В то же время, то есть, в 1727 году, было объявлено правительством, что „греческие не униатские епископы“ не имеют права взымать с своих пасомых десятину, которая принадлежит католическим и униатским епископам; а в декабре 1729 г., доверенное лицо императрицы Марии-Терезии сообщило митрополиту Моисею Петровичу желание ее, чтоб он принял унию; в противном случае ему угрожали лишением тех привилегий, которые имели и имеют сербы. Если же митрополит примет унию, то обещали доставить ему кардинальское достоинство, а народу дать еще большие права, заведение школ на казенный счет (которые, впрочем, были обещаны правительством еще в 1718 году) и всякие милости. Митрополит медлил ответом и по собственному сознанию думал, в крайнем случае, „искать убежища в чужих краях, дабы в его время не случилось такое злоключение“ 75 ). В 1730 г., чрез князя Кантакузена была прямо послана ему кардинальская шапка, но он не принял ее и не дал слова пристать к унии. В том же году, 27-го июля, он скончался в Белграде 76 ). В истории своего народа он памятен тем, что первый завел школу в Белграде и пригласил для нее учителя из Москвы, Максима Суворова, который привез с собою 400 букварей и 100 славянских грамматик. Тот же митрополит, обратив внимание на пестроту одежд сербского духовенства, не отличавшихся от одежд простого народа, велел ему носить рясы 77 ) Преемником Моисея Петровича был (с марта 1731 г.) епископ Арадский Викентий Иоаннович. Ему принадлежит слава заведения латинских школ для сербского народа; именно, в 1733 г., он завел латинские школы в Карловце, Белграде, Осеке и Дале 78 ); лучшая была в Карловце, для которой были вызваны учителя из Киева; митрополит велел протопресвитерам предложить народу посылать детей своих в школы. Ректором Карловицкой школы был вызванный из Киева Мануил Козачинский, который преподавал и латинскую грамматику; магистр Иван Минацкий учил там риторике; священник Николай Николаевич и диакон Юрий Живанов учили славянской грамматике; в приготовительном же классе славянскому и латинскому чтению обучал Петр Ройков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общ; ХШ, 153), Иоанн, приезжавший в 1686 г. в Москву за милостыней (Муравьева Сношений с Востоком ч. 4, л. 1099, – он называется в записи епископом Благовещенского монастыря, что при реке Папороте, Иоанном Яновским: Яновский значит иеновский или иенопольский, т. е. епископ городка Иеновы, а под Благовещенским монастырем разумеется монастырь Крушедольский, cfr ibid. ч. 2, стр. 233, в котором епископ жил, нет сомнения, потому, что при нем, так же как и при его преемнике, епархии сремская и иеновская составляли одну епархию), Исаия Дьякович, бывший последним перед Арсением Черноевичем и первым при нем епископом (у Раича IV, 372 и у Чапловича в Slavonien II, 37. – Остается не совсем понятным для нас, что по городку Ионове, по-латыни Jenopolie, не только у сербов назывался Темешварский банат Иоаннопольской или Янопольской державой, у Раича III, 274, 320, IV, 56, 62, Гласн. XXI, 270 fin., но называется Uehonoлueй-Jenopolia и в Официальных актах австрийского правительства, см. напр. у Раича IV, 372, 373 и у Чапловича в Slavonien II, 30; вероятно, это по отношению к сербам северной части баната и восточной Венгрии, для которых, как мы сказали, городок Иенова был общественным и административным центром). 