( Деян.2:1-11 ) Русский перевод архимандрита Ианнуария: 1 И когда исполнился день Пятидесятницы, все они собрались на том же месте. 2 И внезапно с неба раздался шум, как будто несся бурный ветер, и этот шум наполнил весь дом, где они сидели. 3 И явились им как бы огненные языки, которые, разделившись, опустились на каждого из них. 4 И они все исполнились Духа Святого, и начали вещать на иных языках – так, как давал им изрекать Дух. 5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6 Когда же случился этот шум, собралось много народа, и все недоумевали, почему то, что те вещали, каждый слышал на своем собственном языке. 7 И вне себя от удивления они говорили: «Посмотрите, все эти, которые вещают, – разве они не галилеяне? 8 Почему же каждый из нас слышит свой родной язык? 9 Парфяне, и мидяне, и эламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Азии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Кирены в Ливии, и прибывшие сюда римляне, – 11 иудеи и прозелиты, – критяне и аравитяне, – все мы слышим, что они нашими языками вещают о великих делах Божиих!» Верный своему призванию евангелиста и историка, апостол Лука сообщает нам о важнейших событиях спасения рода человеческого. Страсти Господни – Крест – Воскресение – явления Иисуса Христа – Его Вознесение и, наконец, – Сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы, который мы сегодня празднуем, о котором читаем и размышляем. Апостол и евангелист Лука всегда дает нам достаточно пищи для размышлений. Ведь он обладал способностью простыми, часто незаметными литературными средствами достигать глубокого богословского смысла. Так, внимательное прочтение сегодняшнего отрывка из Книги Деяний открывает нам, что даже выбор слов у евангелиста не случаен, но отличается глубоким символизмом. Воскресший Спаситель перед Вознесением дал Своим ученикам последнее повеление, сказав: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; ждите обещанного от Отца; оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше, когда сойдет на вас Дух Святой» ( Лк.24:49 ; Деян.1:4, 8 ). И вот Его ученики, первые представители двенадцати новых колен нового народа Божия собираются в Иерусалиме на то же место, где они слышали эти слова, чтобы молиться и ожидать исполнения данного им обетования. И это случилось, когда исполнился день Пятидесятницы. В этот день Дух Святой наполнил весь дом, в котором находились ученики, и они исполнились Духа Святого. Вслушаемся в это неслучайное повторение глагола «исполнять, наполнять». Оно свидетельствует о том, что здесь и сейчас происходит дарование полноты Божественного дара благодати, той полноты, в которой нет никакого недостатка.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Димитрий: Геронта, тропарь пророку Илие говорит, что он – «вторый предтеча пришествия Христова». Он, как известно, не умер, как и Енох. Придёт ли пророк Илия на землю? Старец (улыбаясь): Пророк Илия точит и готовит нож свой! И даже прежде начнёт с патриархов, владык, священников и монахов! Николай: И мирских. Старец: У вас – неведения, у нас – грехи. Разве не говорится в молитве на божественной литургии: «О наших гресех и о людских неведениях»? Пророк Илия точит нож свой: однако нужно многое внимание, потому что о некоторых вещах иначе говорят Отцы, и иначе толкует мир, как, скажем, о шестимилии, о котором сообщает святой Косьма Этолийский . (Турки уйдут, но придут снова и достигнут до шестимилия. В конце концов их прогонят до Красной Яблони. У турок 1/3 погибнет, другая 1/3 крестится и последняя 1/3 уйдёт в Красную Яблоню.) Никто не может этого объяснить. Шестимилие есть в Лангадасе, Килнисе (города Македонии), во Фракии (область Греции), в Коринфе, но никто не знает, что те, о которых он говорит, – шесть миль территориальных вод. Вы не читаете у Пророков: у Иоиля, Захарии, Иезекииля, у Даниила? Там всё сказано. Семь лет в Палестине будут жечь не дрова, а палки, но откуда вам знать отличие палок от дров! У вас теперь в домах калориферы (улыбаясь), в то время как я здесь жгу дрова в печке и знаю что к чему. (Речь идёт о пророчестве пророка Иезекииля – 39, 9–10: «Тогда жители городов Израильских выйдут, и разведут огонь, и будут сжигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы и копья; семь лет будут жечь их. И не будут носить дров с поля, ни рубить из лесов, но будут жечь только оружие; и ограбят грабителей своих, и оберут обирателей своих, говорит Господь Бог».) Христос: Евреи... Старец: Один благочестивый иорданец говорил мне, что евреи прокопали под мечеть Омара на много метров глубиной туннель, и хотят разрушить мечеть, чтобы построить храм Соломона, т.к. тогда, говорят они, придёт мессия, т.е. антихрист. Тогда аравитяне скажут христианам: не говорите ли вы, христиане, что Мессия уже пришёл? Что теперь говорят здесь они, евреи?

