ и „Вечеря душевная“; он издал также „Православное исповедание“, извлечение из катехизиса Киевского митрополита Петра Могилы , и много хлопотал о благолепии в церквах; наконец, монастырскую дисциплину он вводил с такою строгостью, что многие монахи бежали из своих монастырей, не стерпев жить в них, по выражению его биографа 88 ). Во время Ненадовича, именно в 1752 году, была учреждена в Вене иллирская придворная депутация, присутственное место, которому подлежали дела, касавшиеся веры и привилегий сербов; оно состояло из президента, нескольких советников и секретаря с писцами; впрочем, там не числился ни один православный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Велика утрата, постигшая Святую Румынскую Церковь, народ Румынии, весь православный мир. Годы Предстоятельского служения Его Блаженства ознаменованы всесторонним возрождением церковной жизни на румынской земле. Блаженнейший Патриарх Феоктист, неутомимый ревнитель о деле Божием и давний друг Русской Православной Церкви, навсегда останется в нашей памяти. Многие годы сотрудничества в области межцерковного и межконфессионального диалога, неоднократные визиты Его Блаженства в пределы Русской Православной Церкви особенно сблизили нас. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси  Патриарх Феоктист (в миру Тодор Арапашу) родился в 1915 году в селе на северо-востоке Молдовы. В четырнадцать лет начал монашеское послушание в обителях Ворона и Нямец, а в 1935 году принял монашеский постриг в монастыре Быстрица Ясской архиепископии. В 1937 году, после окончания семинарии в монастыре Черника, был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1945 году, после окончания Бухарестского богословского факультета, — в сан иеромонаха. Получил звание лиценциата богословия. В сане архимандрита был викарием митрополита Молдовы и Сучавы, обучаясь одновременно на факультете филологии и философии в Яссах. В 1950 году хиротонисан во епископа Ботошанского, викария Патриарха, и в течение двенадцати лет руководил различными отделами Румынской Патриархии: был секретарем Священного Синода, ректором Богословского института в Бухаресте. С 1962 года Феоктист — епископ Арадский, с 1973 года — архиепископ Крайовы и митрополит Олтенский, с 1977 года — архиепископ Ясский, митрополит Молдовы и Сучавы. Занимая митрополию Молдовы и Сучавы (вторую по значению после патриаршей), Феоктист проявил особую заботу о духовной семинарии в Нямецком монастыре, о пастырских и миссионерских курсах для священнослужителей и специальных курсах для сотрудников митрополии, расширил издательскую деятельность. Им опубликовано около шестисот статей и выступлений, часть из которых вошла в четырехтомное собрание. Патриарх Феоктист являлся депутатом Великого национального собрания.

http://e-vestnik.ru/obituaries/otoshel_k...