6) Арадская. Город Арад находится в юго-восточной Венгрии, на правом берегу р. Марош, отделяющей собственную Венгрию от Темешварского баната. Епархия арадская была открыта одновременно с епархией иеновско-темешварской и тем же самым Моисеем-Матфеем Бранковичем, которым и эта последняя (у Раича IV, 69). Неизвестно после сколь продолжительного существования, епархия арадская присоединена была к епархии иеновско-темешварской (Исаия Дьякович, бывший в конце XVII в. епископом иеновско-темешварским, был в то же время и епископом арадским, см. Мушнцкого в Гласн. VI, 54 fin. и 73). 7) Пожегская. Город Пожега (Pozega, Poszega) находится в Славонии, на речке Орляве, впадающей в Саву. Епархия пожегская открыта была неизвестно когда прежде 1594 г., потому что в сем году она упоминается как существующая (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ [серб. Ucauja] (Антонович Йован; 1696, Буда, ныне Будапешт - 22.01.1749, Вена), митр. Карловацкий (1748-1749). Род. в г. Буда в семье правосл. сербов. Был священником серб. правосл. общины Буды. После смерти жены принял монашеский постриг в мон-ре Ковин. Со временем стал архимандритом этого мон-ря. С 1731 г. епископ Арадской епархии Карловацкой митрополии . В 1741 г., минуя принятый в Церкви порядок, был тайно утвержден австр. властями епископом одновременно 2 епархий, Арадской, или Вршацкой (Вершецкой), и Карансебешской, что вызвало недовольство др. архиереев. Этот случай разбирался на Народно-церковном Соборе 1744 г., где было решено после смерти И. отделить Вршацкую епархию от Арадской. И. был сторонником развития связей с Русской Церковью и в марте 1742 г. направил игум. Христофора (Илиевича) в Россию. 15 мая того же года И. отправил в Святейший Синод РПЦ письмо, подписавшись титулом архиепископа и митрополита Карансебешского, с просьбой о помощи в благоустройстве разоренных во время войны с турками церквей и в снабжении их рус. богослужебными книгами. Эта просьба не осталась без внимания: игум. Христофору было выдано 400 р. После смерти патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) при избрании митрополита на Народно-церковном Соборе в Сремски-Карловци в сент. 1748 г. развернулась борьба между сторонниками Горно-Карловацкого еп. Павла (Ненадовича) , которого поддержали провинциальные депутаты-миряне, и И., за к-рого ратовали граничарские офицеры и высшее духовенство. Для поддержки И. в дебаты вмешался представитель австр. имп. Марии Терезии на Соборе барон Энгельсхофен. В результате 6 сент. И. был избран митрополитом. После избрания он пообещал хранить веру и догматы правосл. Церкви, не вводить новшеств в богослужения, а в случае если он отступит от канонов, духовенство и миряне должны избрать себе др. митрополита. Также он пообещал учредить для сербов регулярные училища. Осенью 1748 г. И. уехал в Вену хлопотать о делах Церкви, где вскоре умер. Похоронен в соборной правосл. ц. вмч. Димитрия Солунского в Буде.

http://pravenc.ru/text/674830.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [румын. Ioan] (Мециану) (26.04.1828, Зэрнешти, Трансильвания - 21.01.1916, Сибиу), Митрополит Трансильванский (Румынская Православная Церковь). Сын сельского учителя. Учился в лицеях Брашова и Клужа, богословие изучал в Сибиу. Священник в Рышнове (1853-1857) и Зэрнешти (1858-1874; с 1859 благочинный). В апр. 1874 - февр. 1875 г. возглавлял вик-ство Орадя (в юрисдикции Арадской епископии); 3 февр. 1875 г. избран епископом, 30 марта хиротонисан и 20 апр. возведен на Арадскую кафедру. 18 дек. 1898 г. состоялось избрание И. Митрополитом Трансильванским и архиеп. Сибиуским, 28 февр. 1899 г.