В ряде случаев, как показывает исследование Л. В. Мошковой Апостольских правил, редактор сознательно выбирал между полным и сокращенным текстом правил. В др. главах можно предполагать дефекты в протографах. Так, Указатель 14 титулов помещен в списках русского извода в редакции Сербской Кормчей, однако после 29-й гл. 9-й грани составитель перешел к Древнеславянской редакции. Обратный переход от Древнеславянской редакции к Сербской имеет место в гл. 21 «От книг Божественных повелений» - Собрание новелл Юстиниана в 87 главах. Этот раздел дан в Древнеславянской редакции до 62-й гл., а главы 62-87 идут в Сербской редакции. В составе этого извода имеются общие с Устюжской Кормчей статьи: «Закон судный людем», монашеские правила, Устав Иоанна Пателария, правила Феодора Студита. Щапов считал, что первый этап формирования отразился во Владимиро-Волынской группе, второй - в Новгородско-Синодальном списке. Древнейший список Владимиро-Волынской группы, Харьковский, содержит (дважды) Церковный устав равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича, а также переработанную 133-ю новеллу Юстиниана, т. е. он не сохранил первоначального состава. В состав русского извода были включены Правила митр. Иоанна II, «Вопрошание» Кирика Новгородца, Правила церковного Собора 1273 г., «Сказание о черноризническом чине» еп. Туровского Кирилла II . К Владимиро-Волынской группе относится также список б-ки Арадской епископии (Румыния. 21). В Новгородско-Синодальный список вошла «Русская правда», а уже в XIV в.- Устав кн. Владимира и Устав кн. Святослава Ольговича. В Варсонофьевском списке XIV в. появились новые статьи владимирского происхождения: 2 послания Владимирского епископа князю по поводу разорения Успенского собора во Владимире и о церковном суде, а также ряд др. учительных статей. Не позднее XIV в. Русская и Сербская редакции стали основой для создания церковно-юридического сб. «Мерило праведное» (наиболее ранний список - РГБ. Троиц. I. 15), статьи из к-рого впосл. вошли в состав Чудовской редакции Кормчей.

http://pravenc.ru/text/2458663.html

С апр. 1942 по июнь 1944 г. в Будапеште действовал Православный богословский ин-т (2 выпуска студентов), где был осуществлен перевод богослужебных текстов и заложены основы правосл. богословской науки на венг. языке. Окончание второй мировой войны привело к серьезным изменениям в жизни правосл. Церкви. Вначале была восстановлена довоенная система управления. Будимская епархия СПЦ, управляемая епископом Георгием (Зубковичем), канонически и территориально осталась неприкосновенной. Представители румын. Православия в В. провели съезд в г. Дьюла, где аннулировали проведенное в 1940 г. присоединение румын. приходов к венг. церковной организации, и, вновь заявив о своем «румынском характере», создали епархиальную консисторию, подчиненную Бухаресту, во главе к-рой был поставлен Петер (Мундруцо), получивший вскоре титул викария Арадской епархии. Аналогично тому как в 1940 г. под политическим давлением о своем «венгерском характере» вынуждены были заявить мн. приходы, состоящие из румын, так и в кон. 40-х гг., при переходе в юрисдикцию Румынской Православной Церкви, о своем «румынском характере» заявили и такие приходы, в к-рых, кроме священника, никто по-румынски не говорил. Переговоры велись также и с Московским Патриархатом. Еще в нач. XIX в. в г. Ирёме действовал рус. храм, освященный во имя мц. Александры с приделом св. прав. Иосифа. Храм был построен в 1802 г. над гробницей вел. кнг. Александры Павловны, дочери имп. Павла I , бывшей замужем за Иосифом, венг. палатином. В 1-й пол. XX в., после революционных событий в России, в Будапеште возникла рус. колония, к-рой принадлежали 2 прихода: один имел домовый храм и находился в ведении Экзарха Зап. Европы К-польской Патриархии митр. Евлогия (Георгиевского) , 2-й не имел храма и подчинялся митр. Анастасию (Грибановскому) , возглавлявшему РПЦЗ. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в авг. 1946 г. направил в В. еп. Ужгородского и Мукачевского Нестора (Сидорука) и прот. Александра Смирнова для ознакомления с состоянием дел в венг.