В нач. 1829 г. был рукоположен первый епископ-румын Нестор (Йованович), скончавшийся в февр. 1830 г. Кафедра вновь оказалась вакантной, и только в 1835 г. был назначен еп. Герасим, бывш. приходской священник с богословским образованием. В течение 15 лет своего предстоятельства еп. Герасим постепенно перевел богослужение в кафедральном соборе с церковнослав. на румын. язык. В 1853-1873 гг. епископом был также румын - Прокопий (Ивачкович) , впосл. Патриарх Сербский. В 1865 г. епископия вошла в состав Трансильванской митрополии Румынской Православной Церкви, восстановленной в 1864 г. В 1874 г. кафедру занимал еп. Мирон (Романул) , в 1875-1898 гг.- еп. Иоанн (Мециану) ; в 1877 г. началось издание офиц. епархиального бюллетеня «Церковь и школа» (Biserica #i coala). В XX в. кафедру занимали епископы: Иосиф (Голдиш; 1899-1902); Иоанн (Папп; 1903-1925); Григорий (Комша; 1925-1935), д-р богословия и почетный член Румынской АН, известный своими миссионерскими и пастырскими проповедями, изданными под общим названием «Библиотека православного христианина»; Андрей (Маджеру; 1936-1960); Николай (Корняну; 1961-1962); Феоктист (Арэпашу ; 1962-1973), буд. Блаженнейший Патриарх Румынский; Виссарион (Аштиляну; 1973-1984). С образованием в 1947 г. Банатской митрополии Румынской Православной Церкви А., И. и Х. е. вошла в ее состав. С 1984 г. епископией управляет еп. Тимофей (Севичу), д-р honoris causa ун-тов Арада и Петрошани. Резиденция епископа находится в мон-ре прп. Симеона Столпника в Арад-Гай. Епископия делится на 9 протопопий (благочиний): Арад, Инеу, Себиш, Липова, Брад, Дева, Хацег, Орэштие и Петрошани. В епархии действуют 442 прихода, ок. 500 священников, 695 храмов и 7 мон-рей (в т. ч. 3 жен.), Богословский фак-т ун-та «Аурел Влайку», ДС в Араде и для монашествующих в мон-ре Прислоп . Возобновлено издание бюллетеня «Церковь и школа». А., И. и Х. е. подчиняется Румынская епископия в Венгрии для правосл. румын во главе с викарным епископом, основанная 27 марта 1946 г. с кафедрой в г. Дьюла.

http://pravenc.ru/text/75816.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЗДИН ВО ИМЯ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. XVI в. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. XVI в. [Реметак, Мунар, серб. Бездин манастир] Тимишоарской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в румын. части Баната, неподалеку от с. Мунар. Основан в 1520 г. как муж. мон-рь на месте древней церкви тщанием архим. Иоасафа (Милутиновича) и эконома иером. Леонтия (Богоевича) на земле, принадлежавшей известному серб. роду Якшичей. Самое раннее письменное упоминание о мон-ре - запись 1539 г. в Псалтири Божидара Вуковича. Церковь представляла собой скромную постройку, имевшую триконховый план, четырехгранные апсиды, образующие изнутри полукружие. Б. м. много раз обновлялся: в 1781 г. был достроен притвор и изменена колокольня, высокая звонница над зап. входом построена в 1789 г., кровля храма была покрыта листовым железом, колокольня и глава - медью в 1888 г. Основная часть монастырских корпусов возведена в 1746 г. Церковь была расписана в 1592 г., большая часть фресок обновлена в сер. XVIII в. и в 1781 г. В алтарной части помещена большая композиция «Введения во храм Пресв. Богородицы», в клиросных апсидах (певничках), на пилястрах и куполах расположены сцены из земной жизни Христа. На сводах - фрагменты акафиста Пресв. Богородице. Первый иконостас был написан в 1753 г. арадским живописцем С. Тенецким, в 1802 г. он был заменен иконостасом работы И. Орфелина; резьбу исполнил А. Маркович. Ф. Гостинчар расписал в 1887 г. монастырскую часовню, настенная роспись в трапезной выполнена в 1914 г. С. Алексичем . В 1737 г. в Б. м. вместе с игум. Феодосием (Веселиновичем) перешло братство мон-ря Винча, находившееся под Белградом и покинувшее свою обитель из-за тур. поселенцев. Они принесли с собой чудотворную икону Винчанской Богородицы и царские врата. С 1740 г. в мон-ре вели архивные записи о происходивших событиях. В XVIII в. при мон-ре существовала школа с богатой б-кой. Из числа братии мон-ря были избраны мн. епископы СПЦ: Павел (Авакумович), Герасим (Адамович), Моисей (Микович), Сергий (Качанский), Феофан (Живкович), Нестор (Йованович). Возобновлен на рубеже XX-XXI вв. как жен. мон-рь, единственная насельница - игумения мон-ря. Лит: Зеремски И. Српски манастири в Банату. Ср. Карловци, 1907. С. 99-132; Бугарски С. Српско у Pyмyhuju. Темишвар; Београд; Нови Сад, 1995. С. 63-69; В. Српски споменици у Pyмyhuju. Суботица, 1996. С. 49-65; M. Српски манастири у Банату. Београд, 2000. С. 111-144. Сл. Милеуснич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77806.html