- интронизация. Член церковных организаций Сибиу (епархиальный депутат, почетный советник архиепископии), Национального церковного собрания. Один из сотрудников митр. Трансильванского Андрея (Шагуны). В бытность благочинным в Зэрнешти открывал начальные церковные школы для румын и занимался храмоздательством; исполнял обязанности депутата городского собрания Клужа (1865). Значителен вклад И. в обустройство Арадской епископии. Перестроил старое здание Богословско-педагогического ин-та (1875-1877), затем на собранные в епархии денежные пожертвования приобрел земельный участок и построил новое здание ин-та (1886). Владыка открыл свыше 100 начальных церковных школ, учредил среднюю школу для девочек в Араде и интернат для румын. учащихся в г. Беюш. На собственные средства купил типографию и подарил ее епархии (1879); в 1877 г. начал выпуск ж. «Biserica i coala» (Церковь и школа). Основал благотворительный фонд помощи священникам и преподавателям и выплаты пенсий вдовам священников. В 1902-1906 гг. трудами митрополита был возведен кафедральный собор во имя Св. Троицы в Сибиу (автор икон в иконостасе и росписей купола худож. О. Смигельский), образцом для к-рого послужил храм Св. Софии в К-поле (отличается наличием 2 массивных башен по фасаду). Торжественное освящение состоялось 30 апр. 1906 г. Близ собора были заново отстроены помещения для правосл. богословского фак-та им. Андрея (Шагуны) (1913-1914). Для нужд архиепископии была приобретена недвижимость, организованы различные фонды вспомоществования малоимущим священникам, студентам и бедным приходам. И. направлял деятельность сибиуского Богословско-педагогического ин-та (назначены новые преподаватели В. Стан, Н. Бэлан, Й. Лупаш, С. Драгомир и др.) и курировал также программы ок. 800 церковных начальных школ Сибиуской архиепископии. В 1907 г. проф. Богословского ин-та Бэлан (впосл. митр. Трансильванский Николай), основал ж. «Revista Teologic» (выходил до 1947). И. редактировал газ. «Telegraful Român», публиковал в ней и в др. церковных изданиях свои статьи и проповеди. Являясь депутатом верхней палаты венг. парламента, защищал право на изучение родного языка в румын. школах.

http://pravenc.ru/text/469512.html

крыла при своей резиденции. Еп. Стефан (Авакумович) (1801-1822) ввел в епархии «Монашеские правила», к-рые согласовывались как с гос. предписаниями, так и с соответствующими указаниями 1733 г. митр. Карловацкого Викентия (Йовановича). Впосл. епархией управляли епископы Иосиф (Путник) в 1828-1830 гг., Максим (Мануилович) в 1833-1838 гг. Во время революции 1848 г. в епархии пострадали мн. храмы, восстановлением которых занимался еп. Пантелеимон ( Живкович; 1839-1851). При еп. Самуиле ( Маширевиче; впосл. патриарх Сербский) в 1853-1864 гг., согласно декрету имп. Франца Иосифа I от 24 дек. 1864 г., румын. церковные общины были выведены из юрисдикции Темишварской епархии и переданы Арадской епархии Трансильванской митрополии, а 15 общин со смешанным составом разделили по этническому принципу. Серб. общины, находившиеся на территории Арадской епархии, составили особый серб. Арадский протопресвитериат (благочиние), подчинявшийся Темишварской епархии. Но при этом Панчевский протопресвитериат (вместе с мон-рями Базиаш, Златица и Кусич) был переведен из Темишварской епархии в состав Вршацкой епархии, в к-рой после передачи румын. общин значительно уменьшилось число приходов. Т. о. территория Темишварской епархии стала простираться от г. Арад до г. Велики-Бечкерек (ныне Зренянин, Сербия). Она была разделена на 4 протопресвитериата: Арадский, Кикиндский, Бечкерекский и Темишварский. Имп. рескриптом от 10 авг. 1868 г. было подтверждено вхождение