http://pravenc.ru/text/150197.html

   Христианскому миру Блаженнейший Патриарх Иустин известен как выдающийся деятель Православия и экуменического движения. Еще в бытность митрополитом Молдовы и Сучавы он состоял членом Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей, был избран одним из семи председателей Конференции Европейских Церквей, возглавлял делегацию своей Церкви на Первом Всепра-вославном Предсоборном Совещании в 1976 году.    С 9 ноября (день избрания) 1986 года Румынскую Православную Церковь возглавляет Блаженнейший Патриарх Феоктист (в миру Теодор Арэпашу). 13 ноября состоялось торжественное вручение ему Декрета Президента Румынии (тогда социалистической), подтверждающего его избрание Патриархом, а 16 ноября состоялись торжества его интронизации в кафедральном соборе в честь святых равноапостольных Константина и Елены.    Патриарх Феоктист родился в 1915 году в селе на северо-востоке Молдовы. В четырнадцать лет начал монашеское послушание в обителях Ворона и Нямец, а в 1935 году принял монашеский постриг в монастыре Быстрица Ясской архиепископии. В 1937 году после окончания Семинарии в монастыре Черника был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1945 году после окончания Бухарестского Богословского факультета — в сан иеромонаха (получил звание лиценциата богословия). В сане архимандрита был викарием митрополита Молдовы и Сучавы, обучаясь одновременно на факультете филологии и философии в Яссах. В 1950 году хиротонисан во епископа Ботошанского, викария Патриарха, и в течение двенадцати лет руководил различными отделами Румынской Патриархии: был секретарем Священного Синода, ректором Богословского института в Бухаресте. С 1962 года Феоктист — епископ Арадский, с 1973 года — архиепископ Крайо-вы и митрополит Олтенский, с 1977 года -архиепископ Ясский, митрополит Молдовы и Сучавы. Занимая митрополию Молдовы и Сучавы (вторую по значению после Патриаршей) Феоктист проявил особую заботу о Духовной Семинарии в Нямецком монастыре, о пастырских и миссионерских курсах для священнослужителей, о специальных курсах для сотрудников митрополии, расширил издательскую деятельность.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

   В самой Румынии в последние годы возник «местный экуменизм» между христианами страны, а также «налажены добрые отношения, основанные на взаимном уважении с нехристианскими религиями — иудейской и мусульманской». 12. Борьба за мир    Представители Румынской Церкви вносят вклад в работу общехристианских форумов, посвященных служению человеку. Священный Синод Румынской Православной Церкви постановил, чтобы ежегодно 6 августа во всех храмах Патриархата возносились особые молитвы о ниспослании мира, об избавлении человечества от войн и от страданий, которые приносят войны. Румынская Православная Церковь усердно молится о мире. Ее представители принимали активное участие в работе Всемирного Конгресса миролюбивых сил (Москва, 1973) и Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (Москва, 1977), и др.    