В К. м. в этот период было 9 епархий: Карловацкая, Бачская, Темишварская, Вршацкая, Пакрацкая, Будимская, Горно-Карловацкая, Костайницкая и Арадская. 13 окт. 1781 г., когда митр. Моисей (Путник ; 1781-1790) управлял К. м., имп. Иосиф II издал Акт о веротерпимости, уравнявший все вероисповедания. 5 апр. 1782 г. была учреждена консисториальная система, которая контролировала заключение браков между православными, дисциплину священнослужителей и монахов, ведение метрических книг на приходах и др. вопросы духовного и церковно-адм. характера. Во время австро-тур. войны 1788-1790 гг. благодаря серб. отрядам Вена временно вернула себе Белград, Валево и Смедерево и одобрила созыв в 1790 г. Темишварского Церковно-Народного Собора, который избрал Карловацким митрополитом Стефана (Стратимировича) и попросил власти выделить сербам земли и вернуть им привилегии. В ответ на эти просьбы власти учредили Иллирийскую придворную канцелярию, упраздненную в 1792 г. Митр. Стефан заботился об укреплении Церкви и смог урегулировать с властями ряд вопросов. Он пользовался авторитетом у сербов в Далмации, Боснии и Герцеговине, Черногории, особенно в Белградском пашалыке, где в 1804 г. было поднято 1-е Сербское восстание и основано Сербское княжество. Оставаясь лояльным к венскому двору, он активно помогал участникам Сербского восстания и благословил священников принимать участие в военных действиях при условии, что при первой возможности они вернутся к духовному служению. Но уважая единство К-польской Патриархии, он отказал лидерам восстания в просьбе поставить епископов на упраздненные кафедры Печской патриархии на освобожденных от османов территориях. После подавления восстания (1813) он защищал бежавших сербов от экстрадиции, поддерживал контакты с кн. Милошем Обреновичем, возглавившим 2-е Сербское восстание (1815), закончившееся созданием автономного княжества Сербия. В 1829 г. владыка добился перевода Далматинской епархии, которую еп. Венедикт (Кралевич) покинул после вхождения Далмации в Австрийскую империю (1815), из юрисдикции К-польской Патриархии в К.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