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Для того, чтобы обвинение Эдома в нечестии против Иакова и возвещение суда за сие нечестие сделать более твердым и доказательным, пророк подробно раскрывает ту враждебность, какую Эдом заявил относительно Иуды при разграблении Иерусалима филистимлянами и аравитянами. «В тот день, когда ты стоял против», говорит пророк Эдому, когда ты, как враг, злорадственно смотрел на несчастие Израиля (ст. 12), когда ты протягивал руку свою, чтобы завладеть добром Иакова (ст. 13), когда ты наконец вместе со врагами воевал против народа Божия (ст. 14), «в тот день когда враги пленяли добро его», когда захватывали добычу себе, богатство и вообще достояние Иуды, какое только находили во веси земле Иудиной, и когда «иноземцы входили во врата его», врывались, с целью грабежа и опустошения, во врата городов Иудиных, «и бросали жребий о Иерусалиме», бросали жребий, разделяя между собою и богатство захваченных в плен людей, как добычу; когда все это совершалось, – " и ты (Эдом) был как один из них», а и ты принимал в не приязненных действиях врагов против Иуды самое деятельное и живое участвие ( Авд.1:10–14 ). Указав на этот отдельный случай заявления ненависти к Иакову со стороны идумеян, пророк предупреждает последних, во 1-х, не относиться на будущее время так злорадственно к беде Иуды, как злорадственно отнеслись они во время Авдия (ст. 12), во 2-х, не вести впредь относительно Иуды дел общих с завоевателями и грабителями Иуды, как это было во время пророка (ст. 13); в 3-х, не стараться впредь захватывать в свои руки дело врагов относительно Иуды, захватывать затем, чтобы продолжить его и докончить, как это сделали они недавно, перехватывая по дорогам беглецов Иуды, умерщвляя их или же выдавая врагу (ст. 14): «И не смотри» (с удовольствием) предупреждает пророк «на день брата твоего», на день, в который случается нечто горестное с ним, «на день несчастий его», не радуйся (усиленное выражение злорадства), не выражай открыто «своего злорадства» о сынах Иуды, в день погибели их, и «не разевай (еще более усиленное выражение злорадства, полного насмешки и ненависти, ср. Иез.35:13 ) рта своего в день скорби».  Это первая степень проявления ненависти. «Не входи»,  начинает пророк изображение второй, более усиленной степени проявления ненависти, когда человек не только злорадствует несчастию другого, но еще и сам принимает участие в совершении этого несчастия,– «во врата народа моего», во врата города (Иерусалима, ср. Мих.1:9 ), в котором обитает Мой народ, а в день нужды не смотри ты (с наслаждением) на бедствие его, в день горести его, и «не простирай рук на имение его в день бедствия его».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Другими словами, в самом строе жизни народов насилия и разврата и лжи, лежит начало их уничтожения: они сами-горючий материал, сгорающий, когда пламень, ими же возженный, охватит их. В отношении Ассириян момент этот пришел, как только новая сильная раса тронула это царство, наполнившее землю злодеяниями (ср. X, 17; XIV, 20, 25). Но заметим, что пророк говорит, что будут гореть „народы“. Очевидно, пророчество объемлет все царства и народы входившие в сферу влияния и Ассура и Вавилона и жившие единой с ними жизнью, как Сирийцы, Хеттеи, отчасти Аравитяне правого берега Евфрата и другие, перечисляемые в надписях Ассирии и Вавилона. Горел и Египет, занятый Персами, а позже Греками и Римлянами. Приговор Господа совершается постепенно над народами Месопотамии, и первый удар грядущего переворота есть гибель армии Сеннахерима, грозившего рукою Сиону и хулившего имя Бога Израилева 1125 . Ст. 13 предупреждает и дальних и ближних познать всемогущество Бога единого, Бога Израилева. По нашему убеждению слова пророчества Исаии должны быть изучаемы не только как ветхозаветные пророчества, применимые к государствам его только времени, – но и все народы ближние и дальние (по времени) могут и должны поучаться у великого пророка 1126 . Да не накопляют народы горючого материала, который вспыхнет и сожжет их при первом несчастьи, если нет у них религиозных и нравственных оснований. 14 . Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: „кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени? “ – Стих этот рисует ужас, овладевающий самым спасенным от гибели Иерусалимом при известии о чудесном истреблении войска Сеннахерима. Не смотря на радость избавления,-чувство страха овладевает жителями и преимущественно грешниками, думающими, что Бог далеко: как к сожалению думают многие и в наше время 1127 . Жителей Иерусалима ужасает близость Бога, в существовании Которого они сомневались, говоря: „пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святого Израилева, чтобы мы узнали!“ И вот они „увидели и угнали“, и по милосердию Божию увидели близость Божию не в наказании за свое богохульство, а в Его милосердии в ним и спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Евр. , „которого (Израиля) рассеяли между народами и землю Мою разделили“. Указана вина языческих народов. Какое историческое обстоятельство разумеет здесь пророк, об этом думают различно. Одни 415 полагают, что Иоиль имеет в виду несчастные для евр. народа события, которые произошли при Иораме, царе иудейском (882–875 г.), и о которых повествуется в 4Цар.8:20 и сл.; 2Пар.21:8 и сл. Тогда именно идумеи, находившиеся до того времени под властью царя иудейского, „выступили из-под руки Иуды и поставили над собою царя“ ( 4Цар.8:20 ); тогда же отпал к филистимлянам и город Ливна ( 4Цар.8:22 ). Это было, вероятно, в 881 г. до Р. X.; а в 879 году „пошли, – как сказано во 2Цар.21:17 , – на Иудею филистимляне и аравитяне, и ворвались в нее, и захватили все имущество, находившееся в доме царя, также и сыновей его, и жен его, и не осталось у него сына, кроме Иоахаза, меньшего из сыновей его“. Другие толкователи 416 думают, что Иоиль едва ли мог разуметь эти события из времен Иорама, потому что тогда не произошло, по крайней мере, большого, рассеяния народа Божия и деления его земли; и что поэтому всего вероятнее, пророк говорит вообще о всех будущих врагах Израиля, как говорил о них еще Моисей (Вт.28:25 и сл.). Но можно принять среднее между этими двумя толкованиями. Иоиль мог иметь в виду и события времени Иорамова, так как в дальнейших стихах (ст. 4 и сл.) он говорит о них и так как тогда, действительно, произошло отведение хотя и не большей части народа в плен ( 2Пар.21:17 ) и „деление“ земли, как может быть названо (хотя и в ограниченном смысле) отпадение города Ливны. Но он также провидит и будущие бедствия народа Божия, говоря о всех врагах последнего. LXX-mь последние слова 2-го ст. переводят: „ο διεσπρησαν ν τος ϑνεσι α τν γν μο ατεδιελαντο“, который рассеян (относится к ’Ισραλ, мн. ч. так как употреблено согласование по смыслу) и разделили (подлежащее ϑνη, находящееся в первом полустишии) землю Мою“. Такой перевод произошел, вероятно, от того, что LXX-mь читали не пиэль , а пюаль .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Если уступить за малую цену значит показать маловажность продаваемого, то тем более — не брать цены. Это и говорит пророк: как если бы кто-нибудь отступился от своей собственности без всякой цены, так и Ты Сам оставил нас, как бы ничего не стоящих, совер­шенно презрел нас. То же выражает он и далее, присово­купляя: «не было множества (народа) при восклицаниях наших», т.е. при отдаче нас. Потому другой переводчик и говорит: при оценке нас, т.е. при продаже нас. Продажа есть обмен; так мы часто отдаем раба, и получаем за него серебро или золото. «Ты отдал нас в поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас» (Пс.43:14). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «на позорище окружающем нас». «Сделал нас притчей у язычников, кивают на нас головою народы» (Пс.43:15). Тяжко и невыносимо наказание — быть в пору­гании, особенно у нечестивых, терпеть это от врагов, видеть вокруг себя поносителей, быть окруженным со всех сторон злословящими. Что значит: «притча»? Толки, осмеяние. Вокруг них были люди злонамеренные и бесчувственные, которые не только не жалели их, но и порицали, что особенно огорчало их. Здесь он разумеет, мне кажется, аравитян, обитавших в соседстве с ними. «Кивают на нас головою народы». Другой гово­рит (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «передвижение». В еврейском: «мануд». Или то говорит он: ты переселил нас, или под видом кивания головою представляет неистовство чрезмерно радующегося (врага). «Во весь день посрамление мое — предо мною, и стыд лица моего покрыл меня» (Пс.43:16). Другой го­ворит (Симмах): «бесчестие мое». «И стыд лица моего покрыл меня». Другой (Акила и Симмах): «и злословя­щего». «От голоса обидчика и клеветника, от лица врага и гонителя» (Пс.43:17). Это огорчало их больше мучений. Так как они всегда и по­стоянно наслаждались благоденствием и