Подробная информация об этом содержится в периодических журналах Румынского Патриархата. Митрополии I. Митрополия Унгро-Влахийская (Унгро-Валашская)    Епархии 1. Архиепископия Бухарестская. Кафедра-Бухарест 2. Архиепископия Томисская и Нижнедунайская. Кафедра — Галац 3. Епископия Бузэуская. Кафедра — БyзэyII. Митрополия Молдовы и Сучавы    Епархии 4. Архиепископия Ясская. Кафедра-Яссы 5. Епископия Романийская и Хушская. Кафедра -PoмahIII. Митрополия Ардяльская (Ардеалуйская, Трансильванская)    Епархии 6. Архиепископия Сибиуская. Кафедра-Сибиу 7. Епископия Албы Юлии. Кафедра -Алба Юлия 8. Епископия Вадская, Филиакская и Клужская. Кафедра — Клуж 9. Епископия Орадийская. Кафедра — Орадя (Opaдuя)IV. Митрополия Ольтенийская    Епархии 10. Архиепископия Крайовская. Кафедра — Крайова 11. Епископия Рымникская и Арджешская. Кафедра — Pымhu-ky-BылчaV. Митрополия Банатская    Епархии 12. Архиепископия Тимишоарская и Карансебешская. Кафедра — Тимишоара 13. Епископия Арадская. Кафедра -Арад Предстоятели румынской Православной Церкви I. Сибиуская митрополия 1. Андрей Шагуна 1848 —1864 —1873 2. Прокопий Ивачкович 1873 —1874 3. Мирон Романул 1874 —1898 4. Иоанн Мециану 1898 —1916 5. Василий Мангра 1916 —1918II. Буковинско-Далматская митрополия (1873 —1919) III. Румынская Церковь Митрополиты-Примасы 1. Каллиник Миклеску 1875 —1886 2. Иосиф Георгиан 1886 —1893 3. Геннадий Петреску 1893 —1896 4. Иосиф Георгиан 1896 —1909 5. Афанасий Миронеску 1909 —1911 6. Конон Арэмеску-Донич 1912 —1919 7. Мирон Кристя 1919 —1925Патриархи 1. Мирон Кристя 1925 —1938 2. Никодим Мунтяну 1939 —1948 3. Юстиниан Марина 1948 —1977 4. Иустин Моисеску 1977 —1986 5. Феоктист Арэпашу с 16 ноября 1986 г. (интронизация)Библиография к главе III «Румынская Православная Церковь» На русском языке    Арсений, епископ. Гавриил Банулеску-Бодони. Кишинев, 1894.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Трансильванская митрополия была основана в 1599 г., когда валашский князь Михаил, завладев этой областью, добился поставления митрополита Иоанна. Однако здесь, как и в предшествующее время при венгерском господстве, продолжали вести деятельную пропаганду кальвинисты. На смену им в 1689 г. вместе с австрийским владычеством пришли католики. В 1700 г. митрополит Афанасий с частью клира и паствы присоединился к Римской Церкви. Трансильванская православная митрополия была уничтожена, вместо нее учредили румынскую епископию, подчиненную венгерскому примасу. Оставшиеся верными Православию румыны продолжали вести борьбу с католицизмом. Не имея своего епископа, они получали священников из Валахии, Молдавии и от сербской епископии в Венгрии. По настоянию России православным румынам было разрешено войти в каноническое подчинение Будимского епископа, находившегося в юрисдикции Карловацкого митрополита. В 1783 г. румыны добились восстановления своей епис-копии. Епископом был поставлен серб, а в 1811 г. — румын Василий Мога (1811–1846). Трансильванский епископ оставался в юрисдикции Карловацкого митрополита. Сибиуская Церковь достигла своего расцвета при высокообразованном митрополите Андрее Шагуне (1848–1873). Благодаря его трудам в Трансильвании было открыто до 400 церковно-приходских школ, несколько гимназий и лицеев; с 1850 г. в Сибиу начала действовать типография (действующая поныне), а с 1853 г. стала выходить газета «Телеграфул Ромын». Митрополит созвал Церковно-Народный Собор, на котором был рассмотрен вопрос о церковном объединении всех православных румын в Австрии. С 1860 г. возглавляемые им православные румыны Трансильвании постоянно ходатайствовали перед австрийским правительством об учреждении церковной самостоятельности. Несмотря на противодействие Карловацкой Патриархии, согласно императорскому указу в 1864 г. была учреждена независимая Румынская Православная митрополия с резиденцией митрополита в г. Сибиу. В своем ведении митрополия имела Арадскую и Карансебешскую епископии и две епископии в восточном Банате.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