В сер. 1940 г., при Н., в РумПЦ действовали 5 митрополий (Молдавская, Буковинская, Бессарабская, Олтенийская, Трансильванская) и 13 епископий (Констанцская, Бузэуская, Куртя-де-Арджешская, Галацкая, Хушская, Романская, Рэдэуцкая, Карансебешская, Клужская, Орадянская, Арадская, Хотинская, Измаильская) (Власть и Церковь в Вост. Европе. 2009. Т. 1. С. 91-92), клир составляли 9067 священнослужителей, действовали 10 ДС, в к-рых учились 2656 студентов, и 5 ДА, где обучались 200 чел., а также 3 богословских фак-та - Бухарестского, Кишинёвского и Черновицкого ун-тов, на которых занимались 2,5 тыс. студентов (ГлСПЦ. 1941. 2. С. 46; 7. С. 163). 28 июня 1940 г. Румыния передала Советскому Союзу Бессарабию и Сев. Буковину, откуда в Румынию мигрировали все 3 служивших на этих территориях архиерея и часть священнослужителей. 30 авг. Румыния была вынуждена передать Венгрии Сев. Трансильванию, где венг. власти стали проводить политику насильственной мадьяризации и репрессий, в т. ч. и в отношении РумПЦ: была расформирована ДА в Тимишоаре, 2 правящих архиерея и представители интеллигенции высланы из страны, изгнаны или убиты неск. сот священников, а также члены правосл. общин, разрушены церкви, тысячи румын перешли в католичество или поддержали унию. Позже Румыния передала Болгарии Юж. Добруджу. 6 сент. 1940 г., после вынужденного отречения от румын. престола Кароля II в пользу его 18-летнего сына Михая I, в Румынии было сформировано правительство во главе с премьер-министром ген. Й. В. Антонеску, который вступил в альянс с гитлеровской Германией. 12 окт. в Румынию были введены немецкие войска, 23 нояб. она присоединилась к Тройственному пакту. В этот период Н. неск. раз обращался к королю и главе правительства с просьбой об отставке и о разрешении вернуться в Нямецкий мон-рь, но эти прошения удовлетворены не были. Антонеску заявил, что новые порядки коснутся и РумПЦ. Н. представил ему ответные предложения (тесная работа с гос-вом, ужесточение требований к кандидатам во иереи и архиереи). 3 дек. 1940 г. начал работу Синод РумПЦ. Совместно с министром по делам религии Браиляну Синод представил правительству меморандум из 30 пунктов, в к-ром затрагивались организационные вопросы РумПЦ и проблема крещеных евреев. Потеря страной земель в 1940 г. была провозглашена как акт, противоречащий Божественной справедливости (Bundesarchiv Berlin. R 5101/23174. Bl. 30, 36). В кон. 1940 г. Антонеску подписал закон, согласно к-рому в Румынии на легальном положении оставалось только 7 Церквей и конфессий (в т. ч. РумПЦ, к к-рой отнесли и старообрядцев), всем приступавшим к служению представителям духовенства требовалось утверждение Министерства по делам религий. В марте 1941 г. правительство запретило всем священнослужителям вступать в к.-л. партии, а все священники, участвовавшие в гражданской войне 21-24 янв. 1941 г., были лишены сана (Ibid. Bl. 40).

http://pravenc.ru/text/2565576.html

Сибинская митрополия 1088 . Как было упомянуто, в последние годы XVIII века между румынскими епархиями, подпавшими под власть Карловацкого митрополита, была и Сибинская. Когда у румын, бывших под властью венгерской короны, явилось желание отделиться в церковном отношении от сербов, принадлежавших той же короне, и получить в церковном устройстве и управлении одинаковые с ними права, вопрос об этом в 1864 г. был представлен на рассмотрение Карловацкого синода. Синод, в качестве подлежащей власти, обсудив дело, изъявил согласие на отделение православных румын от сербов. Таким образом была учреждена самостоятельная румынская, митрополия, с местопребыванием митрополита в Сибинье и с двумя подчиненными епархиями, Арадскою и Карансебешскою 1089 . Болгарский экзархат 1090 . Православные болгары, после уничтожения Болгарского патриархата (1393 г.), а затем после уничтожения самостоятельности Охридской архиепископии (1767 г.), подпали под власть Константинопольского патриархата, в подчинении которому и оставались до последнего времени. Вследствие пробуждения национального сознания, поддерживавшего в них стремление к политической самостоятельности, пробудилось у них также желание и в церкви своей иметь своих национальных епископов, которые содействовали бы общим национальным стремлениям. Не находя в этом опоры у Константинопольского патриархата, который, наоборот, решительно осуждал их национальные стремления, болгары самостоятельно выхлопотали себе от государственной власти свободу самим устроить церковь и учредить Болгарский экзархат, независимый от Константинопольского патриархата. Это было разрешено особым фирманом султана от 8 Зилхидже 1286 (27 февраля 1870 г.), каковое время и считается началом самостоятельности Болгарской церкви 1091 . Константинопольский патриархат не признал этого экзархата, и на соборе, состоявшемся в Константинополе в 1872 году, болгары были осуждены, как отступники. Впрочем, ни одна самостоятельная церковь не согласилась на это осуждение и между ними и Иерусалимский патриархат 1092 . Но это было лишь вопросом времени, пока не утвердилась политическая самостоятельность болгарского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010