побеждали врагов, то все отверзли уста, когда они пали, были низвержены и не могли найти покоя, но терпели непрерывное мучение. «Все сие постигло нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили завета Твоего» (Пс.43:18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И вдруг все перевернулось. Напали савеяне – и нет отроков, волов и ослиц. Ниспал огонь с неба (молнии грозы) – и нет отроков и овец. Напали халдеи – и нет отроков, нет верблюдов. Налетел шквальный ветер из пустыни – перевернут дом, нет десятерых детей. Неизвестно, что и откуда – Иов покрыт лютой проказой от подошвы ног и по самое темя. Он скоблит себя черепицей и сидит в пепле вне селения, вне стана нормальных людей. Перевернулось все. Знавшие праведника не узнали его; возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу 1107 . Правда и праведность уничижены Богом, уничижены и поруганы. .... нет правды на земле. Но правды нет – и выше. Аравитянка, дщерь Исмаилова, жена Иова говорит ему: Похули Бога и умри! Вариантов нет. Тебе не жить, правды Божьей нет. Не суета сует 1108 все, а абсурд и полная бессмыслица! Сам ты сидишь в смраде червей, про­водя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом... (по тексту Септуагинты). И все это было еще не самое страшное. Самое страшное началось, когда, молча взирая на страждущего Иова, про­сидев напротив него семь дней и семь ночей, три его друга заговорили. И что сказали они ему – пострадавшему от рук Божиих? Много, очень много ска­зали, говорили долго, но вот к чему все свелось: Вспомни же, Иов, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? Как я видел, то оравшие (пахавшие) нечестие и сеявшие зло пожинают его 1109 Ты очень пострадал, Иов, – значит ты очень согрешил. Страдание – грешному! Взвилась к небу душа Иова, взвыла! Застонало сердце, не знавшее гре­ха, за который послано бы было такое наказание. И началась борьба. Борьба праведной души с Богом, одна из самых страшных, которая когда-либо была. Теодицея, Богооправдание – возможны ли, глядя на страдания праведного Иова? Иов не знал оправдания Богу, не видел его ни в чем. Он хорошо знал жизнь земли, но не был он в мире ином, когда пришли сыны Божии пред­стать пред Ягве и между ними пришел и сатана 1110 . Он ничего не знал о том, что было там.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И вдруг эти неученые рыбаки начали говорить на иных языках, как им давал Дух Святый. Чудо. Сбежался народ. Разные языки. И каждый человек слушал, что апостолы говорят на его языке: парфяне, мидяне, у Черного моря, в Египте, из Рима, критяне, аравитяне и другие. Дивились все и чудились: да и как не чудиться? Ужасались, недоумевали: что такое? Апостол Петр говорит им первую речь. (См.: Деян. 2:1–36 .) Все небывалое. А после апостол Павел, – как и многие другие христиане, – имели этот же дар языков: я более всех вас говорю языками, – пишет он коринфянам, очевидцам и свидетелям этого дара у него. Но он даже не считает его чем-либо особенным и только позволяет, не запрещает говорить и языками ( 1Кор. 14:18, 39 ). Главный дар – в любви (см.: 1 Кор., гл. 13). А мы бы дивились. Не так ли? Великое чудо! Я знал одного священника, который говорил на литовском языке, которого он никогда не слышал. Умолкнем! Исцеление хромого Апостолы Петр и Иоанн около девяти часов (по-нашему – в третий пополудни) шли в храм помолиться. Перед Красными дверями сидел хромой от чрева матери, прося милостыню. Просительно он смотрел и на апостолов. Может быть, даже протягивал руки к ним. Петр говорит: сребра и золота нет у меня. Но что имею, то даю: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи! И при этом апостол Петр взял его за правую руку и поднял. Тотчас же утвердились его ноги: он стал вставать и ходить, не отставая от апостолов, хваля Бога. И это видели все люди. Сбежался народ в притвор Соломонов в ужасе. Дошла весть эта до начальников, первосвященников – Анна, Каиафа и Иоанн, и Александр (два новых имени) и другие сначала заключили апостолов в темницу. Утром – суд. Рядом с ними и стоял исцеленный хромой. Удалили всех; остались одни судьи: «Знамение необычайное! Этого человека знает весь Иерусалим: отказаться мы не можем!» И чем же кончили они. Запретили апостолам говорить о Христе. Какие жалкие судьи! Петр и Иоанн не дают этого обещания: не можем не говорить о том, что мы видели и слышали! Судьи беспомощно повторяют свое запрещение и, боясь людей, отпускают апостолов...

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?» (Деян. 2, 3-12); «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2, 41). Мы видим, что Церковь сразу же заговорила на разных языках и сразу же, в первый день, к ней присоединились в числе трех тысяч «люди набожные, из всякого народа под небом», которые в дальнейшем стали фундаментом поместных Церквей. То есть Новорожденная Церковь была воистину Соборной, как Она была и воистину Едина, воистину Святая, воистину Апостольская (все Апостолы, поставленные Христом, пребывали в ней каждый день). Лишь впоследствии, после первого гонения, последовавшего за убийством Стефана, Церковь стала произрастать в глубину языческого мира: ученики, рассеявшись, подготавливали почву для прихода Апостолов и насаждения поместных Церквей. Когда нет ясности в вопросе о Новорожденной Церкви, тогда помимо Единой Церкви появляется еще и Апостольская (Иерусалимская) община. Куда это «новообразование» отнести? Что это такое – Апостольская (Иерусалимская) община: Новорожденная Вселенская Церковь или ее какое-то структурное ее подразделение? Если это Новорожденная Вселенская Церковь, то словосочетанием «Апостольская (Иерусалимская) община», чтобы не ввести в соблазн неискушенных в богословии людей, нужно пользоваться очень осторожно, непременно давая понять, что речь идет о Новорожденной Церкви. Понятно, когда словосочетание «Апостольская (Иерусалимская) община» используют, скажем, философы, историки, протестантские богословы, большинство из которых являются внешними по отношению к Вселенской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/1684219

И далее, заключив завет дружбы, Бог дает Аврааму четвертое обетование: И благословятся в тебе все племена земные. Потомство Авраама уже получило благословение в первых трех обетованиях. Теперь это благословение переносится на все народы земли. И потомки Авраама, и все народы получат в Аврааме Божие благословение. Благословение всех народов в Аврааме имеет мессианское значение и произойдет во времена Мессии. Народы, приняв веру Авраама, сделаются причастными благословений Божиих потомкам Авраама. Об этом говорил уже св. апостол Павел: Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы». Итак, верующие благословляются с верным Авраамом ( Гал. 3:6–9 ). И далее, конкретно указывается на Мессию: Дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою ( Гал. 3:14 ). Св. Иустин Философ отмечает мессианское призвание всех народов и приобщение их к благословению Авраама: «Бог избрал и явился тем, которые не просили Его. Вот, говорит Он, Я – Бог народу, который не призывал имени моего ( Ис. 65:1 ). Это тот народ, о котором Бог, некогда, дал обетование Аврааму и обещал сделать его отцом многих народов, разумея не Аравитян, Египтян или Идумеев; ибо и Измаил сделался отцом великого народа, и Исав; Аммонитян и теперь великое множество... Что же больше здесь дает Христос Аврааму? То, что Он Своим голосом призвал его подобным названием и повелел ему выйти из земли, в которой он жил. И нас всех Он призвал тем же голосом, – и мы теперь вышли из того образа жизни, который вели мы, живя худо, подобно другим обитателям земли. И вместе с Авраамом наследуем Святую землю, и получим наследие в бесконечную вечность, так как мы – дети Авраама, по одинаковой с ним вере» 412 . Исход Авраама из Месопотамии в Святую Землю по призванию Божию св. Иустин сравнивает с оставлением языческого нечестия и вхождением в Церковь Божию. Св. Иустин отмечает при этом, что и Аврааму, и уверовавшим из языческих народов христианам говорил один и тот же голос – голос Христа!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010