И. С. Путинцев Румынская Православная Церковь - см. статью в настоящем томе (С. 471-508). Православная сербская епископия Тимишоары (Темишварская епархия Сербской Православной Церкви (СПЦ); румын. Episcopia Ortodox Sârb de Timioara, серб. Темишварска enapxuja), объединяет серб. приходы и монастыри, действующие на территории Р. Кафедра находится в г. Тимишоара (серб. Темишвар, венг. Темешвар), кафедральный собор - в честь Вознесения Господня (возведен в 1745-1748 на месте ц. во имя вмч. Георгия Победоносца, сгоревшей в 1737). Временный администратор (с 1996) - еп. Будимский Лукиан (Пантелич). Епархия разделена на 3 наместничества: Арадское (г. Арад), Соколовацкое (коммуна Сокол (серб. Соколовац), жудец Караш-Северин) и Темишварское (г. Тимишоара). В епархии действуют 56 приходов и 5 мон-рей: Базиаш, Бездин во имя серб. кн. мч. Лазаря и Косовских мучеников (с. Златица, коммуна Сокол; согласно преданию, основан в нач. XIII в., впервые упом. в серб. источниках в 1367, впосл. пришел в запустение, возобновлен после 1690), Кусич (во имя апостолов Петра и Павла; коммуна Сокол; основан в XIV в. как метох (подворье) монастыря Студеница ) и Сенджурадж (во имя вмч. Георгия Победоносца; коммуна Бирда, жудец Тимиш; основан в 1485 деспотами Георгием (Джордже; 1461-1516) и свт. Иоанном (1462-1502) из династии Бранковичей )). В епархии используется юлианский календарь. О проживании сербов на совр. территории Р. известно со средних веков из венгерских источников. С сер. XIV в., по мере османского завоевания серб. земель, мн. сербы были вынуждены переселяться на северные венг. земли, где помимо поселений основывали храмы и мон-ри. Эти храмы, вероятно, изначально подчинялись церковным структурам, действовавшим на серб. землях, а после восстановления Печской Патриархии (1557, см. в ст. Сербская Православная Церковь ) правосл. верующие сербы, проживавшие на территории пашалыка Темешвар (Тимишоара), официально вошли в ее юрисдикцию. К сер. XVI в. здесь уже действовали неск. сербских епархий, которые впосл.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

были объединены: в нач. XVII в. Липовская епархия вошла в состав Енопольской митрополии, к-рая в 1640 г., после ухода последнего Енопольско-Липовского митр. Лонгина в Валашское княжество, вошла в состав Темишварской епархии. В XVII в. из сведений османских источников о выплатах налогов можно заключить, что к ней были присоединены Бечкерекская и Чанадская епархии. Первый известный по имени иерарх Темишварской епархии митр. Неофит упоминается в источниках дважды - в 1608 г. по случаю росписи храма мон-ря Хопово (см. в ст. Фрушка-Гора ) и в 1612 г. в связи с его вкладом в афонский мон-рь Хиландар. В 1640 г. налог за епархию выплатил митр. Исаия. Одним из выдающихся архиереев этого периода был митр. Темишварский свт. Иосиф Новый ( Фуско; † 1656), которого в период с 1643 до 1653 г. несколько раз отстраняли, а потом вновь возвращали на кафедру. Как Темишварские митрополиты