Темишварской епархии в состав Карловацкой митрополии. Антоний (Нако; 1864-1872) стал 1-м епископом Темишварской епархии, в состав к-рой входили только серб. приходы. Во время управления еп. Георгия (Войновича; 1874-1881) продолжилось разделение смешанных румынско-сербских церковных общин по национальному признаку. Еп. Георгий ( Бранкович; впосл. патриарх Сербский), возглавлявший епархию в 1882-1890 гг., активно защищал интересы сербов перед властями Австро-Венгрии и заботился о просвещении паствы. После еп. Никанора (Поповича; 1891-1901) на кафедре епархии с 1904 по 1931 г.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

См. о характере этой (почти фиктивной) зависимости у Вл. Мордвинова, Православная церковь в Буковине, стр. 15–19. А в ведении Карловецкого митрополита-архиепископа остались только сербские православные епархии транслейтанской половины империи, а именно: кроме епархии митрополита-архиепископа (Карловецкой в Среме), Будимская (в соб. Угрии), Новосадская (в Бачке), Темешварская и Вершецкая (обе в Банате), Пакрацкая (в Славонии) и Горнекарловецкая и Карлштадтская (в Хорватии). 12 Несмотря на церковно-административное отделение Германштадтской митрополии от Карловецкой, «Органический устав», однако, признает необходимым, чтобы «ради догматического и канонического единства румынской и сербской митрополий, как равно и ради защиты общих интересов православной церкви собирались иногда соборы, состоящие из двух митрополитов и всех епископов обеих митрополий». IX ст. общих положений (dispositiune generale) устава. К сожалению, эта статья, вследствие существующей разрозненности православных автокефальных церквей между собой с одной стороны и вследствие правительственного (австрийско-мадьярского) divide et impera с другой, – доселе еще остается pium desiderium румынскийх и сербских ревнителей живого общения св. Божиих церквей. К вопросу о составе членов митрополичьей консистории конгресс 1870 г. сделал следующие дополнения. В состав митрополичьей консистории могут быть избираемы, в случае необходимости, и члены епархиальной консистории, с тем лишь ограничением, что в решении дел высшей инстанции они не принимают участия, если присутствовали при решении их в инстанции низшей. Далее. Сохраняя начало равновесия между епархиями, конгресс постановил выбирать членов митрополичьей консистории в следующем порядке: а) для отделения строго церковных дел – аа) из епархии митрополита 2 свящ., бб) из епархии Карансебешской 2 свящ. и вв) из епархии Арадской 2 свящ; б) для отделения училищных дел – аа) из епархии митрополита 1 свящ. и 1 мирянина, бб) из епархии Карансебешской 1 мир. и вв) из епархии Арадской с принадлежащими ей Банатскими и Великоварадинскими частями румынской территории 1 свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/os...

Тиранн, (епископ) Германикопольский, (подписал). Епифаний, (епископ) Кестрский, (подписал). Акакий, (епископ) Антиохийский в Ламотиде, (подписал). Аммоний, (епископ) Иотапский, (подписал). Матал 448 , (епископ) Филаделфийский, (подписал). Элиан, (епископ) Селинунтский, (подписал). Петр, (епископ) Гаввулский, (подписал). Ной, (епископ) Кифский, (подписал). Мара Анасарфский. Ромул Халкидский. (Мара, епископ Анасарфский, за себя и за Ромула, епископа Халкидского, подписал). Геннадий, (епископ) Кратийский 449 , (подписал). (Индим, епископ Иренопольский, в области второй Киликии, подписал). (Андрей, епископ Секторийский, подписал). (Патрикий, епископ святой Божией церкви Адрамитской, в области Геллеспонте, подписал). (Дионисий, епископ Ираклийский, подписал). (Папий, епископ Еризский, подписал). (Афанасий, епископ острова Пароса, подписал). (Даниил, епископ Кадский, подписал). (Евдоксий, епископ Етеннский, подписал). (Макарий, епископ города Эны Фракийской, подписал). (Василий, епископ Палеопольский, подписал). (Мессалин, епископ Лаодикийский, подписал). (Иовиан, епископ Девелтский, подписал). (Натира, епископ Газский, подписал). (Евтихий, епископ Адрианопольский, в древнем Эпире, подписал). (Евстахий, епископ народа сарацинского, подписал). (Павел пресвитер, представлявший Урания, почтеннейшего епископа Имерийского, подписал). (Стефан, епископ Иамнийский, подписал). (Павел, епископ Арадский, подписал). (Елпидий пресвитер, представлявший Паралия, епископа Андрапского, подписал). (Евфроний пресвитер, представлявший епископа Кукузского, подписал). (Андрей, пресвитер Фессалоникский, за моего почтеннейшего епископа, подписал). (Павел, епископ Анфидонский, подписал). (Патрикий, епископ Акамазский, подписал). Все сии подписали одинаково с этой подписью, то есть: «определивши осуждение Диоскора, подписал». Ювеналий, епископ Иерусалимский, следуя приговору святейших и блаженнейших епископов, низложивших Диоскора, согласен и подписал его осуждение. Фалассий, епископ Кесарии Каппадокийской, следуя примеру святых отцов, подписал осуждение Диоскора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

ДЕЛЕГАЦИЯ РУМЫНСКОЙ ЦЕРКВИ † Архиепископ Ясский и Митрополит Молдавский и Буковинский Феофан † Архиепископ Сибиуский и Митрополит Трансильванский Лаврентий † Архиепископ Вадский, Фелеакский и Клужский и Митрополит Клужский, Албийский, Крисанский и Марамурешский Андрей † Архиепископ Краевский и Митрополит Олтенийский Ириней † Архиепископ Тимишоарский и Митрополит Банатский Иоанн † Митрополит в Западной и Южной Европе Иосиф † Митрополит в Германии и Центральной Европе Серафим † Митрополит Тырговишский Нифон † Архиепископ Альба-Юльский Ириней † Архиепископ Романский и Бакыуски Иоаким † Архиепископ Нижне-Дунайский Кассиан † Архиепископ Арадский Тимофей † Архиепископ в Америке Николай † Епископ Орадийский Софроний † Епископ Страхайский и Северинский Никодим † Епископ Тулчинский Виссарион † Епископ Сэлажский Петроний † Епископ в Венгрии Силуан † Епископ в Италии Силуан † Епископ в Испании и Португалии Тимофей † Епископ в Северной Европе Макарий † Епископ Плоештский Варлаам, Викарий Патриарха † Епископ Ловиштенский Эмилиан, Викарий Архиепископа Рымникского † Епископ Вичинский Иоанн Кассиан , Викарий Архиепископа в Америке ДЕЛЕГАЦИЯ КИПРСКОЙ ЦЕРКВИ † Митрополит Пафский Георгий † Митрополит Китийский Хризостом † Митрополит Киринийский Хризостом † Митрополит Лимассольский Афанасий † Митрополит Морфский Неофит † Митрополит Константский и Аммохостский Василий † Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор † Митрополит Тамасский и Оринисский Исаия † Митрополит Тримифунтский и Левкарийский Варнава † Епископ Карпасийский Христофор † Епископ Арсинойский Нектарий † Епископ Амафунтский Николай † Епископ Лидрский Епифаний † Епископ Хитрский Леонтий † Епископ Неапольский Порфирий † Епископ Месаорийский Григорий ДЕЛЕГАЦИЯ ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВИ † Митрополит Филиппийский, Неапольский и Тассоский Прокопий † Митрополит Перистерийский Хризостом † Митрополит Илийский Герман † Митрополит Мантинийский и Кинурийский Александр † Митрополит Артийский Игнатий † Митрополит Дидимотихийский Орестиадский и Суфлийский Дамаскин

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/otno...