упоминаются Феодор (1643) и Севастиан (1644, 1647; † 1648). Положение епархии улучшилось при митр. Михаиле (1681-1687), известном благотворителе афонских обителей. Из последующих архиереев известны митрополиты Василий (1688), также вкладчик Хиландара, Иосиф II (после 1688) и вновь Василий (ок. 1693). Численность серб. населения в венг. землях возросла во время австро-тур. войны (1683-1699) вслед. т. н. великого переселения сербов (1690). Епископия Тимишоары упомянута в т. н. иллирийских привилегиях 1690 г. имп. Леопольда I. Примерно в те же годы Темишварским епископом был избран, но так и не смог возглавить кафедру Исаия (Джакович), впосл. ставший митрополитом Карловацким (1707-1708). По условиям Карловицкого мира 1699 г. Темешварский (Темишский) Банат остался в составе Османской империи, Темишварским епископом был поставлен Константин Грек (1704-1713). От сев. части Баната с Енополем и Арадом, остававшихся в Габсбургской монархии, была выделена Арадская епархия во главе с Исаией (Джаковичем). В годы австро-тур. войны (1716-1718) еп. Иоанникий (Владисавльевич; 1713-1727) поддержал действия властей, благодаря чему в 1722 г.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

[Румын. Episcopia Aradului, Ienopolei i Hlmagiului], Банатской митрополии Румынской Православной Церкви с кафедрой в г. Арад. На территории совр. епископии с сер. XVI в. существовали правосл. епископские кафедры, находившиеся в юрисдикции Печской Патриархии Сербской Православной Церкви. Так, в 1563 г. некий еп. Даниил в Липове окормлял местных православных. В кон. XVI в. в Иенополе (совр. Инеу) был еп. Матфей, в нач. XVII в.- еп. Савва. В 1628-1643 гг. митрополитом Иенопольским был поставлен Лонгин (Бранкович) (по данным Српски jepapcu (С. 287), в 1629 - ок. 1636). В 1651 г. митрополитом Липовы и Дьюлы был Софроний. В 1664 г. упоминается еп. Стефан в Липове. Последний еп. Иенопольский Исаия (Джакович) в 1706 г. перенес кафедру в Арад, после чего епископия вошла во вновь образованную Карловацкую митрополию и находилась в ее составе до 1865 г. Архиереи епископии были сербами, несмотря на то что преобладающее большинство правосл. паствы составляли румыны. После еп. Исаии (1706-1708) епископию возглавляли Иоанникий (Мартинович; 1710-1721), Софроний (Раваничанин; 1722-1726), Викентий (Йованович ; 1726-1731), Исаия (Антонович ; 1731-1748), Павел (Ненадович ; 1748-1749), Синесий (Живанович ; 1751-1768), выдающийся защитник Православия, борец с униатским прозелитизмом. Еп. Синесий выстроил новую епископскую резиденцию в Арад-Гай, в основанном им мон-ре Симеона Столпника, к-рый сохранился до наст. времени. Затем епископию возглавляли епископы Моисей (Путник ; 1768-1770, буд. митр. Карловацкий), Пахомий (Кнежевич; 1770-1783), Петр (Петрович; 1784-1786), Павел (Авакумович; 1786-1815). В 1812 г. в Араде было открыто училище, готовившее преподавателей для румын. школ, в 1822 г.- двухгодичная богословская школа (см. Арадский Богословско-педагогический ин-т ). После еп. Павла (Авакумовича) нек-рое время кафедра оставалась вдовствующей и управлялась администраторами, временно исполнявшими обязанности епархиального архиерея. В этот период представители румын. священства и интеллигенции во главе с проф. Моисеем Никоарэ неоднократно обращались к австр. имп. Францу I с просьбой о поставлении епископа-румына.

http://pravenc.ru/text/75816.html

Внук его Матфей, около того же времени, с дозволения Сигизмунда Батория, воеводы Седмиградского, положил основание православной кафедре Иенопольской и Арадской, а еще раньше, около 1579 года, была утверждена кафедра и в Белграде (Weissenburg), столице Седмиградской. Один из Иенопольских и Арадских архиереев, Лонгин, в 1630 году приезжал в Россию за милостынею, но в Москву не был допущен, а велено ему в Путивле выдать сорок соболей в двадцать рублей и отпустить; с ним был и игумен Беочинского монастыря Антоний 53 ). В конце же XVI века были основаны еще кафедры в Темешваре, Вершаце, Печуе (Пять-Церквей; эта епархия обнимала и Колочу, значит, основание ее должно быть раньше) и Могаче. В марте 1622 года приходил в Москву епископ Вершацкий Антоний; сказывал о себе, что поставлен в епископы в городе Темешваре 54 ). Из числа кафедр православных можно заключать о многочисленности православного населения в землях австро-венгерских. В это же время, то есть, во втором десятилетии XVII века, православная церковь в областях тогдашнего Седмиградия (то есть, половины нынешней Венгрии, где владели Ракочи, под верховною властью турок) подверглась гонениям от кальвинистов. Известно, что и Бетлены, и Ракочи, и Апафи были кальвинисты, да и все почти венгры Седмиградские держались кальвинизма. Православному духовенству уже в 1619 году, при митрополите Геннадие, была дана инструкция, как обучать народ. Этой инструкцией повелевалось внушать народу отвращение от православных обычаев, от почитания икон и святых мощей, принятия таинств (кроме крещения и евхаристии) и т.п. Кальвинизм, действительно, прививался между православными христианами: многие из священников брили бороды и принимали реформатское учение 55 )·Неоднократно было обнародываемо приглашение к кальвинизму: в 1619 году при митрополите Геннадие и в 1638 году при Досифее; но преемник Досифеев Илия решительными мерами прекратил распространение в народе богослужебных книг, изданных кальвинистами. Князь Георгий I Ракочи, умерший в 1648 году, созвал было собор на митрополита, приглашая к обсуждению дела и Молдавского митрополита Варлаама, но и этот объявил книги еретическими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скончался Блаженнейший Патриарх Румынский Феоктист 30 июля на 93-м году жизни скончался Блаженнейший Феоктист , Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Наместник Кессарии Каппадокийской, Патриарх всей Румынии. Патриарх Феоктист находился на лечении в клинике Фундени в Бухаресте, где ему была сделана плановая операция на предстательной железе. По словам врачей, операция прошла успешно, однако сказались преклонный возраст и усталость Предстоятеля Румынской Церкви. Он скончался от сердечного приступа около 17 часов по местному времени. 31 июля тело почившего доставлено в патриарший кафедральный собор во имя равноапостольных Константина и Елены г. Бухареста. На этот же день назначено заседание Священного Синода Румынской Церкви, на котором должна быть утверждена программа прощания с почившим Патриархом. Согласно правилам Румынской Церкви, местоблюстителем овдовевшего Патриаршего престола становится старейший по хиротонии архиерей. В течение 41 дня должен быть созван Священный Синод, на заседании которого состоится избрание нового Патриарха.   Блаженнейший Патриарх Феоктист (Арэпашу) родился 7 февраля 1915 году в селе Точилены Ботошанского уезда на северо-востоке Молдовы. В 14 лет начал монашеское послушание в обителях Ворона и Нямец, а в 1935 году принял монашеский постриг в монастыре Быстрица Ясской архиепископии. В 1937 году после окончания семинарии в монастыре Черника был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1945 году после окончания богословского факультета Бухарестского университета – в сан иеромонаха. Получил звание лиценциата богословия. В сане архимандрита был викарием митрополита Молдовы и Сучавы, обучаясь одновременно на факультете филологии и философии в Яссах. В 1950 году хиротонисан во епископа Ботошанского, викария Блаженнейшего Патриарха, и в течение 12 лет руководил различными отделами Румынской Патриархии, был секретарем Священного Синода, ректором Богословского института в Бухаресте. С 1962 года владыка Феоктист – епископ Арадский, с 1973 года – архиепископ Крайовы и митрополит Олтенский, с 1977 года – архиепископ Ясский, митрополит Молдовы и Сучавы. Занимая митрополию Молдовы и Сучавы (вторую по значению после патриаршей), владыка Феоктист проявил особую заботу о духовной семинарии в Нямецком монастыре, о пастырских и миссионерских курсах для священнослужителей, о специальных курсах для сотрудников митрополии, расширил издательскую деятельность. Им лично опубликовано свыше 600 статей, выступлений, часть из которых вошла в четырехтомное собрание трудов владыки. В 1986 году архиепископ Феоктист стал местоблюстителем Патриаршего престола, а 9 ноября того же года был избран пятым патриархом Румынской Православной Церкви. Чин интронизации состоялся 16 ноября. Патриархия.ru /Православие.ru 31 июля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23345.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010