Петр, (епископ) Дарданский, (сказал: «И я согласен с определениями святых отцов против Диоскора, и лишаю его всякого священнического служения)». Иовин, (епископ) Ливеллский, (сказал: «Диоскора, бывшего епископа великого города Александрии, обвиненного во многих и различных преступлениях и кроме того последователя Евтихиева заблуждения, согласен и я признать лишенным всякого епископского служения)». Индим, (епископ) Иринопольский, (во второй Киликии, сказал: «Согласен с приговором, произнесенным как святейшим и блаженнейшим архиепископом римским Львом, чрез посланных им святейших и блаженнейших епископов, так и святейшим и блаженнейшим архиепископом царствующего города Константинополя, нового Рима, Анатолием и прочими святейшими отцами, против Диоскора, бывшего епископа великого города Александрии, и признаю его лишенным всякого епископского достоинства и служения)». Акила, (епископ) Евдоксиадский, (сказал: «Признаю, что Диоскор по справедливости осужден святыми отцами на сем соборе, так как он, вопреки правилам, осудил блаженной памяти епископа Флавиана; и я, вместе со всем собором, осуждаю его)». Евтропий, (епископ) Арадский, (сказал: «Согласен с осуждением Диоскора, бывшего епископа великого города Александрии, учиненным святейшими и блаженнейшими архиепископами старого и нового Рима Львом и Анатолием и этим святым вселенским собором, и признаю его лишенным всякого церковного служения)». Марк, (епископ) Арефузский, (сказал: «И я согласен со святыми отцами на то же самое против Диоскора, бывшего епископа великого города Александрии, и лишаю его всякого священнического служения)». Протерий, (епископ) Мирринский, (сказал: «И я согласен со всеми святыми отцами относительно осуждения Диоскора, бывшего епископа великого города Александрии)». Маркеллин, (епископ) Митропольский, (сказал: согласен и я с святыми отцами Святого вселенского собора относительно осуждения Диоскора, по справедливости подвергшегося осуждению)». Евсевий, (епископ) Клазоменский, (сказал: «И я согласен с святейшими и боголюбезнейшими отцами относительно осуждения Диоскора, бывшего епископа великого города Александрии)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

В самой Румынии в последние годы возник «местный экуменизм» между христианами страны, а также «налажены добрые отношения, основанные на взаимном уважении с нехристианскими религиями – иудейской и мусульманской» 194 . 12. Борьба за мир Представители Румынской Церкви вносят вклад в работу общехристианских форумов, посвященных служению человеку. Священный Синод Румынской Православной Церкви постановил, чтобы ежегодно 6 августа во всех храмах Патриархата возносились особые молитвы о ниспослании мира, об избавлении человечества от войн и от страданий, которые приносят войны. Румынская Православная Церковь усердно молится о мире. Ее представители принимали активное участие в работе Всемирного Конгресса миролюбивых сил (Москва, 1973) и Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (Москва, 1977), и др. Подробная информация об этом содержится в периодических журналах Румынского Патриархата. Митрополии I. Митрополия Унгро-Влахийская (Унгро-Валашская) Епархии 1 . Архиепископия Бухарестская. Кафедра-Бухарест 2 . Архиепископия Томисская и Нижнедунайская. Кафедра – Галац 3 . Епископия Бузэуская. Кафедра – Бузэу II. Митрополия Молдовы и Сучавы Епархии 4 . Архиепископия Ясская. Кафедра-Яссы 5 . Епископия Романийская и Хушская. Кафедра -Роман III. Митрополия Ардяльская (Ардеалуйская, Трансильванская) Епархии 6 . Архиепископия Сибиуская. Кафедра-Сибиу 7 . Епископия Албы Юлии. Кафедра -Алба Юлия 8 . Епископия Вадская, Филиакская и Клужская. Кафедра – Клуж 9 . Епископия Орадийская. Кафедра – Орадя (Орадия) IV. Митрополия Ольтенийская Епархии 10 . Архиепископия Крайовская. Кафедра – Крайова 11 . Епископия Рымникская и Арджешская. Кафедра – Рымни-ку-Вылча V. Митрополия Банатская Епархии 12 . Архиепископия Тимишоарская и Карансебешская. Кафедра – Тимишоара 13 . Епископия Арадская. Кафедра -Арад Предстоятели румынской Православной Церкви I. Сибиуская митрополия 1 . Андрей Шагуна 1848 –1864 –1873 2 . Прокопий Ивачкович 1873 –1874

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010